Научная статья на тему 'Правовой статус таможенно-тарифного регулирования'

Правовой статус таможенно-тарифного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4406
702
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННАЯ СТАВКА / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CUSTOMS AND TARIFF REGULATION / TARIFF RATE / CUSTOMS DUTY / FOREIGN TRADE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остроумов Николай Владимирович

Статья посвящена правовому статусу таможенно-тарифного регулирования как самостоятельному методу внешнеторговой деятельности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the legal status customs and tariff regulation as an independent method foreign trade activities of the State.

Текст научной работы на тему «Правовой статус таможенно-тарифного регулирования»

ПРАВОВОЙ СТАТУС ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ОСТРОУМОВ Николай Владимирович

Аннотация: статья посвящена правовому статусу таможенно-тарифного регулирования как самостоятельному методу внешнеторговой деятельности государства.

Annotation: the article is devoted to the legal status customs and tariff regulation as an independent methodforeign trade activities of the State.

Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, таможенная ставка, таможенная пошлина, внешнеторговая деятельность.

Key words: customs and tariff regulation, tariff rate, customs duty, foreign trade activity.

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин и имеющий целью, в частности, защиту внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике (п. 24 ст. 2, 19 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

Исследователи отмечают то, что необходимость четкой правовой регламентации таможенно-тарифного механизма обусловлена двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, таможенное регулирование прямо или опосредованно вторгается в сферу предпринимательства, частно-экономических интересов, заставляя корректировать те или иные направления внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов. Во-вторых, требует нормирования «внешняя» направленность таможенно-тарифной политики, создающая для государства обязательства международно-правового характера1.

В международно-правовой доктрине

встречается не совсем верное суждение относительно понимания методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности: тарифного (экономического) и нетарифного (административного). Следует отметить, что при всей близости понятий экономических и тарифных мер, они не являются полностью совпадающими. Так, к числу экономических мер регулирования внешнеторговой деятельности, помимо таможенно-тарифных инстру-

1 Трошкина Т.Н. Таможенно-тарифные инструменты в системе государственно-правового регулирования внешнеторговой деятельности // СПС «Консультант Плюс».

ментов, следует отнести и другие виды обязательных платежей (пограничные налоги и сборы, компенсационные и антидемпинговые пошлины), а также экономические инструменты стимулирования экспорта (различные субсидии, предоставление налоговых и других льгот экспортерам, страхование и кредитование экспорта). О том, что данные понятия не являются тождественными, свидетельствует и анализ российского законодательства в данной области. Так, в ст. 4 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» закреплен принцип приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В статье 13 того же Закона говорится о таможеннотарифном регулировании внешней торговли.

Тарифное регулирование является одним из основных рычагов государственного регулирования внешней экономической деятельности. Законодательной основой таможеннотарифного регулирования является Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, Законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О таможенном тарифе», «О техническом регулировании», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и др. В частности, ранее данные отношения регулировались Таможенным кодексом РФ, который утратил силу с 29 декабря 2010 г. Данные документы определяют принципы построения системы таможенно-

тарифного регулирования, порядок перемещения товаров через границу и взимание таможенных платежей.

Таможенный тариф (custom tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

□ инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рын-

ка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

□ свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

□ конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины 2.

По своей природе таможенные пошлины выполняют три основные функции:

□ фискальную (относится и к импортным, и к экспортным пошлинам) в связи с тем, что они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

□ протекционистскую (относится к импортным пошлинам), так как с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

□ балансировочную (относится к экспортным пошлинам), поскольку они устанавливаются с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Согласно ст. 19 ФЗ № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем контроля перемещения грузов через границу и взимания таможенных платежей. К числу основных видов таможенных платежей относятся таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление и сборы за хранение товаров.

Традиционно различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный. Простой

Киреев А.П. Международная экономика : в 2 ч. : учеб. пособие для вузов. Ч. I. : Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М. : Междунар. отношения, 1997.

С. 204 ; Основы таможенного дела : в 3 т. : учеб. пособие / под ред. А.А. Литовченко, А.Д. Смирнова. М. : РИО РТА, 2005. ИЯЬ: кйр://П18.т/1Погта1;юп/НЬгагу/т<1ех.ркр?8ЕСТЮ^ГО=182&ЕЬЕМЕ N1 ГО=1684

тариф - это такой тариф, при котором для каждого товара устанавливается ставка таможенной пошлины, применимая вне зависимости от страны происхождения товара. Сложный тариф характеризуется тем, что каждому товару соответствует две и более ставок таможенных пошлин. Сложные тарифы в свою очередь делятся на автономные, конвенционные, автономно-конвенционные и преференциальные ставки. Автономные ставки вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти и применяются в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми не заключены торговые договоры и соглашения. Конвенционные ставки определяются на базе двухстороннего или многостороннего соглашения и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договоры (например, ГАТТ или соглашения о таможенном союзе). Автономно-конвенционные ставки объединяют две вышеуказанные ставки, посредством чего в рамках договоров может указываться возможность отступления от предусмотренной в нем ставки на конкретные товары при определенных условиях. Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются в торговле с развивающимися странами. Цель таких пошлин - поддержать экономическое развитие страны за счет расширения их экспорта.

По характеру таможенные пошлины можно подразделить на антидемпинговые, компенсационные, сезонные и карательные. Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Компенсационные пошлины устанавливаются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Сезонные пошлины - пошлины, применяемые для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера. Срок

действия таких пошлин не превышает нескольких месяцев в году. Карательные пошлины применяются значительно реже, они устанавливаются для товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении государства дискриминацию, принимающих недружественные акты и т.п.3

По объекту взимания таможенных пошлин традиционно проводят деление на экспортные (вывозные), импортные (ввозные) и транзитные. Экспортные (вывозные) пошлины вводятся на экспортные товары при их вывозе за пределы таможенной территории государства. Целью их введения прежде всего выступает стремление сократить экспорт национальной продукции, а также пополнение государственного бюджета. Импортные (ввозные) - это такие пошлины, которые устанавливаются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Они применяются для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, а также выполняют фискальную функцию. Реже всего применяются транзитные пошлины, используемые как средство торговой войны. Они вводятся на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

В международно-правовом обороте существует также классификация таможенных пошлин в зависимости от способа их взимания на адвалорные, специальные и комбинированные. Адвалорные пошлины - это пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20 % таможенной стоимости). Применение данного вида взыскания характеризуется субъективной оценкой, что в свою очередь может привести к злоупотреблению. Прежде всего, использование субъективной оценки связано с наличием разнообразных факторов, которые влияют на колебание цены (обменный курс, процентная ставка и др.). В связи с этим установление адвалорных пошлин видится не совсем целесообразным. Адвалорные пошлины применяются обычно при обложении товаров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Так, по адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие. Специальные пошлины - это обязательный взнос, который начисляется в твердо установленной форме за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1 г). Они вводятся обычно на стандартизированные товары

и имеют преимущество в простоте применения и исключении возможности для злоупотреблений. По специфическим ставкам чаще всего облагаются готовые изделия. Своеобразной чертой данного вида сборов является зависимость уровня таможенной защиты с помощью специфических пошлин от колебания цен на товары. Поэтому при возрастании импортных цен уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Однако во время падения импортных цен данный вид тарифа увеличивает уровень защиты национальных производителей. Комбинированные -это специфическая форма взимания пошлины, которая сочетает оба названных вида таможенного обложения (например, 20 % таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 г)4.

По размеру взимания таможенные ставки можно подразделить на номинальные, эффективные (реальные), льготные, минимальные, промежуточные, максимальные. Номинальные -тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они дают общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт. Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. Особое значение следует уделить максимальным тарифным ставкам, от которых государства постепенно отходят, но они еще имеют место быть, что, тем самым, не дает нормально функционировать рыночной экономике. Максимальные ставки, в свою очередь, могут быть: покровительственные - их уровень превышает уровень максимальных пошлин по степени обработки товара. Цель установления данного вида тарифов связана с проведением в стране политики протекционизма. Запретительные -обычно на 30 % выше покровительственных. Наступательные - на 30-40 % выше по отношению к запретительным). Их цель - полное исключение импорта этой страны5.

Таким образом, можно выделить два наиболее значимых преимущества использования таможенно-тарифных методов для экономики государства. Во-первых, они позволяют государству ограничить поступление иностранных товаров на внутренний рынок косвенным способом (путем использования таможенной по-

3 Киреев А.П. Указ. соч. С. 204-212.

4 Михайлушкин АН., Шимко П.Д. Международная экономика М. : Высшая школа, 2002 // СПС «Консультант Плюс»

5 Киреев А.П. Указ. соч. С. 206-208.

шлины, системы тарифных льгот, таможенной номенклатуры); во-вторых, они помогают обеспечить государственный бюджет посредством фискальных пошлин налоговыми поступлениями. Наряду с высоким фискальным значением таможенной пошлины, она является эффективным инструментом протекционистской политики. Но в связи с последними событиями на международной арене, подписанием 16 декабря в Женеве протокола о присоединении России к глобальному торговому клубу, политика Российского государства резко изменится. Спустя 220 дней с этого момента Россия должна ратифицировать протокол, а также документы, где прописываются правила доступа на российский рынок товаров и услуг. Н через 30 дней страна, таким образом, станет членом Всемирной торговой организации (далее - ВТО).

В связи с вступлением в ВТО изменятся тарифные ставки. Прежде всего выиграет потребитель. За счет снижения импортных тарифов многие товары должны стать дешевле, а их ассортимент - расшириться.

Россия, в рамках присоединения к ВТО, согласилась на ограничение экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям, говорится в пресс-релизе ВТО. Средний тариф на товары после вступления в силу всех соглашений снизится до 7,8 % по сравнению с 10 % в 2011 г. Об этом говорится в протоколе о присоединении России к ВТО. При этом на сельскохозяйственные товары пошлины снизятся с 13,2 % до 10,8 %, на товары обрабатывающей промышленности - с 9,5 % до 7,3 %. В частности, средняя ставка российских пошлин на молочную продукцию будет снижена до 14,9 % (с текущего уровня в 19,8 %), злаки - до 10,0 % (с 15,1 %), масличные культуры и растительные масла - до 7,1 % (с 9,0 %).

На химическую продукцию пошлины снизят с 6,5 % до 5,2 %, на автомобили - с 15,5 % до 12,0 %, на электрооборудование - с 8,4 % до 6,2 %, на бумагу и древесину - с 13,4 % до 8,0 %. Нмпортная пошлина на сахар-сырец будет снижена до 223 долл. за тонну (с текущих 243 долл./т). Россия также обнулит импортные пошлины на хлопок и продукцию сектора информационных технологий6.

Но следует отметить, окончательный «уровень связывания» импортных пошлин

будет устанавливаться постепенно: на первом этапе сокращение ставок коснется одной трети всех тарифных позиций, через 3 года вступят в действие новые тарифы еще по четверти позиций. Самый продолжительный имплементационный период установлен для мяса птицы (8 лет), легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов (7 лет).

Возникают опасения, что государство под видом заботы о потребителе, развития внешнеторговой деятельности делает это в ущерб национальным производителям.

Аналитик ИФК «Метрополь» Татьяна Елизарова отмечает, что вступление РФ в ВТО окажет негативное влияние на российских производителей мяса, в большей степени на производителей свинины. Так, импортные пошлины на свинину снизятся с 15 % до 0 % в рамках квоты и с 40 % до 5 % вне квоты.

Управляющий партнер компании ADJ Consulting Андрей Зотов также считает, что России нужно сохранять таможенные барьеры на таможенном рынке, так как за счет этого развивается производство внутри страны. По его мнению, «агония "АвтоВАЗа” затянется» из-за того, что в стране появятся автомобили

7

лучшего качества .

Правовое регулирование внешнеторговой деятельности отражает общую направленность экономической политики либо на максимальное привлечение иностранного капитала, либо на реализацию протекционистских идей, что отражается в национальном законодательстве, международных договорах. В свою очередь, таможенно-тарифное регулирование как особый метод внешнеторговой деятельности государства в связи с вступлением в ВТО было подвергнуто серьезным изменениям. Политика Российского государства на данном этапе развития направлена на гуманизацию внешнеторгового регулирования. А это обязательно повлечет не только уменьшение, но и отмену определенных импортных пошлин, в связи с чем встает вопрос о целесообразности рас-ставления приоритетов между национальным потребителем, а также поддержанием международного сотрудничества, и национальным производителем и всей национальной экономикой в целом.

6 Кукол Е. Что нам даст вступление в ВТО? // Рос. газ. ; Неделя № 5671 (295). 29.12.2011. №Ь: http://www.rg.ru/2011/12/29/wto.html

7 Тихомирова Н. Россия вступит в ВТО по всем фронтам. ЦКЬ: hИp://www.flrs1news.m/news/society/rossiya-vs1:upit-v-vto-po-vsem-fron1am/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.