ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
е. Г. Бормотова
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
В статье рассмотрены вопросы организации и развития информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы с федеральными органами исполнительной власти и другими организациями РФ, направленного на повышение эффективности таможенного контроля на базе автоматизации межведомственного информационного обмена.
Ключевые слова: таможня; разрешительные документы; информационные таможенные технологии; межведомственное электронное взаимодействие; таможенные операции; таможенный контроль.
Деятельность таможенных органов в условиях функционирования Таможенного союза, формирования Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, присоединения России к Всемирной торговой организации должна быть направлена на реализацию и защиту внутренних и внешнеэкономических интересов РФ. Обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) РФ и содействие внешней торговле являются основными стратегическими ориентирами таможенной службы РФ.
«Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» (далее - Стратегия), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р, определяет ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы. Стратегическая цель развития таможенной службы выделена в виде конкретных направлений и мероприятий: «повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования». Также предусмотрено, что «в ходе реализации запланированных мероприятий Стратегии Федеральная таможенная служба взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями» [1].
Базовые принципы взаимодействия на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий были заложены в Федеральной целевой программе «Электронная Россия» [2].
Продолжением и развитием программы «Электронная Россия» является «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» [3], призванная повысить качество и доступность предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг.
Обязательное межведомственное электронное взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ) в рамках предоставления государственных услуг предусмотрено Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [4].
Для Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) реальным рабочим инструментом перехода на межведомственное электронное взаимодействие стали два документа: «Совершенствование таможенного администрирования» [5] и «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» [6], а также участие в реализации программы «Информационное общество» [7]. Во-первых, имея уже достаточно мощный информационно-технический потенциал, ФТС России успешно реализует проект «Электронная таможня», который предоставляет возможность взаимодействия участникам ВЭД с таможенными органами в электронном виде через Интернет. Наиболее важной сферой такого взаимодействия является электронное декларирование. Эта информационная таможенная технология применяется с 2002 г., в том числе и через портал электронного декларирования. Во-вторых, данная технология позволяет осуществлять взаимодействие ФТС России с другими государственными контролирующими органами и ведомствами в электронном виде.
Следует отметить, что в настоящее время большое внимание уделяется проектам, предусматривающим электронное взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД, например с ОАО «РЖД», ФГУП «Почта России», а также пилотному проекту по внедрению в России международного стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых и авиационных перевозок Е-Freight, курируемому Минтрансом России. Планируется разработка функциональной модели проведения таможенных операций и таможенного контроля в отношении морских (речных) судов и перемещаемых ими товаров в морских (речных) пунктах пропуска (модель «Морской порт»). При этом предполагается разработать интегрированные решения для обеспечения информационного взаимодействия всех участников перевозочного процесса: государственных и контролирующих органов, участников ВЭД, экспедиторов, морских перевозчиков и их агентов.
Разработка интегрированных решений и создание интегрированных полнофункциональных основных компонентов, обеспечивающих комплексную автоматизацию таможенных операций и осуществление таможенного контроля таможенными органами, в том числе отдельных видов государственного контроля, является одним из перспективных направлений развития Единой автоматизированной информационной системы (далее - ЕАИС) таможенных органов.
В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2010 № 394-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» [8] таможенные органы, помимо таможенного контроля, осуществляют транспортный контроль в полном объеме, а фитосанитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный - в части документального контроля.
Анализ показал, что для контроля, осуществляемого таможенными органами (таможенного, ветеринарного, фитосанитарного, санитарно-карантинного, транспортного и весогабаритного), необходимо более 40 разрешительных документов, выдачу которых осуществляют порядка 25 ФОИВ и других организаций РФ. При совершении таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, необходимо реализовать информационное взаимодействие таможенных органов с Минпромторгом, Росаккредитацией, Минфином, Россельхознадзором, Рос-потребнадзором, Минздравом, Минкультуры, МВД, Минобороны, Минспортту-ризмом, Росздравнадзором, Роскомнадзором, Роскосмосом, Роспечатью, Роспри-роднадзором, Росрыболовством, Ространснадзором, Росавтодором, ФСБ России, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службой технического и экспортного контроля и другими российскими органами и организациями. Взаимодействие с этими ФОИВ также необходимо при контроле, осуществляемом таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
В связи с этим особое значение приобретают работы по оптимизации интегрированных решений в ЕАИС таможенных органов. Они предусматривают создание на единой программной платформе, учитывающей последние достижения мировой и отечественной практики, полнофункциональных программных компонентов, направленных на решение задач автоматизации:
- таможенных операций и таможенного контроля;
- таможенного контроля после выпуска товаров и таможенных проверок;
- информационного обмена ФТС России с федеральными органами исполнительной власти, организациями РФ, таможенными органами государств-членов Таможенного союза, зарубежными странами и представителями деловых кругов (участниками ВЭД);
- технологий учета денежных средств и контроля за взиманием денежных средств и др.
Информационное взаимодействие таможенных органов с ФОИВ и организациями РФ предлагается осуществлять в наиболее продвинутом формате взаимодействия - обмен данными «онлайн». Этот формат реализуется через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), являющуюся частью инфраструктуры «электронного правительства». СМЭВ - это государственная информационная система, обеспечивающая типовые механизмы взаимодействия информационных систем, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций с применением электронных сервисов со стандартизированными интерфейсами (сервис-ориентированная архитектура).
Взаимодействие, близкое к реальному времени, достигается возможностью общения с информационной системой другого ведомства. Информационный обмен через СМЭВ между ведомствами возможен с использованием специальных программ (электронных сервисов).
Этапность реализации указанного предложения характеризуется тем, что с 2013 г. организовано поступление с использованием СМЭВ всей необходимой для указанных видов государственного контроля информации от соответствующих ФОИВ (Ространснадзора, Росавтодора, Россельхознадзора, Роспотребнадзора).
С этого времени ФТС России обеспечивает техническую возможность получения в ЕАИС таможенных органов от ФОИВ необходимой информации и ее использования непосредственно в пунктах пропуска для выполнения функций по всем видам государственного контроля. Заинтересованные ведомства осуществляют совместное тестирование в соответствии с планом-графиком, по результатам которого должны быть организованы работы по поэтапному введению в опытную эксплуатацию новых технологических и технических решений.
Учитывая, что в составе товаросопроводительных документов часто содержатся разрешительные документы, выданные государствами - членами Таможенного союза или иными государствами, встает проблема реализации оперативного информационного взаимодействия с органами зарубежных стран, выдавших такие документы.
Данная проблема была учтена при формировании «Концепции Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза» [9] (далее - Концепция ИИСВВТ). В настоящее время осуществляется последовательная реализация положений Концепции в соответствии с решениями Евразийской экономической комиссии.
Информационное взаимодействие в рамках Таможенного союза состоит из совокупности национальных сегментов государств - членов Таможенного союза и интеграционного сегмента Евразийской экономической комиссии.
Предложенная выше форма организации электронного информационного взаимодействия между ФОИВ в России оказалась достаточно эффективной. Она соответствует принципам создания и развития национального российского сегмента ИИСВВТ. Именно поэтому эти решения и подходы, а также опыт ФТС России по информационному взаимодействию между ФОИВ в нашей стране могут применяться при формировании Единого экономического пространства.
Технологии информационного обмена с ФОИВ и организациями, взаимодействующими с таможенной службой РФ, значительно упрощают процесс перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза для участников ВЭД и повышают эффективность таможенного контроля товаров.
Использованные источники
1. Стратегия развития таможенной службы РФ до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р [Электронный ресурс]. URL: //http://www.customs. ra/mdex.php?option=com_content&view=article&id=17220&Itemid=2375.
2. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 «О Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)"» [Электронный ресурс]. URL: //http://www. economy.gov.ru/minec/activity/sections/inforientedsoc/doc200912301759.
3. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ra/cons/cgi/onhne.cgi?req=doc;base=LAW;n=86005.
4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]. URL: http: //www. rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html.
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») "Совершенствование таможенного администрирования"» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/09/11/dor-karty-site-dok.html.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1128-р «О плане мероприятий («дорожной карты») "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта"» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/07/10/dostup-rynki-site-dok.html.
7. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 №1815-р «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"» [Электронный ресурс]. URL:http://www.rg.ra/2010/11/16/mfobschestvo-site-dok.htmL
8. Федеральный закон от 28.12.2010 № 394-Ф3 «О передаче полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: // http://www.rg.ru/2010/12/30/tamojnya-dok.html.
9. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 470 «О Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и первоочередных мерах по ее реализации» [Электронный ресурс]. URL: http://tsouz. ru/KTS/KTS21/Pages/R_470.aspx.
90 -
ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 3 • 2013