Научная статья на тему 'К вопросу технического обслуживания тракторов в сельском хозяйстве за рубежом'

К вопросу технического обслуживания тракторов в сельском хозяйстве за рубежом Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
339
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ДИЛЕР / ГАРАНТИЙНЫЙ ПЕРИОД / ДИАГНОСТИРОВАНИЕ / НАДЕЖНОСТЬ / MAINTENANCE / DEALER / WARRANTY PERIOD / DIAGNOSTICS / RELIABILITY

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Песковацков Дмитрий Николаевич

В статье рассмотрены вопросы технического обслуживания тракторов за рубежом. Отличительной чертой зарубежных стран по обслуживанию техники является то, что прежде, чем начать выпуск новых машин, фирмы сами или через посредников организуют пункты техобслуживания, консультируют потребителей по обслуживанию машин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of maintenance of tractors in agriculture abroad

The article deals with the maintenance of tractors abroad. A distinctive feature of foreign countries for the maintenance of equipment is that before starting the production of new machines, firms themselves or through intermediaries organize service points, advise consumers on the maintenance of machines.

Текст научной работы на тему «К вопросу технического обслуживания тракторов в сельском хозяйстве за рубежом»

УДК 631.1

К ВОПРОСУ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ЗА РУБЕЖОМ

Песковацков Дмитрий Николаевич, магистрант, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева,

Москва, РФ

В статье рассмотрены вопросы технического обслуживания тракторов за рубежом. Отличительной чертой зарубежных стран по обслуживанию техники является то, что прежде, чем начать выпуск новых машин, фирмы сами или через посредников организуют пункты техобслуживания, консультируют потребителей по обслуживанию машин.

Ключевые слова: техническое обслуживание; дилер; гарантийный период; диагностирование; надежность.

TO THE QUESTION OF MAINTENANCE OF TRACTORS IN AGRICULTURE

ABROAD

Peskovatskov Dmitrii Nikolaevich, the undergraduate, Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russia

The article deals with the maintenance of tractors abroad. A distinctive feature offoreign countries for the maintenance of equipment is that before starting the production of new machines, firms themselves or through intermediaries organize service points, advise consumers on the maintenance of machines. Keywords: maintenance; dealer; warranty period; diagnostics; reliability.

Для цитирования: Песковацков Д. Н. К вопросу технического обслуживания тракторов в сельском хозяйстве // Наука без границ. 2018. № 10 (27). С. 69-73.

В современных условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке обязательным условием успешного выступления фирмы является создание развернутой и хорошо организованной сети технического обслуживания: консультационных пунктов, станций техобслуживания, складов запасных частей, учебныхцентров, ремонтных мастерских и т. п.

Система технического обслуживания (ТО) фирмы включает весь комплекс услуг: снабжение запасными частями, технической документацией, обеспечение ремонтными работами, обучение специалистов, изучение эффективности работы машин и оборудования, проведение модернизации обслуживающего оборудова-

ния и т. п. [1].

В зарубежных странах прежде, чем начать выпуск новых машин, фирмы сами или через посредников организуют пункты техобслуживания, консультируют потребителей по обслуживанию машин [2].

В США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии действует сеть дилерских фирм, входящих в состав фирм сельскохозяйственного машиностроения, юридически не зависимых от них, но связанных договорными отношениями.

В США организационные формы обслуживания автомобилей и тракторов различны, но основаны на ряде общих принципов.

Основным и важнейшим принципом

ТО машин является то, что ответственность за техническое состояние сельскохозяйственной техники в течение всего срока ее эксплуатации несет фирма-изготовитель через широкую систему дилеров. Причемэтот принцип в США подкреплен соответствующим законодательством, который запрещает продажу техники без организации ее технического обслуживания.

Необходимо отметить, что фирмы не уклоняются от организации ТО, а,

наоборот, они заинтересованы в проведении ТО, т. к. каждый доллар, вложенный в сферу обслуживания, обеспечит в 2 раза большую прибыль, чем выпуск самойтех-ники. Это объясняется тем, что стоимость запчастей в 1,2-2,3 раза выше стоимости тех же деталей, применяемых на линии сборки. Для машин, снятых с производства, запчасти стоят дороже в 3-8 раз.

Вторым важным принципом является то, что фирма-изготовитель и дилеры обеспечивают проведение ТО в течение всего периода работы машин (10-15 иболее лет).

Суть третьего важного принципа заключается в организации ТО машин

везде, где она (фирма) их продает путем широкой системы дилеров.

Основное правило, которому следуют все фирмы, занимающиеся производством сельскохозяйственной техники, заключается в приближении обслуживания к потребителю. В ряде случаев обслуживание проводится непосредственно на местах работы машин [3].

Структура организации ТО в США у всех фирм в основе почти одинакова. Отличие заключается в количестве дилеров и их технической оснащенности.

В соответствии с договором дилер проводит ТО и ремонт (в гарантийный и послегарантийный период) продаваемых машин, обеспечивая их запчастями и различными эксплуатационными материалами. В интервале между плановыми ТО работы проводятся за дополнительную 70

плату. На ТО с.-х. техники фермеры затрачивают 10-15 % общих производственных затрат. Фирмы выполняют 3 вида ТО: предпродажное, гарантийное и послегарантийное. Предпродажное и гарантийное ТО выполняют бесплатно, т. к. затраты на них входят в стоимость новых машин. Фирма-изготовитель продает машины дилерам на 25-30 % дешевле продажной цены, благодаря чему дилеры получают 10-15 % прибыли [4, 5].

Так, у фирмы «Катерпиллар» в США имеется 100 дилеров. В составе одного дилера имеется несколько отделений (от 3 до 8), которые наряду с общими функциями по продаже и обслуживанию специализируются на ремонте одного или двух агрегатов трактора или двигателя. В фирме имеется отдел сервиса, состоящий из специалистов, находящихся в штате фирмы. Один специалист работает территориально в зоне деятельности трех дилеров, постоянно контролируетих работу и оказывает помощь в правильном обеспечении технического сервиса.Он является посредником между фирмой и дилером.

Дилеры, как правило, подразделяются по объему выполняемых работ.

Фирма «Джон-Дир» подразделяет дилеров на 3 категории в зависимости от объема работ: до 500 тыс. долларов, от 500 до 800 тыс. долларов и более 800 тыс. долларов.

В зависимости от объемов выполняемых работ количество сотрудников удиле-ров различно и колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен. Например, у дилера Паттен фирмы «Катерпиллар» только 250 человек занимается ремонтом и ТО. Дилер имеет 7 пунктов по обслуживанию и ремонту, расположенных в различных частях обслуживаемого им района. В каждом пункте имеется ремонтная мастерская. В центральном отделении ремонтируются двигатели, гидротрансмиссии, ходовая часть тракторов.

Как правило, дилер обслуживает 300400 ферм, находящихся в радиусе 80-100 миль. Зачастую заявки на обслуживание собираются по телефону. Обязанности работающих у дилера распределены следующим образом: 2 человека работают в управлении, 5 - на продаже машин и запчастей, 3 человека заняты работой в офисе, 7 человек - ремонтные рабочие, включая мастера. На складе дилера находятся запчасти 20 тыс. наименований. Только для удовлетворения 15 % заказов на запчасти дилеру приходится обращаться в центральные склады фирмы [6].

В зоне обслуживания дилера работают около 1200 тракторов. Ежегодно ремонтируются 60-70 тракторов.

Необходимо отметить, что между дилерами существует сильная конкуренция, т. к. в одном районе действуют дилеры разных фирм. Поэтому их прибыль зависит от качества выполненных обслуживающих работ. Они постоянно наблюдают за работой техники и своевременно рекомендуют фермеру принимать те или иные меры по ремонту и обслуживанию[7].

В повседневной работе дилеров немаловажное значение имеет применение-ЭВМ, с помощью которых ведется учет тракторов и с.-х. машин, проданных данной фирмой за длительный период (15-20 лет). Такая система позволяет заблаговременно оповещать хозяйства о необходимости замены тех или иных узлов и деталей в соответствии с установленным сроком их износа.

В ФРГ, Австрии, Швейцарии и Скандинавских странах ТО с.-х. техники фермеров выполняют мелкие предприятия, объединенные в союзы ремесленников. Предприятия заключают договоры с одной или несколькими машиностроительными фирмами и выполняют ТО и мелкий ремонт машин этих фирм. Фирмысозда-ют региональные технические центры, в которых выполняются сложные виды

ремонта с.-х. техники. На один сельский административный район ФРГ в среднем приходится около 18,5 предприятий по обслуживанию с.-х. техники, а накаждое такое предприятие - по 11 работников и 334 обслуживаемых трактора, т. е. один специалист обслуживает более 30 тракторов.

В Дании на долю фермерской кооперации приходится 15 % объема снабжения хозяйств техникой, в Италии - 52 %.

В большинстве стран Европы диагностика рассматривается как элемент ТО и выполняется одновременно с ним. В странах Америки, особенно в США, создают специализированные диагностические центры, предназначенные только для постановки диагноза без прямой связи с обслуживанием или ремонтом.

Ведущие зарубежные фирмы стремятся к снижению затрат на ТО путем повышения надежности узлов и агрегатов машин и совершенствования системы обслуживания, улучшения ее материально-технической базы, механизации работ, повышения квалификации персонала и т. д. В большинстве стран преобладают 3-4 ступенчатые системы обслуживания типа ЕТО, ТО-1, ТО-2 и СТО. Серьезное внимание уделяется условиям эксплуатации машин при назначении и корректировании нормативов ТО и ремонта. Широкое применение получает обслуживание техники по потребности (на основе диагностирования) [8, 9].

Многие фермеры или объединения США, Англии, ФРГ и других стран после физического или морального износа машин меняют их у дилера на новые с соответствующей доплатой или продают по стоимости 25 % от первоначальной цены. Купив у фермера трактор, дилер ремонтирует его и вновь продает другим фермерам по цене 40-50 % ниже стоимости новой машины. Такая перепродажа выгодна для дилеров и привлекает фермеров, т. к. позволяет обновить технику.

Таким образом, отличительной особенностью описанных выше форм проведения ТО от нашей заключается в том, что изготовитель несет полную ответственность за проведение ТО и ремонта техники, включая предпродажное, гарантийное и последующее обслуживание. Сильная

конкуренция между дилерами способствует качественному проведению консультативных и обслуживающих работ. Широкое применение ЭВМ позволяет следить и качественно вести учетвсего комплекса обслуживающих работ с.-х. техники до полного ее износа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса / А. С. Дорохов, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, Д. Г. Вялых и др. // Управление рисками в АПК. 2016. № 4. С. 46-57.

2. Малыха Е. Ф. Проблемы организации технического сервиса импортной техники // В сборнике: Доклады ТСХА. 2016. С. 528-531.

3. Корнеев В. М., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Обеспечение работоспособности техники в гарантийный период эксплуатации // Сельский механизатор. 2017. № 4. С. 39-40.

4. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В. Современные формы организации технического сервиса // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 3. С. 27-33.

5. Методика обоснования структурных элементов обслуживания мобильного парка сельскохозяйственных машин / И. Н. Кравченко, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, М. С. Овчинникова // Труды ГОСНИТИ. 2017. Том 127. С. 41-46.

6. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Дилерская форма организации технического сервиса машин // Наука без границ. 2017. № 8. С. 29-34.

7. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. Повышение эффективности дилерских предприятий на основе управления качеством услуг // Наука без границ. 2018. № 5(22). С. 73-78.

8. Ресурсосберегающие технологии ремонта сельскохозяйственной техники: учебное пособие / И. Н. Кравченко, В. М. Корнеев, Д. И. Петровский, Ю. В. Катаев // М.: ФГБНУ «Ро-синформагротех». 2018. 184 с.

9. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. Роль инженерно-технического обеспечения в сельскохозяйственном производстве // Наука без границ. 2018. № 8(25). С. 19-23.

REFERENCES

1. Dorohov A. S., Korneev V. M., Kataev Yu. V., Vyalyh D. G. et al. Tekhnicheskii servis kak osnovnaya sostavlyayushchaya inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya agropromyshlennogo kompleksa [Technical service as the main component of engineering and technical support of agro-industrial complex]. Upravlenie riskami v APK, 2016, no. 4, pp. 46-57.

2. Malyha E. F. Problemy organizatsii tekhnicheskogo servisa importnoi tekhniki [Problems of organization of technical service of imported equipment]. V sbornike: Doklady TSKHA, 2016, pp. 528-531.

3. Korneev V. M., Kataev Yu. V., Vyalyh D. G. Obespechenie rabotosposobnosti tekhniki v garantiinyi period ekspluatatsii [Ensuring the performance of equipment during the warranty period of operation]. Sel'skii mekhanizator, 2017, no. 4, pp. 39-40.

4. Malyha E. F., Kataev Yu. V. Sovremennye formy organizatsii tekhnicheskogo servisa [Modern forms of technical service organization]. Ekonomika sel'skogo hozyaistvaRossii, 2018, no. 3, pp. 27-33.

5. Kravchenko I. N., Korneev V. M., Kataev Yu. V., Ovchinnikova M. S. Metodika obosnovaniya strukturnyh elementov obsluzhivaniya mobil'nogo parka sel'skohozyaistvennyh mashin [Method of substantiation of structural elements of maintenance of mobile fleet of agricultural machines]. Trudy GOSNITI, 2017, Vol. 127, pp. 41-46.

6. Malyha E. F., Kataev Yu. V., Vyalyh D. G. Dilerskaya forma organizatsii tekhnicheskogo servisa mashin [Dealer form of the organization of technical service of cars]. Nauka bez granic, 2017, no. 8, pp. 29-34.

7. Kataev Yu. V., Malyha E. F. Povyshenie effektivnosti dilerskih predpriyatii na osnove upravleniya kachestvom uslug [Improving the efficiency of dealer enterprises on the basis of service quality management]. Nauka bez granic, 2018, no. 5(22), pp. 73-78.

8. Kravchenko I. N., Korneev V. M., Petrovskii D. I., Kataev Yu. V. Resursosberegayushchie tekhnologii remonta sel'skohozyaistvennoi tekhniki: uchebnoe posobie [Resource-saving technologies of agricultural machinery repair: textbook]. Moscow, FGBNU «Rosinformagrotekh», 2018, 184 p.

9. KataevYu.V.,MalyhaE.F.Rol'inzhenerno-tekhnicheskogoobespecheniyavsel'skohozyaistvennom proizvodstve [The role of engineering and technical support in agricultural production]. Nauka bez granic, 2018, no. 8(25), pp. 19-23.

Материал поступил в редакцию © Песковацков Д. Н., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.