Научная статья на тему 'Анализ направлений повышения эффективности дилерской деятельности на предприятиях'

Анализ направлений повышения эффективности дилерской деятельности на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЛЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DEALER ACTIVITY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ / SPARE PARTS / ПРЕДПРОДАЖНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / PRESALE SERVICE / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / MATERIAL AND TECHNICAL BASE

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Катаев Юрий Владимирович, Малыха Екатерина Федоровна

В статье рассмотрен анализ направлений повышения эффективности дилерской деятельности на предприятиях. Основной целью повышения эффективности является увеличение объема продаж техники и запасных частей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of directions of increase of efficiency of dealer activities in enterprises

In the article the analysis of directions of increase of efficiency of dealer activities of the enterprises is considered. The main purpose of improving efficiency is to increase the sales of equipment and spare parts.

Текст научной работы на тему «Анализ направлений повышения эффективности дилерской деятельности на предприятиях»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 631.1

АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИЛЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Катаев Юрий Владимирович, кандидат технических наук, доцент, Малыха Екатерина Федоровна, кандидат экономических наук, доцент, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева,

Москва, РФ

В статье рассмотрен анализ направлений повышения эффективности дилерской деятельности на предприятиях. Основной целью повышения эффективности является увеличение объема продаж техники и запасных частей.

Ключевые слова: дилерская деятельность; эффективность; запасные части; предпродажное обслуживание; материально-техническая база.

ANALYSIS OF DIRECTIONS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF DEALER ACTIVITIES IN ENTERPRISES

Kataev Yurii Vladimirovich, PhD (Cand. Tech. Sci.), associate professor, Malyha Ekaterina Fyodorovna, PhD (Cand. Econ. Sci.), associate professor, Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russia

In the article the analysis of directions of increase of efficiency of dealer activities of the enterprises is considered. The main purpose of improving efficiency is to increase the sales of equipment and spare parts.

Keywords: dealer activity; efficiency; spare parts; pre-sale service; material and technical base.

Для цитирования: Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. Анализ направлений повышения эффективности дилерской деятельности на предприятиях // Наука без границ. 2018. № 6 (23). С. 62-67.

Оптимизацию дилерской деятельности целесообразно совершать в несколько этапов и необходимо учитывать следующие основные направления, представленные

на рис. 1.

Повышение эффективности дилерской деятельности направлено на увеличение объёма продаж техники и запасных частей:

Рис. 1. Направления повышения эффективности дилерской деятельности

Рис. 2. Факторы, влияющие на объём продаж сельскохозяйственной техники и запасных частей на дилерском предприятии

где Q - объём продаж, руб.

Данные требования должны быть сопоставимы с экономическим эффектом, таким образом, требуется выполнение следующего условия: Э>0, t ^тт,

Д ок

где tок - срок окупаемости затрат на организацию дилерской деятельности.

На объём продаж техники и запасных частей влияет множество факторов, которые носят вероятностный характер и в зависимости от ситуации могут постоянно изменяться [1, 2]. Основные факторы, влияющие на продажу техники и запасных частей, представлены на рис. 2.

Факторы, влияющие на объём продаж техники и запасных частей, включают в себя составляющие, которые обеспечивают изменение значений вероятности фактора и изменяют объём продаж.

Ассортимент техники и запасных частей зависит от: финансовой возможности дилера; условий дилерских договоров; появления или исключения моделей техники; возможности хранения техники и запасных частей [3].

Скидки, маркетинговые программы и реклама включают в себя: рекламные кампании по продвижению техники и услуг; демонстрация техники; участия на выставках; кредит; лизинг; процентные скидки; страхование; маркетинговые мероприятия; лотереи и конкурсы; другие способы рекламирования и софинансирования.

Платежеспособность сельских товаропроизводителей зависит от: стоимости сельскохозяйственной техники и запасных частей; доходов предприятий; уровня цен и величины спроса на сельскохозяйственную продукцию; технологической потребности.

Профессионализм менеджеров и сервисных инженеров (человеческий фактор) обуславливается следующим: высокая квалификация; отношение к покупателям; качество подготовки менеджеров отделов продаж, сбыта, маркетинга; периодическое повышение квалификации для профессионального развития; социальное обеспечение (бесплатные обеды, медицинское страхование, оплачиваемые транспортные расходы, условия для проживания и т. д.); заинтересованность сотрудников и их мотивация; стимулирование производственного поведения работников (производительности, творчества, преданности организации и т. д.); осознание важности выполняемой работы; перспективы роста; информирование работников об экономических и стратегических задачах предприятия; удобство и безопасность рабочего места; характер и настроение сотрудника; моральное и материальное стимулирование; уровень заработной платы; подготовка будущих сотрудников - работа с обучающимися в аграрных и технических ВУЗах [4, 5].

Государственная поддержка включает: бюджетное финансирование; дотации; налоговые льготы; лизинг; принятие законов, направленных на развитие сельского хозяйства.

Транспортные услуги, сроки доставки определяются временем и качеством транспортирования.

Предпочтения покупателей складываются за счёт: удовлетворённости от технического обслуживания и качества техники и запасных частей; образования или ликвидации конкурентов на рынке; качества и быстроты выполнения услуг; снижения цен; рассрочки платежей за технику [6, 7].

Цена обуславливает привлекательность сельхозтоваропроизводителя к покупке техники.

Качество техники и услуг характеризуется: надёжностью и высокой произво-

дительностью техники; наличием и качеством предпродажного, гарантийного и послегарантийного обслуживания; проведением пусконаладочных работ и краткого обучения сельхозтоваропроизводителя после продажи техники; качественным проведением входного контроля всех поставляемых изделий; наличием нормативно-технической документации на всю технику.

Повышение эффективности дилерской деятельности возможно при условии:

Р = яр р р р ) ^ 1

^ кв' Т К' З

при ЗСУМ ^ орйт,

где Рд - объём продаж; РКВ - повышение квалификации и обеспечение мотивации сотрудников; РТ - укрепление материально-технической базы; РК - обеспечение качественного технического сервиса; РЗ - оптимизация поставок запасных частей; ЗСУМ - суммарные затраты на организацию дилерской деятельности.

Современным развивающимся дилерским предприятиям целесообразно постоянно совершенствовать материально-техническую базу (рис. 3). Укрепление материально-технической базы позволяет качественно и своевременно осуществлять технический сервис техники.

Обеспеченность оборудованием, инструментарием и приспособлениями позволяет качественно проводить работы по предпродажному и гарантийному обслуживанию. В этой связи требуется оптимизация состава диагностического и измерительного оборудования, совершенствование приспособлений, наличие универсального и мобильного оборудования. Важным условием совершенствования материально-технической базы является сочетание оптимальных затрат и полученного экономического эффекта [8].

Имидж и эффективность его деятельности зависят от качества услуг, особенно технического сервиса (рис. 4), которые во многом определяют конкурентоспособ-

Рис. 3. Совершенствование материально-технической базы

Надлежащая организация предпродажного и послепродажного _технического сервиса_

Соблюдение технологий обслуживания и ремонта

Обеспеченность современными автоматизированными средствами измерения с использованием информационно-вычислительных комплексов и диагностических приборов

Наличие системы оценки качества запасных частей, топливно-смазочных и расходных материалов

Наличие прогрессивных технологий и надежных _средств ремонта_

Совершенствование систем информационно_консультационного обеспечения_

Квалификация сервисных инженеров

Наличие действующих сертификатов соответствия _на имеющееся оборудования_

Организация обеспечения безопасности и _экологичности процессов_

Рис. 4. Обеспечение качественного технического сервиса

ность дилера.

Предупредительные мероприятия ориентированы на устранение эксплуатационных отказов, вследствие этого основная часть работ по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники производится, по возможности, до наступления напряжённых периодов использования машин или после их окончания на базе мастерских станции. В полевых условиях с помощью передвижных

средств ТО и ремонта выполняются трудоёмкие и простые работы [9].

Для решения проблем поставок техники и запасных частей необходимо учитывать ряд мероприятий, основные из которых представлены на рис. 5.

В связи с тем, что потребность в запасных частях, особенно в период подготовки техники к использованию и в разгар полевых работ, является очень высокой, необходимо более подробно рассмотреть фор-

Анализ рынка сельскохозяйственной техники и запасных частей, _поставленных сельхозтоваропроизводителям_

Организация и координация мероприятий по совершенствованию _системы материально-технического обеспечения_

Планирование и организация поставок запасных частей и расходных материалов

Оперативное управление заказами и поставками

Формирование оптимального объема запасных частей

Организация хранения, выдачи и поставок запасных частей _и расходных материалов_

Развитие и совершенствование средств автоматизированной информационной поддержки управления снабжением

Мониторинг износа деталей и отказов техники. Анализ результатов мониторинга для формирования фонда запасных частей

Рис. 5. Оптимизация поставок техники и запасных частей

мирование их запаса. сельскохозяйственной техники и остаточ-

Запас деталей, узлов и агрегатов, мате- ного моторесурса его отдельных машин;

риалов - это те объёмы и номенклатура частоты завоза запасных частей; платё-

запасных частей, которые обеспечивают жеспособности покупателей; технически

поддержание машинно-тракторного парка обоснованных норм расхода запасных ча-

в работоспособном состоянии. Норматив стей в течение года на одну машину. запаса зависит от: обслуживаемого парка

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дидманидзе О. Н., Корнеев В. М. Технический сервис в АПК. М. : УМЦ «Триада», 2015. 110 с.

2. Технический сервис - опыт и перспективы развития / Ю. А. Конкин, И. Г. Голубев, М. Ю. Конкин, В. Н. Кузьмин. М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2011. 340 с.

3. Корнеев В. М., Кравченко И. Н., Корнеева Е. Н. Логистика технического сервиса. М. : РГА-У-МСХА, 2016. 142 с.

4. Технологическая подготовка предприятий технического сервиса: учебное пособие / И. Н. Кравченко, В. М. Корнеев, Д. И. Петровский, Ю. В. Катаев. М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2018. 188 с.

5. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Дилерская форма организации технического сервиса машин // Наука без границ. 2017. № 8. С. 29-34.

6. Семейкин В. А., Корнеев В. М., Дорохов А. С. Предпродажное обслуживание техники в сельском хозяйстве // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ 2005. № 1. С. 95.

7. Дорохов А. С., Корнеев В. М., Катаев Ю. В. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК // Сельский механизатор. 2016. № 8. С. 2-5.

8. Малыха Е.Ф. Составляющие технического сервиса // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина. 2009. № 8-1. С. 65-67.

9. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В. Современные формы организации технического сервиса // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 3. С. 27-33.

REFERENCES

1. Didmanidze O. N., Korneev V. M. Tekhnicheskii servis v APK [Technical service in agriculture]. Moscow, Triada, 2015, 110 p.

2. Konkin Yu. A., Golubev I. G., Konkin M. Yu., Kuz'min V. N. Tekhnicheskii servis - opyt I perspektivy razvitiia [Technical service experience and prospects of development]. Moscow, Rosinformagrotekh, 2011, 340 p.

3. Korneev V. M., Kravchenko I. N., Korneeva E. N. Logistika tekhnicheskogo servisa [Logistics technical services]. Moscow, Russian Timiryazev State Agrarian University, 2016, 142 p.

4. Kravchenko I. N., Korneev V. M., Petrovskij D. I., Kataev Yu. V. Tekhnologicheskaya podgotovka predpriyatii tekhnicheskogo servisa [Technological training of technical service enterprises]. Moscow, Rosinformagrotekh, 2018, 188 p.

5. Malyha E. F., Kataev Yu. V., Vyalyh D. G. Dilerskaya forma organizatsii tekhnicheskogo servisa mashin [The dealer form of the organization of technical service of mashines]. Nauka bez granic, 2017, no. 8, pp. 29-34.

6. Semeikin V. A., Korneev V. M., Dorohov A. S. Predprodazhnoe obsluzhivanie tekhniki v sel'skom hozyaistve [Pre-sale maintenance of machinery in agriculture]. VestnikFGOU VPOMGAU, 2005, no. 1, pp. 95.

7. Dorokhov A. S., Korneev V. M., Katayev Yu. V. Tekhnicheskii servis v sisteme inzhenernotekhnicheskogo obespecheniia APK [Technical service in the system engineering and technical support of agroindustrial complex]. Sel'skii mekhanizator, 2016, no. 8, pp. 2-5.

8. Malyha E. F. Sostavlyayushchie tekhnicheskogo servisa [Components oftechnical service]. Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya Moskovskii gosudarstvennyi agroinzhenernyi universitet im. V. P. Goryachkina, 2009, no. 8-1, pp. 65-67.

9. Malyha E. F., Kataev Yu. V. Sovremennye formy organizatsii tekhnicheskogo servisa [Modern forms of technical service organization]. Ekonomika sel'skogo hozyaistva, 2018, no. 3, pp. 27-33.

Материал поступил в редакцию 15.06.2018 © Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.