Анализ схем перемещения на территорию Российской Федерации санкционных товаров
Матвеева Наталья Васильевна
к.т.н., доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля, Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал, [email protected]
Одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов является предупреждение и пресечение ввоза на территорию Российской Федерации товаров, которые подпадают под продовольственное эмбарго. С этой целью осуществляется постоянный анализ возможных схем перемещения санкционной продукции на внутренний рынок страны, а также разработка и внедрение соответствующих мер по предотвращению ее ввоза. В статье рассмотрены схемы перемещения на территорию Российской Федерации запрещенных товаров, а также приведены меры по предотвращению попадания на российский рынок санкционной продукции.
Ключевые слова: таможня, товар, санкции, эмбарго.
В целях обеспечения безопасности России и во исполнение Указа Президента Российской Федерации о применении отдельных специальных экономических мер Правительством РФ определены категории продовольственных товаров (сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие (рыба и морепродукты, мясные и молочные продукты, овощи, фрукты и ягоды, орехи, соль)), запрещенные и ограниченные к ввозу на российскую территорию, страной происхождения которых являются страны Европейского союза, Норвегия, США, Канада, Австралия, Турецкая Республика, Украина и другие [2, 4, 6]. Решением Правительства РФ продовольственное эмбарго продлено до 31.12.2018 [5].
Необходимо отметить, что запрет ввоза и оборота товаров, в отношении которых применяются специальные экономические меры, действует только на территории Российской Федерации, другие страны входящие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) не присоединились к данному решению. В тоже время страны - члены ЕАЭС гарантируют соблюдение договоренностей о защите внутреннего рынка Евразийского экономического союза и о недопущении попыток ввоза в Россию санкционных товаров. Однако на сегодняшний день западными компаниями используются разнообразные уловки для успешного проникновения на российский рынок запрещенных продовольственных товаров, несмотря на введенное эмбарго.
Среди схем, которые применяются недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности для импортирования на территорию Российской Федерации товаров, подпавших под санкции можно выделить следующие:
1. Ввоз товаров на российскую территорию без сопроводительных документов, с маркировкой или без маркировки.
Санкционные товары импортируются на российскую территорию в упаковках без маркировки, без даты изготовления, без сертификатов фитосанитарного и ветеринарного контроля.
Кроме этого, распространены попытки ввоза запрещенной продовольственной продукции под наименованием другого товара.
2. Контрабанда санкционных товаров из стран Евразийского экономического союза.
На сегодняшний день велика вероятность ввоза санкционной продукции в числе грузов, перевозимых между странами входящими ЕАЭС, как товаров, происходящих из данных стран. В соответствии с договоренностями, указанные товары союза не подлежат таможенному контролю при ввозе на российскую территорию, что позволяет разместить внутри транспортного средства санкционные товары аналогичные заявленным в документах либо иную подпадающую под эмбарго продукцию. При этом осмотр транспортных средств, осуществляемый в частности Россельхознадзором, не всегда выявляет подобные контрабандные товары.
3. Перемещение товаров по территории России с использованием содержащих недостоверные сведения об их наименовании и характеристиках документов.
Так в таможенных декларациях указываются недостоверные коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) на перевозимые товары. В итоге санкционные товары импортируются на российскую территорию как разрешенные.
4. В виде реэкспорта товаров, подпадающих под запрет, под видом товаров ЕАЭС. Указанная схема ввоза санкционных товаров применяется для ввоза продукции аналоги, которых производятся в странах - членах Евразийского экономического союза (например, фрукты и овощи, молочная и мясная продукция):
- за счет подмены документов, в которых указана страна происхождения;
О £
ю
5
оо 2
сч со £
б
а
2 о
- за счет переупаковки и перемаркировки санкционной продукции;
- за счет оформления в виде транзита в третьи страны, при котором запрещенные товары остаются на территории России.
5. Перепродажа запрещенной сельскохозяйственной и продовольственной продукции через страны, не попавшие под эмбарго.
Например, запрещенная европейская сельскохозяйственная продукция доставляется на консолидированные склады вблизи границ с Евразийским экономическим союзом, где осуществляется перемаркировка продукции с указанием страны производителя, в отношении которой в России не введены контрсанкции и оформлением сертификатов на третьи страны, против продукции которых не установлено эмбарго. Далее товары оформляются на границе одной из стран - члена ЕАЭС и перемещаются на российскую территорию.
6. Размещение на территории государств - членов Евразийского экономического союза производства по переработке продукции.
Таким образом, продовольственная продукция, попадающая под запрет к ввозу в Россию, ввезенная и подвергнутая достаточной переработке на территории государств - членов ЕАЭС, приобретает для таможенных целей статус товаров, страной происхождения которых является страна союза и свободно ввозится на российский рынок.
7. Оформление таможенного транзита для перевозки товаров, к которым применяются меры экономического воздействия, из европейских стран в Казахстан по территории Российской Федерации. При данной схеме часть санкционного товара не доходит российско-казахстанской границе, а остается на территории России.
В настоящее время Федеральной таможенной службой России совместно с государственными контролирующими органами, такими как Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарно-му надзору (Россельхознадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), выработан действенный механизм по недопущению запрещенных к ввозу товаров на внутренний рынок страны и их обороту на нем.
Недопущение перемещения в Россию санкционных товаров реализуется путем применения ряда мер, таких как:
- проведение на таможенных постах таможенного контроля в рамках системы управления рисками над перемещаемыми через границу РФ товарами;
- осуществление таможенного контроля вблизи российской государственной границы со странами - членами ЕАЭС мобильных групп ФТС России с целью пресечения ввоза и оборота сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, происходящих с территории стран, поддержавших антироссийские санкции [8];
- утверждение порядка перемещения товаров, попадающих под продовольственное эмбарго, в третьи страны, в том числе в Казахстан, только через пункты пропуска, размещенные на государственной границе Российской Федерации;
- организация на российской границе пунктов предварительного уведомления для информирования Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о прибытии грузов, подлежащих фитосанитарному контролю [7];
- проведение должностными лицами таможенных органов совместно с представителями Роспотребнадзора и Рос-сельхознадзора межведомственных выездных проверок в торговые организации в целях недопущения незаконного оборота сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к ввозу из стран, принявших решение о введении в отношении Российской Федерации экономических санкций;
- организация Генеральной прокуратурой РФ, Управлением Роспотребнад-зора, ФТС России во всех российских регионах телефонные «горячие» линии для приема информации о фактах нелегального ввоза и реализации санкционных товаров.
Запрещенная к ввозу на территорию Российской Федерации продукция, подлежит уничтожению силами Федеральной таможенной службы РФ, Россельхоз-надзора и Роспотребнадзора. По данным Россельхознадзора на начало августа 2017 года было уничтожено около 17 тысяч тонн товаров, которые подпадают под продовольственное эмбарго, из них растительной продукции 16,4 тысяч тонн и 500 тонн товаров животного происхождения [3,7].
Одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов является предупреждение и пресечение ввоза на территорию Российской Федерации товаров, которые подпадают под продовольственное эмбарго. С этой целью осу-
ществляется постоянный анализ возможных схем перемещения санкционной продукции на внутренний рынок страны, а также разработка и внедрение соответствующих мер по предотвращению ее ввоза.
Литература
1. Письмо Россельхознадзора от 22.07.2008 № ФС-НВ-2/7259 (с изм. от 04.02.2009) О проведении эксперимента по введению электронного порядка уведомления при поставках продукции животного происхождения из стран Евросоюза // СПС «КонсультантПлюс» [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consul1ant.ru/ (дата обращения 28.08.2017).
2. Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 (ред. от 04.07.2017) «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305 и от 30.06.2017 № 293» \\ Собрание законодательства РФ, 11.08.2014, № 32, ст. 4543.
3. Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 774 (ред. от 03.12.2016) «Об утверждении Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2017 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию» // СПС «Кон-сультантПлюс» [электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения 28.08.2017).
4. Постановление Правительства РФ от 30.1 1.2015 № 1296 (ред. от 02.06.2017) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» // СПС «КонсультантПлюс» [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 28.08.2017).
5. Постановление Правительства РФ от 04.07.2017 № 790 «О внесении изме-
нений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778» \\ Собрание законодательства РФ, 10.07.20176, № 28, ст. 4164.
6. Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 (с изм. от 30.06.2017) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» \\ Собрание законодательства РФ, 11.08.2014, № 32, ст. 4470.
7. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Рос-сельхознадзор): официальный сайт [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.fsvps.ru/ (дата обращения 28.08.2017).
8. Федеральная таможенная служба России: официальный сайт [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// www.customs.ru/ (дата обращения 28.08.2017).
Analysis of schemes of movement to the territory of the Russian Federation of sanctions goods Matveeva N.V.
Russian customs academy, St.
Petersburg branch of V.B. Bobkov, One of priority activities of customs authorities is prevention and suppression of import to the territory of the Russian Federation of goods which fall under food embargo. The constant analysis of possible schemes of movement of sanctions production of domestic market of the country and also development and deployment of the appropriate measures on prevention of her import is for this purpose carried out. In article schemes of movement to the territory of the Russian Federation of the forbidden goods are considered and also measures for
prevention of hit on the Russian market of sanctions production are given.
Keywords: customs, goods, sanctions, embargo.
References
1. The letter of Rosselkhoznadzor from
7/22/2008 No. FS-NV-2/7259 (with amendment from 2/4/2009) About carrying out an experiment on introduction of an electronic notification procedure by deliveries of production of animal origin from the European Union countries// Union of Right Forces ConsultantPlus [an electronic resource] - Access mode. - URL: http://www.consultant.ru/ (date of the address 8/28/2017).
2. The resolution of the Government of
the Russian Federation from 8/7/
2014 No. 778 (an edition from 7/4/ 2017) «About measures for implementation of decrees of the President of the Russian Federation from 8/6/2014 No. 560, from 6/24/
2015 No. 320, from 6/29/2016 No. 305 and from 6/30/2017 No. 293» \\the Collection of the legislation of the Russian Federation, 8/11/ 2014, No. 32, Art. 4543.
3. The resolution of the Government of
the Russian Federation from 7/31/ 2015 No. 774 (an edition from 12/3/ 2016) «About the approval of Rules of destruction of agricultural production, raw materials and food included in the list of agricultural production, raw materials and food which country of origin are the United States of America, the countries of the European Union, Canada, Australia, the Kingdom of Norway, Ukraine, the Republic Albania, Montenegro, the Republic Iceland and the Principality of Liechtenstein and which till December 31, 2017 are forbidden to import to the Russian Federation»//Union of Right Forces ConsultantPlus [an electronic resource] - the access Mode. -URL: http://www.consultant.ru/ (date of the address 8/28/2017).
4. The resolution of the Government of
the Russian Federation from 11/30/ 2015 No. 1296 (an edition from 6/2/ 2017) «About measures for implementation of the Decree of the President of the Russian Federation of November 28, 2015 No. 583 «About measures for ensuring national security of the Russian Federation and protection of citizens of the Russian Federation against criminal and other illegal acts and about application of special economic measures concerning the Republic of Turkey»//Union of Right Forces ConsultantPlus [an electronic resource] - the access Mode. - URL: http:// www.consultant.ru/ (date of the address 8/28/2017).
5. The resolution of the Government of
the Russian Federation from 7/4/ 2017 No. 790 «About introduction of amendments to the resolution of the Government of the Russian Federation of August 7, 2014 No. 778» \\the Collection of the legislation of the Russian Federation, 10.07.20176, No. 28, Art. 4164.
6. The decree of the Russian President
from 8/6/2014 No. 560 (with amendment from 6/30/2017) «About application of separate special economic measures for safety of the Russian Federation» \\the Collection of the legislation of the Russian Federation, 8/11/ 2014, No. 32, Art. 4470.
7. Federal Service for Veterinary and
Phytosanitary Surveillance (Rosselkhoznadzor): the official site [an electronic resource] - the access Mode. - URL: http:// www.fsvps.ru/ (date of the address 8/28/2017).
8. Federal Customs Service of the Russian Federation: the official site [an electronic resource] - the access Mode. - URL: http:// www.customs.ru/ (date of the address 8/28/2017).
О
Ю
5
*
00 2