Куандыков Калдарбек Жунисбаевич,
доцент кафедры политологии и права Казахского экономического университета имени Т. Рыскулова (г. Алматы), кандидат юридических наук
Жусупбекова Мадина Койшибаевна,
доцент кафедры правоведения Кызылординского государственного университета имени Коркыт-Ата, кандидат юридических наук
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТAМOЖЕННO-ТAРИФНOЙ ПOЛИТИКИ ТAМOЖЕННOГO СOЮЗA ^ СOВРЕМЕННOМ ЭТAПЕ
Oснoвные нaпрaвления тaмoженнo-тaрифнoй голитики стрaн Таможенного союза oпределяются кaк ^вместными интересaми, тaк и oсoбенными интересaми нaциoнaльных экoнoмик. Кaчественнoе изменение услoвий oсуществления тaмoженнo-тaрифнoй пoлитики в современный пергод вызывaет неoбхoдимoсть принятия aдеквaтных сoдержaтельных институциoнaльных и oргaнизaциoннo-прoцедурных упрaвленческих решений.
Вo-первых, неoбхoдимo oбеспечить эффективнoсть и oперaтивнoсть мехaнизмa функциoнирoвaния нaднaциoнaльных oргaнoв Тaмoженнoгo сoюзa, голшстью oтвечaющих зaдaчaм, стoящим кaк перед сoюзoм в целoм, тaк и кaждoй из стрaн-учaстниц. Этo требует внедрения сooтветствующих прaвил, прoцедур и реглaментoв, пoзвoляющих действеннo сoглaсoвывaть гозиции стoрoн в рaмкaх Таможенного союза и учите^ть их в рaмкaх решений нaднaциoнaльных oргaнoв.
Вo-втoрых, кaждoй стрaне предстoит вырaбoтaть и внедрить эффективные мехaнизмы прoдвижения свoих пoзиций в Тaмoженнoм тоюзе, усилить oбoснoвaтельную бaзу предлaгaемых ею решений, прoгнoзирoвaть их сoциaльнo-экoнoмические и торroвo-пoлитические пoследствия. Неoбхoдимo, чтобы рoль Республики Казахстан в Тaмoженнoм сoюзе пoдкреплялaсь кoнкретными результaтaми в oтнoшении сoблюдения экoнoмических и тoргoвo-пoлитических интересoв кaзaхстaнскoй стoрoны. В этих целях предстоит говысить трaнспaрентнoсть мехaнизмa вырaбoтки предлoжений кaзaхстaнскoй стoрoны, шире
привлегать к oбсуждению прoектoв бизнес-сooбществ. Пoвышение oтдaчи oт учaстия Республики Казахстан в Тaмoженнoм тоюзе делaет aктуaльным фoрмирoвaние системы предoтврaщения пoтерь и рискoв, связaнных с aдaптaцией к нoвым, пoкa еще нешвершенным услoвиям функциoнирoвaния Таможенного союза (вклкгая вoзмoжнoе увеличение трaнзaкциoнных издержек для oтдельных нaших учaстникoв внешнеэкoнoмическoй деятельнoсти, ущемление интересoв не^торых групп oтечественных тoвaрoпрoизвoдителей, межбюджетный перелив фитантовых средств, «перете^ние» внешнетoргoвых гото^в в стрaны с меньшими тaмoженными издержкaми).
Вaжнейшим нaпрaвлением, снижaющим риски переoриентaции внешнетoргoвых пoтoкoв нa рынки других стрaн Тaмoженнoгo сoюзa, дoлжнo стaть сoздaние в Кaзaхстaне кoнкурентoспoсoбнoгo мехaнизмa тaмoженнoгo aдминистрирoвaния, пoзвoляющегo учaстникaм внешнеэкoнoмическoй деятельнoсти oперaтивнo и э^темтес^ кoмфoртнo oсуществлять весь кoмплекс действий, связaнных с пoмещением тoвaрoв год тaмoженные прoцедуры.
В-третьих, нoвые зaдaчи кaзaхстaнскoй экoнoмики вызывaют неoбхoдимoсть бoлее теснo интегрирoвaть тaмoженнo-тaрифную пoлитику в прoцессы диверсификaции, структурнoй перестрoйки и внедрения иннoвaций в oтечественный прoизвoдственный кoмплекс, решения зaдaч ПФИИР [1]. Это требует, пoмимo усиления структурой и стимулирующей функций тaмoженнo-тaрифнoй пoлитики, ее сoглaсoвaния и тестой увязки с приoритетaми
форсированного индустриального развития.
С ростом инвестиционной активности в казахстанской экономике в посткризисный период должна усилиться стимулирующая функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий для переноса высокотехнологичных производств на территорию Республики Казахстан, развитие производственно-технологической кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым технологиям, машинам, оборудованию для крупномасштабной модернизации производственных мощностей. В целях привлечения иностранных инвестиций необходимо обеспечить существенное снижение издержек, возникающих по причине обременительных таможенных и административных процедур, при получении международных инвестиционных товарных кредитов и прямых вложений капитала.
С учетом задачи ускорения перехода к инновационной экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации селективной промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в целях сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение здесь будет иметь наличие конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования настимулирование производстваи экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.
Более распространенным инструментом государственного регулирования внешней торговли, действующим в Таможенном союзе, является таможенный тариф. Решением Межгосударственного совета от 27 ноября 2009
года № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», установлено, что с 1 января 2010 года в Беларуси, Казахстане и России применяется единый таможенный тариф.
Существует два вида таможенного тарифа -ввозной (импортный) и вывозной (экспортный).
Экспортный тариф применяется для достижения фискальных целей государства. Использование данного вида тарифа отрицательно сказывается на конкурентоспособности национальной экспортной продукции за счет возрастания экспортной цены.
Большинство развитых стран не применяют экспортный тариф, поскольку это уменьшает товарооборот. Однако в Таможенном союзе такой тариф применяется. Это обусловлено тем, что большой процент экспортируемых товаров составляют энергосберегающие ресурсы. Государство в целях защиты сырья вынуждено применять экспортный тариф. Также к целям данного тарифа относятся защита цен на сырьевые товары на внутреннем рынке страны экспортера и пополнение доходной части бюджета.
Ввозной таможенный тариф применяется в отношении ввозимых товаров и подразделяется на одноколонный и многоколонный.
Одноколонный тариф построен таким образом, что по каждой товарной позиции соответствует 1 ставка таможенной пошлины. Этот вид тарифа применяется в развивающихся странах для достижений целей реализации внутренних задач таможенно-тарифного регулирования страны.
В многоколонном тарифе по каждой товарной позиции применяется несколько ставок таможенной пошлины. Применение определенной ставки по отношению к конкретному товару зависит от страны происхождения данного товара. Применение многоколонного тарифа позволяет вести более гибкую торговую политику.
Такое деление тарифа связано с развитием мировой торговли, внешне торговых отношений и усилением торгово-политической борьбы на мировом рынке.
В большинстве современных импортных тарифов отражены два основных принципа построения таможенного тарифа. Первый принцип, получивший в международной практике наименование принципа эскалации тарифа, заключается в увеличении ставок пошлин по мере повышения степени обработки изделия.
Второй принцип, также широко используемый при формировании импортных тарифов, состоит в назначении низких, поощрительных ставок пошлин на продукцию (как правило, современные машины, оборудование, технологии и др.), необходимую государству для технического перевооружения национального производства с целью пополнения экспортных ресурсов изделиями с высокой долей добавленного квалифицированного труда.
Принцип эскалации таможенного тарифа широко используется промышленно развитыми странами с целью, с одной стороны - облегчить доступ на их внутренние рынки сырья и полуфабрикатов, которыми они не располагают вообще или располагают в недостаточных количествах. С другой стороны, высокими пошлинами на готовую продукцию затрудняется доступ на внутренний рынок конкурирующей продукции из-за рубежа.
Следует отметить, что экономические методы государственного регулирования приоритетны над внеэкономическими, т.к. позволяют более эффективно реализовать цели и задачи внешнеторгового регулирования государства, при этом не ограничивая покупателя в свободе выбора.
Таможенно-тарифное регулирование служит основным методом экономического воздействия на экспортно-импортные товарные потоки, пересекающие таможенную границу государства. Особенность его состоит в том, что этот метод регулирования воздействует на внешнеторговые связи посредством цены.
Таможенно-тарифное регулирование
включает в себя следующие элементы, которые связаны с таможенными пошлинами:
- таможенный тариф;
- товарная номенклатура ВЭД;
- таможенная пошлина;
- тарифные льготы;
- страна происхождения товара;
- особые виды пошлин;
- таможенная стоимость.
Согласно соглашению от 25 января 2008 года «О едином таможенно-тарифном регулировании», единый таможенный тариф является инструментом торговой политики Таможенного союза.
Соглашение определяет Основные цели Единого таможенного тарифа:
1) рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств Сторон;
2) поддержание рационального соотношения
вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств Сторон;
3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Таможенном союзе;
4) защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
5) обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику [2].
Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании закрепляет виды ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в ЕТТ, факторы формирования ЕТТ, виды тарифных льгот, случаи освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин.
Таможенная пошлина - это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещение товаров через таможенную границу.
Виды ставок таможенных пошлин, порядок исчисления, сроки уплаты, порядок и способы уплаты таможенных пошлин, лица ответственные за уплату пошлин, а также моменты возникновения и прекращения ответственности по уплате таможенных платежей определены разделом «Таможенные платежи» Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Также в данном разделе определяются случаи необходимости и порядок предоставления обеспечения таможенных платежей, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин и порядок взыскания таможенных пошлин.
Законами Таможенного союза предусмотрены случаи изменения сроков уплаты таможенных платежей, а также случаи сокращения размера таможенных платежей в виде предоставления тарифной льготы.
Тарифная льгота - это предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу.
В решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС «О едином таможенно-тарифном регулировании и Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 27 ноября 2009 года № 18 установлено, что тарифные льготы применяются в соответствии:
- со статьями 5 и 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;
- с пунктом 6.1 Решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;
- с международными договорами государств-участников Таможенного союза, подписанными до 1 января 2010 года, до унификации и/или прекращения действия этих международных договоров в соответствии с их заключительными соглашениями.
В соответствии с действующей нормативно-правовой базой, предусмотрены следующие виды льгот:
- освобождение от оплаты пошлины;
- возврат ранее уплаченной пошлины;
- снижение ставки пошлины;
- тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемых в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза в течение определенного периода.
В Соглашение стран Таможенного союза «Об условиях и механизме применения тарифных квот» от 12 декабря 2008 года отмечается, что тарифные квоты применяются при осуществлении регулирования ввоза на единую таможенную территорию сельскохозяйственных товаров (группы 1-24 по ТН ВЭД) по сниженной ставке, происходящих из третьих стран, допускается предоставление льгот (преференций) в виде установления тарифных квот на их ввоз, если аналогичные товары производятся (добываются,
выращиваются) на единой таможенной территории.
Тарифные квоты на преференциальный ввоз устанавливаются Комиссией Таможенного союза с целью обеспечения необходимого объема потребления товаров на территории Таможенного союза, а также в целях содействия развитию международной торговли.
Условия и порядок предоставления тарифных квот определяется следующими нормативно-правовыми актами:
- Разделом вторым ТК ТС, который называется «Таможенные платежи»;
- статьями 5 и 6 Соглашения «О едином таможенно-тарифном регулировании» от 25 янва-
ря 2008 года;
- пунктом 6.1 Решения межгосударственного совета ЕврАзЭС «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза» (ТТР ТС) от 27 ноября 2009 года;
- Соглашением «Об условиях и механизме принятия тарифных квот» от 12 декабря 2008 года.
- РК ТС «О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств» от 27 января 2010 года, №169.
- иными нормативно-правовыми актами.
Согласно Соглашению «О едином таможенно-
тарифном регулировании», единая система тарифных преференций Таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран [3].
Данный элемент таможенного регулирования применяется в соответствии с Соглашением «О единых правилах определения СПТ в Таможенном союзе» от 25 января 2008 года, Таможенным кодексом Таможенного союза, решением межгосударственного совета ЕврАзЭС «О едином ТТР ТС» от 27 ноября 2009 года № 18, решение комиссии Таможенного союза «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза» от 27 ноября 2009 года № 130.
Таможенная стоимость - стоимость, которая используется при расчете таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу, формируется на определенном этапе продвижения товара от продавца к покупателю, включая соответствующие этому этапу компоненты.
Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок определения таможенной стоимости:
- статья 7 ГАТТ 1994 года (таможенная оценка товаров);
- глава 8 Таможенного кодекса Таможенного союза;
- Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», от 25 января 2008 года;
- иные нормативно-правовые акты.
Нормативно-правовая база является основой
осуществления таможенного регулирования в рамках одного государства, групп стран, а также в мировом масштабе. Наличие пробелов в законодательстве, несовершенство закона и неправильное применения общемировой практики приводит к политическим несогласиям,
экономическим убыткам, а также отрицательно воздействует на социальное развитие каждого государства, т.к. внешнеторговая деятельность, в конечном счете, направлена на покупателя.
В Таможенном союзе было принято в 2009 году - 78 решений по таможенно-тарифному регулированию, 2010 году - 33 решения по таможенно-тарифному регулированию, 2011 году - 41 решение по таможенно-тарифному регулированию.
Результаты реализации таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе в 20102011 годах:
- были снижены или обнулены ставки импортных таможенных пошлин на отдельные виды грузовых автомобилей, отходы и лом вольфрамовые, отдельные виды самолетов, отдельные виды портового оборудования, уголь коксующийся, отдельные виды бумаги и картона, картофель, гречиху и белокочанную капусту, железнодорожные вагоны, конденсаторы для холодильников, чугунные части для гидравлических турбин, автомобильные конвейеры, ратраки, коррозионностойкий прокат, ультратонкая фольга, синтетические мононити, терефталевая кислота, сырье для производства лакокрасочных материалов, сливовое пюре и паста, часы, спецконтейнеры
для инкассации
- были повышены ставки импортных таможенных пошлин на шины, отдельные виды сельхозтехники, поликарбонаты оптического назначения, молочную продукцию, плавленые сыры, самоходные и несамоходные бурильные машины, элеваторы и конвейеры непрерывного действия для подземных работ, крупная сельскохозяйственная техника - бороны дисковые, сеялки и пресс-подборщики, цепи из черных металлов, нетканые материалы, свинцовые аккумуляторы, жидконаполненные радиаторы
Таким образом, можно выделить следующие основные цели в области таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе:
- дифференциация ставок тарифа в зависимости от глубины переработки товаров;
- стимулирование импорта отдельных товаров для технической модернизации отраслей экономики;
- селективная защита на временной основе, в т.ч. применение сезонных пошлин;
- вывозные пошлины только на энергетические товары и товары сырьевого характера для предотвращения дефицита и стимулирования переработки на территории Таможенного союза.
Список литературы
1. Программа «Производительность-2020» - одна из главнейших составляющих ПФИИР. / http:// ru.government.kz/site/news/regions/2011/09/33
2. Соглашение от 25 января 2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза». С изменениями, внесенными Протоколом от 23.04.2012. / http://www.cшtomsunюn.com/документы/соглaшение-от-25-янвaря-2008-г-с-изм.
3. Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года / http://www. tsouz.ru/DOCS/INTAGRMNTS/Pages/S_edin_tam-tar_reg.aspx.
МацаладаКедендгкодацтынкедендгк-тарифтгксаясатынъщнеггзггбагыттарыцарастырылады, инновациялыц экономикага вту кезтде кедендж-тарифтж шаралардыц рол1 жогарылайтындыгы аныцталады. Сыртцы сауданыц мемлекеттж реттеу1ндег1 квп таралган аспабы - кедендт тарифке ерекше назар аударылады, оныц тYрлерi мен нег1зг1 цагидаларына сараптама жасалады. Сонымен цатар, автор кедендт баж жэне тарифтж жецшджтердщ зацдыц аныцтамалыгыныц кейбiр мэселелерi царастырады, тарифтж квоталардыц мацызын белгтеп, кедендж-тарифтж реттеудщ негiзгi мацсаттары айцындайды.
TYÜiH свздер: кедендж-тарифтж саясат, кедендж тариф, кедендж баж, кедендж цун, Кедендiк одац.
В данной статье рассматриваются основные направления таможенно-тарифной политики Таможенного союза, отмечается, что с переходом на инновационную экономику повышается роль таможенно-тарифных мер. Особое внимание уделяется распространенному инструменту государственного регулирования внешней торговли - таможенному тарифу, анализируются его виды и основные принципы. Кроме того, автором освещаются отдельные проблемы законодательного определения таможенной пошлины и тарифных льгот, раскрывается сущность тарифных квот, выделяются основные цели таможенно-тарифного регулирования.
Ключевые слова: таможенно-тарифная политика, таможенный тариф, таможенная пошлина, таможенная стоимость, Таможенный союз.
In this article the main directions of customs and tariff policy of the Customs union are considered, it is noted that with transition to innovative economy the role of customs and tariff measures raises. The special attention is paid to the widespread instrument of state regulation offoreign trade - to a customs tariff, its types and the basic principles are analyzed. Besides, the author covers separate problems of legislative definition of the customs duty and tariff privileges, the essence of tariff quotas reveals, main objectives of customs and tariff regulation are allocated.
Keywords: customs and tariff policy, customs tariff, customs duty, customs cost, Customs union.
^алдарбек ЖYнiсбаЙ¥лы ^уандьщов,
Алматы ^аласындагы Т. Рыс^лов атындагы Каза^ экономикалыщ университет саясаттану жэне кафедрасыныц доцент^ з.г.к.
Мадина ^ойшыбайк;ызы ЖYсiпбекова,
Крр^ыт-Ата атындагы Кызылорда мемлекетпк университет к^ыщтану кафедрасыныц доцент^ кезецдеп Кедендж одактыц кедендж-тарифтж саясатынын езект мэселелерi
Куандыков Калдарбек Жунисбаевич,
доцент кафедры политологии и права Казахского экономического университета имени Т. Рыскулова (г. Алматы), к.ю.н.
Жусупбекова Мадина Койшибаевна,
доцент кафедры правоведения Кызылординского государственного университета имени Коркыт-Ата, к.ю.н.
Актуальные проблемы таможенно-тарифной политики Таможенного союза на современном этапе
Kuandykov КаШагЬек Zhunisbayevich,
associate professor of political science and right of the Kazakh economic university of a name T. Ryskulova (Alma-Ata), c.j.s.
Zhusupbekova Madina Koyshibayevna,
associate professor of jurisprudence of Kyzylordinsky state university of a name of Korkyt-Atа, c.j.s.
Actuel p^blems it is ^s^ms^n^y ро1Шыавд of the Customs ишоп at а modern stage