7. Alimova V.V. Nezakonnyj oborot narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv s ispol'zovaniem telekommunikacionnyh setej i ustrojstv // Nauka cherez prizmu vremeni. 2017. №9(9). S.201-203.
8. Ugolovnyj kodeks Respubliki Belarus' ot 09.07.1999 g. № 275-Z (red. 27.10.2019) // [Elektronnyj resurs]. URL: https://kodeksy-by. com/ugolovnyj _kodeks_rb .htm
9. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 15.06.2006 g. N 14 (red. 16.05.2017) «O sudebnoj praktike po delam o prestupleniyah, svyazannyh s narkoticheskimi sredstvami, psihotropnymi, sil'nodejstvuyushchimi i yadovitymi veshchestvami» // Rossijskaya gazeta. 2006. №137. iyun'.
10. Morozov A. Osobennosti bor'by s narkoprestupnost'yu v sfere informacionno-telekommunikacionnyh tekhnologij // Professional. Populyarno-pravovoj al'manah MVD Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.ormvd.ru/pubs/102/drug-control
КАЗАКОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Московского государственного областного университета ([email protected])
КАМАЛИЕВА ЛИАНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Набережночелнинского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета ([email protected])
KAZAKOVA, IRINA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Business Law of the Moscow Region State University ([email protected])
KAMALIEVA LIANA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics Naberezhnye Chelny institute (branch) of Kazan (Privolzhsk) Federal University ([email protected]).
УДК 343.976:343.178
ШУЛЬЖЕНКО О.В.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ
Ключевые слова: незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оперативно-розыскная деятельность, органы внутренних дел.
В статье исследуется специфика деятельности подразделений органов внутренних дел по противодействию незаконному обороту наркотиков на современном этапе. Базируясь на нормах действующего законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотиков, автор показала, что в эпоху развитого Интернета провести традиционную проверочную закупку не представляется возможным. Продавец и покупатель общаются дистанционно с помощью программного обеспечения, технических устройств. Поскольку большая часть преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, сопряжена с использованием кибертехнологий, то представляется необходимым готовить такого рода специалистов и для территориальных подразделений ОВД в целях противодействия техническим возможностям преступных сообществ в области незаконного оборота наркотиков на местах.
SHULZHENKO, O.V.
THE CURRENT STATE OF THE OPERATIVE-SEARCH ACTIVITIES OF THE BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS IN THE SPHERE OF ILLICIT TRAFFICKING OF DRUGS
Keywords: illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors, operational-search activity, internal affairs bodies.
The article examines the specifics of the activities of units of the internal affairs agencies to combat drug trafficking at the present stage. Based on the norms of the current legislation in the field of combating drug trafficking, the author showed that in the era of the developed Internet, it is not possible to conduct a traditional test purchase. The seller and the buyer communicate remotely using software and technical devices. Since most of the crimes related to drug trafficking are connected with the use of cyber technologies, it seems necessary to train such specialists for the regional police departments in order to counter the technical capabilities of criminal communities in the field of drug trafficking on the ground.
Российское уголовное законодательство направлено на защиту интересов общества от посягательств, создающих угрозу его интересам. В числе подобных угроз серьезное место занимает незаконный оборот наркотических веществ и их прекурсоров. Данный вид преступной деятельности создает массу негативных последствий для нормального существования общества, поскольку вовлеченные в употребление запрещенных веществ лица приобретают такое тяжелое заболевание как наркомания [1]. Исследуя статистические данные за период с 2003 по 2017 годы о количестве лиц, заболевших наркоманией, с учетом половозрастных групп, следует указать на положительную динамику. Количество лиц заболевших, а также состоящих на диспансерном учете, в конечном счете, снижается [2].
Тем не менее, угроза продолжает оставаться серьезной. Наркотическая зависимость приводит к летальным исходам наркозависимых лиц, поскольку напрямую является следствием употребления запрещенных веществ, а также их передозировки [3]. Впрочем, смерть употребляющих наркотики не отражает всю проблемность ситуации, поскольку данное асоциальное поведение приводит к распространению вирусных заболеваний, таких как гепатиты
и ВИЧ. Наряду с этими негативными последствиями, существует опасность для людей, не имеющих отношения к наркомании, поскольку число адептов наркотической зависимости неуклонно растет. Зачастую развитие наркомании является прямым отзывом на отсутствующую превенцию в отношении несовершеннолетних, которые порой в целях самоутверждения и поиска личности прибегают к употреблению запрещенных веществ. Профилактическая работа за оборотом наркотических средств должна осуществляться с использованием подразделений по делам несовершеннолетних. В настоящее время в образовательных учреждениях отсутствуют школьные инспекторы по делам несовершеннолетних, и вся нагрузка ложиться на зональных инспекторов, которые в свою очередь порой не способны охватить данное направление полностью. Их деятельность сводится к реагированию на возникающие происшествия, а о профилактике порой говорить не приходится.
Анализ статистических данных за период с начала XXI в. по настоящее время в области незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров свидетельствует о том, что противозаконная деятельность создает угрозу интересам населения, а также формирует угрозу состоянию защищенности национальной безопасности России [4]. Общеизвестно, что наркотическая зависимость для потребителей наркотиков является затратной. Нахождение лица в состоянии наркотического опьянения порой приводит к потере заработка. Лицо, подверженное наркотической зависимости, вынуждено совершать преступные деяния в целях добычи очередной «дозы», посягая на охраняемые законом интересы общества.
Преступники, в ходе своей незаконной деятельности, изощряются в способах реализации своих противозаконных замыслов, что создает угрозу охраняемым интересам государства. В этой связи, деятельность оперативных подразделений должна быть построена на основе современных методов, направленных на искоренение незаконного оборота наркотических средств.
За последнее десятилетие наблюдается снижение количества лиц, употребляющих наркотики. Не смотря на уменьшение общей цифры, количество зависимых от полинаркомании по сравнению с предыдущими периодами продолжает увеличиваться, также возрастает число зависимых от нейростимуляторов. Численность больных наркоманией и состоящих на учете в 2017 году составляло - 231,6 тысяч человек, а количество лиц, взятых под диспансерное наблюдение, - 16,4 тысяч человек [2].
Россия в настоящее время не только является страной, в которой развит наркобизнес, но через ее территорию осуществляется транзит наркотиков в другие страны.
Сложность и многоаспектность исследуемой темы подтверждается неоднозначностью толкования норм права и, соответственно, отсутствием единообразной правоприменительной практики. Важным обстоятельством, которое вносит трудности в деятельность правоохранительных органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, выступает латентная преступность, поскольку анализу подвержены данные о количестве возбужденных уголовных дел и качественных показателях в виде привлечения к ответственности. К основной массе фиксируемых и раскрываемых преступлений относятся те, которые совершаются сбытчиками и перевозчиками, однако данное положение дел не уменьшает общего количества совершаемых преступлений рассматриваемой категории. Несомненно, требуется работа по выявлению организованной преступности, которая по своей характеристике является многозвенной, носит групповой характер.
Внутренняя структура организованной преступности в области незаконного оборота наркотиков отличается высокой степенью разветвленности на региональном и общегосударственном уровнях, включая распределение ролей участников преступного сообщества.
Общими задачами в проводимых мероприятиях, стоящими перед оперативными подразделениями, следует считать:
- установление фактов преступной деятельности, непосредственно связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- выявление личностей, задействованных в преступных схемах включая соучастников различных уровней;
- документирование всех этапов оперативных мероприятий;
- поиск причин, способствовавших совершению преступных деяний;
- выработка предложений, направленных на изменение правовой составляющей в целях минимизации фактов преступных посягновений.
Анализируя оперативно-розыскную практику по вопросу противодействия незаконному обороту наркотических средств, следует указать на типичные признаки совершаемых преступлений.
В первую группу преступлений входят деяния, умысел которых сопряжен с целью личного потребления и не имеет ничего общего со сбытом. Наиболее частым способом получения запрещённого вещества выступает его приобретение. Также нередки случаи возделывания растений, содержащих наркотическое вещество, на приусадебных участках, иногда в квартирах. Данная категория преступлений сопряжена с такими квалифицирующими признаками как перевозка и хранение. Вторая группа преступлений, которая по степени общественной опасности представляет большую угрозу для общества, характеризуется наличием такого квалифицирующего признака как деяние, сопряженное со сбытом. Такого рода деяние усложнено такими квалифицирующими признаками как производство, культивация, сбыт и пересылка.
Несмотря на всю банальность преступных деяний их раскрытие и получение доказательств по делу в настоящее время представляют для оперативных подразделений МВД России определенные трудности. Организаторы преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков используют информационные технологии. В частности, на смену устаревшим «SMS» сообщениям, извлечение информации из которых не представляет особых затруднений для оперативников, приходят мессенджеры с защитой передаваемой информации, с использованием технологий сквозного шифрования. Кроме мессенджеров встречаются объявления в социальных сетях с предложениями о реализации запрещенных веществ. В целях усложнения поиска наркоторговцев последние используют стилистические обороты, которые по своему содержанию лишь косвенно говорят о намерениях, что опять же затрудняет поиск таких объявлений и сообщений в сети «Интернет». К довольно оригинальным способам распространения информации о реализации наркотиков следует отнести голосовые сервисы в онлайн играх.
Данное обстоятельство говорит нам о том, что наркодилеры нашли свое укромное место, из которого их тяжело привлечь к ответственности. По этой причине в настоящее время такого рода преступность уходит с улиц и размещает свои предложения на торговых площадках в глобальной сети «Интернет».
Техническая возможность оперативных подразделений в настоящее время позволяет осуществлять оперативные мероприятия, которые сопряжены с ограничением конституционных прав человека и гражданина (прослушивание телефонных переговоров, осуществление чтения переписки и пр.). Но даже при наличии сведений о возможном намерении совершить уголовно-наказуемое деяние, такая информация зачастую не обладает признаком допустимости полученных доказательств [5]. Аналогичная ситуация обстоит с информацией в глобальной сети «Интернет». Информация всегда имеет источник создания, передачи через устройства, которые можно идентифицировать по «MAC» адресу, «IP» адресу пользователя. Однако при коммуникации через виртуальные частные сети с повышенным уровнем криптографии, в том числе и сети «TOR», поиск дилера становится мало возможным, поскольку данные мероприятия под силу лишь Управлению «К» МВД России.
Следует указать еще на одно важное обстоятельство. Работники, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в отношении не установленных лиц, могут прибегнуть к таким методам оперативно-розыскных мероприятий, как проверочная закупка, но в силу обстоятельств, предусмотренных Законом об оперативно-розыскной деятельности [6], в частности статьей 5, указанные действия могут быть расценены как подстрекательство к сбыту, пересылке или иным образом нарушающее установленный законом порядок.
Сотрудники оперативных подразделений по противодействию незаконному обороту наркотиков в своей профессиональной деятельности периодически сталкиваются с трудности по отслеживанию оплаты запрещенных веществ. Сегодня в эпоху развитого Интернета провести традиционную проверочную закупку не представляется возможным. Продавец и покупатель общаются дистанционно с помощью программного обеспечения, технических устройств. А сама оплата происходит в безналичной форме с использованием интернет платежных систем таких как «QIWI», «Яндекс.Деньги» и иных. Существует довольно сложный и завуалированный способ
оплаты продаваемых запрещенных к обороту объектов, включая наркотические средства с использованием криптовалюты. Такая платежная операция сводит на нет поиски продавцов, поскольку данная оплата не имеет строгого правового регулирования и учета, а также усложняет ситуацию множество самих криптовалют.
Для преодоления сложившейся ситуации в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по контролю за оборотом наркотиков оперативно-розыскное мероприятие путем проведения оперативного эксперимента, в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, необходимо дополнить содержание ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» к уже существующим категориям преступлений - «Преступления небольшой тяжести», что позволит осуществлять оперативно-розыскные мероприятия и при этом не нарушать права и свободы граждан, закреплённые в Конституции России.
В образовательных учреждениях МВД России в настоящее время осуществляется подготовка специалистов по специальности 40.05.02 - Правоохранительная деятельность, с узкой специализацией деятельность оперуполномоченного уголовного розыска по раскрытию преступлений в сфере информационных технологий. Поскольку большая часть преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, сопряжена с использованием кибертехнологий, то представляется необходимым готовить такого рода специалистов и для территориальных подразделений ОВД в целях противодействия техническим возможностям преступных сообществ в области незаконного оборота наркотиков на местах.
Литература и источники
1. Власов В.А. Некоторые актуальные вопросы профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей: материалы XVIII международной научно--практической конференции / отв. ред. И.А. Медведев. Красноярск, 2015. С. 263-266.
2. Заболеваемость населения наркоманией [Электронный ресурс]: офиц. сайт. Федеральной службы государственной статистики, 2019. URL : https://www.gks.ru/storage/mediabank/zdr2-4.xls 1628743 (дата доступа 04.10.2019).
3. Ногойбаев Б.Б. Наркопрогностика до 2025 года: краткий анализ мировой наркоситуации // Антинаркотическая безопасность. 2015. № 2 (5). С. 86-91.
4. Генеральная прокуратура Российской Федерации: портал правовой статистики [Электронный ресурс]: офиц. сайт. Москва, 2019. URL : http://crimestat.ru/offenses_chart
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
6. «Об оперативно-розыскной деятельности». Федеральный закоп от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 14.08.1995, N 33, ст. 3349.
References and Sources
1. Vlasov V.A. Nekotorye aktual'nye voprosy profilaktiki narkomanii i protivodejstviya nezakonnomu oborotu narkotikov // Nacional'nyj i mezhdunarodnyj urovni protivodejstviya narkougroze i vzaimodejstvie v sfere reabilitacii i resocializacii narkopotrebitelej: materialy XVIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / otv. red. I.A. Medvedev. Krasnoyarsk, 2015. S. 263-266.
2. Zabolevaemost' naseleniya narkomaniej [Elektronnyj resurs]: ofic. sajt. Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki, 2019. URL : https://www.gks.ru/storage/mediabank/zdr2-4.xls 1628743 (data dostupa 04.10.2019).
3. Nogojbaev B.B. Narkoprognostika do 2025 goda: kratkij analiz mirovoj narkosituacii // Antinarkoticheskaya bezopasnost'. 2015. .№ 2 (5). S. 86-91.
4. General'naya prokuratura Rossijskoj Federacii: portal pravovoj statistiki [Elektronnyj resurs]: ofic. sajt. Moskva, 2019. URL : http://crimestat.ru/offenses_chart
5. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18.12.2001 N 174-FZ (red. ot 02.08.2019) // SZ RF. 24.12.2001, N 52 (ch. I), st. 4921.
6. «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti». Federal'nyj zakon ot 12.08.1995 N 144-FZ (red. ot 02.08.2019) // SZ RF. 14.08.1995, N 33, st. 3349.
ШУЛЬЖЕНКО ОЛЕГ ВЛАДИСЛАВОВИЧ - начальник отдела по контролю в сфере легального оборота Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Краснодарскому краю (Тел. 8 861 213 63 35)
SHULZHENKO, OLEG V. - Head of the Department for control in the sphere of legal turnover of the drug control Department of the Ministry of internal Affairs of Russia in the Krasnodar territory.
УДК 343.593
ТАТИМОВ А.М. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВЕРШЕНИЕ АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ И ИНЫХ ДЕЙСТВИЙ (СТ. СТ. 151, 151.1, 151.2 УК РФ)
Ключевые слова: несовершеннолетний, вовлечение, антиобщественные действия, способы вовлечения, розничная продажа, алкогольная продукция, опасность для жизни несовершеннолетнего.
Статья посвящена исследованию вопросов квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных и иных действий, предусмотренных ст. ст. 151, 151.1 и 151.2 УК РФ. Автор отмечает, что, обозначив сущность преступных действий с помощью термина «вовлечение», законодатель не раскрыл, каким образом оно совершается, не конкретизирует понятие