УДК 631.1
К ВОПРОСУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА СЕРВИСНОГО ЦЕНТРА ДИЛЕРСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Степанов Михаил Викторович, кандидат технических наук, доцент, Трушина Лидия Николаевна, доцент, Лазарь Вера Владимировна, старший преподаватель, Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева,
Москва, РФ
В статье рассмотрена система технологической подготовки производства сервисного центра дилерского предприятия. Одна из целей этой системы - оптимально подготовить производство для предотавления услуг по ТО и ремонту машин требуемого объема.
Ключевые слова: технологическая подготовка; сервисный центр; трудоемкость; стандарт; технический сервис.
TO A QUESTION OF TECHNOLOGICAL PREPARATION OF PRODUCTION OF THE SERVICE CENTER OF THE DEALER ENTERPRISE
Stepanov Mikhail Viktorovich, PhD (Cand. Tech. Sci.), associate professor; Trushina Lidiya Nikolaevna, associate professor, Lazar Vera Vladimirovna, senior lecture, Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russia
The article deals with the system of technological preparation of the dealer enterprise service center production. One of the goals of this system is to optimally prepare the production for provision of services for maintenance and repair services of machines of the required volume. Keywords: technological training; service center; labor intensity; standard; technical service.
Для цитирования: Степанов М. В., Трушина Л. Н., Лазарь В. В. К вопросу технологической подготовки производства сервисного центра дилерского предприятия // Наука без границ. 2019. № 2(30). С. 44-48.
Технологическая подготовка производства - совокупность мероприятий, обеспечивающих технологическую готовность производства. Технологическая подготовка производства начинается при создании нового изделия и зависит от ремонтопригодности заданной при его конструировании [1].
Осуществление технологической подготовки ведётся в соответствии с: ЕСТД, ЕСКД, Единой системой допусков и посадок, системой стандартов безопасности труда, Государственной системой обеспечения единства измерений, отраслевыми
стандартами и другими нормативно-техническими документами, входящими в Единую систему технологической подготовки производства.
Комплексные вопросы создания и функционирования сервисных предприятий различного уровня рассмотрены во многих научных трудах, в которых уже изучен и обобщен опыт отечественных и иностранных автопроизводителей по созданию сервисных сетей. Даны конкретные рекомендации по совершенствованию работы дилеров, в том числе их технологической подготовке [2, 3].
Перед технологической подготовкой производства ставится цель: оптимально подготовить производство для представления услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин требуемого объёма. В свою очередь, задачи технологической подготовки производства определяются необходимостью обеспечения технического прогресса, улучшения количества качественных ремонтов, уменьшения отходов и их утилизации в условиях сервиса, повышение эргономики труда.
Необходимо отметить, что наряду с обеспечением качества ремонта и внедрением прогрессивных технологий технологическая подготовка должна обеспечить уменьшение трудоемкости, увеличение производительности труда, тем самым снижая себестоимость услуг [4].
На технологическую подготовку производства предприятий технического сервиса распространяют свое действие следующие стандарты: ГОСТ Р 50995.3.1-96, ГОСТ 50995.3.1-96, ГОСТ 15.601-98 и др.
В комплекс последовательности действий технологической подготовки производства также включается выполнение задач по управлению проектом, разработке проектно-технологических документов,
технических условий на ремонт машин, норм затрат труда, расходных материалов, стоимости работ, определению трудоемкости на транспортирование, проектирование и изготовление СТО, не стандартизированного оборудования и инструментов, увеличивающих производительность труда.
Повышение уровня механизации и как следствие снижение трудоёмкости технических воздействий при использовании и хранении с учётом обеспечения охраны окружающей среды, условий труда и т.д. обеспечивается разработкой теоретических и методических основ совершенствования процессов технического обслуживания за счёт создания и внедрения ресурсосберегающих технологий [5].
Таким образом, производство предприятия технического сервиса регламентируется техническими документами, и является предварительно рассчитанным и обоснованным процессом. Подготовить ремонтное производство помогают взаимосвязанные процессы: конструкторской отработки, экономического анализа, технологической проработки, четкой и слаженной организации работы. Взаимосвязь процессов при технологической подготовке представлена на рис. 1 [6].
Рис. 1. Взаимосвязь задач, решаемых при технологической подготовке производства
Одним из основных элементов технологической подготовки производства является создание структуры служб технологической подготовки производства или повышение качества работы уже существующей. При этом должно присутствовать информационное, программное, техническое обеспечение, что позволит выполнять определённые перед службой задачи.
После этапа, когда определены временные рамки этапов технологической подготовки производства составляется план-график, который может быть отражен в виде сетевого или ленточного графика. Причём планирование должно производиться с максимальной степенью параллельности работ.
В настоящее время требования к технологической подготовке значительно изменились в связи с развитием научно-технического прогресса. Существенно упрощает технологическая подготовка производства использование автоматизированных систем. При этом этапы технологической подготовки производства могут быть автоматизированы в разной степени. Так, например, выбор СТО, оснастки, средств контроля производится в диалоговом режиме, а подсчет стоимости технологического процесса автоматически. Быстродействие электронной вычислительной техники даёт возможность поиска альтернативных вариантов решений для реализации процессов оптимизации [7, 8].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что реализация технологических процессов системы технического сервиса по поддержанию и восстановлению параметров технического состояния машин с надлежащим качеством возможна при наличии на предприятии прогрессивных средств технологического оснащения (СТО). Применение автоматизированной системы технологической подготовки производства позволяет добиться максимальной оптимизации технических решений при проектировании процессов технического сервиса, т.е. добиться максимальной выгоды.
В итоге технологическая готовность предприятия (производства) к оказанию услуг по техническому сервису характеризуется наличием производственного помещения и эксплуатируемых средств технологического оснащения, квалифицированных инженерных кадров и персонала, комплектов нормативно-технической документации. Таким образом, проведение грамотно спланированной технологической подготовки производства позволяет, в конечном счете, повысить качество услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей [9, 10].
Конечной целью технологической подготовки предприятия технического сервиса является технологическая готовность к оказанию услуг по ремонту, которая выражается в пяти основных составляющих (рис. 2).
К онтр ОЛЬ качества л_сл\т
О о\"ченяый персонал и инженерные кадры
Технолог ическая доиненгалия
Рис. 2. Составляющие технологической готовности предприятия технического сервиса
Повышение технологической подготовки предприятий путём совершенствования системы технического сервиса требует создания необходимой производственно-технологической базы, применения прогрес-
сивных и ресурсосберегающих процессов технического обслуживания и ремонта, эффективных средств технологического оснащения, повышения квалификации ре-монтно-обслуживающего персонала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кравченко И. Н., Корнеев В. М., Петровский Д. И., Катаев Ю. В. Технологическая подготовка предприятий технического сервиса: учебное пособие. М.: ФГБНУ «Росинформагротех». 2018. 188 с.
2. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. Повышение эффективности дилерских предприятий на основе управления качеством услуг // Наука без границ. 2018. № 5(22). С. 73-78.
3. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф., Вялых Д. Г. Организация технического сервиса машинно-тракторного парка на региональном уровне // Наука без границ. 2017. № 11(16). С. 60-64.
4. Малыха Е. Ф. Проблема ресурсосбережения в машиноиспользовании // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2010. № 5(44). С. 92-94.
5. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В. Современные формы организации технического сервиса // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 3. С. 27-33.
6. Методика обоснования структурных элементов обслуживания мобильного парка сельскохозяйственных машин / И. Н. Кравченко, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, М. С. Овчинникова // Труды ГОСНИТИ. 2017. Том 127. С. 41-46.
7. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Дилерская форма организации технического сервиса машин // Наука без границ. 2017. № 8. С. 29-34.
8. Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса / А. С. Дорохов, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, Д. Г. Вялых и др. // Управление рисками в АПК. 2016. № 4. С. 46-57.
9. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. Роль инженерно-технического обеспечения в сельскохозяйственном производстве // Наука без границ. 2018. №8 (25). С. 19-23.
10. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. Анализ направлений повышения эффективности дилерской деятельности на предприятиях // Наука без границ. 2018. № 6(23). С. 62-67.
REFERENCES
1. Kravchenko I. N., Korneev V. M., Petrovskii D. I., Kataev Yu. V. Tekhnologicheskaya podgotovka predpriyatii tekhnicheskogo servisa: uchebnoe posobie [Technological training of technical service enterprises: tutorial]. Moscow, Rosinformagrotekh, 2018, 188 p.
2. Kataev Yu. V., Malyha E. F. Povyshenie ehffektivnosti dilerskih predpriyatij na osnove upravleniya kachestvom uslug [Improving the efficiency of the dealer enterprises on the basis of quality management services]. Nauka bez granic, 2018, no. 5(22), pp. 73-78.
3. Kataev Yu. V., Malyha E. F., Vyalyh D. G. Organizaciya tekhnicheskogo servisa mashinno-traktornogo parka na regional'nom urovne [Organization of technical service of the machine and tractor park at the regional level]. Nauka bez granic, 2017, no. 11(16), pp. 60-64.
4. Malyha E. F. Problema resursosberezheniya v mashinoispol'zovanii [The problem of resource saving in machine use]. Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet im. V.P. Goryachkina, 2010, no. 5(44), pp. 92-94.
5. Malyha E. F., Kataev Yu. V. Sovremennye formy organizacii tekhnicheskogo servisa [Modern forms of technical service organization]. Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii, 2018, no. 3,
pp. 27-33.
6. Kravchenko I. N., Korneev V. M., Kataev Yu. V., Ovchinnikova M. S. Metodika obosnovaniya strukturnyh ehlementov obsluzhivaniya mobil'nogo parka sel'skohozyajstvennyh mashin [Methods of substantiation of structural elements of maintenance of mobile fleet of agricultural machines]. Trudy GOSNITI, 2017, vol. 127, pp. 41-46.
7. Malyha E. F., Kataev Yu. V., Vyalyh D. G. Dilerskaya forma organizacii tekhnicheskogo servisa mashin [Dealer form of the organization of technical service of cars]. Nauka bez granic, 2017, no. 8, pp. 29-34.
8. Dorohov A. S., Korneev V. M., Kataev Yu. V., Vyalyh D. G. et al. Tekhnicheskij servis kak osnovnaya sostavlyayushchaya inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya agropromyshlennogo kompleksa [Technical service as the main component of engineering and technical support of agro-industrial complex]. Upravlenie riskami v APK, 2016, no. 4, pp. 46-57.
9. KataevYu. V., Malyha E. F. Rol' inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya v sel'skohozyajstvennom proizvodstve [The role of engineering in agricultural production]. Nauka bez granic, 2018, no. 8(25), pp. 19-23.
10. Kataev Yu. V., Malyha E. F. Analiz napravlenij povysheniya ehffektivnosti dilerskoj deyatel'nosti na predpriyatiyah [Analysis of directions of increase of efficiency of dealer activities in enterprises]. Nauka bez granic, 2018, no. 6(23), pp. 62-67.
Материал поступил в редакцию 22.02.2019 © Степанов М. В., Трушина Л. Н., Лазарь В. В., 2019