Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ПРОВЕРОК ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ЗА 2017–2019 ГОД'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ПРОВЕРОК ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ЗА 2017–2019 ГОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
647
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ревизия / контроль / бюджетное финансирование / проверка / таможенные органы / audit / control / budget financing / verification / customs authorities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.М. Петрушина, А.И. Меркулова, К.А. Тер-Оганесян

Одним из важнейших условий успешного управления таможенными органами является осуществление контрольно-ревизионной деятельности. В деятельность контрольно-ревизионных подразделений последовательно внедряются новые формы и методы бюджетного контроля, которые значительно меняют подходы к проводимым проверкам. Их целью становится преимущественно ревизия финансово-хозяйственной деятельности, оценка ее эффективности, а также результативности использования средств федерального бюджета и имущества таможенными органами и учреждениями, подведомственными ФТС России. Таким образом, вырабатывается стратегия и тактика развития финансово-хозяйственной деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности деятельности таможенных органов и оцениваются результаты их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DYNAMICS AND STRUCTURE OF CONTROL AND AUDIT INSPECTIONS OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA FOR 2017-2019

One of the most important conditions for successful management of customs authorities is the implementation of control and audit activities. New forms and methods of budget control are being consistently introduced into the activities of control and audit divisions, which significantly change the approaches to audits. Their purpose is mainly to audit financial and economic activities, assess their effectiveness, as well as the effectiveness of the use of Federal budget funds and property by customs authorities and institutions subordinate to the Federal customs service of Russia. Thus, a strategy and tactics for the development of financial and economic activities are developed, plans and management decisions are justified, their implementation is monitored, reserves for improving the efficiency of customs authorities are identified and the results of their activities are evaluated.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ПРОВЕРОК ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ЗА 2017–2019 ГОД»

9. Папова, Л.В. Экономические санкции против России: вызовы и угрозы / Л.В. Папова, О.А. Миронов // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов. Материалы VI международной научной конференции. - 2016. - С. 544-549. References:

1. Adamenko A., Petrov D., Temmoeva S., Eskiev M., Misakov V. Information support development mechanism for environmental management of nature users. IIOABJ, 2020.Vol. 1.S1. S. 46-49.

2. Adamenko A. A. Russia's entry into the economic crisis: trends in 2015, ways out / A. A. Adamenko, T. E. Khorolskaya, E.V. Mostovaya // Information support for effective management of the activities of economic entities: materials of the IV international scientific conference (Krasnodar, December 9-11, 2015). - Krasnodar: Publishing house "Magarin O. G.", 2016. - S. 644-648.

3. Adamenko A. A. Reducing the cost of production in the conditions of the economic crisis / A. A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, A. A. Odud // Information support of effective management of the activities of economic entities: materials of the IV international scientific conference (St. Krasnodar, December 9-11, 2015). - Krasnodar: Publishing house "Magarin O.G.", 2016. - S. 649-654.

4. Govdya VV The mechanism of state support and stimulation of investment, science-intensive activities of viticulture organizations / VV Govdya, Zh. V. Degaltseva, SI Kravtsova, KA Velichko // Economy and Entrepreneurship. 2015. - No. 10-1 (63). -S. 883-887.

5. Govdya V. V. To improve the management of the regional agro-industrial complex / M. V. Pashkov, V. V. Govdya // Economy of agricultural and processing enterprises. 2004. - No. 11. - S. 11-13.

6. Goncharova N.A. Informatization of the state regulation processes in the branches of the agro-industrial complex. Goncha-rova, R.N. Aulov // Actual questions of modern economy. - 2019. - No. 2. - S. 22-26.

7. Eremina N.V. Import substitution policy in the Russian economy / N.V. Eremina, S.V. Kesyan, S.A. Kostenko // Polythe-matic network electronic journal of the Kuban State Agrarian University. - 2016. - No. 122. - S. 856-866.

8. Mullinova, S. A. Strategic priorities for the development of the agro-industrial complex in modern conditions / S.A. Mulli-nova, S. V. Kesyan // New science: experience, traditions, innovations. - 2016. - No. 10-1. - S. 155-158.

9. Papova, L.V. Economic sanctions against Russia: challenges and threats / L.V. Papova, O.A. Mironov // Information support for effective management of economic entities. Materials of the VI International Scientific Conference. - 2016 .- S. 544-549.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10646

О.М. Петрушина - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой таможенного дела, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

O.M. Petrushina - candidate of economic Sciences, head of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

А.И. Меркулова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

A.I. Merkulova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

К.А. Тер-Оганесян - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

K.A. Ter-Oganesyan - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ПРОВЕРОК

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ЗА 2017-2019 ГОД ANALYSIS OF DYNAMICS AND STRUCTURE OF CONTROL AND AUDIT INSPECTIONS OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA FOR 2017-2019

Аннотация. Одним из важнейших условий успешного управления таможенными органами является осуществление контрольно-ревизионной деятельности. В деятельность контрольно-ревизионных подразделений последовательно внедряются новые формы и методы бюджетного контроля, которые значительно меняют подходы к проводимым проверкам. Их целью становится преимущественно ревизия финансово-хозяйственной деятельности, оценка ее эффективности, а также результативности использования средств федерального бюджета и имущества таможенными органами и учреждениями, подведомственными ФТС России. Таким образом, вырабатывается стратегия и тактика развития финансово-хозяйственной деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности деятельности таможенных органов и оцениваются результаты их деятельности.

Abstract. One of the most important conditions for successful management of customs authorities is the implementation of control and audit activities. New forms and methods of budget control are being consistently introduced into the activities of control and audit divisions, which significantly change the approaches to audits. Their purpose is mainly to audit financial and economic activities, assess their effectiveness, as well as the effectiveness of the use of Federal budget funds and property by customs authorities and institutions subordinate to the Federal customs service of Russia. Thus, a strategy and tactics for the development of financial and economic activities are developed, plans and management decisions are justified, their implementation is monitored, reserves for improving the efficiency of customs authorities are identified and the results of their activities are evaluated.

Ключевые слова: ревизия, контроль, бюджетное финансирование, проверка, таможенные органы.

Keywords: audit, control, budget financing, verification, customs authorities.

Осуществление контрольных мероприятий в настоящее время направлено не только на оценку рационального и эффективного использования бюджетных средств, но и на результативность и отдачу вложения таких средств. Одной из основных форм последующего финансово-хозяйственного контроля являются ревизии. От других форм контроля они отличаются тем, что при проверке объектов используются разнообразные источники информации, методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры. При этом выводы ревизий обосновываются документально достоверными доказательствами.

Деятельность контрольно-ревизионных подразделений таможенных органов направлена на обеспечение реализации мероприятий по повышению эффективности государственных расходов и совершенствованию организации внутреннего финансового аудита. Повышение качества управления государственными финансами, совершенствование системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, создание необходимых условий для надежного функционирования системы внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в сфере закупок являются основными задачами контрольно-ревизионных подразделений.

Приоритетным направлением деятельности контрольно-ревизионных подразделений таможенных органов является контроль за результативным использованием бюджетных средств, соблюдением законодательства Российской Федерации при организации, планировании и осуществлении закупок товаров для нужд таможенных органов, эффективным использованием федерального имущества, а также достоверностью формирования бюджетной отчетности.

Рассмотрим динамику показателей контрольных мероприятий, проведенных контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов и общий объем бюджетного финансирования за период 2017-2019г., представленные в таблице 1[4].

Таблица 1 - Динамика показателей контрольных мероприятий, проведенных

контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов в 2017 - 2019 годах

Показатели 2017г. 2018г. 2019г. 2019г. в % к

2017г. 2018г.

КРУ, ед 29 26 33 113,8 126,9

ДВТУ, ед 15 13 10 66,7 76,9

ПТУ, ед 14 12 11 78,6 91,7

СЗТУ, ед 18 13 11 61,1 84,6

СКТУ, ед 8 9 7 87,5 77,8

СТУ, ед 18 15 16 88,9 106,7

УТУ, ед 11 19 12 109,1 63,2

ЦТУ, ед 15 15 13 86,7 86,7

ЮТУ, ед 14 11 9 64,3 81,8

РТУ, ед 7 6 4 57,1 66,7

ЦЭКТУ, ед 5 7 5 100,0 71,4

РОПУ, ед 10 9 6 60,0 66,7

ЦАТ, ед 3 3 1 33,3 33,3

ЦЭТ, ед 5 7 6 120,0 85,7

РТА, ед 12 8 7 58,3 875

Итого 184 164 151 82,1 92,1

Общий объем бюджетного финанси- 40,8 37,7 38,0 93,1 100,8

рования, млрд. рублей

Источник: http://www.customs.ru

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что показатели контрольных мероприятий, проведенных контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов за анализируемый период имеют тенденцию к сокращению. Так, в отчетном году показатели составили 151 единицу, что на 17,9% или 33 единиц меньше по сравнению с базисным годом и на 7,9% или 13 единиц - по сравнению с прошлым годом. Общий объем бюджетного финансирования держится стабильно и составил в 2019 году 38,0 млрд. руб., что на 6,9% или 2,8 млрд. руб. меньше по сравнению с 2017 годом, но на 0,8% или 0,3 млрд. руб. больше - по сравнению с 2018 годом. Тенденция снижений контрольно-ревизионных мероприятий обусловлена внедрением системы риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности, благодаря которой количество проверок снижается с одновременным повышением результативности контроля.

В ходе проверок отмечены отдельные нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации закупочной деятельности, расходования бюджетных средств, ведения бюджетного учета, формирования бюджетной отчетности, учета и распо ряжения государственной собственностью. Таможенным органам и учреждениям, находящимся в ведении ФТС

России, в отношении которых были проведены контрольные мероприятия, поручено обеспечить повышение эффективности внутреннего финансового контроля, результативности использования бюджетных средств и государственного имущества, а также принятие своевременных управленческих решений, направленных на предотвращение и минимизацию рисков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

С помощью диаграммы на рисунке 1 можно проследить динамику общего количества контрольных мероприятий, проведенных контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов.

Рисунок 1 - Динамика общих показателей контрольных мероприятий, Проведенных контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов в 2017 - 2019 гг., ед.

Как видно на рисунке 1, количество контрольных мероприятий с каждым годом уменьшается. Такое снижение связано прежде всего с тем, что внедряемая система риск-ориентированного подхода при планировании контрольно-ревизионной деятельности, выбор на основе мониторинга и анализа текущей финансово-хозяйственной деятельности объекта аудита (контроля) и результатов контрольных мероприятий, проведенных вневедомственными контрольными (надзорными) органами, наиболее рациональных приемов и методов аудита (контроля) позволили снизить общее количество проведенных контрольных мероприятий и сосредоточить основные усилия Контрольно-ревизионного управления ФТС России на повышении качества проводимых контрольных мероприятий, обеспечении контроля за своевременным и полным устранением таможенными органами выявляемых нарушений и недостатков.

На рисунке 2 можно увидеть общий объем бюджетного финансирования на содержание и обеспечение деятельности таможенных структур при проведении контрольных мероприятий.

Рисунок 2 - Динамика общего объема бюджетного финансирования при проведении контрольных мероприятий в 2017 - 2019 гг., млрд. рублей

Мы видим, что общий объем бюджетного финансирования остается стабильным и выделяемый объем бюджетного финансирования позволяет обеспечить возможность проверки использования государственных средств, направленных на содержание и обеспечение деятельности таможенных структур.

Далее рассмотрим структуру показателей контрольных мероприятий, проведенных контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов с общим объемом бюджетного финансирования в 2017 - 2019 годах, представленные в таблице 2.

Таблица 2 - Структура показателей контрольных мероприятий, проведенных

контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов за 2017 - 2019 гг. %

Показатели 2017г. 2018г. 2019г. Изменение «+», «-» 2019г. по сравнению с

2017г. 2018г.

КРУ 15,76 15,85 21,90 + 6,14 + 6,05

ДВТУ 8,15 7,93 6,62 - 1,53 - 1,31

ПТУ 7,61 7,32 7,28 - 0,33 - 0,04

СЗТУ 9,78 7,93 7,28 - 2,50 - 0,65

СКТУ 4,35 5,49 4,63 + 0,28 - 0,86

СТУ 9,78 9,15 10,60 + 0,82 + 1,45

УТУ 5,98 6,09 7,94 + 1,96 + 1,85

ЦТУ 8,15 9,15 8,60 + 0,45 - 0,55

ЮТУ 7,61 6,71 5,97 - 1,64 - 0,74

РТУ 3,80 3,65 2,64 - 1,16 - 1,01

ЦЭКТУ 2,72 4,27 3,31 + 0,59 - 0,96

РОПУ 5,43 5,49 3,97 - 1,46 - 1,52

ЦАТ 1,63 1,83 0,66 - 0,97 - 1,17

ЦЭТ 2,72 4,27 3,97 + 1,25 - 0,30

РТА 6,53 4,87 4,63 - 1,90 - 0,24

Итого 100,0 100,0 100,0 - -

Источник: http://www.customs.ru

По данным таблицы 2 видно, что наибольший удельный вес в структуре показателей контрольных мероприятий, проведенных контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов, приходится на КРУ.

На его долю в 2019 году приходится 21,90%, что на 6,14% больше по сравнению с 2017 годом и на 6,05% больше по сравнению за аналогичный период прошлого года. Наименьший удельный вес занимает ЦАТ. Так, в отчетном году на его долю пришлось 0,66 %, что на 0,97% меньше по сравнению с 2017 годом и на 1,17%— по сравнению с 2018 годом. За анализируемый период произошло увеличение доли проверок СТУ. Так, доля проверок в структуре показателей контрольных мероприятий, проведенных СТУ в 2019 году составила 10,60%, что на 0,82% и 1,45% больше по сравнению с 2017г. и 2018г. Так же увеличилась доля контрольных мероприятий УТУ и в 2019 году она составила 7,94 %, что на 1,96% и 1,85% больше по сравнению с 2017 годом и 2018 годом соответственно.

Непосредственно произошло уменьшение доли проверок РОПУ, так, в 2019 году она составила 3,97%, что на 1,46% и 1,52% меньше по сравнению с 2017г.и 2018г. И последние уменьшение доли контрольных мероприятий приходится на РТА. Доля таких проверок в отчетном году составила 4,63%, что на 1,90% меньше по сравнению с базисным годом и на 0,24% - по сравнению с прошлым годом.

Изменение удельного веса контрольных мероприятий в разрезе подразделений таможенных органов можно проследить на рисунке 3.

21,9

и

и

э

2017г. 2018г. 2019г.

Рисунок 3 - Структура показателей контрольных мероприятий, проведенных контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов за 2017-2019 гг., %

Как видно на рисунке 3, большее количество контрольных мероприятий, было проведено КРУ, СЗТУ, СТУ и ЦТУ. Наименьшее количество контрольных мероприятий было проведено РТУ, ЦЭКТУ, ЦАТ и ЦЭТ

Таким образом, исходя из динамики количества контрольных мероприятий, проведенных контрольно -ревизионными подразделениями таможенных органов, установлено, что количество проверок снижается. Такое снижение обусловлено совершенствованием информационно-технологического и методического обеспечения деятельности контрольно--ревизионных подразделений таможенных органов и организации взаимодействия с вневедомственными органами государственного финансового контроля. Так же обеспечена возможность использования в контрольной деятельности данных информационных баз ФТС России, включая данные автоматизированной информационной системы финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов.

Таможенными органами приняты меры по устранению большей части выявленных нарушений. В отношении нарушений, по которым отсутствует возможность их устранения, реализованы мероприятия, направленные на недопущение их в дальнейшей работе.

Необходимо отметить, что контрольно-ревизионным управлением ФТС России обеспечен регулярный контроль качества внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в сфере закупок, осуществляемых контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов.

Источники:

1. Гамидуллаева С.Н. Образование и наука на современном этапе развития ЕАЭС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х тт. том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2018. 320с.

2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://customs.gov.ru/storage/document/document_info/2020 (дата обращения: 18.09.2020).

3. Мигел А.А., Трутнева Н.Ю. Социальный императив России: бедность большинства - богатство "избранных"//Эко-номика и предпринимательство. 2018. № 4 (93). С. 295-299.

4. Гомон И.В., Ахмедзянов Р.Р., Непарко М.В., Постнова А.В. Современное состояние и направления развития взаимодействия внешнеэкономической и таможенной деятельности России//Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 80-87

5. Customs online [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://customsonline.ru/4418-finansy-na-sluzhbe-gosudavrstva.html (дата обращения: 10.01.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Gamidulaeva S. N. Education and science at the present stage of development of the EAEU: collection of materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation. In 2 vols vol II / Under the General editorship of Professor C. N. Gamidullaev. SPb.: Saint-Petersburg named after V. B. Bobkov St. Petersburg branch of the MOUTH, 2018. 320c.

2. Annual collection "Customs service of the Russian Federation" [Electronic resource]/ access mode: http://cus-toms.gov.ru/storage/document/document_info/2020 (accessed 18.09.2020).

3. Miguel A. A., Trutneva N. Yu. Social imperative of Russia: poverty of the majority - wealth of the "chosen" / / Economy and entrepreneurship. 2018. No. 4 (93). Pp. 295-299.

4. Gomon I. V., Akhmetzyanov R. R., Neparko M. V., Postnova A.V. Current state and directions of development of interaction between foreign economic and customs activities in Russia/ / Economics and entrepreneurship. 2018. No. 2 (91). Pp. 80-87

5. Customs online [Electronic resource]/ access Mode: https://customsonline.ru/4418-finansy-na-sluzhbe-gosudavrstva.html (accessed 10.01.2020).

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10647

О.М. Петрушина - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой таможенного дела, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

O.M. Petrushina - candidate of economic Sciences, head of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

А.И. Меркулова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

A.I. Merkulova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

К.А. Тер-Оганесян - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

K.A. Ter-Oganesyan - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ IMPLEMENTATION BY CUSTOMS AUTHORITIES OF CONTROL OF GOODS CONTAINING INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS

Аннотация. В статье раскрывается понятие интеллектуальной собственности и объектов индивидуализации. Проведён анализ по количеству зарегистрированных в таможенном реестре объектов индивидуальной собственности, а также анализ по нарушению прав правообладателей. Представлены категории и торговые марки товаров, наиболее часто подвергающиеся подделке. Приведена статистика выявления контрафактной продукции и указан её стоимостной эквивалент.

Abstract. The article reveals the concept of intellectual property and objects of individualization. The analysis of the number of registered in the customs register of objects of individual property, as well as the analysis of the violation of the rights of rights are holders. The categories and trademarks of goods most often subjected to forgery are presented. The statistics of detection of counterfeit products and its cost equivalent are given.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, административные правонарушения, таможенный реестр, контрафакт, объекты интеллектуальной собственности

Keywords: intellectual property, administrative offences, customs register, counterfeit, intellectual property

В современном мире интеллектуальная собственность является неотъемлемой частью экономической системы любой страны. Регулирование отношений в области защиты интеллектуальной собственности носит сложный и многоуровневый характер. Для понимания исследуемой темы необходимо изучить понятие интеллектуальной собственности. Множественность источников права, которые действуют в России в отношении интеллектуальной собственности, и содержащих разные точки зрения в понимании данного понятия, затрудняет правоприменение по вопросам, касающихся объекта исследования. Согласно ГОСТу Р 55386-2012 «Интеллектуальная собственность. Термины и определения» под интеллектуальной собственностью понимается «совокупность прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальные права)». Кроме того, необходимо дать понятие объектам интеллектуальной собственности: «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в любой области творчества и приравненные к ним средства индивидуализации».[4]

Интеллектуальная собственность выступает важнейшим инструментом не только отечественных компаний на внутреннем и внешнем рынке, но и в целом всего государства в единой системе мировой экономики. Тем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.