Научная статья на тему 'К вопросу организации технического сервиса в агропромышленном комплексе'

К вопросу организации технического сервиса в агропромышленном комплексе Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
151
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДИЛЕРСКИЙ ЦЕНТР / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / TECHNICAL SERVICE / EFFICIENCY / DEALERSHIP

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Катаев Юрий Владимирович, Малыха Екатерина Федоровна

В статье рассмотрены основы организации технического сервиса в АПК. Система технического сервиса органическая составная часть общей системы воспроизводства машин и оборудования для агропромышленного комплекса в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of organizing technical services in the agro-industrial complex

The article deals with the basics of technical service organization in agriculture. The technical service system is an organic component of the overall system of reproduction of machinery and equipment for the agro-industrial complex as a whole.

Текст научной работы на тему «К вопросу организации технического сервиса в агропромышленном комплексе»

УДК 631.1

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Катаев Юрий Владимирович, кандидат технических наук, доцент, Малыха Екатерина Федоровна, кандидат экономических наук, доцент; ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, РФ

В статье рассмотрены основы организации технического сервиса в АПК. Система технического сервиса - органическая составная часть общей системы воспроизводства машин и оборудования для агропромышленного комплекса в целом. Ключевые слова: агропромышленный комплекс; технический сервис; эффективность; дилерский центр; работоспособность.

ON THE ISSUE OF ORGANIZING TECHNICAL SERVICES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Kataev Yurii Vladimirovich, PhD (Cand. Tech. Sci.), associate professor, Malyha Ekaterina Fyodorovna, PhD (Cand. Econ. Sci.), associate professor; Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russian Federation

The article deals with the basics of technical service organization in agriculture. The technical service system is an organic component of the overall system of reproduction of machinery and equipment for the agro-industrial complex as a whole.

Keywords: agro-industrial complex; technical service; efficiency; dealership; efficiency.

Для цитирования: Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф. К вопросу организации технического сервиса в агропромышленном комплексе // Наука без границ. 2020. № 1(41). С. 30-35.

За последние годы нагрузка на единицу тракторов и зерноуборочных комбайнов значительно увеличилась, несмотря на то что наиболее эффективные крупные хозяйства ежегодно покупают зарубежную сельскохозяйственную технику [1].

Организационная система технического сервиса должна развиваться в двух направлениях:

- первое - формирование системообразующих производств, корпоративных и холдинговых структур, самостоятельно определяющих свою техническую политику, в первую очередь при техническом сервисе;

- второе - должны развиваться реги-

ональные фирмы, региональный машиностроительный комплекс и иные производители техники и комплектующих изделий [2].

Исходя из этого, формируется комплексная структура технического сервиса, представляющая собой сложный комплекс - сочетание фирменного сервиса, регионального, бизнес-сервиса и отличающаяся по своим принципам организация.

Эффективность сельскохозяйственного производства в значительной степени зависит от уровня организации в отрасли технического сервиса. В международной практике машиноисполь-зования термин «технический сервис»

рассматривается как комплекс услуг, использовании и поддержании их в

которые оказываются сельскому то- работоспособном состоянии в течение

варопроизводителю, в приобретении всего периода эксплуатации (рис.). средств механизации, эффективном

Система технического сервиса

1 1 J

Рис. Функции технического сервиса в системе инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса

Несомненно, важную роль при продаже тракторов и сельскохозяйственных машин играет реклама. В рекламных целях проводится очень много значимых мероприятий, таких как выставки, начиная от региональных и

заканчивая международными, статические и динамические показы техники в работе, безвозмездная передача тракторов и машин в аграрные учебные заведения, предоставление техники для различных профессиональных

соревнований фермеров (например, по пахоте), адресная рассылка рекламы, размещение ее в специальных изданиях, на радио и телевидении.

Так как современная сельскохозяйственная техника по стоимости очень дорогая, товаропроизводителям при ее приобретении представляется, как правило, кредит или лизинг.

Зарубежный и отечественный опыт машиноиспользования показывают, что наиболее эффективной формой организации технического сервиса на этапе обеспечения товаропроизводителей техникой является дилерская. При этой форме организации технического сервиса изготовитель предоставляет право реализации и обслуживания машин на основе договора дилеру, отвечающему предъявляемым требованиям. Дилерский центр обслуживает потребителей в радиусе 50...70 км [3].

Основными функциями дилерского центра являются:

- изучение рынка сбыта, организация рекламы продукции и определение платежеспособного спроса (дилеры обычно прогнозируют потребность в технике в зоне своей деятельности на 2-3 года вперед);

- формирование заказа на продукцию, оформление договоров с поставщиками и приемка продукции по количеству, качеству и комплектности;

- проведение предпродажного обслуживания продукции и поставка ее потребителю;

- рассмотрение и удовлетворение рекламационных претензий потребителей в гарантийный период эксплуатации машин;

- обеспечение работоспособности машин путем проведения качественного технического обслуживания и ре-

монта на договорной основе;

- обеспечение потребителей запасными частями в течение всего периода эксплуатации машин;

- организация курсов обучения эксплуатационно-ремонтного персонала потребителей правилам эксплуатации и технического сервиса машин;

- обеспечение потребителей нормативно-технической документацией по устройству, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту машин;

- информирование потребителя об изменениях, внесенных в конструкцию машины;

- сбор и передача изготовителю информации о качестве и надежности реализованных машин.

Разновидностью дилерской формы организации технического сервиса является организация фирменного технического сервиса.

Дальнейшее развитие технического сервиса связано с совершенствованием техники, организацией ее использования и отработки взаимоотношений с потребителями услуг на принципах взаимовыгодности, разделения труда и на основе рыночных отношений [4, 5].

Объектами ремонтно-обслуживаю-щей базы первого и второго уровней являются центральная ремонтная мастерская (ЦРМ), автомобильный гараж, машинный двор, передвижные средства ТО и ремонта, пункты технического обслуживания (ПТО). Третий уровень - ремонтные мастерские общего назначения, ремонтно-техноло-гические предприятия (РТП), станции технического обслуживания тракторов (СТОТ), автомобилей (СТОА), животноводства (СТОЖ), автотранспортные предприятия (АТП), машинно-технологические станции (МТС) [6, 7].

Четвертый уровень представляют ремонтные заводы и специализированные предприятия по ремонту дизельной топливной аппаратуры, агрегатов гидросистем, автотракторного электрооборудования, турбокомпрессоров и т.д.

Переход к рыночным принципам в экономике, в частности, необходимость каждому заводу-изготовителю (фирме) заниматься реализацией своей продукции, активизировали создание и развитие следующих структур фирменного технического сервиса:

- торгового дома завода-изготовителя с агентами;

- региональных технических центров сервиса;

- районных технических центров сервиса (дилеров).

Региональный технический центр сервиса организуется на базе в основном областной (реже районной) базы материально-технического снабжения, районного ремонтно-техническо-го предприятия или иного предприятия АПК [8].

Завод-изготовитель поставляет (продает) центрам необходимые материалы. Технический центр сервиса, например, по тракторам, поставляет потребителям региона не только тракторы, но и весь шлейф машин, агре-гатируемых с ним, запасные части, которые он покупает по собственной инициативе, организует восстановление изношенных деталей, а при необходимости - изготовление недостающих новых деталей и приспособлений к машинам.

В фирменном техническом центре сервиса обязательно создаются

службы прогнозирования, учета, бухгалтерии, финансирования, диспет-черско-информационная, рекламы, маркетинга и обобщения заявок, а также производственные подразделения - цехи (участки) досборки и предпродажного обслуживания, регламентного технического обслуживания и ремонта в гарантийный и послегарантийный периоды, склады - площадки хранения машин, запасных частей, материалов, пункт проката машин, класс обучения и консультаций [9, 10].

При создании фирменного технического центра по сервису техники целесообразно учитывать:

- наличие производственных помещений для ремонта узлов и агрегатов техники;

- подъездных дорог для разгрузки и погрузки отремонтированных изделий;

- укомплектованность технического центра специалистами по техническому обслуживанию и ремонту;

- наличие необходимого комплекса оборудования для осуществления ремонта узлов и агрегатов;

- расположение по возможности в центре региона (зоны деятельности);

- наличие средств связи с потребителями (владельцами) техники и изготовителями запасных частей;

- взаимоотношения с местными органами власти.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что система фирменного технического сервиса имеет перспективы развития в России, но при этом для уменьшения капитальных вложений следует вписать ее в уже существующую ремонтно-техническую базу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Корнеев В.М., Кравченко И.Н., Овчинникова М.С. Создание и организация системы фирменного технического сервиса сельскохозяйственных машин // Вестник Фе-

дерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2017. № 3(79). С. 49-54.

2. Малыха Е.Ф. Проблема ресурсосбережения в машиноиспользовании // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2010. № 5(44). С. 92-94.

3. Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф. Повышение эффективности дилерских предприятий на основе управления качеством услуг // Наука без границ. 2018. № 5(22). С. 73-78.

4. Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф. Роль инженерно-технического обеспечения в сельскохозяйственном производстве // Наука без границ. 2018. № 8(25). С. 19-23.

5. Малыха Е.Ф., Катаев Ю.В. Современные формы организации технического сервиса // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 3. С. 27-33.

6. Малыха Е.Ф., Катаев Ю.В. Тенденции развития инженерно-технической системы агропромышленного комплекса Российской Федерации // Наука без границ. 2017. № 7(12). С. 21-25.

7. Конкин Ю.А., Малыха Е.Ф. Методические подходы к оценке износа и остаточной стоимости машин // Международный технико-экономический журнал. 2011. № 2. С. 5-12.

8. Корнеев В.М., Катаев Ю.В., Вялых Д.Г. Обеспечение работоспособности техники в гарантийный период эксплуатации // Сельский механизатор. 2017. № 4. С. 39-40.

9. Дорохов А.С. Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса / А.С. Дорохов, В.М. Корнеев, Ю.В. Катаев, Д.Г. Вялых и др. // Управление рисками в АПК. 2016. № 4. С. 46-57.

10. Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф. К вопросу технической оснащенности агропромышленного комплекса Российской Федерации сельскохозяйственной техникой // с. Соленое Займище. ФГБНУ «ПНИИАЗ». 2017. С. 666-676.

REFERENCES

1. Korneev V.M., Kravchenko I.N., Ovchinnikova M.S. Sozdanie i organizaciya sistemy firmennogo tekhnicheskogo servisa sel'skohozyajstvennyh mashin [Creation and organization of a system of branded technical service for agricultural machines]. Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet im. V.P. Goryachkina, 2017, no. 3(79), pp. 49-54.

2. Malyha E.F. Problema resursosberezheniya v mashinoispol'zovanii [The problem of resource saving in machine use]. Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet im. V.P. Goryachkina, 2010, no. 5(44), pp. 92-94.

3. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Povyshenie effektivnosti dilerskih predpriyatij na osnove upravleniya kachestvom uslug [Improving the efficiency of dealer companies based on service quality management]. Nauka bez granic, 2018, no. 5(22), pp. 73-78.

4. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Rol' inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya v sel'skohozyajstvennom proizvodstve [The role of engineering and technical support in agricultural production]. Nauka bez granic, 2018, no. 8(25), pp. 19-23.

5. Malyha E.F., Kataev Yu.V. Sovremennye formy organizacii tekhnicheskogo servisa [Modern forms of technical service organization]. Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii, 2018, no. 3, pp. 27-33.

6. Malyha E.F., Kataev Yu.V. Tendencii razvitiya inzhenerno-tekhnicheskoj sistemy

agropromyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii [Trends in the development of the engineering and technical system of the agro-industrial complex of the Russian Federation]. Nauka bez granic, 2017, no. 7(12), pp. 21-25.

7. Konkin Yu.A., Malyha E.F. Metodicheskie podhody k ocenke iznosa i ostatochnoj stoimosti mashin [Methodological approaches to assessing the depreciation and residual value of machines]. Mezhdunarodnyj tekhniko-ekonomicheskij zhurnal, 2011, no. 2, pp. 5-12.

8. Korneev V.M., Kataev Yu.V., Vyalyh D.G. Obespechenie rabotosposobnosti tekhniki v garantijnyj period ekspluatacii [Ensuring the performance of equipment during the warranty period of operation]. Sel'skij mekhanizator, 2017, no. 4, pp. 39-40.

9. Dorohov A.S., Korneev V.M., Kataev Yu.V., Vyalyh D.G. et al. Tekhnicheskij servis kak osnovnaya sostavlyayushchaya inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya agropromyshlennogo kompleksa [Technical service as the main component of engineering and technical support of the agro-industrial complex]. Upravlenie riskami v APK, 2016, no 4, pp. 46-57.

10. Kataev Yu.V., Malyha E.F. K voprosu tekhnicheskoj osnashchennosti agropromyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii sel'skohozyajstvennoj tekhnikoj [On the issue of technical equipment of the agro-industrial complex of the Russian Federation with agricultural machinery]. s. Solenoe Zajmishche. FGBNU «PNIIAZ», 2017, pp. 666-676.

Материал поступил в редакцию 20.01.2020 © Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.