5. Kolchin H.V. Organizations' Finances: textbook for university students studying economics, Finance and Credit training / Kolchin H.V., Portuguese O.V.- Electron. Text Data.- Moscow: UNITY-DANA, 2017.- 399 c.- Access Mode: http://www.iprbookshop.ru/71068.html.- EBS "IPRbooks"
6. Accounting Reporting by Hammer LLC for 2017-2019 by Mishur L.G. Organization, analysis and management of the company's financial resources: training manual /
7. Mishura L.G., SizovA T.M.- Electron. Text Data.- St. Petersburg: ITMO University, 2016.- 35 c.- Access Mode: http://www.iprbookshop.ru/67457.html.- EBS "IPRbooks"
8. Gavrilova, A.N. Finance Organizations (Enterprises): textbook / A.N. Gavrilova, A.A. Popov. - 3rd, re-worker and additional
- M.: KNRUS, 2015. - 608 s.
9. Mardarovsky, Y.V. Long-term and short-term financial policy of the company "Text": studies. manual / R.V. Mardarowska.
- M.: Elite Publishing, 2016. 280 s.
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10671
Ахмедзянов Р.Р. - доцент кафедры таможенного дела, кондидат экономических наук, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, [email protected],
R. R. Akhmedzyanov - associate Professor of the Department of customs, candidate of economic Sciences, Tsiolkovskiy Kaluga State University;
Тер-Оганесян К.А. - студент, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, [email protected],
Ter-Oganesyan K. A. - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;
Меркулова А.И. - студент, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, [email protected],
Merkulova A. I.-student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.
ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ FINANCIAL AND BUDGETARY PLANNING IN CUSTOMS AUTHORITIES
Аннотация. Финансово-бюджетное планирование выступает одним из самых важных функций управления деятельностью таможенных органов. Планирование в таможенных органах базируется на объективных экономических законах и законах управления, и на создающейся на их ядре единой системы интересов всех участников оперативно-служебной деятельности. Главной характеристикой планирования выступает то, что оно исполняет созидательную роль, увеличивая тем самым действенность таможенной деятельности. Процесс планирования в таможенных органах включает в себя следующие этапы: оценка оперативной обстановки в регионе деятельности, ее изменения и динамику; оценка результатов, ранее запланированных и проведенных мероприятий; определение основных направлений и задач таможенного органа на планируемый период; определение организационных, оперативных и иных мер, необходимых для решений основных задач, рациональное распределение и использование имеющихся средств. Таким образом, планирование является необходимым элементом при осуществлении организации финансово-хозяйственной деятельности и функционировании таможенных органов. Правильная, верная и своевременная организация этой необходимой работы обеспечивает и реализует не только своевременное и рациональное принятие управленческих задач и решений, но и также качественную и своевременную подготовку документации, ежедневный мониторинг подчиненных таможенных органов и сводки.
Abstract. Financial and budget planning is one of the most important functions of managing the activities of customs authorities. Planning in the customs authorities is based on objective economic and management laws, and on the unified system of interests of all participants in operational and official activities that is created at their core. The main characteristic of planning is that it plays a creative role, thereby increasing the effectiveness of customs activities. The planning process in the customs authorities includes the following stages: assessment of the operational situation in the region of activity, its changes and dynamics; assessment of the results of previously planned and implemented activities; determination of the main directions and tasks of the customs authority for the planned period; determination of organizational, operational and other measures necessary to solve the main tasks, rational distribution and use of available funds. Thus, planning is a necessary element in the organization of financial and economic activities and the functioning of customs authorities. The correct, correct and timely organization of this necessary work ensures and implements not only timely and rational adoption of management tasks and decisions, but also high-quality and timely preparation of documentation, daily monitoring of subordinate customs authorities and reports.
Ключевые слова: финансово-бюджетное планирование, бюджетные ассигнования, отклонения кассового исполнения, бюджетирование.
Key words: financial and budget planning, budget allocations, deviations of cash execution, budgeting.
Обязанность по составлению бюджетно-финансового планирования в таможенных органах возложена на Правительство Российской Федерации (далее - РФ). Формирование проекта планирования общефедерального бюджета устанавливает Министерство финансов РФ (далее - Минфин). Минфин принимает данные от других
финансовых органов государственной власти и местного самоуправления для правильного и достоверного составления проекта бюджета [1].
Бюджетно-финансовое планирование выступает важным элементом бюджетного процесса в РФ. Планирование финансово-бюджетных расходов в таможенных органах выступает совокупным процессом разработки общей структуры и объемов ресурсов на очередной финансовый год и плановый период.
Планирование выступает необходимым элементом при осуществлении организации хозяйственной и административной деятельности и функционировании таможенных органов.
Финансовое планирование в таможенных органах заключается в индексации полученных на протяжении предыдущих периодов расходов с подробной и тщательной разбивкой их по соответствующим статьям бюджетной классификации.
Согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 29.11.2018 N 459-ФЗ на 1 января 2019 года сводной бюджетной росписью Федеральной Таможенной Службой России (далее - ФТС России) утверждены бюджетные ассигнования и доведены на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств ФТС России:
- на 2019 год - 74 206, 5 млн. рублей;
- на 2020 год - 68 308, 9 млн. рублей;
- на 2021 год - 70 096, 4 млн. рублей [2].
Исходя из бюджетной росписи, ФТС России не обосновано включила в указанную форму следующие бюджетные назначения, представленные в таблице 1 на основание сведений, взятых из заключения Счетной палаты Российской Федерации [3].
Таблица 1 - Динамика необоснованных бюджетных ассигнований, включенные ФТС России
в бюджетную роспись за 2019-2021 гг., млн. рублей
Наименование статей 2019 год 2020 год 2021 год 2021 год в % к
2019 году 2020 году
1. Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств 9, 2 10, 4 10, 9 118,5 104,8
2. Нормы бюджетных обязательств 1 896, 6 2 083, 6 1 792,4 94,5 86,0
3. Нормы бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд 154, 0 47, 3 43, 4 28,2 91,7
Итого: 2 059,8 2 141,3 1 846,7 89,6 86,2
Источник: http://www.minfin.ru
Так, за отчетный год общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств составил 10, 9 млн.рублей, что на 18,5% или 1,7 млн. рублей больше по сравнению с 2019 годом и на 4,8 % или 0,5 млн. рублей - по сравнению с 2020 годом.
За 2021 год объем бюджетных обязательств составил 1 792, 4 млн.рублей, что на 5,5% или 77,2 млн.рублей меньше по сравнению с 2019 годом и на 14% или 291,2 млн.рублей - по сравнению с 2020 годом.
За анализируемый период объем лимита бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд резко сократился. Так, за 2021 год объем на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд составил 43, 4 млн.рублей, что на 71,8% или 110,6 млн.рублей меньше по сравнению с 2019 годом и на 8,3% или 3,9 млн.рублей - по сравнению с 2020 годом.
Исходя из анализа следует, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в вышеуказанных объемах подлежали включению в Бюджетную роспись ФТС России и доведено на лицевые счета подведомственных распорядителей и получателей средств общефедерального бюджета.
С помощью диаграммы на рисунке 1 можно проследить динамику необоснованных бюджетных ассигнований, включенные ФТС России в бюджетную роспись в 2019-2021 годах.
2083,6
1896,6 1792,4
9,2 | 154 10,4 47,3 10,9 43,4
2019 ГОД 2020 ГОД 2021 ГОД
■ Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств
■ Лимиты бюджетных обязательств
Лимиты бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд Рисунок 1 - Динамика необоснованных бюджетных ассигнований, включенные ФТС России в бюджетную роспись в 2019-2021 годах, млн. рублей
Как видно на рисунке 1, объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств за рассматриваемый период увеличился.
Также с помощью диаграммы на рисунке 2 можно проследить неоднозначную динамику объема лимита бюджетных обязательств за 2019-2021 года.
Что касается объема бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, то он резко сократился за рассматриваемые года.
Изучим структуру необоснованных бюджетных объемов, включенные ФТС России в бюджетную роспись в период с 2019 по 2021 год исходя из таблицы 2.
Таблица 2 - Структура необоснованных бюджетных объемов, включенные ФТС
России в бюджетную роспись за 2019-2021 ^ гг., %
Наименование статьей 2019 г. 2020 г. 2021 г. Изменения (+;-) в 2021 г. по сравнению с
2019 г. 2020 г.
Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств 0,4 0,5 0,6 +0,2 +0,1
Нормы бюджетных обязательств 92,1 97,3 97,1 +5,0 -0,2
Нормы бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд 7,5 2,2 2,3 -5,2 +0,1
Итого 100,00 100,00 100,00 - -
Источник: http://www.minfin.ru
Опираясь на данные, показанные в таблице 2, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в приведенной структуре приходится на объем лимитов бюджетных обязательств. В отчетном году его доля составила 97,1%, что на 5,0 пп больше по сравнению с 2019 годом и на 0,2 пп меньше по сравнению с 2020 годом.
Наименьший удельный вес занимают бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств. Так, в отчетном году на его долю пришлось 0,6%, что на 0,2 пп больше по сравнению базисным годом и на 0,1 пп больше по сравнению с прошлым годом.
Расхождение кассовых расходов от действительных не может быть больше 1%. Кассовые расходы — это денежные средства, которые переводятся на поддержание таможенных органов, а к действительным относят средства, которые реально были использованы таможенными органами. В случае отклонения кассовых расходов от действительных более, чем на 1%, то таможенному органу следует объяснить причину появления и не израсходования остатков, выделенных денежных средств.
Таким образом, детально рассмотрим динамику отклонения кассового исполнения прогноза по доходам за период 2017-2019г., представленную на рисунке 2, исходя из данных, представленных в заключении Счетной палаты РФ [3].
—5973,2 6063,2 —5639,6 5729,1
4451,5 4575,7
— -
2017 ГОД 2018 ГОД 2019 ГОД
■ Прогноз доходов ■ Факт
Рисунок 2 - Динамика отклонения кассового исполнения прогноза по доходам в 2017-2019 годах, млрд. рублей
Как видно на ринке 2, динамика отклонения кассового исполнения прогноза по доходам за рассматриваемый период весьма неоднозначна.
В отчетном году прогноз доходов составил 5 639,6 млрд.рублей, что на 1 188,1 млрд.рублей больше по сравнению с базисным годом и на 333,6 млрд.рублей меньше по сравнению с прошлым годом.
Что касается фактического отклонения кассового исполнению прогноза по доходам, то он в 2019 году составил 5 729,1 млрд.рублей, что на 1 153,4 млрд.рублей больше по сравнению с 2017 годом и на 334,1 млрд.рублей меньше по сравнению с 2018 годом.
Исходя из динамики необходимо отметить, что по итогам сравнения действительных показателей исполнения федерального бюджета по доходам показателей, утвержденным планом поступления доходов в общефедеральный бюджет за 2019 год, существуют расхождения между основными показателями прогноза социально-экономического развития, подготовленными Минэкономразвития, а также показателями, использованными ФТС России для расчета прогноза поступлений, и фактически сложившимися аналогичными показателями отмечены в части:
- количества налогооблагаемого импорта из стран дальнего зарубежья - снижение на 9 %;
- уменьшение объема экспорта нефти сырой с основной ставкой (млн. тонн) на 6,2 %;
- увеличение средней ставки ввозной пошлины из стран дальнего зарубежья на 0,5 процентного
пункта;
- увеличения цены на нефть сырую марки «Юралс», применяемой для расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и товары, полученные из нефти, в январе- декабре 2019 года от планового значения на 0,8 %;
- увеличение налогооблагаемых объемов экспорта товаров, полученных из нефти, по сравнению с прогнозным значением на 5,7 % [3].
Таким образом, сегодняшняя ситуация требует качественно новых методов к вопросам финансово-бюджетного планирования в таможенных органах. Большинство проблем, связанные с финансово-бюджетным пла-
нированием, могут решаться благодаря применению новых современных технологий планирования. Для организации наиболее эффективного финансово-бюджетного планирования в практике все чаще используют систему бюджетирования.
Вышеизложенные выводы окажут положительное влияние на эффективность формирования, осуществления и выполнения сметы доходов и расходов бюджетной организации, а также осуществить поставленные перед организацией цели и задачи на конкретный отчетный период.
Тем самым, улучшение управления финансовой деятельностью таможенных органов на базе разработки среднесрочного бюджетирования может поднять эффективность бюджетных расходов и гарантировать взаимосвязь между расходами и основными сферами деятельности таможенного органа.
Источники:
1. Министерство Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/ (дата обращения: 27.10.2020).
2. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312362/ (дата обращения: 27.10.2020).
3. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/pdf/budge№TC.pdf (дата обращения: 27.10.2020).
4. Ежегодный сборник «Таможенная служба РФ» 2019 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/storage/document/document_info/2020-03/11/Tаможенная%20служба%20Россий-ской%20Федерации%20в%202019%20году .pdf (дата обращения: 26.10.2020).
5. Петрушина О.М., Меркулова А.И., Тер-Оганесян К.А. Анализ динамики показателей финансово-хозяйственной деятельности федеральной таможенной службы России // Вестник Академии знаний. 2020. № 36 (1). С.197-201. References:
1. Ministry of Finance of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: https://minfin.gov.ru/ru/ (accessed: 27.10.2020).
2. Consultant Plus [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312362/ (accessed: 27.10.2020).
3. the accounting chamber of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: https://ach.gov.ru/up-load/pdf/budget/ФТС .pdf (accessed: 27.10.2020).
4. Annual collection "Customs service of the Russian Federation" 2019 [Electronic resource]. - Mode of access: https://cus-toms.gov.ru/storage/document/document_info/2020-03/11/Customs%20sluzhba%20russian%20feder-atsii%20B%202019%20godu. pdf (accessed: 26.10.2020).
5. Petrushina O. M., Merkulova A. I., Ter-Oganesyan K. A. Analysis of the dynamics of indicators of financial and economic activity of the Federal customs service of Russia // Bulletin Of the Academy of knowledge. 2020. No. 36 (1). Pp. 197-201.
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10672
О.Ф. Бочарова - доцент кафедры финансов, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
O.F. Bocharova - Associate Professor of the Department of Finance, Candidate of Economics, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin;
Л.С. Москалев - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина,
L.S. Moskalev - Master student, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА FEATURES OF THE ANALYSIS OF THE FINANCIAL STATE OF AN ORGAN-NIZATION, ORGANIZED ON BANKRUPTCY PREVENTION
Аннотация. Совершенствование методических подходов к оценке финансового состояния организаций определяется необходимостью унификации существующих методик оценки, а также необходимостью создания алгоритма для более легкого и оперативного проведения оценки. Выбор методических подходов к оценки финансового состояния и вероятности банкротства осложняется сложностью адаптации зарубежных методик и методик, разработанных в период становления рыночной экономики в России к условиям современной экономики, ограниченной санкциями, пандемией и мировым экономическими кризисом.
В статье предложен обобщенный алгоритм проведения финансового анализа, ориентированного на предупреждение вероятности банкротства. Предложенный алгоритм включает анализ финансового положения организации, анализ эффективности деятельности организации, анализ вероятности банкротства организации, обобщенное заключение и внесение рекомендации по совершенствованию работы организации. Предложенный алгоритм позволяет своевременно разработать и реализовать комплекс мероприятий предупреждению банкротства.
Abstract. Improvement of methodological approaches to assessing the financial condition of organizations is determined by the need to unify existing assessment methods, as well as the need to create an algorithm for easier and