Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
816
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тыловое обеспечение / государственные закупки / конкурсы / аукционы / материальнотехническое обеспечение / logistics support / public procurement / competitions / auctions / logistical support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.М. Петрушина, А.И. Меркулова, К.А. Тер-Оганесян

В статье раскрывается сущность тылового обеспечения в таможенных органах. Проведен анализ по количеству процедур государственных закупок, направленные на тыловое обеспече ние Федеральной таможенной службы России, а также анализ объема израсходованных денежных средств на процедуры закупок по основным направлениям деятельности таможенных органов. Представлено количество поставок автотранспортных средств в таможенных органах, которые были необходимы для обновления автопарка за последние 3 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — О.М. Петрушина, А.И. Меркулова, К.А. Тер-Оганесян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF LOGISTICS SUPPORT IN THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the essence of logistics in the customs authorities. The analysis of the number of public procurement procedures aimed at the logistics support of the Federal Customs Service of Russia, as well as the analysis of the amount of money spent on procurement procedures in the main areas of activity of customs authorities, was carried out. The number of deliveries of vehicles to the customs authorities, which were necessary for the renewal of the fleet over the past 3 years, is presented.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

3. Nesterenko M.A., Dementyeva A.A. Connotational aspects of industry convergence / M.A. Nesterenko, A.A. Dementieva /

Livestock in the South of Russia. - 2017. - No. 2 (20). - S. 24-27.

4. Nesterenko M.A. Bioeconomics: development and prospects / A.M. Nesterenko // Animal husbandry of the South of Russia. -

2018. - No. 3 (29). - S. 34-37.

5. Nesterenko M.A. Cluster ambitions and bioeconomics / A.M. Nesterenko // Animal husbandry of the South of Russia. -

2017. - No. 4 (22). - S. 6-10.

6. Agriculture of the Krasnodar Territory: statistical collection. 2019. - Krasnodar: Territorial body of the Federal State Statistics

Service for the Krasnodar Territory, 2020 .-- 234 p.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10730

О.М. Петрушина - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой таможенного дела, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

O.M. Petrushina - candidate of economic Sciences, head of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

А.И. Меркулова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

A.I. Merkulova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

К.А. Тер-Оганесян - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

K.A. Ter-Oganesyan - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ CURRENT STATE OF LOGISTICS SUPPORT IN THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В статье раскрывается сущность тылового обеспечения в таможенных органах. Проведен анализ по количеству процедур государственных закупок, направленные на тыловое обеспече ние Федеральной таможенной службы России, а также анализ объема израсходованных денежных средств на процедуры закупок по основным направлениям деятельности таможенных органов. Представлено количество поставок автотранспортных средств в таможенных органах, которые были необходимы для обновления автопарка за последние 3 года.

Abstract. The article reveals the essence of logistics in the customs authorities. The analysis of the number of public procurement procedures aimed at the logistics support of the Federal Customs Service of Russia, as well as the analysis of the amount of money spent on procurement procedures in the main areas of activity of customs authorities, was carried out. The number of deliveries of vehicles to the customs authorities, which were necessary for the renewal of the fleet over the past 3 years, is presented.

Ключевые слова: тыловое обеспечение, государственные закупки, конкурсы, аукционы, материально-техническое обеспечение.

Keywords: logistics support, public procurement, competitions, auctions, logistical support.

Одной из основных составляющих эффективной деятельности таможенных органов и учреждений Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) является оптимально организованная работа тыловой службы. Состояние тыловой службы практически определяет развитие таможенной инфраструктуры, материально-техническое оснащение и жизнеобеспечение ее объектов, уровень социального и медицинского обеспечения должностных лиц, членов их семей и пенсионеров таможенных органов. Для результативной деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - РФ) необходимо конструктивно налаживать работу по их обеспечению важными материально-техническими запасами.

Главной целью тыловой службы таможенных органов является предельно результативное и устойчивое обеспечение материально-технических, социальных, эксплуатационных и инфраструктурных нужд таможенных органов. В сферу практической деятельности службы тылового обеспечения входит широкий круг задач. Это организация мероприятий по охране труда, ликвидация чрезвычайных ситуаций, личное обязательное и имущественное страхование, проектирование и экспертизы проектов строительства, капитального ремонта, материально-техническое обеспечение таможенных органов и некоторые другие вопросы, обеспечивающие общую координацию тыловых структурных подразделений.

Рассмотрим динамику показателей процедур государственных закупок, направленных на тыловое обеспечение ФТС России, за период 2017-2019 гг., представленную в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели процедур государственных закупок, направленные

на тыловое обеспечение Федеральной таможенной службы России за 2017 - 2019 гг.

2019 г. в % к

№ п/п Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г.

1 Число аукционов в электронной форме, ед. 112 113 107 95,5 94,7

2 Число конкурсов в электронной форме, ед. 9 7 11 122,2 157,1

3 Итого по процедурам закупок, ед. 121 120 118 97,5 98,3

4 Экономия денежных средств при проведении конкурентных процедур закупок, млн. руб. 540,0 573,0 240,0 44,4 41,9

5 Общая сумма, выделенная на закупки, млн. руб. 5 556,0 7 380,0 7 414,0 133,4 100,5

Источник: http://www.customs.ru

Из таблицы 1 следует, что за анализируемый период показатели демонстрируют нестабильную динамику. Так, общее число проведенных процедур закупок в 2019 году составило 118 единиц, что на 2,5% меньше по сравнению с 2017 годом и на 1,7% меньше по сравнению с 2018 годом. Из них число аукционов в электронной форме в 2019 году составило 107 единиц, что на 4,5% меньше по сравнению с 2017 годом и на 5,3% - по сравнению с 2018 годом. В свою очередь, число конкурсов в электронной форме наоборот увеличилось и в отчетном году составило 11 единиц, что на 22,2% больше по сравнению с базисным годом и на 57,1% - по сравнению с прошлым годом.

На проведение процедур закупок ФТС России была выделена общая сумма денежных средств, которая в 2019 году составила 7 414,0 млн. рублей, что на 1 858,0 млн. рублей или 33,4% больше по сравнению с 2017 годом, но на 34,0 млн. рублей или на 0,5% меньше - по сравнению с 2018 годом.

Организация закупок путем проведения предусмотренных законодательством конкурентных процедур позволила снизить стоимость закупаемых ФТС России товаров, работ, услуг. Таким образом, экономия денежных средств при проведении конкурентных процедур закупок снизилась на 55,6% по сравнению с 2017 годом и на 58,1% - по сравнению с 2018 годом.

Из сказанного выше следует, что централизация закупок приводит к сокращению количества выполняемых работ и положительно воздействует на показатели равномерности и продуктивности использования бюджетных средств. При сосредоточенности и расширении закупок: полномочия на планирование закупок, выборе поставщиков, заключение государственных контрактов, их выполнение возлагается на одно структурное подразделение и должностных лиц, имеющих высшее образование и квалификацию в сфере закупок. Квалифицированное структурное подразделение даст возможность повысить качество реализуемых закупок и сократить степень правонарушений в сфере закупок по ФТС России.

На рисунке 1 можно наглядно представлена динамика показателей конкурсов и аукционов государственных закупок, направленных на тыловое обеспечение ФТС России за 2017 - 2019 гг. Мы видим, что общее количество проведенных процедур закупок, включая аукционы и конкурсы, сократилось. Данное сокращение обусловлено тем, что таможенные органы имеют в запасе ресурсы материально-технического обеспечения. Тем самым участие таможенных органов в аукционах и конкурсах прямо зависит от сохранившихся запасов, которые необходимы для тылового обеспечения ФТС России.

Для реализации новых эффективных подходов и результативности закупочных процедур, необходимых для тылового обеспечения таможенных органов продолжают создаваться контрактные службы ФТС России и работы по созданию контрактных служб в Региональном таможенном управлении.

140

120

100

80

60

40

20

0

121 113 120 118

112 107

9 11

7

2017 год 2018 год

■ Число аукционов в электронной форме

■ Число конкурсов в электронной форме

■ Итого по процедурам закупок

2019 год

Рисунок 1 - Динамика показателей конкурсов и аукционов государственных закупок, направленные на тыловое обеспечение Федеральной таможенной службы России за 2017 - 2019 гг., ед

В таблице 2 представлены показатели объема израсходованных денежных средств на процедуры закупок по основным направлениям деятельности таможенных органов за 2017-2019 гг.

Таблица 2 - Показатели объема израсходованных денежных средств на процедуры закупок

по основным направлениям деятельности таможенных органов за 2017-2019 гг., млн. рублей

2019 год в % к

№ п/п Направления деятельности 2017г. 2018г. 2019г. 2017 г. 2018 г.

1 Материально-техническое обеспечение 905,1 444,6 538,06 59,4 121,0

2 Информационные технологии 4 295,0 3 848,0 2 460,52 57,3 63,9

3 Обеспечение вооружением и средствами защиты 146,0 59,1 18,79 12,3 31,8

4 Обеспечение транспортом и специальной техникой 257,4 451,0 486,58 189,1 107,9

5 Итого 5 603,5 4 802,7 3 503,95 62,5 72,9

Источник: http://www.customs.ru

Тенденция изменения представленных показателей имеет неоднозначную динамику. Если рассматривать общий объем израсходованных денежных средств на процедуры закупок по основным направлениям деятельности, то в 2019 году их объем составил 3 503,95млн. руб., что на 37,5% или 2 099,55 млн. руб. меньше по сравнению с 2017 годом и на 27,1% или 1 298,75 млн. руб. - по сравнению с 2018 годом. Любое такое сокращение, а иногда наоборот увеличение, израсходованных денежных средств на закупки по направлениям деятельности зависит от потребностей и нужд таможенных органов, необходимых для их обеспечения.

Если рассмотреть, объем израсходованных денежных средств на «материально-техническое обеспечение», то в 2019 году он составил 538,06 млн.руб. что 40,6% меньше по сравнению с 2017 годом, однако на 21,1% больше по сравнению с прошлым годом. Значительное сокращение в 2019 году по сравнению с 2017 годом связано с тем, что таможенные органы стали намного лучше формировать резервы материально - технических ресурсов. Кроме того, целесообразно рассматривать факторы, которые влияют на уменьшение расходов по доставке товаров.

Уменьшились расходы на «информационные технологии». В 2019 году их размер составил 2 460,52 млн. руб., что на 42,7% меньше по сравнению с 2017 годом и на 36,1% - по сравнению с прошлым годом. Это говорит о том, что именно за предыдущие два года таможенные органы в полной степени набрали обороты по закупкам в данном направлении с целью необходимого и постоянного внедрения новейших технологий, которые обязательны для усиления процессов, связанных с любыми таможенными операциями, тем самым сократив денежные расходы на закупки в 2019 году.

Расходы на закупки по «обеспечению вооружением и средствами защиты» также снизились, поскольку таможенные органы в большинстве своем обеспечены основным вооружением и средствами защиты. Так, в отчетном году расходы по данному виду закупок составили 18,79 млн. руб., что на 87,7% и 68,2% меньше по сравнению с базисным и прошлым годами соответственно.

Следует заметить, что объем израсходованных денежных средств на закупки «транспортом и специальной техникой» вырос и в 2019 году составил 486,58 млн. руб., что на 89,1% больше по сравнению с 2017 годом и на 7,9% - по сравнению с 2018 годом. За последние два года таможенные органы нуждались в обновленном автопарке и в результате чего была проведена колоссальная работа по его обновлению. Так, в 2019 году были осуществлены поставки транспортных средств в таможенные органы, а именно:

- 35 автобусов;

- 200 легковых автомобилей:

- 35 специальных транспортных средств.

С помощью диаграммы на рисунке 2 следует обратить внимание на динамику общего объема израсходованных денежных средств на процедуры закупок по основным направлениям деятельности таможенных органов за 2017-2019гг.

6 000,00

5 000,00

4 000,00

£ 3 000,00

Рч

I

2 000,00

1 000,00 0,00

■ 2017 г. 2018 г. И2019 г.

Рисунок 2 - Динамика общего объема израсходованных денежных средств на процедуры закупок по основным направлениям деятельности таможенных органов за 2017-2019гг., млн. рублей

Мы видим, что общий объем израсходованных денежных средств на процедуры закупок имеет тенденцию к сокращению. Данное сокращение обусловлено тем, что в анализируемом периоде перед тыловыми подразделениями таможенных органов стояла задача планомерного перехода таможен на цифровизацию и больше всего это заметно по процедурам закупкам на информационные технологии. Именно тыловые подразделения координируют и организовывают закупки по необходимым направлениям деятельности таможенных органов.

Структура израсходованных денежных средств на процедуры закупок по основным направлениям деятельности таможенных органов за 201-2019гг. представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Динамика структуры израсходованных денежных средств на процедуры закупок

по основным направлениям деятельности таможенных органов, в %

№ п/п Наименование статей 2017г. 2018г. 2019г. Изменение «+/-», в 2019 г. по сравнению с

2017 г. 2018г.

1. Материально-техническое обеспечение 16,15 9,25 15,35 - 0,8 + 6,1

2. Информационные технологии 76,64 80,12 70,22 - 6,42 - 9,9

3. Обеспечение вооружением и средствами защиты 2,61 1,23 0,53 - 2,08 - 0,7

4. Обеспечение транспортом и специальной техникой 4,60 9,40 13,90 + 9,3 + 4,5

5. Итого 100 100 100 - -

Источник: http://www.customs.ru

Показатели, представленные в таблице 3 свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в структуре израсходованных денежных средств на процедуры закупок по основным направлениям деятельности таможенных органов приходится на показатель «информационные технологии». Так, в 2019 году на него приходится 70,22%, что на 6,42% меньше по сравнению с 2017 годом и на 9,9% по сравнению с предыдущим годом. Наименьший удельный вес занимает статья «обеспечение вооружением и средствами защиты». В отчетном году на ее долю пришлось 0,53%, что на 2,08% меньше по сравнению с 2017 годом и на 0,7% по сравнению с 2018 годом. За анализируемый период произошло увеличение доли по такому показателю как «обеспечение транспортом и специальной техникой». Доля объема по данному пункту в структуре израсходованных денежных средств на процедуры закупок в 2019 году составила 13,90%, что на 9,3% и 4,5% больше по сравнению с 2017г. и 2018г. Так же увеличилась доля объема «материально-технического обеспечения» и в 2019 году она составила 15,35%, что на 0,8% меньше по сравнению с 2017 годом, но на 6,1% больше по сравнению 2018 годом.

Таким образом, для поднятия уровня эффективности и результативности процедур государственных закупок, направленных на тыловое обеспечение Федеральной таможенной службы России, обеспечения нужд Регионального таможенного управления (далее - РТУ) и таможенных органов нужным объемом закупок товаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 603,50

4 802,70

в 2019 году во всех РТУ были созданы контрактные службы (отделы). Контрактной службой ФТС России выполнена работа по последующему совершенствованию нормативно-правовых актов ФТС России, устанавливающих нормирование в сфере закупок, осуществляемых таможенными органами и организациями, находящимися в ведении ФТС России.

Источники:

1. Алексеева Е.В., Ахмедзянов Р.Р., Кондрашова И.В. Некоторые проблемы цифровизации взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности//Russian Economic Bulletin. 2019. Т. 2. № 6. С. 18-21.

2. Дорожкина Т.В., Полякова К.В. Роль таможенных органов в создании благоприятного бизнес-климата на территории ЕАЭС/Modern Economy Success. 2020. № 2. С. 110-114.

3. Петрушина О.М., Непарко М.В. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федера-ции//Вестник Калужского университета. 2018. № 4. С. 49-53.

4. CustomsOnline [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://customsonline.ru /5293-nadezhnyj-tyl.html (дата обращения: 09.12.2020).

5. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа^А^:// customs.gov.ru (дата обращения: 09.12.2020).

References:

1. Alekseeva E. V., Akhmetzyanov R. R., Kondrashova I. V. Some problems of digitalization of interaction of customs authorities with participants of foreign economic activity/ / Russian Economic Bulletin. 2019. Vol. 2. No. 6. pp. 18-21.

2. Dorozhkina T. V., Polyakova K. V. the Role of customs authorities in creating a favorable business climate in the plant//Mod-ern Economy Success. 2020. No. 2. S. 110-114.

3. Petrushina O. M., Niparko M. V. Problems of food security in the Russian Federation//Herald of the Kaluga state University. 2018. No. 4. pp. 49-53.

4. CustomsOnline [Electronic resource]. - Access mode: https://customsonline.ru /5293-nadezhnyj-tyl.html (accessed: 09.12.2020).

5. Federal Customs Service [Electronic resource]. - Access mode:https://customs.gov.ru (date accessed: 09.12.2020).

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10731

Д.Я. Родин - доктор экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, rodin17@mail.ru,

D. Ya. Rodin - doctor of economic sciences, associate professor, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin;

А. А. Храмченко - кандидат экономических наук, ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, Краснодар, an. hramchenko@yandex.ru,

A. A. Khramchenko - Candidate of economic Sciences, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin;

А.А. Карартынян - студент, направления «Финансы и кредит», Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т.Трубилина, karartynyan.albert@mail.ru,

A. A. Karartynyan - student of the direction "Finance and credit", Kuban State Agrarian University. I.T. Trubilin;

А.С. Золотовский - студент, направления «Финансы и кредит», Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т.Трубилина,

A.S. Zolotovsky - student of the direction "Finance and credit", Kuban State Agrarian University. I.T. Trubilin.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ОБРАЩЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭМИССИИ ЦИФРОВЫХ ДЕНЕГ METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF THE MECHANISM OF CIRCULATION AND REGULATION OF THE EMISSION OF DIGITAL MONEY

«Все течет. Ничто не остается без движения. Все меняется»

Гераклит

Аннотация: Одним из значимых инструментов в условиях интеграции реального и виртуального пространства является обращение цифровых финансовых активов. В статье рассмотрены проблемы обращения криптовалют наряду с централизованными цифровыми валютами. По результатам исследования предложена концепция регулирования централизованных и децентрализованных цифровых активов, основанная на гибкой политике центрального банка. Выявлена возможность параллельного обращения централизованных и децентрализованных цифровых денег. В современном денежном обращении происходит вытеснение более надежной валюты альтернативными средствами платежа. Таким образом, мегарегулятор, в лице Центрального банка, будет заинтересован в регулировании криптовалют поскольку он может утратить свои институциональные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.