УДК 338.242.2
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ
Синяговская Е.С., Куроптев Н.Б.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
THE ACTIVITIES OF CUSTOMS ADMINISTRATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE FUNCTIONING OF THE GOODS TRACEABILITY SYSTEM
Sinyagovskaya Е-S., Kuroptev N.B.
St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
Внедрение системы прослеживаемости на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стало причиной изменений не только в деятельности участников внешнеэкономической деятельности и производителей товаров, подлежащих прослеживаемости, но также оказало влияние на действия, совершаемые таможенными органами при контроле таких товаров. В соответствии с распоряжением Евразийского Межправительственного Совета, прослеживае-мость обеспечивается за счёт документальной идентификации товарной партии, а также за счёт применения особых идентификационных меток на товаре, либо его упаковке.
Ключевые слова: таможенный контроль, таможенные операции, идентификационная метка, таможенные органы, таможенная проверка, про-слеживаемость товаров.
Abstract
The introduction of the traceability system in the territory of the Eurasian economic Union (EEU) has caused changes not only in the activities of participants in foreign economic activities and producers of goods subject to traceability, but also has had an impact on the actions taken by customs authorities when controlling such goods. In accordance with the order of the Eurasian intergovernmental Council, traceability is provided by the documentary identification of the consignment, as well as by the use of special identification marks on the product or its packaging.
Keywords: customs control, customs operations, identification mark, customs authorities, customs verification, traceability of goods.
Одной из первостепенных масштабных задач, решение которой необходимо для реализации цифровой повестки, является создание в рамках ЕАЭС системы прослеживаемости товаров [1]. Отметим, что система прослеживаемости должна базироваться на уже имеющейся интегрированной информационной системе ЕАЭС. При этом, государствами-членами ЕАЭС создаются национальные информационные системы (НИС).
Одними из основных задач при создании НИС в Российской Федерации (РФ) являются, в том числе, обеспечение взаимодействия с информационными системами Федеральной таможенной службы (ФТС России) и Федеральной налоговой службы (ФНС России), обеспечение возможности
проведения мониторинга и анализа таможенными и налоговыми органами объектов контроля, а также взаимодействие с НИС государств-членов ЕАЭС.
На данный момент в отношении документальной прослеживаемости на территории РФ с 1 июля 2019 г. по 30 июня 2020 г. проводится эксперимент, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 июня 2019 г. № 807. ФНС России является оператором информационной системы, и совместно с ФТС России обеспечивает мониторинг результатов эксперимента. Оценку результатов эксперимента будет проводить Министерство финансов Российской Федерации.
Эксперимент проводится в отношении следующих товаров: бытовые электротовары (холодильники, стиральные машины,
телевизоры, компьютеры), тяжелая техника (бульдозеры, грейдеры, погрузчики, экскаваторы), детские коляски, металлическая мебель, схемы интегральные электронные.
Основная задача данного вида просле-живаемости - это отслеживание баланса товаров, которые поступили на рынок через границу, и их обращения на внутреннем рынке.
Контроль за движением товаров осуществляется, главным образом, за счёт взаимодействия ФТС России и ФНС России посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Обмен информацией происходит за счёт единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) - подсистема «Взаимодействие с ЕАИС таможенных органов», а также автоматизированной информационной системы «Налог-3» (АИС «Налог-3»).
Участники эксперимента (заинтересованные лица, совершающие операции с товарами) должны подать заявку на участие, а также представить в ФНС России документы, содержащие реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости.
В документах, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости, обязательно указывается регистрационный номер партии товаров (РНП). РНП состоит из регистрационного номера декларации на товары (ДТ) и показателя графы 32 ДТ (порядкового номера товара).
РНП подлежит указанию в графе № 11 счёта-фактуры, а также в документе об отгрузке товаров при их выставлении в электронной форме. Вместе с РНП обязательно указывается количество товара и единицы измерения [2].
Введение «физической» прослеживае-мости, системы маркировки товаров, также предполагает внесение изменений и в сам процесс оформления товаров, и в ряд документов.
На сегодняшний день на территории ЕАЭС функционирует система маркировки изделий из натурального меха, согласно перечню, установленному решением Совета Евразийской экономической комиссии. В отношении других групп товаров, подлежащих прослеживаемости, эксперименты ещё продолжаются, поэтому пока сложно говорить о существовании налаженного алгоритма проведения контроля таких товаров.
Согласно новым требованиям, в 31 графе ДТ под номером 13 должны указы-
ваться сведения об общем количестве кодов идентификации, нанесённых на каждую единицу товара, а также кодовое обозначение уровня маркировки (в зависимости от того, средство идентификации нанесено на товар / групповую упаковку и т.д.). Таким образом, на должностных лиц таможенных органов (ДЛТО) возлагается обязанность контроля заполнения нового поля данной графы.
Информация о контрольных (идентификационных) знаках (КИЗ), наносимых на изделия из меха, подлежит указанию в 31 графе ДТ под номером 10.
Рассмотрим порядок совершения ДЛТО таможенного контроля изделий из меха, подлежащих маркировке, до их выпуска в свободное обращение. На рисунке 1 ниже представлен порядок осуществления таможенного контроля товаров на этапе таможенного оформления.
Система ТО в автоматическом режиме получает ответ о наличии КИЗ с указанием их статуса из информационного ресурса маркировки. Для выпуска товаров в свободное обращение КИЗ должен иметь статус, подтверждающий, что знак был получен от эмитента и подтвержден заказчиком.
Дальнейшая реализация товаров возможна только в том случае, если в системе маркировки установлены все необходимые сведения о товаре, которые впоследствии попадают в НИС.
На данный момент вышеуказанный порядок претерпел некоторые изменения. В ноябре 2019 года исключительное право на программу ИС «Маркировка» в полном объеме по договору об отчуждении исключительного права перешло от ФНС России к обществу с ограниченной ответственностью «Оператор-ЦРПТ» (оператор национальной системы маркировки и прослеживания товаров Честный ЗНАК»). После перехода системы алгоритм работы в целом не претерпел каких-либо изменений.
Обмен сведениями между информационным ресурсом (ИР) «Маркировка» и ЕАИС таможенных органов также осуществляется посредством СМЭВ.
В случае, если при проведении документального контроля в отношении товаров выявлены риски, появляется необходимость проведения таможенного досмотра товаров.
Рис. 1. Особенности осуществления документального таможенного контроля товаров, подлежащих
маркировке, на этапе до выпуска
Особенностью проведения вышеуказанной формы контроля в отношении изделий из меха, подлежащих маркировке, заключается в применении специального устройства для проверки достоверности КИЗ - РРЮ-считывателя. По результатам контроля сведения из КИЗ автоматически переносятся в электронную копию акта таможенного досмотра (АТД). К таким сведениям относятся: номер КИЗ, наименование товара, страна происхождения товара, количество товара в штуках. При этом ДЛТО не имеет права вносить изменения в вышеуказанные сведения.
На начальных стадиях эксперимента по внедрению системы маркировки изделий из
меха могли возникнуть ситуации, когда у ДЛТО отсутствовали специальные устройства считывания кодов. В таких случаях таможенный досмотр осуществлялся посредством сверки номеров КИЗ, которые нанесены на товары, с номерами, указанными в ДТ.
Проблема недостаточного оснащения ТО устройствами для проверки КИЗ была наиболее актуальна на ранних стадиях развития системы маркировки исследуемых товаров. Впоследствии одним из решений данной проблемы являлось создание специальной программы от ФНС России, доступной для большинства смартфонов, с
помощью которой можно убедится в легальности проверяемых товаров, считав QR-код с его идентификационной марки. На сегодняшний день проверить код можно в системе Честный ЗНАК.
По окончании проведения таможенного досмотра, АИС «АИСТ-М» автоматически осуществляет сопоставление сведений, указанных в электронной копии АТД, со сведениями, заявленными в соответствующих графах ДТ (графа 31, 34), и выдает сообщение о совпадении или несовпадении сведений. Выявленные несоответствия учитываются ДЛТО при принятии решения о выпуске товаров.
В целом можно предположить, что вышеописанный алгоритм проведения таможенного досмотра, можно применить и к другим категориям товаров, подлежащих маркировке. Поскольку на товары, в отношении которых на данный момент проводятся эксперименты по маркировке, наносятся коды DataMatrix, необходимо применять сканеры кода DataMatrix.
Расширение списка маркируемых КИ-Зами товаров требует проведения специальных исследований, направленных на идентификацию возможных угроз, связанных с недостоверным заявлением сведений в КИЗ, возможностью повторного использования КИЗ и прочее [3].
Основываясь на действующей практике таможенных органов, можно выделить еще одну проблему, которая существовала при отработке системы. При контроле ДТ в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ) выявлялись случаи, когда ДТ проходили авторегистрацию без указания в 31 графе сведений о кодах идентификации. В связи с этим в марте 2020 года были подготовлены и направлены в ФТС России предложения по доработке механизмов авторегистрации.
Таможенный контроль товаров, подлежащих обязательной маркировке проводится как до, так и после их выпуска.
В рамках таможенного контроля после выпуска подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ) на основании имеющейся в их распоряжении информации (полученной из письменных обращений граждан; содержащейся в сведениях, предоставленных иными контролирующими органами в рамках межведомственного взаимодействия; из сообщений средств массовой информации) проводится таможенный контроль ввезённых и введён-
ных в оборот товаров. В частности, осуществляется мониторинг мест складирования и реализации продукции, подлежащей обязательной маркировке.
Подразделениями ТКПВТ может проводиться таможенный осмотр помещений и территорий (в местах хранения и реализации продукции, подлежащей обязательной маркировке), таможенный досмотр после выпуска товаров до убытия товарных партий из зон таможенного контроля. Кроме того, может осуществляться контроль за перемещением товаров в рамках реализации права на остановку транспортных средств, в том числе в рамках работы мобильных групп.
Стоит отметить, что мероприятия проводятся при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ). К ним относятся подразделения Роспотребнадзора, органы внутренних дел и прокуратуры.
Осмотр посещений и территорий является наиболее часто применяемой формой ТКПВТ. В таблице 1 представлены данные, характеризующие применение этой формы контроля подразделениями ТКПВТ СЗТУ.
Проведя анализ представленных данных можно сделать вывод о том, что по результатам проведения ТКПВТ в форме осмотра помещений и территорий, количество мероприятий сократилось почти в 2 раза (с 24 - в 2018 году, до 13 - в 2019 году), а их результативность снизилась в разы (количество возбужденных дел об АП уменьшилось с 39 - в 2018 году, до 3 - в 2019 году). Эти факты могут говорить о положительной тенденции по сокращению количества правонарушений в области маркировки предметов одежды из натурального меха и «обелении» товарного рынка. С другой стороны, стоит учитывать, что снижение количества проверочных мероприятий связано также с тем, что часть объема оформления исследуемых товаров перешла в регион деятельности другого таможенного управления.
Наличие пустых граф в таблице объясняется тем, что таможенные органы не наделены полномочиями по привлечению к административной ответственности по ст. 15.12 КоАП РФ, являющейся основной мерой наказания в рамках контроля за оборотом товаров.
Подразделениями ТКПВТ СЗТУ за прошедший год была наработана также практика выявления немаркированной табачной продукции.
Таблица 1
Результаты проведения ТКПВТ в форме осмотра помещений и территорий в отношении изделий из натурального меха за период с 2018 г. по 2019 г.
Период 2018 год 2019 год
Количество мероприятий 24 13
Меры, принятые по результатам проверок таможенными органами (ТО) - -
Меры, принятые по результатам проверок иными контролирующими органами по материалам, переданным ТО 39 дел об административных правонарушениях (АП) (ст. 15.12 КоАП РФ - 17 дел, ст. 14.43 КоАП РФ - 5 дел, ст. 14.38 КоАП РФ - 15 дел, ст. 14.8 КоАП РФ - 1 дело, ст. 17.7 КоАП РФ - 1 дело). Изъято 141 изделие из меха 3 дела об АП (ст. 15.12 КоАП РФ - 2 дела, ст. 14.43 КоАП РФ - 1 дело)
В 2019 году во взаимодействии с органами Роспотребнадзора и Министерства внутренних дел (МВД России) подразделениями ТКПВТ было проведено 13 мероприятий (большая часть - осмотр помещений и территорий) в ходе которых выявлено и изъято из оборота свыше 91 тыс. пачек табачной продукции без акцизных марок и маркировки на русском языке. Общий вес составил почти 14,5 тонн.
В отношении основной применяемой формы таможенного контроля следует отметить, что «Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий» утверждена Приказом ФТС России от 16.03.2011 № 578 (ред. от 31.10.2013). Решение о проведении таможенного осмотра помещений и территорий оформляется письменно в виде предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий. Форма предписания утверждена Приказом ФТС России от 07.12.2018 № 1998.
В ст. 338 ТК ЕАЭС, а также в инструкциях за ДЛТО закреплено право при проведении таможенного контроля для оказания содействия привлекать специалистов и экспертов. На практике не является редкостью ситуация, когда у ДЛТО в ходе контроля возникают сомнения при сопоставлении сведений, указанных на маркировке и в товаросопроводительных документах. В этом случае идентификация товара, то есть проведение его экспертизы, является важным этапом таможенного контроля. Порядок
проведения таможенной экспертизы утвержден Приказом ФТС России от 16.01.2019 № 34.
По результатам ТКПВТ уполномоченное ДЛТО актуализирует (при необходимости) автоматически внесенные в информационный ресурс маркировки сведения о результатах проведенного таможенного контроля.
Таким образом, можно выделить две формы межведомственного взаимодействия ФТС с иными ФОИВ - проведение совместных контрольных мероприятий (Ро-спотребнадзор, МВД России, прокуратура), а также обмен сведениями между информационными системами таможенных и налоговых органов посредством СМЭВ.
Реализация информационного взаимодействия ЕАИС ТО с национальной системой прослеживаемости также осуществляется посредством использования инфраструктуры СМЭВ и базы регламентного электронного обмена данными между ФТС и ФНС России.
В рамках реализации мероприятий «дорожной карты» на федеральном уровне ведется подготовка соответствующей нормативно-правовой базы. Согласован перечень сведений, предполагаемых к информационному обмену между ФНС и фТс России. Подписаны изменения и дополнения к Соглашению о сотрудничестве указанных ведомств, в соответствии с которыми в состав сведений, передаваемых ФНС России на плановой основе, включены данные об операциях с прослеживаемыми товарами, при этом информация, передаваемая на плано-
вой основе ФТС России, дополнена сведениями о прослеживаемых товарах из заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары, а также сведениями о товарах, конфискованных или обращенных в собственность государства иным способом, а также задержанных таможенными органами.
Подводя итог, следует отметить, что таможенными органами во взаимодействии с иными ФОИВ проводится комплекс мероприятий по предотвращению незаконного
Список литературы
1. Андреева Л.В. Создание системы прослеживаемости товаров в Евразийском экономическом союзе: цели, перспективы, организационно-правовая основа // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право - 2018. - №2(15) - С. 70-78.
2. Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на терри-
оборота товаров, в частности подлежащих обязательной маркировке. Кроме того, ведется активная деятельность по дальнейшей разработке мер в рамках системы прослеживаемости товаров.
Можно предположить, что в результате создания механизма обеспечения прослеживаемости товаров удастся достичь нового уровня администрирования, в том числе в рамках контрольно-надзорной деятельности ФТС России и ФНС России.
тории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления»
3. Сушкина А.М., Афонин П.Н. Анализ современного состояния информационного обеспечения применения технологий контрольно-идентификационных знаков в таможенном контроле // Бюллетень инновационных технологий - 2018. - № 1(5) - С. 52-55.
Поступила в редакцию 29.04.2020
Сведения об авторах:
Куроптев Никита Борисович - декан факультета таможенного дела, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля, кандидат экономических наук, доцент, e-mail: [email protected].
Синяговская Екатерина Сергеевна - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected]
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]