УДК 631.171
ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ТРАКТОРОВ
Градов Евгений Анатольевич, ведущий специалист; ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассмотрены информационно-цифровые решения при техническом обслуживании тракторов. Представлен вариант информационной модели, в которой процессы технического обслуживания и технического диагностирования тракторов рассматриваются в комплексе.
Ключевые слова: техническое обслуживание; информационно-цифровые решения; онлайн мониторинг; трактор.
INFORMATION AND DIGITAL SOLUTIONS FOR TRACTOR MAINTENANCE
Gradov Evgenij Anatol'evich, Leading Specialist; FSAC VIM, Moscow, Russia
Abstract: The article discusses information and digital solutions for the maintenance of tractors. A variant of the information model is presented, in which the processes of maintenance and technical diagnostics of tractors are considered in a complex. Keywords: maintenance; information and digital solutions; online monitoring; tractor.
Для цитирования: Градов, Е. А. Информационно-цифровые решения при техническом обслуживании тракторов / Е. А. Градов. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. - № 3 (55). - С. 46-51. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/NQ-3-55-2021/3-55-2021/
For citation: Gradov E.A. Information and digital solutions for tractor maintenance // Scince without borders, 2021, no. 3 (55), pp. 46-51.
Способность прогнозировать отказ оборудования жизненно важна для снижения затрат на техническое обслуживание, простоев в эксплуатации и рисков безопасности. Последние достижения в области технологий мониторинга состояния привели к появлению ряда прогностических моделей для прогнозирования состояния машин на основе данных о состоянии. Хотя эти модели способствовали развитию дисциплины, они внесли лишь ограниченный вклад в разработку эффективной системы прогнозирования состояния работоспособности. Обзор литературы показывает, что до сих пор не существует прогностической
модели, которая непосредственно моделирует и полностью использует истории приостановленных состояний. Они очень распространены на практике, поскольку организации редко позволяют своим машинам работать до отказа и эффективно интегрировать популяционные характеристики в долгосрочное прогнозирование в вероятностном смысле. Это выводит нелинейную связь между измеренными данными состояния и фактическим состоянием машин и включает минимальные допущения и требования.
Работоспособность и техническая составляющая тракторов во многом
определяется качественным выполнением операций технического обслуживания. Для их выполнения используется широкий спектр достаточно сложных технических средств, различные инструменты и разнообразные материалы, а сам процесс проявляется повышенной сложностью и информационно-цифровой насыщенностью. Все это, безусловно, требует от исполнителей огромного объема знаний и использование активно изменяющейся и объемной информации. Различные приемы для обеспечения качественного выполнения операций технического обслуживания тракторов уже были предложены. Оперативное внедрение информации о появившихся инновациях по техническому обслуживанию тракторов является ключевым шагом для повышения эффективности эксплуатации тракторов. Однако из-за сложности и информационной насыщенности операций обслуживания необходимы дальнейшие исследования в решении данной проблемы. Определенно назрела потребность перехода от обмена технической информацией к информационно-цифровым решениям, как основе для дальнейшего роста и развития данного направления. Использование информационно-цифровых ресурсов в сфере технического обслуживания тракторов до настоящего времени рассматривалось лишь фрагментарно и недостаточно полно
[1, 2, 3].
В настоящее время отсутствует регулярный механизм использования имеющихся инноваций в указанном направлении, но в рассматриваемой информационной системе соответствующий механизм может быть предусмотрен и реализован. В случае
наличия упомянутой информационной системы можно организовать достаточно быстрое реагирование на имеющиеся изменения выходом новых версий/редакций системы. Поэтому следующее требование к ней может быть представлено как наличие средств, позволяющих оперативно или периодически пополнять её новой или уточненной информацией по всем аспектам обслуживания тракторов. На основании вышеизложенной информации сформулированы следующие исходные предпосылки к разработке системы информационно-технического обслуживания тракторов [4, 5]:
• Улучшение категории доступности имеющихся разработок по проведению технического обслуживания тракторов;
• Объединение актива знаний и информации, связанных с техническим обслуживанием тракторов, интеграции всех необходимых компонентов знаний в единую систему, своевременная корректировка информационно-цифровых компонентов;
• Возможность вносить корректировки информационных компонентов; разнообразное предоставление материалов с описанием методов обслуживания;
• Интеграция последовательности выполнения операций по технологическим картам диагностирования и технического обслуживания тракторов в зависимости от результатов диагностирования;
• Использование программно-алгоритмических средств и информационных составляющих в прогнозировании остаточного ресурса основных узлов и агрегатов трактора;
• Ведение учета при обслужива-
нии и автоматизированная фиксация индивидуальных параметров технического состояния тракторов;
• Учет оснащения станции технического обслуживания хозяйства или сервисного предприятия техническими средствами при проведении операций обслуживания тракторов;
• Обеспечение станции технического обслуживания хозяйства или сервисного предприятия нормативно-технической документацией;
• Предоставление актуальных сведений о предприятиях, располагающих ресурсами для проведения операций по обслуживанию тракторов.
Разработка системы информационно-технического обслуживания тракторов относится к разряду достаточно сложных и методически мало отработанных задач научной инженерии.
На основе обобщения изложенного, система информационно-технического обслуживания тракторов должна отвечать следующим требованиям:
• Базирование на использование ПК и современных информационных технологий;
• Структуризация, классификация и интеграция всех важнейших составляющих нормативно-технической документации по техническому обслуживанию тракторов;
• Разнообразное предоставление технологий (способов) технического обслуживания тракторов;
• Разработка и внедрение программно-алгоритмических и информационных средств для прогнозирования остаточного ресурса узлов и агрегатов трактора и расчета диагностируемых параметров;
• Предоставление хронологии обслуживания тракторов и выдача оперативных сводок обслуживания;
• Предоставление возможности оперативного и своевременного пополнения компонентов системы уточненной или новой документацией и знаниями;
• Способность лавирования по системе с применением перекрестных ссылок.
• Для реализации сформулированных требований необходимо разработать структуру информационно-технического обслуживания тракторов в виде самостоятельно функционирующей информационной системы в АПК.
В информационной схеме системы технического обслуживания тракторов, представлен глубокий и содержательный анализ процессов технического обслуживания. В качестве этапа, дополняющего и формализующего результаты первого этапа, рассматривается информационная модель разрабатываемой системы, позволяющая определить общее устройство системы информационно-технического обслуживания тракторов. Применительно к системе технического обслуживания тракторов (СТОТ), характеризующейся значительной информационно-цифровой насыщенностью, такие модели представляют определенный научный и практический интерес. Тем более что до текущего момента времени такие модели еще не были созданы. Информационные модели могут быть использованы для целостного и формализованного описания систем, реально существующих или (и) абстрактных объектов и процессов, функционирование которых зависит от их структуры и обусловлено влиянием многих факторов. Следуя методологии, модель ориентирована на генерирование инфор-
мации основных блоков системы не только на уровне хозяйства, но и на региональном уровне. В работе сделано предположение о том, что процессы технического обслуживания могут быть описаны однотипными информационными компонентами и, как следствие, иметь единообразное информационное описание. Это позволит совершенствовать и организовать единый информационный подход при техническом обслуживании тракторов. С точки зрения информационного описания это является ускоренным, управляемым, представлением процессов, происходящих с конкретным трактором на пункте или станции технического обслуживания с применением оборудования, оснастки, инструментов [6, 7, 8].
Характерной особенностью методики формирования системы информационного обеспечения технического обслуживания тракторов является подготовка информационных блоков и их составляющих для использования на ПК, а также их взаимная увязка в виде системы необходимых файлов. При этом необходимо обеспечить выполнение требований, сформулированных выше, а также приемлемую процедуру использования информационной системы на практике.
Сегодня информационно цифровая трансформация практически становится синонимом конкурентоспособности. Внедрение цифровых решений кардинально меняет бизнес-процессы компаний, снижая их издержки и создавая новые более удобные сервисы для потребителей. Как следствие, возникают источники для новых дополнительных преимуществ на рынках. Наиболее активно решают вопросы сервисного обслу-
живания в России такие компании, как JCB, Caterpillar, Hitachi, Volvo Construction Equipment, Komatsu, Wirtgen Group, Bobcat, Daewoo, Hyundai. Данные бренды демонстрируют продуманный подход в организации сервисного обслуживания, основанный на стремлении максимально помочь покупателю и его бизнесу, начиная от предоставления гарантийных и до постгарантийных услуг, в проведении ремонта машин.
Только недавно данная индустрия начала осознавать, насколько неэффективно выполняются ремонтные работы. Около половины выполняемого технического обслуживания неэффективно. Это вызывает серьезную озабоченность, поскольку техническое обслуживание напрямую связано с надежностью спецтехники. По этой причине индустрия испытывает повышенный интерес к разработке и производству информационно-цифровых диагностических приборов для повышения точности результатов мониторинга и анализа показателей, в попытке оптимизировать использование спецтехники [9, 10, 11].
Таким образом, были рассмотрены системы мониторинга состояния и их применение к сельскохозяйственной технике. Затем были обобщены последние исследования и разработки в области диагностики и прогнозирования машин. Основными проблемами, стоящими перед разработчиками систем мониторинга состояния сельскохозяйственной техники, очевидно, продолжают оставаться:
• Выбор количества и типа датчиков для этапа сбора данных;
• Выбор эффективных методов обработки данных, связанных с выбранными параметрами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дорохов, А. С. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК / А. С. Дорохов, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев. - Текст : непосредственный // Сельский механизатор. - 2016. - № В. - С. 2-5.
2. Дидманидзе, О. Н. Тенденции развития цифровых технологий диагностирования технического состояния тракторов / О. Н. Дидманидзе, А. С. Дорохов, Ю. В. Катаев.
- Текст : непосредственный // Техника и оборудование для села. - 2020. - № 11 (281).
- С. 39-43.
3. Дорохов, А. С. Роль качества в инженерно-техническом обеспечении АПК /
A. С. Дорохов. - Текст : непосредственный // Труды ГОСНИТИ. - 2016. - Т. 125. -С. 62-69.
4. Катаев, Ю. В. К вопросу выбора и использования современных средств технического обслуживания машин / Ю. В. Катаев, Е. Ф. Малыха. - Текст : непосредственный // В сборнике: Автотранспортная техника XXI века. Сборник статей III Международной научно-практической конференции, 201В. - С. 45-52.
5. Катаев, Ю. В. Роль современных информационных технологий при организации технического сервиса / Ю. В. Катаев. - Текст : непосредственный // В сборнике: Материалы международной научной конференции молодых учёных и специалистов, посвящённой 150-летию А.В. Леонтовича, 2019. - С. 457-460.
6. Катаев, Ю. В. Анализ направлений повышения эффективности дилерской деятельности на предприятиях / Ю. В. Катаев, Е. Ф. Малыха. - Текст : электронный // Наука без границ - 2018. - № 6 (23). - С. 62-67. - URL: https://nauka-bez-granic.space/
7. Семейкин, В. А. Теоретические предпосылки организации процесса входного контроля качества машиностроительной продукции / В. А. Семейкин, А. С. Дорохов.
- Текст : непосредственный // Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". - 2007. - № 2 (22). - С. 92-94.
В. Дорохов, А. С. Совершенствование входного контроля качества сельскохозяйственной техники на дилерских предприятиях / А. С. Дорохов. - Текст : непосредственный // Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". - 2009. - № 2 (33). - С. 73-75.
9. Лимарев, В. Я. Положение по организации входного контроля качества машиностроительной продукции, поступающей агропромышленному комплексу /
B. Я. Лимарев, В. А. Семейкин, В. М. Корнеев, С. А. Терский, А. С. Дорохов. - М.: ОАО «Росагроснаб», 2006. - 30 с. - Текст : непосредственный.
10. Катаев, Ю. В. Повышение эффективности дилерских предприятий на основе управления качеством услуг / Ю. В. Катаев, Е. Ф. Малыха. - Текст : электронный // Наука без границ. - 201В. - № 5 (22). - С. 73-7В. - URL: https://nauka-bez-granic.space/
11. Семейкин, В. А. Входной контроль качества сельскохозяйственной техники и оценка его эффективности: методические рекомендации / В. А. Семейкин, А. С. Дорохов, В. М. Корнеев // М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2010. - 139 с. - Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Dorohov A.S., Korneev V.M., Kataev Yu.V. Tekhnicheskij servis v sisteme inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya APK [Technical service in the system of engineering and technical support of the agro-industrial complex]. Sel'skij mekhanizator, 2016, no. В, pp. 2-5.
2. Didmanidze O.N., Dorohov A.S., Kataev Yu.V. Tendencii razvitiya cifrovyh tekhnologij diagnostirovaniya tekhnicheskogo sostoyaniya traktorov [Trends in the development of digital technologies for diagnosing the technical condition of tractors]. Tekhnika i oborudovanie dlya sela, 2020, no. 11 (281), pp. 39-43.
3. Dorohov A.S. Rol' kachestva v inzhenerno-tekhnicheskom obespechenii APK [The role of quality in the engineering and technical support of the agro-industrial complex]. Trudy GOSNITI, 2016, vol. 125, pp. 62-69.
4. Kataev Yu.V., Malyha E.F. K voprosu vybora i ispol'zovaniya sovremennyh sredstv tekhnicheskogo obsluzhivaniya mashin [To the question of the choice and use of modern means of machine maintenance]. V sbornike: Avtotransportnaya tekhnika XXI veka. Sbornik statej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2018, pp. 45-52.
5. Kataev Yu.V. Rol' sovremennyh informacionnyh tekhnologij pri organizacii tekhnicheskogo servisa [The role of modern information technologies in the organization of technical services]. V sbornike: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii molodyh uchyonyh i specialistov, posvyashchyonnoj 150-letiyu A.V. Leontovicha, 2019, pp. 457-460.
6. Kataev Yu.V., Malyha, E.F. Analiz napravlenij povysheniya effektivnosti dilerskoj deyatel'nosti na predpriyatiyah [Analysis of ways to improve the efficiency of dealer activity at enterprises]. Science without borders, 2018, no. 6 (23), pp. 62-67. Available at: https://nauka-bez-granic.space/
7. Semejkin V.A., Dorohov A.S. Teoreticheskie predposylki organizacii processa vhodnogo kontrolya kachestva mashinostroitel'noj produkcii [Theoretical prerequisites for the organization of the process of input quality control of machine-building products]. Vestnik federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya "Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet imeni V.P. Goryachkina", 2007, no. 2 (22), pp. 92-94.
8. Dorohov A.S. Sovershenstvovanie vhodnogo kontrolya kachestva sel'skohozyajstvennoj tekhniki na dilerskih predpriyatiyah [Improvement of input quality control of agricultural machinery at dealer enterprises]. Vestnik federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya "Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet imeni V.P. Goryachkina", 2009, no. 2 (33), pp. 73-75.
9. Limarev V.Ya., Semejkin V.A., Korneev V.M., Terskij S.A., Dorohov A.S. Polozhenie po organizacii vhodnogo kontrolya kachestva mashinostroitel'noj produkcii, postupayushchej agropromyshlennomu kompleksu [Regulations on the organization of input quality control of machine-building products supplied to the agro-industrial complex]. Moscow, OAO "Rosagrosnab", 2006, 30 p.
10. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Povyshenie effektivnosti dilerskih predpriyatij na osnove upravleniya kachestvom uslug [Improving the efficiency of dealer enterprises on the basis of service quality management].Science without borders, 2018, no. 5 (22), pp. 73-78. Available at: https://nauka-bez-granic.space/
11. Semejkin V.A., Dorohov A.S., Korneev V.M. Vhodnoj kontrol' kachestva sel'skohozyajstvennoj tekhniki i ocenka ego effektivnosti: metodicheskie rekomendacii [Input quality control of agricultural machinery and evaluation of its effectiveness: methodological recommendations]. Moscow, FGOU VPO MGAU, 2010, 139 p.
Материал поступил в редакцию 10.03.2021
© Градов Е.А., 2021