Научная статья на тему 'Система обеспечения работоспособности автомобилей'

Система обеспечения работоспособности автомобилей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1306
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / АВТОТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ДИЛЕРСКИЙ ЦЕНТР / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / MAINTENANCE / OPERATION / VEHICLE / DEALERSHIP / PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Абзаев Гаджимурад Абзаевич

В статье рассмотрен анализ системы обеспечения работоспособности автомобилей. Для поддержания и восстановления качества автомобилей необходима система технического обслуживания и ремонта, представляющая собой комплекс: исполнителей, документации и средств по техническому обслуживанию и ремонту . От показателей надежности конструкции и условий технической эксплуатации зависит техническое состояние автотранспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of providing the health of vehicles

The article deals with the analysis of the system to ensure the performance of cars. To maintain and restore the quality of cars, a system of maintenance and repair is necessary, which is a complex of performers, documentation and tools for maintenance and repair. The technical condition of vehicles depends on the indicators of reliability of the design and conditions of technical operation.

Текст научной работы на тему «Система обеспечения работоспособности автомобилей»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 631.1

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ

Абзаев Гаджимурад Абзаевич, магистрант; ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени КА. Тимирязева, Москва, РФ

В статье рассмотрен анализ системы обеспечения работоспособности автомобилей. Для поддержания и восстановления качества автомобилей необходима система технического обслуживания и ремонта, представляющая собой комплекс: исполнителей, документации и средств по техническому обслуживанию и ремонту. От показателей надежности конструкции и условий технической эксплуатации зависит техническое состояние автотранспортных средств. Ключевые слова: техническое обслуживание; эксплуатация; автотранспортное средство; дилерский центр; работоспособность.

THE SYSTEM OF PROVIDING THE HEALTH OF VEHICLES

Abzaev Gadzhimurad Abzaevich, undergraduate, Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russian Federation

The article deals with the analysis of the system to ensure the performance of cars. To maintain and restore the quality of cars, a system of maintenance and repair is necessary, which is a complex of performers, documentation and tools for maintenance and repair The technical condition of vehicles depends on the indicators of reliability of the design and conditions of technical operation. Key words: maintenance; operation; vehicle; dealership; performance.

Для цитирования: Абзаев Г.А. Система обеспечения работоспособности автомобилей // Наука без границ. 2019. № 10(38). С. 22-28.

Основным назначением предприятий технического сервиса, которые уже действуют или только проектируются, является поддержание и восстановление работоспособного состояния техники при

применении ремонтно-обслуживающих воздействий определенного объёма в установленные сроки с регламентируемым качеством и минимальными трудовыми и финансовыми затратами.

Работоспособное состояние автомобиля поддерживается применением планово-предупредительной системы (ППС) технического обслуживания (ТО) и ремонта.

Для поддержания и восстановления качества автомобилей необходима система технического обслуживания и ремонта, представляющая собой комплекс: исполнителей, документации и средств по техническому обслуживанию и ремонту [1].

Перед системой технического обслуживания стоит цель обеспечения соответствия автотранспортных средств (АТС) требованиям, которые устанавливаются предприятием-изготовителем, а также рост эффективности от использования автотранспортных средств потребителями.

Таким образом, на протяжении всего времени работы эксплуатации автомобиля помогает поддержание его технического состояния, использующего комплекс технических воздействий (в целях обеспечения работоспособности), разделяющихся в зависимости от цели и характера на две группы [2]:

1) воздействия, позволяющие поддерживать в работоспособном состоянии агрегаты, механизмы и узлы автомобиля на протяжении наиболее длительного времени эксплуатации;

2) воздействия, позволяющие восстанавливать работоспособность агрегатов, механизмов и узлов автомобиля, утраченную ранее.

К первой группе относятся действия, носящие предупреждающий характер и составляющие базис системы технического обслуживания. Во вторую группу входят мероприятия по ремонту и восстановлению.

Под техническим воздействием понимают любую из операций, которые позволяют восстановить или сохранить параметры автотранспортных средств, в том числе систем и их составных частей и т.д. по итогам технического обслуживания или

ремонта, а также операции по проверке на соответствие технического состояния автомобиля представленным требованиям. В этом случае масштабы и серьёзность технических воздействий и зависящая от них экономическая эффективность определяются общей целью системы, т.е. поддержанием автомобиля в работоспособном состоянии в течение всего времени его использования по назначению [3].

От показателей надежности конструкции и условий технической эксплуатации зависит техническое состояние автотранспортных средств. Но у системы ППС также есть и недостатки, такие как: не учитываются отличительные особенности каждого автотранспортного средства и его объективное техническое состояние.

Эта проблема может стать решаема после перехода на более эффективную стратегию поддержания автомобиля в работоспособном состоянии по реальному техническому состоянию (стратегия технического обслуживания и ремонта автомобиля по фактическому состоянию - СФТС). Проблема создания и рабочая деятельность СФТС определяется усложнением конструкции автомобилей, а также повышением требований по эксплуатации и экологии, что увеличивает стоимость изготовления и затрат на эксплуатацию.

Общий характер технических воздействий на автомобиль позволяет выразить ТО и ремонт в виде единой целостной системы. Поставленные перед СФТС цели совпадают с целями ППС и состоят в управлении техническим состоянием АТС посредством обеспечения его работоспособности на протяжении всего срока эксплуатации или ресурса, сведя к минимуму затраты средств, времени и сил на выполнение воздействий.

Воплощение этих целей происходит благодаря организации оптимальной последовательности технических воздействий на АТС, назначение которых зависит

от изменения его технического состояния. Использование апостериорной информации (более информативной) о техническом состоянии АТС даёт преимущество СФТС, позволяя приспособиться к реальным условиям функционирования изделий.

Возможны следующие варианты функционирования СФТС: 1) с постоянным объемом технического воздействия в прогнозируемый период; 2) с переменными периодом и объемом.

Первый вариант предусматривает выбор времени проведения технического воздействия на автомобиль, на что может повлиять появление отказа до следующего контроля технического состояния, но объём работ не изменяется. Во втором случае объём технических воздействий определяется из соображения, чтобы в течение периода между техническими воздействиями не произошло отказа автомобиля. Таким образом, предпочтительной является стратегия, включающая контроль параметров технического состояния АТС, что позволяет обнаружить неисправности на более ранних стадиях и устранить их в соответствующий момент возникновения.

В настоящее время техническая обеспеченность и финансовые возможности сельскохозяйственных предприятий характеризуются различной востребованностью к обновлению машинно-тракторного парка и видам услуг по техническому сервису.

Крупные фирмы-производители техники, как правило, стараются формировать «свои» индивидуальные системы продаж и обслуживания техники. Сейчас ни один крупный производитель техники не выступает на мировом рынке как чистый изготовитель, он всегда представляет себя и как поставщика услуг по техническому сервису своей продукции [4].

Технический сервис потребителей товаров - это комплекс работ и услуг, выполняемых службой технического сервиса предприятия-изготовителя для обеспече-

ния защиты прав и социоэкономической удовлетворенности потребителя по итогам (в период) эксплуатации приобретенного товара.

В итоге одной из главных функций технического сервиса обозначается поиск новых клиентов и сохранение уже имеющейся базы потребителей, готовых на продолжение сотрудничества с предприятием.

Обслуживание потребителей в техническом центре выражается в стремлении дифференцировать выпускаемый продукт, т.е. выделить и развить положительные свойства, отличающие его от аналогов. Этим обеспечивается лояльность потребителей к фирме, что помогает увеличить продажи и соответственно прибыль [5].

Технический сервис включает в себя следующие виды работ: разработка ремонтной документации, обкатка, техническое обслуживание, хранение, диагностика и ремонт в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации, аренда новой и поддержанной техники, продажа техники на условиях лизинга, продажа запчастей, подготовка персонала и другие работы, связанные с технической эксплуатацией машин.

Наиболее оптимальной формой организации технического сервиса со стороны предприятия-изготовителя является дилерская, т.к. не требует вложения больших средств. Реализация техники, запасных частей и услуг технического сервиса через дилерскую сеть обеспечивает экономию денежных средств компании, в то же время расширяя её сбытовую сеть.

Дилер - физическое или юридическое лицо, осуществляющее на основе договоров маклерские услуги в инженерно-технической сфере по материально-техническому обеспечению потребителей техникой и ее техническому сервису в течение всего срока эксплуатации на закрепленной за ним территории [6].

Дилерские центры - высокоэффектив-

ный одноуровневый канал между предприятием-изготовителем и потребителем. Дилеры разрешают проблемы, возникающие при сбыте товара потребителю, такие как удаленность покупателя и продавца и как следствие несоответствие предложения и спроса. Таким образом, посреднику, расположенному вблизи потенциального покупателя, легче провести маркетинговые исследования для определения запросов конкретного рынка или его сегментов.

Дилерская форма наибольшее распространение получила за пределами нашей страны. Приблизительно 85% фирм изготовителей организуют продажу, гарантийное и послегарантийное техническое обслуживание и ремонт, поставку запасных частей через дилерскую сеть. Например, основой модели технического сервиса в Европе являются технические центры, предназначенные для обслуживания и ремонта автомобилей одного бренда. В нашей стране стратегия отечественных производителей в своей основе должна предусматривать для техники организацию фирменного сервиса, в противном случае её конкурентоспособность будет падать [7].

Анализ форм организации сервиса в других странах показывает, что кроме различных предприятий фирменного сервиса, созданных автопроизводителями, распространена разветвлённая сеть малых фирм и предприятий по техобслуживанию [8].

Крупные автопроизводители при начале экспорта своих автомобилей на рынок России заблаговременно создают систему технического обслуживания и ремонта. Система ТО и ремонта обеспечивает работоспособность техники, используя комплекс мероприятий включающий: до-сборку, предпродажное обслуживание и технологическую регулировку, ТО с применением средств диагностирования, текущий и капитальный ремонт, хранение.

Существуют три основных вида прове-

дения ремонтно-обслуживающих воздействий (РОВ):

- после отказа техники;

- стратегия планово-предупредительного воздействия;

- обслуживание по состоянию непрерывным или периодическим контролем.

В первом случае ремонт производится после наступления неработоспособности машин. Во втором - обслуживание и ремонт производится вне зависимости от состояния составных элементов автомобиля, по достижению определенной наработки, т.е. имеет планово-предупредительный характер. А наибольший эффект представляет обслуживание по фактическому состоянию с использованием диагностических средств с непрерывным или периодическим контролем.

В системе технического сервиса техническое обслуживание предназначено для поддержания автомобилей в исправном состоянии, в т. ч. предупреждения преждевременного износа и поломок деталей, узлов, механизмов, агрегатов. Оно является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке. Каждый вид технического обслуживания состоит из перечня индивидуальных операций, выполняемых при достижении определенной наработки или при смене условий использования машины. Отличительная черта ТО автомобилей связана со спецификой их эксплуатации, в том числе на объектах в удалении от стационарных баз ремонта [9].

При этом от режимов ТО и ремонта, т.е. перечней работ, их трудоёмкости и периодичности выполнения зависит потребность в постах для ТО и ТР, рабочей силе, материалах, квалификации и специальности ремонтных рабочих, тип и количество применяемого оборудования, планировочные решения помещений и постов, а также сама технология и организация производственного процесса сервисного предприятия.

Техническое обслуживание автомобилей включает три этапа:

- предпродажное обслуживание;

- ТО в гарантийный период;

- ТО в послегарантийный период.

Предпродажное обслуживание предусматривает проверку работоспособности основных узлов и агрегатов автомобиля, регулировку отдельных узлов в случае необходимости и подтяжку крепежных элементов, смазочные работы, испытание и проверку автомобиля на ходу, ликвидацию повреждений, полученных во время транспортировки, придание автомобилю наилучшего товарного вида [10].

Сервис изделия с момента продажи включает в себя: работы по монтажу и наладке; технические консультации; авторский надзор за эксплуатацией; обучение техперсонала потребителя обслуживанию и использованию в работе техники; поставку запасных частей и СТО для ТО и ремонта; собственно проведение ТО, ремонта и модернизации техники; рассмотрение рекламаций и устранение дефектов; аналитика данных по надежности и потребности в запчастях и т.д. Замена деталей во время гарантийного периода производится бесплатно при отсутствии нарушений правил, излагаемых в документации.

Договоры на обслуживание машин в дилерских центрах обычно заключаются на весь срок эксплуатации и бывают трех видов: плановое обслуживание; комплексное сервисное сопровождение; обслуживание по требованию. Комплексное сопровождение подразумевает, что все работы обслуживания и ремонта, кроме ежесменных, проводятся дилером. Отличие планового сопровождения заключается, в том, что несложные операции обслужива-

ния выполняются механиками. В обслуживании по требованию поступает заявка на диагностику, ТО или ремонт, которая выполняется специалистами дилера, в том числе и на месте эксплуатации [11].

Большой и важной составляющей системы мероприятий технического сервиса является организация маркетинга запасных частей, поставок в необходимом количестве и согласно номенклатуре. В случае отсутствия необходимой детали или узла время движения от её изготовления до момента постановки на ремонтируемую машину не должно превышать десяти дней, что соответствует требованиям современного сервиса. Из этого следует, что задача дилера - снабжение запасными частями в необходимом объёме и номенклатуре, чтобы потери владельцев по причине простоя техники были минимальны.

Для обеспечения владельцев необходимой информацией центры технического сервиса располагают каталогами моделей, проспектами, прайс- листами и другими POS-материалами, разрешенными для использования дилерами. Фирмами издаются проспекты, в которых показаны их возможности в области ТО и ремонта, в том числе: адреса предприятий сервиса и гарантийного обслуживания, наличие передвижных автомастерских и др. Также существует необходимость обеспечить быстрый доступ продавцов к информации, для выполнения оперативного сравнения имеющихся предложения, что повысит лояльность клиентов дилерских центров.

Таким образом, можно сделать вывод, что высокая организация технического обслуживания и ремонта является рекламой его качества и гарантией реализации ресурса в процессе эксплуатации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса / А.С. Дорохов, В.М. Корнеев, Ю.В. Катаев, Д.Г. Вялых и др. // Управление рисками в АПК. 2016. № 4. С. 46-57.

2. Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф. К вопросу выбора и использования современных средств технического обслуживания машин // В сборнике: Автотранспортная техника XXI века. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 45-52.

3. Корнеев В.М., Катаев Ю.В. Система обеспечения работоспособности техники в агропромышленном комплексе // В сборнике: Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России. Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 100-летию академика Д.К. Беляева. 2017. С. 86-91.

4. Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф. Повышение эффективности дилерских предприятий на основе управления качеством услуг // Наука без границ. 2018. № 5(22). С. 73-78.

5. Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф., Вялых Д.Г. Организация технического сервиса машинно-тракторного парка на региональном уровне // Наука без границ. 2017. № 11(16). С. 60-64.

6. Малыха Е.Ф., Катаев Ю.В., Вялых Д.Г. Дилерская форма организации технического сервиса машин // Наука без границ. 2017. № 8. С. 29-34.

7. Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф. Анализ направлений повышения эффективности дилерской деятельности на предприятиях // Наука без границ. 2018. № 6(23). С. 62-67.

8. Малыха Е.Ф., Катаев Ю.В. Современные формы организации технического сервиса // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 3. С. 27-33.

9. Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф. Роль инженерно-технического обеспечения в сельскохозяйственном производстве // Наука без границ. 2018. № 8(25). С. 19-23.

10. Корнеев В.М., Катаев Ю.В., Вялых Д.Г. Обеспечение работоспособности техники в гарантийный период эксплуатации // Сельский механизатор. 2017. № 4. С. 39-40.

11. Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф. К вопросу технической оснащенности агропромышленного комплекса Российской Федерации сельскохозяйственной техникой // с. Соленое Займище. ФГБНУ «ПНИИАЗ». 2017. С. 666-676.

REFERENCES

1. Dorohov A.S., Korneev V.M., Kataev Yu.V., Vyalyh D.G. et al. Tekhnicheskij servis kak osnovnaya sostavlyayushchaya inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya agropromyshlennogo kompleksa [Technical service as the main component of engineering and technical support of the agro-industrial complex]. Upravlenie riskami v APK, 2016, no. 4, pp. 46-57.

2. Kataev Yu.V., Malyha E.F. K voprosu vybora i ispol'zovaniya sovremennyh sredstv tekhnicheskogo obsluzhivaniya mashin [To the question of choice and use of modern means of maintenance of machines]. V sbornike: Avtotransportnaya tekhnika XXI veka. Sbornik statej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2018, pp. 45-52.

3. Korneev V.M., Kataev Yu.V. Sistema obespecheniya rabotosposobnosti tekhniki v agropromyshlennom komplekse [The system of ensuring the efficiency of equipment in the agro-industrial complex]. V sbornike: Agrarnaya nauka v usloviyah modernizacii i innovacionnogo razvitiya APK Rossii. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoj 100-letiyu akademika D.K. Belyaeva, 2017, pp. 86-91.

4. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Povyshenie effektivnosti dilerskih predpriyatij na osnove upravleniya kachestvom uslug [Increase of dealer enterprises efficiency on the basis of service quality management]. Nauka bez granic, 2018, no. 5(22), pp. 73-78.

5. Kataev Yu.V., Malyha E.F., Vyalyh D.G. Organizaciya tekhnicheskogo servisa mashinno-traktornogo parka na regional'nom urovne [Organization of technical service of machinery and tractor fleet at the regional level]. Nauka bez granic, 2017, no. 11(16), pp. 60-64.

6. Malyha E.F., Kataev Yu.V., Vyalyh D.G. Dilerskaya forma organizacii tekhnicheskogo servisa mashin [Dealer form of organization of technical service of machines]. Nauka bez granic, 2017,

no. 8, pp. 29-34.

7. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Analiz napravlenij povysheniya effektivnosti dilerskoj deyatel'nosti na predpriyatiyah [Analysis of directions of increase of efficiency of dealer activity at the enterprises]. Nauka bez granic, 2018, no. 6(23), pp. 62-67.

8. Malyha E.F., Kataev Yu.V. Sovremennye formy organizacii tekhnicheskogo servisa [Modern forms of technical service organization]. Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii, 2018, no. 3, pp. 27-33.

9. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Rol' inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya v sel'skohozyajstvennom proizvodstve [The role of engineering and technical support in agricultural production]. Nauka bez granic, 2018, no. 8(25), pp. 19-23.

10. Korneev V.M., Kataev Yu.V., Vyalyh D.G. Obespechenie rabotosposobnosti tekhniki v garantijnyj period ekspluatacii [Ensuring the performance of equipment during the warranty period of operation]. Sel'skij mekhanizator, 2017, no. 4, pp. 39-40.

11. Kataev Yu.V., Malyha E.F. K voprosu tekhnicheskoj osnashchennosti agropromyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii sel'skohozyajstvennoj tekhnikoj [On the issue of technical equipment of the agroindustrial complex of the Russian Federation with agricultural machinery]. s. Solenoe Zajmishche. FGBNU «PNIIAZ»,. 2017, pp. 666-676.

Материал поступил в редакцию 11.10.2019

© Абзаев Г.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.