Научная статья на тему 'Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: новые условия - новые подходы'

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: новые условия - новые подходы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1040
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМБАРГО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / САНКЦИИ / РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / EMBARGO / FOOD COMMODITIES / SANCTIONS / FEDERAL SERVICE FOR VETERINARY AND PHYTOSANITARY SURVEILLANCE / CUSTOMS AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирпичев Виктор Васильевич

Данная статья посвящена рассмотрению новых подходов к организации государственного регулирования внешней торговли в условиях западных санкций против России и действия ответных специальных экономических мер, принятых в целях обеспечения национальных интересов РФ. В работе анализируется влияние российских антисанкций на экономическую ситуацию в странах, в отношении которых они применяются, приводятся методы обеспечения российского продовольственного эмбарго в условиях действия Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of international economic activity: new conditions - new approaches

This article considers the new approaches to organization of state regulation of international trade in the conditions of Western sanctions against Russia and the effect of special economic counter-measures taken for protection of the RF's national interests. The work analyses the effect of Russian counter-sanctions on the economic situation in countries towards which they are applied, methods for ensuring the Russian food embargo in the conditions of the Customs union's activity.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: новые условия - новые подходы»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Кирпичев В.В.1

1 Смоленский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: новые условия - новые подходы

АННОТАЦИЯ:

Данная статья посвящена рассмотрению новых подходов к организации государственного регулирования внешней торговли в условиях западных санкций против России и действия ответных специальных экономических мер, принятых в целях обеспечения национальных интересов РФ. В работе анализируется влияние российских антисанкций на экономическую ситуацию в странах, в отношении которых они применяются, приводятся методы обеспечения российского продовольственного эмбарго в условиях действия Таможенного союза.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эмбарго; продовольственные товары; санкции; Россельхознадзор; таможенные органы

JEL: F13, F40, F51

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Кирпичев, В.В. (2015). Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: новые условия - новые подходы. Торгово-экономический журнал, 2(2), 101-110. doi: 10.18334/tezh.2.2.516

Кирпичев Виктор Васильевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и таможенного дела Смоленского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (vikvas2009@rambler.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 01.05.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.06.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/tezh.2.2.516 (с) Кирпичев В.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Metadata in English is available.

For detailed information, please, visit http://dx.doi.org/10.18334/tezh.2.2.516

В последнее время деятельность государственных органов Российской Федерации по регулированию внешней торговли существенно усложнилась. И это не в малой мере обусловлено вступлением в силу постановления Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 (ред. от 25.06.2015) «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 и от 24 июня 2015 г. № 320», принятого в ответ на ограничительные политические и экономические санкции, введенные в отношении нашей страны в связи с ситуацией на Украине1.

Рассмотрение названной проблемы представляется нам актуальной и злободневной задачей сегодняшнего дня. Ее разрешение связано с необходимостью корректировки деятельности государственных контрольных органов, усиления их внимания относительно реализации регулятивной функции (наряду с выполнением фискальной и изысканием возможности замещения выпадающих таможенных платежей), определения дополнительных мер по организации контроля за установленными, в целях обеспечения интересов страны и национальных товаропроизводителей, ограничениями и запретами нетарифного характера.

Как известно, ответное российское эмбарго на санкции Запада было введено в действие на основании принятого Правительством РФ постановления от 07.08.2014 № 778 в качестве защитной меры от неправомерных и политически ангажированных действий властей США под давлением которых, несмотря на потенциальные риски понести экономический ущерб, к санкциям присоединились члены Евросоюза и некоторые другие государства, являющиеся партнерами США и ЕС (Аварский, Фетисова, Гасанова, 2014; Быстрицкая, 2014; Киреева, Сухорукова, 2015; Лукашик, 2015; Venkuviene, Masteikiene, 2015; Wegren, 2014). Указанные страны с марта 2014 года установили ограничения на торговлю с Россией более чем по 250 наименованиям товаров, а также начали вводить запреты на инвестиции и на поставку оборудования в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные,

энергетические и другие секторы российской экономики (в июне сего года срок действия запретительных мер продлен Евросоюзом на 6 месяцев - до 31 января 2016 года2).

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 и от 24 июня 2015 г. № 320)» (ред. от 25.06.2015).

2 Западные санкции против России оказались на туалетной бумаге (2015, 28 июня) // Lenta.ru.

Реакцией России, согласно названному выше постановлению Правительства, было введение сроком на 1 год запрета на ввоз в страну молочной, мясной и рыбной продукции, а также овощей и фруктов, орехов и других видов продовольствия и сельскохозяйственного сырья. (Указом Президента РФ от 24 июня 2015 года № 320 запрет на ввоз в РФ ранее обозначенного перечня товаров сохранен до 5 августа 2016 года3).

В то же время российское эмбарго не водилось относительно продукции таких стран, как Новая Зеландия, Япония, Швейцария и зависимых от Дании территорий (Фарерские острова, на которых развит рыбный промысел), хотя некоторые из этих государств поддержали санкции против России.

Для российских товаропроизводителей, как считает Правительство, введение запрета на ввоз некоторых товаров продовольственной группы в целом является благом, так как способствует развитию конкуренции на рынке продовольствия, а значит - повышению его качества. И самое главное, если сложившейся ситуацией удастся воспользоваться, то можно постепенно нарастить собственное производство недостающей продукции в целях импортозамещения (Бондаренко, Костюков, 2015; Голубев, 2015; Иванова, 2015; Кравченко, Сергеева, 2015; Мартынов, Вовк, 2015; Милосердов, 2014; Новиков, 2014; Родионова, 2014; Хуажева, Шовгенов, Гучетль, 2015; Яшин, Сухорукова, 2014). Тем более что все объективные условия для расширения сельхозпроизводства в России имеются. Главные из них - наличие земельного фонда, трудовых ресурсов, возможность расширенного применения природного газа и электроэнергии в технологических процессах и для повышения благоустройства сельских поселений.

Конечно, действие эмбарго и западные санкции не могут не сказываться на внешнеторговом обороте России и на объемах таможенных платежей, которые являются одной из двух важнейших составляющих доходной части федерального бюджета. В начальный период после введения данного вида нетарифного регулирования (запрета на ввоз ряда товаров в РФ) происходит уменьшение импорта из-за необходимости поиска новых поставщиков, а также необходимости документального оформления внешнеэкономических сделок и организации логистической цепочки. Поэтому на 2014 год задание по платежам, администрируемым

3 Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2015 № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

таможенными органами РФ, скорректировано в сторону понижения с 7,5 до 7 триллионов рублей4.

Однако и убытки западных стран, в связи с ответными мерами России, по мнению Президента России В.В. Путина, уже в 2014 году составят 5-6 млрд долларов5. Например, только некоторые потери США из-за запрета поставок продовольственных товаров в РФ за первый год могут быть свыше 0,7 млрд долларов6. Сильнее всего, как нам представляется, нанесут себе ущерб Финляндия и страны Балтии, являющиеся инициаторами или поддержавшие антироссийские санкции. Другие члены ЕС также утрачивают огромный российский рынок сельскохозяйственной продукции. Польские аграрии, например, понесут существенные убытки из-за утраты российского потребителя и невозможности быстрой переориентации на рынки других европейских государств, на которые, к тому же, не так просто войти.

Потеря больших объемов экспорта отрицательно отражается на сальдо внешней торговли и ситуации с занятостью населения во многих странах, которые ввели санкции против РФ. Все это определенным образом будет влиять на социально-экономическую ситуацию и политическую стабильность в данных государствах. Так, только в Федеративной Республике Германии производством продукции, запрещенной к поставкам в РФ, было занято около 350 тысяч человек, чей доход напрямую связан с развитием торговых отношений с Россией. Российские контрсанкции способны привести к разорению целого ряда фирм в Италии, Испании и Франции, основной экспорт которых приходился на нашу страну. А это почти десятая часть от общего числа производителей продовольственных товаров в указанных государствах.

В целом закрытие российского продовольственного рынка не способствует росту экономики еврозоны и негативно воспринимается многими иностранными бизнесменами, ощутившими на себе действие запрета на ввоз в Россию некоторых видов сельскохозяйственной продукции. По подсчетам специалистов, западное эмбарго и российские антисанкции могут стоить Евросоюзу 100 млрд евро7.

4 ФТС понизила план перечислений в бюджет на 2014 год до 6,7 трлн рублей (2014, 23 сентября) // TKS.RU.

5 Путин: ЕК оценила ущерб экономики Европы от контрмер РФ в 5-6 млрд (2014, 18 ноября) // Сайт Специального проекта Центра международной торговли «Россия в ВТО».

6 Антироссийские санкции и ответное продуктовое эмбарго обойдутся Евросоюзу в €100 млрд (2015, 19 июня) // Информационный портал «Невские новости».

7 США подсчитывает убытки от «продовольственных» санкций РФ (2014, 11 августа) // AIF.RU.

В тоже время такие страны, как Сербия, Республика Беларусь и Бразилия считают, что российское эмбарго позитивно влияет на их экономику, так как его введение позволяет расширить экспорт в связи с замещением ими поставщиков из стран Евросоюза на российском рынке.

Следует признать, что введение контрсанкций негативно отражается и на экономике РФ, в том числе из-за роста цен на ряд запрещенных к ввозу в страну товаров. Проблема усугубляется тем, что до 50-60% объемов некоторых видов сельскохозяйственной продукции, оборачивающейся на российском рынке, покрывается ее импортом. Так, доля яблок, ввозимых в Россию из-за рубежа, составляла в 2012-2013 годах более 75 процентов. Однако, несмотря на это, большинство россиян положительно относятся к мерам, принимаемым органами государственного управления в ответ на санкции.

Что касается внешнеторгового товарооборота Российской Федерации с Украиной, то в ближайшей перспективе он с большой вероятностью не будет прирастать. И это в значительной степени обусловлено подписанием соседним государством Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом и позицией ее нынешнего политического руководства, проводящего линию на сокращение торговых связей с РФ и другими странами Таможенного союза (ТС). Такое предположение подтверждается данным статистики, согласно которым в 2014 году объем экспорта товаров из Украины в Россию уменьшился более чем на треть (на 33,7%), импорта из РФ в названное государство - на 45,1%8, а за первые 5 месяцев 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года, экспорт товаров в Россию из Украины снизился до 1,869 млрд долларов США (на 60,3%), объем импорта из России - до 2,387 млрд долларов (на 66,3%)9.

В сложившейся ситуации, характеризующейся применением западных запретов и ограничений во внешней торговле и российских контрмер против них, а также несбалансированностью спроса и предложения на продовольственном рынке России, наблюдаются многочисленные попытки обойти установленное Правительством РФ эмбарго различными путями и способами. В настоящее время обеспечение его выполнения является важнейшей задачей

8 Украина за год сократила импорт товаров из РФ на 45%, экспорт - на треть (2015, 16 февраля) // ZN.UA.

9 Импорт российских товаров в Украину за год упал в три раза, - Госстат (2015, 15 июля) // Theinsider.ua.

Россельхознадзора, таможенных органов РФ, которую они должны решать совместно с другими государственными контролирующими органами.

А осуществить это непросто, так как внутри Таможенного союза еще не наработана практика обеспечения запрета на ввоз определенных групп товаров, введенного только одним из государств - членов ТС. К тому же контроль перемещения таких товаров по территории ТС практически очень слабо регламентирован. Например, транзит ввезенной из западных стран на территорию Беларуси подсанкционной для РФ продукции (по территории Таможенного союза через Россию в Казахстан), как правило, осуществляется без таможенного контроля.

Кроме того, на сегодня таможенными органами РФ фиксируется так называемый реэкспорт фирмами Беларуси и Казахстана подсанкционных товаров в Россию без их переработки. Хотя Правительство РФ согласилось принимать такую продукцию только в переработанном виде, как товар Таможенного союза. Мониторинг, проводимый в рамках мероприятий по предотвращению нелегальных поставок продукции через Беларусь, в обход введенных Россией ответных экономических мер, позволил установить перемещение произведенной в странах Евросоюза более 11 тысяч тонн плодоовощной продукции, из РБ якобы в Казахстан, но оставшихся на территории России. В основном подобные правонарушения допускаются при перевозках товаров автомобильным и железнодорожным транспортом10. Наиболее часто отмечается контрабандный ввоз в РФ из ряда государств Евросоюза овощей, фруктов и ягод, молочных и мясных продуктов, а также сала.

Примером такого незаконного «реэкспорта» является ввоз в июле текущего года из Белоруссии в Россию 15 тонн лососевой икры, которую, как установили российские контролеры, белорусский поставщик закупает в мороженном виде в США и Дании. Однако импорт продукции рыбной промышленности в Россию из этих стран ограничен в рамках продовольственного эмбарго11.

В целях противодействия ввозу в Россию запрещенных товаров из Беларуси и Казахстана и, принимая во внимания фитосанитарные риски, связанные с ввозом на российскую территорию продукции неизвестного происхождения, а также сопутствующие пищевые риски, Россельхознадзором был принят нормативный правовой документ

10 Ненахова, В. (2014, 24 ноября). Россельхознадзор ужесточит транзит животноводческой продукции из-за контрабанды «запрещенки» // Finam.info.

11 Россельхознадзор завернул в Белоруссию 15 тонн красной икры из США и Дании (2015, 17 июля) // Eadaily.com.

о разрешении (с 24 ноября 2014 года) перемещения товаров, указанных в постановлении Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 (в редакции от 20.08.2014 № 830), в третьи страны (включая Казахстан) только через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Таким образом, решением Россельхознадзора, принятым в соответствии с нормами Международной конвенции по защите растений (1РРС, 1952 г.), вводится запрет на бесконтрольный транзит тех товаров, которые подпадают под ответные санкции России. Для формирования контрольного механизма на государственной границе РФ временно создаются пункты предварительного уведомления (ППУ), которые являются звеном системы, позволяющей в какой-то мере обеспечить выполнение эмбарго, введенного Правительством России. Так, на западной границе РФ Россельхознадзором определены ППУ: «Красная горка», «Кругловка» и «Красный Камень». Указанные пункты расположены на автомобильных магистралях и пунктами пропуска через таможенную границу ТС не являются.

В тоже время существует множество других путей перемещения подсанкционных товаров из Беларуси (из Казахстана) в Россию. В связи с этим Федеральная таможенная служба РФ предложила МВД РФ, Россельхознадзору, Роспотребнадзору, погранслужбе ФСБ РФ рассмотреть возможность создания мобильных групп для осуществления контроля за выполнением требований, установленных постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778. На сегодня такие мобильные группы уже начали практическую деятельность, причем не только на границе России и Беларуси, но и на внутренней территории РФ. Например, в зоне действия Смоленской таможни весь комплекс мер по недопущению ввоза запрещенных продуктов в РФ, наряду с работниками таможенных органов, проводится сотрудниками территориальных подразделений полиции, Россельхознадзора и Роспотребнадзора, структурными подразделениями пограничной службы ФСБ РФ. Ими только в мае-июне текущего года пресечен въезд на российскую территорию 113 транспортных средств с подсакционными продовольственными товарами.

Кроме того, должностными лицами Смоленской таможни, совместно с другими контролирующими организациями региона, в целях выявления случаев несоблюдения эмбарго на территории области, проводятся выездные проверки на предмет торговли запрещенными

к ввозу в РФ продуктами (в том числе в торговых точках г. Смоленска). Хотя на сегодня запрет на продажу подсанционных товаров на российской территории не установлен.

В качестве дополнительных мер, способствующих обеспечению введенных Россией ограничений, можно назвать рабочие встречи представителей таможенных ведомств РФ и РБ, на которых обсуждаются практические вопросы противодействия незаконному ввозу в нашу страну запрещенной продукции. Одна из таких встреч прошла на Смоленщине 30 июня 2015 года. На ней, в частности, отмечалось, что при обнаружении перемещения по территории Беларуси товаров с поддельными документами после их задержания в силу вступает очень действенная правовая норма, предусматривающая в том числе конфискацию груза. В Российской Федерации такие санкции пока отсутствуют.

Что касается наших западных контрагентов по внешней торговле и контролирующих органов стран-экспортеров, то они, к сожалению, нередко закрывают глаза на ввоз на территорию Таможенного союза товаров (в т. ч. подсанкционных) по недостоверно оформленным документам. Например, совсем недавно российскими таможенниками выявлено получение от европейских поставщиков нескольких контейнеров запрещенных к ввозу в РФ сосисок под видом жвачки.

Выводы

В условиях действия санкций, введенных США, странами Евросоюза и их партнерами, Президентом и Правительством Российской Федерации приняты ответные меры, запрещающие ввоз в нашу страну широкого перечня продовольственных и сырьевых товаров. То есть использована такая мера нетарифного регулирования внешней торговли, как эмбарго.

В связи с тем, что Белоруссия и Казахстан как члены Таможенного союза не присоединились к российским санкциям, подсанкционная для РФ продукция может ввозиться в эти государства (на территорию ТС) на законных основаниях. Вместе с тем перемещение товаров по территории Таможенного союза практически не подлежит таможенному контролю.

В сложившихся условиях обеспечить исполнение введенного Постановлением Правительства РФ эмбарго в первую очередь призваны Россельхознадзор, а также таможенные и другие государственные органы России. Для этого внедряются новые формы контроля перемещения

подсанкционных товаров через государственную границу РФ: организуются пункты предварительного уведомления о прибытии товаров; создаются межведомственные временные мобильные группы; проводятся рабочие встречи сотрудников таможенных органов РФ и РБ (РК), на которых обсуждаются практические вопросы противодействия незаконному ввозу в нашу страну запрещенной продукции.

Закрытие российского продовольственного рынка отрицательно влияет на развитие экономики стран Европейского союза и других государств, являющихся инициаторами или поддержавших антироссийские санкции, негативно воспринимается многими иностранными бизнесменами.

Правительство РФ намерено использовать период действия западных санкций для создания условий по переходу к производству в стране импортозамещающей продукции и снижения зависимости от импорта западных продовольственных и других товаров.

ИСТОЧНИКИ:

Аварский, Н.Д., Фетисова, Ю.В., Гасанова, Х.Н. (2014). Влияние эмбарго на

агропродовольственный рынок России. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 12, 39-45.

Бондаренко, Г.В., Костюков, К.И. (2015). Адаптация импортозамещающей политики к

условиям российского сельского хозяйства. Экономика и предпринимательство, 6-3, 338-341.

Быстрицкая, Я.М. (2014). Влияние отдельных специальных экономических мер (ответных санкций) на российский рынок розничной торговли. Молодой ученый, 17, 246-255.

Голубев, А.В. (2015). Развитие АПК на основе отечественных инноваций как условие

импортозамещения. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2, 42-47.

Иванова, В.Н. (2015). Антироссийские санкции и импортозамещение: новые возможности роста производства продукции АПК России. Известия Международной академии аграрного образования, 23, 5-10.

Кравченко, А.А., Сергеева, О.О. (2015). Влияние санкций на продовольственную

безопасность России: вектор на импортозамещение. Наука и Мир, 1(8), 80-83.

Киреева, Н., Сухорукова, А. (2015). Импортозамещение как стратегия достижения продовольственной безопасности России: проблемы, пути решения. Международный сельскохозяйственный журнал, 4, 44-50.

Лукашик, А.Ф. (2015). Российское эмбарго как ответная мера на зарубежные санкции.

Соответствие принятых Россией мер действующим нормам ВТО. Аграрная Россия, 9, 38-39.

Мартынов, В.Л., Вовк, В.И. (2015). Новые технологии для импортозамещения. Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук, 2, 101-104.

Милосердов, В.В. (2014). Санкции, эмбарго продовольствия, импортозамещение. Экономика сельского хозяйства России, 11, 13-20.

Новиков, А.И. (2014). Импортозамещение на рынке продовольствия в России в условиях экономических санкций: вопросы теории, прикладные аспекты. Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики, 7, 264-270.

Родионова, Е.В. (2014). Импортозамещение - стратегическое направление региональной экономической политики в условиях экономических санкций. Экономика устойчивого развития, 4, 191-198.

Хуажева, А.Ш., Шовгенов, Т.М., Гучетль, Д.Н. (2015). Импортозамещение как механизм переориентации экономики России в условиях санкций. Экономика и предпринимательство, 8-1, 133-137.

Яшин, Н.С., Сухорукова, А.М. (2014). Стратегии импортозамещения: риски и возможности для экономики России. Наука и практика, 3, 41-52.

Venkuviene, V., Masteikiene, R. (2015). The Impact of Russian Federation Economic Embargo on the Central and Eastern European Countries Business Environments. Procedia Economics and Finance, 26, 1095-1101. doi: 10.1016/S2212-5671(15)00935-1

Wegren, S.K. (2014). The Russian food embargo and food security: can household production fill the void?. Eurasian Geography and Economics, 55(5), 491-513. doi:10.1080/15387216.2014.992449

Victor V. Kirpichev, Candidate of Science, Economics, Associate Professor of the Chair of Management and Customs, Smolensk Branch of Plekhanov Russian University of Economics

State regulation of international economic activity: new conditions - new approaches

ABSTRACT:

This article considers the new approaches to organization of state regulation of international trade in the conditions of Western sanctions against Russia and the effect of special economic counter-measures taken for protection of the RF's national interests. The work analyses the effect of Russian counter-sanctions on the economic situation in countries towards which they are applied, methods for ensuring the Russian food embargo in the conditions of the Customs union's activity.

KEYWORDS: embargo; food commodities; sanctions; Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance; customs authorities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.