Научная статья на тему 'Правовые основы взимания таможенных платежей в России'

Правовые основы взимания таможенных платежей в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7537
1332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
Евразийский экономический союз / внешнеэкономическая деятельность / таможенные платежи / налог на добавленную стоимость / акцизы / таможенная пошлина / таможенная стоимость / дифференциация ставок / таможенные сборы / таможенные процедуры / защита экономических интересов РФ / Инкотермс-2020. / Eurasian Economic Union / foreign economic activity / customs payments / value-added tax / excise / customs duty / customs value / rate tiering / customs fees / customs procedures / protection of economic interests of the Russian Federation / Incoterms-2020

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусейнова Гузель Мухтаровна

Создание Таможенного союза Евразийского экономического союза повлекло существенные изменения в правовом регулировании исчисления и уплаты таможенных платежей. Законодательство ЕАЭС в сфере таможенного налогообложения включает Таможенный кодекс ЕАЭС, международные договоры государств-членов ЕАЭС, решения Евразийской экономической комиссии. Особенности исчисления таможенных платежей дополнительно регулируются Налоговым кодексом РФ, постановлениями Правительства РФ. Согласно международным договорам РФ, решениям Комиссии Евразийского экономического союза для защиты экономических интересов российских производителей товаров федеральными законами могут вводиться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Основой взимания таможенных платежей является таможенная стоимость, от точности определения размера которой зависит и правильность расчета таможенных платежей. Величина подлежащих уплате таможенных платежей также зависит от выбранной таможенной процедуры. В настоящей статье приведен обзор нормативного регулирования взимания таможенных платежей с учетом многочисленных особенностей и изменений на уровне Евразийского экономического союза и Российской Федерации, что может представлять практический интерес для работников налоговых инспекций, специалистов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, студентов, аспирантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусейнова Гузель Мухтаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Framework to Levy Customs Payment in Russia

Establishment of the customs union of the Eurasian Economic Union entailed significant changes in the legal regulation of calculation and payment of customs payments. The EAEU legislation in the field of customs taxation includes the EAEU Customs Code, international treaties of the EAEU member states, and decisions of the Eurasian Economic Commission. Features of the customs payments calculation are additionally regulated by the Tax Code of the Russian Federation, decrees of the Government of the Russian Federation. According to international treaties of the Russian Federation, decisions of the Eurasian Economic Union Commission, federal laws may introduce special protective, anti-dumping and countervailing measures when importing goods in order to protect economic interest of the Russian manufacturers of goods. The basis for customs payment levy is the customs value, the accuracy of the customs payment calculation depends on the accuracy of determining its amount. The amount of customs payments due also depends on the chosen customs procedure. This article provides an overview of the statutory regulation of the customs payment collection taking into account many features and changes on the level of the Eurasian Economic Union and the Russian Federation, which may be of practical interest for tax inspectors, foreign economic activity specialists, students, graduate students.

Текст научной работы на тему «Правовые основы взимания таможенных платежей в России»

© 2019 г. Г. М. Гусейнова

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИИ

DOI: 10.24411/2226-6720-2019-10044

Гусейнова Гузель Мухтаровна - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета

(E-mail: [email protected])

Многочисленные изменения в нормативном регулировании взимания таможенных платежей в Российской Федерации во многом обусловлены позитивными изменениями в политических отношениях между странами в постсоветском пространстве, формированием Евразийского экономического союза в составе России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении. Таможенное законодательство ЕАЭС состоит из Таможенного кодекса ЕАЭС, международных договоров государств-членов ЕАЭС, решений Евразийской экономической комиссии.

Таможенный кодекс Таможенного союза, заменивший собой таможенные кодексы стран-участниц Евразийского экономического сообщества с июля 2010 г., утратил силу с января 2018 г. С 2018 вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее -ТК ЕАЭС), который определяет общие вопросы таможенного регулирования на территории пяти государств: содержит общие положения о видах таможенных платежей, о порядке их исчисления, уплаты, возврата; фиксирует статус таможенных органов, устанавливает таможенные процедуры; регулирует правоотношения между ними и субъектами ВЭД, условия предпринимательской деятельности в таможенном деле.

Законодательство стран-участниц ЕАЭС и международные нормативные акты приведены в соответствие с ТК ЕАЭС. В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС особенности таможенных отношений в странах-участницах ЕАЭС регулируются национальными законодательствами. Таким примером является Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме названного закона, внешнеэкономическая деятельность в РФ регулируется многочисленными федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами Федеральной таможенной службы РФ.

В ст. 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза приведен перечень таможенных платежей:

• ввозная таможенная пошлина;

• вывозная таможенная пошлина;

• налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

• акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию) Союза;

• таможенные сборы.

Таможенные налоги, налог на добавленную стоимость и акцизы, входят в состав федеральных налогов1, то есть одновременно регулируются таможенным и налоговым законодательствами. Порядок применения НДС и акцизов при экспортно-импортных операциях изложен в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ. При применении косвенных налогов при осуществлении внешнеэкономической деятельности в РФ действует принцип «страны назначения» товаров, в соответствии с которым при ввозе товаров на таможенную территорию РФ НДС и акцизы уплачиваются, при вывозе в таможенной процедуре экспорта применяются нулевая ставка по НДС и освобождение налогоплательщиков-производителей подакцизных товаров от уплаты акцизов.

Имеются существенные особенности при взимании косвенных налогов при взаимной торговле экономических субъектов в рамках таможенного союза ЕАЭС. С июля 2010 г. косвенные налоги в рамках Таможенного союза взимаются по принципу «страны назначения» в условиях отмены таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах. С 2018 года новый порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров, оказании услуг и выполнении работ в Таможенном союзе ЕАЭС осуществляется согласно Протоколу «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», являющимся Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (ред. от 15.03.2018 г.). Действие протокола распространяется на все товары, происходящие с территорий как перечисленных выше, так и других стран. Кроме того, обязанность по уплате косвенных налогов предусмотрена и для организаций, применяющих специальные налоговые режимы.

Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. С 2005 г. таможенные пошлины исключены из ст. 13 Налогового кодекса РФ и согласно ст.51 Бюджетного кодекса РФ рассматриваются как неналоговые доходы федерального бюджета. С 2010 г. в целях создания единого таможенного пространства для обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и создания благоприятных условий торговли стран-участниц Союза с третьими странами вступил в силу ряд важнейших документов по таможенному регулированию на территории договаривающихся государств. С 2018 года применяются Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, перечни стран - пользователей системы тарифных преференций Союза и др.

При исчислении ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС). Единый таможенный тариф ЕАЭС - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную ЕАЭС из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой ЕАЭС2.

1 Налоговый кодекс РФ, ст.13.

2 Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.11.2019). Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 30.09.2019).

Ставки таможенных пошлин дифференцируются в зависимости от страны происхождения товаров. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения которых не известна, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуе-мой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС, увеличенные вдвое, за исключением случаев предоставления тарифных преференций на основании положений международных договоров государств - членов ЕАЭС, международных договоров РФ. В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров3, происходящих из развивающихся стран пользователей единой системы тарифных преференций Союза4, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза5, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Таким образом, чтобы рассчитать ввозную таможенную пошлину по конкретному товару после расчета таможенной стоимости необходимо знать содержание шести нормативных документов.

Одним из основных нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин в РФ, является закон № 5003-1 «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. (ред. от 01.05.2019 г.). Он определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин; установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются; особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.

В соответствии с международными договорами РФ, решениями Комиссии Таможенного союза и федеральными законами РФ могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров. В РФ такими законами являются федеральные законы №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. (ред. от 01.05.2019 г.) и №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 г. (ред. от 26.07.2017 г.).

Таможенные сборы - обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров, а также за совершение иных действий, установленных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и (или) законодательств государств-членов Евразийского

3 О перечне товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции. Решение Совета Евразийского экономического союза от 13.01.2017 № 8 (ред. от 30.09.2019).

4 Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. Утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 (ред. от 23.04.2015 г.).

5 Перечень наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. Утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130.(ред.от 06.04.2016 г.).

экономического союза6. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов Евразийского экономического союза. Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

В соответствии с федеральным законом № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации...» к таможенным сборам относятся:

• таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции);

• таможенные сборы за таможенное сопровождение;

• таможенные сборы за хранение.

Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость, от правильности исчисления которой зависит величина таможенных платежей, подлежащих уплате при осуществлении экспортно-импортных операций участниками внешнеэкономической деятельности. Таможенная стоимость - это цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза ЕАЭС, регламентируется Таможенным кодексом ЕАЭС, при вывозе с территории государства - участника Союза - в соответствии с законодательством государства-участника. В РФ таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» (ред. от 12.08.2015 г.). Для защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в РФ товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгру-зочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ7.

В основе таможенной стоимости товара лежит контрактная цена, другими словами, цена сделки, на размер которой большое влияние оказывают условия поставки, которые устанавливают как обязанности и затраты сторон, так и переход рисков. При указании в контракте его общей суммы и цены за единицу товара, выраженных в валюте цены, рекомендуется приводить краткое наименование базиса поставки. Базисные условия поставки выработаны международной практикой и предусмотрены в «Инкотермс-2010» - Международных правилах заключения договоров купли-продажи, издаваемых и редактируемых Международной Торговой Палатой ООН. С 2020 года вступает в силу Инкотермс-2020. В двух последних документах определены 11 условий поставки. В предыдущей редакции «Инкотермс-2000» базисы поставки были разделены на четыре группы: группа E - «Отгрузка» (EXW), группа F - «Основная перевозка продавцом не оплачена» (FCA, FAS, FOB), группа C «Основная перевозка оплачена продавцом» (CFR, CIF, CPT, CIP) и группа D «Прибытие» (DAF, DES, DEQ,DDU, DDP). В документах «Инкотермс- 2010», «Инкотермс-2020» представлена другая классификация условий поставок - «Правила для любого вида или видов транспорта» и «Правила для морского и внутреннего водного транспорта». Правила для любого вида транспорта могут применяться для автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта, а также для прямых смешанных перевозок (мультимодального транспорта). Базисные условия поставки определяют момент

6 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, ст. 47.

7 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Федеральный закон от №164-ФЗ от 08.12.2003 г. (ред. от 01.05.2019 г.).

перехода права собственности на товар от продавца покупателю, а значит, и риска его случайной гибели; устанавливают, кто, продавец или покупатель, организует перевозку товара, его погрузку; кто оплачивает расходы по страхованию товара, производит таможенную очистку товара и т. д. Иными словами, базис поставки обусловливает, какие расходы при реализации товара берет на себя грузоотправитель, а какие - грузополучатель. Инкотермс-2020 может применяться как при международной торговле, так и при торговле внутри таможенных союзов и отдельных стран.

Таможенная процедура - это совокупность положений, определяющих совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Евразийского экономического союза, а также статус товаров для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Евразийского экономического союза или за ее пределами.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур8: 1) выпуск для внутреннего потребления; 2) экспорт; 3) таможенный транзит; 4) таможенный склад; 5) переработка на таможенной территории; 6)переработ-ка вне таможенной территории; 7) переработка для внутреннего потребления; 8) временный ввоз (допуск); 9) временный вывоз; 10) реимпорт; 11) реэкспорт; 12) беспошлинная торговля; 13) уничтожение; 14) отказ в пользу государства; 15) свободная таможенная зона; 16) свободный склад; 17) специальная таможенная процедура. По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом ЕАЭС и вышеназванным Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации...». Размер и порядок уплаты таможенных платежей зависит от выбранной таможенной процедуры, что полезно знать финансовым работникам предприятий.

Таким образом, порядок исчисления и уплаты таможенных платежей при пересечении товарами таможенной границы Евразийского экономического союза представляет сложный процесс, регулируется многочисленными нормативно-правовыми документами, что требует высокой квалификации персонала участников внешнеэкономической деятельности. Также при оформлении экспортно-импортных операций следует знать также о нетарифных методах их регулирования как лицензирование, сертификация, квотирование и другие, которые предполагают дополнительные финансовые издержки, что необходимо учесть при планировании экспортно-импортных поставок товаров.

8 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза , ст.127.

Библиографический список

1. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс- 2010». Публикация Международной торговой палаты.

2. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс - 2020». Публикация Международной торговой палаты.

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017).

4. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астана, 29.05.2014г.) (ред. от 15.03.2018).

5. Протокол «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (ред. от 15.03.2018).

6. Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.11.2019). Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. № 54 (ред. от 30.09.2019).

7. Положение об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 6.04.2016 г. № 47.

8. О перечне товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции. Решение Совета Евразийского экономического союза от 13.01.2017 г. № 8 (ред. от 30.09.2019).

9. Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. Утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130 (ред. от 23.04.2015).

10. Перечень наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. Утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130 (ред. от 06.04.2016).

11. Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 (ред. от 29.04.2019).

12. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019).

13. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1: Федеральный закон от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.

14. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2: Федеральный закон от 05.08.00 г. № 117-ФЗ.

15. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

16. О таможенном тарифе. Закон РФ от 21.05.93 г. № 5003-1 (ред. от 21.05.2019).

17. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Федеральный закон от 08.12.03 г. № 164-ФЗ. (ред. от 01.05.2019).

18. О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров. Федеральный закон № 165 от 08.12.2003 г. (ред. от 26.07.2017).

19. Об утверждении правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ. Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 г. №191 (ред. от 12.08.2015).

20. О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение». Постановление Правительства РФ от 11.09.2018 г. № 1082.

21. Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 754 (ред. от 07.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.