Научная статья на тему 'Таможенно-тарифная квота в условиях Евразийского союза: теоретические аспекты'

Таможенно-тарифная квота в условиях Евразийского союза: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3927
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТ / КВОТИРУЕМЫЕ ТОВАРЫ / ТАРИФНАЯ КВОТА / НЕТАРИФНАЯ КВОТА / ВТО / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / КОЛОНКИ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА / ВНУТРИКВОТНАЯ СТАВКА / СВЕРХКВОТНАЯ СТАВКА ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА / СЕЛЕКТИВНОСТЬ ТАРИФНОЙ КВОТЫ / ЦЕЛИ И АСПЕКТЫ КВОТИРОВАНИЯ / ЗАЩИТНАЯ КВОТА / ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ТАРИФНАЯ КВОТА / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЭФФЕКТЫ ТАРИФНОГО КВОТИРОВАНИЯ / IMPORT / QUOTED GOODS / TARIFF QUOTA / WTO / CUSTOMS TARIFF / IN-QUOTA RATE / TARIFF QUOTA SELECTIVITY / PROTECTIVE QUOTA / ALTERNATIVE INSTRUMENTS OF THE TARIFF REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салийчук Василий Филиппович

Выделены исследовательские аспекты тарифного квотирования, Описаны квотируемые товары. Показано влияние тарифной квоты на структуру импортного таможенного тарифа. Изложены признаки селективности тарифной квоты. Выделены особые признаки тарифной квоты как инструмента регулирования. Представлена авторская трактовка признаков сходства и различия между защитной и преференциальной тарифными квотами. Описаны альтернативные квотам инструменты тарифной защиты. Выделены эффекты тарифного квотирования импорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE CUSTOMS AND TARIFF QUOTA IN EURASIAN ECONOMIC UNION

The paper emphasizes exploratory aspects of the tariff quota system, shows the influence of the tariff quota on the import customs tariff structure, and claims the features of the tariff quota selectivity. The author of the research presents his own interpretation of similarities and differences between a protective and a preferential tariff quotas and identifies effects of the tariff quota allocation of the import.

Текст научной работы на тему «Таможенно-тарифная квота в условиях Евразийского союза: теоретические аспекты»

УДК 339. 543 0 (75)

В.Ф. Салийчук Курганский государственный университет Институт экономики УрО РАН, Курганский филиал

таможенно-тарифная квота в условиях евразийского союза: теоретические аспекты

Аннотация. Выделены исследовательские аспекты тарифного квотирования, Описаны квотируемые товары. Показано влияние тарифной квоты на структуру импортного таможенного тарифа. Изложены признаки селективности тарифной квоты. Выделены особые признаки тарифной квоты как инструмента регулирования. Представлена авторская трактовка признаков сходства и различия между защитной и преференциальной тарифными квотами. Описаны альтернативные квотам инструменты тарифной защиты. Выделены эффекты тарифного квотирования импорта.

Ключевые слова: импорт, квотируемые товары, тарифная квота, нетарифная квота, ВТО, таможенный тариф, колонки таможенного тарифа, внутриквотная ставка, сверхквотная ставка таможенного тарифа, селективность тарифной квоты, цели и аспекты квотирования, защитная квота, преференциальная тарифная квота, альтернативные инструменты тарифного регулирования, эффекты тарифного квотирования.

V. F. Saliychuk Kurgan State University, Institute of Economics UrO RAS, Kurgan branch

THEORETICAL ASPECTS OF THE CUSTOMS AND TARIFF QUOTA IN EURASIAN ECONOMIC UNION

Annotation. The paper emphasizes exploratory aspects of the tariff quota system, shows the influence of the tariff quota on the import customs tariff structure, and claims the features of the tariff quota selectivity. The author of the research presents his own interpretation of similarities and differences between a protective and a preferential tariff quotas and identifies effects of the tariff quota allocation of the import.

Keywords: import, quoted goods, tariff quota, WTO, customs tariff, in-quota rate, tariff quota selectivity, protective quota, alternative instruments of the tariff regulation..

Специальный научный анализ теории и практики использования таможенно-тарифных квот для регулирования внешней торговли России и Евразийского экономического союза имеет исключительно важное значение.

Предметом особого научного исследования должны стать следующие аспекты тарифного квотирования:

- изучение специфики таможенно-тарифной квоты как инструмента селективного, избирательного регулирования;

- анализ форм тарифной квоты, поиск признаков сходства и различия между ними;

- изучение воздействия тарифных квот на структуру импорта национальных и конвенционных импортных таможенных тарифов, на изменение их многоколонности;

- анализ особого порядка введения и использования тарифных квот в условия ТС и ЕАЭС после вступления Российской Федерации в состав ВТО;

- анализ соотношения внутри и сверхквотной ставок ввозных таможенных пошлин, уровня достаточности их дифференциации;

- выделение особых эффектов применения тарифных квот для таможенного регулирования масштабов импорта отдельных (квотируемых) иностранных товаров;

- исследование механизма воздействия тарифной квоты на структуру внутреннего предложения квотируемого товара;

- изучение альтернативных инструментов тарифной защиты внутреннего рынка в случае недостаточной эффективности тарифного квотирования.

Приведем в связи с этим только несколько аргументов в пользу практической значимости исследований тарифного квотирования. Во-первых, тарифные квоты для регулирования масштабов импорта некоторых видов продукции сельского хозяйства Российская Федерация применяла еще с 2003 года, т.е. до вступления в Таможенный союз. Объектами квотирования являлись мясо крупного рогатого скота (свежее, охлажденное и замороженное), свинина свежая или охлажденная, мясо и пищевые субпродукты домашней птицы (свежие, охлажденные или замороженные). Общая цель их тарифного квотирования - постепенное замещение импорта указанных товаров продукцией российского производства.

Во-вторых, тарифное квотирование указанных импортных товаров продолжается в рамках Таможенного союза, т.е. уже с 2010 года. Однако теперь окончательное решение по вопросам такого квотирования принимает наднациональный орган тарифного регулирования - Комиссия Таможенного союза (позже - Коллегия Евразийской экономической комиссии). Так, именно решением Комиссии ТС был определен перечень товаров, импорт которых на единую таможенную территорию Таможенного союза может осуществляться в рамках тарифных квот [2, 415-417]. Было выделено 5 наименований квотируемых товаров, общее количество под-субпозиций единой ТН ВЭД Таможенного союза - 145. Их доля в ЕТН ВЭД ТС равна примерно 1,3%. Объем квотируемого мяса в 2014 году составил 1536 тыс. т. [9].

Имеется уже пятилетний опыт применения тарифных квот в условиях именно Таможенного союза. Он также требует специального анализа, изучения механизмов и эффективности квотирования указанной

продукции аграрного производства. Объектом научного анализа должны стать не только перечень объектов квотирования, но и уровень ставок ввозных таможенных пошлин при тарифном квотировании, коэффициенты дифференциации внутри- и сверхквотной ставок импортных таможенных пошлин и т.п. И, безусловно, эффекты воздействия тарифных квот на состояние российского мясного рынка, на динамику процесса им-портозамещения указанных товаров продукцией отечественного производства.

В-третьих, тарифные квоты как инструмент защиты национального рынка Российская Федерация сможет использовать и после вступления в ВТО, в рамках так называемого имплементационного периода. Они сохраняются полностью в отношении говядины, однако ужесточаются по мясу птицы и свиному мясу. Сверхквотные ставки ввозных пошлин будут в несколько раз превышать уровень внутриквотных. Сроки действия тарифного квотирования окончательно не установлены. Однако по свиному мясу с начала 2020 г. будет введена единая максимальная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 25 % от таможенной стоимости данного товара [3, 18-38]. Таким образом, по свинине тарифная квота и сверхквотная ставка будут заменены на заградительную ввозную таможенную пошлину. Один инструмент тарифной защиты внутреннего рынка заменяется на другой. Однако жесткость защиты внутреннего рынка с помощью заградительной таможенной пошлины заметно уменьшится.

В-четвертых, использование любой страной в практике государственного регулирования импорта тарифных квот приводит к серьезным структурным изменениям ее национального таможенного тарифа. Таможенный тариф в этом случае сразу расширяется на две новых колонки ввозных таможенных пошлин: внутриквотные ставки, применяемые для обложения импортных товаров в рамках тарифной квоты; сверхквотные ставки. Объектом их применения являются иностранные товары, ввозимые сверх утвержденной тарифной квоты. Например, если страна-импортер применяет классический трехколонный таможенный тариф, то введение тарифной квоты сразу превращает этот таможенный тариф в пятиколонный. В Российской Федерации до 2010 года, по мнению автора, внутри-квотная и сверхквотная ставки ввозных таможенных пошлин представляли собой шестую и седьмую колонки импортного тарифа страны [5, 114-115]. В Едином таможенном тарифе Таможенного союза указанные ставки также занимали его шестую и седьмую колонки [10].

В-пятых, тарифная квота представляет собой инструмент государственного селективного таможенно-тарифного регулирования внешней торговли и, в первую очередь, импорта любой страны или Таможенного союза. Это исключительно важно для условий, которые формируются после присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации. Ведь именно ВТО ориентирует страны - члены ВТО на активное использование инструментов именно избирательного регулирования внешней торговли. Это в полной мере относится и к применению тарифных квот для защиты внутреннего рынка России, для селективного регулирования импорта конкретных товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза [4, 6-9].

Избирательность (селективность) тарифных квот проявляются по следующим позициям:

- выбор отдельного товара как объекта тарифного квотирования;

- выбор периода (срока) применения квоты;

- выбор способа распределения квотируемого объема импорта между фирмами-импортерами;

- выбор величины и способа расчета внутриквот-ной ставки таможенной пошлины;

- выбор величины и способа расчета сверхквотной ставки ввозных таможенных пошлин;

- выбор величины коэффициента дифференциации сверхквотной и внутриквотной ставок таможенных пошлин;

- выбор периода введения и отмены тарифной квоты;

- выбор стран-экспортеров квотируемого товара;

- порядок распределения квотируемого экспорта между странами-производителями;

- выбор способа введения и корректировки условий тарифного квотирования (Постановление Правительства России, решение Комиссии Таможенного союза, решение коллегии ЕЭК и др.);

- выбор и корректировка целей квотирования;

- выбор и корректировка методов реализации тарифного квотирования в условиях конкретной страны и даже определенного периода времени.

Итак, тарифная квота - это особый инструмент таможенно-тарифного регулирования импорта и внешней торговли в целом. Инструмент, имеющий весьма сложную внутреннюю структуру и специальные правила применения.

Назовем только важнейшие специфические признаки тарифной квоты как инструмента регулирования масштабов импорта, квотируемых товаров.

1 Вначале устанавливается нетарифная квота на импорт какого-либо товара. Квота - это количественное торговое ограничение, которая устанавливает суммарный физический или стоимостной объем товаров, перемещаемых через таможенную границу государства. В условиях Евразийского экономического союза объем тарифной квоты не может превышать разницу между объемами внутреннего потребления и внутреннего производства квотируемого товара [7].

2 Объектами квотирования могут быть:

- конкретные импортные товары, подсубпозиции ЕТН ВЭД ЕАЭС (импортная квота);

- определенные экспортные товары (экспортная квота).

3 Тарифная квота до 2010 года вводилась в России специальными Постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом производилось распределение квотируемого импорта между участниками ВЭД (лицензирование). Кроме того, Правительством определялась также и страновая структура импорта, определялись страны-экспортеры квотируемого товара, их удельные веса в общем объеме квотируемого импорта. Теперь такая квота вводится решением коллегии Евразийской экономической комиссии.

4 Важнейшие цели такой квоты:

- сокращение масштабов избыточного импорта определенного товара;

- стимулирование импортозамещения квотируемого товара, его физическую замену на внутреннем рынке продукцией отечественного производства.

Кроме целей государство-регулятор или наднациональный орган решают за счет квотирования еще и совокупность задач средне- либо краткосрочного характера. Возможна постановка задач и долгосрочного (стратегического) характера.

5 Вводится внутриквотная ставка ввозной таможенной пошлины. Она применяется для обложения только импортных товаров, ввозимых внутри тарифной

квоты. Причем в этом случае базовая ставка импортного таможенного тарифа не применяется. Это также относится и к ставкам ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ЕАЭС). По своей абсолютной величине внутриквотная ставка может быть выше, ниже или равна базовой ставке национального таможенного тарифа или ставке ЕТТ ЕАЭС.

6 Государство также вводит сверхквотную (внек-вотную) ставку ввозной таможенной пошлины. Она применяется для обложения каждой единицы импортного товара, который ввозится сверх утвержденной квоты, сверх объема квотируемого импорта. При этом национальный или наднациональный регулятор автономно устанавливает:

- вид сверхквотной ставки по методу расчета (адвалорная, специфическая, комбинированная);

- соотношение между величинами сверхквотной и внутриквотной ставок (коэффициент превышения, коэффициент дифференциации).

Регулятор также определяет вид применяемой

тарифной квоты. Это может быть защитная или преференциальная квота. Во втором случае объектами квотирования могут быть только те импортные товары, которые входят в специальный перечень преференциальных. Ранее такой перечень утверждало Правительство Российской Федерации, теперь это прерогатива Евразийской экономической комиссии.

Если квота является защитной, то объектом квотирования могут быть любые товары (подсубпозиции ЕТН ВЭД ЕАЭС), импорт которых требует специального ограничения с помощью тарифного квотирования. Перечень квотируемых товаров определяется Правительством страны-импортера или наднациональными органами регулирования (Комиссия Таможенного союза, теперь ЕЭК). Однако детальный анализ признаков сходства и различия между защитными и преференциальными тарифными квотами является предметом специального исследования. Авторский подход к выделению признаков сходства и различия между преференциальной и защитной тарифными квотами представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Виды импортных тарифных квот: признаки сходства и различия

Виды тарифных квот

Признаки сравнения Защитные Преференциальные

Признаки сходства

1 Наличие нетарифной Имеется Имеется

квоты (количественного

ограничения)

2 Форма введения квоты 1 В стоимостной форме 1 В стоимостной форме

2 В натуральном выражении 2 В натуральном выражении

3 Количество применяемых 1 Внутриквотные 1. Внутриквотные

ставок ввозных таможенных 2 Сверхквотные 2 Сверхквотные

пошлин

4 Масштаб применения 1 Избирательность использования (применения) 1 Избирательность использования (применения)

5 Способы воздействия на 1 Количественное ограничение (нетарифная 1 Количественное ограничение (нетарифная кво-

динамику импорта квота) та)

2 Экономические (таможенные пошлины внутри- и сверхквоты) 2 Экономические (таможенные пошлины внутри - и сверхквоты)

Признаки различия

1 Цели применения 1 Сокращение (ограничение) избыточного 1 Ограничение масштабов импорта преференци-

импорта квотируемых товаров альных товаров

2 Защита экономической безопасности 3 Защита отраслевых рынков 4 Сокращение избытка предложения квотируемого товара 5 Импортозамещение товарами отечественного производства 2 Регулирование масштабов импорта квотируемых преференциальных товаров 3 Ограничение (сокращение) предложения имен-

но преференциальных товаров на внутреннем рынке 4 Защита отраслевых рынков

2 Объект тарифного 1 Любые товары, импорт которых подлежит 1 Только преференциальные товары (импорт)

квотирования ограничению. Только квотируемые товары

3 Соотношение базовой и 1 Внутриквотная ставка выше базовой 1 Внутриквотная ставка ниже базовой

внутриквотнои ставок тамо- 2 Внутриквотная ставка ниже базовой 2 Внутриквотная ставка равна базовой ставке

женных пошлин 3 Внутриквотная ставка равна базовой (ставке ЕТТ ТС) 3 Внутриквотная ставка равна преференциальной

4 Соотношение внутриквот- 1 Сверхквотная ставка ввозных пошлин зна- 1 Сверхквотная ставка ввозных пошлины значи-

ной и сверхквотной ставок чительно выше внутриквотной ставки тельно выше внутриквотной

таможенных пошлин 2 Коэффициент дифференциации может иметь значение 2, 3 и более. До 6 в условиях Таможенного союза 2 Меньшее значение коэффициента дифференциации сверхквотных ставок

5 Принадлежность к систе- 1 Не принадлежит 1 Принадлежит к системе тарифных преферен-

ме таможенно-тарифных 2 Является инструментом жесткой тарифной ций

преференций защиты внутреннего рынка 2 Является особой формой предоставления таможенно-тарифных преференций при импорте

6 Эффекты применения тарифных квот 1 Сокращение масштабов импорта квотируемого товара (к базисному году) 2 Сокращение его предложения на внутреннем рынке 3 Сокращение доли квотируемого товара в общем объеме предложения на внутреннем рынке (импортозамещение) 4 Снижение ценовой конкурентоспособности квотируемых (непреференциальных) товаров 5 Резкий рост внутренних цен на квотируемые товары 6 Сокращение доли квотируемых товаров в общем объеме их продаж внутри страны 1 Сокращение масштабов импорта преференциального товара (к базисному периоду) 2 Ограничение количества стран - экспортеров преференциальных товаров 3 Сокращение доли преференциального товара в общем объеме его внутреннего предложения (импортозамещение) 4 Снижение ценовой конкурентоспособности преференциальных товаров 5 Сокращение доли преференциального товара в общем объеме его внутреннего потребления

7 Выполняемые функции 1 Защита внутреннего рынка 2 Защита конкретных отраслей национальной экономики 3 Создание условий для эффективного импортозамещения 4 Ликвидация ценовой конкурентоспособности импортных сверхквотных товаров на внутреннем рынке 5 Защита продовольственной безопасности стран ЕАЭС 1 Защита внутреннего рынка от избыточного импорта преференциальных товаров 2 Защита отраслей, производящих товары - конкуренты преференциальным 3 Сокращение предложения конкретных преференциальных товаров на рынке страны 4 Защита экономической безопасности страны-импортера

Государство или наднациональный орган регулирования изучают динамично меняющуюся конъюнктуру мирового и национального рынков квотируемого товара, масштабы и темпы реального импортозамещения квотируемой продукции. На основе этой информации принимаются решения о корректировке порядка и практики применения тарифных квот в отношении конкретного импортного товара. При этом не исключена необходимость изменения уровней внутри- и сверхквотной ставок ввозных таможенных пошлин, повышение или понижения коэффициента их дифференциации.

В отдельных случаях может быть принято альтернативное регулирующее решение таможенно-тарифного характера. Тарифная квота отменяется, прекращается применение внутриквотной и сверхквотной ставок импортного таможенного тарифа. Возможен выбор при определенных условиях вместо квоты следующих инструментов усиленной защиты внутреннего рынка:

- вводятся сезонные таможенные пошлины (если объектом квотирования являлись сезонные товары);

- вводятся запретительные импортные таможенные пошлины. Однако ими будет облагаться весь объем импорта конкретного товара. Ведь нетарифная квота отменяется вместе с тарифной;

- тарифная квота преобразуется в нетарифную. Инструмент тарифного регулирования заменяется на инструмент нетарифного (административного) регулирования, на торговое ограничение;

- вместо тарифной квоты после специального расследования вводятся антидемпинговая или специальная таможенная пошлины;

- вместо тарифной квоты (сверх- и внутриквотной ставок) вводится временная ставка ввозной таможенной пошлины. Величина ставки последней превращает ее в заградительную или фискальную;

- вводятся «мегатарифы» вместо тарифной квоты. В этом случае ставка ввозной таможенной пошлины будет превышать 100% от таможенной стоимости импортного товара.

Возможны и другие варианты использования защитных тарифных инструментов по отношению к из-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

быточному импорту отдельных товаров. Их выбор в условиях конкретного периода времени производит тот орган государственной и надгосударственной власти, который уполномочен принимать решения в области таможенно-тарифного регулирования импорта.

Исключительно важным вопросом теории и практики тарифного квотирования является выделение тех эффектов, которые порождают тарифные квоты в практике российского импорта, совокупного импорта стран - членов ЕАЭС. Назовем только важнейшие из них:

- резкий рост цены сверхквотного товара на внутреннем рынке России, на рынках других стран - членов Евразийского экономического союза;

- сокращение масштабов импорта квотируемого товара, ввозимого сверх тарифной квоты (сверхквотный импорт);

- уменьшение его предложения на внутреннем рынке страны-импортера;

- резкое удорожание каждой единицы сверхквотного импорта, падение его ценовой конкурентоспособности на единой таможенной территории ЕАЭС, на внутреннем рынке страны-импортера;

- сокращение доли квотируемых товаров в общем объеме продаж аналогичной продукции;

- физическое замещение импортных квотируемых товаров продукций отечественного производства, т.е. импортозамещение иностранных товаров.

Однако для импортозамещения недостаточно только применить тарифную квоту и ограничить масштабы коммерческого ввоза иностранного товара. И это принципиальное замечание. Оно имеет исключительное значение при оценке эффективности такого квотирования.

Потребуется также увеличить физический объем производства квотируемой продукции, будут необходимы дополнительные инвестиции, трудовые усилия российских производителей, российского фермерства и, безусловно, эффективные действия Правительства Российской Федерации, нацеленные на поддержку собственных производителей квотируемых товаров.

Современная практика тарифного квотирования импорта в условиях Таможенного союза и ЕАЭС, перспективы его использования после вступления России в состав Всемирной торговой организации формируют перед сегодняшней наукой следующие исследовательские задачи:

- продолжить теоретический анализ тарифной квоты как инструмента избирательного таможенного регулирования импорта России и стран ЕАЭС;

- организовать мониторинг технологии и эффективности применения тарифных квот в условиях, Таможенного и Евразийского экономического союзов;

- разрабатывать предложения по тактике и технологии применения тарифных квот с учетом обязательств России и других стран ЕАЭС, принятых ими при вступлении в ВТО.

Краткие выводы

Тарифная квота как инструмент избирательного таможенного регулирования импорта России и ЕАЭС продолжала и продолжает оставаться инструментом жесткой защиты внутреннего и союзного рынков от избыточного импорта отдельных иностранных товаров. Вместе с тем имеется серия специальных вопросов таможенно-тарифного квотирования, которые еще должны стать предметом интенсивного научного анализа.

После вступления Российской Федерации в ВТО была продолжена практика тарифного квотирования тех же товаров (мясо и субпродукты, замороженные и охлажденные), которая имело место и до 2012 года. Однако после 2020 г. тарифная квота по свинине будет заменена на единую заградительную ставку ввозной пошлины (25% от таможенной стоимости). Вместе с тем появился еще один объект таможенно-тарифного квотирования: молочная сыворотка. (Коды ЕТН ВЭД ТС 0404 10 720 1 и 0404 10 160 1). Объем тарифной квоты на 2014 г. составил свыше 15 млн т [9].

Использование тарифной квоты как селективного инструмента таможенного регулирования импорта приводит к заметному изменению структуры импортного таможенного тарифа. Тариф пополняется сразу двумя новыми колонками: внутриквотные ставки ввозных таможенных пошлин; сверхквотные ставки. По мнению автора, это были 6 и 7 колонки многоколонного тарифа России и ЕТТ Таможенного союза.

Потребность практики наднационального регулирования и действующие технологии применения тарифных квот потребовали активизировать исследование признаков их селективности, избирательности. В работе сформулированы 12 (двенадцать) позиций, характеризующих селективность тарифной квоты.

Описано два вида тарифных квот: преференциальные и защитные. Следует продолжить изучение специфики этих видов, а также различного опыта их применения не только в условиях Таможенного союза и ЕАЭС, но и в мировой экономике, в практике других межгосударственных экономических группировок (ЕЭС, НАФТА и др.). В работе представлена авторская трактовка признаков сходства и различия между защитными и преференциальными тарифными квотами.

Особое значение имеет вопрос об исследовании тех эффектов, которые порождает применение тарифной квоты на внутреннем рынке квотируемого товара. Важно при этом различать эффекты ожидаемые и реальные. Одним из таких эффектов является воздействие такого квотирования на объем и структуру внутреннего предложения квотируемого товара.

Список литературы.

1 Таможенный кодекс Таможенного союза. -Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. - 191 с.

2. Таможенное законодательство Таможенного союза. -М. : Проспект, 2010. - Вып.1. - 424 с.

3. Оболенский В. П. Обязательства России в ВТО: плюсы и минусы // Российский внешнеэкономический вестник.

- 2012. - № 2. - С. 18-38.

4 См. подробнее: Салийчук В. Ф. Таможенный тариф: теоретические аспекты исследования // Вестник Курганского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2012. - Вып. 8. - № 4 (26). - С. 6-9.

5 См. подробнее: Салийчук В. Ф. Экономический рост: специфика и безопасность : монография. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012 . - 130 с.

6 Договор о Евразийском экономическом союзе. (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015).

7 Протокол о едином таможенно-тарифном регулировании. Приложение №6 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

8 Об условиях и механизме применения тарифных квот: соглашение от 12 декабря 2008 года (вступило в силу с 1 января 2010 года).

9 Перечень товаров, в отношении которых на 2014 год устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 ноября 2013г. №242.

10 Об авторской гипотезе многоколонного таможенного тарифа Таможенного союза подробнее см.: Россия в ВТО: год после вступления... в двух частях/Рос. акад. наук, Урал. отделение; под ред. В. А. Черешнева, А. И. Татаркина, М. В. Федорова. - М.: Экономика, 2014. - (Близкая и такая неразгаданная экономика); Т. II, Часть I. - С. 188-200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.