Научная статья на тему 'Таможенное администрирование в условиях экономической волатильности'

Таможенное администрирование в условиях экономической волатильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
446
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / SANCTIONS / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / CUSTOMS ADMINISTRATION / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / RISK MANAGEMENT SYSTEM / BUDGET REVENUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курников Ефим Васильевич

В условиях непростой санкционной обстановки и возрастающей экономической волатильности перед таможенными органами стоит задача защиты государственных интересов и одновременного развития таможенного администрирования. В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается таможня, и мероприятия, направленные на их решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS ADMINISTRATION DURING ECONOMIC VOLATILITY

The customs service has a task of safeguarding state interest and developing customs administration despite harsh international sanctions and high economic volatility. The article discusses major problems and measures taken by the customs service to solve them.

Текст научной работы на тему «Таможенное администрирование в условиях экономической волатильности»

УДК 339.543

ТАМОЖЕННОЕ АДМИ НИСТРИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВОЛАТИЛЬНОСТИ

Курников кандидат экономических наук, доцент кафедры международных Ефим экономических отношений, Южно-Российский институт управления -

Васильевич филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: [email protected]

Аннотация

В условиях непростой санкционной обстановки и возрастающей экономической во-латильности перед таможенными органами стоит задача защиты государственных интересов и одновременного развития таможенного администрирования. В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается таможня, и мероприятия, направленные на их решение.

Ключевые слова: санкции, таможенное администрирование, доходы бюджета, система управления рисками.

«Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» определены ключевые направления и приоритеты совершенствования таможенного администрирования на долгосрочную перспективу. Выполнение задач первого этапа ее реализации особую значимость приобретает в нынешней ситуации, обусловленной, с одной стороны, введением против России экономических санкций, с другой, - принятием российских специальных мер, направленных на обеспечение ее безопасности.

Эти меры, согласно Указу Президента Российской Федерации № 560 от 06.08.2014 года, предусматривают необходимость выполнения участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - юридическими лицами, образованными в соответствии с российским законодательством, а также физическими лицами, находящимися под юрисдикцией России специального требования. Его суть заключается в том, что в своей деятельности они должны исходить из существующего запрета или ограничения на реализацию внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 778 от 07.08.2014 года «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» определен не только их перечень, но и поручено Федеральной таможенной службе России (ФТС России) обеспечить контроль за сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, страной происхождения которых являются США, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, запрещенными к ввозу в Российскую Федерацию.

Результаты проведенного оперативно-ситуационного анализа волатильных условий деятельности как отечественного бизнеса, так и российских таможенных органов позволяют объективно характеризовать их как не только сложными, но и подверженными воздействию нарастающей динамики их вариативности. Для обеспечения решений Президента РФ и Правительства РФ таможенными органами выполняются положения Приказа ФТС РФ № 1496 от 07.08.2014 г. [1], а также осуществляются иные виды таможенного администри-

рования огромного, несмотря на санкции, товаропотока, что актуализирует в том числе проблему их кадрового обеспечения.

В этой связи следует отметить существующую диспропорцию между действительно широким кругом целей и задач, решение которых возложено на ФТС РФ, и реально существующими возможностями их кадрового ресурса. При этом продолжается процесс так называемой оптимизации количества сотрудников и числа таможенных постов при многократном увеличении объема экспортно-импортных и транспортно-логистических операций, требующих от таможенного инспектора не только ускоренного таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств (автомобилей, морских и речных судов, железнодорожных составов, воздушных судов, пассажирских автобусов и личного транспорта физических лиц), но и их функционального экспресс-анализа, связанного с обеспечением экономической безопасности страны.

Кроме того, никто не снимал с ФТС РФ обязанности выполнения фискальных функций по наполнению доходной части федерального бюджета. По факту в 2013 году ФТС РФ было перечислено в доход государства таможенных платежей на сумму 6, 57 триллиона рублей, а в 2014 году она еще выше.

Однако наряду с непростой задачей по удержанию объема перечисляемых финансовых средств в бюджет страны при активной политике импортозамещения российским таможенникам приходится сталкиваться и с другими проблемами, требующими оперативного осуществления различных видов таможенного администрирования.

Сейчас, в связи с введением запретов на значительный перечень импортных товаров работа таможенных органов, связанная с выявлением нарушений в сфере перемещения товаров через таможенную границу и основанная на функционировании системы таможенного администрирования, приобретает особую значимость. Среди кратно возросших проблем, с которыми таможенники борются для предотвращения незаконного появления на российском рынке произведенных на Западе продуктов, наиболее сложными по территориально-географическому охвату, объему и специфике контроля, являются «лжетранзит», резкий скачок импорта из третьих стран, контрабанда и недостоверное декларирование.

К примеру, как только Россия ввела запрет на ввоз продовольственных товаров из стран санкционного списка, сразу вырос их импорт из третьих стран, которые ранее никогда не были в первых рядах ее торговых партнеров. Так, после начала действия эмбарго в отношении Норвегии стали предприниматься попытки крупных поставок в нашу страну аналогичной рыбной продукции из Гренландии и Фарерских островов, возможности которых по такому ассортименту, сроку и объему производства весьма сомнительны. В этом плане примечательно и то, что Белоруссия значительно нарастила якобы свои поставки в Россию рыбы, морепродуктов, рыбных консервов и морских деликатесов.

Что касается импорта фруктов, то он многократно вырос из Сербии, Украины, Македонии и других стран, соседствующих с Европейским союзом. В частности, объем ввоза персиков из Сербии вырос в 3,8 раза, из Украины - в 4,5 раза, а из Турции - в 72 раза. Теперь пятерка стран-лидеров, поставляющих в Россию эту продовольственную продукцию (по количеству товарных групп и позиций) выглядит так: Сербия - рост присутствия составил 400-900 % в зависимости от сегмента, Белоруссия - рост на 120-170 %, Турция - 90-150 %, Китай -70-130 %, Таиланд - рост в несколько раз, хотя раньше почти не присутствовал на рынке [2, с. 39].

ФТС РФ отмечает значительный рост импорта товаров в страны Таможенного союза (с 01.01.2015 года Евразийского экономического союза, ЕАЭС), которые подпадают под санкции. Уже оттуда эти товары могут беспрепятственно и без уплаты причитающихся таможенных платежей ввозиться на территорию России, поскольку будут находиться в рамках Единого экономического пространства.

Так, в Белоруссию и Казахстан везут плодоовощную продукцию из Польши, Греции и Испании; куриные окорочка из США, Германии, Нидерландов, а из Латвии, Германии и Финляндии ввозят сыры, сметану и масло.

Кроме того, следует отметить и то, что после введения нашей страной антисанкцион-ных мер появились необычные транзитные партии товаров в Казахстан, Узбекистан, Киргизию и другие страны, хотя раньше таких перевозок не было. Примером может служить поставка мороженой сельди в Узбекистан. Такие необычные партии досконально проверяются, а выявленные товары выдворяются за пределы территории Российской Федерации. Среди них салат «латук» из Нидерландов с переклеенными стикерами, колбаса и сосиски в банках из Германии для жителей Монголии с этикетками только на русском языке, сухое молоко и картофель из Прибалтики и многое другое. Подавляющая часть задержанного товара направлялась под видом транзита в Киргизию, Монголию и Узбекистан.

Не вызывает сомнения тот факт, что там эти товары никто не ждал, поскольку вся маркировка задержанной продукции была сделана для российского потребителя, а получатели и дистрибьюторы также были российскими. По всем признакам имел место так называемый «лжетранзит» [3, с. 41].

Для того чтобы контролировать все аспекты этой динамично меняющейся экономико-правовой и социально-общественной ситуации, таможенные органы страны реализуют новые подходы в применении инструментов ее таможенного администрирования.

В первую очередь - это система управления рисками (СУР). Новые подходы к оптимизации, использование незадействованных ранее резервов мирового опыта вкупе с применением современных информационных технологий дают возможность кардинально повысить эффективность и качество таможенного контроля как во внутреннем, так и внешнем измерениях.

Более одиннадцати лет прошло с момента проведения коллегии ФТС РФ, на которой впервые был комплексно рассмотрен вопрос о создании и широком применении СУР в целях повышения эффективности таможенного контроля. За этот период была создана современная методическая основа применения СУР, которая базируется на стандартах, изложенных в главе 6 Генерального приложения к Киотской конвенции, положениях Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) и соответствует обязательствам Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией (ВТО), детализированным в соглашении по упрощению процедур торговли.

На сегодняшний день в таможенных органах России реализуется полный цикл процесса оптимизации СУР, в ходе которого осуществляется непрерывный сбор необходимой информации и оценка рисков, а также разрабатываются их новые профили.

Например, за первые три месяца после введения Россией ответных экономических санкций таможенниками только Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) для своевременного выявления фактов перемещения через государственную границу РФ запрещенных к ввозу товаров были разработаны и утверждены шесть региональных и 86 целевых профилей рисков. Они направлены на выявление случаев заявления участниками ВЭД недостоверных сведений о стране происхождения товаров, о классификационных кодах в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД ТС (ТНВЭД ТС), о количественных и качественных характеристиках товаров.

По итогам применения этих целевых профилей рисков выявились достаточно значимые правонарушения. Так, на Усть-Лужском посту Кингисеппской таможни вместо заявленного в таможенной декларации абрикосового концентрированного пюре в металлических бочках, помещенных в большое число контейнеров, была обнаружена партия незаяв-ленного товара - замороженная свинина из Голландии весом более 160 тонн. Всего за это время таможенные инспекторы СЗТУ запретили ввоз по отдельным категориям около 1000 таких партий товаров.

Необходимо отметить и новое качество уровня информационно-технического обеспечения процесса управления рисками. Сейчас используется более 13 комплексов программных средств, десятки баз данных и информационных ресурсов, модернизированные алгоритмы применения свыше 300 индикаторов риска, а также отдельная инновационная транспортная система для передачи профилей рисков. Все это позволило не только автоматизировать, но и эффективно выявлять риски при всех основных таможенных операциях: предварительного электронного информирования, ввоза/вывоза товаров, таможенного транзита и декларирования.

Если посмотреть на результаты СУР только с этой точки зрения, то в прошлом санк-ционном году суммы, довзысканные при контроле таможенной стоимости, классификации товаров в соответствии с ТНВЭД ТС, определении страны происхождения, контроля предоставления льгот, составили более 16 млрд руб.

Другим направлением совершенствования таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности является товарная номенклатура. В условиях экономической волатильности система классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза служит не только эффективным инструментом реализации таможенного администрирования, но и системообразующим в деятельности всей таможенной службы.

В ходе настоящего авторского исследования выявлены и проанализированы новые подходы по ее оптимизации. Они обусловлены тем, что:

• во-первых, осуществлен переход от отраслевого к функциональному принципу организации деятельности всех структурных подразделений по работе с товарной номенклатурой;

• во-вторых, полностью переданы полномочия по принятию предварительных решений по классификации товаров от Управления товарной номенклатуры к региональным таможенным управлениям, что значительно сократило время и средства на них для участников ВЭД.

Так, если в первом квартале 2014 года средняя длительность принятия предварительных решений по классификации товаров на основании ТНВЭД ТС составляла 45 дней, то к концу года - уже около 30 дней;

• в-третьих, установлена приоритетность документов правовой базы классификации товаров - решения и пояснения ВТО, международные стандарты, национальные ГОСТы, справочники, словари.

Результатом этих действий стала корректировка Решения Комиссии Таможенного союза № 522 от 28.01.2011 года [4] и принятие новой редакции Пояснений к ТНВЭД ТС (шесть томов) в связи с переходом на пятую международную редакцию Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Кроме того, согласованы решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), вносящие изменения в ТНВЭД ТС и Единый таможенный тариф Таможенного союза для исполнения тарифных обязательств РФ по ввозным и вывозным таможенным пошлинам. Согласно этим решениям из ТНВЭД ТС исключено более 200 кодов товаров и включено более 500 новых кодов. Важной частью этой работы было внесение изменений в международные соглашения, связанные с передачей полномочий по ведению ТНВЭД ТС в ЕЭК;

• в-четвертых, внедрена система автоматизированного выявления рисков недостоверной классификации товаров за счет использования двух основных инструментов: единой библиотеки решений по классификации товаров в соответствии с ТНВЭД ТС и единой базы выявленных рисков.

Суть единой библиотеки решений по классификации товаров состоит в организации на уровне региональных таможенных управлений и их таможен автоматизированной обра-

ботки формы отчетности «Реестр решений по классификации товаров» с целью формирования выверенной и согласованной информации о рисках недостоверного заявления в таможенных декларациях сведений о классификации товара в объеме, необходимом для своевременного выпуска срочного целевого профиля риска.

Единая база выявленных рисков включает в себя описание их индикаторов по различным направлениям таможенной деятельности, в том числе и по классификации товаров. Находящийся в оформлении массив таможенных деклараций на товары постоянно сканируется для выявления среди них тех, которые имеют признаки риска по указанным индикаторам, что значительно повышает обоснованность и результативность формирования целевых профилей риска по направлению классификации товаров;

• в-пятых, обозначена фискальная направленность решений по классификации товаров, так как они ориентированы на фактическое поступление таможенных платежей в федеральный бюджет.

Сейчас в среднем по одному решению о классификации товара доначисляется около 100 тысяч рублей против 87 тысяч рублей в 2012 году [5].

Это особенно актуально в нынешних условиях, когда таможенные инспекторы выявляют многочисленные случаи попыток замены участниками ВЭД кодов импортируемых товаров на те коды товарной номенклатуры, которые не включены в санкционный список, а также просто замены страны их происхождения.

В целях повышения эффективности деятельности таможенных органов по предотвращению ввоза в Россию запрещенных товаров созданы мобильные группы, которые во взаимодействии с подразделениями МВД, Россельхознадзора и другими контролирующими ведомствами осуществляют выборочный контроль товаров и транспортных средств на участках государственной границы Российской Федерации, в том числе и на участке с Республикой Беларусь. В результате были пресечены не только многочисленные попытки «лжетранзита», но и контрабанды с ее территории, что послужило причиной недавнего введения ограничений на белорусский импорт в Россию.

В нарушение законодательства Союзного государства России и Белоруссии, Таможенного союза и ЕАЭС, на российский рынок свободно и без уплаты каких-либо таможенных платежей ввозятся товары, произведенные на территории Белоруссии, а по сути запрещенные импортные товары из стран санкционного списка.

Проведенные аналогичные проверки специалистов Россельхознадзора торговых сетей выявили «взрывной рост» производства в Белоруссии по категории «сыры» - количество их товарных позиций в торговой сети возросло на 165 %, а также рыбной продукции - на 152 %. Судя по тому, что было представлено на внутреннем российском рынке, Белоруссия занимает ведущие позиции на мировых экспортных рынках семги, форели, палтуса, горбуши и даже осьминогов.

Подобная деятельность была прекращена Россельхознадзором в отношении Македонии, Албании, через территорию которых в Россию ввозились запрещенные товары из Евросоюза.

Резюмируя, следует отметить, что для устранения волатильности экономической ситуации в стране, а также сохранения позиций России на мировом рынке необходимы значительные усилия не только государства и бизнеса, но и различных министерств, ведомств и служб, включая Федеральную таможенную службу РФ.

Выполнение поставленных перед ФТС РФ целей и задач, связанных с защитой экономической безопасности страны, пополнением доходной части федерального бюджета, поддержкой экспорта российских товаров и услуг, обуславливает необходимость совершенствования процесса их таможенного администрирования с использованием новых подходов, методов и инструментов, на что и направлены ее усилия.

Литература

1. Приказ ФТС России № 1496 от 07.08.2014 года «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560» // СПС КонсультантПлюс.

2. Эмбарго с отсрочкой исполнения // Эксперт. 2015. № 1-3.

3. Лжетранзит под запретом // Таможня. 2015. № 1-2.

4. Решение Комиссии Таможенного союза № 522 от 28.01.2011 г. «О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров» // СПС КонсультантПлюс.

5. По данным ФТС РФ http://www.customs.ru

Kurnikov Efim Vasilyevich, PhD Economics, Associate Professor of International economic relations chair, South-Russia Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

CUSTOMS ADMINISTRATION DURING ECONOMIC VOLATILITY

Abstract

The customs service has a task of safeguarding state interest and developing customs administration despite harsh international sanctions and high economic volatility. The article discusses major problems and measures taken by the customs service to solve them.

Keywords: sanctions, customs administration, budget revenue, risk management system.

References

1. Prikaz FTS Rossii № 1496 ot 07.08.2014 goda «O merah po realizacii Ukaza Prezidenta Rossijskoj

Federacii ot 6 avgusta 2014 g. № 560» // SPS Konsul'tantPljus.

2. Jembargo s otsrochkoj ispolnenija // Jekspert. 2015. № 1-3.

3. Lzhetranzit pod zapretom // Tamozhnja. 2015. № 1-2.

4. Reshenie Komissii Tamozhennogo sojuza № 522 ot 28.01.2011 g. «O Polozhenii o porjadke primenenija

edinoj Tovarnoj nomenklatury vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti Ta-mozhennogo sojuza pri klassifikacii tovarov» // SPS Konsul'tantPljus.

5. Po dannym FTS RF http://www.customs.ru

УДК 334

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

Жириков кандидат экономических наук, старший преподаватель, Юрий Унеченский филиал Московского государственного

Евгеньевич университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского

(243300, Россия, Брянская обл., г. Унеча, ул. Комсомольская, 3а). E-mail: [email protected] Аннотация

В статье на основе изучения научных трудов современных авторов установлено, что инновационное развитие зависит от реализации конкурентных преимуществ, которые положительно воздействуют на экономику организаций. Определены направления и факторы развития и формирования инноваций, координация и централизация управления.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, инновация, экономика региона, причины, наукоемкость, развитые страны, промышленная политика.

Экономическое развитие региона зависит от целого ряда условий и обстоятельств, важнейшим из которых является повышение инновационного уровня производства. Необходимо отметить, что начиная с 1990 года, когда Россия вошла в мировую рыночную экономику, произошел резкий спад производства и замедление темпов развития, что пагубно отразилось практически на всех отраслях народного хозяйства [3, с. 452 - 455].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.