Научная статья на тему 'Обоснование размещения и функционирования системы технического обслуживания дилерского предприятия'

Обоснование размещения и функционирования системы технического обслуживания дилерского предприятия Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЛЕР / ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ТЕХНИКА / ГАРАНТИЙНЫЙ ПЕРИОД / DEALER / TECHNICAL SERVICE / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / MACHINERY / WARRANTY PERIOD

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Вялых Ирина Геннадьевна

В статье рассмотрено обоснование и функционирование системы технического обслуживания на дилерском предприятии. Система технического обслуживания дилера, занимающегося сервисом сельскохозяйственной техники должна находиться ближе к товаропроизводителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification of placement and functioning of the dealer enterprise maintenance system

The article considers the rationale and operation of the maintenance system at the dealer enterprise. The system of maintenance of the dealer engaged in service of agricultural machinery should be closer to the manufacturer.

Текст научной работы на тему «Обоснование размещения и функционирования системы технического обслуживания дилерского предприятия»

УДК 631.1

ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДИЛЕРСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Вялых Ирина Геннадьевна, магистрант; Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева,

Москва, РФ

В статье рассмотрено обоснование и функционирование системы технического обслуживания на дилерском предприятии. Система технического обслуживания дилера, занимающегося сервисом сельскохозяйственной техники должна находиться ближе к товаропроизводителю. Ключевые слова: дилер; технический сервис; агропромышленный комплекс; техника; гарантийный период.

JUSTIFICATION OF PLACEMENT AND FUNCTIONING OF THE DEALER

ENTERPRISE MAINTENANCE SYSTEM

Vyalykh Irina Gennad'evna, the undergraduate, Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russia

The article considers the rationale and operation of the maintenance system at the dealer enterprise. The system of maintenance of the dealer engaged in service of agricultural machinery should be closer to the manufacturer.

Keywords: dealer, technical service, agro-industrial complex, machinery, warranty period.

Для цитирования: Вялых И. Г. Обоснование размещения и функционирования системы технического обслуживания дилерского предприятия // Наука без границ. 2018. № 11 (28). С. 25-.29.

Отечественный и зарубежный опыт работы дилерских предприятий указывает на то, что дилер, который занимается сервисом сельскохозяйственной техники должен находиться ближе к товаропроизводителю. При этом достигается быстрое устранение отказов в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации, в нормативно допустимые сроки простоя техники. Эффективность работы дилерского предприятияпри этом сводится к обеспечению бесперебойного выполнения сельскохозяйственных технологий сельскими товаропроизводителями путем качественного их технического обслуживания, ремонта техники в межсезонный период через совокупность обслуживающих структур - систему технического об-

служивания [1, 2].

Качественное современное техническое обслуживание, ремонт сельскохозяйственной техники обуславливает эффективность сельскохозяйственного производства. Современный парк техники агропромышленного комплекса РФ очень разнообразен. В настоящее время в структуре тракторного парка 66 % составляют колесные тракторы, 34 % - гусеничные. Тракторы тяговых классов 3-5 составляют 49 % от общего парка, из которых колесных - 32%, гусеничных - 68%. Основной объем сельскохозяйственных работ приходится именно на тракторы этих тяговых классов.

Возрастная структура парка характеризуется следующими данными: до 6 лет -

8%, 6... 10 лет - 21%, свыше 10 лет - 71%. Наличие в парке машин со сроком службы более 10 лет приводит к тому, что до 20 % имеющихся машин не принимают участия в полевых работах. При этом в сельском хозяйстве используется свыше 50 % техники, прошедшей техническое обслужи-ваниеи ремонт. Техническое обслуживание и ремонт являются вынужденными и необходимыми условиями поддержания техники в работоспособном состоянии, особенно на сегодняшний период, когда очень сократились поставки техники селу.

Отмечается снижение инженерного обеспечения в агропромышленном комплексе. Некоторые ремонтно-техниче-ские предприятия меняют направление своей деятельности, при этом только 11% предприятий сохранили ремонтно-тех-нологическое оборудование и кадры. Выполняемые ими работы по ремонту и техническому обслуживанию машин и оборудованию являются низкорентабельными, чаще убыточными. Анализ структуры себестоимости ремонтных работ показывает, что большой удельный вес в общих затратах составляют затраты на запасные части (от 61 до 86,8 %). Накладные расходы находятся в пределах от 17,5 до 5,5 % к общим затратам. Анализ свидетельствует, что за последнее время основные объемы работ но обеспечению работоспособности техники переместились непосредственно к товаропроизводителям и сводятся в основном к замене деталей и некоторых несложных узлов, что приводит к повышенным издержкам производства [3].

В настоящее ремя предложение услуг существенно превышает спрос. Существует необходимость государственного регулирования взаимоотношений в сфере производстенно-технического обслуживания для стимулирования формирования рыночной системы производственно-технических услуг в соответствии с действующим законодательством. Необходимо 26

формирование системы технического сервиса, которое сочетает фирменный сервис и региональный бизнес-сервис, отличающийся от действующей ранее системы директивного управления [4].

Опыт многих зарубежных стран с развитой рыночной экономикой показывает, что наиболее рациональная форма организации технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве -дилерская система. В этом случае, как показали исследования, используют одноуровневый маркетинговый канал, что сокращает число посредников между заводом-изготовителем и сельским товаропроизводителем и делает снабжение более оперативным. При этом предприятия технического сервиса решают задачи маркетинга, лизинга и т.п [5, 6].

Дилер - это юридическое или физическое лицо, осуществляющее для сельхозтоваропроизводителя посреднические функции по продаже технических изделий с выполнением предпродажной подготовки, проводит или организует по заявкам потребителя техническое обслуживание и ремонт техники в течение всего срока службы и продажу необходимых расходных материалов.

Потребитель - юридическое или фи-зическоелицо, занятое производством сельскохозяйственной продукции, ее хранением и переработкой, заказывающее услуги, приобретающее и использующее технические средства, запасные части и материалы.

Эффективность работы дилерского предприятия сводится к обеспечению бесперебойного выполнения сельскохозяйственных технологий сельскими товаропроизводителями путем качественного их технического обслуживания и ремонта техники в межсезонный период. Оперативное устранение отказов в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации, в нормативнодопустимые сроки про-

стоя машин обуславливает необходимость обоснование размещения и функционирования системы сервисных центров дилерского предприятия [7].

Система размещения дилерского предприятия - совокупность технических центров, взаимодействующих с дилером и между собой на основании соответствующих договоров, расположенных по территории региона в соответствии с определенными правилами и образующих зону, обслуживаемую дилером.

В свою очередь зона, обслуживаемая дилером, - совокупность территориально-ограниченных зон, обслуживаемых техническими центрами.

Подзоной обслуживаемой техническим центром подразумевается территория, включающая в себя некоторое количество потребителей услуг технического сервиса, границы, которой ограничены техническими и финансовыми возможностями предприятия [8, 9].

В соответствии с современной концепцией развития технического сервиса в агропромышленном комплексе на базе специализированных РТП по договорам с заводами-изготовителями уже частично созданы технические центры. Они занимаются реализацией техники потребителям, проведение ее технического сервиса, осуществление предпродажной подготовки, технического обслуживания в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации, обеспечение запасными

частями и ремонтными материалами, восстановление изношенных деталей и изготовление недостающих, сбор, ремонт и продажа подержанной техники, подготовка кадров, распространение передового опыта, достижений науки и техники, а также маркетинговые исследования. Это и есть основная номенклатура работ, которую выполняют лучшие дилерские предприятия за рубежом. Однако в России полноценного дилера сельскохозяйственной техники на данный момент не просматривается, в том числе по причине необоснованной удаленности дилерского предприятия от сельского товаропроизводителя [10]. В настоящее время вопрос зоны действия дилерских пунктов полностью не изучен. Рассмотрены лишь отдельные моменты размещения центров технического сервиса на базе существующей РТБ. При этом большее внимание уделялось не столько вопросам формированию зоны обслуживания центра, сколько выбору места для строительства ремонтно-обслуживающего предприятия, расчета расстояний доставки объектов ремонтного фонда и определения рациональной организационной формы. В то же время, отечественный и зарубежный опыт показывают, что система технического обслуживания дилера, занимающегося сервисом сельскохозяйственной техники, должна находиться ближе к товаропроизводителю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ресурсосберегающие технологии ремонта сельскохозяйственной техники: учебное пособие / И. Н. Кравченко, В. М. Корнеев, Д. И. Петровский, Ю. В. Катаев. - М.: ФГБНУ «Росин-формагротех». 2018. 184 с.

2. Технологическая подготовка предприятий технического сервиса: учебное пособие / И. Н. Кравченко, В. М. Корнеев, Д. И. Петровский, Ю. В. Катаев - М.: ФГБНУ «Росинформагро-тех». 2018. 188 с.

3. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф., Вялых Д. Г. Организация технического сервиса машинно-тракторного парка на региональном уровне // Наука без границ. 2017. № 11(16). С. 60-64.

4. Конкин Ю. А., Малыха Е. Ф. Корректирование экономической оценки износа машины

в связи с изменением топливной экономичности и оплаты труда // Международный научный журнал. 2011. № 3. С. 5-10.

5. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В. Современные формы организации технического сервиса // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 3. С. 27-33.

6. Малыха Е. Ф. Актуальные проблемы технического сервиса зарубежной техники // Известия Международной академии аграрного образования. 2015. Т. 1. № 25. С. 120-122.

7. Подготовка поверхностей деталей для нанесения упрочняющих покрытий / И. Н. Кравченко, Ю. В. Катаев, В. А. Сиротов, Я. В. Тарлаков // Сельский механизатор. 2017. № 8. С. 3638.

8. Методика обоснования структурных элементов обслуживания мобильного парка сельскохозяйственных машин / И. Н. Кравченко, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, М. С. Овчинникова // Труды ГОСНИТИ. 2017. Том 127. С. 41-46.

9. Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса / А. С. Дорохов, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, Д. Г. Вялых и др. // Управление рисками в АПК. 2016. № 4. С. 46-57.

10. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. Роль инженерно-технического обеспечения в сельскохозяйственном производстве // Наука без границ. 2018. № 8(25). С. 19-23.

REFERENCES

1. Kravchenko I. N., Korneev V. M., Petrovskii D. I., Kataev Yu. V. Resursosberegayushchie tekhnologii remonta sel'skohozyaistvennoi tekhniki: uchebnoe posobie [Resource-saving technologies of agricultural machinery repair: manual]. Moscow, FGBNU «Rosinformagrotekh», 2018, 184 p.

2. Kravchenko I. N., Korneev V. M., Petrovskii D. I., Kataev Yu. V. Tekhnologicheskaya podgotovka predpriyatii tekhnicheskogo servisa: uchebnoe posobie [Technological training of technical service enterprises: manual]. Moscow, FGBNU «Rosinformagrotekh», 2018, 188 p.

3. Kataev Yu. V., Malyha E. F., Vyalyh D. G. Organizatsiya tekhnicheskogo servisa mashinno-traktornogo parka na regional'nom urovne [Organization of technical service of the machine and tractor fleet at the regional level]. Nauka bez granic, 2017, no. 11(16), pp. 60-64.

4. Konkin Yu. A., Malyha E. F. Korrektirovanie ekonomicheskoi otsenki iznosa mashiny v svyazi s izmeneniem toplivnoi ekonomichnosti i oplaty truda [Correction of economic assessment of machine wear due to changes in fuel efficiency and wages]. Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal, 2011, no. 3, pp. 5-10.

5. Malyha E. F., Kataev Yu. V. Sovremennye formy organizatsii tekhnicheskogo servisa [Modern forms of technical service organization]. Ekonomika sel'skogo hozyaistva Rossii, 2018, no. 3, pp. 2733.

6. Malyha E. F. Aktual'nye problemy tekhnicheskogo servisa zarubezhnoj tekhniki [Actual problems of technical service of foreign equipment]. Izvestiya Mezhdunarodnoi akademii agrarnogo obrazovaniya, 2015, vol. 1, no. 25, pp. 120-122.

7. Kravchenko I. N., Kataev Yu. V., Sirotov V. A., Tarlakov Ya. V. Podgotovka poverhnostei detalei dlya naneseniya uprochnyayushchih pokrytii [Preparation of surfaces for deposition of hardening coatings]. Sel'skii mekhanizator, 2017, no. 8, pp. 36-38.

8. Kravchenko I. N., Korneev V. M., Kataev Yu. V., Ovchinnikova M. S. Metodika obosnovaniya strukturnyh elementov obsluzhivaniya mobil'nogo parka sel'skohozyaistvennyh mashin [Method of substantiation of structural elements of maintenance of mobile fleet of agricultural machines]. Trudy GOSNITI, 2017, vol. 127, pp. 41-46.

9. Dorohov A. S., Korneev V. M., Kataev Yu. V., Vyalyh D. G. et al. Tekhnicheskii servis kak osnovnaya sostavlyayushchaya inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya agropromyshlennogo kompleksa [Technical service as the main component of engineering and technical support of agro-industrial complex]. Upravlenie riskami v APK, 2016, no. 4, pp. 46-57.

10. Kataev Yu. V., Malyha E. F. Rol' inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya v sel'skohozyaistvennom proizvodstve [The role of engineering and technical support in agricultural production]. Nauka bez granic, 2018, no. 8(25), pp. 19-23.

Материал поступил в редакцию 05.11.2018

© Вялых И. Г., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.