УДК 339.543
БСИ 10.24866/1815-0683/2020-2/79-89 Н.В. БЕРЛОВА*
Совершенствование защиты отечественного рынка от ввоза санкционных товаров
Рассматриваются проблемы в области незаконного оборота товаров на территории России в связи с введением санкций. Предложены меры по совершенствованию защиты отечественного рынка от санкционных товаров в рамках осуществления таможенного контроля.
Ключевые слова: санкции, незаконный оборот, товары, таможенные органы.
N. V. BERLOVA
Improving the Protection of the Domestic
Market from Import of Sanctioned Goods
The article deals with problems in the field of illicit traffic of goods on the territory of Russia in view of imposed sanctions. Measures to improve the protection of the domestic market from sanctioned goods within customs control are proposed.
Keywords: sanctions, illicit traffic, goods, customs authorities.
БЕРЛОВА Наталья Викторовна -доцент, кандидат технических наук, заведующий кафедрой товароведения и таможенной экспертизы. [email protected].
BERLOVA N. V. - Docent, Candidate of Engineering Sciences, Head of the Department of Commodity Research and Customs Assessment.
Внешнеэкономические аспекты национальной безопасности любой страны выступают одной из самых важных составных частей системы экономической безопасности государства. На современном этапе экономическая безопасность служит гарантией независимости страны и определяет возможность ведения самостоятельной экономической политики1.
* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, Russian Federation, 690034.
1 URL: https://prioritetspb.ru/2018/11/tovary-zapreshhennye-k-vvozu-v-rossiyu/ (дата обращения: 14.03.2020).
Присоединение к Российской Федерации полуострова Крым и политические события в 2014 г. в Украине способствовали обострению международных отношений между ведущими мировыми государствами. Соединенные Штаты Америки и Европейский союз расценили факт присоединения Крыма как нарушение территориальной независимости Украины, в связи с чем в отношении России были применены международно-правовые санкции политического и экономического характера [9].
В работе А. А. Гурьяновой, С. О. Кислицыной указано, что «в общем контексте экономические санкции определяются как ограничительные меры экономического характера, применяемые страной или группой стран к другой стране или группе стран с целью вынудить правительства стран-объектов санкций изменить свою политику» [2]. Санкции означают финансовые, торговые, визовые и другие ограничения, налагаемые в политических целях. Такие ограничения были введены странами-инициаторами в отношении определенных секторов российской экономики, в отношении отдельных лиц и компаний в России, а также их партнеров и контрагентов за рубежом. Общая цель санкций - нанести ущерб экономике России [9]. Инициаторами введения санкций стали руководители США, главной целью которых было изолировать Россию на мировой арене. Санкции были также поддержаны странами-сателлитами США, такими как Австралия, Япония, Канада, а также странами - кандидатами в Европейский союз.
В ответ на экономические санкции Россия ввела продовольственное эмбарго, содержанием которого явился запрет ввоза мясной и молочной продукции, рыбы, фруктов, овощей и орехов из стран ЕС, США, Австралии, Канады, Норвегии и др. Заметим, что товарное эмбарго относится к нетарифным мерам таможенного регулирования. Данные действия Правительства Российской Федерации направлены на защиту отечественных производителей и наращивание производственных мощностей, в том числе за счет импортозамещения [2]. Однако введение продовольственного эмбарго привело к увеличению объемов нелегального ввоза «санкци-онных» товаров на территорию России через другие страны. Это объясняется тем, что Россия ввела санкции в одностороннем порядке, в то время как остальные государства - члены Евразийского экономического союза к ним не присоединились. После ввода экономических санкций таможенная служба пытается пресечь поставку в Россию нелегального продовольствия, однако значительная протяженность границ, разнообразие видов контрабанды и недостаточная проработка методов противодействия ввозу санкционных продуктов не дают значительных результатов.
Таким образом, исследование проблем в области незаконного оборота товаров на территории России в связи с введением санкций и разработка мер по совершенствованию защиты отечественного рынка
от санкционных продовольственных товаров в рамках осуществления таможенного контроля является актуальным и важным в сфере таможенного дела.
Санкционные товары - это отдельные виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются государства, принявшие решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившиеся к такому решению [5].
На основании постановления Правительства РФ от 07.08.2014 № 778, санкционные товары внесены в список запрещенных товаров к ввозу на территорию РФ. Данный список действует до 31 декабря 2020 г.2 Отметим, что списки запрещенных товаров не статичны и периодически изменяются. Перечень стран, в отношении которых в РФ действуют специальные экономические меры, заключающиеся в введении эмбарго на ввоз продовольственных товаров, включает следующие страны: Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн.
На национальном уровне защиту отечественного рынка РФ от перемещаемых санкционных товаров определяют следующие документы:
- Указ Президента РФ от 6.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», в котором регулируется ввоз на территорию РФ отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Ввоз разрешается при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию РФ в третьи страны в соответствии с порядком осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, установленным Правительством РФ, при условии обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов;
- Указ Президента РФ от 29.06.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» устанавливает, что сельскохозяйственная продукция, сырье и пищевые продукты, ввозимые на территорию Российской
2 О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420 и от 24 июня 2019 г. № 293: постановление Правительства РФ от 07.08.2014 № 778. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Федерации, страной происхождения которой является государство, принявшее решение о наложении экономических санкций против российских юридических и/или физических лиц, или присоединившиеся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию РФ, подлежат уничтожению с 6.08.2015;
- постановление Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420 и от 24 июня 2019 г. № 293» устанавливает список запрещенных к ввозу в РФ товаров, а также перечень стран, в отношении которых в РФ действуют специальные экономические меры;
- постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 774 «Об утверждении Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2020 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию».
Отметим, что реализация установленных президентом РФ специальных экономических мер является одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов.
На сегодняшний день средний ежегодный прирост импорта товаров, подпадающих под эмбарго, на территории России за период 2017-2019 гг. составляет 1,2 % (рис. 1).
300 000 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000 0
23.1' ....
219171,99 ■ ' ■, - -
=
= = =
2017 г. 2018 г. 20199 г.
Рис. 1. Общее количество ввозимых в Россию товаров,подпадающих под эмбарго, т [6]
Из данных рис. 1 видно, что в 2019 г. объем импорта санкцион-ных товаров составил 263 214,65 т, что на 141 % выше показателя 2018 г. Увеличение количества ввозимых товаров, подпадающих под запрет ввоза,
обусловлено реализацией новых незаконных способов провоза санкцион-ных товаров, таких как «двойная сертификация», импорт товаров «прикрытия» или предоставление поддельных документов таможенному органу.
Чаще всего в РФ ввозятся такие санкционные товары, как мясо и пищевые мясные субпродукты, рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные, фрукты и орехи, а также пищевые продукты, не содержащие молочных жиров, или содержащие менее 1,5 масс. % молочного жира, 5 масс. % сахарозы или изоглюкозы или крахмала (например, вкусо-ароматические порошки для приготовления напитков). Так, импорт рыбы в 2019 г. увеличился на 25 728,86 т, что в 2,9 раза больше по сравнению с 2018 г., и в 3,6 раза больше показателя 2017 г. [6].
Чаще всего в РФ импортируются санкционные товары из Аргентины, Бразилии, Индии, Китая, Кореи, Новой Зеландии, Пакистана, Парагвая, Чили, Эквадора, ЮАР и Японии (рис. 2).
70 000 60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0
^ ^ / ч/ ^ О^ ^
/ ^ ^ ^ о/ У ^ У 43 ^
Ш 1 2 3
Рис. 2. Географическое распределение импорта товаров, подпадающих под эмбарго, т: 1 - 2017 г., 2 - 2018 г., 3 - 2019 г. [6]
Таможенные органы обеспечивают защиту отечественного рынка от санкционных товаров в рамках осуществления таможенного контроля посредством создания и функционирования мобильных групп и взаимодействия с иными контролирующими органами [8].
Одним из направлений деятельности подразделений таможенных органов для обеспечения защиты отечественного рынка от перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС санкционных товаров в рамках осуществления таможенного контроля после выпуска является создание мобильных групп в регионах деятельности Центрального таможенного управления (ЦТУ), Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) и СевероКавказского таможенного управления (СКТУ), в обязанность которых входит осуществление контроля за перемещением грузов автомобильным
транспортом [7]. На сегодняшний день на территории России функционируют 35 мобильных групп в 25 регионах страны, в состав которых входят должностные лица оперативно-розыскных подразделений, подразделений, осуществляющих контроль по делам об административных правонарушениях, контроль после выпуска, номенклатуры товаров и, при необходимости, эксперты и кинологи. Управление деятельностью мобильных групп осуществляет Главное управление контроля после выпуска товаров ФТС России.
Мобильные группы созданы и функционируют для принятия оперативных мер по обеспечению таможенными органами контроля за перемещением грузов на дорогах общего пользования на всех участках основного логистического маршрута движения импортируемых товаров в субъектах в регионе деятельности указанных региональных управлений. Такие группы функционируют в виде мобильных комплексов на базе транспортных средств, оснащенных техническими средствами таможенного контроля, позволяющих проводить проверочные мероприятия в удалении от стационарных пунктов пропуска [4].
Необходимо признать, что основной поток перемещения санкцион-ных товаров происходит через государства ЕАЭС, с которыми у России отсутствует таможенная граница, поэтому мобильными группами осуществляется особенно тщательный контроль тех мест, которые находятся вблизи российско-казахстанского и российско-белорусского участков государственной границы России.
Из Республики Беларусь поставляются на отечественный рынок такие товары, как мясо и пищевые субпродукты домашней птицы (товарная позиция 0207 ТН ВЭД), молочные сыворотки, сгущенные или не сгущенные, сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока (товарная позиция 0405 ТН ВЭД), сыры и творог (товарная позиция 0406 ТН ВЭД). В Республику Беларусь перечисленные товары импортируются из Аргентины, Бразилии, Китая, Парагвая, из Уругвая и Новой Зеландии.
Из Республики Казахстан в 2019 г. в РФ ввозились такие товары, подпадающие под санкции, как сыры и творог (товарная позиция 0406 ТН ВЭД) и соль (товарная позиция 2501ТН ВЭД) из Уругвая, Австралии, Израиля, Индии, Китая, Мексики, Пакистана, Республики Корея.
В 2019 г. в рамках взаимной торговли с государствами - членами ЕАЭС на отечественный рынок ввезено 7 843,2 т товаров, подпадающих под продовольственное эмбарго, что составляет 29,7 % общего объема импортных санкционных продовольственных товаров. Это связано с неприсоединением государств - членов ЕАЭС к принятым Россией санкциям в отношении некоторых государств. Тем самым именно единая таможенная территория позволяет незаконно импортировать товары, указанные в постановлении правительства № 778.
Данные по количеству выявленных мобильными группами запрещенных к ввозу в РФ и санкционных товаров за период 2017-2019 гг. представлены в табл. 1.
Табпица 1
Количество выявленных мобильными группами запрещенных и санкционных товаров за период 2017-2019 гг., тыс. т [6]
Выявлено товаров 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Запрещенных к ввозу в РФ 41,3 71,9 105,2
Санкционных 9,6 7,2 3,9
Как показывают данные табл. 1, оперативно-розыскные группы таможенных органов выявили на территории РФ в 2019 г. 105,2 тыс. т запрещенной продукции, что в 1,46 раза больше показателя 2018 г. Количество выявленных санкционных товаров уменьшилось в 2019 г. почти вдвое по сравнению с 2018 г. Можно предположить, что уменьшение обусловливается реализацией новых схем импорта продовольственных товаров, которые поставляются на отечественный рынок России путем «двойной сертификации» или с помощью поддельных документов или других способов, не связанных с перемещением продукции на транспортном средстве.
В соответствии с указом президента РФ от 29.07.2015 № 391 и постановлениями Правительства РФ от 30.11.2015 № 1296, от 7.08.2014 № 778 установлено, что с 6.08.2015 сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, запрещенные к ввозу на российскую территорию, подлежат уничтожению. Исключение составляют только товары для личного пользования, а также транзитная продукция, на которые имеются ветеринарные и фитосанитарные сопроводительные документы.
При выявлении санкционных товаров на территории России таможенные органы применяют следующие меры - возвращение в сопредельные государства и уничтожение товаров. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2015 № 774 разработаны правила уничтожения санкционной продукции. На основании данного документа в 2018 г. было уничтожено 4,7 тыс. т санкционных продовольственных товаров. Одним из вариантов уничтожения таких товаров является сожжение или отправка на полигон бытовых отходов и дальнейшая переработка.
В табл. 2 указаны данные по количеству продукции, подпадающей под действие товарного эмбарго, возвращенной в сопредельные государства и уничтоженной таможенными органами по результатам работы мобильных групп за период 2017-2019 гг.
Так, в 2019 г. 93,3 тыс. т запрещенных товаров таможенные органы вернули в сопредельные государства и 6,6 тыс. т подвергли уничтожению. Как один из вариантов, таможенные органы возвращают такие товары
в сопредельные государства с целью защиты от проникновения и распространения возможных опасных карантинных вредителей и объектов. Например, в 2018 г. в Калининградской области задержали 18,5 т томатов из Италии, зараженных южноамериканской томатной молью. Таможенные органы вернули зараженную продукцию обратно в Италию [1].
Таблица 2
Количество санкционных товаров, возвращенных в сопредельные государства и уничтоженных за период 2017-2019 гг., тыс. т [3]
Товары 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Возвращенные в сопредельные государства 31,6 64,1 93,3
Уничтоженные 8 4,7 6,6
В регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) в 2019 г. санкционная продукция импортировалась на отечественный рынок через Владивостокскую и Бурятскую таможни. За 2019 г. было пресечено 18 попыток ввоза таких товаров общим весом 313 т. 13 партий товара (272,5 т) возвращены таможенными органами в Республику Беларусь, 5 партий (40,5 т) были изъяты и уничтожены. В регион деятельности данных таможен санкционные товары поступают из сопредельных государств, в большей степени из Китая.
Проанализируем работу таможенных органов в регионе деятельности ДВТУ в рамках соблюдения требований защиты отечественного рынка от санкционных товаров на примере Владивостокской таможни. В целях недопущения ввоза сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются стр-аны, которые поименованы в указах президента РФ от 24.06.2015 № 360 и от 06.08.2014 № 560, проводятся следующие мероприятия:
- на постоянной основе проводятся мониторинги электронных баз деклараций на товары в части проверки достоверности заявляемых при таможенном декларировании сведений о наименовании, коде ТН ВЭД ЕАЭС, стране происхождения с целью выявления товаров «прикрытия» из стран, поименованных в указах президента РФ;
- по итогам работы ежемесячно осуществляется мониторинг таможенного декларирования товаров, товарные позиции которых включены в постановление Правительства РФ от 07.08.2014 № 778;
- в соответствии с письмом ФТС России от 10.04.2017 № 06-30/17982, проводится мониторинг таможенного декларирования товаров по кодам товаров «прикрытия». Например, в 2017 г. в ходе проведения проверочных мероприятий в процессе таможенного декларирования было проведено уничтожение товара (готовые изделия, содержащие какао, овощи
и предназначенные для производства или приготовления напитков, производства США, количество - 1 238 кг вес нетто, 1 380 кг вес брутто), подпадающего под действие указа президента России от 06.08.2014 № 560 [6].
За период 2017-2019 гг. Владивостокской таможней было проведено 972 таможенных досмотра товаров, включенных в постановление Правительства РФ от 07.08.2014 № 778. Номенклатура досмотренных товаров включала свежие фрукты и овощи, а также мясо домашней птицы и крупного рогатого скота, рыбу мороженную и молочные продукты. Отметим, что за нарушение данного постановления на территории России предусмотрена административная и уголовная ответственность, регулируемая ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ч. 1 ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Возбуждение административных и уголовных дел является, в основном, результатом деятельности организованных мобильных групп. За период 20172019 гг. по результатам правоохранительной деятельности в области защиты отечественного рынка от санкционных товаров возбуждено 2 140 дел об административных правонарушениях и 86 уголовных дел.
Следующим направлением для обеспечения защиты отечественного рынка от ввоза на территорию РФ санкционной продукции является взаимодействие таможенных органов с такими подразделениями, как Пограничная служба Федеральной службы безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также с сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, наделенными правом остановки транспортных средств. В целях выявления товаров (тайников и скрытых вложений), запрещенных к ввозу в РФ, в рамках работы организовано взаимодействие с подразделениями кинологической службы таможенных органов. Для мониторинга маршрутов транспортных средств применяются комплексы беспилотной авиации Росгвардии [2].
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также то, что ввоз санк-ционной продукции на отечественный рынок увеличился в 2019 г. в 1,4 раза по сравнению с 2018 г. и в 1,2 раза с 2017 г. [6], можно сделать вывод, что существует ряд проблем в сфере защиты отечественного рынка от санкцион-ных товаров, которые требуют решения.
Для решения проблемы увеличения импорта санкционной продукции в РФ через государства - члены ЕАЭС, а именно через Республику Беларусь и Республику Казахстан, целесообразно разработать официальный документ государств - членов ЕАЭС, в котором должны быть определены обязательства сторон при введении в одностороннем порядке одним
из государств - членов ЕАЭС запретов или ограничений в отношении ввоза, вывоза или транзита товаров.
В настоящий момент существуют несколько схем поставок санкци-онной продукции на территорию РФ, одной из которых является ее ввоз по поддельным документам с последующей перемаркировкой страны-производителя на товарной упаковке, переклеиванием товарных ярлыков, удалением эмблем и этикеток производителя. Для контроля перемещения санкционной продукции необходимо проверять страну происхождения товаров, а также фитосанитарные и иные документы, сертификаты или декларации соответствия.
В целях совершенствования таможенного контроля запрещенных к ввозу, в том числе санкционных, товаров, необходимо обеспечить про-слеживаемость движения этих товаров по единой таможенной территории.
По мнению А. А. Гурьяновой, С. О. Кислицыной, «одной из новейших разработок, предоставляющих возможность контролировать движение товаров от границы до потребителя и предотвращать потенциальные нарушения, является сквозной идентификатор товарной партии. Данный способ контроля предполагает присвоение каждой ввозимой партии товаров уникального кода, который в дальнейшем при совершении различных операций и помещении товаров под таможенные процедуры дополняется соответствующим цифровым обозначением. Практическое применение такой меры еще не было осуществлено таможенными органами» [2]. Внесение сведений в товаросопроводительные документы с учетом внесения сквозного идентификатора товарной партии позволит обеспечить контроль продовольственных товаров от момента их импорта на таможенную территорию ЕАЭС до реализации в розничной торговле в любом из государств - членов ЕАЭС.
Одной из проблем поставки санкционной продукции на отечественный рынок является ввоз товаров через государства - члены ЕАЭС, в основном через Республику Беларусь. Этот способ включает такие схемы импорта запрещенных товаров, как подделка документов, «двойная сертификация» или переработка сырья и готового продукта для изменения страны происхождения товара посредством изменения четырех знаков в классификационном коде. В основном участники ВЭД России, которые пытаются реализовать санкционные товары, взаимодействуют с белорусскими предприятиями, занимающимися незаконными операциями с товарами, подпадающими под санкции, для их поставки на отечественный рынок. На большинство из этих компаний из Республики Беларусь ранее были наложены штрафы российскими правоприменительными органами за сомнительные торговые операции. Исходя из этого, целесообразно создать единый перечень компаний Республики Беларусь, которые были замечены за проведением незаконных операций, а также организаций РФ,
которые сотрудничают с участниками ВЭД Республики Беларусь. В дальнейшем эти компании будут подвергаться более тщательному контролю при ввозе товаров на территорию России. При наличии неоднократных нарушений, связанных с незаконной деятельностью с санкционными товарами, следует ограничить ввоз товаров данными организациями.
В заключение резюмируем, что наряду с рекомендациями по совершенствованию защиты таможенными органами отечественного рынка от ввоза санкционных товаров необходима ориентация российского производства на импортозамещение и уход от столь сильной зависимости от продукции иностранного производства, подрывающей национальную безопасность России.
Список литературы
1. Ввоз санкционной продукции / ROSNG.RU: ежедн. интернет-изд. 2020. URL: https://rosng.ru/ (дата обращения: 14.03.2020).
2. Гурьянова А. А., Кислицына С. О. Исследование особенностей деятельности таможенных органов, связанной с пресечением ввоза санкционных товаров на таможенную территорию ЕАЭС // Молодой ученый. 2017. № 13.1 (147.1). С. 2527. URL: https://moluch.ru/archive/147/41403/ (дата обращения: 24.06.2020).
3. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 году. URL: http://customs.ru/ (дата обращения: 14.03.2020).
4. Мобильные группы ФТС России / ALTA.RU: ежедн. интернет-изд. 2020. URL: https://www.alta.ru/ (дата обращения: 15.01.2020).
5. Санкционные товары, список запрещенных к ввозу в РФ / UCSOL.RU: ежедн. интернет-изд. 2020. URL: https://ucsol.ru (дата обращения: 12.01.2020).
6. Статистический отчет Отдела статистики Владивостокской таможни. URL: http://dvtu.customs.ru/statistic (дата обращения: 14.03.2020).
7. Сычаева Л. А., Хайнацкая Я. Р. Мобильные группы таможенного контроля после выпуска товаров: создание и функционирование // Молодой ученый. 2018. № 11. С. 46-49.
8. Шашкина А. Н. Таможенный контроль после выпуска товаров: учеб. пособие. 2-е изд. М.: РИО РязГМУ, 2018. 35 с.
9. Экономические санкции против России: ожидания и реальность: монография / колл. авт.; под ред. Р. М. Нуреева. М.: КНОРУС, 2017. 194 с.
© Берлова Н. В., 2020 © Berlova N. V., 2020
Для цитирования:
Берлова Н. В. Совершенствование защиты отечественного рынка от ввоза санкционных товаров // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 2(91). С. 79-89.