Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
272
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ / СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / TECHNICAL SERVICE / SPARE PARTS / OPERATION / SERVICE CONCEPT / SERVICE DELIVERY SYSTEM / SIMULATION MODEL

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Караваев Михаил Александрович

В статье рассмотрены вопросы организации технического сервиса за рубежом. Изучен опыт крупных иностранных концернов по проведению технического обслуживания. Сеть технического сервиса хорошо организована и состоит из диагностических и консультационных пунктов, учебных центров, станций технического обслуживания и ремонтных мастерских, а также складов и магазинов запасных частей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF FOREIGN EXPERIENCE IN TECHNICAL SERVICE OF MACHINERY AND EQUIPMENT

The article deals with the organization of technical services abroad. The experience of large foreign concerns in carrying out maintenance has been studied. The technical service network is well organized and consists of diagnostic and consulting points, training centers, service stations and repair shops, as well as warehouses and spare parts stores.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ»

УДК 631.173

К ВОПРОСУ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА МАШИН

И ОБОРУДОВАНИЯ

Караваев Михаил Александрович, магистрант, Научный руководитель: Катаев Юрий Владимирович, кандидат технических наук,

доцент;

ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы организации технического сервиса за рубежом. Изучен опыт крупных иностранных концернов по проведению технического обслуживания. Сеть технического сервиса хорошо организована и состоит из диагностических и консультационных пунктов, учебных центров, станций технического обслуживания и ремонтных мастерских, а также складов и магазинов запасных частей. Ключевые слова: технический сервис; запасные части; эксплуатация; концепция обслуживания; система оказания услуг; имитационная модель.

ON THE ISSUE OF FOREIGN EXPERIENCE IN TECHNICAL SERVICE OF MACHINERY

AND EQUIPMENT

Karavaev Mihail Aleksandrovich, master's student, Scientific supervisor: Kataev Yurij Vladimirovich, Candidate of Technical Sciences,

Associate Professor; Timiryazev Russian State Agrarian University, Moscow, Russia

Abstract: The article deals with the organization of technical services abroad. The experience of large foreign concerns in carrying out maintenance has been studied. The technical service network is well organized and consists of diagnostic and consulting points, training centers, service stations and repair shops, as well as warehouses and spare parts stores. Keywords: technical service; spare parts; operation; service concept; service delivery system; simulation model.

Для цитирования: Караваев, М. А. К вопросу зарубежного опыта технического сервиса машин и оборудования / М. А. Караваев. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. - № 2 (54). - С. 23-28. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/NQ-2-54-2021/2-54-2021/

For citation: Karavaev M.A. On the issue of foreign experience in technical service of machinery and equipment // Scince without borders, 2021, no. 2 (54), pp. 23-28.

Эффективный технический сервис ку запасных частей и организацию

машин включает в себя разнообраз- технического обслуживания и ремон-

ную номенклатуру сервисных услуг: та (ТО и Р) проданного оборудования,

предпродажную подготовку, аренду, могут обеспечить вдвое большую при-

продажу подержанной и новой техни- быль, чем вложение их в выпуск этого

ки по лизингу, обеспечение запасны- оборудования.

ми частями, обслуживание и ремонт По этой причине ведущие автотрак-

машин [1, 2, 3]. торные фирмы имеют широкую, хоро-

По данным зарубежных специали- шо организованную сеть технического

стов, средства, вложенные в разработ- сервиса, которая состоит из постоянно

действующих диагностических и консультационных пунктов, учебных центров, станций технического обслуживания и ремонтных мастерских (часто объединенных с диагностическими пунктами), а также складов и магазинов запасных частей и принадлежностей.

Пункты и центры технического сервиса снабжаются каталогами запасных частей, проспектами, прейскурантами, инструкциями по уходу и эксплуатации, сервисными книжками, а также специальными руководствами, в которых даются подробные сведения обо всех базах и пунктах технического обслуживания машин данной фирмы.

В качестве примера можно привести деятельность немецкого концерна «КЛААС», который благодаря высокому уровню организации технического обслуживания сумел выдержать конкурентную борьбу со стороны американских и европейских фирм и продает на рынке США десятки тысяч

единиц своей техники.

Изучение опыта работы других крупных автомобильных концернов, таких как «Форд», «Дженерал Моторс» показывает, что их успехи в экспорте в значительной степени обусловлены заблаговременно подготовленной службой по техническому обслуживанию и ремонту в странах-импортерах.

Для достижения оперативности технического обслуживания автотракторной техники требуется создание сети пунктов обслуживания определенной густоты. На территории Англии станции технического обслуживания (СТО) одной фирмы находятся на расстоянии 40 км друг от друга, причем планируется сократить это расстояние до 20 км. В США расстояние между СТО одной фирмы около 30 км.

Количество мастерских в зависимости от числа машино-мест распределяется в процентном отношении, представленном в табл. 1.

Соотношение количества мастерских от числа машино-мест

Таблица 1

Число машино-мест в мастерской Количество мастерских (в % от общего количества мастерских)

От 3 до 9 45-50

От 10 до 19 20-25

От 20 до 35 15-20

От 36 и выше 10-15

Сеть технического обслуживания может быть собственностью завода- изготовителя, а в тех районах, где парк машин небольшой, прибегают к заключению договоров с авторемонтными мастерскими, работающими в этой местности самостоятельно, то есть принадлежащими другим владельцам [4].

В табл. 2 приведены примерные данные о загрузке СТО в некоторых развитых странах.

В Германии при организации ТО и ремонта легковых автомобилей принимают за основу следующие нормы: на каждые 100 автомобилей планируется 3 ремонтных поста площадью 53 м2 каждый. Кроме того, на каждый пост

Таблица 2

Загрузка СТО в развитых странах

Страна Количество СТО Парк автомобилей, обслуживаемых СТО Среднее число автомобилей на одну СТО Примечание

США 359280 81948000 228 На каждые 100 автомобилей предусматривается 2-3 машино-места

Франция 46620 9786000 210

Германия 17005 10000000 590

Англия 45000 11000000 245

Швеция 2500 1934520 770

Финляндия 2500 637945 250

планируются помещения для склада запчастей, бытовых нужд, конторских помещений, для рекламной литературы и приема клиентов - по 10 м2 каждое. Всего на одно машино-место, таким образом, требуется 93 м2.

Техническое обслуживание автомобилей включает три этапа:

1) предпродажное обслуживание;

2) техническое обслуживание в гарантийный период;

3) техническое обслуживание в послегарантийный период.

Предпродажное обслуживание предусматривает проверку работы основных узлов и агрегатов автомобиля, регулировку отдельных узлов в случае необходимости, проверку и подтяжку крепежных деталей, смазочные работы, испытание и проверку автомобиля в целом, ликвидацию повреждений, полученных во время транспортировки, придание автомобилю наилучшего товарного вида (мойка, полировка и т.д.) [5, 6].

Замена деталей во время гарантийного срока производится бесплатно при условии выполнения инструкции по эксплуатации.

Все работы в послегарантийный пе-

риод производятся за счет владельцев автомобилей.

Большой и важной составной частью системы мероприятий по ТО и ремонту автомобилей является четкая организация снабжения запасными частями в необходимых количествах и номенклатуре, организация маркетинга запасных частей [7].

Все запасные части по уровню их расхода большинством фирм разделяются на три группы: А, В, С. Группа А составляет 10 % наименований деталей, на которые приходится 70 % потребления, группа В - соответственно 30 % и 22 %, группа С - 60 % и 8 %.

Некоторые фирмы применяют систему из четырех групп. В четвертую группу относят детали, потребляемые в больших количествах, - фильтры, свечи, прокладки и т.д., контроль над заказами которых осуществляется ежедневно.

Структура организаций, занимающихся техническим обслуживанием тракторов и сельскохозяйственных машин, не зависит от величины фирмы и уровня производства. В своей основе она одинакова и для таких фирм, как «Джон Дир», «Интернейшнл хар-

вестер» и «Катерпиллер», оборот которых составляет сотни миллиардов долларов в год, и фирм «Крамер» и «Букх», выпускающих 500-3000 тракторов в год. Отличие заключается в количестве дилеров и технической оснащенности. Например, фирма «Ин-тернейшнл харвестер» в свое время имела в Нидерландах двух генеральных агентов и 89 дилеров и субдилеров, а фирма «Букх» - одного генерального агента и двух дилеров.

Особенности технического обслуживания лесозаготовительных и дорожно-строительных машин и оборудования обусловлены спецификой их эксплуатации в местах и на объектах, удаленных от стационарных баз технического обслуживания, а также использованием передвижных мастерских по ТО и ремонту на местах эксплуатации обслуживаемой техники [8, 9].

Рекламой качества технического обслуживания служит его высокая организация. Наряду с этим издаются рекламные проспекты с информацией о возможностях фирмы в области технического обслуживания: о заводах по специализированному ремонту, дилерских отделениях, складах запчастей, передвижных мастерских. Реклама ТО регулярно публикуется в газетах, журналах, справочниках, ей посвящены рекламные фильмы. Для рекламы используют упаковочные средства товаров, популярных в райо-

нах потребителей, изготовляются сувениры, детские игрушки, инструмент. В управлениях фирм выставляются схемы расположения пунктов ТО, дилерских отделений, складов.

План выпуска запчастей разрабатывается в соответствии с нормативами, основанными на сроках амортизации, статистическими данными о расходовании запчастей за предшествующие годы с учетом сезонности, изменения количества, структуры и возраста парка машин. Выпуск запчастей к машинам, снятым с производства, продолжается еще около 10 лет [10].

Наряду с планированием производства важное значение приобрела правильная организация распределения и хранения запчастей. Работа склада считается эффективной, когда оборот основной массы запчастей достигает 3-5 раз в год при издержках по хранению, равных 10-25 % стоимости запчастей.

Выбор консервирующих материалов, необходимых при транспортировке и хранении запчастей, зависит от материала изделия, точности обработки его поверхности, планируемого срока и условий хранения и транспортирования, качества последующей упаковки, затрат на консервацию и расконсервацию. В качестве консерва-ционных материалов применяют консистентные смазки, жидкие масла, антикоррозионные масла, полимерные покрытия, микровоски, ингибиторы коррозии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дорохов, А. С. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК / А. С. Дорохов, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев. - Текст : непосредственный // Сельский механизатор. - 2016. - №8. - С. 2-5.

2. Дорохов, А. С. Роль качества в инженерно-техническом обеспечении АПК / А. С. Дорохов. - Текст : непосредственный // Труды ГОСНИТИ. - 2016. - Т.125. -С. 62-69.

3. Малыха, Е. Ф. Экономический механизм рынка подержанной техники в системе

технического сервиса: дис...канд. эконом. наук: 08.00.05: утв. 05.03.2013. М., 2013. -155 с.

4. Катаев, Ю. В. Повышение эффективности дилерских предприятий на основе управления качеством услуг / Ю. В. Катаев, Е. Ф. Малыха. - Текст : непосредственный // Наука без границ. - 2018. - №5 (22). - С. 73-78.

5. Дорохов, А. С. Совершенствование входного контроля качества сельскохозяйственной техники на дилерских предприятиях / А. С. Дорохов. - Текст : непосредственный // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. - 2009. - № 2 (33). - С. 73-75.

6. Семейкин, В. А. Входной контроль качества сельскохозяйственной техники и оценка его эффективности: методические рекомендации / В. А. Семейкин, А. С. Дорохов, В. М. Корнеев. - Текст : непосредственный // М. : ФГОУ ВПО МГАУ. - 2010. -139 с.

7. Катаев, Ю. В. Анализ направлений повышения эффективности дилерской деятельности на предприятиях / Ю. В. Катаев, Е. Ф. Малыха. - Текст : непосредственный // Наука без границ. - 2018. - №6 (23). - С. 62-67.

8. Малыха, Е. Ф. Оценка технической оснащенности аграрного производства / Е. Ф. Малыха, Ю. В. Катаев. - Текст : непосредственный // Экономика сельского хозяйства. - 2019. - № 6. - С. 62-68.

9. Семейкин, В. А. Предпродажное обслуживание техники в сельском хозяйстве / В. А. Семейкин, В. М. Корнеев, А. С. Дорохов. - Текст : непосредственный // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. - 2005. - № 1 (11). - С. 95-97.

10. Корнеев, В. М. Система обеспечения работоспособности техники в агропромышленном комплексе / В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев. - Текст : непосредственный // Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России. Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 100-летию академика Д.К. Беляева. -2017. - С. 86-91.

REFERENCES

1. Dorohov A.S., Korneev V.M., Kataev Yu.V. Tekhnicheskij servis v sisteme inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya APK [Technical service in the system of engineering and technical support of the agro-industrial complex]. Sel'skij mekhanizator, 2016, no. 8, pp. 2-5.

2. Dorohov A.S. Rol' kachestva v inzhenerno-tekhnicheskom obespechenii APK [The role of quality in the engineering and technical support of the agro-industrial complex]. Trudy GOSNITI, 2016, Vol. 125, pp. 62-69.

3. Malyha E.F. Ekonomicheskij mekhanizm rynka poderzhannoj tekhniki v sisteme tekhnicheskogo servisa [Economic mechanism of the used equipment market in the technical service system]. Ph. D. thesis. Moscow, 2013, 155 p.

4. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Povyshenie effektivnosti dilerskih predpriyatij na osnove upravleniya kachestvom uslug [Improving the efficiency of dealer enterprises based on service quality management]. Nauka bez granic, 2018, no. 5(22), pp. 73-78.

5. Dorohov A.S. Sovershenstvovanie vhodnogo kontrolya kachestva sel'skohozyajstvennoj tekhniki na dilerskih predpriyatiyah [Improvement of input quality control of agricultural machinery at dealer enterprises]. Vestnik FGOU VPO MGAU, 2009, no. 2(33), pp. 73-75.

6. Semejkin V.A., Dorohov A.S., Korneev V.M. Vhodnoj kontrol' kachestva sel'skohozyajstvennoj tekhniki i ocenka ego effektivnosti: metodicheskie rekomendacii [Input quality control of agricultural machinery and evaluation of its effectiveness: methodological recommendations]. Moscow, FGOU VPO MGAU, 2010, 139.

7. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Analiz napravlenij povysheniya effektivnosti dilerskoj deyatel'nosti na predpriyatiyah [Analysis of ways to improve the efficiency of dealer activity at enterprises]. Nauka bez granic, 2018, no. 6(23), pp. 62-67.

8. Malyha E.F., Kataev Yu.V. Ocenka tekhnicheskoj osnashchennosti agrarnogo proizvodstva [Assessment of technical equipment of agricultural production]. Ekonomika sel'skogo hozyajstva, 2019, no. 6, pp. 62-68.

9. Semejkin V.A., Korneev V.M., Dorohov A.S. Predprodazhnoe obsluzhivanie tekhniki v sel'skom hozyajstve [Pre-sale service of machinery in agriculture]. Vestnik FGOU VPO MGAU, 2005, no. 1(11), pp. 95-97.

10. Korneev V.M., Kataev Yu.V. Sistema obespecheniya rabotosposobnosti tekhniki v agropromyshlennom komplekse [The system of ensuring the operability of equipment in the agro-industrial complex]. Agrarnaya nauka v usloviyah modernizacii i innovacionnogo razvitiya APK Rossii. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoj 100-letiyu akademika D.K. Belyaeva, 2017, pp. 86-91.

Материал поступил в редакцию 02.02.2021

© Караваев М.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.