Научная статья на тему 'Разработка концептуальных положений взаимодействия таможенных и налоговых органов при таможенном контроле после выпуска товаров'

Разработка концептуальных положений взаимодействия таможенных и налоговых органов при таможенном контроле после выпуска товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1166
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / РЕФОРМА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ / ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА / СКООРДИНИРОВАННЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / TAX AUTHORITIES / REFORM OF CONTROLS AND OVERSIGHT ACTIVITIES OF THE PUBLIC AUTHORITIES / POST-CUSTOMS CONTROL (AFTER RELEASE OF THE GOODS) / INTERDEPARTMENTAL INTERACTION / INFORMATION INTERACTION OF CUSTOMS AND TAX AUTHORITIES / CUSTOMS INSPECTION / COORDINATED CONTROL ACTIVITIES / CONCEPTS / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жеребен Е. В.

Статья посвящена одной из актуальных проблем в деятельности органов государственной власти взаимодействию Федеральной таможенной службы (ФТС России) и Федеральной налоговой службы (ФНС России). Показано, что государственные органы представляют собой единый механизм, несмотря на то, что каждый из них призван выполнять свои функции в пределах компетенции. Рассмотрены основные направления реформирования контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти, к которым относятся снижение административной нагрузки на проверяемых лиц при одновременном повышении эффективности проверок. К участникам реформы контрольно-надзорной деятельности, в том числе, относятся ФТС России и ФНС России. Приведена динамика общего количества проверок, проведенных таможенными и налоговыми органами за период 2017-2018 гг. Одним из основных способов достижения целей по реформированию контрольно-надзорной деятельности таможенных органов становится совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ). Показано значение взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении ТКПВТ, которое обусловлено схожими компетенциями двух ведомств, а также составом информации, оперативный обмен которой значительным образом влияет на эффективность таможенных и налоговых проверок. Приведенные показатели результатов взаимодействия подразделений ТКПВТ таможенных органов и налоговых органов свидетельствуют об общем снижении количества проверок при одновременном росте эффективности каждой проверки. Анализ нормативных актов, регулирующих взаимодействие таможенных органов, и исследований в указанной области позволяют сделать вывод об отсутствии единых терминологических и теоретических положений в области межведомственного взаимодействия. Автором разработаны концептуальные положения сотрудничества двух ведомств, в которых выделены принципы, субъекты, функции, цели и задачи взаимодействия таможенных и налоговых органов. Предложенные основы и принципы сотрудничества таможенных и налоговых органов могут быть признаны базовыми при практической реализации механизма взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении ТКПВТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жеребен Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF INTERACTION OF CUSTOMS AND TAX AUTHORITIES TO POST-CUSTOMS CONTROL

This article focuses on one of the actual problems in activities of the public authorities is interaction of customs and tax authorities. The public authorities are a single mechanism but each authority carries out its functions within the limits of its competence. It is determined the main areas of reform of controls and oversight activities of the public authorities, which include reduce the administrative burden on economic entities while enhancing the efficiency of government control. Federal customs service (FCS of Russia) and the Federal tax service (FNS of Russia) are part of the reform of controls and oversight activities of the public authorities. This article also contains the total number of inspections, that took place FNS of Russia and FCS of Russia at 2017-2018. The one of the fundamental tools to attain the goals of the reform of controls and oversight activities of the public authorities is improvement post-customs control. It is determined that importance of interaction of customs and tax authorities to post-customs control, which is due to the similar competencies of two authorities, and information content, exchange of this information impacts on the efficiency of the control activities. Performance of the total number of inspections, that took place FNS of Russia and FCS of Russia at 2017-2018 showed how reduced the number of examinations while concurrent increased efficiency each inspection. The analysis of legislation and scientific research in this area indicating a lack of single terminological and theoretical framework about interdepartmental interaction. The author has developed concepts of interaction of customs and tax authorities, which includes principles, subjects, functions, goals and tasks. Those proposals can become the basis for practical realization of mechanism of interaction of customs and tax authorities to post-customs control.

Текст научной работы на тему «Разработка концептуальных положений взаимодействия таможенных и налоговых органов при таможенном контроле после выпуска товаров»

УДК: 339.5

ББК: 65.42

Жеребен Е.В.

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ

ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

Zhereben E. V.

THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF INTERACTION OF CUSTOMS AND TAX AUTHORITIES TO POST-CUSTOMS CONTROL

Ключевые слова: таможенные органы, налоговые органы, реформа контрольно-надзорной деятельности государственных органов, таможенный контроль после выпуска товаров, межведомственное взаимодействие, информационное взаимодействие таможенных и налоговых органов, таможенная проверка, скоординированные контрольные мероприятия, концептуальные положения, принципы.

Keywords: customs authorities, tax authorities, reform of controls and oversight activities of the public authorities, post-customs control (after release of the goods), interdepartmental interaction, information interaction of customs and tax authorities, customs inspection, coordinated control activities, concepts, principles.

Аннотация: статья посвящена одной из актуальных проблем в деятельности органов государственной власти - взаимодействию Федеральной таможенной службы (ФТС России) и Федеральной налоговой службы (ФНС России). Показано, что государственные органы представляют собой единый механизм, несмотря на то, что каждый из них призван выполнять свои функции в пределах компетенции. Рассмотрены основные направления реформирования контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти, к которым относятся снижение административной нагрузки на проверяемых лиц при одновременном повышении эффективности проверок. К участникам реформы контрольно-надзорной деятельности, в том числе, относятся ФТС России и ФНС России. Приведена динамика общего количества проверок, проведенных таможенными и налоговыми органами за период 2017-2018 гг. Одним из основных способов достижения целей по реформированию контрольно-надзорной деятельности таможенных органов становится совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ). Показано значение взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении ТКПВТ, которое обусловлено схожими компетенциями двух ведомств, а также составом информации, оперативный обмен которой значительным образом влияет на эффективность таможенных и налоговых проверок. Приведенные показатели результатов взаимодействия подразделений ТКПВТ таможенных органов и налоговых органов свидетельствуют об общем снижении количества проверок при одновременном росте эффективности каждой проверки. Анализ нормативных актов, регулирующих взаимодействие таможенных органов, и исследований в указанной области позволяют сделать вывод об отсутствии единых терминологических и теоретических положений в области межведомственного взаимодействия. Автором разработаны концептуальные положения сотрудничества двух ведомств, в которых выделены принципы, субъекты, функции, цели и задачи взаимодействия таможенных и налоговых органов. Предложенные основы и принципы сотрудничества таможенных и налоговых органов могут быть признаны базовыми при практической реализации механизма взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении ТКПВТ.

Abstract: this article focuses on one of the actual problems in activities of the public authorities is interaction of customs and tax authorities. The public authorities are a single mechanism but each authority carries out its functions within the limits of its competence. It is determined the main areas of

reform of controls and oversight activities of the public authorities, which include reduce the administrative burden on economic entities while enhancing the efficiency of government control. Federal customs service (FCS of Russia) and the Federal tax service (FNS of Russia) are part of the reform of controls and oversight activities of the public authorities. This article also contains the total number of inspections, that took place FNS of Russia and FCS of Russia at 2017-2018. The one of the fundamental tools to attain the goals of the reform of controls and oversight activities of the public authorities is improvement post-customs control. It is determined that importance of interaction of customs and tax authorities to post-customs control, which is due to the similar competencies of two authorities, and information content, exchange of this information impacts on the efficiency of the control activities. Performance of the total number of inspections, that took place FNS of Russia and FCS of Russia at 20172018 showed how reduced the number of examinations while concurrent increased efficiency each inspection. The analysis of legislation and scientific research in this area indicating a lack of single terminological and theoretical framework about interdepartmental interaction. The author has developed concepts of interaction of customs and tax authorities, which includes principles, subjects, functions, goals and tasks. Those proposals can become the basis for practical realization of mechanism of interaction of customs and tax authorities to post-customs control.

Государство с момента своего возникновения выполняет задачи, которые обеспечивают соответствующее функционирование человеческого сообщества - организация общества и порядка в нем, защита внутренней и внешней безопасности и т.д. Государство - механизм, состоящий из различных субъектов со сложной структурой и своими компетенциями, основным элементом которого является государственный ор-ган1. Несмотря на то, что государственные органы призваны выполнять свои функции и обеспечивать государственное регулирование в отведенной им сфере общественных отношений, при выполнении этих задач они тесно взаимодействуют между собой, представляя единый механизм, к основным задачам которого относится обеспечение безопасности и правопорядка в обществе.

Согласно пункту 5 раздела I Протокола заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам № 8 от 19.10.2016 года ФТС России и ФНС России определены в качестве участников реализации приоритетной программы по направлению «Реформа контрольно-надзорной деятельности»2. В соответствии с

Теория государства и права. Под ред. А.С. Пиголкина // Юрайт. - 2006. - С. 165-171.

2 Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 19.10.2016 г. № 8. [Электронный ресурс] Сайт Президента России URL: http://www.kremlin.ru/acts/news (дата обращения 19.10.2019 г.).

ключевой целью вышеуказанной реформы по снижению административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и повышения качества администрирования контрольно-надзорных функций, в Российской Федерации прослеживается уменьшение количества проверок контролирующих органов. В соответствии с данными по форме № 1 -контроль общее количество проверок, проведенных таможенными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в 2018 году сократилось на 40% по сравнению с 2017 годом3. Количество проверок, проведенных налоговыми органами по той же форме, уменьшилось на 35,5% за аналогичный период (таблица 1)4. При этом форма № 1-контроль включает выездные проверки, проверки по соблюдению валютного законодательства, проверки по соблюдению законодательства о применении контрольно-кассовой техники (налоговые органы), про-

Доклад ФТС России об осуществлении таможенными органами государственного контроля

надзора и его эффективности // [Электронный ре-

сурс] Сайт ФТС России URL: http://customs.ru/activity/kontrol-naya-deyatel-nost-/ doklad-federal-noj -tamozhennoj -sluzhby-ob-osushhestvlenii-tamozhennymi-organami-gosudarstvennogo-kontrolya-%28nadzora%29-i-ego-effektivnosti (дата обращения 04.11.2019 г.)

4 Доклад ФНС России об осуществлении государственного контроля (надзора). // [Электронный ресурс] Сайт ФНС России URL: https://www.nalog.ru/html/ sites/www.new.nalog.ru/docs/kont/dokl1_kont18.pdf (дата обращения 04.11.2019 г.).

верки по соблюдению законодательства в сти (налоговые органы). области госрегулируемых видов деятельно-

Таблица 1 - Динамика общего количества проверок, проведенных таможенными и налоговыми органами в 2017-2018 гг.

Наименование государственного органа 2017 2018 Динамика, %

ФТС России 57730 34692 40% Я

ФНС России 103,9 тыс. 67,1 тыс. 35,5%^

В сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) решением вышеуказанных задач становится ТКПВТ. На это указывает прежде всего то, что совершенствование ТКПВТ стало одним из основных стратегических направлений развития таможенной службы России до 2020 года1. ТКПВТ выполняет две важнейшие функции: с одной стороны - придает целостность контрольным действиям таможенных органов по обеспечению соблюдения таможенного законодательства участниками ВЭД, которые направлены на выявление и пресечение случаев незаконного ввоза товаров и доплату причитающихся платежей в бюджет государства; с другой стороны, позволяет существенно сократить административную нагрузку на бизнес-сообщество на этапе декларирования товаров путем смещения отдельных форм контроля на этап после выпуска. При этом необходимо придерживаться основного правила - таможенный контроль должен проводиться в минимальном, но достаточном для обеспечения соблюдения таможенного законодательства объеме.

Взаимодействие таможенных и налоговых органов имеет особое значение в общей системе межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Это обусловлено как схожими функциями по обеспечению собираемости налогов и сборов в бюджет, так и составом информации, которая имеется в распоряжении ведомств и имеет большое значение при планировании и проведении мероприятий таможенного и налогового кон-

1 Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2013. № 2, ст. 109; 2014. № 18, ч. IV, ст. 2220.

троля. Поэтому одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность ТКПВТ, является налаженное на должном уровне взаимодействие таможенных и налоговых органов, что обуславливает актуальность темы исследования.

В настоящее время проведено значительное количество исследований в области ТКПВТ и межведомственного взаимодействия, в частности, таможенных и налоговых органов. Значение и преимущества ТКПВТ в условиях глобализации мировой торговли показаны в работах Л.А. Поповой, Н.Г. Липатовой2, Г.И. Немировой3, А.Н. Шашкиной4, С.В. Новикова5 и др. Обзор литературы по данной тематике также позволил проанализировать значение информационного обмена при межведомственном взаимодействии6. В то же время на методологическом уровне вопросы взаимодействия федеральных органов исполни-

2 Попова Л.А., Липатова Н.Г. Организационные и методические основы применения экономических инструментов таможенной проверки (контроля) участников внешнэкономической деятельности // Из-во РТА: монография. 2014.

3 Немирова Г.И. Роль таможенного контроля после выпуска товаров в формировании доходов бюджета // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2015. - № 6 (28). -с. 17-23.

4 Шашкина А.Н. Таможенный контроль после выпуска товаров: проблемы правоприменительной практики // Вестник Российской таможенной академии. - 2015. - № 2. - с. 52-57.

5 Новиков С.В. Таможенный контроль после выпуска товаров как завершающий этап процесса таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. - 2017. - № 1. - с. 171-180.

6 Бормотова Е.Г. Межведомственное информационное взаимодействие как элемент совершенствования организации и повышения эффективности деятельности таможенных органов // Транспортное дело России. - 2013. - № 3. - с. 108-110.

тельной власти при проведении ТКПВТ практически не рассматривались. Концептуальные положения, в том числе принципы, функции, цели, само понятие взаимодействия таможенных и налоговых органов, не нашли отражения в современных исследованиях. Данная работа призвана восполнить этот пробел. Основной целью статьи

является разработка и предложение теоретических положений о взаимодействии таможенных и налоговых органов при ТКПВТ.

По времени проведения таможенного контроля выделяют предварительный, текущий, последующий контроль (рисунок 1).

Рисунок 1 - Классификация таможенного контроля по времени проведения

В таможенном законодательстве контроль, названный выше последующим, закреплен как таможенный контроль после выпуска товаров. При этом в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза не содержится понятия «таможенный контроль после выпуска товаров». В Киот-ской конвенции понятием, идентичным таможенному контролю после выпуска товаров, является контроль на основе методов аудита. Использование таможенного контроля на основе методов аудита определено Конвенцией как один из основных принципов, на котором должна базироваться деятельность таможенных служб1.

Основные цели и принципы таможенного контроля после выпуска товаров закреплены в Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств. Данная Концепция определила таможенный контроль после выпуска как «комплекс мер, осуществляемых после выпуска товаров, проводимых в целях проверки факта выпуска, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном

1 Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973 г.). // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

оформлении»2.

Таможенная проверка является основной формой таможенного контроля после выпуска товаров. На рисунке 2 представлены формы таможенного контроля в зависимости от их применения или неприменения после выпуска товаров.

ТКПВТ проводят должностные лица таможенных органов преимущественно в форме таможенной проверки с целью контроля факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении.

Главная особенность и одновременно сложность проведения мероприятий ТКПВТ таможенными органами заключается в том, что факт нарушения законодательства уже состоялся и ущерб экономической безопасности государства причинен, в отличие от этапов декларирования и выпуска товаров.

2 Приказ ФТС РФ от 07.12.2007 г. № 1516 «Об утверждении Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств». // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Формы таможенного контроля

Применяемые исключительно после

выпуска товаров: - таможенная проверка (в рамках таможенной проверки могут применяться иные формы таможенного контроля)

Применяемые независимо от выпуска товаров:

- получение объяснений;

- проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;

- таможенный осмотр;

- таможенный досмотр;

- таможенный осмотр помещений и территорий

Не применяемые после

выпуска товаров: - личный таможенный досмотр

Рисунок 2 - Формы таможенного контроля

Это влияет на экономическую эффек- на основную проблему эффективности ме-тивность таможенных проверок. Анализ ре- роприятий ТКПВТ - обеспечение высокого зультатов взаимодействия подразделений уровня взыскания на этапе после выпуска ТКПВТ с налоговыми органами указывает товаров.

Таблица 2 - Результаты взаимодействия подразделений ТКПВТ с налоговыми органами и результатах скоординированных контрольных мероприятий на январь-декабрь 2017-2018 гг.

Период Янв.-дек. 2017 г. Янв.-дек. 2018 г. Динамика, %

Всего проверочных мероприятий: 867 796 8 -0-

Доначислено, руб. 2 млрд 687млн 4 млрд 734 млн 76 ц-

Взыскано, руб. 1 млрд 554 млн 2 млрд 011 млн 29 А

Всего скоординированных контрольных мероприятий: 324 208 36 И

Доначислено, руб. 469 млн 1 млрд 617 млн 245 Ц

Взыскано, руб. 218 млн 580 млн 166 тг

Количество проверочных мероприятий, проведенных подразделениями ТКПВТ во взаимодействии с налоговыми органами, за январь-декабрь 2018 г. снизилось на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. В то же время сумма доначисленных таможенных платежей, пеней и штрафов возросла на 76% за те же периоды январь-декабрь 2017 г. и 2018 г. Взыскать по результатам доначислений в 2018 г. также удалось больше на 29%. Это свидетельствует об уменьшении административной нагрузки на бизнес-сообщество путем со-

кращения количества проверок, при этом экономическая эффективность проверочных мероприятий возрастает, что подтверждается существенным ростом доначисленных и взысканных сумм таможенных платежей, пеней и штрафов. Аналогичная ситуация сложилась с проведенными скоординированными контрольными мероприятиями (СКМ) за те же периоды январь-декабрь 2017 г. и 2018 г. Общее количество СКМ снизилось (на 36%), при этом доначисленные и взысканные в бюджет суммы суще-

ственно увеличены (таблица 2)1.

Анализ показателей взаимодействия подразделений ТКПВТ с налоговыми органами и результатах скоординированных контрольных мероприятий на январь-декабрь 2017-2018 гг. подтверждает общую положительную тенденцию по снижению количества проверок и одновременно рост экономической эффективности каждой проверки. При этом ярко выражена проблема по обеспечению высоких сумм взыскания доначисленных таможенных платежей, пеней и штрафов. Данные проанализированного периода показывают, что взыскать в бюджет удается только около 50% от выявленных финансовых нарушений.

На данный момент одним из основных способов, который помог бы минимизировать формирование задолженности в бюджет, является качественный выбор объектов контроля. Основа, которая обеспечивает эффективную работу в указанном направлении, - это своевременное получение подразделениями ТКПВТ всей необходимой информации об участниках внешнеэкономической деятельности и потенциальных субъектах проверок на этапе после выпуска товаров.

В основе успешного выполнения таможенными органами своих функций (обеспечение экономической безопасности, выявление и пресечение схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, снижение административной нагрузки на бизнес и др.) большое значение имеет информация (информационный обмен), имеющаяся в распоряжении налоговых органов. В зависимости от ее наличия или отсутствия применяются в том или ином объеме формы таможенного контроля. Приоритетным вектором совершенствования взаимодействия таможенных и налоговых органов представляется такая организация информационного обмена, при которой необходимые сведения (об участниках ВЭД и налогоплательщиках,

1 Итоги деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров. // [Электронный ресурс] Сайт ФТС России URL: http://customs.ru/activity/results/itogi-deyatel-nosti-tamozhennyx-organov-po-osushhestvleniyu-tamozhennogo-kontrolya-posle-vypuska-tovarov (дата обращения 06.11.2019 г.).

внешнеторговых операциях и т.д.) могут оказаться в распоряжении одного из ведомств в режиме реального времени в самой актуальной версии.

Таким образом, эффективное взаимодействие таможенных и налоговых органов может оказывать существенное влияние на экономические результаты проверочных мероприятий ТКПВТ.

Как уже ранее было упомянуто, ТКПВТ направлен, в том числе на обеспечение поступления в бюджет дополнительно начисленных финансовых средств и снижение нагрузки на участников ВЭД, что как раз отвечает задачам и целям, которые были поставлены Президентом России в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности. Объединение усилий таможенной и налоговой служб позволяет осуществлять более глубокий контроль на всех направлениях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Реализация вышеуказанных задач требует системного комплексного подхода. В связи с этим предлагается сформулировать концептуальные положения взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении ТКПВТ. К основным нормативно-правовым актам, регулирующим непосредственно взаимодействие таможенных и налоговых органов, можно отнести: Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от

21.01.2010 г.2, Регламент от 04.06.2018 г. об организации скоординированных контрольных мероприятий (СКМ) и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон (ТНКИ)3, Типовое положение о Координационном совете, утвержденное Письмом Федеральной таможенной службы и Федеральной

2 Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы (Заключено в г. Москве 21.01.2010 г. № 0169/1, № ММ-27-2/1) // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3 Письмо ФТС России № 01-11/33109, ФНС России № ММВ-20-2/58@ от 04.06.2018 г. «О применении Регламента организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон». // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс.

налоговой службы от 17 июля 2012 г. № 0111/35687, № ММВ-22-2/55@1. При этом анализ указанных правовых документов позволяет сделать вывод о том, что ни один из них не содержит определения, принципов, общих целей и функций взаимодействия таможенных и налоговых органов.

Отсутствие установленного термина «взаимодействие», его единого понимания применительно к сотрудничеству таможенных и налоговых органов, а также основополагающих начал указанного понятия, негативно влияет на эффективность деятельности ведомств при реализации возложенных задач. Разработка концептуальных положений взаимодействия таможенных и налоговых органов позволит точно определиться с предметом регулирования, субъектами, позволит исключить пробелы при исполнении нормативно-правовых актов и использовании понятия «взаимодействие», от чего также зависит правомерность принимаемых полномочными органами решений. При разработке концептуальных положений взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении ТКПВТ учитывалось определение, разработанное автором2: взаимодействие таможенных и налоговых органов - это законная, согласованная по месту и средствам, многоплановая деятельность таможенных и налоговых органов, направленная на обмен документами и информацией, на проведение совместных контрольных мероприятий в отношении товаров и участников внешнеторговых поставок товаров с целью повышения эффективности реализации государственной экономической политики.

Концептуальные начала предложены с учетом значения взаимодействия таможенных и налоговых органов Российской Федерации в реализации государственной экономической политики, указывают на взаи-

1 Письмо Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 17 июля 2012 г. N 01 11/35687, N ММВ-22-2/55@ «О направлении типового положения о Координационном совете» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2 Жеребен Е.В. Межведомственное взаимодействие: содержание понятия и основные принципы его реализации (на примере сотрудничества таможенных и налоговых органов). // Вестник Российской таможенной академии. - 2018. - № 4. - с. 146-150.

мосвязь и взаимообусловленность органов названных ведомств и определяют общие принципы их взаимодействия (рисунок 3). Среди таких принципов выделим: инициативность, согласованность, мультисубъект-ность, консолидированность и легитимность.

Важным принципом взаимодействия является мультисубъектностъ. Он предполагает участие как минимум двух сторон в совместных согласованных действиях (мероприятиях). В нашей концепции взаимодействия основные субъекты - это ФТС России и ФНС России, оба ведомства имеют сложную структуру и взаимодействуют на всех уровнях. Дополняющий к этому принципу взаимодействия является принцип консолидации усилий сторон. Он определяет отношения сотрудничества между сторонами взаимодействия. Такие отношения характеризуются общими целями и интересами взаимодействующих таможенных и налоговых органов.

Взаимодействие таможенных и налоговых органов не сможет состояться без инициативы как минимум одной из сторон, так как одного желания взаимодействовать недостаточно. В связи с тем, что взаимодействие предусматривает взаимный характер отношений, необходима также активная деятельность и наличие самостоятельных предложений второй стороны по отношению к первой (инициатору). Например, обмен информацией между ФТС России и ФНС России проводится по инициативе одной из сторон, возможно на плановой основе или же по запросам.

Осуществляемая в рамках взаимодействия совместная деятельность таможенных и налоговых органов должна носить взаимный характер, то есть она должна быть согласована всеми участниками такого процесса. Согласованность как основной принцип взаимодействия влияет на совместные действия, объединяя их в единое целое - систему. Согласованность предусматривает некоторые действия, в результате которых и достигается соответствующее взаимодействие. К ним в первую очередь следует отнести согласование совместных действий таможенных и налоговых органов по целям, месту и времени их осуществления, напри-

мер, скоординированные контрольные мероприятия.

Принцип легитимности взаимодействия означает законность и правомерность осуществляемых в рамках взаимодействия таможенных и налоговых органов действий и используемых при этом форм, методов, инструментов и средств. Это один из наиболее универсальных принципов, присущих практически любому государственному процессу. В данном случае принцип законности исключает возможность субъектам взаимодействия руководствоваться своими личными соображениями при осуществлении согласованной деятельности, все формы, методы, способы и средства сотрудничества должны основываться на законе.

Взаимодействие указанных ведомств осуществляется для достижения определенных совместных целей и реализации функций. На наш взгляд, одной из функций, которая реализуется при сотрудничестве таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, является обеспечение законности. Строжайшее соблюдение законов - таково требование законности, обращенное ко всем органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам. Конституцией Российской Федерации установлено, что законность является одним из важнейших правовых принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц.

Законность в деятельности органов государственной власти обеспечивается следующими способами: контроль, административный надзор, право обжалования незаконных действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Контроль предполагает не только обнаружение нарушений закона и ответственности виновных, но и их устранение. Следо-

вательно, одной из важнейших функций при взаимодействии ФТС России и ФНС России при проведении ТКПВТ является обеспечение правильного применения и неуклонного соблюдения нормативных правовых актов в сфере таможенных и налоговых правоотношений.

Функция, для реализации которой прежде всего и взаимодействуют таможенные и налоговые органы, - фискальная. Налоги исторически связаны с появлением, существованием и функционированием государства. Сокрытие доходов хозяйствующих субъектов от налогообложения и уклонение их от уплаты налоговых платежей заставило правительства разных стран создавать специальные органы государственной власти, одной из основных функций которых стала фискальная. В России эту функцию выполняют два ведомства -ФТС России и ФНС России.

Исполнение таможенными органами Российской Федерации фискальной функции предполагает взимание таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза в процессе внешнеторговых поставок товаров (экспортно-импортных операций), а также контроль за правильностью их начисления и своевременностью уплаты. Исполнение налогов ыми органами Российской Федерации фискальной функции предполагает обеспечение правильности, своевременности и полноты внесения налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в соответствующий бюджет. Следует подчеркнуть, что основой развития взаимодействия между таможенной и налоговой службами является единая цель - выявление и пресечение схем уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов, обеспечение полноты и своевременности их поступления в бюджет.

ФНС России ФТС России

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принципы:

инициативность, согласованность, мультисубъ-ектность, консолидированность и легитимность

Функции: фискальная, правоохранительная, обеспечения законности

Формы и направления взаимодействия: 1) информационное взаимодействие; 2) методологическое взаимодействие; 3) взаимодействие при контрольной деятельности.

Цели и задачи взаимодействия:

— обеспечение экономической безопасности;

— повышение бюджетной составляющей;

— выявление и пресечение схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей;

— снижение административной нагрузки на бизнес

Рисунок 3 - Концептуальные положения взаимодействия таможенных и налоговых

органов

Отсюда следует, что дополнительной функцией, которую выполняют оба вышеуказанных ведомства при взаимодействии, следует выделить правоохранительную. Налоговые органы, по своей сути, не относятся к правоохранительным органам, однако, специфика их деятельности имеет отдельные черты, характерные для правоохранительных органов - это защита экономической безопасности России, соблюдение налогового законодательства, обеспечение выполнения гражданами, хозяйствующими субъектами и государственными органами обязанностей в области налоговых правоотношений, а также деятельность по выявлению, пресечению и предупреждению налоговых правонарушений.

Правоохранительный статус таможенных органов России закреплен статьей 354

ТК ЕАЭС (согласно которой таможенные органы ведут оперативно-розыскную деятельность, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей). Таможенные органы как государственные правоохранительные органы, несут ответственность за обеспечение правопорядка и законности, защиту прав и свобод человека, законных интересов государственных и негосударственных организаций, борьбу с преступлениями и иными правонарушениями. ФТС России осуществляет специальные функции по борьбе с контрабандой, преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела; обеспечивает соблюдение установленных запретов и

ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. Совместным приказом ФНС России № ММВ-7-2/950@, ФТС России № 1815 от 20.11.2017 регулируется порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу. Приказом установлен порядок, условия и сроки передачи таможенными органами Российской Федерации результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц1.

Основные общие цели и задачи взаимодействия таможенных и налоговых органов:

- обеспечение экономической безопасности;

повышение бюджетной составляющей;

- выявление и пресечение схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей;

снижение административной нагрузки на бизнес.

В концепции взаимодействия все формы сотрудничества таможенных и налоговых органов можно условно разделить на 3 группы: информационное, методологическое, взаимодействие при контрольной деятельности.

Методологическое взаимодействие включает в себя проведение мероприятий по повышению квалификации должностных лиц таможенных и налоговых органов (стажировки, семинары), конференции, консультации по обмену опытом. Также ведомства утверждают и согласовывают планы совместной работы, разрабатывают методические указания, оказывают взаимную методологическую помощь в соответствии с Соглашением о сотрудничестве ФТС Рос-

1 Приказ ФНС России № ММВ-7-2/950@, ФТС России № 1815 от 20.11.2017 г. «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу». // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

сии и ФНС России от 21.01.2010 г. Кроме того, методическое взаимодействие таможенных и налоговых органов на данном этапе осуществляется в рамках координационных советов. Координационный совет является коллегиальным консультативным органом, призванным выполнять задачи по повышению эффективности взаимодействия таможенных и налоговых органов, а также по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений в области налогового, таможенного и валютного законодательства . В настоящее время создано 16 координационных советов. Основные положения о Координационном совете сформулированы в совместном Письме ФТС России и ФНС России от 17.07.2012 г.

Информационное сотрудничество таможенных и налоговых органов основывается на взаимном предоставлении необходимых сведений из баз данных и оперативной информации. К этой области взаимодействия также можно отнести разработку новых информационных технологий, направленных на интеграцию информационных ресурсов ведомств. Таможенные и налоговые органы осуществляют плановый в установленные сроки и оперативный инициативный и по запросам обмен информацией. Плановый обмен осуществляется на федеральном уровне посредством взаимодействия Федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» ФНС России и Центрального информационно-технического таможенного управления ФТС России. Эти структуры обеспечивают доведение плановой информации до региональных органов, что занимает достаточно много времени. Состав передаваемой информации утвержден Соглашением о сотрудничестве ФТС России и ФНС России от 21.01.2010 г.

Взаимодействие при контрольной деятельности таможенных и налоговых органов включает такие процессы как формирование совместных контрольных процедур (скоординированные контрольные мероприятия), мероприятий таможенного и налогового

2 Липатова Н.Г., Жеребен Е.В. Взаимодействие таможенных и налоговых органов при таможенном контроле после выпуска товаров: методология исследования // Вестник Российской таможенной академии. -2019. - № 2. - с. 80-89.

контроля по информации сторон, основные положения которых утверждены Регламентом от 04.06.2018 г. об организации скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон.

Можно сделать вывод, что все современные формы и направления сотрудничества ФТС России и ФНС России при проведении ТКПВТ так или иначе основаны на взаимном обмене информацией, и чем оперативнее этот обмен происходит, тем эффективнее, в частности, процесс взимания таможенных и налоговых платежей, и соответственно, таможенный контроль после выпуска товаров в целом.

Анализ правовых источников, регулирующих взаимодействие таможенных и налоговых органов, позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день отсутствуют единая терминологическая база и теоретические основы в сфере межведомственного взаимодействия, в частности, таможенных и налоговых органов, что может привести к существенному затруднению совместной деятельности ведомств. Уста-

новленные в нормативном порядке принципы, функции, цели и основные направления взаимодействия таможенных и налоговых органов при ТКПВТ помогут точнее определить права и обязанности должностных лиц в рамках такого сотрудничества. Автором разработаны концептуальные положения взаимодействия таможенных и налоговых органов, на основе нормативно-правовых актов, регулирующих сотрудничество ведомств. В них включены субъекты, основные принципы, функции, цели и задачи взаимодействия ФТС России и ФНС России. Система взаимодействия условно разделена на 3 группы: информационное, методологическое, при контрольной деятельности, представлено обоснование каждой группы.

Предложенная концептуальные основы и принципы сотрудничества таможенных и налоговых органов могут быть признаны базовыми при практической реализации механизма взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении ТКПВТ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина // Юрайт. - 2006. - С. 165-171.

2. Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 19.10.2016 г. № 8 // [Электронный ресурс]. Сайт Президента России. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/news (дата обращения 19.10.2019 г.).

3. Доклад ФТС России об осуществлении таможенными органами государственного контроля надзора и его эффективности // [Электронный ресурс]. Сайт ФТС России. - URL: http://customs.ru/activity/kontrol-naya-deyatel-nost-/doklad-federal-noj-tamozhennoj-sluzhby-ob-osushhes^enii-tamozhennymi-organami-gosudarstvennogo-kontrolya-0/o28nadzora0/o29-i-ego-effektivnosti (дата обращения 04.11.2019 г.).

4. Доклад ФНС России об осуществлении государственного контроля (надзора) // [Электронный ресурс]. - URL: Сайт ФНС России https://www.nalog.ru/html/sites/ www.new.nalog.ru/docs/kont/dokl1_kont18.pdf (дата обращения 04.11.2019 г.).

5. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2, ст. 109; 2014. - № 18, ч. IV, ст. 2220.

6. Попова, Л.А., Липатова, Н.Г. Организационные и методические основы применения экономических инструментов таможенной проверки (контроля) участников внешнэкономи-ческой деятельности: монография. - М.: Из-во РТА, 2014.

7. Немирова, Г.И. Роль таможенного контроля после выпуска товаров в формировании доходов бюджета // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2015. - № 6 (28). - С. 17-23.

8. Шашкина, А.Н. Таможенный контроль после выпуска товаров: проблемы правоприменительной практики // Вестник Российской таможенной академии. - 2015. - № 2. - С. 52-57.

9. Новиков, С.В. Таможенный контроль после выпуска товаров как завершающий этап процесса таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. - 2017. - № 1. - С. 171-180.

10. Бормотова, Е.Г. Межведомственное информационное взаимодействие как элемент совершенствования организации и повышения эффективности деятельности таможенных органов // Транспортное дело России. - 2013. - № 3. - С. 108-110.

11. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

12. Приказ ФТС РФ от 07.12.2007 г. № 1516 «Об утверждении Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

13. Итоги деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров. // [Электронный ресурс] Сайт ФТС России. - URL: http://customs.ru/activity/results/itogi-deyatel-nosti-tamozhennyx-organov-po-osushhestvleniyu-tamozhennogo-kontrolya-posle-vypuska-tovarov (дата обращения 06.11.2019 г.).

14. Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы (Заключено в г. Москве 21.01.2010 г. № 01-69/1, № ММ-27-2/1) // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

15. Письмо ФТС России № 01-11/33109, ФНС России № ММВ-20-2/58@ от 04.06.2018 г. «О применении Регламента организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс.

16. Письмо Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 17 июля 2012 г. N 01 11/35687, N ММВ-22-2/55@ «О направлении типового положения о Координационном совете» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

17. Жеребен, Е.В. Межведомственное взаимодействие: содержание понятия и основные принципы его реализации (на примере сотрудничества таможенных и налоговых органов) // Вестник Российской таможенной академии. - 2018. - № 4. - С. 146-150.

18. Приказ ФНС России № ММВ-7-2/950@, ФТС России № 1815 от 20.11.2017 г. «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

19. Липатова, Н.Г., Жеребен, Е.В. Взаимодействие таможенных и налоговых органов при таможенном контроле после выпуска товаров: методология исследования // Вестник Российской таможенной академии. -2019. - № 2. - С. 80-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.