Научная статья на тему 'Разработка путей совершенствования применения программных средств, используемых ФТС России при проведении таможенного контроля после выпуска товаров'

Разработка путей совершенствования применения программных средств, используемых ФТС России при проведении таможенного контроля после выпуска товаров Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
702
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CUSTOMS CONTROL AFTER GOODS RELEASE / INFORMATION SUPPORT FOR CUSTOMS CONTROL AFTER GOODS RELEASE / SOFTWARE OF CUSTOMS AUTHORITIES / INTERAGENCY COOPERATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Агапова А.В.

В настоящее время развитие таможенного контроля после выпуска товаров стало ключевым направлением деятельности таможенных органов Российской Федерации. Поэтому развитие информационного обеспечения проведения такого контроля будет способствовать повышению эффективности самого таможенного контроля в целом. Одним из направлений такого информационного обеспечения являются программные средства, используемые таможенными органами Российской Федерации. В работе проведен анализ программных средств, используемых таможенными органами при проведении контроля после выпуска товаров, установлены проблемы, связанные с их применением, предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Агапова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF WAYS TO IMPROVE THE USE OF SOFTWARE, SERVICES OF THE FCS OF RUSSIA DURING CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS

At present, the development of customs control after the release of goods has become a key activity of the customs authorities of the Russian Federation. Therefore, the development of information support for such control will contribute to improving the efficiency of customs control as a whole. One of the directions of such information support is the software used by the customs authorities of the Russian Federation. The work analyzed the software used by customs authorities in monitoring after the release of goods, identified problems related to their application, proposed ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Разработка путей совершенствования применения программных средств, используемых ФТС России при проведении таможенного контроля после выпуска товаров»

УДК 338.5

РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ФТС РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

Агапова А.В.

Российская таможенная академия

DEVELOPMENT OF WAYS TO IMPROVE THE USE OF SOFTWARE, SERVICES OF THE FCS OF RUSSIA DURING CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS

Agapova A.V.

Russian Customs Academy

Аннотация

В настоящее время развитие таможенного контроля после выпуска товаров стало ключевым направлением деятельности таможенных органов Российской Федерации. Поэтому развитие информационного обеспечения проведения такого контроля будет способствовать повышению эффективности самого таможенного контроля в целом. Одним из направлений такого информационного обеспечения являются программные средства, используемые таможенными органами Российской Федерации. В работе проведен анализ программных средств, используемых таможенными органами при проведении контроля после выпуска товаров, установлены проблемы, связанные с их применением, предложены пути их решения.

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, информационное обеспечение проведения таможенного контроля после выпуска товаров, программные средства таможенных органов, межведомственное взаимодействие.

Abstract

At present, the development of customs control after the release of goods has become a key activity of the customs authorities of the Russian Federation. Therefore, the development of information support for such control will contribute to improving the efficiency of customs control as a whole. One of the directions of such information support is the software used by the customs authorities of the Russian Federation. The work analyzed the software used by customs authorities in monitoring after the release of goods, identified problems related to their application, proposed ways to solve them.

Keywords: Customs control after goods release, information support for customs control after goods release, software of customs authorities, interagency cooperation.

Введение

При анализе информационного обеспечения проведения таможенного контроля после выпуска товаров (далее - ТК ПВТ), под которым понимается совокупность информационных ресурсов, способствующих проведению такого контроля, а именно: осуществлению аналитической работы и организации таможенных проверок, установлено, что одним из блоков информационных ресурсов являются имеющиеся в таможенном органе программные средства, базы данных [3];

Результаты исследования

Известно, что в результате вступления в силу ТК ЕАЭС с 1 января 2018 участники ВЭД не обязаны предоставлять в таможенные органы стран ЕАЭС разрешительные документы на бумажном носителе. Это стало возможно благодаря использованию ФТС России:

- системы электронного межведомственного взаимодействия (далее - СМЭВ);

- сервиса «Личный кабинет участника ВЭД».

Рис. 1. Проверка разрешительных документов в рамках СМЭВ

В рамках СМЭВ ФТС России использует 64 технологических карты межведомственного взаимодействия (далее - ТКМВ) с федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ), в результате чего участники ВЭД могут не представлять разрешительные документы (около 37), которые выдаются МВД России, ФСБ России, Минпромторгом России и другими органами. Данный процесс отображен на рисунке 1 [3].

Так, при проведении ТКПВТ должностные лица могли бы запрашивать необходимую информацию у различных ФОИВ посредством СМЭВ в электронном виде и оперативно ее получать в целях реализации комплексного подхода, а также информационного взаимодействия с иными органами [3].

ТКМВ - это стандартизированные и унифицированные электронные документы с конкретным составом, структурой и форматом передачи документов и сведений для проведения ТК. ТКМВ также охватывает сроки технической реализации электронного взаимодействия [4].

Эффективность функционирования данного механизма зависит не только от стабильности работы СМЭВ, но и от корректного указания участниками ВЭД номеров разрешительных документов и иных подтверждающих документов в декларации на товары. Некорректные сведения не позволяют ФТС России осуществлять контроль соблюдения ограничений в отношении перемещаемых товаров при помощи СМЭВ,

что создает дополнительные временные издержки, поскольку принимается решение о проведении дополнительной проверки документов.

Заявление некорректных реквизитов в отдельных случаях может служить основанием для отказа в выпуске товаров. Например, если сведения отсутствуют в реестрах Росаккредитации, то такие документы обладают признаками недействительных документов и, следовательно, в отношении товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, принимается решение об отказе в выпуске.

Перед подачей декларации на товары декларант формирует пакет документов, необходимый для проведения таможенного контроля. Эти документы подлежат размещению в электронном архиве документов в Личном кабинете участника ВЭД. После размещения документа в архиве декларанту направляется идентификационный номер документа, который впоследствии и указывается в такой декларации. Отмечается, что размещенные в электронном архиве документы доступны для использования в любом таможенном органе ФТС России.

При проведении ТКПВТ в форме таможенной проверки, которая предусматривает проверку документов и сведений, указанных в графе 44 декларации на товары, могут запрашиваться и разрешительные документы для установления законности их выдачи.

Рис. 2. Пример обработки прохождения запросов от ЕАИС ФТС России в СМЭВ

Таким образом, СМЭВ позволяет таможенному органу не запрашивать у участников ВЭД разрешительные документы, так как все юридически значимые сведения поступают в ЕАИС напрямую из информационных систем иных ФОИВ. Всё, что требуется от декларанта, - заявить сведения о реквизитах разрешительных документов [5].

Согласно нормативным документам [1], [2] перед ФОИВ была поставлена задача организовать информационное взаимодействие при помощи СМЭВ.

Информационный обмен таможенных с иными госорганами необходим при реализации государственных услуг и функций, а также связан с использованием различных АС ЕАЭС таможенных органов, таких как АИСТ-М, АС «Пограничный пункт пропуска», АС формирования, ведения и использования БД разрешительных документов и другие АС.

В целях организации информационного взаимодействия ФТС России с ФОИВ был разработан КПС «Взаимодействие ИС», который обеспечивает:

- прием, обработку и передачу электронных сообщений, содержащих запросы систем таможенных органов и ФОИВ;

- ведение журналов операций приема, обработки и передачи электронных сообщений, архива сообщений;

- реализацию сценариев обработки прохождения запросов от ЕАИС таможенных органов в СМЭВ и наоборот, пример работы механизма представлен на рисунке 2;

- визуальное представление и ввод данных при взаимодействии (просмотр поступивших запросов и ответов, направление ответов на запросы, анализ статистики информационного взаимодействия и другое).

Согласно информации ЦИТТУ в таможнях в настоящее время доступ к КПС «Взаимодействие ИС» предоставлен следующим подразделениям:

- подразделениям товарной номенклатуры;

- оперативно-аналитическим подразделениям;

- подразделениям по противодействию коррупции.

Таким образом, список пользователей КПС ограничен. Однако, установлено, что должностным лицам службы таможенной инспекции и отделов таможенного контроля после выпуска товаров таможен право подключения к КПС «Взаимодействие ИС» не предоставлено.

Таким образом, в целях совершенствования проведения таможенного контроля после выпуска товаров, необходимо обеспечить подключение подразделений ТКПВТ к КПС «Взаимодействие ИС».

Подключение подразделений ТКПВТ к КПС «Взаимодействие ИС» позволит должностным лицам оперативно получать необходимые документы и сведения в электронном виде при проведении аналитической работы и принятии обоснованных решений при планировании проверочных мероприятий.

Рис. 3. Механизм работы сервиса «Таможенная проверка»

Далее, рассмотрим АС «Личный кабинет», созданную ФТС России в целях информационного взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами. Известно, что в настоящий момент Личный кабинет насчитывает 34 информационных сервиса, которые предоставляют участникам ВЭД возможности формирования, хранения, отправки и изапроса электронных документов из / в таможенные органы.

В АС «Личный кабинет» размещен также информационный сервис «Таможенная проверка», который обеспечивает возможность участникам ВЭД, в отношении которых проводится ТК ПВТ, и таможенным органам обмениваться документами и сведениями в электронном виде [6]. Сервис предназначен для:

- лиц со статусом УЭО;

- лиц, характеризующихся низкой степенью риска нарушения таможенного законодательства;

- лиц, одновременно выступающих в роли декларанта, лица, ответственного за финансовое урегулирование, получателя товаров.

Порядок обмена документами в рамках сервиса указан на рисунке 3.

При необходимости участник ВЭД может отправить запрос о продлении предоставления документов в таможенный орган.

По собственной инициативе лицо также может отправить не запрашиваемый документ, если считает, что такой документ поспособствует проведению таможенной проверки.

Посредством АС «Личный кабинет» участники ВЭД осуществляют информационное взаимодействие с ТО, пользуются множеством сервисов, одним из которых выступает электронный архив документов, благодаря которому декларант имеет возможность хранить таможенные документы в одном месте.

Как было отмечено ранее, в своей деятельности подразделения ТКПВТ используют КПС «Постконтроль». Несмотря на то, что в АС «Личный кабинет» существует информационный сервис «Таможенная проверка», рассмотренный ранее, было установлено, что в КПС «Постконтроль» существует раздел «Личный кабинет участника ВЭД», с помощью которого должно осуществляться взаимодействие должностных лиц отделов ТК ПВТ с участниками ВЭД, но в действительности он не реализован. У должностных лиц отсутствует возможность информационного обмена документами и сведениями в электронной форме с участниками ВЭД посредством АС «Личный кабинет» и КПС «Постконтроль».

В связи с этим должностные лица вынуждены направлять запросы о предоставлении документов и сведений участникам ВЭД при проведении проверочных мероприятий на бумажных носителях при помощи почтовой службы.

При направлении такого запроса должностное лицо устанавливает срок предоставления документов, в который участники ВЭД не всегда укладываются, поскольку зависят от работы почтовой службы.

Так, отсутствие возможности информационного взаимодействия участников ВЭД и должностных лиц отделов ТКПВТ указывает на необходимость доработки КПС «Постконтроль» в части реализации такого электронного взаимодействия, которое должно принести положительные результаты как при организации аналитической работы, так и при проведении таможенных проверок в камеральной и выездной форме.

Выводы

Таким образом, в настоящее время в таможенной деятельности используются следующие программные средства: СМЭВ и АС «Личный кабинет участника ВЭД». Первое необходимо для оперативного получения запрашиваемой информации у ФОИВ в электронном виде, второе - для осуществления прямого информационного взаимодействия таможенных органов с участником ВЭД в электронном виде.

Однако должностные лица подразделений ТКПВТ не имеют подключения к вышеперечисленным программным средствам,

что затрудняет проведение таможенных проверок, а именно: запросы, направляемые в ФОИВ и участникам ВЭД, для получения актуальных сведений занимают продолжительное время, что тормозит процесс проведения таможенных проверок.

В ходе исследования информационного обеспечения проведения ТКПВТ были выявлены проблемы, связанные с применением программных средств, заключающиеся в отсутствии прав доступа подразделений ТК ПВТ к АС «Личный кабинет участника ВЭД» и СМЭВ.

Предлагается

- обеспечить подключение АС «Личный кабинет» к КПС «Постконтроль», что обеспечит информационное взаимодействие участников ВЭД с таможенными органами. Данное нововведение позволит минимизировать временные издержки, связанные со сбором необходимых документов и их отправкой посредством почтовой службы;

- обеспечить подключение подразделений ТК ПВТ к КПС «Взаимодействие ИС», который реализует информационное взаимодействие таможенных и иных ФОИВ в рамках СМЭВ. Так, должностные лица смогут формировать запросы необходимых сведений и направлять их в электронном виде другим контролирующим органам, что позволит оперативно получать требуемую информацию для проведения аналитической работы и таможенных проверок.

Список литературы

1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

2. Постановление Правительства РФ от 8.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»

3. Агапова А.В. Анализ информационного обеспечения проведения таможенного контроля после выпуска товаров // Зеленый коридор. 2019. № 3. С.46-52

4. Белоусова Т.И. Информационные технологии как инструмент реализации задач таможенного администрирования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 2 (20). С. 52-57

5. Белоусова, Т.И., Антонова Е.И., Шаланина Н.А. Современные технологии таможенного администрирования // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 1 (78). С. 16-27.

6. Власов Д.Г. Электронный личный кабинет участника ВЭД как инструментарий технологии выбора объектов совместных выездных налоговых и таможенных проверок импортных операций // Экономическая наука - хозяйственной практике Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 234-247.

7. Шапкина А.В. Межведомственное информационно- техническое взаимодействие при реализации технологии «единое окно» // Вестник Калужского филиала РАНХиГС Калуга. 2016. С. 259-268.

Поступила в редакцию 12.01.2020

Сведения об авторе:

Агапова Анна Вячеславовна - доцент кафедры международных экономических отношений Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, доцент, e-mail: av_agapova@rambler.ru

Бюллетень инновационных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.