Научная статья на тему 'Тарифное регулирование аграрного сектора Казахстана'

Тарифное регулирование аграрного сектора Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
617
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАРИФНАЯ КВОТА / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / АНТИДЕМПИНГОВЫЙ ТАРИФ / ТАРИФНО-ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / СТРАНЫ-УЧАСТНИЦЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА / TARIFF QUOTA / CUSTOMS DUTIES / ANTI-DUMPING TARIFF / TARIFFS AND CUSTOMS REGULATION OF AGRICULTURAL PRODUCTS / MEMBER COUNTRIES OF CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сигарев Михаил Иванович, Нарынбаева Айна Сериковна

Рассматривается механизм совершенствования системы таможенно-тарифного регулирования АПК в рамках Таможенного союза. В отношении сельскохозяйственных товаров необходимо: усилить влияние мер таможенного регулирования на развитие АПК; повысить защиту, а также конкурентоспособность национальных товаров путем установления максимальных ставок таможенных пошлин; исключить возможность незаконного реэкспорта товаров; ввести тарифные квоты в случае превышения таможенных пошлин на импорт сельхозпродукции из третьих стран; усилить соблюдение санитарных норм, установленных ТС; оказывать реальную поддержку отечественным товаропроизводителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS AND TARIFF REGULATION OF THE AGRARIAN SECTOR OF KAZAKHSTAN

The mechanism for improving the system of customs and tariff regulation related to agro-industry within the Customs Union is discussed. The following should be implemented regarding agricultural products: to protect the national producers of the member countries of the Customs Union by establishing maximum tariff rates, eliminate the possibility of illegal re-export of goods, introduce tariff quotas in the case of the excess of customs duties on imports of agricultural products from the third countries, and strengthen the observance of health standards established by the Customs Union.

Текст научной работы на тему «Тарифное регулирование аграрного сектора Казахстана»

Заключение

Одной из ключевых особенностей системы управления экономическим потенциалом предприятия является способность постоянного развития. Основной задачей системы управления потенциалом предприятия должно быть сохранение стабильности и устойчивого экономического роста всех элементов и совокупного потенциала.

Предложенная концептуальная система управления экономическим потенциалом предприятий отрасли свиноводства основывается на интегрированной целостности потенциала и учитывает системный подход, позволяющий формировать эффективный механизм управления потенциалом и обеспечивать устойчивое развитие предприятия в будущем.

Библиографический список

1. Россоха В.В. Методолопчн аспекти формування та розвитку потен^алу пщприемств аграрноУ сфери АПК // Економма АПК. - 2005. - № 8. - С. 36-42.

2. Клеын О.В. Концептуальн основи управлЫня виробничо-господарським потен^алом промислового пщприемства / / Вкник економiчно,|, науки УкраУни — 2010. — № 2. - С. 50-53.

3. Семкин А. Повышение производительности труда на основе инновационного развития, мотивации и совершенствования системы управления АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2011. — № 3. — С. 17-18.

4. Свинарство — прибутковий 6i3Hec // Эксклюзивные технологии. — 2010. — № 3. — С. 40.

5. Гуткевич С.О., Шаманська О.1. Управляя економiчними ресурсами пщприемства // Актуальн проблеми економ^и. — 2009. — № 7. — С. 99-105.

6. Раевнева О.В. УправлЫня розвитком пщприемства: методолопя, мехаызми, модель — Х.: ВД «1НЖЕК», 2006. — 496 с

References

1. Rossoha V.V. Metodologichni aspekty formuvannja ta rozvytku potencialu pidpryjemstv agrarnoi' sfery APK // Ekonomika APK. — 2005. — № 8. — S. 36-42.

2. Klenin O.V. Konceptual'ni osnovy uprav-linnja vyrobnycho-gospodars'kym potencialom promyslovogo pidpryjemstva // Visnyk eko-nomichnoi' nauky Ukrai'ny. — 2010. — № 2. — S. 50-53.

3. Semkin A. Povyshenie proizvoditel'nosti truda na osnove innovatsionnogo razvitiya, mo-tivatsii i sovershenstvovaniya sistemy upravle-niya APK // Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaist-vennyi zhurnal. — 2011. — № 3. — S. 17-18.

4. Svynarstvo — prybutkovyj biznes // Ekskljuzyvnbie tehnologyy. — 2010. — № 3. — S. 40.

5. Gutkevych S.O., Shamans'ka O.I. Uprav-linnja ekonomichnymy resursamy pidpryjemstva // Aktual'ni problemy ekonomiky. — 2009. — № 7. — S. 99-105.

6. Rajevnjeva O.V. Upravlinnja rozvytkom pidpryjemstva: metodologija, mehanizmy, mod-eli. — H.: VD «INZhEK», 2006. — 496 s.

+ + +

УДК 331.106.25:338

М.И. Сигарев, А.С. Нарынбаева

M.I. Sigarev, A.S. Narynbayeva

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА КАЗАХСТАНА

CUSTOMS AND TARIFF REGULATION OF THE AGRARIAN SECTOR OF KAZAKHSTAN

Ключевые слова: тарифная квота, таможен- венной продукции, страны-участницы Таможенные пошлины, антидемпинговый тариф, тариф- ного союза. но-таможенное регулирование сельскохозяйст-

Рассматривается механизм совершенствования системы таможенно-тарифного регулирования АПК в рамках Таможенного союза. В отношении сельскохозяйственных товаров необходимо: усилить влияние мер таможенного регулирования на развитие АПК; повысить защиту, а также конкурентоспособность национальных товаров путем установления максимальных ставок таможенных пошлин; исключить возможность незаконного реэкспорта товаров; ввести тарифные квоты в случае превышения таможенных пошлин на импорт сельхозпродукции из третьих стран; усилить соблюдение санитарных норм, установленных ТС; оказывать реальную поддержку отечественным товаропроизводителям.

Keywords: tariff quota, customs duties, antidumping tariff, tariffs and customs regulation of agricultural products, member countries of Customs Union.

The mechanism for improving the system of customs and tariff regulation related to agro-industry within the Customs Union is discussed. The following should be implemented regarding agricultural products: to protect the national producers of the member countries of the Customs Union by establishing maximum tariff rates, eliminate the possibility of illegal re-export of goods, introduce tariff quotas in the case of the excess of customs duties on imports of agricultural products from the third countries, and strengthen the observance of health standards established by the Customs Union.

Сигарев Михаил Иванович, д.э.н., проф., гл. н.с., Казахский НИИ экономики АПК и развития сельских территорий, г. Алматы, Республика Казахстан. E-mail: narynbaeva@mail.ru. Нарынбаева Айна Сериковна, к.э.н., доцент, зав. каф. «Экономика и менеджмент», Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан. Тел. (7182) 57-17-67. E-mail: narynbaeva@mail.ru.

Sigarev Mikhail Ivanovich, Dr. Econ. Sci., Prof., Chief Staff Scientist, Kazakh Research Institute of Economics of Agro-Industrial Complex and Rural Development, Almaty, Republic of Kazakhstan. E-mail: narynbaeva@mail.ru.

Narynbayeva Ayna Serikovna, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Head, Chair of Economics and Management, Innovative Eurasian University, Pavlodar, Republic of Kazakhstan. Ph.: (7182) 57-17-67. E-mail: narynbaeva@mail.ru.

Введение

В настоящее время актуальны проблемы взаимоотношений между государствами в условиях формирования Таможенного союза, создания Единого экономического пространства и возможных рисков при вступлении в ВТО. Глобализация мировой экономики, развитие международного разделения труда неизбежно затрагивают и национальные интересы функционирования АПК и его отраслей, продовольственную безопасность страны. В связи с этим присоединение к ВТО логично и неизбежно, поскольку отечественная экономика не может развиваться обособленно, вне рамок мировой экономической системы, интеграции в мировую экономику и торговлю, а также игнорировать происходящие в мировой торговле процессы и поддерживать торгово-экономические связи с другими странами по правилам, отличным от общепринятых в мире.

За последнее десятилетие таможенные службы зарубежных государств накопили огромный позитивный опыт модернизации и развития таможенно-тарифного регулирования. Этот опыт сконцентрирован в национальных законах и практике их применения, в международных договоренностях различного уровня, «архитектуре» таможенных тарифов, наконец, в организации и технике применения таможенных тарифов. На этом уровне организации, требований и практики современные таможенные службы добились значительного ускорения движения грузов через таможни,

сократили издержки обращения во внешней торговле [1].

Целью исследования является совершенствование таможенного регулирования ввоза продукции АПК на основе исследования механизма таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности АПК Республики Казахстан.

Объект и методы исследования

Объектом исследования является система таможенно-тарифного регулирования агропромышленного комплекса в рамках Таможенного союза. При проведении исследований применялись следующие методы: абстрактно-логический, экономико-статистический, монографический.

Экспериментальная часть

«Тарифная квота» — мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию государств отдельных видов товаров, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) и более высокой ставки ввозной таможенной пошлины свыше этого количества (табл. 1).

Стороны согласуют принципы и порядок формирования Единого таможенного тарифа, включая сроки, этапы, обязательства Сторон о согласовании решений об изменении ставок ввозных таможенных пошлин в период фор-

мирования Единого таможенного тарифа, условия и механизм применения тарифных квот (рис.). ^

Изменяющийся размер таможенных пошлин на отдельные виды сельскохозяйственных продуктов представлен в таблице 2.

Основными торговыми барьерами для экспорта казахстанской сельскохозяйственной продукции являются:

• высокие цены производства и реализации товаропроизводителями относительно цен внешних региональных и мировых рынков вследствие высоких издержек производства и отсталых технологий на все виды продукции, кроме зерна и муки;

• отсутствие мер по государственному регулированию цен на молоко, мясо, плоды и овощи с целью стимулирования увеличения их производства;

• в АПК не сформированы предприятия, специализирующиеся на экспорте мяса и мясной продукции, молочной и плодоовощной продукции;

• качество производимой продукции, кроме зерна и муки, не соответствует существующим международным стандартам;

• для увеличения экспорта сельхозпродукции и продовольствия не применяются государственные меры поддержки, а именно: субсидирование экспортной продукции, недостаточное кредитование и высокие ставки кредитов, выдаваемых коммерческими банками, высоки налоговые нагрузки;

• высокие транспортные тарифы и тарифы на потребление электроэнергии;

Квоты и размер таможенной

• неразвитость системы закупок, хранения и реализации мяса, молока и плодоовощной продукции [2].

Развивается производство новых экспорто-ориентированных продуктов АПК. В настоящее время Казахстан не может конкурировать с ведущими мировыми производителями мясных продуктов (колбасы широкого ассортимента, мясные деликатесы), молочных продуктов глубокой переработки молока, белого сахара, растительного масла, замороженных и консервированных фруктов и овощей как по объему товаров, так и по ценам и качеству продукции.

Для того чтобы в ближайшей перспективе составить конкуренцию и занять свою нишу на рынках стран СНГ и мировом рынке, необходимо за счет крупных инвестиций создать современные конкурентоспособные предприятия на базе внедрения современных передовых технологий, соответствующих передовым иностранным компаниям и производствам: овощехранилища и фруктохрани-лища общей емкостью 350 тыс. тенге; тепличные комплексы общей площадью 120 га; завод по глубокой переработке зерна мощностью 330 тыс. т зерна в год; закладка плодово-ягодных культур общей площадью с применением технологии капельного орошения 10000 га; крупные откормочные площадки с полной инфраструктурой экспорта мяса; птицефабрики с клеточным содержанием кур; мясоперерабатывающие комплексы; крупные молочно-товарные фермы.

Таблица 1

пошлины Таможенного союза

Продукция Объём квоты, т Размер таможенной пошлины

внутри квоты вне квоты

Говядина свежая, охлажденная 20 15, но не менее 0,2 евро/кг 50, но не менее 1 евро/кг

Говядина мороженая 10000 15, но не менее 0,2 евро/кг 50, но не менее 1 евро/кг

Свинина 7400 15, но не менее 0,25 евро/кг 75, но не менее 1,5 евро/кг

Мясо птицы 110000 25, но не менее 0,2 евро/кг 80, но не менее 0,7 евро/кг

Рис. Структура таможенных пошлин

Таблица 2

Ставки таможенных пошлин на отдельные виды сельхозпродуктов

Наименование товара Пошлины до 1 января 2010 г. Пошлины по ЕТТ после 1 января 2010 г.

Сметана, л 15% 15%, но не менее 0,18 евро/кг

Масло сливочное, кг 20%, но не менее 0,3 евро/кг 15%, но не менее 0,35 евро за кг евро/кг

Окорочка, кг 20%, но не менее 0,4 евро/кг 80%, но не менее 0,7 евро за кг евро/кг

Помидоры, кг 15% 15%, но не менее 0,08 евро/кг

Огурцы, кг 15% 15%, но не менее 0,08 евро/кг

Рыба свежемороженая 5% 10%

Таким образом, в результате ввода в эксплуатацию перечисленных объектов АПК Казахстан получит возможность экспортировать на внешний рынок более 100 тыс. тенге картофеля, 600 тыс. тенге овощей и бахчевых культур, 35 тыс. тенге плодов и ягод, 100 тыс. тенге мяса и мясопродуктов, 150 тыс. тенге молока и молочных продуктов [3].

Действенными механизмами по развитию экспорта готовых продуктов питания отрасли являются:

• создание современных, оборудованных высокоэффективными и низкозатратными системами, предприятий производства и сбыта продовольственной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

• реализация принятых бюджетных программ по развитию перерабатывающей промышленности и поддержанию отечественных сельхозтоваропроизводителей, обеспечивающих переработчиков качественным сырьем;

• активное включение перерабатывающих предприятий и создание сельских потребительских кооперативов и других объединений сельхозтовапроизводителей по заготовке, хранению, первичной переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке и в качестве необходимого сырья для перерабатывающих предприятий;

• активное кредитование модернизации создания и современных предприятий пищевой промышленности, производящих конкурентоспособную продовольственную продукцию, через банки второго уровня и финансовые институты Национального холдинга «КазАгро», организации Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына»;

• субсидирование транспортных расходов;

• дотации экспортерам продовольственной продукции с высокой добавленной стоимостью в размере 10-15% экспортной цены;

• выплата разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков, возникшей по вине задержки груза при оформлении таможенных процедур;

• предоставление экспортных налоговых льгот экспортерам высокочувствительной категории продовольственных товаров при резком падении их цен на внешнем рынке с целью ненарушения условий контракта поставки товара;

• страхование экспортных сделок высокочувствительных продовольственных товаров в случае гибели товара при стихийных или технологических бедствиях в размере 75% экспортной стоимости погибшего товара;

• предоставление государственных гарантий на возмещение непредвиденных убытков вследствие понижения импортных цен на товары, поставка которых предусмотрена при реализации государственных программ;

• развитие экспортной инфраструктуры по оптимизации таможенного оформления экспортных и импортных товаров, созданию перевалочных баз, емкостей хранения в портах и таможенных пунктах [4].

В защиту отечественных товаропроизводителей необходимо:

• оперативное применение инструментов таможенно-тарифной-политики в сочетании с нетарифными мерами по защите внутреннего рынка и отечественных производителей, что создает возможности для комплексной защиты национальных экономических интересов;

• соверщенствование структуры таможенного тарифа и усиление его регулирующей роли при сохранении в определенной степени его фискальной функции с учетом дефицита республиканского бюджета;

• мониторинг внешнеторговой деятельности и проведение оценки принимаемых мер оперативного реагирования на изменения конъюнктуры и цен в целях обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка;

• активное использование специальных инструментов для регулирования импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины и тарифные квоты). Применение этих мер будет системно увязано с мерами государственной политики в области сельского хозяйства на основе постоянного мониторинга производст-

ва и торговли важнейших видов сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в целях обеспечения баланса интересов производителей и потребителей, недопущения кризисных колебаний цен, в том числе сезонного характера.

Все решения органов Таможенного союза будут носить наднациональный характер. Каждая страна пока еще имеет свой Таможенный кодекс, но он не противоречит единому кодексу. На национальном уровне регулируются только технические и административные вопросы.

Применение инструментов таможенно-тарифной политики в рамках Таможенного союза необходимо осуществлять с учетом следующих принципиальных моментов, в максимальной степени отвечающих интересам Казахстана:

• важным аспектом является разработка механизмов начисления и распределения таможенных платежей и других сборов;

• в связи с переносом таможенного контроля на внешние границы ТС должны быть исключены возможности незаконного реэкспорта товаров, а также обеспечены четкие правила определения страны происхождения товара. Например, казахстанское зерно, шкуры животных, шерсть, хлопок и другие товары, которые нельзя экспортировать без вывозной пошлины, не должны стать предметом спекуляции [5].

Для этого необходимо в рабочем порядке решить вопросы о компенсации с целью уменьшения экономических потерь:

- при формировании единых таможенных тарифов в отношении сельскохозяйственных товаров следует обеспечить защиту национальных товаропроизводителей трех стран путем установлении максимальных ставок таможенных пошлин, учитывая необходимость перспектив развития отечественных аграрных секторов, а также защиты отечественных производителей от дешевой продукции, завозимой в основном с Китая, Кыргызстана и Узбекистана;

- странам ТС необходимо вводить тарифные квоты в случае превышения таможенных пошлин на импорт говядины, свинины и мясо птицы из третьих стран;

- в настоящее время рынки России практически закрыты для казахстанских сельскохозяйственных товаров по причине несоответствия продукции требованиям и стандартам, принятым Россией. Как известно, рынок России ежегодно нуждается в импорте как минимум в 1,5 млн т мяса. Поэтому казахстанским экспортерам мяса следует определить размеры таможенных квот поставок мяса на внутренний рынок стран ТС и направить усилия на соблюдение санитарных норм, установленных Таможенным союзом [6].

Результаты и их обсуждение

В целях эффективного обеспечения продовольственной безопасности таможенно-тарифному регулированию для каждой группы сельскохозяйственной продукции необходимо определить соответствующий ей статус.

Таким образом, ставка эффективного тарифа — величина, которая характеризует, насколько импортный тариф способствует увеличению стоимости товара в процессе его обработки и зависит от разницы в уровне ставок импортных пошлин на готовую продукцию и импортируемое сырье и компоненты, а также их удельного веса в стоимости конечного продукта. В целях обеспечения защиты национальных производителей продовольственных товаров необходимо сделать ставку импортной таможенной пошлины на готовую продукцию выше ставки тарифа на импорт промежуточной продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ импортных потоков в 2010 г. показывает, что доля импорта во внутреннем потреблении некоторых продуктов питания превысила предельно допустимый порог и составила по сокам 36,9%, томатным консервам — 51,7, консервам фруктовым и овощным — более 90, колбасным изделиям — 41,3, мясным консервам — 56,8, сырам — 61,3, молоку сухому — 95,3, молоку и сливкам сгущенным — 21,3, сливочному маслу — 31,1%.

Наиболее крупные объемы импорта наблюдаются по следующим товарным позициям: сахара из Бразилии, куриные окорочка из США, колбасы, продукция масложировой промышленности, молоко сгущенное из России, кондитерские изделия из Украины и Беларуси, сливочное масло из Новой Зеландии, рыбные консервы из Латвии и т.д.

При этом цены на импортную продукцию ниже цен на отечественные аналоги. К примеру, декларируемая таможенная цена на импортируемые куриные окорочка составляют порядка 77 тенге/кг, что в 4 раза ниже цены на мясо птицы отечественного производства. Это, в свою очередь, ведет к тому, что до 70% мяса птицы импортируется в нашу страну, а это намного превышает 20%-ный пороговый уровень продовольственной безопасности. В Казахстане показатель продовольственной зависимости составляет около 27%, причем преимущественно это обеспечивается лишь за счет зерна муки, хлеба.

В этих условиях основная задача в решении проблемы продовольственной безопасности — это стабилизация отечественного производства, предполагающая его государственную поддержку. Такая необходимость подтверждается опытом развитых стран, где субсидии государства составляют значительный удельный вес в доходах аграрного сектора.

Так, в США они достигают 30%, Канаде — 45, Швеции — 59, Японии — 66, Финляндии — 71, Норвегии — 77% [7].

Импорт служит для удовлетворения потребительских нужд, обеспечения нормального функционирования и модернизации аграрной экономики. В таких условиях роль таможенно-тарифной политики, посредством которой в значительной мере осуществляется регулирование внешней торговли, для казахстанской экономики чрезвычайно велика.

Как свидетельствуют фактические данные, многие страны — члены ВТО пользуются высокими импортными пошлинами для защиты и поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей. Так, в США импортный тариф на сахар составляет 244%, молоко — 83; в Канаде на сливочное масло — 360, сыр — 289, куриные яйца — 236%, т.е. внутренний рынок для этих продуктов практически закрыт. Для сравнения укажем, что в Казахстане ставки действующего таможенного тарифа на мясо красное равны 15%, куриное мясо — 20, молоко — 15, пшеницу — 5, а на белый сахар — 30% в течение последних лет пошлины почти не менялись.

Для защиты национального рынка государство ставит перед собой две задачи. Во-первых, поднять переработку до уровня их основных конкурентов, поддержав отечественного производителя в период кризиса. Например, в 2010 г. по масличным культурам площади посевов достигли 1,7 млн га, что приблизительно достаточно для обеспечения внутреннего, рынка сырьем. В Костанае в 2010 г. запущен завод по переработке семян рапса, где ежегодно будет перерабатываться около 100 тыс. т.

Выводы

Антидемпинговый тариф, применение которого санкционировано международным законодательством, подписанным большинством стран ВТО, разрешает вводить антидемпинговые (компенсационные) пошлины при установлении факта импорта товара по цене ниже его нормальной стоимости, т.е. устанавливаемой на предназначенную для потребления продукции в странах-экспортерах.

Нередко отдельные страны стремятся антидемпинговую пошлину установить на более высоком уровне. В связи с этим важно подчеркнуть, что Токийский раунд принял принципиальное положение об антидемпинговых пошлинах, установив, что она не должна превышать величину «демпинговой разницы», т.е. разница между нормальной ценой и той, по которой товар поступил в импортируемую страну (экспортная цена). Данный вид тарифа необходимо активно использовать не только в целях защиты отечественных товаропроизводителей от более конкурентоспособных в

цене импортных товаров, но и потребителей от некачественной продукции. Введение антидемпинговых тарифов будет преследовать две основные цели: защита национальных производителей от ценовой интервенции и защита потребителей от некачественной продукции. Например, существующая большая разница между себестоимостью отечественной продукции и демпинговой ценой импортных окорочков сдерживает производство мяса бройлеров — в 4 раза меньше цены на мясо птицы казахстанского производства, что предполагает введение антидемпинговых пошлин, направленных на уход от недобросовестной конкуренции.

Библиографический список

1. Рахматулина Г. Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС: перспективы для Казахстана // Мировая экономика и международные отношения. — 2010 — № 11. — C. 75-81.

2. Официальный сайт Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК.

3. Единое экономическое пространство — новые перспективы, условия и возможности для инновационного пути развития предприятий малого и среднего бизнеса / / Материалы бизнес-форума «АБФ-2012» (29-31 мая). — Алматы, 2012.

4. Стратегический план Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан на 2010-2014 годы // Постановление Правительства РК от 31.12.2009 г. № 2339.

5. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РК.

6. Таможенный союз, Единое экономическое пространство: мифы и действительность. Источник: информация Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан. 12.03.2013.

7. Riris, OECD Database — Producer and consumer Support Estimates: OECD - Estimate of support to agriculture (США и EC), Emerging Economies — Estimate of support to agriculture (Россия, 1995-2010 it.).

References

1. Rakhmatulina G. Tamozhennyi soyuz v ramkakh EvrAzES: perspektivy dlya Kazakhstana // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye ot-nosheniya. — 2010. — № 11. — C. 75-81.

2. Ofitsial'nyi sait Komiteta tamozhennogo kontrolya Ministerstva finansov RK.

3. Edinoe ekonomicheskoe prostranstvo — novye perspektivy, usloviya i vozmozhnosti dlya innovatsionnogo puti razvitiya predpriyatii malo-go i srednego biznesa // Materialy biznes-foruma «ABF-2012». Almaty. — 29-31 maya 2012 g.

4. Strategicheskii plan Ministerstva sel'skogo khozyaistva Respubliki Kazakhstan na 2010-

2014 gody. Postanovlenie Pravitel'stva RK ot 31.12.2009 g. № 2339.

5. Ofitsial'nyi sait Ministerstva sel'skogo kho-zyaistva RK.

6. Tamozhennyi soyuz, Edinoe ekonomi-cheskoe prostranstvo: mify i deistvitel'nost'. Istochnik: informatsiya Ministerstva

ekonomicheskogo razvitiya i torgovli Respubliki Kazakhstan. 12.03.2013.

7. Riris, OECD Database — Producer and consumer Support Estimates: OECD - Estimate of support to agriculture (SShA i EC), Emerging Economies - Estimate of support to agriculture (Rossiya, 1995-2010 it.)

+ + +

УДК 631.158:331.5

Н.М. Едренкина

N.M. Yedrenkina

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ВТО

PRIORITY DIRECTIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS UNDER THE WTO

Ключевы/е слова: устойчивое развитие, сельские территории, типизация, регионы, приоритетные направления, диверсификация, ВТО, Госпрограма.

Разработка механизмов и обоснование направлений устойчивого развития сельских территорий становятся в последние годы одними из актуальных направлений экономических исследований, что обусловлено ростом престижа сельского образа жизни как альтернативы городскому и пониманием того, что без кардинального решения проблем сельского хозяйства невозможны прогресс и гармоничное развитие общества в целом. Для достижения целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий в условиях ВТО необходимо предусмотреть следующие приоритетные направления: создание комфортных условий жизнедеятельности сельского населения; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, реализация общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни; использование механизма государственно-частного партнерства в сфере АПК; регулирование производства и стимулирование его ценовой политикой; кадровое обеспечение сельского хозяйства, формирование благоприятного кредитного климата для малого и среднего предпринимательства; институциональное оформление системы венчурного бизнеса; поддержка экспортной деятельности предприятий АПК; сохранение и развитие сети малых и сверхмалых сельских поселений. Исследования деятельности сельскохозяйственных предприятий и агропромышленных формирований позволяют определить следующие направления диверсификации сельской экономики в регионах Сибири: развитие

предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, включая малый бизнес в сельской местности; открытие специализированных торговых точек на оптово-продовольственных рынках региона; организация предприятий деревоперерабаты-вающей промышленности; развитие сельскохозяйственного рыбоводства; заготовка и переработка дикоросов; развитие предприятий кожевенной, ов-чинно-шубной, обувной промышленности; поддержка развития садоводства и огородничества; создание собственных энергосистем на базе использования нетрадиционных источников энергии; развитие сельскохозяйственного туризма, ресторанного бизнеса.

Keywords: sustainable development, rural areas, type assignment, regions, priority directions, diversification, the WTO, State Program.

The development of mechanisms and substantiation of the sustainable development of the rural areas in the recent years becomes one of the most topical issues, that is determined by the rise of prestige of the rural way of life as an alternative to the urban one and by understanding the fact that the progress and harmonious development of the society as a whole are impossible without the solution of the problem of agriculture. To reach the goals of the government policy in the field of the sustainable development of the rural areas under the WTO, it is necessary to envisage the following priority directions: enhancing the quality of life for rural residents; stimulating the investment activity in the agro-industrial complex; realizing the society supported projects; forming the positive attitude to the rural areas and rural way of life; using the mechanism of state-private partnership in the agricultural industry; regulating the production and stimulating it by the price policy; providing agriculture with the manpow-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.