УДК 34.342 ББК 67.300
БОРЬБА С НАРКОМАНИЕЙ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОГДАНОВ,
доцент, доцент кафедры ОРД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ, начальник кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя доктор юридических наук, профессор Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность Научная специальность 12.00.14 — административное право;
административный процесс E-mail: evg.hazow@yandex.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются проблемы уголовно-правового и оперативно-розыскного противодействия незаконному обороту наркотиков, противодействия контрабанде наркотиков, а также взаимодействия правоохранительных органов с различными ведомствами, с правоохранительными органами иностранных государств.
Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, контрабанда наркотиков, дизайнерские наркотики, оперативно-разыскная деятельность, преступные сообщества, проверочная закупка.
Annotation. the article deals with the issues of criminal law and investigative combating drug trafficking, combating drug smuggling, and the interaction of law enforcement from various agencies, with law-enforcement bodies of foreign States.
Keywords: drug trafficking, smuggling of narcotics, designer drugs, operative-investigative activity, criminal Association, test purchase.
От борьбы с наркоманией напрямую зависит национальная безопасность, заявил Президент Российской Федерации, открывая Президиум Госсовета, Владимир Путин поручив усилить борьбу с наркотрафиком из-за рубежа создать эффективную систему реабилитации1. Одним из несомненных слагаемых национальной безопасности России выступает противодействие незаконному обороту наркотиков. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ является острейшей проблемой, представляющей угрозу национальной безопасности, как России, так и всему миру, и оказывающей негативное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие России. В 2010 году была разработана и утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года2. Основные стратегические задачи: разработка и внедрение государственной системы мониторинга наркоситуации в РФ; создание
и реализация общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и прекурсоров на территории РФ; выработка мер противодействия наркотрафика на территории РФ, адекватных существующей наркоугрозе; обеспечение надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров; создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики; совершенствования системы оказания наркологического медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации; совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.
Президент Российской Федерации В.В. Путин однозначно определил, что масштаб распространения наркотиков, включая новые синтетические, так на-
зываемые «дизайнерские наркотики»3 или «спайсы», представляет растущую опасность для российского общества и государства.
Значительное количество граждан России, которые являются потребителями наркотиков, изготавливаемых за ее пределами, борьба с международным наркотрафиком является первоочередной задачей.
В России в настоящее время насчитывается свыше 8 млн. наркопотребителей. Наркотики, по экспертным оценкам, ежегодно уносят около 30 тыс. жизней (т.е. в среднем свыше 80 человек в сутки). Помимо высокой смертности, данные медицинской статистики свидетельствуют о тесной связи роста наркомании в стране с ростом числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими серьезными заболеваниями со смертельным исходом. Потери от наркомании в 1,5 раза превышают бюджет Минобороны — до 1,5 трлн. Рублей в год. А затраты на борьбу с ней составили 96 млрд. рублей. В 2014 г. зарегистрировано 2 млн. 166,4 тыс. преступлений, 253,5 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, из которых 190,1 тыс. — тяжкие и особо тяжкие (+14,6 с АППГ). Органами внутренних дел было выявлено 162836 наркопреступлений, из них 114,2 тыс. — тяжкие и особо тяжкие. Возросло количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения (33 тыс., + 16,5%), каждое второе из них относится к тяжким и особо тяжким. 85% привлекающихся за наркопреступления, — сами являются наркоманами4.
Из незаконного оборота изъято 34,9 тонны наркотических средств, психотропных веществ и их ана-логов5 сильнодействующих веществ, из них 9,7 тонны — сотрудниками органов внутренних дел.
Всего сотрудниками полиции в 2014 году выявлено 194 (+48,1%) факта контрабанды наркотических средств, их прекурсоров и аналогов. Вместе с тем это составляет лишь 14,5% от общего числа деяний, предусмотренных ст. 2291 УК РФ. В 2014 г. правоохранительными органами выявлено 2,7 тыс. преступлений, связанных с организацией и функционированием наркопритонов (-38,5%), в том числе каждый третий факт — сотрудниками органов внутренних дел (777). Сегодня каждое девятое противоправное деяние в стране — это преступление в сфере незаконного оборота наркотиков.
В Уголовном кодексе Российской Федерации содержится 11 статей антинаркотического блока. Основные из них: ст. 228 УК РФ. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические сред-
ства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества; ст. 2281 УК РФ. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества; ст. 230 УК РФ. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; ст. 231 УК РФ. Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их прекурсоры; ст. 232 УК РФ. Организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов6.
Вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков были предметом рассмотрения на Государственном антинаркотическом комитете, заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации и Правительственной комиссии по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации в Центральной Азии, парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и межведомственных комиссиях и нашли свое отражение в изменениях к федеральному закону7.
В целях формирования единой судебно-следствен-ной практики 27 июня 2014 г. совместно с представителями Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов ФСБ России и ФСКН России на межведомственном совещании было принято решение «О практике выделения материалов в отношении неустановленных сбытчиков наркотиков, принятия по таким материалам процессуальных решений, а также расследования соответствующих уголовных дел». Было принято соответствующее указание МВД России от 17 сентября 2014 г. № 1/8602 «О вопросах процессуальной практики по фактам сбыта неустановленными лицами наркотических средств».
Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. № 313 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была введена в действие ст. 721 УК РФ, предусматривающая возложение на осужденного, признанного больным наркоманией, обязанности пройти лечение, медицинскую или социальную реабилитацию8. Международный опыт показывает, что практически все 100% больных наркоманией, которым представляется альтернатива либо пройти добровольное лечение, либо отбывать уголовное нака-
зание, выбирают, конечно, лечение. Причем вылечивается около 50%.
Федеральный закон Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который наделил ФСКН России полномочиями приостанавливать оборот новых психоактивных веществ, чтобы вовремя предупреждать неблагоприятные события с трагическими последствиями9.
В 2014 г. в России поставлено под контроль 288 новых видов наркотиков. Запретив свободную продажу кодеиносодержащих препаратов, в какой-то степени решена проблема дезоморфиновой наркомании. Можно сказать, что сотни тысяч мигрантов из наркоопасных регионов пребывают в Российскую Федерацию не с целью получения легальной работы, а с целью осуществления противоправной (в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков) деятельности. В связи с этим установить более четкое правовое регулирование в вопросах миграционной политики, касающееся обеспечения контроля за перечислением денежных средств с помощью электронных платежей10.
Продолжается насыщение российского наркорынка новыми психоактивными синтетическими веществами, что способствует дальнейшей наркотизации населения и неизбежно ведет к росту наркопреступности. В целом наркоситуация в Российской Федерации за последнее время существенных изменений не претерпела. На сегодняшний день в мире не произошло ничего, что реально понизило бы уровень международной наркоугрозы, скорее, наоборот. Основная масса находящихся в незаконном обороте на территории Российской Федерации наркотиков поступает на территорию страны контрабандным путем из-за рубежа. Несмотря на предпринимаемые государством усилия приходится констатировать тот факт, что наркоситуация в Российской Федерации продолжает оставаться крайне сложной. По-прежнему контрабандным путем на территорию страны поступают героин, кокаин, амфетамины, а также каннабиноиды. В России это три крупных наркоцентра, в которых сосредоточены основные международные поставки (Московский регион, Санкт-Петербург, Новосибирск).
Если раньше было наличие двух планетарных центров наркопроизводства — в Афганистане и в Южной Америке, и порожденные имени два глобальных наркотрафика, то в настоящее время таких планетарных центров увеличилось. Резко возросли поставки синтетических, в том числе дизайнерских наркотиков из Китая. Синтетические наркотики сегодня активно поступают даже в Латинскую Америку, являющуюся традиционным производителем и транспортировщиком в основном кокаина.
На фоне агрессивного наркотрафика афганского героина особую актуальность приобретает настоящий поток новых синтетических психоактивных веществ. Одна из самых опасных тенденций — это насыщение российского наркорынка новыми психоактивными синтетическими веществами, такими, как синтетические каннабиноиды, метилон, MDPV, мефедрон, JWH, преимущественно поступающими контрабандным путем из Юго-Восточной Азии и Европы11.
«Дизайнерские наркотики» — разрабатываемые с целью обхода действующего законодательства синтетические заменители какого-либо натурального психоактивного вещества, полностью воспроизводящие наркотические свойства последнего. При этом их воздействие на организм человека непредсказуемо. Эти вещества не пахнут как обычные наркотики, поэтому служебным собакам сложно их обнаружить.
В настоящее время активно используется Интернет, закладки, электронные деньги по аналогии с «синтетикой» — выявление преступлений так называемой киберконтрабанды12. Находятся они в свободной продаже в сети Интернет под видом кормов для рыбок, солей для ванны, биологически активных добавок или ароматических наполнителей и пользуются большим спросом по причине относительной дешевизны.
Афганистан, страны Латинской Америки и Китай сформировали новую криминальную планетарную реальность — транснациональный глобальный наркотрафик. Вырастает афганская наркоиндустрия, ею производится порядка 400 тыс. героина ежегодно. Большая часть ввозимого к нам афганского героина поставляется через российско-казахстанскую границу13.
Контрабанда и незаконный оборот наркотический средств занимают одно из первых мест в мировом криминальном бизнесе. Эксклюзивным поставщиком наркотиков в Россию является организованная преступность. Она является основой, костяком всей наркопреступности, а во многом преступности в целом. Необходимо разрушение этого, несущего угрозу криминального костяка всеми правоохранительными ор-ганами14.
Главные усилия правоохранительных органов необходимо направить на выявление и пресечение деятельности ОГ и ПС, как правило, имеющих межрегиональные и международные связи. Для этого необходимо знать структурную организацию транснациональной наркопреступности, которые представляют собой многоуровневые криминальные ячейки, глубоко дифференцированные и имеющие характерную иерархию. Преступные сообщества — это самые опасные, которые отличаются сплоченностью, разветвленно-стью, концентрацией усилий, чрезвычайной организованностью, со своими контрразведкой и разведкой, и
огромнейшими коррупционными и финансовыми возможностями.
Противодействие таким международным преступным сообществам осуществляется на основе Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15 ноября 2000 г.)15.
На данном этапе в Российской Федерации возрастает активность и влияние «полиэтнических» организованных групп и преступных сообществ, имеющих отлаженные связи с представителями различных национальных диаспор и чиновниками в ближнем и дальнем зарубежье, а также коррумпированной частью российского государственного аппарата. Преступные сообщества — это, по сути, преступные картели, состоящие из многих организованных групп, функционирующих не только в субъектах Российской Федерации, но и за ее пределами. При этом организаторы преступных сообществ нередко находятся за рубежом, то есть, вне юрисдикции Российской Федерации, а управление преступной деятельностью осуществляется с использованием современных информационных, цифровых банковских и виртуальных сетевых систем, Интернета. Уничтожение организованной преступности имеет огромное значение для ликвидации разветвленных инфраструктур, оперирующих крупнооптовыми партиями наркотиков в целях контрабанды и масштабных поставок наркотиков в регионы России16.
Производство и трафик афганских опиатов — это проблема не только России, но и сопредельных стран, Европы, США, Канады. В связи с присоединением Крыма необходимо прогнозировать транзит афганских наркотиков через Крым, по акватории Черного моря. В связи с кризисными явлениями в Украине можно ожидать дополнительную угрозу поставки наркотиков в нашу страну, где широко распространяются наркотики, в том числе через заместительную терапию.
Основную работу правоохранительных органов необходимо направить на внешнюю наркоугрозу. Вместе с тем, особое внимание необходимо уделять внутренним проблемам: это общие сведения о состоянии, динамике, структуре, специфике преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота наркотиков, повышению эффективности оперативно-разыскной деятельности субъектов ОРД, ведение банков даны на лиц, представляющих оперативный интерес (сбытчиков, притоносодержателей, лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков, и т.д.), перекрытие каналов переброски наркотиков, ликвидация сети оптовой и розничной торговли наркотиками, выявление организованных наркогруппировок, а, самое главное, — это профилактика наркомании и незаконного оборота наркотиков.
Некоторые лидеры преступных сообществ связа-
ны с определенными зарубежными кругами и используют, т.е. легализуют наркодоходы для финансирования терроризма и экстремизма. Эти наркофинансы при определенных условиях могут провоцировать так называемые цветные революции, массовые беспорядки, работать на ослабление государства и т.д.
Специфика борьбы с международным организованным преступным наркобизнесом, выявление, раскрытие и расследование таких преступлений требует объединения усилий и скоординированного взаимодействия оперативных подразделений различных ведомств, а, кроме того, — взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств. Транснациональный характер организованной преступности диктует необходимость эффективного международного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств.
Особое место в противодействии незаконному обороту наркотиков отводится оперативно-разыскной деятельности, организация которой должна отвечать складывающейся криминогенной обстановке, так как основной способ выявления преступлений осуществляется оперативным путем.
В основном возбуждаются уголовные дела по наркопреступлениям в результате оперативно-разыскных мероприятий, преимущественно проверочных закупок. До начала проведения ОРМ «Проверочная закупка» необходимо не только иметь в наличии данные, свидетельствующие о незаконной деятельности лица, в отношении которого планируется провести закупку, но и необходимо закрепить эти данные. В то же время анализ подходов к решению аналогичной проблемы в развитых странах показывает, что значительное внимание должно быть уделено развитию технической базы для пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ17. Одним из них является автоматизированная информационная система «АИПСИН-АНТИНАРКОТИКИ». Эта система представляет собой постоянно пополняемую и обновляемую электронную информационную систему, предназначенную для оказания информационной поддержки оперативным сотрудникам и экспертам правоохранительных органов при проведении имени идентификации и исследовании наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Система обеспечивает доступ к справочной информации по большинству веществ и продуктов, встречающихся в оперативной деятельности правоохранительных органов. Система оперативно пополняется информацией о новых на рынке, но социально опасных веществах и объектах легального и нелегального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
С созданием Таможенного союза и переносом южных таможенных границ Российской Федерации на границы с Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном и Туркменией сложились благоприятные условия для беспрепятственных транзитных поставок через эти республики афганских наркотиков.
Географическое положение приграничных территорий России, их близость к источникам культивирования и производства наркотиков, наличие развитой системы международного транспортного сообщения, а также складывающиеся в регионах страны определенные социально-экономические условия по-прежнему остаются главными факторами, определяющими обстановку на таможенной границе России, связанную с контрабандой наркотиков.
Борьба с контрабандой наркотиков в Российской Федерации, а также их транзитом через территорию страны является приоритетным направлением в деятельности правоохранительных органов18. Так как этот вид преступлений совершается в составе организованных преступных групп и с вовлечением в противоправную деятельность представителей органов государственной власти, в том числе сотрудников таможни, полиции и наркоконтроля, они считаются наиболее опасными для общества и граждан.
Однако, несмотря на усиление в последние годы мер по противодействию контрабанде наркотиков со стороны ФСКН, МВД, ФСБ, ФТС России, переломить ситуацию в благоприятном направлении не совсем удается.
В заключение хотелось бы отметить, что значительное распространение наркомании — свидетельство нравственного и культурного неблагополучия современного общества.
1 Российская газета. 2015. 18 июня. № 130(6701).
2 Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 (ред. от 01.07.2014) Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Собрание законодательства РФ, 14.06.2010, № 24, ст. 3015, http://www.pravo.gov. ги
3 «Дизайнерские наркотики» — разрабатываемые с целью обхода действующего законодательства синтетические заменители какого-либо натурального психоактивного вещества, полностью воспроизводящие наркотические свойства последнего. При этом их воздействие на организм человека непредсказуемо. Эти вещества не пахнут как обычные наркотики, поэтому служебным собакам сложно их обнаружить.
4 Российская газета. 2015. 18 июня. № 130(6701).
5 Состоянии преступности в России за январь- декабрь 2014 года. ФКУ ГИЦАЦ МВД РФ, mvd. ги
6 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06 1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.06. 2015). Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954, http://www.pravo.gov. ги
7 Федеральный закон РФ от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ ( ред. от 02.0.2015) «О наркотических средствах и психотропных веществах и их прекурсоров» Собрание законодательства РФ, 12.01.1998, № 2, ст. 219, http://www.pravo.gov. ги
8 Федеральный закон РФ от 25 ноября 2013 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 2.12.2013, № 4, ст. 6161, http://www.pravo.gov. ги
9 Федеральный закон от 5 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» http://www.pravo.gov. т
10 Богданов А.В. Хазов Е.Н. Актуальные вопросы незаконной миграции как один из видов организованной преступности в современной России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2.с. 98-101, Богданов А.В. Хазов Е.Н. Роль мсто и значение оперативно-разыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5 с. 142-145., Богданов А.В., Хазов Е.Н. Незаконная миграция как одна из причин создания и деятельности организованной преступности на территории современной России Вестник Московского университета МВД России. 2015 № 4 с. 176-180. Богданов А.В., Турбина О.В., Хазов Е.Н. Оперативно розыскная деятельность по противодействию в сфере незаконной миграции на территории Российской Федерации Вестник Московского университета МВД России. 2015 № 4.с. 176-180,
11 Богданов А.В., Кочукаев Н.Т., Хазов Е.Н. Контрабанда наркотиков — одна из реальных угроз национальной безопасности России Вестник Московского университета МВД России. 2013 № 9.с. 152-156.
12 Михайлов Б.П, Богданов А.В., Завьялов И.А., Ильинский И.И., Хазов Е.Н., И.Л., Чикова Я.Н., Шаламов Р.Г., Закурдаев А.Н. ротиводействие органов внутренних дел Киберпреспре-ступности. Учебно-методическое пособие. Москва, 2015, 163 с.
13 Румянцев Н.В., Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н., Горшенева И.А., Саудаханов М.В., Егоров С.А., Миронов А.Л. Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств. Учебник М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
14 Абакумов О.Б., Богданов А.В., Волченков В.В., Воронцов А.В., Ефимкин М.С., Завьялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П, Турбина О.В., Хазов Е.Н.,Хромов И.Л., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда Понятие, генезис, оперативно-разыскное воздействие. Часть-1 монография / под ред. Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. (Серия «Научные издания для юристов»). М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 559 с.
15 Конвенции ООН от 15 ноября 2000 года Против транснациональной организованной преступности ( принята в Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН), Собрание законодательства РФ, 04.02. 2004, № 40, http://www.pravo.gov. т
16 Абакумов О.Б., Богданов А.В., Волченков В.В., Воронцов А.В., Ефимкин М.С., Завьялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П, Турбина О.В., Хазов Е.Н.,Хромов И.Л., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда Понятие, генезис, оперативно-разыскное воздействие. Часть-2 монография / под ред. Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. (Серия «Научные издания для юристов»). М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 560 с.
17 Румянцев Н.В., Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н., Горшенева И.А., Саудаханов М.В., Егоров С.А., Миронов А.Л. Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств. Учебник М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
18 Богданов А.В., Кочукаев Н.Т., Хазов Е.Н. Контрабанда наркотиков — одна из реальных угроз национальной безопасности России Вестник Московского университета МВД России. 2013 № 9.с. 152-156.