Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ТАРИФНО-ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ'

СОВРЕМЕННОЕ ТАРИФНО-ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
497
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТАМОЖЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ / НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КВОТИРОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ / АНТИДЕМПИНГОВАЯ ПОШЛИНА / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Терещенко Д.Е., Матыцина Н.П., Исайчев В.А.

В статье рассматривается таможенно - тарифное регулирование, которое представляет собой метод государственного управления внешнеторговой деятельностью, направленное на поддержку конкурентоспособности производителей, стимулирование инвестиционных процессов в экономике, в том числе привлечение прямых иностранных инвестиций, содействует сдерживанию повышения внутренних цен, гарантирует фискальную функцию бюджета, снижает прямые и косвенные издержки участников внешнеэкономической деятельности. Рассмотрены инструменты таможенно-тарифного регулирования международной торговли в механизме обеспечения национальной безопасности России и перспективы их совершенствования в условиях членства Российской Федерации в ЕАЭС и ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ТАРИФНО-ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ»

УДК 334

Терещенко Д.Е. курсант ВУНЦ ВВС ВВА, г. Воронеж Н.П. Матыцина

канд. экон. наук, старший преподаватель ВУНЦ ВВС ВВА,

г. Воронеж В.А. Исайчев доцент ВУНЦ ВВС ВВА, г. Воронеж

СОВРЕМЕННОЕ ТАРИФНО-ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО

БИЗНЕСА В РОССИИ

Аннотация:

В статье рассматривается таможенно - тарифное регулирование, которое представляет собой метод государственного управления внешнеторговой деятельностью, направленное на поддержку конкурентоспособности производителей, стимулирование инвестиционных процессов в экономике, в том числе привлечение прямых иностранных инвестиций, содействует сдерживанию повышения внутренних цен, гарантирует фискальную функцию бюджета, снижает прямые и косвенные издержки участников внешнеэкономической деятельности. Рассмотрены инструменты таможенно-тарифного регулирования международной торговли в механизме обеспечения национальной безопасности России и перспективы их совершенствования в условиях членства Российской Федерации в ЕАЭС и ВТО.

Ключевые слова

Таможенно-тарифное регулирование, Федеральный закон о таможенном регулировании, нетарифное регулирование, квотирование, специальные пошлины, антидемпинговая пошлина,

компенсационные пошлины

Таможенное регулирование - это управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), осуществляемое с целью пополнения бюджета и для защиты отечественного производителя. Его целью является экономическая безопасность и достижение стабильного экономического роста. У России, как члена Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), общее с ним таможенное пространство. Поэтому юридической основой таможенного регулирования в России является Таможенный Кодекс ЕАЭС и Федеральный закон о таможенном регулировании 289-ФЗ от 3 августа 2021 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Эти законодательства гармонизированы между собой и позволяют полностью регламентировать все нюансы таможенного регулирования. Более того именно вопросы таможенного регулирования подтолкнули страны объединиться в таможенный союз. Таможенное регулирование ВЭД в России осуществляют таможенные органы. [2, с.39]

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2021 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России. Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.

Под принципами регулирования следует понимать комплекс научно-обоснованных правил, выработанных практикой, обязательных для соблюдения в ходе управления импортно-экспортными операциями. Реализация мер таможенно-тарифного регулирования основывается на принципах:

- обязательного нормативного обеспечения. Процедуры и правила, реализуемые в рамках управления экономической деятельностью, должны детально регламентироваться нормативными документами. В РФ этот принцип соблюдается путем утверждения федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов, приказов министерств и ведомств и иных правовых актов;

- оперативности. Виды и ставки пошлин должны не только быстро вводиться, но и отменяться. Как часто изменяются характеристики внешнеэкономического процесса, так же оперативно и динамично должны корректироваться методы таможенно-тарифного регулирования, используемые для их реализации инструменты (процедуры контроля, виды пошлин, ставки и пр.);

- наращивания ставок в соответствии со степенью обработки импортной продукции;

- единства размера пошлин в границах таможенной территории РФ. Исключение предусмотрено для случаев создания в России свободных зон или складов, предоставления преференций или льгот;

- обязательного учета зарубежного опыта и внедрения его в отечественную практику. Современные рыночные условия требуют постоянного развития таможенно-тарифного регулирования. Необходимо искать и внедрять эффективные методы и пути управления внешнеэкономической деятельности с учетом положений ранее заключенных межправительственных договоров (о Таможенном союзе, создании ЕВРААЗЭС и пр.);

- снижения ставок пошлин в зависимости от степени готовности экспортируемой продукции.

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД применяется для защиты отечественных производителей

от зарубежной конкуренции и для пополнения бюджета с помощью ставок таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары. [6, с.254]

Основным инструментом тарифного регулирования является тариф. Методы его применения устанавливаются законодательством. Таможенный тариф - это ставки таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Размер ставок устанавливается законодательно, в соответствии с принятой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются таможенные преференции. Кроме того, преференции предусмотрены при торговле со странами, входящими в ЗСТ.

Кроме определения ставок таможенных пошлин на товары, устанавливается порядок их применения: определение таможенной стоимости товара, страны происхождения товара. [5, с.156]

Нетарифное регулирование служит для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции, при резко возросшем импорте товаров, а также при ввозе импортных товаров по заниженным, демпинговым ценам. Меры нетарифного регулирования используются для контроля вывоза продукции, например, для ограничения вывоза товаров для стимулирования обрабатывающей промышленности. Эти меры применяют для поддержания баланса между спросом и предложением, а также для стабилизации цен на товары ограничительными и запретительными методами. Меры нетарифного регулирования используются, чтобы оградить рынок от некачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности. [1]

Нетарифное регулирование - это совокупность мер по управлению ввозом товаров (импорт) и вывозом товаров (экспортом), включающее в себя разрешительные и запретительные, ограничительные меры.

К мерам прямого ограничения следует отнести:

- квотирование - это ограничение по количеству или стоимости на определённое время ввозимых (импортная квота) или вывозимых (экспортная квота) товаров. Выделяют следующие виды квот: глобальные - устанавливают количество конкретного товара, которое можно ввезти; сезонные -устанавливают период времени для ввоза товара; тарифные - устанавливают количество товара, которое можно ввезти по установленным тарифам или совсем без уплаты пошлины. Размер квот устанавливается на Правительственном уровне;

- лицензирование - это контроль за ввозом и вывозом конкретных товаров с помощью выдачи компетентными органами лицензий. Лицензирование применяют для временного ограничения ввоза или вывоза товаров; для контроля над ввозом или вывозом опасных товаров, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и человека; для предоставления исключительного права; для выполнения международных обязательств.

Специальные защитные меры служат для предотвращения нанесения ущерба экономике из-за резко возросшего импорта товаров или из-за ввоза товаров по заниженным, демпинговым ценам. В качестве таких мер используются специальные пошлины - применяются при резко возросшем импорте; антидемпинговая пошлина - применяются при ввозе товаров по демпинговым ценам; компенсационные пошлины -применяются при ввозе товаров, получивших субсидию со стороны иностранного государства.

Мерами технического регулирования являются меры по ограничению ввоза в страну некачественных товаров, не соответствующих регламентам: национальному и союзному. Разрешается ввоз только тех товаров, на которые оформлен подтверждающий документ: Декларация или Сертификат соответствия. [3, с.373]

К другим мерам регулирования следует отнести меры, связанные с соблюдением действующего законодательства и обеспечением безопасности использования перемещаемых, ввозимых или вывозимых товаров. Предотвращения угрозы для жизни и здоровья граждан, а также их имущества. Они регулируются выдачей разрешительных документов: Заключение о содержании озоноразрушающих веществ (ОЗОНКА); Фитосанитарный сертификат (ФИТКА); Ветеринарный сертификат (ВЕТЕРИНАРКА); Экологический сертификат ЕВРО-5; Сертификат пожарной безопасности; Экспертное Медицинское регистрационное удостоверение Росздравнадзора (РЗН); заключение Роспотребнадзора.

Заградительные пошлины взимаются помимо ввозных таможенных пошлин. Их можно ввести только на определённый срок и по специальному Решению Правительства России. Все запреты и ограничения опираются на законодательную базу. [4, с. 43]

Установление тарифов может осуществляться комплексно и включать в себя формы прямого и косвенного влияния на стоимость продукции.

В первом случае имеет место административное вмешательство власти в установление, изменение и отмену ставок, участие государства в создании уровней, структуры, правил ценообразования. Государство оказывает прямое воздействие на тарифы, регламентируя их уровень, устанавливая показатели рентабельности либо нормативы элементов, из которых состоит тариф, предпринимая иные меры, предусмотренные законом.

Такое вмешательство целесообразно в том случае, когда необходима стабилизация действующих цен либо их незначительное повышение.

Прямое регулирование производится путем установления максимальных тарифов; уровня рентабельности для каждого отдельного вида продукции, услуг, работ; величины наценок и надбавок; правил декларирования тарифов и их корректировки; порядка уведомления о предстоящих изменениях ставок.

Косвенное таможенно-тарифное регулирование представляет собой воздействие не на ставки, а на факторы, которые на них влияют.

Такое вмешательство обеспечивается за счет использования комплекса средств и способов, направленных на расширение товарного предложения, управление доходами населения и налогами и на ввозимые, и на вывозимые товары.

Как правило, целью такого регулирования является изменение конъюнктуры, создание определенных условий финансирования, совершения налоговых и валютных операций, а в общем - установление адекватного соотношения между предложением и спросом. Косвенные методы выражаются во влиянии на макроэкономические факторы.

В результате государство использует экономические стимулы и интересы и воздействует на экономическое поведение хозяйствующих субъектов - потребителей и производителей. Другими словами, косвенные методы влияют на таможенные правоотношения автоматически и опосредованно. Они обладают

безадресным характером.

Косвенное регулирование осуществляется посредством применения льготного налогообложения и кредитования, выделения дотаций, субсидий из соответствующих бюджетов, реализации программ инвестиционной политики.

Устанавливая и регулируя тарифы, государство должно целенаправленно формировать условия равновесия во внешнеторговой деятельности. Для реализации этой задачи необходимо сочетать методы прямого и косвенного регулирования.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

2. Бабкин К.А. Ф. Разумная промышленная политика необходима и возможна // «Экономика для человека»: социально-ориентированное развитие на основе прогресса реального сектора. Материалы Московского экономического форума 20-21 марта 2013 г. / под ред. Р.С. Гринберга, К.А. Бабкина, А.В. Бузгалина. М.: Культурная революция, 2014. 752 с.

3. Большой российский энциклопедический словарь: репринтное издание. М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 2008. 1888 с.

4. Воротынцева Т.М., Новиков В.Е. Меры таможенного тарифного регулирования ввоза мясных товаров и пути их совершенствования: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 112 с.

© Терещенко Д.Е., Матыцина Н.П., Исайчев В.А., 2021

УДК 159.9.07

Федорова П.А.

Магистрант 2 курса ФГБОУ ВС «НВГУ», Нижневартовск, Россия.

Научный руководитель: Коваленко С. В.,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития,

Нижневартовск, Россия.

ПРОБЛЕМА НАГЛЯДНО - ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ, КАК КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Аннотация

Практические психологи сталкиваются с проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению. Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах. Готовность к школе, которая измеряется тестированием, в сущности, сводится к овладению знаниями, умениями, способностями и мотивацией, необходимыми для оптимального освоения школьной программы. «Психологическая готовность к обучению» - показатель комплексный, каждый из тестов дает представление лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе, а любая методика тестирования дает относительно объективную оценку.

Поэтому, осуществляя психодиагностику детей дошкольного возраста, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка произвольного высокоразвитого управления своими познавательными процессами.

Прежде чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.