Научная статья на тему 'Применение таможенно-тарифного регулирования как инструмента обеспечения экономической безопасности Российской Федерации'

Применение таможенно-тарифного регулирования как инструмента обеспечения экономической безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3451
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АНАЛИЗ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / БЮДЖЕТ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесник Алёна Александровна, Гупанова Юлия Евгеньевна

В статье рассматриваются инструменты обеспечения экономической безопасности страны в условиях процессов глобализации, применение таможенных инструментов для этой цели, в частности таможенно-тарифное регулирование, обозначена важность таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны, проведен анализ метода таможенно-тарифного регулирования и сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колесник Алёна Александровна, Гупанова Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение таможенно-тарифного регулирования как инструмента обеспечения экономической безопасности Российской Федерации»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 2 Колесник А.А. , Гупанова Ю.Е.

1Колесник Алёна Александровна - магистрант, экономический факультет;

2Гупанова Юлия Евгеньевна - доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики таможенного дела, Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Российская таможенная академия, г. Люберцы

Аннотация: в статье рассматриваются инструменты обеспечения экономической безопасности страны в условиях процессов глобализации, применение таможенных инструментов для этой цели, в частности таможенно-тарифное регулирование, обозначена важность таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны, проведен анализ метода таможенно-тарифного регулирования и сделаны выводы.

Ключевые слова: глобализация, экономическая безопасность, таможенные органы, таможенно-тарифное регулирование, анализ, экспорт, импорт, бюджет, таможенные пошлины, угрозы.

В эпоху глобализации мировой экономики все большее значение приобретает экономическая безопасность, как составляющая системы безопасности страны в целом. Ускоренная интернационализация, растущие внешнеэкономические связи и быстрое развитие производств, с одной стороны, открывают новые горизонты деятельности компаний, создают новые возможности, а с другой - приводят к появлению новых рисков и внешних угроз функционированию национальной экономики. Эти угрозы носят всеобщий характер, их трудно прогнозировать, и они требуют больших усилий по устранению [1].

Безопасность государства, в какой-то степени определяется степенью разработанности концепции национальной безопасности. В настоящее время проблема обеспечения экономической безопасности страны стоит особенно остро, в связи с негативными преобразованиями в экономике и санкциями, введенными западными странами против России, членством России в ВТО [2].

Федеральной таможенной службе, как одному из важнейших институтов экономики, отводится и важнейшая роль в обеспечении экономической безопасности страны. В условиях ускоренной интернационализации мирового хозяйства одними из методов обеспечения экономической безопасности являются таможенные инструменты.

В современных условиях для защиты экономических интересов Российской Федерации, а также для решения задач по обеспечению национальной безопасности, исключительно важную роль в торгово-политическом механизме играют меры тарифного и нетарифного регулирования, так как они применяются в целях защиты экономики, выполнения международных обязательств, поддержания внешней торговой системы, а также являются неотъемлемой частью таможенной политики по обеспечению экономической безопасности [3].

Таможенный тариф - самый распространенный (количественный) инструмент государственного регулирования внешней торговли, который выполняет несколько функций, основными из которых являются протекционистская и фискальная.

Обязанность по взиманию таможенных пошлин возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральную таможенную службу, а ставки взимаются в соответствии с ФЗ от 21.05.1993 № 5003-1 ФЗ - «О таможенном тарифе» Российской Федерации.

К нетарифным методам регулирования относятся (качественным): запрет ввоза и вывоза товаров, эмбарго, квотирование, лицензирование, сертификация и другие ограничения перемещения товаров через таможенную границу РФ и лицензирование отдельных видов внешнеэкономической деятельности, связанных с обеспечением государственной и экономической безопасности РФ, защитой экономических интересов, охраной окружающей среды, защитой жизни и здоровья граждан страны, культурного наследия и т.д. Нетарифные методы охватывают весь спектр товаров, и все государственные органы РФ, отвечающие за безопасность государства и жителей. Таможенные органы в своей деятельности обеспечивают исключение возможности пересечения таможенных границ РФ без соответствующих разрешений.

Пополнение доходной части федерального бюджета является одной из основных задач таможенных органов. Анализ данных по перечислению таможенных платежей, что является инструментом таможенно-тарифного регулирования, за период с 2011 по 2016 год показал заметное снижение доходной части бюджета как за счет вывозных (экспортных), так и за счет вывозных (импортных) пошлин. На рис. 1. приведена динамика перечисления таможенных платежей при импорте и экспорте товаров в доход федерального бюджета.

5000

4000

3000

2000

1000

0

В при импорте, млн. Рублей и при экспорте млн. рублей

Рис. 1. Динамика перечисления таможенных платежей при импорте и экспорте товаров в доход федерального бюджета, млрд руб. [4]

Из диаграммы видно, что динамика перечислений таможенных платежей при импорте изменяется на протяжении всего рассматриваемого периода не значительно, что нельзя сказать про экспортные пошлины, динамика перечислений вывозимых таможенных пошлин имеет резкое снижение в 2015 году, что связано с обострением экономических отношении между Российской Федерацией и западными странами.

В 2016 году впервые изменилась структура доходов, администрируемых ФТС России, в сторону увеличения доли таможенных платежей, взимаемых при импорте товаров, которые составили 2 316,9 млрд рублей, что на 6,1% больше поступлений 2015 года, и превысили доходы от экспорта.

Рассмотрим структуру важнейших экспортируемых и импортируемых товаров в табл. 1. и табл. 2 [5].

2010 2012 2013 2014 2015 2016

Рыба свежая и мороженая, тыс. т 1566 1599 1797 1601 1699 1792

Пшеница и меслин, тыс. т 11848 16025 13796 21230 21230 25327

Руды и концентраты железные, млн т 22,3 25,5 25,7 23,0 18,5 21,3

Уголь каменный, млн т 116 131 139 153 166 153

Нефть сырая, млн т 247 240 237 223 255 245

Нефтепродукты, млн т 133 138 152 165 156 172

Газ природный, млрд м3 174 179 196 174 199 186

Электроэнергия, млн кВт-ч 19091 19143 18382 14671 18244 17694

В данной таблице представлены наиболее экспортируемые товары, но это не весь существующий перечень товаров. В числе важнейших товаров экспорта Российской Федерации можно заметить, что по итогам 2016 года и в целом по статистике прошлых лет: экспорт сырой нефти, каменного угля, природного газа является наибольшим, если за 2016 год было экспортировано 186 млрд м3 природного газа, а вывозная ставка в соответствии с Единым Таможенным тарифом Таможенного союза, составляет 30% от таможенной стоимости (по коду ТН ВЭД 2711 21 000 0), в отличие от ввозной ставки в 5%, то это может объяснить наибольшую долю вывозных таможенных пошлин, поступающих в Федеральный бюджет.

Далее проведем анализ структуры импорта Российской федерации (табл. 2).

Таблица 2. Импорт важнейших товаров Российской Федерации

2010 2012 2013 2014 2015 2016

Мясо свежее и мороженое, тыс. т 517 1340 1614 1400 1288 1012

Мясо птицы свежее и мороженое, тыс. т 694 1329 688 528 527 455

Рыба свежая и мороженая, тыс. т 327 787 792 737 775 650

Масло сливочное и прочие молочные жиры, тыс. т 134 115 144 150 95,9 102

Руды и концентраты алюминиевые, тыс. т 29,6 119 74,3 87,7 102 110

Лекарственные средства, млн долл. США 9346 10780 11805 10211 6876 7065

Черные металлы, млн долл. США 5364 6402 5892 5699 3301 3033

Машины, оборудование и транспортные средства, млн долл. США 101739 158259 152579 136232 81730 86287

Для анализа было представлено несколько категорий товаров, которые по данным статистики импортируются в Российскую Федерацию в большом количестве. А также те товары, на которые установлены тарифные преференции. Данный анализ импорта необходим для оценки влияния тарифных квот на ввоз данных товаров, которые были установлены в 2016 году.

В связи с присоединением к ВТО, в Российской Федерации произошли некоторые изменения. В 2016 году тарифная квота на импорт молочной сыворотки в объеме 5 тыс. тонн ежегодно (ставка пошлины внутри квоты - 10%, вне квоты - 15%). Увеличены объемы тарифных квот на импорт мяса и мясопродуктов: говядины до 530 тыс. т (ставка внутри квоты - 15%, вне квоты - 50%, но не менее 1 евро за кг), свинины - 400 тыс. т (ставка внутри квоты - 0%, вне квоты - 65%), мясо птицы - 364 тыс. т (ставка внутри квоты - 25%, но не менее 0,2 евро за кг, вне квоты - 80%, но не менее 0,7 евро за кг) [6].

К некоторым товарам, ввозимым на территорию Евразийского экономического союза, применяются тарифные преференции, которые устанавливаются в зависимости от страны происхождения товара. Перечень товаров существует в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 № 8 «О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции» [7].

На основе государственной статистики можно проследить на конкретном товаре, как увеличился объем импорта с применением тарифных преференций. На рис.2. приведена динамика импорта руд. В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 22.08.2017) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», на данный товар установлена тарифная преференция по коду ТН ВЭД 26 (группа) [8].

150 100 50 0

2010 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 2. Импорт руды и концентратов алюминиевых в Российскую Федерацию, тыс. т

Такое резкое увеличение импорта возможна из-за установления тарифных преференций на данный товар, а именно с 2009 года была составлена первая редакция перечня ввозимых товаров из развивающихся стран, имеющих тарифные преференции [7]. В таможенном тарифе ТС установлены ввозные ставки, причем на многие товары данной группы ставки таможенной пошлины составляют 0% от заявленной таможенной стоимости товара. По данной группе 26 - руды ставка таможенной пошлины не превышает 5% от таможенной стоимости.

Нужно отметить, что с момента присоединения к ВТО Россия приняла обязательства по обеспечению выполнения требований организации на уровне Таможенного союза. Ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС) были приведены в соответствие с начальными ставками в ВТО. Евразийская экономическая комиссия в 2016 году утвердила снижение ставок ввозных таможенных пошлин на 1780 товарных позиций в соответствии с обязательствами РФ перед ВТО с 1 сентября 2016 года, по итогам изменений средневзвешенная ставка составит 5,2-5,3% [8].

В ряде случаев возможно осуществление перехода к комбинированной, адвалорной или специфической ставке, а также снижение специфической составляющей комбинированной ставки. Ставки таможенных пошлин на

промышленные товары уменьшились на 5-10 процентных пунктов с уровней, размер которых составлял 20-25%.

В целом анализ показал, что применение тарифных мер регулирования внешней торговли является эффективным, так как пополнение бюджета Российской Федерации во многом зависит от таможенных поступлений (взимания ввозных и вывозных таможенных пошлин), а также тарифные меры являются основным инструментом регулирования внешней торговли.

Таможенные органы обеспечивают исключение возможности пересечения границы РФ без соответствующих разрешений. Отношения между Россией и странами ЕС и США во все времена были сложными и неоднозначными, а в 2014 году и вовсе стали очень напряженными. По отношению к России были применены жесткие экономические санкции, что стало угрозой экономической безопасности страны. Сложившаяся ситуация стала причиной для России - ввести в ответ продовольственное эмбарго, запрещающее ввоз продуктов питания из стран ЕС, США, Австралии, Канады, Норвегии [9]. Под запрет попали многие виды продукции: мясо и молочные продукты, орехи, фрукты, овощи и живая рыба.

Таким образом, на основании проведенного анализа видно, что торговые запреты (санкции, эмбарго) коснулись как раз тех категорий продуктов, которые на протяжении многих лет являются основными статьями экспорта и импорта, что привело к снижению ВВП в целом и снижению уровня жизни населения и, как следствие, возникновению новых угроз экономической безопасности.

Специалисты расходятся во мнениях по вопросу влияния эмбарго на экономику самой России. Однако большинство всё же придерживается мнения, что 85% импорта можно будет заместить ввозом товара из других стран, таких как Бразилия, Аргентина, другие страны Латинской Америки и страны СНГ, а также закупками у отечественных товаропроизводителей [10].

Конечно, сразу обеспечить внутренний рынок в полном объеме и на том же качественном уровне товаром местные производители не смогут, но в будущем Россия сможет перейти почти на 100%-е импортозамещение, таким образом, выведя экономику страны на качественно новый уровень. По мнению Правительства РФ, качественно новый уровень будет достигнут уже через 1,5-2 года.

Список литературы

1. Мусаев Валид Абдурашидович. Таможенные инструменты обеспечения экономической безопасности // Kant., 2013. № 2 (8). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ artide/n/tamozhennye-instmmenty-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti/ (дата обращения: 24.10.2017).

2. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Сидоренко В.Н. Экономическая безопасность России: угрозы национальным интересам и их отражение // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). № 4 (20), 2014. С. 98-106.

3. Шишканова Е.Э. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. № 6 (июнь). С. 86-90.

4. Ежегодный сборник «Таможенная служба в Российской Федерации», 2017.

5. Статистический сборник «Россия в цифрах», 2017.

6. Сайт «Финмаркет» / Правительство РФ утвердило распределение квот на импорт мяса на 2016 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.finmarket.ru/news/4166726/ (дата обращения: 24.10.2017).

7. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 № 8 «О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции».

40

8. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 22.08.2017) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза».

9. РИА Новости / Россия сегодня / ЕЭК утвердила снижение ввозных пошлин по обязательствам России в ВТО, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/economy/20160516/1434307573.html/ (дата обращения: 24.10.2017).

10. Бородина Мария Ивановна. Экономическая безопасность государства в условиях глобализации // Вестник ТГУ, 2011. № 5. С. 49-52.

11. Бочарникова А.А. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук Издательство: «Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва), 2015. № 11-3. С. 29-32.

РАЗВИТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЗАПАСОВ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ

СТАНДАРТАМИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

12 Куликова Л.И. , Мустафина Л.Р.

1 Куликова Лидия Ивановна - доцент экономических наук, профессор, заведующий кафедрой,

кафедра учета, анализа и аудита; 2Мустафина Лейсан Рушадовна - магистрант, кафедра финансового учета, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Аннотация: одним из основополагающих условий обеспечения финансовой устойчивости организаций является построение эффективной, развитой системы бухгалтерского учета и отчетности, отвечающей современным требованиям, предъявляемым ко всем организациям как в Российской Федерации, так и за рубежом. Наиболее существенной проблемой при этом является приведение системы бухгалтерского учета и отчетности в полное соответствие с требованиями МСФО.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, материально-производственные запасы, международные стандарты финансовой отчетности.

МСФО - единый комплект высококачественных глобальных стандартов финансовой отчетности, которые концептуально основаны на общих принципах отражения хозяйственных операций и событий, а не на конкретных правилах и методиках учета. Они требуют предоставления качественной, прозрачной и сравнимой информации о деятельности коммерческих предприятий любых форм собственности.

Система МСФО признана во всем мире как основной свод требований по подготовке публичной отчетности. Для российских предприятий переход на МСФО представляет большие трудности, так как в России используется так называемая континентальная система бухгалтерского учета.

На сегодняшний день процесс внедрения международных стандартов происходит с переменным успехом. Для успешного действия МСФО в Российской Федерации, в первую очередь, требуется поэтапная интеграция стандартов в систему бухгалтерского учета страны, что предусматривает одновременное перестроение национальной системы бухгалтерского учета для сближения ее к требованиям международных стандартов. Данный процесс обуславливает необходимость развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.