ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 631.1
ФИРМЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ
Вялых Ирина Геннадьевна, магистрант; ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени КА. Тимирязева, Москва, РФ
В статье рассмотрена организация фирменного технического сервиса автотракторной техники. Фирменный технический сервис - это организация дилерских центров, реализующих технику заводов-изготовителей, осуществляющих предпродажную подготовку техники, обслуживающих ее в гарантийный и послегарантийный период, а также контролирующих качество продаваемой техники и запасных частей.
Ключевые слова: фирменный технический сервис; послегарантийный период; ремонтный фонд; качество; ремонтно-техническое предприятие.
BRANDED TECHNICAL SERVICE OF AUTOMOTIVE EQUIPMENT
Vyalyh Irina Gennad'evna, graduate student, Timiryazev State Agricultural University, Moscow, Russia
The article deals with the organization of branded technical service of automotive equipment Branded technical services is an organization of dealerships that implement equipment manufacturers, carrying out pre-sale preparation of the equipment to maintain it during warranty and post-warranty period as well as controlling the quality of the supplied equipment and spare parts.
Keywords: branded technical service; post-warranty period; repair fund; quality; repair and technical enterprise.
Для цитирования: Вялых И.Г. Фирменный технический сервис автотракторной техники // Наука без границ. 2019. № 9(37). С. 10-14.
Понятие «фирменный технический сервис» обусловлено спецификой функционирования рыночной экономики, при которой производитель сельскохозяйственной техники в целях продвижения и закрепления
своей продукции создаёт функциональные подразделения, способствующие получению им конкурентных преимуществ путём более эффективной организации послепродажного обслуживания. Фирменный техни-
ческии сервис - это организация дилерских центров, реализующих технику заводов-изготовителей, осуществляющих предпродажную подготовку техники, обслуживающих ее в гарантийный и послегарантийный период, а также контролирующих качество
« « ТЛ
продаваемой техники и запасных частей. В простейшем виде эту систему можно представить как взаимодействие производителей сельскохозяйственной техники, дилерских центров и сельскохозяйственных предприятий [1, 2].
Рис. 1. Фирменный технический сервис сельскохозяйственной техники
Взаимодействие между дилерами и хозяйствами происходит в форме реализации техники и обслуживания ее в гаран-
и и и и
тийный и послегарантийный периоды. С ремонтно-техническими предприятиями дилерские центры взаимодействуют через технические обменные пункты для создания ремонтного фонда.
Ремонтно-технические предприятия производят ремонт и восстановление хозяйствам техники или агрегата, а также пополняют ремонтный фонд дилеров. Дилеры совместно с ремонтно-техническими предприятиями организуют так называемые технические обменные пункты и для создания ремонтного фонда запасных частей [3, 4].
Хозяйства, где эксплуатируется техника, осуществляют взаимодействие с элементами системы технического сервиса:
- с дилерами - покупка техники и запасных частей, обслуживание своей техники в гарантийный и послегарантийный
период.
- с ремонтно-техническими предприятиями - направление в ремонт вышедшей из строя техники, узлов и агрегатов.
- с обменными пунктами - сдача вышедшего из строя агрегата и получение отремонтированного из ремонтного фонда.
Завод-производитель сельскохозяйственной техники взаимодействует с дилером на основании договора, в соответствии с которым дилер наделяется функциями по поддержанию машинно-тракторного парка в работоспособном состоянии. С этой целью им осуществляется комплекс мероприятий, в состав которого входят предпродажное ТО, гарантийное и послегарантийное ТО и ремонт реализованной техники. Завод-производитель устанавливает условия договора, которые обязана выполнить фирма, чтобы стать дилерским центром завода. Требования предъявляются в основном к инфраструктуре предприятия, определенным принципам работы
сервисной службы, видам работ или услуг, инструменту, запасным частям и персоналу [5, 6].
В том случае если центр полностью соответствует всем требованиям завода-изготовителя, ему выдаётся сертификат соответствия. В сертификате указываются общие сведения о дилере: адрес, телефон, основные и дополнительные виды деятельности, радиус обслуживания, количество закреплённой гарантийной техники. Также приводится перечень персонала с фамилиями, датой аттестации на заводе, специализацией, стажем работы и образованием. Указывается недвижимость фирмы. В требованиях к цехам, складам и участкам хранения техники указывается площадь и покрытие, будь то бетон или асфальт. Приводится состав обязательного и рекомендуемого оборудования с указанием его количества, и указываются количество сервисных автомобилей с указанием марки, государственные номера и соответствия требованиям стандарта завода.
Завод, предъявляя к дилеру данные требования, обеспечивает себе создание дилерской сети с высоким уровнем сервиса, заботясь о привлечении клиентов, так как в условиях жесткой конкуренции современный покупатель смотрит не только на технику, но и на то место, где он её покупает.
Предъявляемые требования являются залогом создания привлекательных, современных, хорошо оснащённых дилерских центров, с высококвалифицированным персоналом. Требования современного маркетинга ставят на первое место интересы покупателя, запросы которого должны быть удовлетворены имеющимся качеством сельскохозяйственной техники и умелой работой персонала дилерского центра [7, 8] .
Система организации фирменного технического сервиса в Российской Федерации базируется на некоторых принципах,
исходя из приоритета производителей сельскохозяйственной продукции. Реализация основных направлений развития технического сервиса базируется на существующей ремонтно-обслуживающей базе, имеющей 3 уровня [9]:
1-й уровень - ремонтно-обслуживаю-щая база сельскохозяйственных предприятий, непосредственно эксплуатирующих технику, где осуществляется большая часть работ по техническому сервису сельскохозяйственной техники;
2-й уровень - ремонтно-обслуживаю-щая база, осуществляющая коммерческие услуги по ТО и ремонту машинно-тракторного парка. Данный уровень подразумевает осуществление технического сервиса, который в силу ряда причин (низкая квалификация работников, отсутствие необходимого оборудования) не доступен организациям первого уровня;
3-й уровень - специализированные ремонтные предприятия и заводы по ремонту сельскохозяйственной техники. Это наиболее крупный уровень организации технического сервиса, который по масштабам деятельности может быть приближен к заводам-изготовителям сельскохозяйственной техники.
Объектами ремонтно-обслуживающей базы первого уровня являются:
- центральная ремонтная мастерская (ЦРМ);
- автомобильный гараж;
- машинный двор.
Второй уровень представляют:
- ремонтные мастерские общего назначения;
- ремонтно-технические предприятия (РТП);
- станции технического обслуживания тракторов (СТОТ), автомобилей (СТОА);
- автотранспортные предприятия (АТП);
- машинно-технологические станции
(МТС).
Третий уровень представлен крупными специализированными ремонтными предприятиями и заводами. Данные организации могут осуществлять ремонт машинно-тракторного парка любой степени сложности и располагаются в крупных областных и республиканских центрах по всей территории Российской Федерации. В их задачи входит устранение отказов сельскохозяйственной техники с малой вероятностью возникновения и особо сложных отказов, устранение которых на других уровнях системы не представляется возможным.
Соотношение этих трёх уровней организации образует систему технического сервиса. Эффективность её функционирования во многом зависит от эффективности коммутации между элементами системы, а также между элементами системы и внешней средой [10, 11].
В условиях недооснащенности агропромышленного комплекса сельскохозяйственной техники и изношенного машинно-тракторного парка обеспечение его работоспособности за счет надлежащего выполнения операций обслуживания является важнейшей задачей инженерной службы отрасли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дорохов А.С. Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса / А.С. Дорохов, В.М. Корнеев, Ю.В. Катаев, Д.Г. Вялых и др. // Управление рисками в АПК. - 2016. - № 4. - С. 46-57.
2. Семейкин В.А., Корнеев В.М., Дорохов А.С. Предпродажное обслуживание техники в сельском хозяйстве // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ - 2005. - № 1. - С. 95.
3. Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф. К вопросу выбора и использования современных средств технического обслуживания машин // В сборнике: Автотранспортная техника XXI века. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2018. - С. 45-52.
4. Корнеев В.М., Катаев Ю.В. Система обеспечения работоспособности техники в агропромышленном комплексе // В сборнике: Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России. Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 100-летию академика Д.К. Беляева. 2017. - С. 86-91.
5. Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф., Вялых Д.Г. Организация технического сервиса машинно-тракторного парка на региональном уровне // Наука без границ. - 2017. - № 11(16). - С. 60-64.
6. Малыха Е.Ф., Катаев Ю.В. Современные формы организации технического сервиса // Экономика сельского хозяйства России. - 2018. - № 3. - С. 27-33.
7. Малыха Е.Ф., Катаев Ю.В., Вялых Д.Г. Дилерская форма организации технического сервиса машин // Наука без границ. - 2017. - № 8. - С. 29-34.
8. Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф. Повышение эффективности дилерских предприятий на основе управления качеством услуг // Наука без границ. - 2018. - № 5(22). - С. 73-78.
9. Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф. Анализ направлений повышения эффективности дилерской деятельности на предприятиях // Наука без границ. - 2018. - № 6(23). - С. 62-67.
10. Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф. Роль инженерно-технического обеспечения в сельскохозяйственном производстве // Наука без границ. - 2018. - № 8(25). - С. 19-23.
11. Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф. К вопросу технической оснащенности агропромышленного комплекса Российской Федерации сельскохозяйственной техникой // с. Соленое Займище. ФГБНУ «ПНИИАЗ». - 2017. - С. 666-676.
REFERENCES
1. Dorohov A.S., Korneev V.M., Kataev Yu.V., Vyalyh D.G. et al. Tekhnicheskij servis kak osnovnaya
sostavlyayushchaya inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya agropromyshlennogo kompleksa [Technical service as the main component of engineering and technical support of agro-industrial complex]. Upravlenie riskami v APK, 2016, no. 4, pp. 46-57.
2. Semejkin V.A., Korneev V.M., Dorohov A.S. Predprodazhnoe obsluzhivanie tekhniki v sel'skom hozyajstve [Pre-sale service of equipment in agriculture]. Vestnik FGOU VPO MGAU, 2005, no. 1, pp. 95.
3. Kataev Yu.V., Malyha E.F. K voprosu vybora i ispol'zovaniya sovremennyh sredstv tekhnicheskogo obsluzhivaniya mashin [To a question of the choice and use of modern means of maintenance of cars]. V sbornike: Avtotransportnaya tekhnika XXI veka. Sbornik statej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2018, pp. 45-52.
4. Korneev V.M., Kataev Yu.V. Sistema obespecheniya rabotosposobnosti tekhniki v agropromyshlennom komplekse [The system of ensuring the efficiency of equipment in the agro-industrial complex]. V sbornike: Agrarnaya nauka v usloviyah modernizacii i innovacionnogo razvitiya APK Rossii. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoj 100-letiyu akademika D.K. Belyaeva, 2017, pp. 86-91.
5. Kataev Yu.V., Malyha E.F., Vyalyh D.G. Organizaciya tekhnicheskogo servisa mashinno-traktornogo parka na regional'nom urovne [Organization of technical service of the machine and tractor fleet at the regional level]. Nauka bez granic, 2017, no.11 (16), pp. 60-64.
6. Malyha E.F., Kataev Yu.V. Sovremennye formy organizacii tekhnicheskogo servisa [Modern forms of technical service organization]. Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii, 2018, no. 3, pp. 27-33.
7. Malyha E.F., Kataev Yu.V., Vyalyh D.G. Dilerskaya forma organizacii tekhnicheskogo servisa mashin [Dealer form of the organization of technical service of cars]. Nauka bez granic, 2017, no. 8, pp. 29-34.
8. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Povyshenie effektivnosti dilerskih predpriyatij na osnove upravleniya kachestvom uslug [Increase of dealer enterprises efficiency on the basis of service quality management]. Nauka bez granic, 2018, no. 5(22), pp. 73-78.
9. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Analiz napravlenij povysheniya effektivnosti dilerskoj deyatel'nosti na predpriyatiyah [Analysis of ways to improve the efficiency of dealer activities in enterprises]. Nauka bez granic, 2018, no. 6(23), pp. 62-67.
10.KataevYu.V., Malyha E.F. Rol' inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya v sel'skohozyajstvennom proizvodstve [The role of engineering support in agricultural production]. Nauka bez granic, 2018, no. 8(25), pp. 19-23.
11. Kataev Yu.V., Malyha E.F. K voprosu tekhnicheskoj osnashchennosti agropromyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii sel'skohozyajstvennoj tekhnikoj [To a question of technical equipment of agroindustrial complex of the Russian Federation by agricultural machinery]. s. Solenoe Zajmishche. FGBNU «PNIIAZ», 2017, pp. 666-676.
Материал поступил в редакцию 19.09.2019
© Вялых И.Г., 2019