Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ'

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1450
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / НАРКОТИКИ / НЕЗАКОННЫЙ СБЫТ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / DRUG CRIME / DRUGS / ILLEGAL SALE / ILLICIT TRAFFICKING OF NARCOTIC DRUGS / NARCOTIC DRUGS / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / COUNTERING DRUG TRAFFICKING / INTERNATIONAL LEGISLATION / NATIONAL LEGISLATION / ANTI-DRUG LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров М.В., Бушуев И.В.

Противодействие незаконному обороту наркотиков является давней и трудно решаемой проблемой прогрессивного человечества во всем мире. На протяжении многих десятилетий вопрос организации противодействия обороту наркотиков находится на особом контроле у ряда государств. Ежедневно средства массовой информации рапортуют об изъятии крупных партий наркотиков, однако еще рано говорить об окончательном успехе в этой борьбе. К числу стран, в которых данная проблема является актуальной, относится и Россия. Не подлежит сомнению, что «наркомания - это абсолютное зло, соответственно, наркоторговля - зло в квадрате». Очевидно, что основные усилия государства в борьбе с наркоманией должны быть сосредоточены не столько на потребителях, которые сами в определенной степени являются жертвами своего пагубного пристрастия и нуждаются больше в лечении, чем в наказании, сколько на пресечении незаконной торговли наркотиками. Методы борьбы с наркотиками диктуются духом времени того или иного исторического периода. Авторами статьи рассматривается период новейшей истории, начиная от зарождения Советского государства (октябрь 1917 г.) по настоящее время, через призму происходящих в стране социально-экономических, политических процессов, которые, безусловно, влияют на развитие криминалистических, правовых институтов борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В данной статье авторами анализируется законодательство в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ с точки зрения его историко-правового развития на международном и внутригосударственном уровнях. Авторы рассматривают международное и отечественное антинаркотическое законодательство в контексте новейшего исторического периода с целью выработки решений по совершенствованию действующего законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотиков. В результате исследования авторы приходят к выводу, что законодательство не всегда своевременно реагирует на меняющиеся формы и методы распространения наркотиков. В современных условиях наркопреступность активно использует развивающиеся направления науки и техники, результаты которых служат средствами распространения наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петров М.В., Бушуев И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL LEGAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL AND DOMESTIC LEGISLATION IN COMBATING ILLICIT TRAFFICKING IN NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES

Countering drug trafficking is a long-standing and difficult to resolve the problem of progressive humanity all over the world. For many decades, the issue of organizing counteraction to drug trafficking has been under special control of a number of States. Every day, the media reports on the seizure of large quantities of drugs, but it is too early to say about the final success in this fight. Russia is one of the countries where this problem is relevant. There is no doubt that "drug addiction is an absolute evil, respectively, drug trafficking is evil squared". It is obvious that the main efforts of the state in the fight against drug addiction should be focused not so much on consumers, who are themselves to a certain extent victims of their addiction and need more treatment than punishment, but on the suppression of the illegal drug trade. Methods of combating drugs are dictated by the spirit of the time of a particular historical period. The authors of the article consider the period of modern history, starting from the birth of the Soviet state (October 1917) to the present, through the prism of socio-economic and political processes taking place in the country, which undoubtedly affect the development of criminalistic and legal institutions to combat drug trafficking. In this article, the authors analyze legislation in the field of countering illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances from the point of view of its historical and legal development at the international and domestic levels. The authors consider international and domestic anti-drug legislation in the context of the recent historical period in order to develop solutions to improve the current legislation in the field of countering illicit drug trafficking. As a result of the research, the authors conclude that the legislation does not always respond in a timely manner to changing forms and methods of drug distribution. In modern conditions, drug crime actively uses developing areas of science and technology, the results of which serve as means of drug distribution.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ»

КРИМИНАЛИСТИКА;

СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК: 343.57

ББК: 67.408

Петров М.В., Бушуев И.В.

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ

ВЕЩЕСТВ

Petrov M. V., Bushuev I.V.

HISTORICAL LEGAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL

AND DOMESTIC LEGISLATION IN COMBATING ILLICIT TRAFFICKING IN NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES

Ключевые слова: наркопреступность, наркотики, незаконный сбыт, незаконный оборот наркотических средств, наркотические средства, психотропные вещества, противодействие незаконному обороту наркотиков, международное законодательство, национальное законодательство, антинаркотическое законодательство.

Keywords: drug crime, drugs, illegal sale, illicit trafficking of narcotic drugs, narcotic drugs, psychotropic substances, countering drug trafficking, international legislation, national legislation, anti-drug legislation.

Аннотация: противодействие незаконному обороту наркотиков является давней и трудно решаемой проблемой прогрессивного человечества во всем мире. На протяжении многих десятилетий вопрос организации противодействия обороту наркотиков находится на особом контроле у ряда государств. Ежедневно средства массовой информации рапортуют об изъятии крупных партий наркотиков, однако еще рано говорить об окончательном успехе в этой борьбе. К числу стран, в которых данная проблема является актуальной, относится и Россия. Не подлежит сомнению, что «наркомания - это абсолютное зло, соответственно, наркоторговля - зло в квадрате». Очевидно, что основные усилия государства в борьбе с наркоманией должны быть сосредоточены не столько на потребителях, которые сами в определенной степени являются жертвами своего пагубного пристрастия и нуждаются больше в лечении, чем в наказании, сколько на пресечении незаконной торговли наркотиками.

Методы борьбы с наркотиками диктуются духом времени того или иного исторического периода. Авторами статьи рассматривается период новейшей истории, начиная от зарождения Советского государства (октябрь 1917 г.) по настоящее время, через призму происходящих в стране социально-экономических, политических процессов, которые, безусловно, влияют на развитие криминалистических, правовых институтов борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В данной статье авторами анализируется законодательство в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ с точки зрения его историко-правовогоразвития на международном и внутригосударственном уровнях. Авторы рассматривают международное и отечественное антинаркотическое законодательство в контексте новейшего исторического периода с целью выработки решений по совершенствованию действующего законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотиков. В результате исследования авторы приходят к выводу, что законодательство не всегда своевременно реагирует на меняющиеся формы и методы распространения наркотиков. В современных условиях наркопреступ-

ность активно использует развивающиеся направления науки и техники, результаты которых служат средствами распространения наркотиков.

Abstract: countering drug trafficking is a long-standing and difficult to resolve the problem of progressive humanity all over the world. For many decades, the issue of organizing counteraction to drug trafficking has been under special control of a number of States. Every day, the media reports on the seizure of large quantities of drugs, but it is too early to say about the final success in this fight. Russia is one of the countries where this problem is relevant. There is no doubt that "drug addiction is an absolute evil, respectively, drug trafficking is evil squared" . It is obvious that the main efforts of the state in the fight against drug addiction should be focused not so much on consumers, who are themselves to a certain extent victims of their addiction and need more treatment than punishment, but on the suppression of the illegal drug trade.

Methods of combating drugs are dictated by the spirit of the time of a particular historical period. The authors of the article consider the period of modern history, starting from the birth of the Soviet state (October 1917) to the present, through the prism of socio-economic and political processes taking place in the country, which undoubtedly affect the development of criminalistic and legal institutions to combat drug trafficking. In this article, the authors analyze legislation in the field of countering illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances from the point of view of its historical and legal development at the international and domestic levels. The authors consider international and domestic anti-drug legislation in the context of the recent historical period in order to develop solutions to improve the current legislation in the field of countering illicit drug trafficking. As a result of the research, the authors conclude that the legislation does not always respond in a timely manner to changing forms and methods of drug distribution. In modern conditions, drug crime actively uses developing areas of science and technology, the results of which serve as means of drug distribution.

Для понимания того, какие инструменты являются наиболее эффективными в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, необходимо изучить различные аспекты развития международного и отечественного законодательства в данной области, в контексте их историко-эволюционного развития.

Производство и потребление наркотических средств и психотропных веществ уходит своими корнями в глубокую древность, о чем могут свидетельствовать сохранившиеся исторические источники ранее существовавших цивилизаций и государств. В ходе эволюционного развития человек открывал для себя необычные свойства некоторых растений, грибов, мхов и т.д. Безусловно, такими знаниями, как правило, обладали представители духовенства (жрецы, волхвы, шаманы и т.д.), и применяли их в медицинских целях, а также в оккультных и погребальных обрядах. Обнаруженные при раскопках останков городов, относящихся к шумерской цивилизации, артефакты в виде глиняных табличек содержат рецепты при-

готовления опиума1. В своем сочинении Геродот (V в. до н.э.) описывает скифов, вдыхающих дым тлеющих семян конопли2. «В качестве лекарства опиум использовали древние греки и арабы»3. Постепенно, с уходом с исторической арены одних государств и появлением других цивилизаций и империй, параллельно с происходящими глобализационными процессами на мировой арене, смешением культур, ведением торговли - знания, передаваемые по наследству жрецами и лекарями, стали доступны более широким слоям общества, стала обширнее не только география использования наркотических веществ, но и возросло число употребляющих такие вещества не в медицинских целях. Лечение болезней с помощью наркотических веществ вызывало не-

1 Вдовин Ю.Н., Удальцов В.Г. Наркоугроза: тенденции и актуальные вопросы противодействия // Наркоконтроль. 2009. № 3. С. 6 - 12.

2 Геродот. История: В 9 кн. Л., 1972. С. 205.

3 Бушуев И.В., Петров М.В., Довгань Е.А. Актуальные вопросы противодействия незаконному обороту наркотикосодержащих лекарственных препаратов в розничной аптечной сети // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 1. № 3. -С. 202-209.

гативное изменение психического состояния и сопровождалось состоянием эйфории, а самое главное приводило к зависимости от таких препаратов.

Как только стали понятны негативные последствия наркомании и растущие масштабы употребления психоактивных веществ, стали появляться и законодательные акты, направленные на противодействие немедицинскому потреблению таких веществ.

Целью данного исследования является не просто экскурс в мировую историю происхождения и употребления наркотиков, а осмысление международного и отечественного законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотиков в контексте новейшего исторического периода. Данное исследование мы ограничиваем периодом новейшей истории, т.к. считаем, что именно на это время пришелся пик немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в России, что дало толчок развитию отечественного законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотиков. Именно в новейшей истории мировое сообщество пришло к выводу о том, что проблема наркотизации - это проблема не отдельного государства, которое самостоятельно не в силах справиться с лавиной производимых наркотических средств и вовлекаемых в их употребление масс людей, а проблема мирового масштаба. В результате этого факта международное право в области противодействия незаконному обороту наркотиков шагнуло далеко вперед, были созданы международные организации и фонды, призванные эффективно противодействовать наркопреступности.

На сегодняшний день масштабы употребления наркотических средств и психотропных веществ можно назвать катастрофическими. По данным Организации Объединенных Наций число потребителей опио-идов оценивается в 53 миллиона человек, а объем мирового незаконного производства только одного наркотика - кокаина достиг рекордного уровня - 1,976 тонн в 2017 году, что на 25 процентов больше, чем в предыдущем году. В то же время мировое количество кокаина, изъятого в 2017 году, выросло

на 13 процентов и составило 1,275 тонн1.

Говоря о международном сотрудничестве в области незаконного оборота наркотиков, необходимо раскрыть содержание такого понятия, как «международное законодательство». Под международным законодательством по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ нами понимается система международно-правовых мер и механизмов, разрабатываемых субъектами международного права в целях борьбы с немедицинским потреблением, изготовлением, распространением наркотических средств и психотропных веществ, а также оборота веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотиков. Понятие «международное законодательство» тесно связано с понятием «международное сотрудничество». Так, международное сотрудничество по противодействию наркотикам гарантирует порядок - как внутригосударственный, так и международно-правовой. Кроме того, нормы международного права благоприятствуют национальной и международной безопасности2.

Заседание Шанхайской опиумной комиссии в 1909 году открыло новый этап становления и развития международной системы контроля над наркотиками. Целью созыва комиссии явилась борьба с глобальной наркотизацией населения и принятия мер, ограничивающих оборот и злоупотребление опия. В состав данной комиссии вошли представители мировых держав, таких как Россия, Великобритания, США, Франция, Китай и др. стран, которых в настоящее время нет на политической карте мира (Австро-Венгрия, Персия).

С 01.12.1911 по 23.01.1912 года в Гааге прошла международная конференция, по результатам которой был подписан первый международный договор, который определил правовые основы международного контроля в сфере производства и распростра-

1 Официальный сайт ООН // https://www.unov.org/ unov/ru/unodc.html.

2 Голубовский В.Ю. Межгосударственное сотрудничество в борьбе с преступностью (теоретико -правовой аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 1995.

нения наркотических средств, а также сотрудничества в вышеуказанной отрасли. Данным договором явилась Международная конвенция об опиуме, подписанная делегациями от государств, входивших ранее в Шанхайскую опиумную комиссию. Важно отметить, что впоследствии конвенция была подписана сорок одним государством и ратифицирована шестнадцатью государствами1.

С развитием международного права реформируются и органы, призванные координировать борьбу с незаконным оборотом наркотических средств. В 1920 году Совещательный комитет по торговле опиумом и другими наркотическими средствами становится первым органом, который взял на себя координацию международного сотрудничества по противодействию нелегальному распространению наркотиков. Развитие международного права, совершенствование методов борьбы с преступностью вносит коррективы в формирование международных контролирующих и координирующих органов. Так, в 1925 году создан Постоянный центральный комитет по наркотическим средствам, а спустя 6 лет (1931 г.) сформирован Контрольный орган по наркотическим средствам.

С уверенностью можно сказать, что результаты работы вышеупомянутых нами комиссий дали толчок развитию международного антинаркотического законодательства. В период с 1925 года по 1936 год мировыми державами были ратифицированы фундаментальные конвенции по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ (Международная конвенция по опиуму 1925 года, Международная конвенция об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств 1931 года, Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими веществами 1936 года). Также необходимо отметим, что указанные конвенции были ратифицированы и СССР.

Дальнейшие мировые события по ряду

1 Анисимов Л.Н. Международно -правовые вопросы борьбы с незаконным применением и распространением наркотических средств // Правоведение. 1970. № 6. С. 109.

всем известных обстоятельств затруднили международное сотрудничество во всех сферах деятельности, исключением не стала и борьба с наркотиками. Однако сразу же, по окончании Второй мировой войны формируются международные органы, призванные противостоять не только мировым конфликтам, но и другим негативным явлениям, одним из которых является незаконный оборот наркотиков. Организация Объединенных Наций (далее - ООН) становится основным органом, регулирующим международные отношения, в том числе в области противодействия незаконному обороту наркотиков в мире.

В 1946 году в целях обеспечения международного сотрудничества в ООН создана комиссия Экономического и Социального Совета (далее - ЭКОСОС), в функции которой входило регулирование экономической, социальной деятельности, в том числе и координация борьбы с наркотиками.

Под руководством ЭКОСОС в 1968 году был создан Международный комитет по контролю над наркотическими средствами - второй контролирующий орган по противодействию наркотикам.

Важным этапом в борьбе с наркотиками стало принятие Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года. Данная конвенция, во-первых, объединила нормы ранее принятых международных соглашений, во-вторых, обязывало страны-участники привести национальные правовые институты в соответствии с международными нормами. Кроме того, Конвенция утвердила перечень наркотических средств 2, который, несомненно, расширится.

Венская конвенция о психотропных веществах 1971 года, ратифицированная СССР, решила вопрос регламентации проблем злоупотребления психотропными веществами на международном уровне.

Следующий этап развития международного законодательства ознаменовался принятием международного уголовно-правового договора - Конвенции ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотиче-

2 Указ Президиума ВС СССР от 14 декабря 1963 г. № 1984-VI «О ратификации единой конвенции о наркотических средствах 1961 года» // Ведомости ВС СССР. 1963. № 52. Ст. 546.

ских средств и психотропных веществ 1988 года1, призванной устранить межнациональную организованную наркопреступность. Кроме того, Конвенция раскрывала понятие и состав преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

На мировом уровне действительно были достигнуты положительные тенденции развития системы контроля над наркотическими средствами, в связи с чем была сформирована антинаркотическая законодательная база, послужившая основой для национального законодательства ряда отдельных государств. Нельзя не согласиться с мнением, что «положительный опыт многих государств, совместные усилия на международном и ведомственном уровнях, модернизация технического оснащения соответствующих служб и совершенствование законодательства в совокупности должны оказать положительное влияние в борьбе с глобальным злом - распространением наркотических средств»2.

Важным этапом в развитии отечественного законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотических средств является период становления Советской России. Созданные правоохранительные органы в стране получили специальные полномочия в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Первым нормативным документом, вменившим в обязанность правоохранительным органам, борьбу с наркопреступностью, стало предписание Совета Народных Комиссаров от 31 июня 1918 г. «О борьбе со спекуляцией кокаином». Меры по борьбе с распространением наркотиков вводились точечно в отдельных регионах России, где оперативная обстановка складывалась не лучшим образом. Так, в соответствии с приказом Ревво-

1 Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVП.-М.: 1994. С. 133 - 157.

2 Бушуев И.В., Петров М.В., Прудникова Л.Б. Влияние информационно-телекоммуникационных технологий на развитие преступных схем незаконного оборота наркотиков // Юристъ -Правоведъ. 2019. № 4 (91). - С. 57-62

енсовета Семиреченской области от 02.06.1919 № 2 виновные в употреблении и сбыте анаши и опиума приобретали статус врагов советской власти, а как известно из истории, к данной категории граждан могли применяться различные меры наказания от ссылки в другие регионы до смертной казни.

С победой советской власти в гражданской войне и установлением диктатуры пролетариата наблюдается и снижение наркопреступности и смягчение ответственности за данного рода преступления. Так, в частности Декрет ВЦИК и СНК от 27.07.1922 установил административное наказание в виде штрафа или принудительных работ для лиц, изобличенных в приобретении, хранении, продаже опия. Впервые в Советской России рассматривается понятие «притона».

С развитием правовых институтов в молодом советском государстве возникла необходимость кодификации уголовного законодательства. Первый свод законов вышеуказанной области нашел свое отражение в Уголовном кодексе РСФСР 1922 года. Однако в кодекс не вошли специализированные нормы устанавливающие уголовную ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств. Мы не беремся судить о причинах отсутствия в уголовном законе ответственности за наркопреступления, но, на наш взгляд, проблема наркотиков не стояла настолько остро и поэтому была недооценена. Отсутствие такой нормы вовсе не означает, что проблема наркотизации была решена, и преступления подобного рода не совершались в стране. Ответственность за незаконный оборот наркотиков устанавливалась по аналогии со сходными по роду и видам преступлениями (статья 10 УК РСФСР). Так, в частности, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, квалифицировались по ст. 139 УК «Скупка и сбыт в виде промысла продуктов, материалов, изделий, относительно которых имеется специальное запрещение или ограничение». По нашему мнению, отсутствие нормы, предусматривающей ответственность за наркопреступления, связано с тем, что данная проблема

еще находилась в «зародыше», в полной мере исследована не была и не вызывала опасений у правительства и правоохранительных органов страны. Не вызывает никаких сомнений, что проблема незаконного оборота наркотиков существовала и ранее и, как указывалось выше, борьба велась точечно в отдельных областях. Однако в целом, в масштабах всей страны, проблема наркотиков не была изучена ввиду отсутствия единых информационных банков, статистических данных и т.д.

Однако, спустя два года (9 апреля 1924 года), уже стало понятно, что наркопреступность имеет тенденцию к росту. Сложившаяся ситуация потребовала создания специализированного органа (комиссии), на который возлагались функции по противодействию незаконному обороту наркотиков в стране. Кроме того, комиссия координировала деятельность правоохранительных органов в борьбе с наркопреступностью, изучала ее правовую природу. По результатам работы, комиссия пришла к выводу, что преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, представляют общественную опасность и имеют самостоятельный состав преступления1.

Кроме того, результаты работы комиссии легли в основу Декрета ВЦИК и СНК СССР от 22.12.1924, который устранил пробел в законодательстве и установил уголовную ответственность за незаконный оборот наркотиков (ст. 140-д УК РСФСР). Статья предусматривала ответственность за изготовление и хранение кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения. Санкция же предусматривала лишение свободы на срок до трех лет. Также ст. 140-д содержала и квалифицированный состав преступления, который выражался в неоднократном сбыте наркотиков и содержании наркопритонов.

Уголовный кодекс РСФСР 1926 года не исключил ответственность за незаконный оборот наркотиков. Так, статья 104 предусматривала ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта и сам сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других

1 Буянов Н. И. Размышления о наркомании / Н.И. Буянов. - М.: Инфра-М, 2009. - 231 с.

одурманивающих веществ без надлежащего разрешения. Квалифицированный состав преступления предусматривал ответственность за те же деяния, совершаемые в виде промысла, а равно содержание притонов, где производится сбыт или потребление перечисленных в настоящей статье веществ.

Согласиться с мнением ряда авторов, считающих, что в связи со «снижением наркотизации населения и успехами, достигнутыми в противодействии наркобизнесу», меры уголовной ответственности, предусмотренные Уголовным кодексом РСФСР 1926 года, были ослаблены только частично. Уголовный кодекс 1926 года, так же, как и кодекс 1924 года, предусматривал ответственность за квалифицированные составы наркопреступлений в виде лишения свободы до трех лет. Кодекс 1926 года упразднил наказание в виде лишения права проживания на определенных территориях и ввел наказание в виде принудительных работ за изготовление и хранение с целью сбыта наркотических веществ.

Развитие фармакологической и медицинских отраслей внесло свою лепту в формирование антинаркотического законодательства страны. Изготовление наркотических средств приобретает промышленные масштабы, в результате чего требуется законодательное регулирование порядка изготовления, производства и продажи наркотиков. В связи с этим 23 мая 1928 года ЦИК и СНК СССР вынесено постановление «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами». Положения данного постановления фактически исключали свободное обращение наркотических средств (опий, кокаин, героин, морфий, дионин и др.) и устанавливали правила торговли такими средствами. Нормативный акт определил предприятия-изготовители наркотических средств и препаратов, изготавливаемых на их основе, а также количество производимого товара, определяемого нуждами здравоохранительных и фармакологических учреждений.

27 октября 1934 года постановление ВЦИК и СНК СССР внесло дополнение в положения вышеуказанного постановления и ввело запрет на посев опийного мака и индийской конопли. Данные ограничения

не распространялись на государственные посевы, используемые в научных и медицинских целях.

В период начала Второй мировой войны и послевоенные годы наблюдается застой в развитии отечественного антинаркотического нормотворчества, что обусловлено естественными процессами, продиктованными духом времени. Все силы страны были брошены на победу над врагом, практически все мужское население страны находилось на полях сражений, женщины и дети трудились в тылу, имея время только на сон. Поэтому проблема наркомании фактически исчерпала себя. Послевоенные годы также потребовали много сил от населения для восстановления экономики, инфраструктуры страны, и проблема незаконного оборота наркотиков была ничтожной, действующее законодательство вполне справлялось с немногочисленными преступлениями.

Очередной этап развития антинаркотического законодательства приходится на 19591961 годы. Вследствие принятия уголовных кодексов союзных республик были установлены новые составы преступлений, а также ответственность за ряд противоправных деяний, связанных с наркотиками. 27 октября 1960 года Верховным Советом РСФСР принят новый Уголовный кодекс РСФСР (вступивший в силу с 1 января 1961 г.), содержащий ряд норм, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств. Уголовным кодексом устанавливалась ответственность за сбыт, изготовление, хранение или же приобретение с целью сбыта наркотических веществ, а также конкретизировался порядок применения принудительных мер медицинского характера к наркоманам, уголовно-правовые нормы специализировались, однако санкции в виде лишения свободы были смягчены по сравнению с предыдущими кодексами. Так, срок за сбыт, изготовление, хранение или же приобретение с целью сбыта наркотических веществ составлял до двух лет лишения свободы. Также санкция предусматривала исправительные работы или штраф. Кроме того, ужесточена мера наказания для содержателей притонов, которая составляла до пяти лет лишения свободы или ссылка на тот же

срок.

Однако к началу 70-х годов прошлого века, несмотря на серьезные санкции, наркопреступность в стране неумолимо росла. Специализированного органа, занимающегося противодействием незаконному обороту наркотиков в стране, не было. И только 7 июля 1973 года создан отдел по борьбе с наркоманией, который вошел в структуру Управления уголовного розыска МВД СССР.

Росло и количество лиц, употребляющих наркотики. Однако ответственность за не медицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ в национальном законодательстве отсутствовала. Данный пробел устранил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 года, который ввел административную ответственность за употребление наркотических веществ без назначения врача. Кроме того, были значительно расширены признаки состава наркопреступлений. Так, в квалифицированный состав преступления был включен незаконный оборот наркотических средств в крупном размере. Повторные противоправные действия или же совершенные по предварительному сговору группой лиц также вошли в квалифицированный состав преступления. Постановление Пленума Верховного Суда СССР вышло 26 сентября 1975 года вслед за вышеупомянутым Указом и явилось важным нормативным документом, регулирующим практику борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

С началом «перестройки», ослаблением цензуры, расширением информационного пространства и миграции для граждан страны стали доступны способы изготовления наркотиков из растений, произрастающих как в дикой природе, так и выращиваемых в производственных целях. С целью противодействия наркотизации населения Советом Министров СССР 12 июня 1987 года вынесено Постановление № 695 «О запрещении посева и выращивания гражданами масличного мака», которое запрещало посев и выращивание мака, конопли на отдельных участках колхозников, служащих, рабочих, а также на других земельных участках, находящихся в личном поль-

зовании.

Несмотря на запреты, увеличивалось как количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, так и количество их употребляющих. Все чаще наркотики стали контрабандой поступать из-за рубежа. Результатом реагирования власти страны на ухудшение обстановки стало издание Указа Президиум Верховного совета РСФСР № 6462-Х1 от 29 июня 1987 г., который внес изменения и дополнения в Уголовный кодекс РСФСР, кодекс РСФСР об административных правонарушениях и другие законодательные акты РСФСР. В соответствии с данным Указом были введены новые составы преступных деяний, такие как вовлечение несовершеннолетних в потребление лекарственных и иных средств, которые влекут одурманивание. Впервые в истории правовой науки СССР вводится наказание за незаконные приобретение, хранение наркотических средств в небольших размерах, употребление наркотических средств без назначения врача. Ужесточается санкция за незаконные посевы и выращивание масличного мака и конопли.

Новые составы преступлений вызвали определенные правовые затруднения в правоприменении, да и сама практика складывалась в регионах страны не однозначно. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 24 декабря 1987 года «О судебной практике по делам о хищении наркотических средств, а также незаконном изготовлении, распространении и других противоправных действиях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами», обобщила практику по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков и разъяснила положения новелл уголовного права.

Запрещающие нормы Уголовного кодекса не смогли сдержать рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а оперативные подразделения не смогли в полной мере сдержать лавину наркотических средств, хлынувших из-за границы. Оперативные подразделения, призванные противостоять наркопреступности, нуждались в реформировании. В 1989 году создается 3-е Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и преступле-

ний, связанных с иностранными гражданами Главного Управления уголовного розыска МВД СССР (Далее - ГУУР МВД СССР), где уже целых два отдела специализируются на проблеме незаконного оборота наркотиков.

Однако нарастающий вал наркопреступлений, вынудил расширить оперативные аппараты. Так, в 1990 году было создано Управление по борьбе с распространением наркомании ГУУР МВД СССР. И уже в конце ноября 1991 года создано Бюро по контролю над незаконным оборотом наркотиков МВД СССР, как самостоятельная служба криминальной милиции.

С распадом СССР и хаосом, творившимся в стране в 90-е годы, оставшись без средств к существованию, некоторые представители химической и фармацевтической отраслей ушли в криминальный бизнес, где создавали синтетические наркотики и психотропные вещества. В этот период антинаркотическое законодательно реагирует с запозданием на постоянно меняющиеся виды наркотиков, их химические составы, способы распространения и т.д. Верховный Суд уже Российской Федерации вынужден постоянно обновлять Постановления Пленума «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами», учитывающими вышеуказанные обстоятельства, а также обобщающими практику раскрытия и расследования уголовных дел указанной категории.

Необходимо ответить, что пенитенциарная система страны также принимала непосредственное участие в борьбе с наркоманией. С 1968 года в стране возникли и выполняли свои функции специализированные исправительно-трудовые колонии для наркоманов. В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации 1996 года был учтен и воспроизведен накопленный в этой сфере богатый опыт, были созданы лечебные исправительные учреждения.

Ухудшение криминогенной обстановки в 90-е годы прошлого века потребовало от государства и правоохранительных органов выработки плана, а также комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации и противодействию наркотизации стра-

ны. Такой план выразился в Концепции государственной политики по контролю за оборотом наркотиков в Российской Федерации от 22 июля 1993 года. В ходе реализации Концепции возникла необходимость принятия специального закона. Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3 - ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» стал основой антинаркотического законодательства современной России.

На основании вышеуказанного закона Президентом Российской Федерации издан Указ № 690 от 9 июня 2010 года «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года». Стратегия на десятилетие определила меры и направления по противодействию незаконному обороту наркотиков не только для правоохранительных органов, но и для всего общества страны.

Текущий 2020 год является завершающим этапом Стратегии антинаркотической политики и уже сегодня необходимо подводить итоги ее эффективности. Мы приходим к выводу, что на момент

утверждения Концепции не был учтен и спрогнозирован процесс развития информа-ционно-телекомму-никационных технологий, результаты которого активно используются в незаконном обороте наркотиков. Так, по данным МВД России за 9 месяцев 2019 года зарегистрировано 18,9 тыс. (рост преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 34,7%) преступлений против здоровья населения, совершенных с использованием информационно-теле-

коммуникационных технологий1 , «при этом 94,9% из них совершено с использованием сети Интернет»2. Проблема незаконного оборота наркотиков не решена, и поэтому к 2021 году Правительство страны должно предложить новую Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации, в которой, по нашему мнению, должны быть учтены просчеты предыдущей Стратегии, спрогнозированы развивающиеся направления науки и техники, результаты которых могут служить средствами распространения наркотиков. Результатом эффективности принимаемых мер, безусловно, явится снижение уровня наркопреступности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Указ Президиума ВС СССР от 14 декабря 1963 г. № 1984-У1 «О ратификации единой конвенции о наркотических средствах 1961 года» // Ведомости ВС СССР. - 1963. - № 52. -Ст. 546.

2. Анисимов, Л.Н. Международно-правовые вопросы борьбы с незаконным применением и распространением наркотических средств // Правоведение. - 1970. - № 6. - С. 109.

3. Бушуев, И.В., Петров, М.В., Довгань, Е.А. Актуальные вопросы противодействия незаконному обороту наркотикосодержащих лекарственных препаратов в розничной аптечной сети // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2019. - Т. 1. № 3. - С. 202-209.

1 Решении коллегии МВД России от 01.11.2019 № 3 км «О мерах по совершенствованию организации работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий» // Официальный сайт МВД России: //мвд.рф/.

2 Петров М.В. Проблемы использования результатов оперативно -разыскного мероприятия «получение компьютерной информации» в доказывании по уголовным делам, связанным с незаконным сбытом наркотических средств с использованием информационно -телекоммуникационных технологий // В сборнике: «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». Материалы XVII Международной научно -практической конференции. В 3-х томах 2020. С. 211-214.

4. Бушуев И.В., Петров М.В., Прудникова, Л.Б. Влияние информационно-телекоммуникационных технологий на развитие преступных схем незаконного оборота наркотиков // Юристъ-Правоведъ. - 2019. - № 4 (91). - С. 57-62.

5. Буянов, Н.И. Размышления о наркомании / НИ. Буянов. - М.: Инфра-М, 2009. - 231 с.

6. Вдовин, Ю.Н., Удальцов, В.Г. Наркоугроза: тенденции и актуальные вопросы противодействия // Наркоконтроль. - 2009. - № 3. - С. 6 - 12.

7. Вопросы теории и практики противодействия: учебное пособие. / под ред. А.В. Скрохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 431 с.

8. Геродот. История: в 9 кн. - Л., 1972. - С. 205.

9. Голубовский, В. Ю. Межгосударственное сотрудничество в борьбе с преступностью (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1995.

10. Драган, Г.Н., Калачев, Б.Ф. Наркомания и наркобизнес. - М.: Новый Юрист, 1998. -

С. 8.

11. Комиссаров, В.С. Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ по Уголовному кодексу РФ - М.: Законодательство, 2008. - С. 134.

12. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVП. - М.: 1994. - С. 133 - 157.

13. Кушхов, А.А. Историко-правовой анализ распространения незаконного оборота наркотических средств в целом по России и в Северо-Кавказском регионе в частности // Российский следователь. - 2006. - № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Петров, М.В. Проблемы использования результатов оперативно-разыскного мероприятия «получение компьютерной информации» в доказывании по уголовным делам, св я-занным с незаконным сбытом наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // в сборнике: «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики»: материалы XVII Международной научно-практической конференции: Вв 3-х томах. - 2020. - С. 211-214.

15. Федоров, А.В. Международный комитет по контролю над наркотиками и его доклады // Наркоконтроль. - 2006. - № 4.

16. Хатаев, А.Ц. Интеграция антинаркотических усилий государств как условие успешного противодействия транснациональной организованной наркопреступности // Административное право и процесс. - 2013. - № 8. - С. 9 - 14.

17. Юхман, М.А. Правовые основы международной системы контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. - 2009. -№ 4. - С. 20 - 28.

Получено: 16.06.2020г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.