края, но и будет способствовать увеличению оборота денежных средств.
Библиографический список
1. Арефьев В.Е., Чудов А.В. Туризм на Алтае: предпосылки развития и проблемы полезности. — Барнаул, 2004. — 128 с.
2. Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в РФ. Теория и практика деятель-
ности туристских фирм: учебное пособие для вузов. — М.: Мастерство, 2007. — 192 с.
3. Егоров Г.М., Ревякин В.С., Кемме-рих А.О. Туристские районы СССР. Алтайский край. — Барнаул: Профиздат, 1997.
4. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: учебное пособие. — М.: Спорт, 2005. — 464 с.
+ + +
УДК 331.106.25:338.439
А.С. Нарынбаева
ТАРИФНО-ТАМОЖЕННАЯ ЗАЩИТА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА КАЗАХСТАНА
Ключевые слова: таможенные пошлины, антидемпинговый тариф, тарифнотаможенное регулирование сельскохозяйственной продукции, страны-участницы Таможенного союза.
Введение
Агропромышленный комплекс Казахстана относится к одной из важнейших отраслей народного хозяйства, так как от его нормального функционирования в значительной степени зависят состояния самой экономики и продовольственная безопасность страны. Устойчивое развитие аграрного сектора является определяющим фактором экономической и социальной стабильности казахстанского общества.
Правительство Казахстана уделяет внимание продовольственной безопасности страны. Необходимо отметить, что в Казахстане продовольственная безопасность обеспечена лишь по некоторым видов продуктов питания (зерно, картофель, овощи, молоко и яйца). Рынок мяса и мясопродуктов характеризуется низким потребительским спросом и предложением, а также не совершенствованием цен и производства.
При ориентации на научно обоснованный норматив потребления отечественное производство по многим видам не достигло необходимого уровня. Недостаточное развитие аграрного производства, его низкая техническая и технологическая оснащенность увеличивают зависимость от внешнего рынка, ведут к вытеснению казахстанских производителей с внутреннего рынка. В результате республика вынуждена импорти-
ровать значительные объемы сельскохозяйственной продукции для насыщения своего рынка.
К тому же на сегодняшний день часть отечественной продукции фактически неконкурентоспособна даже на внутреннем рынке, что объясняется высоким уровнем себестоимости отечественной продукции. Существенными причинами тому являются неразвитость рыночной инфраструктуры, отсутствие развитой системы закупок, большое количество перекупщиков, дороговизна перевозок, переработки и маркетинга продукции, что и привело к росту издержек в условиях либерализации внешней торговли и роста импорта.
Экспериментальная часть
Как свидетельствуют фактические данные, многие страны — члены ВТО пользуются высокими импортными пошлинами для защиты и поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей. На многие виды сельскохозяйственных, продовольственных товаров установлены повышенные размеры таможенных пошлин. Так, в США импортный тариф на сахар составил 244%, на молоко — 83%; в Канаде на масло — 360, сыр
— 289, куриные яйца — 236%, т.е. внутренний рынок для этих продуктов практически закрыт. Для сравнения укажем, что в Казахстане действовали ставки таможенного тарифа на мясо красное — 15%, куриное мясо — 10, молоко — 15, пшеницу — 5, а на сахар — 30%. Средневзвешенный импортный тариф по агропродовольственной группе товаров составляет около 12,2%, и это один из самых низких тарифов в мировой торговле.
Определяя основные направления обеспечения продовольственной безопасности Казахстана и учитывая сложившуюся специфику таможенной политики, а также тенденцию к увеличению зависимости от импорта продовольствия, главное направление обеспечения продовольственной безопасности должно предусматривать активное использование такого инструмента тарифнотаможенного регулирования импорта продовольственных товаров, как таможенный тариф. Кроме того, необходимо создать условия для повышения эффективности его функционирования посредством разработки методических основ обоснования и расчетов импортных таможенных пошлин на продовольственные товары.
Следует отметить, что наиболее актуальна разработка методики расчета экономически обоснованных импортных таможенных пошлин, которые могли бы стать экономической основой и для расчета паратарифных мер, размер которых находился бы в интервале между ставкой таможенной пошлины, обеспечивающей эффективную таможенную защиту, и «связанной» ставкой пошлины, требуемой ВТО.
Таможенные пошлины выступают в качестве стоимостного ограничителя внешнеторговых операций: их ставки дифференцированно удорожают ввозимые товары в зависимости от целей и ориентиров торговой и экономической политики государства. Таможенный тариф является единственным фактором, который вносит различия в условиях конкуренции иностранных и отечественных товаров (дискриминирует иностранные товары). Выделяют три основные функции, посредством которых раскрывается роль таможенного тарифа в механизме государственного регулирования ВЭД, — регулирующую, корректировочную и фискальную.
При экономическом обосновании ставок ввозных пошлин на продовольственные товары необходимо учитывать статус товарной группы, а также корректировать величину ставки исходя из целей обеспечения продовольственной безопасности. При этом основным приоритетом является ориентация на всемерную поддержку отечественного сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности. Обеспечить эту поддержку возможно только с помощью политики эффективной тарифной защиты применением низких ставок ввозных пошлин на импортное сырье и комплектующие и высоких ставок на конечную продукцию. Степень защиты предприятий отдельной отрасли зависит одновременно от уровня ставок тарифа на их продукцию и от уровня ставок тарифа на импортируемые этим
предприятиям средства производства сырья, материала и т.д.
Таким образом, ставка эффективного тарифа — это величина, которая характеризует, насколько импортный тариф способствует увеличению стоимости товара в процессе его обработки и зависит от разницы в уровне ставок импортных пошлин на готовую продукцию и импортируемое сырье и компоненты, а также их удельного веса в стоимости конечного продукта. В целях обеспечения защиты национальных производителей продовольственных товаров необходимо сделать ставку импортной таможенной пошлины на готовую продукцию выше ставки тарифа на импорт промежуточной продукции. Расчет эффективных ставок импортных таможенных пошлин на продовольственные товары потребует обработки данных об издержках производства в отраслевом и региональном разрезе, производительности труда, ценах, заработной плате, оценки сравнительных преимуществ отдельных отраслей производства и сопоставимых данных по зарубежным странам.
Учитывая сложившую ситуацию на внешнем рынке, можно предложить следующие меры по защите от возможного влияния внешней конъюнктуры национального рынка и регулирования объемов импорта по основным стратегическим видам продовольствия: растительному маслу, мясу, сахару и др.
В настоящее время на казахстанском рынке растительного масла сложилась стабильная ценовая ситуация. По данным 2010 г. обеспеченность внутреннего рынка растительным маслом собственного производства составляет 90%. Недостающий объем завозится по импорту. Для обеспечения отечественных масло-жировых предприятий необходимым сырьем были введены следующие торговые меры: установлен временный запрет на экспорт семян подсолнечника и подсолнечного масла; установлен временный запрет на экспорт семян рапса, масла соевого и его фракций, масло рапсового и горчичного и их фракции; установлены экспортные пошлины на маслосемена рапса в размере 15%, но не менее 40 евро за 1 т.
Необходимость данных мер вызвана резким увеличением мирового экспорта данного товара, обусловленного, в свою очередь, экономической привлекательностью в связи с существенным ростом мировой цены. Поэтому на данном этапе следует установить импортные пошлины на растительное масло в пределах 20-25% и продлить меры по регулированию экспорта маслосемян. В 2010 г. площадь посевов увеличена до 1,7 млн га, сбор достиг 700 тыс. т. Необхо-
дима государственная поддержка на создание инфраструктуры хранения сырья растительного масла, проведение государственных закупок сырья (по положительному опыту закупок зерна АО «Продкорпора-ция») и формирование резервных фондов растительного масла.
В Казахстане в 2010 г. произведено 874,2 тыс. т мяса и мясопродуктов, но в структуре товарной продукции животноводства в республике более 55% приходится на реализацию скота и птицы в живом весе. Потребление мяса составляет 970 тыс. т, из них 40% ввозится извне. Для этого нужно развивать внутренний рынок по двум направлениям. Во-первых, сокращать импорт мяса путем увеличения таможенных пошлин свыше 30%, так как по этой позиции есть потенциал увеличения производства мяса. Во-вторых, уменьшать объемы импорта мясопродуктов из Дальнего зарубежья путем налаживания переработки мяса, а также поднять их до уровня основных конкурентов, последовательно повышая пошлины по мере насыщения рынка вышеназванной продукцией. В результате будет достигнута устойчивость функционирования сельского хозяйства и аграрной экономики в целом, и реализована особая адаптационная стратегия с применением активной аграрной политики в рамках Таможенного союза [1].
В предыдущие годы импорт белого сахара занимал 8% на внутреннем рынке, а в 2010 г. — 30%. Демпинг, т.е. поступление в страну сахара ниже нормальной цены, сделал отечественную продукцию неконкурентоспособной, что грозило поставить Казахстан в зависимость от иностранных поставщиков. Поэтому в 2008 г. была введена импортная квота на готовый белый сахар. После этого наметился рост сахарного производства, и в 2010 г. отечественные заводы произвели 509 тыс. т сладкой продукции, а мощность заводов составила 800 тыс. т. Сегодня надо экстренно скорректировать антидемпинговое законодательство относительно кондитерской, сахарной, птицеводческой, масложировой промышленности, поскольку без защитных мер, которые применяются во всем мире, мы можем ослабить перерабатывающую промышленность.
Следовательно, таможенные пошлины и преференции в отношении производителей сахара должны меняться не через полгода или через месяц, а через 3-4 года. При этом ввести на этот период квотирование продукции, что даст возможность модернизировать сахарные заводы и обеспечить их отечественным сырьем.
На рынке овощной продукции необходимо повышение ставки таможенной пошлины посезонно с 1 мая по 1 октября на 15%, с
1 октября по 1 мая — на 5%, так как потоки их наиболее устойчивы во времени, что защитит рынок плодоовощной продукции.
При вступлении страны в ВТО нужно предпринять конкретные меры для защиты внутреннего рынка. Промышленно развитые страны-члены ВТО активно используют такой инструмент, как эскалация импортных тарифов, при которой повышение ставок адекватно степени глубины переработки ввозимой продукции. Этот механизм позволяет даже при сравнительно невысоких в среднем таможенных барьерах эффективно защищать внутренний рынок продукции высокой степени переработки. Средние ставки на готовые изделия в странах-участницах Соглашения ГАТТ почти в 8 раз превысили ставки на ввозимое сырье. Некоторые продукты облагаются приемлемыми пошлинами в пределах установленных квот. При ввозе товаров сверх квоты взимается запретительная пошлина. К примеру, пошлина на импорт сахара-рафинада сверх установленной квоты в США составляла 216%, ЕС — 247, Японии — 252, Австралии — 53%. В Швеции установлена 400%-ная пошлина на ввоз зерна, в США
— 132%-ная на арахисовое масло. В ЕС таможенные тарифы на фруктовые соки колеблются в пределах от 46 до 215%. В Японии максимальный уровень пошлины составляет 552, в США — 450% [2].
Для защиты рынка можно использовать и иные, принятые мировым торговым сообществом инструменты защиты национальных производителей и внутреннего рынка, в виде компенсационных и антидемпинговых пошлин. Антидемпинговый тариф, применение которого санкционировано международным законодательством, подписанным большинством стран ВТО, разрешает вводить антидемпинговые (компенсационные) пошлины при установлении факта импорта товара по цене ниже его нормальной стоимости, т. е. устанавливаемой на предназначенную для потребления продукцию в стра-нах-экспортерах.
Результаты
В последние годы в странах СНГ оживились интеграционные процессы. Страны, являющиеся членами Таможенного союза, намерены устранить все внутренние торговые ограничения и установить единые внешнеторговые тарифы, определяемые органами управления Таможенного союза. Во исполнение этих документов необходимо сконцентрировать усилия по совершенствованию: единой системы регулирования
внешней торговли, единого таможенного администрирования, органов управления таможенного союза, единого торгового режима с третьими странами.
В 2010 г. завершена подготовка правовой базы Таможенного союза Беларусь-Казах-стан-Россия, сформирован аппарат комиссии Таможенного союза как регулирующего органа, и ее решения будут иметь прямое действие (т. е. силу закона). В 2010 г. введены в действие инструменты регулирования торговли с третьими странами, в первую очередь единый таможенный тариф и система мер нетарифного регулирования таможенного союза.
Комиссии Таможенного союза переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, а именно: изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования, проведение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований и принятие решений и введение соответствующих мер.
Единство правил применения и контроля всеми государствами Таможенного союза мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли будет обеспечено за счет разработки и введения в действие единого Таможенного кодекса, применения единых принципов и правил таможенного администрирования, обеспечения эффективного взаимодействия таможенных служб. Всего же в рамках Таможенного союза будут действовать около 70 договоров.
Таким образом, таможенно-тарифная политика Казахстана в 2011 г. должна реализоваться через решения органов управления Таможенным союзом. В этих целях необходимо выработать новые механизмы взаимодействия как на национальном уровне, так и с партнерами по интеграции, обеспечивающие эффективность проведения интересов стран-участниц ТС при принятии и реализации решений по таможеннотарифному регулированию.
С середины 2010 г. Таможенный контроль товаров перенесен на внешнюю границу Республики Беларусь, а еще через год — на внешнюю границу Республики Казахстан. При этом все решения органов Таможенного союза будут носить наднациональный характер. Каждая страна пока еще будет иметь и свой Таможенный кодекс, который не будет противоречить единому кодексу. На национальном уровне должны регулироваться только технические и административные вопросы [3].
Выводы
Применение инструментов таможеннотарифной политики в рамках Таможенного союза необходимо осуществлять с учетом
следующих принципиальных моментов, в максимальной степени отвечающих интересам Казахстана:
- разработка механизмов начисления и распределения таможенных платежей и других сборов;
- в связи с переносом таможенного контроля на внешние границы ТС должны быть исключены возможности незаконного реэкспорта товаров, а также обеспечены четкие правила определения производителя товара. Например, казахстанское зерно, шкуры животных, шерсть, хлопок и другие товары, которые нельзя экспортировать без вывозной пошлины, не должны быть предметом спекуляции. Для этого необходимо создание информационной системы доступа к первичным документам таможенного оформления всех трех стран, на основе которых можно определить наличие реэкспорта;
- необходимо определить правовой статус межгосударственных договоров с внесением в них ясности их функционирования. Следует иметь в виду, что экспорт России на 90% совпадает с экспортом Казахстана и на 60% — с экспортом Беларуси. Для обеспечения равных условий конкуренции требуется унифицировать законодательство и меры администрирования, обеспечивающие равные условия производства товара. Для этого странам ТС необходимо согласовать такие понятия, как дотации, субсидии, налоговые льготы. Это должно осуществляться в рамках имеющейся между странами договоренности о синхронном присоединении к ВТО;
- в настоящее время Казахстан в большей степени находится в рамках таможенных рисков, чем Россия и Беларусь. При этом у нас страховка составляет 0,2% от таможенной стоимости товара, а в России — 2-3%. Следует учесть, что налоговое законодательство в Казахстане определяет НДС как налог с оборота, а не с добавленной стоимости. Для этого необходимо в рабочем порядке решить вопрос о компенсации с целью уменьшения экономических потерь;
- при формировании единых таможенных тарифов в отношении сельскохозяйственных товаров необходимо обеспечить защиту национальных товаропроизводителей трех стран путем установления максимальных ставок таможенных пошлин, учитывая необходимость перспектив развития отечественных аграрных секторов, а также защиты отечественных производителей от дешевой продукции, завозимой в основном из Китая, Кыргызстана и Узбекистана;
- странам ТС необходимо вводить тарифные квоты в случае превышения тамо-
женных пошлин на импорт говядины, свинины и мясо птицы из третьих стран;
- в настоящее время рынок России практически закрыт для казахстанских сельскохозяйственных товаров по причине несоответствия продукции требованиям и стандартам, принятым в России. Как известно, Россия ежегодно нуждается в импорте как минимум в 1,5 млн т мяса. Поэтому казахстанским экспортерам мяса следует определить размеры таможенных квот поставок мяса на внутренний рынок стран ТС и на-
править усилия на соблюдение санитарных норм, установленных Таможенным союзом.
Библиографический список
1. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РК.
2. Стратегический план Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан на 2010-2014 годы. Постановление Правительства РК от 31.12.2009 г. — № 2339.
3. Официальный сайт Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК.
+ + +
УДК 330.1 Н.Д. Багрецов,
Н.А. Шелепова
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Ключевые слова: человеческий капитал, методы оценки, стоимость работника, виды человеческого капитала, гудвилл кадрового потенциала, инвестиции в человеческий капитал, источники инвестиций в человеческий капитал.
Введение
В современных условиях человеческий капитал определяет конкурентные преимущества экономики и возможности её модернизации, так как именно люди, обладающие образованием, квалификацией и опытом, определяют возможности модернизации общества. Влияние человеческого капитала на современную экономическую реальность подробно исследуется в книге Лайфа Эдвинссона и Майкла Мэлоуна «Интеллектуальный капитал» (1997).
Понятие «человеческий капитал» не имеет однозначной трактовки, он отражает приобретённые знания, навыки, мотивации, которые могут использоваться в течение определённого промежутка времени для получения дохода.
Человеческий капитал, признаваемый во многих странах мира частью национального богатства и важнейшим фактором экономического роста, нуждается в инвестициях. Инвестиции в человеческий капитал помимо социальных эффектов всегда предполагают стоимостной эффект для лица, их осуществляющего. Для оценки объёма необходимых инвестиций, прежде всего, стоит обратиться к оценке человеческого капитала [1].
Современные методы оценки человеческого капитала
Вопросу оценки человеческого капитала посвящено много работ, большинство из которых написаны зарубежными авторами и не всегда могут быть адаптированы к отечественной практике [2].
Современные методы оценки человеческого капитала широко используют косвенные способы оценки отдельных его составляющих (например, через показатели доступности услуг образования). На подобных оценках, в частности, основывается «индекс развития человеческого потенциала», служащий для измерения уровня жизни, гра-