Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1017
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ПУНКТЫ ПРОПУСКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИЦЕНЗИИ / ЭКСПРЕСС-ГРУЗЫ / ТОВАРЫ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / ПОДКОНТРОЛЬНЫЕ ТОВАРЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / CUSTOMS OPERATIONS / CUSTOMS CONTROL / NON-TARIFF REGULATION / FOREIGN TRADE / CHECKPOINTS / INFORMATION TECHNOLOGIES / LICENCES / EXPRESS CARGO / GOODS FOR PERSONAL USE / CONTROLLED GOODS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович, Шкляев Сергей Владимирович

В статье на базе анализа проблемных аспектов обеспечения таможенными органами Российской Федерации соблюдения мер нетарифного регулирования во внешней торговле определены направления совершенствования таможенных операций по обеспечению соблюдения таких мер в условиях автоматизации деятельности таможенных органов. Предложены технологии автоматизированного контроля за исполнением лицензий, обеспечения соблюдения мер нетарифного регулирования в пунктах пропуска, в том числе при перемещении экспресс-грузов и товаров для личного пользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович, Шкляев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS FOR IMPROVING CUSTOMS OPERATIONS TO INSURE COMPLIANCE WITH NON-TARIFF REGULATION MEASURES IN FOREIGN TRADE

Based on the analysis of problematic aspects of ensuring compliance with non-tariff regulation measures in foreign trade by the customs authorities of the Russian Federation, the authors identify the ways to improve customs operations in the context of automation of customs authorities’ activities. Technologies for automated control over the execution of licenses, ensuring compliance with non-tariff regulation measures at points of entry, including when moving express cargo and goods for personal use, have been proposed in the article.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ»

актуальные проблемы таможенной деятельности

current problems of customs activity

В. Б. Мантусов, С. В. Шкляев

основные направления совершенствования таможенных операций по обеспечению соблюдения мер нетарифного регулирования во внешней торговле

В статье на базе анализа проблемных аспектов обеспечения таможенными органами Российской Федерации соблюдения мер нетарифного регулирования во внешней торговле определены направления совершенствования таможенных операций по обеспечению соблюдения таких мер в условиях автоматизации деятельности таможенных органов. Предложены технологии автоматизированного контроля за исполнением лицензий, обеспечения соблюдения мер нетарифного регулирования в пунктах пропуска, в том числе при перемещении экспресс-грузов и товаров для личного пользования.

Ключевые слова: таможенные органы; таможенные операции; таможенный контроль; нетарифное регулирование; внешняя торговля; пункты пропуска; информационные технологии; лицензии; экспресс-грузы; товары для личного пользования; подконтрольные товары.

V. B. Mantusov, S. V. Shklyaev

main directions for improving customs operations to insure compliance with non-tariff regulation measures in foreign trade

Based on the analysis of problematic aspects of ensuring compliance with non-tariff regulation measures in foreign trade by the customs authorities of the Russian Federation, the authors identify the ways to improve customs operations in the context of automation of customs authorities' activities. Technologies for automated control over the execution of licenses, ensuring compliance with non-tariff regulation measures at points of entry, including when moving express cargo and goods for personal use, have been proposed in the article.

Keywords: customs authorities; customs operations; customs control; non-tariff regulation; foreign trade; checkpoints; information technologies; licences; express cargo; goods for personal use; controlled goods.

Одна из основных форм международных экономических отношений - международная торговля, как известно, не может развиваться без определенной системы регулирования. Актуальность и значение таможенного регулирования обусловлены необходимостью выполнения таможенными органами обязанностей по обеспечению экономической безопасности и устойчивого развития государств в экологической, социальной и экономической сферах [1].

Таможенное регулирование состоит в установлении порядка (например, перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов) и правил (например, заполнения таможенных деклараций, транспортных и коммерческих документов и т. д.), соблюдение которых необходимо при перемещении юридическими и физическими лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу. Порядок и правила использования перемещаемых товаров реализуются в строгом соответствии с таможенной процедурой [2].

Таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС, Союз) осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) [3], и актами, составляющими право Союза (международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (Договор о ЕАЭС) [4]. Оно основывается на следующих принципах [3; 5; 6]:

- равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены ст. 9 ТК ЕАЭС. Действие принципа равноправия означает, что должностные лица таможенных органов не вправе произвольно лишить или ограничить юридическое или физическое лицо возможности ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС и вывоза с таможенной территории ЕАЭС. При этом данные лица должны учитывать, что товары перемещаются через таможенную границу Союза с соблюдением запретов и ограничений;

- четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций. Данный принцип определяет характер отношений таможенных органов и бизнес-сообщества. В ТК ЕАЭС нормативно закреплены положения об официальных отношениях консультативного характера между таможенными органами, участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), уполномоченными экономическими операторами, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, их ассоциациями и объединениями;

- гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права. Информирование о международных договорах и актах в сфере таможенного регулирования осуществляется Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и таможенными органами путем размещения их соответственно на официальном сайте Союза и официальных сайтах таможенных органов в сети «Интернет», путем доведения информации о них до общего сведения посредством телевидения и радио, использования информационных технологий, а также иными общедоступными способами распространения информации (ст. 3 ТК ЕАЭС). Принцип гармонизации подразумевает, что таможенное законодательство должно строиться с учетом общепризнанных принципов и норм, так как это позволяет создать наиболее благоприятные условия для развития ВЭД;

- применения современных методов таможенного контроля и максимального использования информационных технологий в деятельности таможенных органов.

Осуществляя таможенный контроль в соответствии с указанными принципами таможенного регулирования, таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС, создают условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивают соблюдение таможенного законодательства и принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц [7].

Одной из основных функций таможенных органов является обеспечение соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, к которым также относятся и меры нетарифного регулирования [8]. В соответствии с Договором о ЕАЭС на таможенной территории Союза применяются единые меры нетарифного регулирования [9]:

- исключительное право на экспорт и (или) импорт;

- автоматическое лицензирование (наблюдение);

- запрет ввоза и (или) вывоза;

- разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза;

- количественные ограничения ввоза и (или) вывоза.

В целях подтверждения соблюдения мер нетарифного регулирования таможенным органам Российской Федерации (РФ) представляются [8]:

- лицензии или разрешения Минпромторга России;

- заключения (разрешительные документы) уполномоченных государственных органов;

- сведения из соответствующих реестров, ведение которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти или ЕЭК.

Статистика представления таможенным органам РФ разрешительных документов в 2019 г. приведена на рис. 1.

Анализ статистики показывает, что:

- при импорте наибольшее количество составили сведения из Единого реестра нотификаций (более 83 тыс. деклараций на товары (ДТ), сведения из Государственного реестра лекарственных средств (более 28 тыс. ДТ) и лицензии на импорт (более 24 тыс. ДТ);

- при экспорте - лицензии на экспорт (более 39 тыс. ДТ), сертификаты СИТЕС (более 12 тыс. ДТ), сведения из Единого реестра нотификаций (более 6 тыс. ДТ), акты государственного контроля драгоценных камней и драгоценных металлов (более 6 тыс. ДТ) и сертификаты Кимберлийского процесса (более 3 тыс. ДТ) [10].

Процесс совершенствования таможенных операций в части мер нетарифного регулирования сконцентрирован, прежде всего, на их автоматизации с одновременным сохранением надлежащего уровня контроля от этапа прибытия товаров до их выпуска таможенными органами [11].

Следует отметить, что наличие сведений о разрешительных документах в ДТ не является препятствием для ее автоматической регистрации.

В настоящее время со всеми государственными органами, участвующими в реализации мер нетарифного регулирования, обеспечен информационный обмен посредством Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) [12]. В рамках этой системы ФТС России осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, среди которых Минпромторг

России, Минсельхоз России, Росздравнадзор, Росгвардия, Минкультуры России, Минздрав России, Росрыболовство, Росприроднадзор, Минобороны России, ФНС России, ФСБ России, МВД России [13].

Доля ДТ с документами о соблюдении мер нетарифного регулирования

Количество ДТ с документами о соблюдении мер нетарифного регулирования

Код вида документа Наименование документа Количество ДТ Код вида документа Наименование документа Количество ДТ

01011 Лицензия на экспорт товаров 39 908 10052 Сведения из Единого реестра нотификаций 83 074

01031 Разрешение (сертификат) СИТЕС 12 128 10051 Сведения из ГРЛС 28 185

10052 Сведения из Единого реестра нотификаций 6 765 01011 Лицензия на импорт товаров 24 334

01143 Акт государтвенного контроля драгоценных камней и драгоценных металлов 6 136 01081 Заключение на ввоз лекарственных средств 5 452

01241 Сертификат Кимберлийского процесса 3 316 01143 Акт государтвенного контроля драгоценных камней и драгоценных металлов 3 899

01131 Заключение на ввоз (вывоз) органов и тканей, крови человека, образцов биологических материалов 658 10050 Сведения из Единого реестра РЭС и ВЧУ, при ввозе которых не требуется представление разрешительных документов 2 325

01021 Заключение на ввоз (вывоз) оружия, его частей и патронов 176 01031 Разрешение (сертификат) СИТЕС 1 629

Прочие 154 Прочие 2 808

Рис. 1. Статистика представления таможенным органам РФ разрешительных документов в 2019 г.

Полнота и достоверность сведений, получаемых в рамках СМЭВ, оказывают прямое влияние на процессы автоматизации, в связи с чем повышение уровня эффективности информационного обмена остается одним из приоритетных направлений деятельности ФТС России в 2020 г.

Так, высокий уровень эффективности информационного обмена с Минпром-торгом России позволил организовать работу по использованию ресурсов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) при контроле за исполнением лицензий.

С использованием программных средств обеспечен централизованный контроль перемещения лицензируемых товаров во всех таможенных органах (рис. 2).

ЭКСПОРТ ИМПОРТ

Декларант

Таможенныйорган

Рис. 2. Технология автоматизированного контроля за исполнением лицензий Минпромторга России и ФСТЭК России

Технология совершения таможенных операций, связанная с использованием информационной системы таможенных органов для контроля за перемещением товаров, при экспорте и (или) импорте которых применяется лицензирование, позволит исключить временные издержки участников ВЭД, связанные с необходимостью постановки лицензий на контроль, что будет способствовать реализации автоматической диспетчеризации ДТ и концентрации таможенного декларирования лицензируемых товаров в центрах электронного декларирования.

В целях повышения эффективности контроля за исполнением лицензий в ФТС России разработаны:

- алгоритмы автоматической междокументарной сверки сведений о товарах, заявленных в ДТ, со сведениями из лицензий, а также автоматического учета количества лицензируемых товаров (рис. 3);

- алгоритм для проведения сверки сведений о шифровальных (криптографических) средствах, декларирование которых осуществляется с предоставлением сведений из Единого реестра нотификаций.

Реализация данных алгоритмов предполагается в централизованной версии автоматизированной информационной системы (АИС) «АИСТ-М».

При этом в отношении шифровальных средств уже сегодня применяется автоматический выпуск при условии наличия в ЕАИС ТО сведений из Единого реестра нотификаций.

Однако необходимо отметить, что одним из основных факторов, препятствующих выявлению подконтрольных товаров и проведению междокументарной сверки в автоматизированном режиме, является отсутствие механизмов семантического анализа. Это можно продемонстрировать на следующем примере.

В соответствии с правом Союза перемещение ацетона (код 2914 11 000 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза) с концентрацией 60% и более осуществляется с представлением лицензий. При этом контролируется ацетон с указанным содержанием и в составе

других товаров (растворители, краски, диагностические наборы и др.). Для сверки наименования товара, его содержания в составе раствора или набора необходима семантика.

Рис. 3. Междокументарная сверка сведений о товаре, заявленных в декларации на товар, со сведениями из лицензий

Другим фактором, препятствующим автоматизации контроля по обеспечению соблюдения мер нетарифного регулирования, на сегодняшний день по-прежнему остается недостаточный уровень эффективности информационного взаимодействия ФТС России с отдельными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ). Результаты межведомственного информационного взаимодействия ФТС России в 2020 г. приведены в таблице.

По вопросам повышения эффективности информационного взаимодействия ФТС России на постоянной основе проводит работу с федеральными органами исполнительной власти. В 2019 г. особое внимание было уделено взаимодействию с Минздравом России в связи с тем, что в 2018 г. Минздрав России прекратил поддержку СМЭВ 2 и в настоящее время проводит работу по передаче данных из своих информационных ресурсов посредством СМЭВ 3. Реализация информационного обмена между ФТС России и Минздравом России позволит приступить к созданию алгоритма автоматического выпуска лекарственных средств.

В 2019 г. с указанием сведений о ввозимых лекарственных средствах было оформлено более 33 тыс. ДТ, что составило около 1% от общего количества выпущенных импортных ДТ. В 2020 г. количество таких деклараций составляет 3 240 (по состоянию на 15.03.2020).

Немаловажным направлением совершенствования таможенных операций по обеспечению соблюдения мер нетарифного регулирования во внешней торговле является обеспечение контроля за соблюдением мер нетарифного регулирования в автоматизированном режиме на этапе прибытия товаров.

Таблица

Результаты межведомственного информационного взаимодействия ФТС России в 2020 г.

№ п/п Код вида документа Наименование документа Получены из ФОИВ Распределение ответов по содержательности (01.01.2020-15.03.2020)

Количество запросов Содержательные ответы Документ не найден Ошибки

кол-во | % кол-во | % кол-во I %

Сервисы ФОИВ, работающие в режиме on-line

1 01011 Лицензия на ввоз (вывоз) товаров Минпромторг России 13 373 13 036 97,5 284 2,1 53 0,4

2 01241 Сертификат Кимберлийского процесса Минфин России 649 574 88,4 16 2,5 59 9,1

3 01131 Заключение на ввоз / вывоз органов и тканей человека, крови и ее компонентов, образцов биологических материалов человека Росздравнадзор 485 349 72,0 28 5,8 108 22,3

4 01143 Акт государственного контроля драгоценных камней и драгоценных металлов Минфин России 2 125 1 151 54,2 710 33,4 264 12,4

5 10051 Сведения о включении лекарственных средств в ГРЛС Минздрав России 3 327 0 0,0 0 0,0 3 327 100,0

б 01131 Заключение на ввоз / вывоз органов и тканей человека, крови и ее компонентов, образцов биологических материалов человека Минздрав России 74 0 0,0 50 67,6 28 37,8

7 01061 Заключение на ввоз средств защиты растений (пестицидов) Минсельхоз России 15 0 0,0 0 0,0 15 100,0

Сервисы ФОИВ, работающие в регламентном режиме

8 01041 Заключение на ввоз РЭС и ВЧУ Роскомнадзор 137 117 85,4 14 10,2 3 2,2

9 10052 Сведения о включении соответствующей нотификации в Единый реестр нотификаций о характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих ФСБ России 41 211 32 156 78,0 9 055 22,0 0 0,0

10 01021 Заключение на ввоз (вывоз) гражданского и служебного оружия Росгвардия 297 227 76,4 70 23,6 0 0,0

11 01091 Заключение (разрешительный документ) на ввоз (вывоз) шифровальных (криптографических) средств ФСБ России 89 10 11,2 79 88,8 0 0,0

12 01031 Разрешение на вывоз объектов СИТЕС (кроме осетровых) Росприроднадзор 2 522 260 10,3 2 257 89,5 0 0,0

13 01081 Заключение на ввоз незарегистрированных лекарственных средств Минздрав России 1 407 0 0,0 1 407 100,0 0 0,0

14 01031 Разрешение на вывоз объектов СИТЕС (кроме осетровых) Росрыболовство 8 0 0,0 8 100,0 0 0,0

15 01101 Заключение на вывоз культурных ценностей Минкультуры России 7 0 0,0 7 100,0 0 0,0

16 01041 Заключение на ввоз РЭС и ВЧУ Минобороны России 6 0 0,0 6 100,0 0 0,0

17 01095 Заключение (разрешительный документ) на ввоз, вывоз и транзит специальных технических средств ФСБ России 4 0 0,0 4 100,0 0 0,0

18 01121 Заключение о возможности временного вывоза диких животных и дикорастущих растений Росприроднадзор 1 0 0,0 1 100,0 0 0,0

Итого 65 737 47 880 72,8 13 996 21,3 3 857 5,9

Проведенный в феврале 2020 г. анализ реализации механизмов обеспечения мер нетарифного регулирования в автоматизированной системе «Пункты пропуска» в Домодедовской таможне показал, что в настоящее время программные средства в пунктах пропуска обеспечивают реализацию функций, позволяющих:

- осуществлять проверку разрешительных документов посредством СМЭВ;

- проводить таможенный контроль с применением системы управления рисками;

- вносить сведения о разрешительных документах в ручном режиме при их представлении на бумажном носителе (рис. 4).

Рис. 4. Предложения по автоматизации обеспечения соблюдения мер нетарифного регулирования в пунктах пропуска

Правом Союза установлены отдельные категории подконтрольных товаров, в отношении которых разрешительные документы должны быть представлены на этапе прибытия. К таким категориям относятся наркотические средства, озоно-разрушающие вещества, опасные отходы, ядовитые вещества и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако анализ выполнения перевозчиками требований ТК ЕАЭС показал, что сведения о лицензиях и (или) заключениях (разрешительных документах) не предоставляются при уведомлении таможенного органа о прибытии. Эти обстоятельства не позволяют однозначно оценить работоспособность и эффективность программных средств в пунктах пропуска в части обеспечения соблюдения мер нетарифного регулирования. При этом необходимо учитывать, что по описанию товара в авианакладных должностному лицу в большинстве случаев затруднительно идентифицировать подконтрольный товар.

В целях недопущения нарушения требований права Союза целесообразно в таможенных органах организовать работу по информированию перевозчиков о неукоснительном представлении разрешительных документов и (или) сведений при прибытии подконтрольных товаров, а также по использованию должностными лицами таможенных органов программных продуктов в пунктах пропуска.

Еще одним важным направлением совершенствования таможенных операций по обеспечению соблюдения мер нетарифного регулирования является

автоматизация таможенных операции в отношении товаров, перемещаемых в качестве экспресс-грузов.

С 01.02.2020 правом Союза установлена возможность использования таможенных декларации для экспресс-грузов в электронном виде. Такие изменения позволяют автоматизировать контроль при перемещении товаров экспресс-перевозчиками в части выявления подконтрольных товаров, в том числе запрещенных.

Предложения по автоматизации контроля при таможенном декларировании экспресс-грузов в рамках функциональных требовании по применению СМЭВ и справочников НСИ приведены на рис. 5.

Предложения по автоматизации

гил>АКСб1.за»1СЕ митесилда г«, а со. оно

.гг. "ч— —■

Сведения о до^ментах

Код признак Дата, номер

14 15

01131. 1 №81УВ/20 10.03.2020

Рис. 5. Предложения по автоматизации обеспечения соблюдения мер нетарифного регулирования при перемещении экспресс-грузов

В условиях формирования таможен фактического контроля становится актуальным вопрос по повышению эффективности обеспечения соблюдения мер нетарифного регулирования при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования с использованием пассажирской таможенной декларации в электронном виде. К таким товарам относятся, например: гражданское и спортивное оружие, лекарства, образцы биологических материалов человека, радиоэлектронные средства, живые животные.

Предложения по автоматизации контроля при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования с использованием пассажирскои тамо-женнои декларации в электронном виде в рамках функциональных требовании по внедрению технологии проверки факта выдачи разрешительного документа с использованием СМЭВ и учета перемещения подконтрольных товаров физическими лицами приведены на рис. 6.

Таким образом, в современных условиях деятельности таможенных органов основные направления совершенствования таможенных операции по обеспечению соблюдения мер нетарифного регулирования базируются на их автоматизации с одновременным сохранением надлежащего уровня контроля от этапа прибытия товаров до их выпуска. При этом ключевым вопросом остается обеспечение

информационного обмена со всеми государственными органами, участвующими в реализации мер нетарифного регулирования.

Рис. 6. Предложения по автоматизации обеспечения соблюдения мер нетарифного регулирования при перемещении товаров для личного пользования

Реализация на этой базе предложенных технологий автоматизированного контроля за исполнением лицензий, обеспечения соблюдения мер нетарифного регулирования в пунктах пропуска, в том числе при перемещении экспресс-грузов и товаров для личного пользования с использованием пассажирской таможенной декларации, позволит повысить эффективность обеспечения соблюдения мер нетарифного регулирования, исключить временные издержки участников ВЭД. При этом важным направлением деятельности является создание информационно-технических и программных средств, направленных на обеспечение соблюдения мер нетарифного регулирования, а также организация их эффективного применения в таможенных органах.

Использованные источники

1. Мантусов В. Б. Таможенное администрирование в интеграционных объединениях на современном этапе развития мирохозяйственных связей // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 2. С. 22-29.

2. Основы таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлениям подготовки «Юриспруденция», «Экономика» / под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 495 с.

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) // Собрание законодательства РФ. 2017. № 47. Ст. 6843.

4. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Астане 29.05.2014) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

6. Кадыркулов М. А., Мозер С. В., Липатова Н. Г. Всемирная таможенная организация как современный институт совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 172 с.

7. Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», по направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» / кол. авт., под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 463 с.

8. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Обеспечение соблюдения временных мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, введенных государством - членом Евразийского экономического союза в одностороннем порядке // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 2. С. 15-21.

9. Мозжегорова О. А. Инструменты нетарифного регулирования международной торговли в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 4. С. 24-30.

10. Таможенная служба Российской Федерации в 2019 году: материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. М.: ФТС России, 2020. 108 с.

11. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Информационные таможенные технологии в обеспечении соблюдения запретов и ограничений во внешней торговле и защиты прав интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 78-85.

12. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.

13. Липатова Н. Г., Жеребен Е. В. Взаимодействие таможенных и налоговых органов при таможенном контроле после выпуска товаров: методология исследования // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 2. С. 80-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.