Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
696
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / FEDERAL CUSTOMS SERVICE / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ / PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / FEDERAL EXECUTIVE BODIES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION CUSTOMS TECHNOLOGIES / СИСТЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / SYSTEM OF INTERDEPARTMENTAL ELECTRONIC INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович, Шкляев Сергей Владимирович

В статье проведен анализ использования информационных таможенных технологий в целях обеспечения соблюдения запретов и ограничений во внешней торговле и защиты прав интеллектуальной собственности. Определены проблемы автоматизации деятельности таможенных органов в указанных областях, а также направления их решения с учетом возможностей системы межведомственного электронного взаимодействия и средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович, Шкляев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CUSTOMS TECHNOLOGIES IN ENSURING COMPLIANCE WITH PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS IN FOREIGN TRADE AND PROTECTING INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS

The authors analyze the application of information customs technologies with the purpose of ensuring prohibitions and restrictions compliance in foreign trade and protecting intellectual property rights. The problems connected with the automation in customs bodies activity in the specified spheres and ways of their solution with the help of the system of interdepartmental electronic interaction and means of Integrated automated information system of customs bodies of the Russian Federation are defined.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

ТЕХНОЛОГИИ и СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

В. Б. Мантусов, С. В. Шкляев

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В статье проведен анализ использования информационных таможенных технологий в целях обеспечения соблюдения запретов и ограничений во внешней торговле и защиты прав интеллектуальной собственности. Определены проблемы автоматизации деятельности таможенных органов в указанных областях, а также направления их решения с учетом возможностей системы межведомственного электронного взаимодействия и средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: Федеральная таможенная служба; внешняя торговля; запреты и ограничения; объекты интеллектуальной собственности; таможенные органы; федеральные органы исполнительной власти; информационные таможенные технологии; система межведомственного электронного взаимодействия.

В соответствии с «Комплексной программой развития Федеральной таможенной службы на период до 2020 года» стратегической целью таможенной службы является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации (РФ), защита интересов отечественных производителей, охрана объектов интеллектуальной собственности и максимальное содействие внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования [1]. Достижение данной стратегической цели в современных условиях осуществляется путем широкомасштабного внедрения информационных технологий в сферы деятельности таможенных органов. Использование информационных технологий определяет тенденции развития Федеральной таможенной службы (ФТС России) и инструментов таможенного администрирования. Разработка и внедрение новых информационных технологий позволяют устранить избыточные административные барьеры, повысить качество и оперативность совершения таможенных операций без потери эффективности таможенного контроля.

Внедрение информационной технологии «единого окна» является ключевым решением, обеспечивающим создание благоприятных условий для бизнес-среды и улучшение условий ведения международной торговли [2]. Основной элемент «единого окна» - система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) [3]. Для организации взаимодействия с федеральными органами

исполнительной власти (ФОИВ) в рамках соглашений через СМЭВ в ФТС России разрабатываются технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ) [4]. В настоящее время в части обеспечения запретов и ограничений во внешней торговле таможенные органы осуществляют электронное взаимодействие с ФОИВ в соответствии с 19 ТКМВ [5].

Информация, предоставляемая ФОИВ, полномасштабно интегрирована в программные средства, используемые таможенными органами. Среди них:

- комплекс программных средств «Взаимодействие ИС» - обеспечивает автоматическое направление запросов к ресурсам ФОИВ и получение сведений из них;

- автоматизированная система базы данных разрешительных документов (АС «БД РД») - обеспечивает формирование и ведение единой унифицированной базы данных разрешительных документов, а также предоставляет таможенным органам возможность использования содержащейся в ней информации при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля;

- автоматизированная информационная система «АИСТ-М» - обеспечивает использование сведений из разрешительных документов при совершении таможенных операций, связанных с таможенным декларированием.

Технологическая схема организации использования программными средствами Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) сведений из разрешительных документов при совершении таможенных операций представлена на рис. 1.

Использование сведений из разрешительных документов при таможенном декларировании

Формирование и ведение единой базы данных разрешительных документов

АС «БД РД»

Рис. 1. Организация использования программными средствами ЕАИС ТО сведений из разрешительных документов

Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (уТОВиЭК) ФТС России на постоянной основе осуществляет мониторинг

состояния СМЭВ, в том числе анализ эффективности работоспособности электронных сервисов. Анализ соотношения количества заявленных сведений о разрешительных документах в общем количестве деклараций на товары (ДТ) показывает, что при ввозе товаров за 10 месяцев 2017 г. в 52% декларационного массива участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) заявляются сведения о разрешительных документах, в том числе:

- в 99% от указанного декларационного массива содержатся сведения о документах, подтверждающих безопасность ввозимых товаров (сертификат соответствия, декларация о соответствии и др.);

- в 1% содержатся иные разрешительные документы (лицензии на импорт товаров и прочие).

По результатам мониторинга эффективности предоставляемых сервисов выявлено, что наиболее качественные и стабильные показатели информационного обмена достигнуты со следующими ФОИВ: Росаккредитация, Минпромторг России, ФСБ России, МВД России, Роскомнадзор и др. Эффективность и результативность данных сервисов составляет более 98%.

Мониторинг декларационного массива проводится в целях исключения необоснованных запросов разрешительных документов у участников ВЭД. Запрос таможенными органами разрешительных документов автоматически формируется в виде отчетности по форме 35-ТНР. На основе результатов анализа указанной информации ФТС России осуществляет координацию и контроль действий таможенных органов.

Следует отметить, что форма отчетности является источником данных, используемых для расчета контрольного показателя эффективности деятельности региональных таможенных управлений (РТУ) и таможен непосредственного подчинения (ТНП), а с 2017 г. - основным источником данных, используемых для расчета показателя результативности деятельности таможенных органов по обеспечению соблюдения запретов и ограничений. Такая форма контроля позволяет в значительной степени исключить неправомерные запросы разрешительных документов должностными лицами таможенных органов у участников ВЭД.

Вместе с тем результаты мониторинга показали, что должностные лица таможенных органов не в полной мере осуществляют контроль за правильностью заявления участниками ВЭД сведений о разрешительных документах в графе 44 ДТ. Рассмотрим два примера неправильного заявления участниками ВЭД таких сведений.

Пример 1. Неверное указание кодов видов документов в графе 44 ДТ в соответствии с «Классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 [6].

Некорректное указание кодов видов документов является нарушением права Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не позволяет осуществлять запросы сведений из документов в соответствии со структурой маски номера документа и в целом приводит к снижению эффективности работоспособности СМЭВ.

Пример 2. Указание в графе 44 ДТ сведений о различных видах разрешительных документов. В частности, в результате мониторинга выявлено большое количество случаев, когда в графе 44 ДТ указывается код вида разрешительного документа «лицензия» и одновременно код вида разрешительного документа «заключение» (согласование на ее получение).

Подобное заполнение ДТ не соответствует праву ЕАЭС, так как согласно Положению о перемещении товаров основанием для ввоза отдельной категории товаров является лицензия, а не согласование на ее получение. Данный вид разрешений федеральными органами исполнительной власти в информационный ресурс таможенных органов не передается.

Стоит также обратить внимание на недостаточный уровень контроля в части представления участником ВЭД разрешительных документов в «бинарном виде». Способ применения для целей совершения таможенных операций разрешительных документов в «бинарном» виде и указание сведений о них под кодом вида разрешительного документа «09023» неприемлемы и являются нарушением права ЕАЭС.

В соответствии с «Классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании» сведения о разрешительном документе, подтверждающем соблюдение запретов и ограничений, указываются в графе 44 ДТ под соответствующими кодами разрешительных документов. Некорректное указание кодов видов разрешительных документов является основанием для отказа в регистрации ДТ в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза [7].

В целях дальнейшего совершенствования таможенного администрирования запретов и ограничений во внешней торговле осуществляется ряд мероприятий, направленных на обеспечение автоматизированного контроля сведений, содержащихся в ДТ, и их сопоставление со сведениями, находящимися в информационных ресурсах ФОИВ. Так, благодаря достижению стабильно высокого процента ответов при межведомственном электронном обмене таможенных органов с Мин-промторгом России в 2017 г. запущен эксперимент по порядку учета количества ввозимых (вывозимых) лицензируемых товаров. Временный порядок учета количества ввозимых (вывозимых) лицензируемых товаров в автоматизированном режиме с применением программных средств представлен на рис. 2.

Рис. 2. Порядок учета количества ввозимых (вывозимых) лицензируемых товаров в автоматизированном режиме с применением программных средств

Введение автоматизированного контроля за исполнением лицензий Минпром-торга России неоднократно обсуждалось Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и Российским экспортным центром. По итогам эксперимента в 2018 г. планируется перейти к полномасштабному использованию программных средств, обеспечивающих автоматизированный контроль за исполнением лицензий. Это позволит исключить необоснованные обращения и последующее представление участником ВЭД оригинала лицензии в таможенные органы.

Важным направлением в развитии информационных таможенных технологий также является совершенствование взаимодействия ФТС России с Росаккредита-цией. В настоящее время осуществляется внедрение в эксплуатацию «СМЭВ-3», которая обеспечит обмен информацией о выданных Росаккредитацией сертификатов соответствия с приложениями, а также возможность их визуального просмотра должностными лицами таможенных органов при совершении таможенных операций.

Одна из основных функций таможенных органов при контроле внешнеторговых поставок товаров - защита прав на объекты интеллектуальной собственности. Таможенные органы проводят комплекс мероприятий, направленных на совершенствование таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в том числе с использованием информационно-программных средств таможенных органов. Важнейшим инструментом защиты интересов правообладателей является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), который ведется ФТС России. Данные, содержащиеся в реестре, формируются на основании заявлений правообладателей (представителей), а также информации, предоставляемой ФОИВ с использованием системы межведомственного информационного электронного взаимодействия.

В настоящее время в таможенном реестре зарегистрировано 4 554 объекта интеллектуальной собственности (ОИС), которые принадлежат как зарубежным, так и российским компаниям-правообладателям [4]. Сведения таможенного реестра интегрированы в ЕАИС ТО и используются должностными лицами таможенных органов при проведении таможенного контроля. Схема использования информационно-программных средств ЕАИС ТО по ведению ТРОИС в электронном виде представлена на рис. 3.

Для повышения качества предоставления государственной услуги по ведению ТРОИС, а также прозрачности администрирования процесса ее оказания с 01.04.2017 в ФТС России запущен эксперимент подачи и приема в электронном виде заявлений о включении товарных знаков в таможенный реестр с использованием личного кабинета. В 2018 г. планируется перейти к полномасштабному оказанию данной услуги в электронном виде.

Как показывает анализ, в 2017 г. выявлено 8,1 млн единиц контрафактной продукции (ЕКП), что более чем в два раза меньше показателя аналогичного периода предыдущего года (19,3 млн ЕКП) [8]. В целях обеспечения возможности развития таможенных технологий, повышения эффективности и результативности применения системы управления рисками (СУР) ФТС России инициировано внесение изменений в «Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары» [9], касающихся обязательного указания в ДТ регистрационного номера ОИС по таможенному реестру. Данные предложения были поддержаны государствами-членами ЕАЭС и в апреле 2017 г. реализованы в соответствующем решении Коллегии ЕЭК.

При этом сверка сведений в информационных ресурсах осуществляется с использованием АИС «АИСТ-М» и КПС «Тарифы - РОИС». В дальнейшем это позволит производить автоматическую сверку сведений о товаре (его коде в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, товарном знаке, артикулах и иной маркировке), содержащихся в ДТ, со сведениями, содержащимися в таможенном реестре. Это сократит время совершения таможенных операций и обеспечит переход к автоматическому выпуску.

Уведомление о принятом решении

Заявление о включении товарного знака в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности

Рис. 3. Схема использования информационно-программных средств ЕАИС ТО по ведению ТРОИС в электронном виде

Еще одно направление деятельности в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности - обеспечение интересов правообладателей при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях (МПО). В настоящее время интернет-торговля является одним из самых динамично развивающихся сегментов экономики России. За последние семь лет интернет-торговля увеличивается в среднем на 30% ежегодно; по результатам 2016 г. объем такого рынка составил 920 млрд руб. [8].

Администрирование МПО в части обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности является сложной задачей.

Анализ международной практики в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров в МПО показывает, что степень готовности зарубежных таможенных администраций к обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности различная. Необходимо отметить достигнутые успехи зарубежных таможенных служб в данной сфере. Например,

- 83

ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2017

в Японии применяется QR-кодирование оригинальных товаров, а также развивается международное сотрудничество в данной сфере. В Германии и Финляндии таможенные органы имеют значительные полномочия в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, введено упрощенное уничтожение товаров. В Бельгии осуществляется синхронизация сведений информационных систем таможенных органов и крупных экспресс-перевозчиков для целей использования СУР при обеспечении защиты прав интеллектуальной собственности. Для решения указанной задачи в Бразилии реализуется системный подход. Таможенной службой Франции в 2016 г. выявлено 2,9 млн контрафактных товаров в МПО, что составляет около 30% от общего количества выявленных контрафактных товаров. В Китае 87% выявленных товаров, обладающих признаками нарушения прав интеллектуальной собственности, признаются контрафактными. В 2017 г. ФТС России и ГТУ Китая впервые согласовали и провели совместные мероприятия по обнаружению в МПО контрафактных товаров.

Таким образом, анализ использования информационных таможенных технологий в обеспечении соблюдения запретов и ограничений во внешней торговле и защиты прав интеллектуальной собственности показал, что механизмы системы межведомственного электронного взаимодействия и средства ЕАИС ТО позволяют повысить качество и результативность таможенного администрирования в части защиты интересов отечественных производителей и охраны объектов интеллектуальной собственности.

Использованные источники

1. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года "О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"» (приложение к решению коллегии ФТС России от 25.05.2017 «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года») [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Совершенствование таможенного контроля: международный опыт реализации принципа «единое окно» // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 2. С. 19-25.

3. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.

4. Приказ ФТС России от 19.06.2017 № 1008 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года "О готовности таможенных органов Российской Федерации к работе в условиях вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза"» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Условия реализации положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 3. С. 43-48.

6. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Таможенный кодекс Таможенного союза (принят Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Таможенная служба Российской Федерации в 2016 году: справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М.: Федеральная таможенная служба, 2017.

9. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 18.07.2017) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Н. Г. Липатова

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК МЕХАНИЗМ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

В статье на базе анализа содержания таможенной политики, деятельности таможенных органов по выполнению контрольных функций, а также путем установления причинно-следственных связей, возникающих в процессе формирования и реализации таможенной политики и таможенного контроля, подтверждается гипотеза о том, что таможенный контроль как инструмент реализации государственной таможенной политики является механизмом оказания государственных услуг в сфере таможенного дела. Для совершенствования государственных услуг и повышения эффективности таможенного контроля предлагаются направления исследований в области сферы услуг.

Ключевые слова: таможенные органы; таможенный контроль; таможенная политика; таможенное дело; таможенная деятельность; сфера услуг; государственная политика; государственная услуга; инструмент; механизм.

В настоящее время в научном сообществе ведется дискуссия о деятельности таможенных органов в сфере услуг и, в частности, о таможенном контроле как механизме предоставления государственных услуг в сфере таможенного дела. В статье исследуется выдвинутая автором рабочая гипотеза: таможенный контроль как инструмент реализации государственной таможенной политики является механизмом оказания государственных услуг в сфере таможенного дела. При этом под услугой (государственной услугой) понимается таможенная деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и которая реализуется и потребляется в процессе осуществления этой деятельности [1]. Задача таможенной деятельности заключается в обеспечении таможенными методами стратегических и текущих планов развития экономики государства, защиты населения и территории от ввоза вредных, опасных и некачественных товаров и услуг, т. е. интересов государства, общества и граждан [2].

Исследование выдвинутой гипотезы проводится на основе анализа сущности государственной таможенной политики, контрольных функций, осуществляемых таможенными органами в пределах своей компетенции, а также путем установления причинно-следственных связей, возникающих в процессе формирования и реализации таможенной политики и таможенного контроля. Такое исследование позволяет разрешить дискуссионные в научном сообществе вопросы о деятельности таможенных органов в сфере услуг.

Раскрытие структуры и содержания современной таможенной политики, а также контрольных функций, выполняемых таможенными органами при внешнеторговых поставках товаров, имеет принципиальное значение, поскольку они

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.