Научная статья на тему 'Направления совершенствования внутреннего финансового аудита и процедур финансового контроля государственных закупок ФТС России'

Направления совершенствования внутреннего финансового аудита и процедур финансового контроля государственных закупок ФТС России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / INTERNAL FINANCIAL AUDIT / PUBLIC PROCUREMENT / FINANCIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворона Анастасия Александровна, Егоров Владимир Сергеевич

В статье рассматриваются ключевые вопросы организациии проблемы осуществления внутреннего финансового аудита и финансового контроля в таможенных органах. Авторами формулируются направления совершенствования системы внутреннего финансового аудита и процедур финансового контроля государственных закупок Ф Т С России, а также предлагается алгоритм по выявлению нарушений на стадиях предварительного финансового контроля и планирования закупочной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AREAS FOR IMPROVING THE RUSSIAN FEDERATION’S INTERNAL FINANCIAL AUDIT AND FINANCIAL CONTROL PROCEDURES FOR GOVERNMENT PROCUREMENT OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

The article considers the essence of the organization of internal financial audit in customs authorities, while identifying the problems of its implementation. The authors formulate directions for improving the internal financial audit system and financial control procedures for public procurement of the Federal customs service of Russia, as well as propose an algorithm for detecting violations at the stage of preliminary financial control and at the stage of planning procurement activities

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования внутреннего финансового аудита и процедур финансового контроля государственных закупок ФТС России»

УДК 339.543

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА И ПРОЦЕДУР ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ФТС РОССИИ

Ворона Анастасия Александровна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры управления, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

Егоров Владимир Сергеевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студент экономического факультета, e-mail: vs-egorov-spb@yandex.ru

В статье рассматриваются ключевые вопросы организациии проблемы осуществлениявнутренне-гофинансовогоаудитаифинансовогоконтролявта-моженных органах. Авторами формулируются направления совершенствования системы внутреннего финансового аудита и процедур финансового контроля государственных закупок ФТС России, а также предлагается алгоритм по выявлению нарушений на стадиях предварительного финансового контроля и планирования закупочной деятельности

Ключевые слова: внутренний финансовый аудит; государственные закупки; финансовый контроль

AREAS FOR IMPROVING THE RUSSIAN FEDERATION'S INTERNAL FINANCIAL AUDIT AND FINANCIAL CONTROL PROCEDURES FOR GOVERNMENT PROCUREMENT OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

Vorona Anastasia A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Management, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

Egorov Vladimir S.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Student of Faculty of Economics, e-mail: vs-egorov-spb@yandex.ru

The article considers the essence of the organization of internal financial audit in customs authorities, while identifying the problems of its implementation. The authors formulate directions for improving the internal financial audit system and financial control procedures for public procurement of the Federal customs service of Russia, as well as propose an algorithm for detecting violations at the stage of preliminary financial control and at the stage of planning procurement activities

Keywords: internal financial audit; ment; financial control

procure-

Для цитирования: Ворона А.А., Егоров В.С. Направления совершенствования внутреннего финансового аудита и процедур финансового контроля государственных закупок ФТС России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 2 (74). С. 27-32.

Как коммерческие, так и некоммерческие организации проводят закупки, необходимые для осуществления своей непосредственной деятельности. Вся совершаемая хозяйственная деятельность любой организации отражается в документах - в установленных формах бухгалтерской отчетности. Именно эти документы выступают в качестве одного из объектов проведения аудита, т.е. независимой проверки бухгалтерской отчетности уполномоченными на совершение этой деятельности органами (например, Счетной палатой РФ).

Проблема, связанная с повышением эффективности использования бюджетных средств, а также качества и результативности осуществления внутреннего финансового аудита закупок является очень важной. Вопрос повышения эффективности контрольных мероприятий, связанных с проверкой целесообразности государственных закупок и расходования бюджетных средств, не теряет своей актуальности, поскольку отечественная экономика напрямую взаимосвязана с контрактной системой. Цель статьи - обобщить теоретико-методологические подходы к осуществлению внутреннего

финансового аудита и финансового контроля государственных закупок ФТС России, выявив при этом проблемные аспекты, предложить направления по их совершенствованию.

Тесно взаимосвязанные внутренний финансовый аудит и финансовый контроль образуют собой систему, интегрированную в стадии принятия управленческих решений в области финансов и оценивания проводимого финансового контроля с целью повышения эффективности его осуществления.

Вместе с тем, новые тенденции в сфере управления общественными финансами требуют изменения подходов к организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, что обусловливает необходимость совершенствования нормативного и методического обеспечения их осуществления.

Проведение внутреннего финансового аудита организуется в целях совершенствования исполнительской и финансово-бюджетной дисциплины, повышения эффективности использования государственного имущества и средств бюджета, находящихся в ведении ФТС России и подведомственных

ей учреждениях, а также проведения анализа и оценивания эффективности осуществленного финансового контроля в сфере организации государственных закупок для нужд таможенных органов РФ.

Контрольно-ревизионным управлением ФТС России на основе функциональной независимости осуществляется внутренний финансовый аудит структурных подразделений ФТС России, таможенных органов РФ, представительств таможенной службы РФ в иностранных государствах и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, а также методическое руководство деятельностью контрольно-ревизионных подразделений таможенных органов по осуществлению внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в сфере закупок.

Организация внутреннего финансового аудита в таможенных органах регулируется приказом ФТС России от 09.02.2015 № 207 «Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Федеральной таможенной службе», основные пункты которого регулируют проведение внутреннего финансового аудита в ФТС России (см. рис. 1).

Организация внутреннего финансового аудита в ФТС России осуществляется для достижения определенных целей, среди которых: оценивание правильности и достоверности проведения процедур финансового контроля в подразделениях ФТС России, таможенных органах РФ, представительствах таможенной службы РФ в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России; проверка представляемой для контроля отчетности на достоверность и полноту указанных сведений; подготовка итогового отчета, содержащего предложения и рекомендации по увеличению целенаправленности, рациональности и эффективности использования средств бюджета, выделенных как на осуществление функций таможенных органов РФ, так и на обеспечение собственных нужд, удовлетворяемых путем осуществления закупочной деятельности.

Внутренний финансовый аудит использования государственных средств направлен на анализ результатов закупочной деятельности. Этот анализ позволяет определить уровень эффективности использования средств, варианты использования финансовых резервов, а также выявить нарушения в сфере контрактной системы. В качестве предмета внутреннего финансового аудита служит процесс освоения целевых средств и дополнительных ассигнований.

Конечным результатом проведения внутреннего финансового аудита является не представление отчетов о выявленных нарушениях, а подтверждение надежности и эффективности процедур управления и контроля в организации, а также формирование рекомендаций по повышению их качества.

Осуществление внутреннего финансового аудита в ФТС России ничем не отличается от общепринятой государственной практики,

однако конкретизируются некоторые положения, касающиеся непосредственно специфики деятельности ФТС России. Проведение внутреннего финансового аудита в сфере государственных закупок ФТС России направлено на оценку эффективности и обоснованности показателей закупочной деятельности.

Уполномоченными подразделениями (Контрольно-ревизионным управлением ФТС России и контрольно-ревизионными подразделениями региональных таможенных управлений) регулярно осуществляется аудит и мониторинг с целью предупреждения нарушений.

Существующий Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1] направлен как на регулирование закупочной деятельности, так и на проведение постоянного контроля за целесообразным, законным, обоснованным эффективным использованием выделяемых бюджетных средств.

Внутренний финансовый аудит осуществляет анализ результатов деятельности, связанной не только с оцениванием надежности проведения внутреннего финансового контроля и подтверждением достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, но и с совершением государственных закупок.

Рассмотрим еще одно направление деятельности таможенных органов - внутренний финансовый контроль. «Внутренний финансовый контроль в таможенных органах проводится ежеквартально (отчеты направляются в ФТС России поквартально и ежегодно). В рамках внутреннего финансового контроля таможенными органами подготавливаются бюджетные сметы и направляются на утверждение в вышестоящие органы (до уровня ФТС России)» [2]. Бюджетным кодексом РФ устанавливаются методы финансового контроля. Наиболее характерным методом финансового контроля для таможенных органов РФ является ревизия, представляющая собой ряд определенных и обязательных контрольно-проверочных мероприятий. Во-первых, ревизия проводится для определения степени правомерности и законности. Во-вторых, она осуществляется для анализа эффективности и целесообразности использования средств бюджета.

Правительство РФ стандартизирует осуществление закупочной деятельности, определяет принципы и критерии, устанавливающие степень возможного риска, а также устанавливает границы полномочий и действий органов, осуществляющих контроль, и нормирует сроки выполнения обязательств всеми сторонами финансового контроля в сфере государственных закупок. «Контроль в сфере закупок органами контроля осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций,

Рис. 1. Положение об осуществлении внутреннего финансового аудита в ФТС России

операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок» [1].

Осуществление финансового контроля ФТС России опирается на механизмы действующего законодательства и основывается на структурно-функциональной модели организации деятельности, представленной в виде взаимосвязанных элементов, осуществляющих контрольно-проверочные мероприятия.

Отличительной особенностью российской экономической и правовой систем является то, что они постоянно находятся в состоянии некоторой турбулентности. Под турбулентностью авторами понимается негативное воздействие, идущее от постоянно проводимых в различных сферах деятельности реформ, происходящих под влиянием ряда экономических и политических факторов. С одной стороны, реформирование позволяет устранять появляющиеся со временем несовершенства и проблемы, однако, с другой стороны, именно постоянные реформы могут являться причиной многих возникающих противоречий и проблем. Финансовый аудит и финансовый контроль в нашей стране на данный момент можно обозначить состоянием незавершенности или несфор-мированности. Большинство отечественных ученых и экспертов, например, А.К. Измоденов, А.В. Курдю-мов, Н.К. Рожкова, сходятся во мнении о необходимости формирования единой и целостной системы финансового аудита и финансового контроля.

В качестве главного инструмента обеспечения эффективности и надежности государственной финансовой системы необходимо выделить контроль за состоянием государственных финансов. В рамках повышения эффективности управления финансами до 2018 года действовала утвержденная Правительством РФ Программа повышения эффективности управления финансами [3], по окончании действия

которой была утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов [4] (далее -Концепция). «В основу Концепции заложены требования международных стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита в госсекторе. В Концепции нашли отражение положения по разработке системы нормативно-правового регулирования и методического обеспечения развития внутреннего контроля и аудита» [5].

В настоящее время в нашей стране не существует государственной структуры, которая бы несла ответственность за регламентацию построения единой системы внутреннего финансового аудита и финансового контроля в федеральных органах государственной власти. В результате подразделения, осуществляющие внутренний финансовый аудит и финансовый контроль, разных органов власти и подведомственных им организаций независимо друг от друга проводят подготовку информации по указанным направлениям. Все это может привести к утрате системности и единства в вопросах организации внутреннего финансового аудита и финансового контроля.

В ходе проведения мероприятий внутреннего финансового аудита можно отметить проблему излишней формализации осуществляемых процедур финансового контроля государственных закупок - создание лишней документации, поскольку для подтверждения выявленных нарушений требуется копировать определенные документы. Помимо этого искусственное обособление финансового контроля в рамках существующей структуры управления и формальный подход к его проведению приводит к ситуации, когда часто выявляемые системные недостатки не исправляются.

Авторами сформированы направления и предложения по совершенствованию системы

внутреннего финансового аудита и финансового контроля государственных закупок ФТС России. Сначала рассмотрим предложения, которые подходят одновременно как для финансового аудита, так и для финансового контроля, далее отдельно выделим предложения для финансового аудита и пути решения проблем, связанных с финансовым контролем соответственно.

В рамках Концепции [4] разработан план поэтапного проведения мероприятий, направленных на совершенствование системы внутреннего финансового аудита и финансового контроля государственных закупок: создание обновленной методологической и нормативной базы осуществления внутреннего финансового аудита и финансового контроля государственных закупок, а после - распространение внутри таможенных органов обновленной базы на федеральном уровне. «Так, в 2019 году продолжена работа по совершенствованию информационно-технологического и методологического обеспечения деятельности контрольно-ревизионных подразделений таможенных органов, организации взаимодействия с внетаможенными органами государственного финансового контроля» [6]. В целях повышения уровня финансово-бюджетной и исполнительской дисциплины, обеспечения рационального и результативного использования средств бюджета и государственного имущества ФТС России были сформированы и распространены информационно-аналитические обзоры об основных нарушениях внутреннего финансового аудита и финансового контроля с целью их исправления и недопущения в своей дальнейшей работе. Также с целью организации унифицированного риск-ориентированного подхода к проведению внутреннего финансового аудита и ведомственного финансового контроля в сфере осуществления государственных закупок была утверждена методика отбора объектов внутреннего финансового аудита и ведомственного финансового контроля в сфере закупок для нужд ФТС России [7]. На постоянной основе Контрольно-ревизионным управлением ФТС России обеспечивается контроль качества проводимого финансового аудита и финансового контроля в сфере закупок. Счетной палатой РФ и Федеральным казначейством был отмечен высокий уровень состояния системы внутреннего финансового аудита ФТС России [8].

Далее отдельно рассмотрим предложения по совершенствованию внутреннего финансового аудита. Стоит отметить невозможность разработки предложений по повышению эффективности внутреннего финансового аудита без согласования предпринимаемых мер и действий с Правительством РФ, Федеральным казначейством и Счетной палатой РФ. Разработку мер по повышению эффективности внутреннего финансового аудита необходимо осуществлять в соответствии с существующими планами развития бюджетной системы, а не только на основании действующего законодательства,

которое, безусловно, учитывается при формулировании соответствующих мер.

Так, Федеральный закон № 44-ФЗ [1] является одним из ключевых нормативно-правовых актов при осуществлении и регулировании закупочной деятельности в нашей стране. Стоит уделить особое внимание внедрению некоторых элементов контрактной системы с целью совершенствования проводимых в рамках внутреннего финансового аудита государственных закупок мероприятий, а именно:

- разработке и утверждению большого количества типовых контрактов, отражающих разнообразие отдельных видов объекта закупок;

- совершенствованию функций портала единой информационной системы в сфере государственных закупок с целью обеспечения необходимого контроля за деятельностью заказчиков;

- разработке и утверждению ряда обязательных к исполнению императивных норм, регулирующих обоснование начальной минимальной цены контракта (НМЦК) при осуществлении закупочной деятельности.

В процессе осуществления аудиторской деятельности государственных закупок для нужд ФТС России необходимо делать ориентацию на факты, обеспечивающие связь выявленного нарушения с неэффективным использованием бюджетных средств, а не только на выявление фактов, связанных с несоблюдением условий контрактов в сфере закупочной деятельности. Такая ориентация на определенные факты может обеспечить необходимое повышение результативности и качества осуществляемых государственных закупок для нужд ФТС России, а также эффективности применения бюджетных средств, используемых при проведении закупочной деятельности.

Следующей проблемой, требующей внесения предложений по ее исправлению, является повышение функциональной независимости подразделений внутреннего финансового аудита и организация мероприятий по повышению квалификации должностных лиц, занимающихся внутренним финансовым аудитом. С целью соответствия принципу функциональной независимости необходимо подчинить небольшие подразделения внутреннего финансового аудита напрямую руководителю главного администратора бюджетных средств. В рамках обучения у должностных лиц должно сложиться четкое понимание деятельности, положений и методик осуществления внутреннего финансового аудита, в частности, в оценивании надежности внутреннего финансового контроля, а также четкое понимание основополагающих отличий внутреннего финансового аудита от иного контрольно-проверочного мероприятия.

Также одной из проблем, выявленных в ходе исследования процесса осуществления внутреннего финансового аудита ФТС России в закупочной деятельности, является формулирование подходов

по осуществлению внутреннего финансового аудита достоверности и надежности бюджетной (финансовой) отчетности ФТС России. Организация должностными лицами, осуществляющими внутренний финансовой аудит, полноценной и качественной проверки отчетности с применением риск-ориентированных методов до ее представления в разы уменьшит риски значительных и незначительных искажений информации в соответствующей отчетности.

Комплексная реализация вышеуказанных предложений будет способствовать повышению качества осуществляемого финансового аудита, а в перспективе позволит превратиться в реальный и действенный инструмент повышения эффективности расходов бюджета в закупочной сфере для нужд ФТС России.

Рассмотрим пути совершенствования финансового контроля закупочной деятельности для нужд таможенных органов РФ.

Существующая проблема кадровой структуры ведомственного контроля, которая является вертикально подчиненной, может быть решена за счет изменения существующей структуры. С целью усиления эффективности и результативности финансового контроля необходимо пересмотреть кадровую структуру подчиненности контрольно-ревизионных подразделений таможенных органов РФ.

Опубликование и постоянное обновление на сайте ФТС России оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов станет превентивной мерой по пресечению нарушений в сфере закупок, в связи с этим требуется внедрение новых информационных технологий в таможенной деятельности, поскольку данные технологии смогут повысить эффективность осуществляемого финансового контроля закупочной деятельности ФТС России. Также руководителям таможенных органов стоит сформировать внутри подразделений перечень информационных ресурсов, аккумулирующих на своих площадках публикации соответствующих

отчетов о деятельности с указанием мер привлечения к ответственности за уклонение от их публикации.

Основные нарушения законодательства могут быть выявлены еще на стадии предварительного финансового контроля, тем самым минимизировав приносимый государству финансовый ущерб. В качестве предложений по данной проблеме можно использовать алгоритм выявления нарушений на стадии предварительного финансового контроля, а также на стадии планирования закупочной деятельности (рис. 2).

Для полноты контроля за функционированием системы закупок необходимо обратить особое внимание на следующие ситуации, возникающие в процессе осуществления закупки:

оперативное реагирование и документирование выдвигаемых претензий в связи с ненадлежащим исполнением (неисполнением) контракта поставщиками;

- инициирование заказчиком одностороннего отказа исполнения контракта в надлежащий срок, если такое право заказчика установлено соответствующими условиями контракта и имеется необходимость такого отказа; определение порядка одностороннего отказа;

- инициирование расторжения контрактов в судебном порядке в надлежащий срок в связи с их неисполнением/ненадлежащим исполнением со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при условии, что у заказчика отсутствует возможность одностороннего отказа от исполнения таких контрактов;

- актуальное и информативно полное размещение сведений об исполнении контракта в реестр единой информационной системы.

Сквозной внутренний контроль со стороны заказчика позволит минимизировать риски привлечения к административной ответственности как самого заказчика, так и должностных лиц, а также повысит эффективность и результативность закупочной деятельности заказчика в целом.

Проверка объема доведенных лимитов

Проверка плана

закупок и плана-графика закупок на

предмет нарушения сроков при их формировании

Проверка закупаемых товаров, работ или услуг на предмет несоответствия установленным нормам и проверка НМЦК

Рис. 2. Алгоритм по выявлению нарушений на стадии предварительного финансового контроля и на стадии планирования закупочной деятельности

Таким образом, результаты проведенного исследования несовершенства системы внутреннего финансового аудита и финансового контроля государственных закупок ФТС России позволяют сделать вывод о необходимости единого подхода к осуществлению внутреннего финансового аудита и финансового контроля, а также единого методического обеспечения для должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый аудит и финансовый контроль государственных закупок для нужд ФТС России.

Реализация предложенных путей совершенствования внутреннего финансового аудита и процедур финансового контроля будет способствовать предупреждению, а также оперативному выявлению и пресечению нарушений законодательства о контрактной системе на всех стадиях закупочной деятельности.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// СПС «КонсультантПлюс».

2. Полещук Т.А., Баженова М.О. Государственный финансовый контроль в таможенных органах // Журнал «Азимут научных исследований: экономика и управление». 2019. № 4 (29). С. 82-84.

3. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения

эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг.» // СПС «Гарант».

5. Васина Н.В., Данилов А.Н., Иванова Н.Г. Проблемы нормативного регулирования и методическое обеспечение внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита в учреждения государственного сектора // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 3. С. 160-167.

6. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» за 2019 год // ^stoms.™. Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru/ activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii/document/230797 (дата обращения: 22.04.2020).

7. Приказ Федеральной таможенной службы от 25.03.2014 № 519 «Об утверждении Регламента осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Счетная палата проверила подведомственные учреждения ФТС России // www.ach.gov.ru: Счетная палата РФ. URL: http://www.ach.gov.ru/news/ schetnaya-palata-proverila-podvedomstvennye-uchrezhdeniya-fts-rossii-32545 (дата обращения: 22.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.