DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00036
О. М. Петрушина - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой таможенного дела, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
O. M. Petrushina - candidate of economic Sciences, head of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University;
А.И. Меркулова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
A.I. Merkulova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;
К.А. Тер-Оганесян - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
K.A. Ter-Oganesyan - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ANALYSIS OF DYNAMICS OF INDICATORS OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA
Аннотация. Одним из важнейших условий успешного управления таможенными органами является оценка его финансово-хозяйственной деятельности. Финансово-хозяйственная деятельность таможенных органов характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования финансовых средств. Важнейшими задачами аналитических финансово-хозяйственных исследований являются, прежде всего, общая оценка финансово-хозяйственного состояния, проверка расходования средств по целевому назначению, выявление причин финансовых затруднений; определение возможностей улучшения использования финансовых ресурсов, ускорения оборота средств и укрепления финансового положения. Эффективный комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов лежит в основе принятия рациональных финансовых решений. Таким образом, вырабатывается стратегия и тактика развития финансово -хозяйственной деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности деятельности таможенных органов и оцениваются результаты их деятельности.
Annotation. One of the most important conditions for successful management of customs authorities is the assessment of its financial and economic activities. Financial and economic activity of customs authorities is characterized by a set of indicators that reflect the process of formation and use of financial resources. The most important tasks of analytical financial and economic research are, first of all, a General assessment of the financial and economic condition, checking the expenditure of funds for the intended purpose, and identifying the causes of financial difficulties; identify opportunities to improve the use of financial resources, accelerate the turnover of funds, and strengthen the financial position. Effective comprehensive analysis of the financial and economic activities of customs authorities is the basis for making rational financial decisions. Thus, a strategy and tactics for the development of financial and economic activities are developed, plans and management decisions are justified, their implementation is monitored, reserves for improving the efficiency of customs authorities are identified and the results of their activities are evaluated.
Ключевые слова: бюджетные ассигнования, обеспечение, финансово-хозяйственная деятельность, таможенные органы.
Key word: budget allocations, security, financial and economic activities, customs authorities
Деятельность таможенных органов на современном этапе осуществляется в обстановке, которая характеризуется существенными изменениями во внешней торговле, созданием условий для ускорения товарооборота через таможенную границу Союза, а также сокращением расходов государства на материальное и кадровое обеспечение таможенных органов. Такие условия оказывают повышенные требования к проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов, который в системе экономических наук занимает особое место.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности таможенных органов, в её управлении, в укреплении её финансового состояния. Анализ финансово-хозяйственной деятельности представляет собой деятельность, которая изучает оценку работы таможенных органов по выполнению планов, оценку их имущественно-финансового состояния с целью выявления неиспользованных резервов и повышения эффективности деятельности таможенной службы. При помощи финансово-экономических показателей можно ознакомиться с общими масштабами финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов и выделить основные тенденции ее развития.
Рассмотрим динамику объема выделенных бюджетных ассигнований Министерством финансов Российской федерации на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности ФТС России за период 2016-2018 гг., представленную в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика объема выделенных бюджетных ассигнований Минфином РФ на обеспечение
деятельности ФТС России в 2016 - 2018 годах, млн. рублей
Наименование статей 2016г. 2017г. 2018г. 2018г. в % к
2016г. 2017г.
Образование 1 555,9 1 683,5 1 982,3 127,4 117,7
Социальная политика 6 993,3 7 557,1 7 516,9 107,5 99,5
Общегосударственные вопросы 54 131,8 53 848,9 58 611,3 108,3 108,8
Национальная экономика 262,3 689,9 654,8 249,6 94,9
Здравоохранение 2 468,7 2 314,1 3 127,2 126,7 135,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 92,6 108,7 110 118,8 101,2
Итого 65 504,6 66 202,2 72 002,5 109,9 108,8
Источник: https://www.minfin.ru
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что объем выделенных бюджетных ассигнований за анализируемый период увеличился. Так, в 2018 году он составил 72 002,5 млн. рублей, что на 9,9% или 6 497,9 млн. рублей больше по сравнению с 2016 годом и на 8,8% или 5 800,3 млн. рублей больше по сравнению с 2017 годом. Такое изменение объема бюджетных ассигнований за каждый период зависит от изменения прогнозируемого среднегодового курса рубля.
Следует обратить внимание на то, что объем выделенных бюджетных ассигнований по статье «образование» с каждым годом растёт. Рост выделенных бюджетных ассигнований на образование в основном обусловлен постоянным совершенствованием эффективной системы профессионального образования, которая базируется на современных формах обучения и образовательных технологиях. Таким образом, в отчетном году его доля составила 1 982,3 млн. руб., что, в свою очередь больше на 27,4% по сравнению с 2016 годом и на 17,7% - по сравнению с 2017 годом.
Общий объем по статье «социальная политика» за 2018 год составил 7 516,9 млн. руб., что на 7,5% больше по сравнению с 2016 годом, но на 0,5% меньше по сравнению с 2017 годом. Указанные изменения обусловлены проведенными индексациями страховой пенсии и фиксированной выплатой к ней, а также индексацией на уровень инфляции оплаты труда и денежного содержания сотрудников таможенных органов.
Рост объема бюджетных ассигнований по статье «общегосударственные вопросы» учитывает потребность на реализацию государственных программ и подпрограмм РФ, включая повышения оплаты труда сотрудников таможенных органов, а также увеличение бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, необходимые для обеспечения деятельности таможенных органов. Так, в 2018 году объем бюджетных ассигнований составил 58 611,3 млн. руб., что, в свою очередь на 8,3% больше по сравнению с 2016 годом и на 8,8% - по сравнению с 2017 годом.
Объем выделенных денежных средств по статье «национальная экономика» в отчетном году увеличился по сравнению с базисным годом. Так, в 2018 году объем бюджетных ассигнований составил 654,8 млн. руб., что на 149,6% больше по сравнению с 2016 годом. Однако по сравнению с прошлым годом в отчетном году наблюдается снижение данного показателя. Так, это снижение в 2018 году составило 5,1% по сравнению с 2017 годом. Уменьшение объема денежных средств в 2018 году к 2017 году происходит за счет уменьшения бюджетных ассигнований на создание и развитие инновационного центра «Сколково» в связи с достижением заявленных показателей по созданию и развитию инновационной среды, Соколовского института науки и технологий и создания и управления физической инфраструктурой инновационного центра «Сколково».
Что касается объема бюджетных ассигнований по статье «здравоохранение», то с каждым годом происходит увеличение объема, выделенных денежных средств. Так, объем бюджетных ассигнований в 2018 году составил 3 127,2 млн. рублей, что на 26,7% больше по сравнению с базисным годом и на 35,1% - по сравнению с прошлым годом. Такое увеличение обусловлено ростом расходов на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций, на оказание медицинских услуг сотрудникам таможенных органов, а также на строительство новых и окончания строительства ранее начатых объектов здравоохранения, входящих введение ФТС России.
Кроме того, объем выделенных денежных средств по статье «жилищно-коммунальное» хозяйство постоянно растет, так в 2018 году он составил 110 млн. руб., что на 18,8% больше по сравнению 2016 годом и на 1,2% - по сравнению с 2017 годом. Влияние на динамику расходов по разделу «жилищно -коммунальное хозяйство» оказало изменение объемов имущественного взноса РФ в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с последовательным понижающим трендом.
С помощью диаграммы на рисунке 1 можно проследить динамику объема выделенных бюджетных ассигнований Минфином РФ на обеспечение деятельности ФТС России за 2016-2018гг.
Рисунок 1 - Динамика выделенных бюджетных ассигнований Минфином РФ на обеспечение деятельности ФТС России в 2016 - 2018 годах, млн. рублей
Как видно на рисунке 1, объем выделенных бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности 75 000,00 --=
«
и
Ч
ю —
70 000,00
65 000,00
72 002,5
65 504,6
66 202,2
60 000,00 -
2016г. 2017г. 2018г.
ФТС России с каждым годом растет. Такой рост связан с тем, что перед ФТС России стоят задачи реализации каждой программы и объем использования бюджетных ассигнований на их реализацию не может оставаться постоянно на одном уровне, для этого Минфином России по каждой программе каждый год определяется разный объем текущих и капитальных затрат по статьям бюджета, связанных с реализацией программой для дальнейшего обеспечения деятельности ФТС России.
Для более детального анализа рассмотрим таблицу 2, в которой представлена структура объема выделенных бюджетных ассигнований Минфином РФ на обеспечение деятельности ФТС России.
Таблица 2 - Структура выделенного объема бюджетных ассигнований Минфином РФ на обеспечение
деятельности ФТС России, в %
Наименование статей 2016г. 2017г. 2018г. Изменение «+», «-» 2018г. по сравнению с
2016г. 2017г.
Образование 2,38 2,55 2,76 + 0,38 + 0,21
Социальная политика 10,68 11,41 10,44 - 0,24 - 0,97
Общегосударственные вопросы 82,63 81,34 81,40 - 1,23 + 0,06
Национальная экономика 0,40 1,04 0,90 + 0,5 - 0,14
Здравоохранение 3,77 3,50 4,35 + 0,58 + 0,85
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,14 0,16 0,15 + 0,01 - 0,01
Итого 100,00 100,00 100,00 - -
Источник: https://www.minfin.ru
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в структуре объема выделенных бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности ФТС России, приходится на статью «общегосударственные вопросы». На долю данного раздела в 2018 году приходится 81,40%, что на 1,23% меньше по сравнению с 2016 годом, но на 0,06% больше по сравнению с прошлым годом. Наименьший удельный вес занимает раздел «жилищно-коммунальное хозяйство» Так, в отчетном году на его долю приходилось 0,15%, что на 0,01% больше по сравнению с 2016 годом и на 0,01% меньше по сравнению с 2017 годом.
За анализируемый период произошло увеличение доли по такому разделу как «здравоохранение». Доля объема по данному разделу в структуре выделенного объема бюджетных ассигнований в 2018 году составила 4,35%, что на 0,58% и 0,85% больше по сравнению с 2016г. и 2017г. Так же увеличилась доля объема выделенных бюджетных ассигнований по разделу «образование» и в 2018 году она составила 2,76 %, что на 0,38% и 0,21% больше по сравнению с 2016 годом и 2017 годом соответственно.
Структуру выделенного объема бюджетных ассигнований Минфином РФ на обеспечение деятельности ФТС России, можно проследить на рисунке 2.
Жилищно-коммунальное хозяйство Здравоохранение Национальная экономика Общегосударственные вопросы Социальная политика Образование
0%
0,14 0,16 0,15
3,77 3,5 ■ 4,35
0,4 1,04 ■ 0,9
82,63 81,34 ■■ 81,4
10,68 11,41 10,44
■ 2,38 2,55 ш 2,76 Р
20% 40% 60%
2016г. ■ 2017г. 2018г.
80%
100%
Рисунок 2 - Структура выделенного объема бюджетных ассигнований Минфином РФ на обеспечение деятельности ФТС России за 2016-2018 гг., %
Как видно на рисунке 2, больший объем выделенных бюджетных ассигнований за анализируемых три года выделяется на статью «общегосударственные вопросы» и «социальная политика». А самый меньший объем бюджетных ассигнований за последних три года приходится на статью «жилищно-коммунальное хозяйство» и «национальная экономика».
Так же необходимо рассмотреть динамику основных показателей, направленных на обеспечение деятельности ФТС России на основании таблицы 3.
Таблица 3 - Динамика основных показателей, направленных на обеспечение деятельности ФТС России
за 2016 - 2018 гг.
Показатели 2016г. 2017г. 2018г. 2018г. в % к
2016г. 2017г.
Общее количество проведенных процедур закупок, ед., из них: 117 121 120 102,6 99,2
- количество аукционов в электронной форме, ед 103 112 113 109,7 100,9
- количество конкурсов, ед 14 9 7 50,0 77,8
Экономия денежных средств при проведении конкурентных процедур закупок, млн. руб 200,0 540,0 573,0 286,5 106,1
Число семей таможенников, улучшивших свои жилищные условия, ед., из них: 45 93 118 262,2 126,9
- количество сотрудников, получившие единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения, ед 39 68 93 238,5 136,8
- количество федеральных государственных гражданских служащих, получившие единовременную субсидию на приобретение жилого помещения, ед 6 25 25 416,7 100,0
Количество должностных лиц таможенных органов и пенсионеров таможенной службы, обеспеченные санаторно-курортным лечением, ед 9 860 10 117 11 484 116,5 113,5
Источник: http://www.customs.ru
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что за анализируемый период представленные показатели имеют положительную динамику. Так, общее количество проведенных процедур закупок в 2018 году составило 120 единиц, что на 2,6% больше по сравнению с 2016 годом, но на 0,8% меньше по сравнению с 2017 годом. В связи с увеличением проведенных процедур закупок, экономия денежных средств при проведении конкурентных процедур закупок в целом увеличилась на 186,5% по сравнению с 2016 годом и на 6,1% - по сравнению с 2017 годом.
Количество семей сотрудников таможенных органов, улучшивших свои жилищные условия, выросло. Так в 2018 году их количество составило 118 единиц, что на 162,2% больше по сравнению с 2016 годом и на 26,9% - по сравнению с 2017 годом. Так же количество должностных лиц таможенных органов и пенсионеров таможенной службы, обеспеченные санаторно-курортным лечением выросло. За анализируемый период их ко-
личество составило 11 484 единицы, что на 16,5% больше по сравнению с 2016 годом и на 15,5% - по сравнению с прошлым годом.
Из всего этого следует, что число сотрудников, улучившие свои жилищные условия и обеспеченные санаторно-курортным лечением растет, но отмечается крайне недостаточное финансирование таможенных органов РФ, что приводит к усилению социальной напряжённости в коллективах. Федеральной таможенной службой России проводится работа по истребованию дополнительных бюджетных ассигнований на мероприятие по предоставлению единовременной субсидии гражданским служащим.
Таким образом, нужно отметить, что ежегодно происходит увеличение сумм выделенных бюджетных ассигнований на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности ФТС России. Однако, несмотря на это, такой объем выделенного финансирования не в полной мере позволяет обеспечивать функционирование всех звеньев таможенной системы в финансово-хозяйственной деятельности и осуществлять мероприятия по реализации социальных гарантий должностным лицам таможенных органов.
Источники:
1. Гамидуллаева С.Н. Образование и наука на современном этапе развития ЕАЭС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х тт. том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2018. 320с.
2. Минфин России[Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=126764 (дата обращения: 17.01.2020).
3. Мигел А.А., Трутнева Н.Ю. Социальный императив России: бедность большинства - богатство "избран-ных"//Экономика и предпринимательство. 2018. № 4 (93). С. 295-299.
4. Гомон И.В., Ахмедзянов Р.Р., Непарко М.В., Постнова А.В. Современное состояние и направления развития взаимодействия внешнеэкономической и таможенной деятельности России//Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 80-87
5. Customs online [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://customsonline.ru/4418-finansy-na-sluzhbe-gosudavrstva.html (дата обращения: 10.01.2020).
Sources:
1. Gamidulaeva S. N. Education and science at the present stage of development of the EAEU: collection of materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation. In 2 vols vol II / Under the General editorship of Professor C. N. Gamidullaev. SPb.: Saint-Petersburg named after V. B. Bobkov St. Petersburg branch of the MOUTH, 2018. 320c.
2. Ministry of Finance of Russia[Electronic resource] / access Mode: https://www.minfin.ru/ru / document/? id_4=126764 (accessed 17.01.2020).
3. Miguel A. A., trutneva N. Yu. Social imperative of Russia: poverty of the majority - wealth of the "chosen" / / Economy and entrepreneurship. 2018. No. 4 (93). Pp. 295-299.
4. Gomon I. V., Akhmetzyanov R. R., Neparko M. V., Postnova A.V. Current state and directions of development of interaction between foreign economic and customs activities in Russia/ / Economics and entrepreneurship. 2018. No. 2 (91). Pp. 80-87
5. Customs online [Electronic resource]/ access Mode: https://customsonline.ru/4418-finansy-na-sluzhbe-gosudavrstva.html (accessed 10.01.2020).
УДК 338.46 + 338.484.6 DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00037
Е.Г. Радыгина - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры туристического бизнеса и гостеприимства, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет», Екатеринбург, Россия, РИНЦ SPIN-код: 8279-8619 / ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2233-7734, [email protected],
E.G. Radygina - candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate рrofessor of the department of tourism business and hospitality, federal state budgetary educational institution of higher education «Ural state university of economics».
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ
ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ NEW OPPORTUNITIES FOR INTERACTION WITH SERVICE CONSUMERS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION
Аннотация. В сфере услуг в настоящее время активно используются технологические инновации, связанные с цифровизацией: сервисы интернет, мобильные приложения, продвижение через социальные сети, интеллектуальный анализ данных и элементы прогнозирования. В связи с этим алгоритмы взаимодействия с потребителями становятся все более информационно насыщенными и высокотехнологичными, меняется система взаимодействия производителей и потребителей: способы общения, процессы потребления, маркетинговые коммуникации, устраняются временные и пространственные ограничения. . Взаимодействие в экономике свя-