Научная статья на тему 'Миссинерско-просветительские идеи Н. И. Ильминского'

Миссинерско-просветительские идеи Н. И. Ильминского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / RELIGION / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / ИСЛАМ / ISLAM / ЯЗЫЧЕСТВО / PAGANISM / МИССИОНЕРСТВО / MISSIONARY / ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / CHRISTIAN EDUCATION / НАРОДЫ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ / THE PEOPLES OF THE MIDDLE VOLGA REGION / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ETHNIC AND RELIGIOUS PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таймасов Леонид Александрович

Проанализированы взгляды Н.И. Ильминского на развитие этноконфессиональных процессов в Среднем Поволжье. Утверждается, что с переходом в православие на основе миссионерско-просветительской системы Ильминского народы Среднего Поволжья сохранили этническое самосознание и вобрали в себя достижения русско-православной культуры. Критическое осмысление опыта применения системы Ильминского актуально и в наши дни для понимания современных этнокультурных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISSINERSKO-RAISING IDEAS NI IL''MINSKOGO

The views of ni Ilminsky on the development of ethno-religious processes in the Middle Volga. it is argued that the transition to orthodoxy through missionary outreach of the peoples of the Middle Volga Ilminsky retained ethnic identity and absorbed achieving russian orthodox culture. critical reflection of experience with Ilminsky important in our day-to-understand modern ethno-cultural processes.

Текст научной работы на тему «Миссинерско-просветительские идеи Н. И. Ильминского»

УДК 266.3

миссинерско-просбетительские идеи н.и. ильминского

Л.А. Таймасов

Проанализированы взгляды Н.И. Ильминского на развитие этноконфессиональных процессов в Среднем Поволжье. Утверждается, что с переходом в православие на основе миссионер-ско-просветительской системы Ильминского народы Среднего Поволжья сохранили этническое самосознание и вобрали в себя достижения русско-православной культуры. Критическое осмысление опыта применения системы Ильминского актуально и в наши дни для понимания современных этнокультурных процессов.

Ключевые слова: религия; православие; ислам; язычество; миссионерство; христианское просвещение; народы Среднего Поволжья; этноконфессиональные процессы.

L.A. Taymasov. MISSINERSKO-RAISING IDEAS NI IL'MINSKOGO

The views of ni Ilminsky on the development of ethno-religious processes in the Middle Volga. it is argued that the transition to orthodoxy through missionary outreach of the peoples of the Middle Volga Ilminsky retained ethnic identity and absorbed achieving russian orthodox culture. critical reflection of experience with Ilminsky important in our day-to-understand modern ethno-cultural processes.

Keywords: religion; Orthodoxy; Islam; paganism; missionary; Christian education; the peoples of the Middle Volga region; ethnic and religious processes.

Изучение исторического опыта православного миссионерства позволит лучше понять характер современных этнокультурных процессов в Среднем Поволжье. В этой связи особый интерес представляют просветительские идеи Н.И. Ильминского.

Благодаря мерам христианского просвещения во второй половине XIX в. вектор конфессиональной ориентации крещеных народов Среднего Поволжья изменился в сторону православия. В данной статье рассмотрены взгляды Н.И. Ильминского, оказавшие воздействие на этноконфессиональные процессы.

В течение ряда веков путем проб и ошибок православная миссия выбирала наиболее действенные методы обращения «казанских иноверцев» в христианство. В середине XIX в. православное миссионерство стало активно использовать просветительские методы. Накануне буржуазных реформ Казанский архиепископ Григорий (Постников) предлагал более решительно внушать «иноверцам благотворность и истинную божественность веры православной». Он считал, что крещеные «инородцы» не знают славянского языка, на котором написаны все церковные службы. Принуждение их ходить в церковь на богослужения без должного наставления в вере будет иметь обратный, негативный результат. Архепископ Григорий настоятельно требовал от миссионеров и священников основательно изучить язык прихожан для достижения миссионерской цели [9].

Активным сторонником просветительских

идей Григория стал выпускник Казанской духовной академии Н.И. Ильминский, который по поручению своего духовного наставника начал разрабатывать миссионерские программы и проекты. Формирование его идей происходило в условиях динамичных социально-экономических и общественных перемен в стране. Вступление на путь капиталистического развития пробудило у нерусских народов интерес к истории, культуре, образованию. Большое воздействие на этот процесс оказала идея народности в педагогическом учении К.Д. Ушинского. В 1864 г. Н.И. Ильминский отметил пробуждение стремления нерусских народов к образованию и призывал: «направить его в свою сторону, доказать на опыте превосходство нашего образования и нашей религиозности» [5, с. 89]. Он предлагал создавать новую понятную и притягательную школу, с обучением на родном языке, для чего создавать образовательные, полезные и назидательные книги.

Утверждение нерусских народов в православии при помощи родного языка стало, по мнению Н.И. Ильминского, первым этапом их духовного обрусения. Он писал, что «религиозное движение сердца несравненно сильнее и глубже возбуждается, когда христианские истины слышатся инородцами на языке родном, нежели на русском... Как скоро в инородцах утвердились посредством родного языка христианские понятия и правила, они уже обрусели» [3, с. 204]. При этом духовное обрусение он понимал не как превращение «инородцев» в русских, а духовное единение российских народов на основе православия.

134

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №3(13)

По мнению Н.И. Ильминского, религиозные образы новокрещеных составляют сущность их мышления и основу их нравственности, поэтому, чтобы преподаваемые истины глубоко укоренились в сознании, необходимо эту данность понять и принять. Решение сложных миссионерско-просветительских задач он считал возможным только на основе родного языка: «Кто говорит с инородцем на их родном языке, того они легко понимают и могут убеждаться его доказательствами, потому что вместе со словами он употребляет их же элементы мысли» [7, с. 8]. Главную идею своей системы Н.И. Ильминский выразил в широко известной триаде: «Мои снаряды - инородческие книги, инородческое богослужение, инородческий причт церковный со священником во главе» [4, с. 178]. Сближение новокрещеных народов с русскими могло происходить только посредством христианской религии. Только в таком случае понятия «шаманствующих инородцев» могут быть ассимилированы христианством.

Просветительские идеи Н.И. Ильминского нашли отклик в сердцах зарождающейся национальной интеллигенции. Так, чувашский просветитель И.Я. Яковлев после встречи с Н.И. Ильминским окончательно утвердился в мысли о единственно верном и целесообразном пути миссионерства - «через народную школу, программа которой проникнута духом христианской (православной) религии» [13, с. 185].

Постепенно круг сторонников миссионерской начальной школы расширялся. Представители духовенства и национальной интеллигенции сходились во мнении, что школа должна была взять на себя некоторые семейные функции воспитания христианина. Система Ильминского противопоставляла традиционному языческому или мусульманскому воспитанию в семье христианское воспитание в школе. Поэтому в деятельности последних должны были учитываться национальные традиции, обычаи, образ жизни, психология. В этой связи учителей предлагалось готовить из среды новокрещеных народов, либо из числа лиц, хорошо владеющих языком учащихся.

Начальное обучение осуществлялось на родном языке с одновременным изучением русского языка. После достаточного усвоения грамоты все преподавание осуществлялось на русском языке. Однако вся программа школьного обучения и воспитания должна была иметь исключительно религиозно-миссионерский характер, так как перед начальной школой ставилась задача добиваться развития религиозного чувства, а не ума. Ученик прежде всего должен был набраться христианского духа, принять догмы православия [13].

Утверждение в 1870 г. системы Ильмин-ского в качестве церковно-государственной миссионерской программы вызвало протест в среде консерваторов, ревностно защищавших старые методы национально-колониальной политики. Система Ильминского воспринималась ими как крамола, нарушавшая священные государственные принципы русификации и открывающая путь к сепаратизму нерусских народов [5]. Они полагали, что создание письменности нерусских народов и просвещение на родном языке приведет к развитию умственных способностей «инородцев», появлению национальной интеллигенции, развитию самобытной национальной культуры, распространению национально-освободительных идей.

Противоречие в вопросах христианизации нерусских народов отражалось в дискуссиях, которые то и дело выплескивались на страницы печати. Так, Н.И. Ильминский, полемизируя с оппонентами, стремившимися «обрусить инородцев», высказал идею их «обрусения». Обрусители, по его мнению, действовали методом внешнего насильственного воздействия на «иноверцев». Он же рассматривал «обрусение» как восприятие ими православия, языка, а затем и обычаев русских через просвещение, которое в далекой перспективе приводило к единению православных народов. Критикуя жесткие сиюминутные меры, лишенные успеха, он настаивал на духовном обрусении. Он считал, что обрусение инородцев произойдет постепенно по мере сознательного и убежденного усвоения русского православного идеала [3]. И.Я. Яковлев вспоминал, что Н.И. Ильмин-ский в первую же неделю их знакомства дал прочесть свое письмо к министру народного просвещения и обер-прокурору Синода графу Д.А. Толстому, в котором говорилось, что «русским инородцам надо привить все то хорошее, что есть у русских, сохранив у них все их хорошее, историческое, национальное» [13, с. 179]. Однако попечитель Казанского учебного округа П.Д. Шестаков отговорил тогда Ильминско-го посылать это письмо, чтобы не раздражать высокопоставленных лиц, придерживавшихся русификаторских идей.

Важное внимание в полиэтническом регионе Н.И. Ильминский придавал совместному обучению детей разных народов. При его директорстве Казанскую инородческую учительскую семинарию окончили 554 человека, из которых 332 русских и 222 представителя других народов (56 татар, 68 чувашей, 47 марийцев, 12 удмуртов, 30 мордвы, 2 калмыка, 4 алтайца) [11]. Большое внимание уделялось воспитанию межэтнической толерантности. В последующем

опыт работы Казанской учительской семинарии широко использовался в других учебных заведениях многонационального региона.

Реализация системы Н.И. Ильминского привела к формированию новых принципов, форм и методов просвещения. Его новаторские идеи нашли поддержку в лице русских просветителей-демократов того времени И.А. Износкова, И.Н. Ульянова, Д.П. Шестакова и др. Его учениками были первые педагоги и священнослужители из нерусских народов: чуваши - И.Я. Яковлев и Д.Ф. Филимонов, мордва - А.Ф. Юртов и М.Е. Евсевьев, марийцы - С. Чавайн и В.М. Васильев, удмурт - Г.Е. Верещагин, крещеный татарин В.Т. Тимофеев и многие другие. Они развивали идеи учителя для просвещения родных народов [12].

Благодаря системе Ильминского значительно возросли публикации в региональной периодической печати произведений о народной культуре и религии, увеличилось количество изданий на языках новокрещеных народов. Во второй половине XIX - начале ХХ в. велась активная работа над переводами книг Священного Писания. На чувашский язык переводили Н.И. Золотницкий, М.Д. Дмитриев, И.Я. Яковлев, С.Н. Тимрясов, А.В. Рекеев, Д.Ф. Филимонов, на татарский -Н.И. Ильминский, Г.С. Саблуков, В.Т. Тимофеев, на марийский - Г.Я. Яковлев, И.М. Кедров, П.И. Ерусланов, на удмуртский - Н.Н. Блинов, на мордовский - А.Ф. Юртов, М.Е. Евсевьев [1; 2; 10; 11; 12]. Эти просветители, вооруженные идеями Н.И. Ильминского, заложили фундамент новой национальной культуры народов Среднего Поволжья.

Таким образом, Н.И. Ильминский заложил основу просвещения народов Среднего Поволжья. Благодаря его просветительской системе формировались национальные кадры интеллигенции, развивалась профессиональная культура. По мнению А. Каппелера, система Н.И. Ильминского, определяемая формулой «национальная по форме, православная по содержанию», получила свое продолжение в национальной политике советского государства. В.И. Ленин, чей отец принимал активное участие в организации чувашских школ, систему Ильминского применил на практике под девизом «национальное по форме, коммунистическое по содержанию» [5, с. 195].

Реализация системы Ильминского привела к возникновению конфессионального сообщества православных россиян, которые сохранив этническое самосознание, вобрали в себя достижения русско-православной культуры. Выравнивание образовательного, культурного уровня российских народов, несомненно, следует рассматривать как важный фактор межкультурного диалога. Наследие Н.И. Ильминского не теряет своей актуальности и в наши дни. Из критического изучения опыта применения системы Ильминского можно извлечь полезные уроки в организации школьного образования и воспитания в современной национальной школе и понимать особенности этнической культуры поволжских народов.

Список литературы

1. Апакаев П.А. Образование и просветительское движение в Марийском крае (историко-пе-дагогические очерки). Йошкар-Ола, 2002.

2. Беззубое В.И. Научно-педагогическая деятельность М.Е. Евсевьева. Саранск, 1960.

3. Знаменский П. На память о Н.И. Ильмин-ском. Казань, 1892.

4. Ильминский Н.И. Письма к Обер-Прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву. Казань, 1895.

5. К десятилетию со дня кончины Николая Ивановича Ильминского // Православный благо-вестник. 1901. № 17.

6. Каппелер А. Россия - многонациональная империя. М., 2000.

7. Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. Чебоксары, 1992.

8. Материалы для истории христианского просвещения татар. Казань, 1864.

9.Можаровский А.Ф. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 год. М., 1880.

10. Очерки истории образования и педагогической мысли в Мордовском крае (середина XVI - начало XX в.). Саранск, 2001.

11. Рогачев В.И. Истоки /К проблеме историко-культурного и филологического наследия М.Е. Евсевьева. Саранск, 2002.

12. Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004.

13. ЯковлевИ.Я. Моя жизнь. М., 1998.

ТАЙМАСОВ Леонид Александрович - доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: taimasov@rucoop.ru

TAYMASOV, Leonid Aleksandrovich - Doctor of Historical Sciences, Professor, Vice Rector for Scientific Work. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: taimasov@rucoop.ru

1З6

Вестник Российского университета кооперации. 2013. №3(13)

УДК 378.147

качество как основа учебного процесса

Е.А. Ширманова

Рассмотрены качественные параметры организации учебного процесса. Приведены подходы к проблеме управления качеством образования в вузе. Особое внимание уделено значению внедрения системы менеджмента качества, международных средств подтверждения качества образования. Предложены пути повышения репутации вуза как надежного поставщика высококачественных специалистов.

Ключевые слова: учебный процесс; система менеджмента качества; профессиональное образование; вуз; международный стандарт качества; конкуренция; организация; результативность.

E.A. Shirmanova. QUALITY AS BASIS OF EDUCATIONAL PROCESS

Considered qualitative parameters of the educational process. Approaches to managing the quality of education at the university. Particular attention is paid to the importance of implementing the quality management system, the international media confirm the quality of education. Suggested ways to improve the reputation of the university as a reliable supplier of high-quality professionals.

Keywords: educational process; quality management system; vocational training; university; an international standard of quality; competition; organization effectiveness.

Современный мир пришел к осознанию того, что от образования зависят перспективы развития всего человечества, так как именно образование формирует основные черты социума, создает материально-техническую, культурную основу общества. От качества образования зависит качество отдельного человека, качество жизни общества. Особенно это касается высшего профессионального образования, которое готовит специалистов для всех сфер жизнедеятельности общества.

На сегодняшний день в системе высшего образования России существует ряд подходов к проблеме управления качеством образования в вузе [3]:

- первый подход: контроль за качеством подготовки выпускников вуза [5];

- второй подход: контроль за качеством образовательного процесса в вузе [4];

- третий подход: мониторинг качества образования в вузе [6];

- четвертый подход: управление на основе рекомендаций «Самооценка деятельности организации на соответствие критериям премий Правительства Российской Федерации в области качества» [7];

- пятый подход: управление на основе создания и совершенствования системы управления качеством образования в вузе [2].

В целом ряде российских вузов основной тенденцией последнего десятилетия является введение стандартов, связанных с системой оценки, как ожидаемых, планируемых образовательных достижений или результатов обучения. Создание систем управления качеством подготовки специалистов базируется на требованиях международ-

ных стандартов качества ISO 9000, на принципах всеобщего менеджмента качества (Total Qualiti Management) и на модели европейского фонда по менеджменту качества (EFQM).

Международный стандарт серии ISO 9000:2008 [1] определяет категорию «качество» как «степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям». Применительно к процессу образования можно говорить о качестве как социальной, философской, экономической и педагогической категории.

Сегодня повышение качества образовательных услуг вузов рассматривается как стратегическая цель в рамках государственных задач и как средство обеспечения жизнедеятельности, развития и процветания вуза в рамках задач самого учебного заведения.

Для того, чтобы функционирование организации было успешным, необходимо управлять ею системным и наглядным образом. Управление организацией, наряду с другими аспектами менеджмента, включает в себя менеджмент качества.

Система менеджмента качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления политики в области качества с помощью планирования, управления, обеспечения и улучшения качества [1].

В связи с этим в основе конкурентной стратегии современных вузов лежит ориентация на качество через создание и внедрение системы менеджмента качества. Система менеджмента качества призвана в первую очередь повышать результативность деятельности вуза и качество предоставляемых услуг. Результативная и эф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.