Научная статья на тему 'Современное состояние изучения вопросов религии народов Среднего Поволжья'

Современное состояние изучения вопросов религии народов Среднего Поволжья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
248
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ / НАРОДЫ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ / МИССИОНЕРСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / ИСЛАМ / METHODOLOGY / HISTORIOGRAPHY / CHRISTIANIZATION / THE NATIONS OF THE MIDDLE VOLGA / MISSIONARY / ORTHODOX CHRISTIANITY / ISLAM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таймасов Леонид Александрович

В статье рассмотрены современные исследования вопросов христианизации народов Среднего Поволжья в отечественной и зарубежной историографии. Показаны исторические условия изменения методологических подходов к исследованию этнорелигиозных проблем. Дана оценка публикаций рубежа XX-XXI вв., намечены наиболее актуальные направления изучения темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE PEOPLE EXPLORE ISSUES OF RELIGION MIDDLE VOLGA

The article deals with current research issues Christianization of the peoples of the Middle Volga region in domestic and foreign historiography. The historical conditions change metodologichsekih approaches to the study of ethno-religious problems. The estimation of publications boundary XXXXI centuries, Identified the most relevant directions of study subjects.

Текст научной работы на тему «Современное состояние изучения вопросов религии народов Среднего Поволжья»

технологии обучения, познавательно-развивающей, личностно-мотивированной и дифференцированной по содержанию и методам обучения.

Источники и литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Экономика». М., 2009.

2. Дорофеев Ф. Профессиональная компе-

тентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 30-33.

3. Евдокимова М.Г. Проблемы теории и практики информационно - коммуникационных технологий обучения иностранным языкам: монография. М., 2004. 312 с.

4. Озерова М.В. Содержание профессионально направленного обучения иностранному языку в неязыковом вузе / М.В. Озерова // Профессиональная коммуникация как цель обучения иностранному языку в неязыковом вузе: сб. науч. трудов. М., 2000. Вып. № 454. С. 23-32.

Semeonov A.A. TEACHING FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL COMMUNICATION AT THE OF HIGHER EDUCATION

The article deals with the teaching professional foreign language communication at the economic institute of higher education. The authors prove the necessity to teach a foreign language communication only by means of communication itself as it is one of the ways to provide cognitive, educational and developing aims of teaching.

Key words: foreign language communication, professional communication, competence, an economist, foreign language.

СЕМЕНОВ Анатолий Аркадьевич родился в 1954 г., окончил Алма-Атинский педагогический институт иностранных языков (1980), канд. пед. наук (2000), доцент (2003) кафедры мировой экономики и иностранных языков Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 32 работ.

УДК 266.3

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ РЕЛИГИИ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ*

Л. А. Таймасов

В статье рассмотрены современные исследования вопросов христианизации народов Среднего Поволжья в отечественной и зарубежной историографии. Показаны исторические условия изменения методологических подходов к исследованию этнорелигиозных проблем. Дана оценка публикаций рубежа ХХ-ХХ1 вв., намечены наиболее актуальные направления изучения темы.

Ключевые слова: методология; историография; христианизация; народы Среднего Поволжья; миссионерство; православие; ислам.

Вопросы христианизации нерусских народов Среднего Поволжья всегда привлекали внимание исследователей, поэтому историография темы достаточно обширная и многосложная. В разные исторические эпохи в зависимости от конкретной политической, идеологической ситуации менялись не только теоретические и методологические подходы, но и проблематика исследований. В предлагаемой читателю статье автор уделяет внимание современному состоянию изучения истории христианизации народов Среднего Поволжья.

В начале 90-х гг. ХХ в. с распадом Совет-

ского Союза и разрушением монополии коммунистической партии, в сфере духовной жизни появилась возможность преодолеть ранее сложившиеся стереотипы и идеологические шаблоны в рассмотрении вопросов религии и церкви. Масштабные социальноэкономические и общественно-политические преобразования в стране вызвали небывалый

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Исследование современных этнокон-фессиональных процессов в полиэтнических регионах России в условиях глобализации на материалах Чувашской Республики»), проект № 12-11-21009а/В.

рост религиозной активности населения, пробудили интерес к забытым страницам истории. Возникла необходимость с новых методологических позиций пересмотреть и переосмыслить многие устоявшиеся в предыдущую эпоху положения и выводы, приступить к ранее непопулярных тем. За последние два десятилетия опубликован ряд работ по истории Русской православной церкви1.

Изменение отношения к религии со стороны власти и общества наглядно проявляется в совместных государственно-церковных изданиях христианских, православных энциклопедий, словарей и другой массовой печатной продукции. Продолжалось изучение отдельных аспектов христианизации нерусских народов Среднего Поволжья и некоторых вопросов конфессиональных взаимоотно-шений2. Возрос интерес к истории монастырей. Значительный вклад в изучение монастырской колонизации Марийского Поволжья по материалам Спасо-Юнгинского монастыря сделали Г.Н. Айплатов и А.Г. Ива-нов3. Вопросы этнокультурных взаимодействий в регионе рассматривались в работах С.М. Михайловой4 и О.Н. Коршуновой5.

Этноконфессиональные процессы среди самарских чувашей были освещены в монографии Е.А. Ягафовой6. Конфессиональные

1 Толстой М.В. История русской церкви. Издание Валаамского монастыря, 1991; Римский С.В. Российская церковь в эпоху Великих Реформ. (Церковные реформы в России 1860-1870 гг.) М.,1996; Он же. Русская Православная церковь в XIX в. Ростов н/Д., 1997; Тальберг Д. История Русской церкви: [В 2 т.] [Репринт. Изд.]. М., 1994; Цыпин В. Русская православная церковь в 1917-1991 гг. М., 1994; Фирсов С.Л. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. М.: РХГИ, 1996; История русской церкви: В 11 т. М., 1994-1996.

2 Ислаев Ф.Г. Православные миссионеры в Поволжье. Казань, 1999; Он же. Ислам и православие в Поволжье XVIII столетия: от конфронтации к терпимости. Казань, 2002; Макаров Д.М. Самодержавие и христианизация народов Среднего Поволжья во второй половине XVI-

XVIII вв. Чебоксары, 2000; Таймасов Л.А. Христианизация чувашского народа в первой половине XIX в. Чебоксары, 1992.

3 Айплатов Г.Н., Иванов А.Г. Монастырская колонизация Марийского Поволжья. По материалам Спасо-Юнгинского монастыря Козьмодемьянского уезда 16251764 гг. Йошкар-Ола, 2000.

4 Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1972; Она же. Из истории формирования и развития передовой общественной мысли среди татар Поволжья (Просветительство 1800-1861 гг.). Казань, 1968.

5 Коршунова О.Н. Взаимодействие культур народов Поволжья и Приуралья в новое время: исторический аспект. Чебоксары, 2000.

6 Ягафова Е.А. Самарские чуваши. Самара, 1998; Она же. Чуваши-мусульмане в XVIII-XXI вв. Самара: ПГСГА, 2009.

аспекты в истории и культуре татарского народа получили обстоятельный анализ в трудах Д.М. Исхакова7. Проблему крещеных татар и воздействия ислама на нерусское население по материалам Симбирской губернии исследовал А.В. Кобзев8. Иллюстрированные научно-популярные издания о церквах и монастырях в республиках Среднего Поволжья, подготовленные Л.Ю. Браславским9, С. Б. Бахмустовым10, С. В. Стариковым и О. Г. Левенштейном11, стали превосходным справочным материалом для всех, кто интересуется историей религии и церкви в республиках Среднего Поволжья. Аналогичный справочник-указатель по церквам Удмуртии был подготовлен и в Ижевске12. Религиозную жизнь мордвы с середины XIX в. вплоть до наших дней проследила Е.Н. Мокшина13. Деятельность православного духовенства нерусских приходов на материалах Марийского края была представлена в работах С.М. Ва-синой14. Проблема межэтнических, межкон-фессиональных взаимоотношений в регионе получила отражение в исследованиях Г.А. Николаева, рассматривающего ее в плоскости этнопсихологического и социокультурного анализа15. Дореволюционную историографию

7 Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. Казань, 1997; Этнографические группы татар Волго-Уральского региона (Принципы выделения, формирование, расселение и демография). Казань, 1993; Он же. Феномен татарского джадидизма: Введение к социокультурному осмыслению. Казань, 1997.

8 Кобзев А.В. Возникновение мусульманских общин у «отпавших» крещеных татар во второй половине XIX в. // Историко-этнографические исследования Симбирского Поволжья. Ульяновск, 2002. С. 31-37; Он же. Особенности мусульманских обрядов «отпавших» крещеных татар // Там же. С. 53-61.

9 Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1998.

10 Бахмустов С.Б. Монастыри Мордовии. Саранск: Саран. кн. изд-во, 2000.

11 Стариков С.В., Левенштейн О.Г. Православные храмы и монастыри Марийского края. Йошкар-Ола, 2001.

12 Православные храмы Удмуртии: Справочник-указатель. Ижевск, 2000.

13 Мокшина Е.Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI в. Саранск: Морд. кн. изд-во, 2003.

14 Васина С.М. Миссионерская деятельность приходского духовенства Царевококшайского уезда Казанской губернии в XIX в. // Христианизация народов Среднего Поволжья и ее историческое значение. Йошкар-Ола, 2000. С. 67-74; Она же. Крестьянская община и приходское духовенство Марийского края в XIX веке // Проблемы аграрной истории и крестьянства Среднего Поволжья: сб. материалов VI регион. науч. конф. историков-аграрников Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 2002. С. 117-122.

15 Николаев Г.А. «Чувашская натура» в воспоминаниях И.Я. Яковлева: некоторые размышления и источниковедческие заметки // И.Я. Яковлев и проблемы яковлевове-дения. Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. ин-та гуман. наук, 2001. С. 19-42; Этнический и конфессиональный компоненты повседневной жизни средневолжской деревни второй

христианизации народов Среднего Поволжья проанализировал А. В. Зайцев16.

Позитивную роль просветителей эпохи буржуазной модернизации в развитии просвещения и культуры народов Среднего Поволжья отметили в своих трудах ученые региональных научных центров. В последнее десятилетие в связи с современными задачами развития образования значительно возрос интерес к историческому опыту деятельности просветителей из народа. В частности, при Чувашском государственном университете с 1995 г. действует лаборатория (с 1997 г. институт) И. Я. Яковлева, занимающаяся изучением научно-педагогического наследия видного просветителя17. Ряд интересных оценочных суждений о духовном наследии И. Я. Яковлева прозвучали в дни празднования его 150-летия18. Альтернативный подход к осмыслению проблем яковлевоведения, вопросов народной религии, этнопсихологии был представлен в статьях ученых Чувашского государственного института гуманитарных наук - А.П. Хузангая, Ю.В. Яковлева,

B.П. Никитина (Станьяла) и др.19 Вопросы просвещения отдельных народов Среднего Поволжья стали объектом научных изысканий региональных исследователей (Г. А. Александрова, И.В. Алметевой, П.А. Апокаева,

C. В. Грачева, Л. А. Ефимова, И. К. Загитуллина и др.)20. Авторы значительно расширили аспекты проблемы, предложили новые под-

половины XIX - начала XX столетий: к постановке проблемы // Христианизация народов Среднего Поволжья и ее историческое значение. Йошкар-Ола, 2000. С. 90-106; Богатство и богатые люди в представлениях средневолжского чувашского крестьянства второй половины XIX - начала XX вв. // Мир предпринимательства Поволжья в исторической ретроспективе. Чебоксары, 2002. С. 19-41.

16 Зайцев А.В. Дореволюционная историография христианизации народов Среднего Поволжья Чебоксары, 2009.

17 Кураков Л.П. Прометей из чуваш. Чебоксары, 1999; Он же. Интегрированное образование. Истоки и итоги. Чебоксары, 2000; Краснов Н.Г. Педагогическое наследие И.Я. Яковлева и становление национальной школы чувашского народа. Казань, 1995; Он же. Иван Яковлев и его потомки. Чебоксары, 1998; Димитриев В. Д. Просветитель чувашского народа И.Я. Яковлев. Чебоксары, 2002; [Яковлев И.Я.] С думой о народном просвещении. Из воспоминаний. Ч. 2. Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та, 1998; и др.

18 И.Я. Яковлев и духовный мир современного многонационального общества: тез. докл. Междунар. науч. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1998.

19 И.Я. Яковлев и проблемы яковлевоведения. Чебоксары: ЧГИГН, 2001; Яковлев Ю.В. Личность, способная увлечь за собой // Лик Чувашии. 1995. № 3; Никитин

В. П. (Станьял). Чувашская народная религия сардаш // Общество, государство, религия. Материалы науч.-теор. конф., посвященной 2000-летию христианства (16 марта 2000 г.). С. 96-112.

20 Александров Г.А. Чувашская интеллигенция: истоки.

Чебоксары, 1997; Алметева И.В. Система НИ. Ильминского

ходы в решении исследуемых задач, ввели в научный оборот новые документальные материалы.

Особый интерес исследователей продолжает вызывать миссионерско-просветительская деятельность Н.И. Ильминского. В частности, изучению его творческого наследия, исторического значения просветительской деятельности был посвящен ряд диссертационных исследований последнего десятиле-тия21 . Современная историография, как и прежде, не имеет единого подхода к обобщению исторической роли видного просветителя. Некоторые ученые продолжают видеть в нем апологета реакционной, колониальной, русификаторской политики ца-

ризма22 .

В связи с подготовкой к 2000-летию Рождества Христова были проведены специальные научные и научно-практические форумы по религиоведческим проблемам как международного, всероссийского, так и регионального уровня. Их материалы были опубликованы в ряде сборников23. В частно -сти, вопросам христианизации народов Среднего Поволжья была посвящена конференция в Йошкар-Оле и Чебоксарах, материалы которой обобщены в отдельных сбор-

применительно к школам Марийского края во второй половине XIX в. // Христианизация народов Среднего Поволжья и ее историческое значение: материалы регион. науч. конф. Йошкар-Ола, 23-24 ноября 2000 г. Йошкар-Ола, 2001. С.74-81; Учительские кадры марийских школ во второй половине XIX - начале ХХ вв.; Апокаев П.А. Образование и просветительское движение в Марийском крае (историко-редакторские очерки). Йошкар-Ола, 2002; Грачев С.В. Геополитика и просвещение нерусских народов Поволжья (60-е гг. XIX - начало ХХ вв.). Саранск, 2000; Ефимов Л. А. Системы просвещения нерусских народов и чувашские школы Поволжья и Приуралья в последней трети XIX - начале XX вв. Чебоксары, 1998; Загидуллин И.К. Татарская школа и русификаторская политика царизма во второй половине XIX в. // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. Казань, 1992. С.64-82.

21 Грачев С.В. Педагогическая система Н И. Иль-минского и ее развитие в теории и практике просвещения нерусских народов Поволжья (вторая половина XIX -начало XX вв.) (Рукопись дис.). Н. Новгород, 1995; Ефимова Л.А. Системы просвещения нерусских народов и чувашские школы Поволжья и Приуралья в последней трети XIX -начале XX вв. (Рукопись дис). Чебоксары, 1998; Павлова АН. Система НИ. Ильминского и ее реализация в школьном образовании нерусских народов Востока России. (Рукопись дис.). Чебоксары, 2002.

22 Абдуллин Я.Г. Православный миссионер Н И. Ильминский // Ислам в Поволжье. История и проблемы изучения. Казань, 2000. С. 209-220.

23 Православная жизнь русских крестьян XIX-XX вв.: итоги этнографических исследований. М., 2002; Православие и культура этноса: материалы междунар. науч. симп. (Москва 9-13 октября 2000 г.) // Ист. вестн. 2001. № 2-3 (13-14).; Православие и русская народная культура. Кн. 1-6. М., 1993-1996.

никах статей24. Вопросы христианско-исламского пограничья обсуждались на научном форуме в Казани25. В Ижевске изданы сборники материалов научно-практических конференций, посвященных Мултанскому делу26. История религии и духовной культуры народов Среднего Поволжья представлена в сборниках материалов международных и региональных научных форумов финно-угроведов27, историков-аграрников28.

Вопросы религии народов Среднего Поволжья рассматривались в центральных и региональных научных изданиях. Этнорелигиозная тематика представлена статьями теоретического, научно-постановочного, обобщающего характера в научных журналах «Советская этнография», «Отечественная история», «Ab Imperia» (Казань), «Финноугроведение» (Йошкар-Ола), «Марийский археографический вестник» (Йошкар-Ола), «Регионология» ( Саранск), в университетских вестниках региона Среднего Поволжья и Приуралья, в которых, опираясь на современные методы исследования, анализируются исторические парадигмы функционирования различных конфессий в полиэтнической среде.

Изменение ситуации в исследовании вопросов истории религии и церкви в Среднем Поволжье нашло яркое отражение и в диссертационных исследованиях последних лет29. Анализ работ по специальностям «оте-

24 Христианизация народов Среднего Поволжья и ее историческое значение: материалы регион. науч. конф. Йошкар-Ола, 2000; Общество, государство, религия: Материалы науч.-теор. конф., посвящ. 2000-летию христианства (16 марта 2000 г.).

25 Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения: сб. ст. Казань, 1994.

26 Мултанское дело: история и современный взгляд. Ижевск, 2000.

27 Узловые проблемы современного финноугроведения: материалы I Всерос. конф. финно-угроведов. Йошкар-Ола, 1995; Финно-угорский мир: история и современность: материалы II Всерос. конф. финно-угроведов. Саранск, 2000.

28 Проблемы аграрной истории и крестьянства Среднего Поволжья: сб. материалов VI регион. науч. конф. исто-риков-аграрников Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 2002.

29 Исхаков Р.Р. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в отношении мусульман Среднего

Поволжья в XIX - начале XX вв.; Камордин В.В. Православная концепция политического и социально-экономического развития России конца XIX - 40-х гг. XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 2002; Касимова Э.Г. Реализация государственной конфессиональной политики среди удмуртов, марийцев, татар Вятской губернии в 1870-1905 гг.: дис. канд. ист. наук / Э.Г. Касимова. Пермь, 2006; Кобзев А. В. Мусульмане Симбирской губернии во второй половине

XIX - начале XX вв. (Этноконфессиональный аспект): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ульяновск, 2003; Лаптун В.И. Развитие народного образования в Мордовии в конце XIX

- начале XX вв.»: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саранск,

1997; Макурина В.В. Миссионерская деятельность Русской

чественная история» и «этнография, этнология и антропология», посвященных этнорелигиозной проблематике, позволяет заявлять о значительном шаге вперед в изучении непопулярных в прошлом, но весьма актуальных сегодня тем. Современные диссертационные исследования отличает фактологическая обстоятельность, применение новых концептуальных и методологических подходов. Однако, на наш взгляд, некоторые авторы, огульно критикуя советскую историографию за атеистическую однобокость, сами уходят в другую крайность - стремятся изобразить события религиозной, церковной истории только светлыми красками, старательно затушевывая многие негативные явления. Такой подход, естественно, чреват искаженным освещением исторической действительности, ведет к определенной мифологизации религиозно-духовной жизни народов.

Современное историческое религиоведе -ние значительно пополнилось богословскими трудами. Церковь достаточно оперативно отреагировала на изменение религиозной ситуации в стране и пытается заполнить тот духовный вакуум, который образовался после развенчания коммунистической идеологии. Она стремится открыть россиянам богатейшее духовное наследие ушедших поколений.

православной церкви в Удмуртии во второй половине XIX

- начале ХХ вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук / В.В. Макурина. СПб., 2002; Москвина Л.П. Формирование и деятельность марийской национальной интеллигенции в конце XIX - начале XX вв.: автореф. дис. канд. ист. наук. Йошкар-Ола, 1998; Мотыка И.И. Миссионерско-просветительская деятельность русской православной церкви среди мордвы во второй половине XVI - начале

XX вв.: автореф. дис. д-ра ист. наук. Саранск, 2002; Павлова АН. Система НИ. Ильминского и ее реализация в школьном образовании нерусских народов Востока России: автореф. дис. ... канд. ист. наук / А. Н. Павлова. - Чебоксары, 2002; Пегенеева И.А. Монастырская вотчина Марийского края в конце XVI - начале XVIII вв.: автореф. дис. канд. ист. наук. Чебоксары, 2002; Радченко О.И. Православные монастыри Самарского края во II половине ХIX-XX вв.: автореф. дис. канд. ист. наук. Самара, 1997; Рощектаев А.В. Монастыри Казанской епархии в XIX - начале XX вв.: Хозяйственная деятельность: автореф. дис. канд. ист. наук. Казань, 2001; Таймасов Л. А. Христианское просвещение нерусских народов и этноконфессиональные процессы в Среднем Поволжье в последней четверти XVIII - начале ХХ вв.: дис. ... д-ра ист. наук / Л. А. Таймасов. - Чебоксары, 2004; Филиппов

С.А. Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX вв. (по материалам Самарской епархии): автореф. дис. канд. ист. наук. Самара, 2002; Чикурова О.В. Исторические аспекты взаимодействия ислама, христианства (православия) и язычества в Волго-Камье (на примере удмуртского этноса): автореф. дис. ... канд. ист. наук / О.В. Чикурова. - Пермь, 2004; Шилов Н.В. Этноконфессиональные процессы в Мордовии (XIX-XX вв.): автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1997; Шумилов Е.Ф. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы XVI-XX вв.: автореф. дис. д-ра ист. наук. Ижевск, 1996 и др.; Глухов М.С. Судьба гвардейцев

Научно-просветительские центры православия имеют сегодня превосходные полиграфические базы, периодические издания, internet-сайты, посредством которых разносторонняя информация доводится до верующих и до широкой общественности30. Современные издания РПЦ возвращают из забвения сочинения богословов, церковных историков, способствуя возрождению духовности российского общества31. Некоторые представители церковной иерархии в рассматриваемом нами регионе проводят большую просветительскую и научно-исследовательскую работу. В этом направлении особенно плодотворно трудится епископ саранский и мордовский Варсонофий32. Важное научно-познавательное значение имеют энциклопедические издания, осуществляемые с участием церкви33.

История православной миссии и вопросы этнополитических, этнокультурных процессов в Среднем Поволжье занимают видное место в зарубежной историографии. Сегодня во многих странах Европы, Азии, Америки существуют центры по изучению

Сеюмбике / М.С. Глухов. - Казань: Ватан, 1993; материалы казанской юбилейной историко-богословской конференции «История и человек в богословии и церковной науке». Казань: Изд-во Казан. епархии и православного братства св. Гурия Казанского, 1996; Этнические и конфессиональные традиции кряшен: история и современность: материалы научно-практич. конф. Казань, 2001; Современное кряшеноведение состояние, перспективы: материалы научной конф. 23 апреля 2005 г. г. Казань. Казань, 2005. и др.

30 Интернет-сайты сегодня имеют многие епархии РПЦ, в том числе и средневолжские (Казанская, Йошкар-Олинская и Марийская, Ижевская и Удмуртская). С изданиями Московской патриархии («Журнал Московской патриархии», «Церковный вестник» и др.), православных общественных организаций («Десятина», «Купина» и др.), некоторых епархиальных изданий («Православная Удмуртия», «Православная Чувашия», «Раифский вестник» и др.) может ознакомиться любой желающий, посетив сайт-страницы этих изданий в Интернете. Благодаря публикациям в компьютерной информационной сети были получены некоторые сведения для данной монографии.

31 Смирнов Петр (протоиерей). История христианской православной церкви. М.: Правосл. беседа, 1994; Тальберг Н. История русской церкви. (Holi Trinity Monastery. Jordanville. N.Y., 1959). Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря при участии товарищества «Светлячок», 1994; История православной церкви в XIX в. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1998; и др.

32 Варсонофий, епископ. Соч.: В 5 т. Саранск: Мордов. кн. изд-во. Т. 1. Возвращение из забытья: доклады, статьи, речи, обращения, интервью. 1995; Т. 2. Увещание к духовному исправлению. Послания. Проповеди. Поучения. 1995; Т. 3. Афон в жизни русской православной церкви в XIX -начале XX вв. 1995; Т. 4. Убеждение в истине. Проповеди. 1995; Т. 5. Уроки благодатной жизни. Проповеди. 1996.

33 Энциклопедия православной святости. Т. I-II. М.: Лик пресс, 1997; Православная энциклопедия. (Многотомное издание с участием иерархов церкви, государственных чиновников и ученых. В настоящее время издано 5 томов) М., 2000.

народов Восточной Европы и России34. После распада СССР исследователи из стран дальнего зарубежья получили возможность заниматься в архивах и библиотеках нашей страны. Хотя и в советское время на Западе уделяли внимание изучению многонациональных и полиэтнических регионов, в том числе и православного миссионерства35, но истекшие десятилетия можно назвать наиболее плодотворными в данном направлении. Западные исследователи в последние годы активно занимаются вопросами этнополити-ческой истории России в целом и ее регионов. Новое осмысление исторической парадигмы русского православия отразилось в работах западных авторов (Хопко Фома, Эллис Джейн), изданных в русском переводе36. В отдельных работах западных коллег присутствует односторонняя оценка места и роли церкви в жизни российского общества. Например, Р. Пайпс при изучении царской России одну из глав своей монографии посвятил церкви, роль которой представил слишком прямолинейно, назвав ее «служанкой государства»37 . Отдельные аспекты религии народов Среднего Поволжья получили отражение в трудах А. Каппелера38. Отношения православной церкви с татарами-мусульманами в начале

ХХ в. были затронуты в работах А. Беннигсена39.

34 American Association for the Advancement of Slavic Studies (USA) - Американская ассоциация поддержки славянских исследований (США); Institut fur Osteuropaische Geschichte, Universitat Wien (Osterreich) - Институт истории Восточной Европы, Венский университет (Австрия); Davis Center for Russian Studies, Harvard University (USA) - Центр Дэвиса по изучению России, Гарвардский университет (США); Center for Russian and East European Studies. Stanford University (USA) - Центр изучения России и Восточной Европы, Станфордский университет ( США); Abt. fur steuropeusche Geschichte. Historisches Seminar Universitat Kiel (Deutschland) - Исторический семинар по изучению восточноевропейской истории (Германия); Finnish Association for Russian and East European Studies (FAREES) -Финская ассоциация изучения России и Восточной Европы (Финляндия); Finnish Institute for Russian and East European Studies (FIREES) - Финский институт изучения России и Восточной Европы (Финляндия) и др.

35 Josef Glassik, Die Islammission der RussischOrthodoxen Kirche. 1959. Munster, Aschendorffsche Verlagsbuchhandlung. Harva U. «Die relig^sen Vorstellungen der Mordwinen». Helsinki, 1952.

36 Хопко Фома. Основы православия: пер. с англ. Минск, 1991; Эллис Джейн. Русская православная церковь: согласие и инакомыслие: пер. с англ. Лондон, 1990.

37 Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. С. 291-325.

38 Kappeler A. Ruslands erste Nationalitäten. Des Zarenreich und die Volker der Mittleren Wolga vom 16 bis 19 Jahrhundert. Koln; Wien, 1982; Он же: Rusland als Vielvoelkerreich. Entstehung - Geschichte - Zerfall. Verlag C.H. Beck. Munchen, 1993 (рус. пер.: Россия как многонациональная империя. Возникновение, история, распад. М., 1997).

39 Bennigsen A. Musulmans et missions ortodoxes en Russie orientale avant 1917. Essai de bibliographie critique; он же. The

Другой американский исследователь Ф. Брайн-Беннигсен, изучил деятельность миссионерских организаций в Поволжье среди татар40. В 1996 г. в Мичиганском университете (США) П. Верт защитил диссертацию о взаимодействии государства и православной миссии по утверждению православия в Волго-Камском регионе в 1825-1881 гг.41 В последующем он опубликовал монографию по теме своей диссертации, расширив хронологию до 1905 г.42 На материалах, извлеченных из архивов и библиотек Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Р. Джераси изучил роль Казани в христианском просвещении нерусских народов Поволжья43 . В определенной степени для нашей темы представляют интерес взгляды А. Франка на проблемы этноидентичности татар и башкир44. Немецкий исследователь Х. Ноак рассмотрел развитие национального движения среди мусульман Волго-Уральского региона: башкир и татар45. Содержательный сборник создал в 2007 г. Славянский исследовательский центр Хоккайдского университета (Япония). В нем, в частности, были представлены работы по истории и культуре поволжских народов46. Внимание к этноконфессио-нальным взаимоотношениям в Среднем Поволжье было вызвано религиозной активностью населения региона на рубеже XX-XXI вв., обострением национальных, конфессиональных проблем, свидетелями которых становились непосредственно сами исследователи47. Результаты научных изысканий зарубежных авторов были также обобщены в сборнике статей о религии в царской России, изданном под редакцией Р. Джераси и М. Ходарковского48 .

Muslims of European Russia and The Caucasus // Vukinich W.S. Russia end Asia. Essaus on the influence of Russia on the Asian Pioples. Stanford, 1972.

40 Брайн-Беннигсен Ф. Миссионерские организации в Поволжье // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань, 1994. С. 116-123.

41 Werth P. Subjects for Empire: Ortodox Mission and Imperial Governance in the Volga-Kama Region, 1825-1881. Ph.

D. diss., University of Michigan, 1996.

42 Werth P.W. At the Margins of Orthodoxy: Mission, Governance, and Confessional Politics in Russia's Volga-Kama Region, 1827-1905. Ithaca; London, 2001.

43 Geraci R. Window on the East: National and Imperial identities in Late Tsarist Russia. Ithaca; London, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 Frank A. Islamic Historiography and 'Bulghar' Identity among the Tatars and Bashkirs of Russia. Leiden; Boston; Koln, 1998.

45 Noack Ch. Musulmanischer Nationalismus im Russischen Reich. Nationsbildung und Nationbewegung bei Tataren und Baschkiren, 1861-1917. Stutgart, 2000.

46 Imperiology: from Empirical Knowledge to Discussing the Russian Empire / Slavic Research Center. Sapporo: Hokkaido University, 2007.

47 Frank A. Указ. соч. С. 8.

48 Of Region and Empire. Missions,conversion, end tolerance in Tsarist Russia / Edited by Robert P. Geraci and Michael

Khodarkovsky. Cornel University press. Itaca; London, 2001.

Из двенадцати работ сборника статьи П. Верта о возрождении язычества у марийцев, А. Ке-фели - о роли женщин в сохранении исламских традиций среди татар Поволжья, а также статьи М. Ходарковского, Р. Джераси о деятельности православной миссии среди народов Поволжья, Приуралья и Сибири представляют для нас особый интерес. Исследования зарубежных авторов значительно обогатили историографию темы новыми методологическими подходами, теоретическими обобщениями и выводами, которые, однако, не всегда бесспорны. Следует признать, что зарубежные ученые заметно продвинулись в современном осмыслении этнополитических процессов в региональном контексте. В наши дни наука стала более интернациональной: значительно выросло число международных научных форумов, нередко издаются совместные сборники трудов российских и зарубежных исследователей.

В современной науке, многие историки (Д.С. Чернавский, Г.Г. Малинецкий, Л.И. Бородкин, С.П. Капица, С.Ю. Малков, А.В. Ко-ротаев, П.В. Турчин, В.Г. Буданов, А.П. Наза-ретян и др.) при изучении общественных и культурных процессов предлагают активно использовать возможности концепций синергетики - достаточно универсальных математических моделей, разработанных в рамках теории нелинейных динамических систем и математической теории хаоса49. Внедрение новых методологических подходов, несомненно, откроет широкие горизонты для новых научных открытий.

Таким образом, вопросы истории религии народов Среднего Поволжья продолжают оставаться в центре внимания научного сообщества. Наиболее характерная особенность современной историографии - широкий диапазон рассматриваемых вопросов, основательность источниковой базы исследований, многообразие теоретических и методологических подходов. Снятие идеологических барьеров и развитие интеграционных процессов в мировой науке выводит российскую историографию на новый качественный уровень.

49 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986; Пригожин И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. Ижевск, 1999; Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке?// Синергетика и психология. Вып. 2. «Социальные процессы». М., 2000; Назаретян А.П. От будущего - к прошлому (Размышление о методе) // Общественные науки и современность. 2000, №3; Круг идей: Историческая информатика в информационном обществе. М., 2001; Репина Л.П. «Новая историческая наука и социальная история». М., 1998. С.27.

Taymasov L.A. THE CURRENT STATE PEOPLE EXPLORE ISSUES OF RELIGION MIDDLE VOLGA

The article deals with current research issues Christianization of the peoples of the Middle Volga region in domestic and foreign historiography. The historical conditions change metodologichsekih approaches to the study of ethno-religious problems. The estimation of publications boundary XX-

XXI centuries, Identified the most relevant directions of study subjects.

Key words: methodology, historiography, Christianization, the nations of the Middle Volga, missionary, Orthodox Christianity, Islam.

ТАЙМАСОВ Леонид Александрович родился в 1956 г., окончил Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (1983), д-р ист. наук (2004), доцент (1996), проректор по научной работе Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 110 работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.