В. Б. Мантусов, С. В. Шкляев
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ПРИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ ДЕКЛАРАЦИЙ И АВТОМАТИЧЕСКОМ ВЫПУСКЕ ТОВАРОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЯЮТСЯ ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ
В статье рассматривается комплекс мер, направленных на совершенствование таможенного администрирования в условиях применения технологий автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения. Дается оценка применения мер экспортного контроля, технического и нетарифного регулирования в деятельности таможенных органов Российской Федерации. Формулируются рекомендации по развитию таможенного администрирования в условиях автоматизации таможенных операций и таможенного контроля.
Ключевые слова: запреты и ограничения; таможенное администрирование; автоматическая регистрация деклараций на товары; автоматический выпуск товаров; межведомственное электронное информационное взаимодействие; экспортный контроль; техническое регулирование; нетарифное регулирование.
V. B. Mantusov, S. V. Shklyaev
CUSTOMS ADMINISTRATION FOR AUTOMATIC REGISTRATION OF DECLARATIONS AND AUTOMATIC RELEASE OF GOODS SUBJECT TO PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS
A set of measures aimed at improving customs administration in the context of applying technologies of automatic registration of declarations and automatic release of goods subject to prohibitions and restrictions is considered in the article. The assessment of application of export control, technical and non-tariff regulation measures in the activities of customs authorities of the Russian Federation is given. Recomendations on the development of customs administration in the context of automation of customs operations and customs control are formulated.
Keywords: prohibitions and restrictions; customs administration; automatic registration of declarations for goods; automatic release of goods; interdepartmental electronic information interaction; export control; technical regulation; non-tariff regulation.
Под запретами и ограничениями в соответствии с правом Евразийского экономического союза (Союз, ЕАЭС) понимается комплекс мер, которые применяются в отношении товаров при перемещении их через таможенную границу Союза: меры экспортного контроля, меры нетарифного и технического регулирования [1].
В статье 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) определено, что таможенные органы государств - членов ЕАЭС, в том числе таможенные органы Российской Федерации (РФ), выполняют функции и задачи по обеспечению соблюдения запретов и ограничений, а также по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды [2].
Основные направления развития таможенного администрирования в России в части совершенствования технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций на товары (ДТ), а также целевые показатели их
исполнения определены «Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года» [3] (рис. 1).
37,5
Доля автоматически зарегистрированных ДТ, %
60
30
83
50
33
2016 г.
2017 г.
2018 г.
Текущее значение
Доля автоматически выпущенных ДТ, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, %
40
38
2016 г.
2017 г. I I Экспорт
2018 г. I | Импорт
Текущее значение
Рис. 1. Показатели «Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года» в части автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций на товары
Для достижения указанных целевых показателей при перемещении товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения, Федеральной таможенной службой (ФТС России) проводится работа, направленная на совершенствование автоматизации процессов, позволяющих таможенным органам в режиме онлайн получать актуальную информацию о разрешительных документах, необходимую и достаточную для принятия решений при совершении таможенных операций и таможенном контроле.
Основным элементом такого информационного развития, в том числе обеспечения возможности формирования алгоритмов автоматической сверки информации, является межведомственное электронное взаимодействие. Таможенные органы при таможенном декларировании товаров с использованием программных средств получают сведения из разрешительных документов, содержащихся в информационных ресурсах федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), в автоматическом режиме, близком к реальному времени [4]. Такой принцип работы позволяет обеспечить реализацию одной из ключевых норм ТК ЕАЭС (ст. 80) в части возможности участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не представлять в таможенные органы разрешительные документы, необходимые для совершения таможенных операций, а также осуществлять автоматическую
регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров, в отношении которых правом ЕАЭС установлены запреты и ограничения.
Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВиЭК) ФТС России совместно с Центральным информационно-техническим таможенным управлением (ЦИТТУ) ФТС России на постоянной основе осуществляется мониторинг системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), оценивается качество обмена информацией о разрешительных документах, в том числе количество полученных результативных ответов, количество отрицательных ответов, а также проводится анализ эффективности работоспособности электронных сервисов в целом [5; 6].
В целях автоматизации процессов технологии автоматической регистрации деклараций на товары ФТС России во взаимодействии с ФОИВ разработан и согласован «Справочник масок номеров документов, используемых при заявлении сведений в декларации на товары» и реализован форматно-логический контроль соответствия заявленного номера разрешительного документа коду вида документа и структуре маски, содержащейся в Справочнике.
Совместно с региональными таможенными управлениями и таможнями УТОВиЭК на разных площадках (практические семинары, международные конференции, вебинары и др.) проводит работу с участниками ВЭД по вопросам соблюдения правил заполнения деклараций на товары. Это позволяет в несколько раз уменьшить количество ошибок, допускаемых декларантами в части указания некорректных данных о разрешительном документе, влияющих на эффективность работоспособности СМЭВ при осуществлении автоматических запросов сведений у ФОИВ [7]. Такая работа позволила реализовать механизм автоматической регистрации всех деклараций на товары, в отношении которых применяются ограничения, установленные правом ЕАЭС, а также определить дальнейшие подходы к реализации автоматического выпуска указанных товаров [8].
Развитие таможенного администрирования в условиях автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения, осуществляется по трем направлениям: меры экспортного контроля, меры технического регулирования и меры нетарифного регулирования.
При обеспечении соблюдения мер экспортного контроля на показатель автоматически выпущенных деклараций на товары большое влияние оказывают меры по минимизации рисков (рис. 2).
В настоящее время действует 144 профиля рисков по направлению экспортного контроля. В рамках реализации мер, предусмотренных профилями рисков, проводятся проверки соблюдения участниками ВЭД права ЕАЭС и обязательных требований, установленных законодательством об экспортном контроле.
В целях повышения эффективности профилей рисков за счет автоматизации процедур проведения проверочных мероприятий и достижения установленных показателей ФТС России во взаимодействии с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) реализован комплекс мероприятий, в том числе:
- доработан справочник товаров двойного применения с реализацией алгоритма выявления рисков не только по кодам единой Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), но и с учетом направления их перемещения;
- создан справочник уполномоченных экспертных организаций в области экспортного контроля. Обеспечено взаимодействие базы данных профилей рисков с данным справочником, что позволило исключить из области риска товары, в отношении которых представлены документы, подтверждающие проведение экспертизы ФСТЭК России или организациями, уполномоченными на проведение идентификационных экспертиз;
- организована работа региональными таможенными управлениями и таможнями непосредственного подчинения по детализации товарных позиций, указанных в списках контролируемых товаров и технологий, и исключению из справочника товаров двойного применения кодов на уровне десяти знаков, не соответствующих по описанию контролируемым товарам. К настоящему моменту по согласованию с ФСТЭК России исключено 218 кодов.
Издано 144 профиля рисков (ПР) по направлению экспортного контроля Списки контролируемых товаров (ввоз / вывоз)
Поставки в отдельные страны
— х Отсутствие информации о документе в базе .▼У данных таможенных органов
^^ Резолюции Совета Безопасности ООН
Отдельные внешнеторговые сделки, а также «всеобъемлющий контроль»
14 269
Рис. 2. Система управления рисками в области экспортного контроля
В результате проведенных мероприятий в целом доля деклараций на товары, по которым срабатывали профили рисков, сократилась: по импорту в 2,4 раза, по экспорту в 1,9 раза.
Дальнейшее снижение неэффективных срабатываний профилей рисков планируется достичь за счет конкретизации объекта контроля по коду и описанию товаров с учетом российских лиц, осуществляющих внешнеторговые операции. С этой целью организована работа по исключению из области рисков товаров российских участников ВЭД, коды ТН ВЭД ЕАЭС которых включены в контрольные списки на уровне десяти знаков. Речь идет о производителях и получателях, которые имеют стабильную номенклатуру таких товаров, являющихся предметом их внешнеторговой деятельности и наиболее часто подпадающих под действие профилей рисков; при этом описание таких товаров не соответствует описаниям, содержащимся в контрольных списках. В настоящее время
информация о товарах, в отношении которых не будут применяться профили рисков в области экспортного контроля, обобщена и направлена на согласование в ФСТЭК России.
На автоматическую регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров существенное влияние оказывает отсутствие электронного обмена информацией о выданных Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) и ФСТЭК России лицензиях. Существующий уровень информационного взаимодействия с данными ведомствами не позволяет ФТС России в полной мере обеспечить автоматизацию процессов, связанных с совершением таможенных операций. Для обеспечения автоматизированного контроля соответствия сведений и осуществления списания лицензируемых товаров при их помещении под таможенные процедуры в автоматическом режиме существует объективная необходимость получения сведений из выдаваемых ФСВТС России и ФСТЭК России разрешительных документов.
В связи с тем, что совокупная информация о лицензиях ФСВТС России носит конфиденциальный характер, по инициативе ФТС России Правительством РФ было принято решение о проведении комплекса мероприятий в рамках «дорожной карты» по совершенствованию таможенного администрирования с целью определения возможности организации такого информационного взаимодействия [9].
В отношении лицензирования внешнеэкономических операций следует отметить, что постановлением Правительства РФ от 04.04.2018 № 407 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 691 «Об утверждении положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль» в части, касающейся выдачи лицензии в виде электронного документа [10]. Однако из-за отсутствия финансирования ФСТЭК России пока не готова к организации такого информационного взаимодействия с ФТС России. Решение этой проблемы в настоящее время остается актуальной задачей.
Совершенствование алгоритмов автоматического выпуска товаров, в отношении которых применяются меры технического регулирования, является важным направлением развития таможенного администрирования.
В настоящее время в действующий алгоритм автоматического выпуска включены товары, основным условием выпуска которых является наличие сведений из документов о соответствии в информационных системах таможенных органов, полученных из Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) посредством инфраструктуры СМЭВ.
При этом необходимо отметить, что ввозимые в Россию товары, которые сопровождаются документами о соответствии, составляют 48% от общего объема ввозимых товаров. ФТС России уделяет пристальное внимание организации межведомственного взаимодействия в контексте автоматического выпуска товаров, в отношении которых применяются меры технического регулирования.
Основной причиной увеличения количества случаев неприменения автоматического выпуска товаров является увеличившееся время получения ответа о запрошенном документе. Это, прежде всего, связано с планомерным переходом ФОИВ на современную инфраструктуру СМЭВ-3. В целях повышения
эффективности таможенного контроля в части обеспечения соблюдения мер технического регулирования проведены следующие мероприятия:
1. Заключено соглашение об информационном взаимодействии с Росаккреди-тацией, в рамках которого ФТС России получает сведения о прекращенных, приостановленных документах о соответствии, об органах по сертификации, осуществляющих оформление документов о соответствии с нарушением права ЕАЭС. На основании полученных сведений актуализируется справочник «Недействительные документы» Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).
2. Обеспечено информационное взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (подписаны соглашения, реализованы технологии определения рисковых поставок).
Информация, получаемая в рамках заключенных соглашений, полномасштабно интегрируется таможенными органами в систему управления рисками для выявления опасной продукции.
В целях совершенствования таможенного администрирования при автоматическом выпуске товаров в настоящее время разработаны функциональные требования по доработке программных средств ЕАИС ТО в части алгоритмов автоматической сверки сведений, указанных в декларации на товары, со сведениями, содержащимися в документе о соответствии. Автоматическая сверка сведений будет осуществляться по следующим критериям:
- заявитель (в части ОГРН);
- страна происхождения товара;
- код ТН ВЭД ЕАЭС;
- номер документа о соответствии;
- дата выдачи (регистрации) такого документа и дата окончания его действия.
Перспективным направлением совершенствования информационного взаимодействия с Росаккредитацией для повышения эффективности таможенного контроля при автоматическом выпуске товаров является автоматизация процесса обмена массивом информации, поступающей в рамках СМЭВ и содержащей сведения об изготовителе продукции, наименовании товара (тип, артикул, модель, марка и др.), а также об испытательных лабораториях (центрах) и протоколах испытаний, на основании которых выданы документы о соответствии.
На современном этапе осуществляется работа по автоматизированному, а в дальнейшем автоматическому, обмену информацией в части фактов ввоза в Россию участниками ВЭД проб и образцов продукции для целей проведения процедур оценки ее соответствия обязательным требованиям. В связи с этим УТОВиЭК ФТС России проводится работа по созданию отдельного справочника ЕАИС ТО и подготовке предложений по актуализации технологической карты межведомственного взаимодействия.
Немаловажным направлением совершенствования таможенного администрирования является обеспечение возможности применения технологии автоматического выпуска в отношении товаров, на которые распространяются меры нетарифного регулирования.
Фрагмент «Единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами» представлен в таблице.
Таблица
Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами * (фрагмент)
Наименование товара Код ТН ВЭД ЕАЭС
Раздел 2.10. Драгоценные металлы и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы**
Отходы и лом драгоценных металлов Из 7112
Руды, концентраты драгоценных металлов 2616
Раздел 2.16. Радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров**
Радиоэлектронные средства различного применения для передачи или приема голоса, изображения, данных и (или) других видов информации Из 8470 Из 8471 Из 8517
Раздел 2.20. Культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов**
Культурные ценности, включенные в состав музейного, архивного и библиотечных фондов государств - членов ЕАЭС Из группы 42 Из группы 44 Из группы 46
Раздел 2.22. Служебное и гражданское оружие, его основные (составные) части и патроны к нему**
Копии и реплики антикварного оружия Из 9303
* Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования».
** Для целей настоящего раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.
В настоящее время автоматический выпуск таких товаров не осуществляется. Из алгоритма автоматического выпуска исключаются декларации на товары, в которых заявлены сведения о лицензиях и заключениях (разрешительных документах), предусмотренных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (Решение ЕЭК № 30) [11]. Такие ограничения обусловлены следующими факторами:
1. «Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами», утвержденный Решением ЕЭК № 30, содержит коды ТН ВЭД ЕАЭС на уровне двух и четырех знаков, что требует осуществления контроля должностным лицом таможенного органа. Для целей обеспечения контроля с использованием информационно-программных средств таможенных органов необходимо создание справочника в ЕАИС ТО, содержащего коды ТН ВЭД ЕАЭС на уровне десяти знаков. Формирование такого справочника может осуществляться с использованием исторического массива выпущенных деклараций на товары, содержащих сведения о товарах, в отношении которых представлялись разрешительные документы.
2. Система контроля за перемещением лицензируемых товаров, определенная правом ЕАЭС, включает постановку лицензий на контроль и учет товара, перемещаемого в счет лицензии, с обязательным участием должностного лица
таможенного органа. Для целей автоматизации данного процесса и исключения участия должностного лица необходимо:
- внести изменения в акты права ЕАЭС, регламентирующие порядок заполнения декларации на товары, предусматривающие заявление декларантом количества товара, подлежащего учету по лицензии;
- завершить полномасштабное внедрение автоматизированного контроля за исполнением лицензий с использованием ресурсов штатных программных средств таможенных органов, исключающего необходимость постановки лицензий на контроль.
3. В целях сохранения эффективности таможенного контроля в отношении товаров, к которым применяются запреты и ограничения, следует внедрить в алгоритмы автоматического выпуска механизм сопоставления сведений, заявленных в декларации на товары, со сведениями из разрешительных документов (в том числе со сведениями из лицензий и заключений).
Анализ отказов в автоматическом выпуске товаров, подпадающих под запреты и ограничения, представлен на рис. 3.
Экспорт (код критерия 110) | | Импорт (код критерия 108)
Ожидаемый результат после внедрения корректированного алгоритма в информационно-программные средства
Рис. 3. Доля отказов в автоматическом выпуске деклараций на товары, подпадающих под запреты и ограничения, %
Таким образом, проведенный анализ отказов в автоматическом выпуске товаров, подпадающих под запреты и ограничения, выявил необходимость детализации кодов видов разрешительных документов, ограниченных к автоматическому выпуску. В результате подготовлены предложения по изменению соответствующих критериев алгоритмов автоматического выпуска товаров, реализация которых позволит значительно сократить количество случаев неприменения автоматического выпуска товаров по импорту до 50%, по экспорту - до 75%.
Проведенные и запланированные мероприятия по направлениям экспортного контроля, технического и нетарифного регулирования позволят увеличить долю автоматически выпускаемых товаров, что, в свою очередь, будет способствовать выполнению показателей, установленных «Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года».
Использованные источники
1. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Условия реализации положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 3. С. 43-48.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года „О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.
5. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Информационные таможенные технологии в обеспечении соблюдения запретов и ограничений во внешней торговле и защиты прав интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 78-85.
6. Мантусов В. Б., Збировская Е. П., Гамидуллаев С. Н. Развитие системы управления таможенным сервисом в условиях современных интеграционных процессов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 5. С. 131-138.
7. Липатова Н. Г. Расширение информационного взаимодействия как резерв повышения эффективности таможенного контроля в ЕАЭС // Сборник материалов Международной научно-практической конференции Российской таможенной академии «Основные проблемы развития таможенного дела России в условиях ее членства в экономических интеграционных объединениях» 20 октября 2015 г. М.: РИО Российской таможенной академии, 2015. С. 89-95.
8. Никитченко И. И., Липатова Н. Г. Возможности использования информационных технологий в условиях Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 2. С. 34-43.
9. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий („дорожной карты") „Совершенствование таможенного администрирования"» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Правительства РФ от 04.04.2018 № 407 «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам экспортного контроля» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».