Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ РЕМОНТНЫХ ЦИКЛОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ РЕМОНТНЫХ ЦИКЛОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
137
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМОНТНЫЙ ЦИКЛ / ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ / ПЕРИОДИЧНОСТЬ / ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ / ТРУДОЕМКОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Караваев Михаил Александрович

В статье рассмотрены вопросы организации и совершенствования структуры ремонтных циклов при проведении текущего ремонта техники. Применение рациональной структуры ремонтного цикла позволяет наиболее полно использовать потенциальный ресурс машин и их составных частей, способствует сокращению простоев в ремонтах и эффективному использованию производственных мощностей ремонтных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE STRUCTURE OF REPAIR CYCLES

The article deals with the organization and improvement of the structure of repair cycles during the current repair of equipment. The use of a rational structure of the repair cycle allows the most complete use of the potential resource of machines and their components, helps to reduce downtime in repairs and the effective use of production capacities of repair enterprises.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ РЕМОНТНЫХ ЦИКЛОВ»

технические науки

УДК 631.173

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ РЕМОНТНЫХ ЦИКЛОВ

Караваев Михаил Александрович, магистрант, Научный руководитель: Катаев Юрий Владимирович, кандидат технических наук,

доцент;

ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы организации и совершенствования структуры ремонтных циклов при проведении текущего ремонта техники. Применение рациональной структуры ремонтного цикла позволяет наиболее полно использовать потенциальный ресурс машин и их составных частей, способствует сокращению простоев в ремонтах и эффективному использованию производственных мощностей ремонтных предприятий.

Ключевые слова: ремонтный цикл; текущий ремонт; периодичность; запасные части; трудоемкость.

IMPROVING THE STRUCTURE OF REPAIR CYCLES

Karavaev Mikhail Aleksandrovich, master's degree, Scientific adviser: Kataev Yuriy Vladimirovich, Candidate of Technical Sciences,

Associate Professor; Timiryazev Russian State Agrarian University, Moscow, Russia

Abstract: The article deals with the organization and improvement of the structure of repair cycles during the current repair of equipment. The use of a rational structure of the repair cycle allows the most complete use of the potential resource of machines and their components, helps to reduce downtime in repairs and the effective use of production capacities of repair enterprises.

Keywords: repair cycle; current repair; frequency; spare parts; labor intensity.

Для цитирования: Караваев, М. А. Совершенствование структуры ремонтных циклов / М. А. Караваев - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. - № 4 (56). - С. 25-31. - URL: https://nauka-bez-granic. ru/№-4-56-2021/4-56-2021/

For citation: Karavaev M.A. Improving the structure of repair cycles // Scince without borders, 2021, no. 4 (56), pp. 25-31.

Согласно ГОСТ 28.001-83, ремонтный цикл - это наработка автомобиля или его составной части в километрах пробега от начала эксплуатации до первого капитального ремонта или между двумя очередными капитальными ремонтами. Структура ремонтного цикла указывает периодичность и последовательность выполнения всех видов технического обслуживания (ТО) и ремонтов в течение ремонтного цикла.

Структура ремонтного цикла установлена нормативно-техническими документами для каждого вида и типа машин. Применение рациональной структуры ремонтного цикла позволяет наиболее полно использовать потенциальный ресурс машин и их составных частей, способствует сокращению простоев в ремонтах и эффективному использованию производственных мощностей ремонтных предприятий [1].

Действующая нормативно-техническая документация не дает четких рекомендаций в отношении периодичности и содержания текущих ремонтов (ТР) автомобилей и их составных частей. Периодичность ТР и состав ремонтных комплектов не установлены. Указанное обстоятельство, тем не менее, нельзя однозначно трактовать как недостаток. Так, при ремонте строительных машин периодичность и трудоемкость ТР пронормированы, однако содержание ремонтных работ не установлено и может варьироваться в широких пределах.

Формирование рациональной

структуры ремонтного цикла предусматривает определение разновидностей текущего ремонта и установление их периодичности. Например, установлено, что оптимальный ресурс

двигателя ЗИЛ-130 составляет 365 тыс. км с одной заменой цилиндропорш-невой группы. Также предложено 7 разновидностей текущего ремонта (РТР), которые охватывают 87 % всех выполняемых ремонтов, 96 % расхода запасных частей и 73 % трудовых затрат. Стоит отметить, что структура ремонтного цикла оптимальная при одном сроке службы двигателя может оказаться неоптимальной при другом сроке службы.

Совершенствование специализированного ремонта видится в разработке и внедрении гибких ремонтных циклов, включающих 3...5 разновидностей ремонта. Предполагается, что в объекте может быть предварительно намечено несколько уровней разборки, каждому из которых может соответствовать разновидность ремонта с определенным объемом дефектации. Результаты безразборного контроля используются для определения необходимой первоначальной глубины разборки и объема дефектации, в процессе выполнения которой может быть перепланировка разновидности ремонта. Каждой разновидности ремонта свойственна фактическая периодичность, которая формируется с учетом периодичности планового и попутного контроля и на которую должны быть ориентированы технические требования к дефектации.

Необходимо отметить, что новая (отремонтированная) деталь, будучи установленной в изношенное изделие, прирабатывается с сопряженными поверхностями других деталей за более длительный период из-за искажения у последних формы рабочих поверхностей, что приводит к ускоренному износу новой детали. В результате срок службы детали, установленной в

изношенное изделие, сокращается в 1,5...2,5 раза по сравнению с продолжительностью работы такой детали в доремонтный период [2, 3].

Исследованиями доказано, что если детали поступают на эксплуатационные предприятия как запасные части «россыпью», то достигнутое на заводе-изготовителе и ремонтном предприятии высокое качество не может быть реализовано в полной мере, так как небольшие мастерские не в состоянии обеспечить заданный характер сопряжений и ряд других параметров, определяющих длительную и надежную работу агрегата. Он указывает на необходимость поставок в качестве запасных резервных элементов сборочных единиц, а не отдельных деталей. ГОСТ 28.001-83 различает детальный и агрегатный методы ремонта.

При детальном методе ремонта заменяют или восстанавливают отдельные детали, вышедшие из строя. Использование этого метода ведет к увеличению простоев машин в ремонте и числа ремонтов агрегатов, так как их приходится разбирать всякий раз, как только хотя бы одна деталь потребует восстановления.

При агрегатном методе ремонта неработоспособные агрегаты заменяют новыми или заранее отремонтированными, взятыми из оборотного фонда. Агрегаты в зависимости от их технического состояния подвергают либо текущему, либо капитальному ремонту на специализированных ремонтных предприятиях. Агрегатный метод значительно сокращает простои машин в ремонте и повышает качество ремонта агрегатов.

Эффективность агрегатного ремонта, состоящего в одновременной замене группы (комплекта) составных

частей машины на новые или заранее отремонтированные составные части, обусловлена уменьшением числа ремонтов, общей трудоемкости ремонтных работ и продолжительности простоев в ремонте на заданном интервале наработки. Несмотря на это, мастерские автотранспортных предприятий продолжают широко использовать детальный метод ремонта в ущерб агрегатному. Одной из основных причин такого положения является несовершенство экономических взаимоотношений между автотранспортными и авторемонтными предприятиями

[4, 5].

Сложившиеся к настоящему времени экономические взаимоотношения между автотранспортными и авторемонтными предприятиями не способствуют согласованию их интересов для достижения конечной цели - работоспособного и исправного автомобиля. Высокая стоимость и низкое качество услуг авторемонтных предприятий вызывают стремление АТП производить несвойственные им сложные ремонтные работы собственными силами в технологически неприспособленных условиях, а исчерпав собственные возможности, обращаться к услугам АРП, ставя последние в крайне сложное положение ввиду низкого качества ремонтного фонда.

Однако необходимо учитывать, что послеремонтный ресурс формируется АРП, а реализуется АТП, на котором отношение к капитально отремонтированным изделиям резко отличается от отношения к новым.

На АТП обычно подвергаются первому капитальному ремонту двигатели, не проходившие заводской ремонт, причем объем таких ремонтов составляет до 40 % общего количества

КР. Строго говоря, такой ремонт нельзя в полной мере считать капитальным, так как базовые детали АТП не восстанавливают. Тем не менее, это свидетельствует о неправомерности утверждений о более высоком качестве ремонта на АТП по сравнению с АРП, так как в этих случаях исходное состояние ремонтного фонда несопоставимо. Двигатель, не прошедший заводского капитального ремонта, эксплуатируется до состояния разрушения, зато над двигателем, прошедшим капитальный ремонт, не производят даже воздействий, предусмотренных объемом эксплуатационных ремонтов. Это пагубно отражается на состоянии ремонтного фонда, снижает показатели долговечности продукции авторемонтных предприятий и наносит огромный ущерб экономике автомобильного транспорта [6, 7].

Структура и вопросы функционирования единой индустриальной системы поддержания работоспособности автомобилей (ЕИНСПРА) регламентированы. В числе прочих задач ЕИНСПРА предусмотрено освободить АТП от проведения сложных и трудоемких технических воздействий по поддержанию работоспособности автомобилей. С этой целью осуществляется концентрация конструктивно и технологически однородных операций ТО и ремонта в регионе путем создания централизованных специализированных производств (ЦСП). ЦСП - это предприятия, цеха, мастерские, участки и т.д., специализированные по определенным видам работ ТО и ремонта автомобилей, а также ремонта и восстановления агрегатов, узлов и деталей автомобилей. Индустриализация процессов поддержания работоспособности автомобилей

требует комплексного решения вопросов технической политики, перестройки организационно-хозяйственной структуры, системы управления и планирования, форм и методов хозяйствования, а также некоторого изменения правовых и финансовых норм [8, 9].

С другой стороны, в капитальный ремонт поступают и агрегаты, работоспособность и исправность которых может быть восстановлена в результате текущего ремонта. Причинами этого являются отсутствие запасных частей и должного контроля технического состояния автомобилей на АТП, недостаточная в ряде случаев квалификация персонала и др. Однако существует и объективная причина этого явления - свойство неравнопрочности элементов машин.

В капитальный ремонт часто поступают двигатели, у которых ресурс деталей, в том числе базовых и основных, значительно недоиспользован, о чем свидетельствуют результаты многочисленных исследований.

Нужно обратить внимание на различие этих данных для двигателей, сдаваемых в первый и повторные капитальные ремонты. Если у двигателей, сданных в первый капитальный ремонт, не достигли предельных размеров 63 % коренных и 85 % шатунных шеек коленчатых валов, то для двигателей, сданных в повторные ремонты, эти цифры составили 80 % и 93 %. Установлено, что 30...40 % двигателей сданы в повторные капитальные ремонты из-за аварийных повреждений, вызванных нарушением правил технической эксплуатации (деформаций и обломов, выплавления антифрикционного слоя вкладышей, залегания поршневых колец и др.) [10].

Отдельные причины, вызывающие нерациональное использование потенциального ресурса составных частей автомобилей, можно объединить в комплексную причину - отсутствие обоснованной структуры ремонтных циклов, следуя которой можно добиться наиболее эффективного поддержания работоспособности автомобиля за срок его службы [11, 12].

Таким образом, практическая реализации рациональной структуры ремонтного цикла позволяет: добиться высоких показателей надежности эксплуатируемых машин, своевременно проводя необходимые для этого ремонтные воздействия; наиболее полно использовать потенциальный ресурс составных частей машин, заменяя при текущих ремонтах не отдельные дета-

ли, а их комплекты высокой степени заводской готовности, характеризующиеся высокой точностью сборки при сохранении приработанных сопряжений; сократить объемы неэффективного капитального ремонта, при котором разукомплектовываются работоспособные сопряжения, имеющие значительный остаточный ресурс, и увеличить наработку агрегатов до предельного состояния, определяющего техническую и экономическую целесообразность выполнения капитального ремонта; создать условия для взаимоприемлемых экономических отношений автотранспортных и авторемонтных предприятий на основе их взаимной заинтересованности в практической реализации принятой структуры ремонтных циклов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дорохов, А. С. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК / А. С. Дорохов, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев. - Текст : непосредственный // Сельский механизатор. - 2016. - № 8. - С. 2-5.

2. Дорохов, А. С. Роль качества в инженерно-техническом обеспечении АПК /

A.С. Дорохов. - Текст : непосредственный // Труды ГОСНИТИ. - 2016. - Т. 125. -С. 62-69.

3. Малыха, Е. Ф. Экономический механизм рынка подержанной техники в системе технического сервиса : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Екатерина Федоровна Малыха ; Моск. гос. агроинженер. ун-т им. В.П. Горяч-кина. - Москва, 2013. - 155 с. - Текст : непосредственный.

4. Катаев, Ю. В. К вопросу выбора и использования современных средств технического обслуживания машин / Ю. В. Катаев, Е. Ф. Малыха. - Текст : непосредственный // В сборнике: Автотранспортная техника XXI века. Сборник статей III Международной научно-практической конференции, 2018. - С. 45-52.

5. Дорохов, А. С. Совершенствование входного контроля качества сельскохозяйственной техники на дилерских предприятиях / А. С. Дорохов. - Текст : непосредственный // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. - 2009. - № 2 (33). - С. 73-75.

6. Семейкин, В. А. Входной контроль качества сельскохозяйственной техники и оценка его эффективности: методические рекомендации / В. А. Семейкин, А. С. Дорохов,

B. М. Корнеев. - М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2010. - 139 с. - Текст : непосредственный.

7. Катаев, Ю. В. Анализ направлений повышения эффективности дилерской деятельности на предприятиях / Ю. В. Катаев, Е. Ф. Малыха. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2018. - № 6 (23). - С. 62-67.

8. Малыха, Е. Ф. Оценка технической оснащенности аграрного производства / Е. Ф. Ма-лыха, Ю. В. Катаев. - Текст : непосредственный // Экономика сельского хозяйства.

- 2019. - № 6. - С. 62-68.

9. Корнеев, В. М. Система обеспечения работоспособности техники в агропромышленном комплексе / В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев. - Текст : непосредственный // В сборнике: Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России. Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 100-летию академика Д.К. Беляева.

- 2017. - С. 86-91.

10. Семейкин, В. А. Теоретические предпосылки организации процесса входного контроля качества машиностроительной продукции / В. А. Семейкин, А. С. Дорохов.

- Текст : непосредственный // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. - 2007. - № 2 (22). - С. 92-94.

11. Дорохов, А. С. Резервы повышения производительности и надежности МТП в АПК / А. С. Дорохов, Н. А. Петрищев, И. М. Макаркин и др. - Текст : непосредственный // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. - 2018. - № 11. - С. 34-39.

12. Дорохов, А. С. Система входного контроля качества запасных частей / А. С. Дорохов. - Текст : непосредственный // Ремонт. Восстановление. Модернизация. - 2011.

- № 8. - С. 27-29.

REFERENCES

1. Dorohov A.S., Korneev V.M., Kataev Yu.V. Tekhnicheskij servis v sisteme inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya APK [Technical service in the system of engineering and technical support of the agro-industrial complex]. Sel'skij mekhanizator, 2016, no. 8, pp. 2-5.

2. Dorohov A.S. Rol' kachestva v inzhenerno-tekhnicheskom obespechenii APK [The role of quality in the engineering and technical support of the agro-industrial complex]. Trudy GOSNITI, 2016, vol. 125, pp. 62-69.

3. Malyha E.F. Ekonomicheskij mekhanizm rynka poderzhannoj tekhniki v sisteme tekhnicheskogo servisa [The economic mechanism of the used equipment market in the technical service system].Candidate's degree dissertation. Moscow, 2013. 155 p.

4. Kataev Yu.V., Malyha E.F. K voprosu vybora i ispol'zovaniya sovremennyh sredstv tekhnicheskogo obsluzhivaniya mashin [On the question of the choice and use of modern means of machine maintenance]. V sbornike: Avtotransportnaya tekhnika XXI veka. Sbornik statej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2018, pp. 45-52.

5. Dorohov A.S. Sovershenstvovanie vhodnogo kontrolya kachestva sel'skohozyajstvennoj tekhniki na dilerskih predpriyatiyah [Improvement of input quality control of agricultural machinery at dealer enterprises]. Vestnik FGOU VPO MGAU, 2009, no. 2 (33), pp. 73-75.

6. Semejkin V.A., Dorohov A.S., Korneev V.M. Vhodnoj kontrol' kachestva sel'skohozyajstvennoj tekhniki i ocenka ego effektivnosti: metodicheskie rekomendacii [Input quality control of agricultural machinery and evaluation of its effectiveness: methodological recommendations]. Moscow, FGOU VPO MGAU, 2010, 139 p.

7. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Analiz napravlenij povysheniya effektivnosti dilerskoj deyatel'nosti na predpriyatiyah [Analysis of ways to improve the efficiency of dealer activity at enterprises]. Sciences without borders, 2018, no. 6 (23), pp. 62-67.

8. Malyha E.F., Kataev Yu.V. Ocenka tekhnicheskoj osnashchennosti agrarnogo proizvodstva [Assessment of the technical equipment of agricultural production]. Ekonomika sel'skogo hozyajstva, 2019, no. 6, pp. 62-68.

9. Korneev V.M., Kataev Yu.V. Sistema obespecheniya rabotosposobnosti tekhniki v agropromyshlennom komplekse [The system of ensuring the operability of equipment

in the agro-industrial complex]. V sbornike: Agrarnaya nauka v usloviyah modernizacii i innovacionnogo razvitiya APK Rossii. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoj 100-letiyu akademika D.K. Belyaeva, 2017, pp. 86-91

10. Semejkin V.A., Dorohov A.S. Teoreticheskie predposylki organizacii processa vhodnogo kontrolya kachestva mashinostroitel'noj produkcii [Theoretical prerequisites for the organization of the process of input quality control of machine-building products]. Vestnik FGOU VPO MGAU, 2007, no. 2 (22), pp. 92-94.

11. Dorohov A.S., Petrishchev N.A., Makarkin I.M. et al. Rezervy povysheniya proizvoditel'nosti i nadezhnosti MTP v APK [Reserves for improving the productivity and reliability of MTP in the agro-industrial complex]. Sel'skohozyajstvennaya tekhnika: obsluzhivanie i remont, 2018, no. 11, pp. 34-39.

12. Dorohov A.S. Sistema vhodnogo kontrolya kachestva zapasnyh chastej [Input quality control system for spare parts]. Remont. Vosstanovlenie. Modernizaciya, 2011, no. 8, pp. 27-29.

Материал поступил в редакцию 21.04.2021

© Караваев М.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.