Анализ эффективности мер направленных на соблюдение продовольственного эмбарго
&
Б
а
2 о
Матвеева Наталья Васильевна
к.т.н., доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля, Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал, [email protected]
На протяжении двух с половиной лет с момента введения запрета ввоза в Российскую Федерацию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, ФТС России выработан действенный механизм по недопущению санкционных товаров на внутренний рынок страны.
На сегодняшний день ведется активная совместная работа таможенных органов с государственными контролирующими органами в данном направлении, которая ежедневно приносит свои плоды в форме выявления, задержания, изъятия и уничтожения товаров, к которым применяются специальные экономические меры. Задачей Федеральной таможенной службы России является не допустить на российскую территорию товары, в отношении ввоза которых установлено продовольственное эмбарго.
В статье определены меры по обеспечению запретов и ограничений на ввоз в Российскую Федерацию и оборот отдельных категорий товаров, на которые распространяется продовольственное эмбарго и рассмотрена их эффективность. Ключевые слова: импорт, санкции, эмбарго.
Указом Президента РФ и Постановлением Правительства РФ определены отдельные категории товаров, запрещенные и ограниченные к ввозу на территорию России из ряда стран Европейского союза, Норвегии, Украины, США и других [1,2]. Продовольственное эмбарго решением Правительства РФ продлено до 31.12.2017 [4].
Немаловажную роль в соблюдении запретов и ограничений ввоза на территорию Российской Федерации и оборота на ней отдельных категорий товаров, на которые установлено эмбарго, играют установленные законодательными актами меры, а также совместная скоординированная деятельность Федеральной таможенной службы (ФТС России) с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Рос-сельхознадзор), Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и другими контролирующими органами.
В целях соблюдения запретов и ограничений перемещения на территорию России товаров, в отношении которых применяются специальные экономические меры, можно выделить следующее: постоянный таможенный контроль на границе Российской Федерации; создание межведомственных мобильных групп; перемещение товаров в третьи страны (включая Казахстан) только через пункты пропуска, размещенные на российской государственной границе; функционирование пунктов предварительного уведомления о ввозе подкарантинной продукции; проведение совместных межведомственных проверок субъектов предпринимательства на внутреннем рынке, осуществляющих деятельность в сфере производства и оборота пищевой продукции; функционирование «горячих телефонных линий» о нелегальном ввозе и реализации запрещенной продукции.
На пресечение ввоза на российскую территорию санкционной продукции направлен проводимый таможенными органами, размещенными в пунктах пропуска на границе Российской Федерации, таможенный контроль.
Для обнаружения запрещенных к ввозу товаров применяются инструменты системы управления рисками. Должностные лица таможенных органов, анализируя документы, оформляемые на ввозимые товары, устанавливают страну их происхождения; определяют корректность заявляемого кода продукции по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) и предотвращают ввоз товаров отдельной категории под видом продукции химической промышленности, строительных материалов, лактозы и других. По результатам таможенных досмотров перемещаемых грузов сотрудники таможенных органов выявляют факты недостоверного указания в товаросопроводительных документах сведений о стране происхождения товаров, а также контролируют соответствие перемещаемых товаров информации указанной в таможенной декларации и так далее. Особое внимание таможенными органами уделяется участникам внешнеэкономической деятельности, которые декларируют так называемые «рисковые поставки».
При выявлении факта ввоза товаров происходящих из стран, импортирование продукции из которых запрещено, к перевозчикам могут быть применены меры административной и уголовной ответственности, а нелегальная продукция подлежит уничтожению. Утилизация санкционных товаров осуществляется на основании решений принятых Роспотребнадзором, Россельхознадзором и Федеральной таможенной службой [3].
За первые шесть месяцев 2016 года сотрудниками российской таможни выявлено более 7 тысяч тонн санкционных товаров, которые пытались переместить через границу. Кроме этого, по сравнению с 2015 годом, когда за первое полугодие было заведено порядка 100 уголовных дел, в 2016 году было возбуждено около 2500 администра-
тивных и 140 уголовных дел за ввоз на территорию России продукции, подпадающей под продовольственное эмбар-го[7].
По состоянию на конец декабря 2016 года было задержано 8692 тонны запрещенной растительной пищевой продукции, из которых уничтожено 8546 тонн. Задержано 389 тонн пищевой продукции животного происхождения, уничтожено 326 тонн [6].
Для реализации мер соблюдения продовольственного эмбарго на сегодняшний день созданы и успешно осуществляют мероприятия таможенного контроля вблизи от государственной границы Российской Федерации с Белоруссией и Казахстаном 35 мобильных групп ФТС России. Они осуществляют свою деятельность на основных автомобильных дорогах и территории вдоль российской границы и обладают соответствующими полномочиями досмотра машин на предмет провоза товаров, в отношении которых применяются специальные экономические меры.
Взаимодействие указанных мобильных групп с территориальными органами Россельхознадзора, Роспотребнадзо-ра, Ространснадзора, подразделениями МВД России (ГИБДД) и Пограничной службы ФСБ России позволило предотвратить ввоз в Российскую Федерацию 14 тысяч тонн товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения, в том числе биологического происхождения - 8 тысяч тонн, производственно-технического и потребительского назначения - 3 тысячи тонн, с нарушениями при осуществлении транзита - 3 тысячи тонн. В сопредельные государства было возвращено более 10,4 тысяч тонн товаров и уничтожено 3,2 тысячи тонн. Кроме этого, в отношении перевозчиков по состоянию на 1 января 2017 года, были возбуждены 96 дел об административных правонарушениях и 2 уголовных дела [7].
Летом 2015 года в Генеральной прокуратуре РФ, территориальных прокуратурах субъектов РФ, территориальных Управлениях Роспотребнадзора, региональных таможенных органах организована работа «горячей линии» для приема сообщений о фактах нелегального ввоза и реализации запрещенной продукции на территории Российской Федерации. По оценкам Роспотребнадзора поступает сравнительно небольшое количество жалоб от населения по вопросам реализации санкционных продуктов питания, это объясняется тем, что санкционные това-
ры присутствуют в розничном обороте в ничтожно малом количестве. По итогам рассмотрения обращений граждан на горячую телефонную линию организуется работа по проверке факта указанного в поступившей информации.
Межведомственными группами, в состав которых входят сотрудники таможенных органов, совместно с территориальными органами исполнительной власти проводится проверочные мероприятия непосредственно на российском внутреннем рынке с целью выявления запрещенных товаров, реализуемых или перерабатываемых субъектами предпринимательства.
При выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий несоблюдения правовых норм ЕАЭС о таможенном деле и законодательства Российской Федерации к лицам, причастным к совершению правонарушений, применяются меры административного (уголовного) наказания, а товары, подпадающие под продовольственное эмбарго, изымаются из оборота и подлежат ликвидации.
В большинстве случае, итогом проведенных выездных проверок, в частности в розничные торговые сети, явилось отсутствие нарушений. Это объясняется тем, что реализуемые иностранные товары, по факту продажи которых проводилась проверка, не подпадали под действие продовольственного эмбарго [7].
Задачей Федеральной таможенной службы России является не допустить на российскую территорию товары, в отношении ввоза которых установлено продовольственное эмбарго.
На протяжении двух с половиной лет с момента введения запрета ввоза в Российскую Федерацию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, ФТС России выработан действенный механизм по недопущению санкционных товаров на внутренний рынок страны.
На сегодняшний день ведется активная совместная работа таможенных органов с государственными контролирующими органами в данном направлении, которая ежедневно приносит свои плоды в форме выявления, задержания, изъятия и уничтожения товаров, к которым применяются специальные экономические меры.
Литература
1. Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 (с изм. от 29.06.2016) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» \\ Собрание законодательства РФ, 11.08.2014, № 32, ст. 4470
2. Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 (ред. от 22.10.2016) «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320 и от 29 июня 2016 г. № 305» \\ Собрание законодательства РФ, 11.08.2014, № 32, ст. 4543.
3. Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 774 (ред. от 03.12.2016) «Об утверждении Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2017 года запрещены к ввозу в Российскую Федерацию // Собрание законодательства РФ, 03.08.2015, № 31, ст. 4702
4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2016 № 608 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778» \\ Собрание законодательства РФ, 11.07.2016, № 28, ст. 4733.
5. За три месяца в Москве в Роспот-ребнадзор по поводу «санкционных» продуктов позвонили не более 10 человек [Электронный ресурс] URL: http:// gordonua.com/news/
6. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Рос-сельхознадзор): официальный сайт [Электронный ресурс] URL: http:// www.fsvps.ru/
7. Федеральная таможенная служба России: официальный сайт [Электронный ресурс] URL: http://www.customs.ru/
Efficiency analysis died directed to
observance of food embargo Matveeva N.V.
Russian customs academy For two and a half years from the moment of entering of a prohibition of import to the Russian Federation of separate types of agricultural products, raw materials and food which country of source is the state which made the decision on
О
Ю
5
v
2 e
7
imposition of economic sanctions on the Russian legal and (or) physical persons or joined such decision by FCS of Russia developed the efficient mechanism on non-admission of sanctions goods on the domestic market of the country.
Today active joint operation of customs authorities with the state monitoring bodies in this direction which daily bears fruit in the form of identification, detention,
withdrawals and destructions of goods to which special economic measures are applied is conducted. A task of the Federal Customs Service of Russia is not to allow goods concerning which import food embargo is established on the Russian territory.
In article measures for providing prohibitions and import restrictions to the Russian Federation and turnover of separate types of goods to which food embargo extends are determined and their efficiency is considered.
Keywords: import, sanctions, embargo.
References
1. The presidential decree Russian Federation of 06.08.2014 No. 560
(with amendment of 29.06.2016) «About application of separate special economic measures for the purpose of safety of the Russian Federation» \\the Collection of the legislation of the Russian Federation, 11.08.2014, No. 32, Art. 4470
2. The order of the Government of the
Russian Federation of 07.08.2014 No. 778 (an edition of 22.10.2016) «About measures for implementation of presidential decrees of the Russian Federation of August 6, 2014 No. 560, of June 24, 2015 No. 320 and of June 29, 2016 No. 305» \\the Collection of the legislation of the Russian Federation, 11.08.2014, No. 32, Art. 4543.
3. The order of the Government of the
Russian Federation of 31.07.2015 No. 774 (an edition of 03.12.2016) «About the approval of Rules of destruction of agricultural products, raw materials and food included in the list of agricultural products, raw materials and food which country of source are the United States of America, the countries of the European Union, Canada, Australia, the Kingdom of Norway, Ukraine, the
Republic Albania Montenegro, the Republic Iceland and the Principality of Liechtenstein and which till December 31, 2017 are forbidden to import to the Russian Federation//Meeting of the legislation of the Russian Federation, 03.08.2015, No. 31, Art. 4702
4. The order of the Government of the
Russian Federation of 30.06.2016 No. 608 «About modification of the order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2014 No. 778» \\the Collection of the legislation of the Russian Federation, 11.07.2016, No. 28, Art. 4733. Electronic resource:
5. In three months in Moscow Rospotrebnadzor apropos of «sanctions» products was called by no more than 1 0 people [An electronic resource] of URL: http:// gordonuacom/news/
6. Federal Service for Veterinary and
Phytosanitary Surveillance (Rosselkhoznadzor): official site [An electronic resource] of URL: http:// www.fsvps.ru/
7. Federal Customs Service of Russia:
official site [An electronic resource] of URL: http://www.customs.ru/
r-
СЭ
СЧ
£
6 a
2 ©