Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ / CUSTOMS / РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CUSTOMS INFORMATION TECHNOLOGY / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERAGENCY ELECTRONIC INTERACTION / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / CUSTOMS OPERATIONS / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / PERMITTING DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бормотова Елена Григорьевна

В статье рассмотрены вопросы организации и развития информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы с федеральными органами исполнительной власти и другими организациями РФ, направленного на повышение эффективности таможенного контроля на базе автоматизации межведомственного информационного обмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бормотова Елена Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INFORMATIONAL INTERACTION FOR ENSURING EFFECTIVE CUSTOMS CONTROL

The article deals with the problem of between the Federal Customs Service, Federal executive authorities and other state institutions. It is aimed at perfecting customs control by the automated process of making decisions and by implementing prospective information technologies in the activity of customs authorities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

е. Г. Бормотова

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

В статье рассмотрены вопросы организации и развития информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы с федеральными органами исполнительной власти и другими организациями РФ, направленного на повышение эффективности таможенного контроля на базе автоматизации межведомственного информационного обмена.

Ключевые слова: таможня; разрешительные документы; информационные таможенные технологии; межведомственное электронное взаимодействие; таможенные операции; таможенный контроль.

Деятельность таможенных органов в условиях функционирования Таможенного союза, формирования Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, присоединения России к Всемирной торговой организации должна быть направлена на реализацию и защиту внутренних и внешнеэкономических интересов РФ. Обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) РФ и содействие внешней торговле являются основными стратегическими ориентирами таможенной службы РФ.

«Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» (далее - Стратегия), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р, определяет ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы. Стратегическая цель развития таможенной службы выделена в виде конкретных направлений и мероприятий: «повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования». Также предусмотрено, что «в ходе реализации запланированных мероприятий Стратегии Федеральная таможенная служба взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями» [1].

Базовые принципы взаимодействия на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий были заложены в Федеральной целевой программе «Электронная Россия» [2].

Продолжением и развитием программы «Электронная Россия» является «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» [3], призванная повысить качество и доступность предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг.

Обязательное межведомственное электронное взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ) в рамках предоставления государственных услуг предусмотрено Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [4].

Для Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) реальным рабочим инструментом перехода на межведомственное электронное взаимодействие стали два документа: «Совершенствование таможенного администрирования» [5] и «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» [6], а также участие в реализации программы «Информационное общество» [7]. Во-первых, имея уже достаточно мощный информационно-технический потенциал, ФТС России успешно реализует проект «Электронная таможня», который предоставляет возможность взаимодействия участникам ВЭД с таможенными органами в электронном виде через Интернет. Наиболее важной сферой такого взаимодействия является электронное декларирование. Эта информационная таможенная технология применяется с 2002 г., в том числе и через портал электронного декларирования. Во-вторых, данная технология позволяет осуществлять взаимодействие ФТС России с другими государственными контролирующими органами и ведомствами в электронном виде.

Следует отметить, что в настоящее время большое внимание уделяется проектам, предусматривающим электронное взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД, например с ОАО «РЖД», ФГУП «Почта России», а также пилотному проекту по внедрению в России международного стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых и авиационных перевозок Е-Freight, курируемому Минтрансом России. Планируется разработка функциональной модели проведения таможенных операций и таможенного контроля в отношении морских (речных) судов и перемещаемых ими товаров в морских (речных) пунктах пропуска (модель «Морской порт»). При этом предполагается разработать интегрированные решения для обеспечения информационного взаимодействия всех участников перевозочного процесса: государственных и контролирующих органов, участников ВЭД, экспедиторов, морских перевозчиков и их агентов.

Разработка интегрированных решений и создание интегрированных полнофункциональных основных компонентов, обеспечивающих комплексную автоматизацию таможенных операций и осуществление таможенного контроля таможенными органами, в том числе отдельных видов государственного контроля, является одним из перспективных направлений развития Единой автоматизированной информационной системы (далее - ЕАИС) таможенных органов.

В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2010 № 394-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» [8] таможенные органы, помимо таможенного контроля, осуществляют транспортный контроль в полном объеме, а фитосанитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный - в части документального контроля.

Анализ показал, что для контроля, осуществляемого таможенными органами (таможенного, ветеринарного, фитосанитарного, санитарно-карантинного, транспортного и весогабаритного), необходимо более 40 разрешительных документов, выдачу которых осуществляют порядка 25 ФОИВ и других организаций РФ. При совершении таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, необходимо реализовать информационное взаимодействие таможенных органов с Минпромторгом, Росаккредитацией, Минфином, Россельхознадзором, Рос-потребнадзором, Минздравом, Минкультуры, МВД, Минобороны, Минспортту-ризмом, Росздравнадзором, Роскомнадзором, Роскосмосом, Роспечатью, Роспри-роднадзором, Росрыболовством, Ространснадзором, Росавтодором, ФСБ России, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службой технического и экспортного контроля и другими российскими органами и организациями. Взаимодействие с этими ФОИВ также необходимо при контроле, осуществляемом таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

В связи с этим особое значение приобретают работы по оптимизации интегрированных решений в ЕАИС таможенных органов. Они предусматривают создание на единой программной платформе, учитывающей последние достижения мировой и отечественной практики, полнофункциональных программных компонентов, направленных на решение задач автоматизации:

- таможенных операций и таможенного контроля;

- таможенного контроля после выпуска товаров и таможенных проверок;

- информационного обмена ФТС России с федеральными органами исполнительной власти, организациями РФ, таможенными органами государств-членов Таможенного союза, зарубежными странами и представителями деловых кругов (участниками ВЭД);

- технологий учета денежных средств и контроля за взиманием денежных средств и др.

Информационное взаимодействие таможенных органов с ФОИВ и организациями РФ предлагается осуществлять в наиболее продвинутом формате взаимодействия - обмен данными «онлайн». Этот формат реализуется через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), являющуюся частью инфраструктуры «электронного правительства». СМЭВ - это государственная информационная система, обеспечивающая типовые механизмы взаимодействия информационных систем, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций с применением электронных сервисов со стандартизированными интерфейсами (сервис-ориентированная архитектура).

Взаимодействие, близкое к реальному времени, достигается возможностью общения с информационной системой другого ведомства. Информационный обмен через СМЭВ между ведомствами возможен с использованием специальных программ (электронных сервисов).

Этапность реализации указанного предложения характеризуется тем, что с 2013 г. организовано поступление с использованием СМЭВ всей необходимой для указанных видов государственного контроля информации от соответствующих ФОИВ (Ространснадзора, Росавтодора, Россельхознадзора, Роспотребнадзора).

С этого времени ФТС России обеспечивает техническую возможность получения в ЕАИС таможенных органов от ФОИВ необходимой информации и ее использования непосредственно в пунктах пропуска для выполнения функций по всем видам государственного контроля. Заинтересованные ведомства осуществляют совместное тестирование в соответствии с планом-графиком, по результатам которого должны быть организованы работы по поэтапному введению в опытную эксплуатацию новых технологических и технических решений.

Учитывая, что в составе товаросопроводительных документов часто содержатся разрешительные документы, выданные государствами - членами Таможенного союза или иными государствами, встает проблема реализации оперативного информационного взаимодействия с органами зарубежных стран, выдавших такие документы.

Данная проблема была учтена при формировании «Концепции Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза» [9] (далее - Концепция ИИСВВТ). В настоящее время осуществляется последовательная реализация положений Концепции в соответствии с решениями Евразийской экономической комиссии.

Информационное взаимодействие в рамках Таможенного союза состоит из совокупности национальных сегментов государств - членов Таможенного союза и интеграционного сегмента Евразийской экономической комиссии.

Предложенная выше форма организации электронного информационного взаимодействия между ФОИВ в России оказалась достаточно эффективной. Она соответствует принципам создания и развития национального российского сегмента ИИСВВТ. Именно поэтому эти решения и подходы, а также опыт ФТС России по информационному взаимодействию между ФОИВ в нашей стране могут применяться при формировании Единого экономического пространства.

Технологии информационного обмена с ФОИВ и организациями, взаимодействующими с таможенной службой РФ, значительно упрощают процесс перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза для участников ВЭД и повышают эффективность таможенного контроля товаров.

Использованные источники

1. Стратегия развития таможенной службы РФ до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р [Электронный ресурс]. URL: //http://www.customs. ra/mdex.php?option=com_content&view=article&id=17220&Itemid=2375.

2. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 «О Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)"» [Электронный ресурс]. URL: //http://www. economy.gov.ru/minec/activity/sections/inforientedsoc/doc200912301759.

3. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ra/cons/cgi/onhne.cgi?req=doc;base=LAW;n=86005.

4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]. URL: http: //www. rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html.

5. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») "Совершенствование таможенного администрирования"» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/09/11/dor-karty-site-dok.html.

6. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1128-р «О плане мероприятий («дорожной карты») "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта"» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/07/10/dostup-rynki-site-dok.html.

7. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 №1815-р «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"» [Электронный ресурс]. URL:http://www.rg.ra/2010/11/16/mfobschestvo-site-dok.htmL

8. Федеральный закон от 28.12.2010 № 394-Ф3 «О передаче полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: // http://www.rg.ru/2010/12/30/tamojnya-dok.html.

9. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 470 «О Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и первоочередных мерах по ее реализации» [Электронный ресурс]. URL: http://tsouz. ru/KTS/KTS21/Pages/R_470.aspx.

90 -

ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 3 • 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.