ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Н. М. Кожуханов
О МЕТОДЕ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
В статье анализируются современные взгляды на метод правового регулирования таможенного права как отрасли российского права. Особое внимание уделяется изучению мер тарифного и нетарифного регулирования как элементов метода правового регулирования таможенного права.
Ключевые слова: метод; правовое регулирование; Российская Федерация; таможенное право; тарифное регулирование; нетарифное регулирование.
Нормативная правовая основа таможенного права претерпевает динамические изменения. За прошедшие 15 лет меняется уже третий основной источник данной отрасли права - Таможенный кодекс, что в очередной раз рождает дискуссию об отраслевой самостоятельности таможенного права. Метод правового регулирования, наряду с предметом правового регулирования, является ключевой теоретико-правовой категорией, которая позволяет отграничить одну отрасль права от другой [1]. В данной статье будут рассмотрены современные взгляды на метод правового регулирования таможенного права.
Традиционно в юридической науке методом правового регулирования принято считать «способ воздействия юридических норм на общественные отношения» [2, с. 403]. В основе наиболее распространенной и применяемой на практике классификации, разграничивающей методы правового регулирования, лежит критерий «обязанности и права». В рамках данной классификации выделяют императивный и диспозитивный методы правового регулирования.
Сущность императивного метода заключается в том, что властное воздействие на сторону общественных отношений, которое урегулировано нормами права, имеет жесткие правоприменительные границы, управляемая сторона обязана выполнить требование управляющей стороны правоотношений. Этот метод присущ таким отраслям права, как уголовное и административное право, но вместе с тем широко применим и в других отраслях российского права.
В основе диспозитивного метода лежит такой способ правового регулирования общественных отношений, при котором стороны правоотношений равноправны, сама возможность их взаимодействия является правом, а не обязанностью. При этом выделяют три основных подметода диспозитивного метода правового регулирования: дозволение, предоставление права, предоставление выбора варианта поведения. Дозволение - это разновидность диспозитив-ного метода правового регулирования, при котором лицу предоставляется право совершить определенные действия (бездействие) согласно существующей
Н. М. Кожуханов
правовой процедуре. Предоставление права является разновидностью метода правового регулирования, при котором сторонам правоотношений предоставляются определенные права. Предоставление выбора варианта поведения - это разновидность метода правового регулирования, основанная на том, что сторонам правоотношений дается возможность выбора варианта поведения при их взаимодействии.
Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений [3, с. 563]. Исходя из отраслевой сущности таможенное право - «это самостоятельная отрасль российского права, которая регулирует общественные отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем» [4, с. 60].
Таможенному праву присущи свои предмет и метод правового регулирования. Предметной областью таможенного права выступают общественные отношения, которые связаны с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации (РФ) под таможенным контролем. Однако, учитывая тот факт, что в настоящее время Россия является субъектом межгосударственного объединения - Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз), следует отметить, что участие в нем отражается и на предмете таможенного права. Так, территория РФ - это лишь часть таможенной территории ЕАэС, которая включает территории других государств - членов данного интеграционного объединения. Также важно подчеркнуть, что таможенной границей ЕАэС являются пределы таможенной территории ЕАЭС, а также в соответствии с международными договорами в рамках ЕАэС - пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств-членов. Право Союза включает: Договор о ЕАЭС; международные договоры в рамках Союза; международные договоры Союза с третьей стороной; решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза [5]. Поэтому, исходя из того, что таможенная деятельность России осуществляется в условиях ЕАЭС, предметной областью права Союза выступают правоотношения, которые связаны с ввозом товаров в ЕАЭС и вывозом товаров из ЕАЭС, их перевозкой по территории ЕАЭС под таможенным контролем.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предметом регулирования данного Федерального закона являются:
1) регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, их перевозкой по территории РФ под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией РФ и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;
2) определение полномочий органов государственной власти РФ по предмету правового регулирования данного Федерального закона;
3) определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
4) установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов РФ;
5) регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в РФ и вывозимыми из РФ [6].
Меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения (имеет место отождествление с мерами нетарифного регулирования) являются специфическими способами (методами), которые в качестве элементов формируют уникальный императивный метод правового регулирования таможенного права.
Способ (метод) таможенно-тарифного регулирования представляет собой совокупность мер, применяемых в соответствии с нормами таможенного права в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию товаров и включающих применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот. Учитывая специфику функционирования ЕАЭС, способ таможенно-тарифного регулирования представляет собой совокупность мер, применяемых в соответствии с Договором о Союзе [5] в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров и включающих в себя применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот.
Способ (метод) «запреты и ограничения» - это совокупность применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке в соответствии с нормами таможенного права, мер технического регулирования, санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования. С учетом специфики функционирования ЕАЭС способ «запреты и ограничения» - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-сани-тарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе [5] и (или) законодательством государств - членов ЕАЭС.
Вопрос о том, какие меры следует относить к мерам нетарифного регулирования, является дискуссионным. «Единая система классификации нетарифных мер, которая принята международным сообществом, пока не выработана. Свои варианты классификации предлагают ГАТТ/ВТО, Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный банк реконструкции и развития, Тарифная комиссия США, а также экономисты - исследователи в области мировой экономики» [7, с. 9]. Попытки его осмысления на законодательном уровне начали делаться сравнительно недавно.
н. м. кожуханов
Так, одним из первых источников, где управляющим распорядительным органом были классифицированы меры нетарифного регулирования, выступают рекомендации, выдвинутые Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Нетарифное регулирование определено как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли» [8].
Согласно разработанной Секретариатом ГАТТ классификации выделяется пять основных групп нетарифных ограничений:
1) ограничения, обусловленные участием государства во внешнеторговых операциях;
2) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности;
3) технические барьеры в торговле;
4) количественные и сходные с ними административные меры;
5) ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей [8].
К первой группе следует относить субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительную систему размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков, и др. Примерами второй группы нетарифных мер служат усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к оформлению товаросопроводительных документов. Третью группу мер нетарифного регулирования составляют различные стандартизированные требования, вытекающие из различных видов контроля, - экологического, ветеринарного и др., а также из правил и порядка сертификации продукции. К четвертой группе мер нетарифного регулирования можно отнести импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения. В пятую группу входят налоги и сборы (акцизы), различные виды пошлин, импортные депозиты и т. п. [7, с. 10].
В Таможенном кодексе Таможенного союза меры нетарифного регулирования и запреты и ограничения не отождествлялись; при этом меры нетарифного регулирования включались в состав запретов и ограничений. Под мерами нетарифного регулирования понимался комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза; под запретами и ограничениями - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые
установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза [9].
В условиях функционирования ЕАЭС, по сути, произошло отождествление запретов и ограничений и мер нетарифного регулирования; при этом, как об
1
отдельной категории стали говорить о мерах защиты внутреннего рынка, которые, на наш взгляд, по своей природе являются теми же самыми запретами и ограничениями, т. е. мерами нетарифного характера.
Вместе с тем в рамках метода правового регулирования таможенного права следует сказать и о диспозитивном методе правового регулирования таможенных правоотношений. Примером его реализации может служить взаимодействие на договорной основе, которое возникает между участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и таможенным представителем, таможенным перевозчиком и т. п. Договорные отношения субъектов таможенной деятельности регулируются институтами как таможенного, так и гражданского права. Еще одним примером реализации диспозитивного метода правового регулирования является выбор страховой организации участником ВЭД при страховании груза (товаров) при международных перевозках.
Таким образом, метод правового регулирования таможенного права представляет собой специфичный симбиоз императивных способов (методов), таких как таможенно-тарифное регулирование, запреты и ограничения (нетарифное регулирование), и диспозитивных способов (методов). Несмотря на изменения нормативной правовой основы таможенного права, метод правового регулирования, характерный для отрасли, остается неизменным и является устоявшимся. это наряду с обособленным предметом правового регулирования позволяет говорить о том, что таможенное право - самостоятельная отрасль права.
Использованные источники
1. Алексеев С. С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/alekseev_s/pravo_azbuka_teoriya_ filosofiya_opit_kompleksnogo_issledovaniya/read.
2. Большой юридический словарь / под ред. проф. А. Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Инфра-М, 2008. 858 с.
3. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Вел-би: Проспект, 2005. 648 с.
4. Кожуханов Н. М. Отраслевая принадлежность таможенного права // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 4. С. 52-61.
5. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, ред. от 08.05.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/.
6. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
1 Меры защиты внутреннего рынка - специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры и иные меры защиты внутреннего рынка, установленные в соответствии с Договором о Союзе, вводимые в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза.
72 -
вестник российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 3 • 2017
Н. М. Кожуханов
7. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: учебное пособие / П. А. Баклаков, Е. В. Зыбина, Н. А. Степура, А. В. Кулешов, В. А. Гайфутдинов, О. В. Шишкина. СПб.: ИЦ Интермедия, 2014. 896 с.
8. Официальный сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]. URL: http:// www.wto.org/.
9. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17, ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».