9. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года „О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. Приказ Минфина России от 09.01.2018 № 2 «Об утверждении плана мероприятий („дорожной карты") по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 года по 2020 год».
12. Письмо ФТС России от 25.12.2017 № 01-11/73654 «Об электронных таможнях».
13. Малышенко Ю. В., Богданов М. П. Внедрение технологий автоматической регистрации и выпуска товаров российской таможней // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 107-113.
14. Сомов Ю. И. Комплексный подход к экономической оценке возможности применения перспективных информационно-коммуникационных технологий в деятельности таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 3. С. 95-103.
Д. Б. Жуков
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕНТРАХ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
В статье проанализировано состояние автоматизации технологий совершения таможенных операций в центрах электронного декларирования в 2019 г. и содержание основных технико-технологических доработок программных средств. Приведены схемы взаимодействия центров электронного декларирования и постов фактического контроля. Определены актуальные задачи таможенных органов Российской Федерации, связанные с построением новой модели совершения таможенных операций в целях дальнейшего развития автоматизации.
Ключевые слова: Федеральная таможенная служба; «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года»; центр электронного декларирования; таможенный пост фактического контроля; автоматизация совершения таможенных операций; авторегистрация; автовыпуск.
D. B. Zhukov
DEVELOPMENT DIRECTIONS OF TECHNOLOGIES FOR IMPROVING CUSTOMS OPERATIONS IN ELECTRONIC DECLARATION CENTERS
The state of automation of customs operations technologies in electronic declaration centers in 2019 and the content of the main technical and technological improvements of software tools are analyzed in the article. Schemes of interaction between electronic declaration centers and actual check-points are given. The current tasks of the customs authorities of the Russian Federation related to the construction of a new model of customs operations for the further development of automation are defined by the author.
Keywords: the Federal Customs Service; "Comprehensive development program of the Federal Customs Service of Russia untill 2020"; electronic declaration center; customs check-point; automation of customs operations; auto-registration; auto-release.
Первый год функционирования таможенных органов в рамках создаваемой единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования
(ЦЭД) свидетельствует о возрастающей роли процессов автоматизации принимаемых решений. Автоматическое принятие решений значительно сокращает время оформления товара, уменьшает нагрузку на должностных лиц таможенных органов, позволяя сконцентрировать их усилия на наиболее рисковых поставках, исключает влияние человеческого фактора при принятии решений и повышает достоверность контроля заявленных сведений [1].
Например, в Московском областном ЦЭДе при фактической нагрузке 22-23 декларации в день на одно должностное лицо без автовыпуска нагрузка составила бы 28-29 деклараций.
В настоящее время основными технологиями, основанными полностью на автоматическом принятии решений, являются автоматическая регистрация и выпуск деклараций на товары. Внедрение таких технологий началось в 2014 г. с автоматической регистрации экспортных деклараций [2]. За пять лет эти технологии стали штатными технологиями оформления товаров, а область их применения постоянно расширяется на новые таможенные процедуры или особенности декларирования товаров [3; 4].
Подходы и алгоритмы, отработанные в ходе авторегистрации и автовыпуска деклараций на товары, положены в основу автоматизации совершения транзитных операций. В мае 2019 г. началось практическое применение технологии авторегистрации транзитных деклараций, а с ноября приступили к тестированию автоматического выпуска на историческом массиве транзитных деклараций.
Одной из задач, стоящих перед таможенными органами в 2020 г., является внедрение технологии автоматического выпуска транзитных деклараций.
Получили дальнейшее развитие технологии автоматической регистрации и выпуска деклараций на товары. В 2019 г. переработаны и реализованы в программных средствах алгоритмы автоматического совершения таможенных операций, обновлены справочники нормативно-справочной информации, используемые в процессе автоматического принятия решений, оптимизированы алгоритмы взаимодействия программных средств, обеспечивающих автоматическое получение необходимых для таможенного контроля сведений [5; 6].
Анализ статистических данных показал, что на современном этапе в автоматическом режиме зарегистрировано 2 627 596 деклараций на товары (по состоянию на 12.12.2019) и 38 581 транзитная декларация (по состоянию на 12.12.2019) (рис. 1). Автоматически выпущено 596 450 деклараций на товары (на 12.12.2019). За 2018 г. было выпущено чуть больше 320 000 деклараций (323 594 ДТ) (рис. 2).
Проведенные технологические и технические мероприятия обеспечили выполнение всех установленных на 2019 г. показателей «Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года» (см. рис. 2).
Основными мероприятиями по технико-технологической доработке отдельных таможенных операций стали:
1) в части авторегистрации (АР):
- совершенствование алгоритма контроля прибытия товара;
- совершенствование алгоритма контроля документов, указанных в декларации на товары и транзитной декларации;
- расширение АР на отдельные особенности декларирования (запасные части, припасы, товары, ввозимые в рамках «Сколково»);
- расширение АР на декларации на товары, содержащие преференции по уплате пошлины, акциза, НДС;
2017 г.
полномасштабное внедрение технологии электронного транзита
2019 г.
внедрение технологии автоматической регистрации транзитных деклараций
О
2019 г.
экспериментальная отработка технологии автоматического выпуска транзитных товаров
В 2019 г.* автоматически зарегистрирована 38 581 транзитная декларация
9 000 -, 8 000 -7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 Н 1 000
Количество автоматически зарегистрированных транзитных деклараций, шт.
7 980
2 942
4 298
6 241
5 042
6 628
Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь По состоянию на 12 декабря 2019 г.
Рис. 1. Динамика регистрации деклараций в автоматическом режиме
Количество автоматически зарегистрированных деклараций на товары, шт.
1 333 879 1 293 717
1 089 962
777 058
Ц Экспорт ] Импорт
2018 г.
2019* г.
Количество автоматически выпущенных деклараций на товары, шт.
382 370
266128
57 661
214081
2018 г.
2019* г.
Показатели на 2019 г. «Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года»
Показатель Экспорт Импорт
план факт* план факт*
Доля автоматически зарегистрированных деклараций, % 70 87,8 60 74,3
Доля автоматически выпущенных деклараций**, % 60 69,9 50 58,0
* По состоянию на 12 декабря 2019 г.
** В отношении участников ВЭД низкого уровня риска.
Рис. 2. Динамика выполнения показателей в автоматическом режиме
- распространение АР на декларирование товаров по ставкам таможенной пошлины, отличных от адвалорных;
- распространение АР на случаи ввоза товаров обособленными подразделениями;
- распространение АР на завершение процедуры свободной таможенной зоны (для Калининградской области, Республики Крым и Севастополя);
22 -
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 1 • 2020
- доработка справочника по компетенции;
2) в части автовыпуска при импорте мероприятия распространены:
- на автотранспортные средства с мощностью двигателя от 67,5 кВт (90 л. с.) до 110,5 кВт (150 л. с.);
- на товары, облагаемые ввозной таможенной пошлиной по ставке 0% или в отношении которых ставки не установлены;
- на свободную таможенную зону (ИМ78) в отношении Республики Крым и Севастополя (ранее - только Калининградская область);
3) в части автовыпуска экспорта:
- распространение на товары, облагаемые вывозными пошлинами;
- распространение на неполное, временное (временное периодическое) декларирование;
- переработка процесса контроля товаров, подпадающих под запреты и ограничения, в том числе справочника НСИ, содержащего перечень контролируемых кодов товаров;
- переработка процесса контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности [7].
При автоматическом совершении таможенных операций все проверки, необходимые для принятия решений о регистрации декларации и выпуске товаров, осуществляются информационной системой без непосредственного участия должностного лица (рис. 3). Вместе с тем следует отметить, что всегда останутся случаи, когда требуется участие должностного лица при принятии решений. Однако количество таких случаев должно быть сведено до необходимого минимума.
Схема взаимодействия при автоматической регистрации деклараций и выпуске товаров
Таможенный пост фактического контроля
Центр электронного Л
декларирования V
Автоматизация отдельных таможенных операций Г
Таможенный пост фактического контроля
Информация о проведении фактического контроля и выявленных правонарушениях
Проведение сверки с документами, представленными перевозчиком
Центр электронного декларирования
( Подтверждение прибытия )
С
Завершение транзита
1
Рис. 3. Схема совершения отдельных таможенных операций в автоматическом режиме
Сокращение количества проверок, проводимых непосредственно должностным лицом, также обеспечивает сокращение общего времени выпуска товаров
и повышает уровень контроля не только в отношении заявленных декларантом сведений, но и за действиями самого должностного лица (все действия контролируются информационной системой; если от системы поступает отрицательная информация (например, отсутствие товара в зоне таможенного контроля), то дальнейшие действия невозможно совершить без «ручного» подтверждения, которые фиксируются).
В настоящее время ряд автоматических проверок, применяемых при полностью автоматическом совершении таможенных операций, внедрен при оформлении товаров должностным лицом в «ручном» режиме.
Так, с 01.07.2019 в программных средствах реализован автоматический контроль одного из базовых условий регистрации декларации - контроль завершения прибытия товаров, завершения процедуры таможенного транзита или помещения товара на временное хранение. Автоматизирована междокументальная сверка декларации и документа отчета, сформированного при помещении товара на временное хранение, а в декабре 2019 г. в программных средствах реализован механизм междокументальной сверки декларации на товары и транзитной декларации. Практическое применение такого механизма начнется после поступления в таможенные органы доработанных версий программных средств [8].
Реализация указанных механизмов позволит в дальнейшем отказаться от проведения так называемой второй сверки - сверки на таможенных постах фактического контроля декларации на товары с документами, представленными при прибытии или завершении транзита. Это актуальнейший вопрос, поднимаемый таможнями фактического контроля. Необходимо отметить, что автоматизация «второй» сверки снизит нагрузку на должностных лиц постов фактического контроля. Вместе с тем реализация полностью автоматической сверки невозможна в текущих версиях программных средств и может быть решена только в условиях централизованной архитектуры Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов в 2020 г.
Так, в настоящее время реализуется механизм, основанный на проведении непосредственно инспектором только тех проверок, по которым информационной системой не может быть принято решение. Дальнейшее развитие технологий совершения таможенных операций должно обеспечивать максимальный уровень автоматизации всех таможенных операций, включая выпуск товара. При этом должностное лицо как эксперт в принятии решений реализует свои полномочия в случаях, когда автоматическое совершение отдельных операций невозможно или нецелесообразно. Реализация указанных подходов напрямую зависит от степени развития программного и технического обеспечения таможенных органов. Основное программное средство, применяемое при оформлении товаров, - АИС «АИСТ-М» - разработано практически 20 лет назад и к настоящему времени исчерпало свои возможности по дальнейшему качественному развитию и обеспечению максимального уровня автоматизации.
В связи с этим фактически требуется создание программного средства, базирующегося на принципиально новой модели электронного документооборота с момента поступления декларации в информационную систему до выпуска товаров (рис. 4).
Как уже отмечалось, при построении предлагаемой модели оформления товаров одним из базовых элементов является смещение роли должностного лица от
инспектора-оформителя к инспектору-эксперту, что требует изменения процесса проверки декларации.
Технологические этапы проверки декларации на товары
1.Контроль соблюдения условий регистрации
с 3. Контроль запретов \
V и ограничений У
Контроль ...
Информационная система таможенных органов
Должностное лицо
Принятие решения
-%
ш
Принятие решения
%
т
Рис. 4. Предлагаемая модель оформления товаров в автоматическом режиме
Весь процесс проверки декларации предполагается разбить на несколько отдельных последовательно проводимых технологических этапов, указанных на рис. 4:
- регистрация декларации;
- контроль классификации и страны происхождения товара;
- контроль запретов и ограничений;
- контроль заявленной стоимости товаров;
- контроль правильности начисления и уплаты таможенных платежей;
- выпуск товаров.
Первоначально контроль всех этапов осуществляется информационной системой, и если какой-то этап не пройден в автоматическом режиме, то решение по нему принимается должностным лицом.
Следует подчеркнуть, что должностное лицо осуществляет проверку не всех этапов, а только тех, решение по которым не принято в автоматическом режиме.
При оптимизации работы инспектора необходимо иметь в виду, что для принятия решения по конкретному технологическому этапу проверки декларации инспектору необходимо визуализировать только те сведения и документы, которые относятся к данному этапу. Конечно, учитывая роль должностного лица как эксперта, не исключается возможность получения всех документов и решений, которые принимались на предшествующих этапах прохождения проверки товаров и транспортных средств. Данный подход должен быть реализован в интуитивно
понятном для эксперта интерфейсе программного средства, чтобы исключить необходимость постоянного переключения между разными окнами или документами, как это происходит в настоящее время.
Схема документооборота при реализации модели оформления товаров в автоматическом режиме представлена на рис. 5.
Декларант
©
Выявлены ошибки
Информационная система таможенных органов 24 часа 7 дней в неделю
^ Форматно-логический контроль декларации на товары ^ ^Выпуск "| ^ Алгоритмы автоматического принятия решений ^
С
Алгоритм диспетчеризации
3
I По графику работы таможенного органа -------------о- .ч>-„„„
Центр электронного декларирования % ( Центр электронного декларирования .
№
Рис. 5. Схема документооборота при оформлении товара в автоматическом режиме
Максимальная автоматизация процессов декларирования товаров на центральном уровне в первую очередь позволяет обеспечить возможность автоматического совершения таможенных операций в круглосуточном режиме.
В настоящее время все процессы проверки декларации, включая авторегистрацию и автовыпуск, проводятся на уровне таможенного поста и только во время его работы. В новой системе таможенного оформления необходимо разделить понятия «время работы информационной системы» и «время работы конкретного таможенного поста». Последнее - это фактически работа должностных лиц таможенного поста. Все проверки, связанные с работой информационной системы, а это процессы форматно-логического контроля декларации, автоматическая регистрация и выпуск товаров, осуществляются круглосуточно на центральном уровне в автоматическом режиме. Если же для принятия решения требуется участие должностного лица, то такая декларация поступит на таможенный пост только в момент его работы с информированием об этом участника ВЭД.
С учетом проводимой работы по внедрению системы оценки рисков товарных партий реализация автоматического выпуска в круглосуточном режиме будет являться еще одним стимулом для повышения уровня добропорядочности участников ВЭД и «обеления» перемещаемых ими товарных партий. Следует подчеркнуть, что указанная схема также обеспечивает более равномерную нагрузку на информационные системы таможенных органов.
В рамках реализации новых технологических подходов к совершению таможенных операций доработке подвергаются и процессы совершения таможенных
операций на таможенных постах фактического контроля, и в первую очередь в пунктах пропуска. Именно с пунктов пропуска начинается непрерывная информационная цепочка сведений, документов, решений (рис. 6). В рамках укрупнения программных средств осуществляется концентрация всех операций, совершаемых в пунктах пропуска, в рамках одного программного средства.
Прибытие товаров и транспортных средств
Иные виды государственного контроля
Таможенные органы
Временное хранение
Перевозчики, декларанты, иные лица
«я
Щ
Федеральные органы власти
Рис. 6. Модернизируемое программное обеспечение в пунктах пропуска
При этом в модернизируемом программном средстве изначально закладывается подход «как должно быть», основанный на следующих принципах:
- прослеживаемость электронных документов и сведений на всей технологической цепочке с момента представления предварительной информации до момента покидания пункта пропуска [9];
- однократность предоставления информации, в том числе необходимой для проведения иных видов государственного контроля, что является неотъемлемым элементом «единого окна» [10];
- использование бумажных носителей исключительно в случаях, когда это прямо предусмотрено международными актами, с последующим отказом от таких документов целом.
Таким образом, проводимые технические и технологические мероприятия обеспечат к концу 2020 г. переход на принципиально новые программные средства, которые позволят:
- оптимизировать работу должностных лиц и их нагрузку;
- максимально автоматизировать совершение таможенных операций и выполнить «Комплексную программу развития ФТС России на период до 2020 года»;
- создать основу для реализации основных направлений «Стратегии развития таможенной службы до 2030 года».
Использованные источники
1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014).
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017).
4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
5. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 № 19 «О плане мероприятий по реализации основных направлений развития механизма „единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности».
6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.04.2018 № 52 «О порядке регистрации предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза».
7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2017 № 188 «О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров».
8. Приказ Министерства финансов РФ от 20.09.2019 № 150н «Об утверждении порядка совершения таможенных операций, связанных с регистрацией декларации на товары либо отказом в такой регистрации посредством информационной системы таможенных органов» (зарегистрирован в Минюсте России 30.10.2019 № 56365).
9. Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления».
10. Постановление Правительства РФ от 12.05.2017 № 561 «О реализации основных направлений развития механизма „единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности».