Научная статья на тему 'Анализ организации технического сервиса в агропромышленном комплексе'

Анализ организации технического сервиса в агропромышленном комплексе Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
162
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / TECHNICAL SERVICE / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / MAINTENANCE / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Вялых Дмитрий Геннадьевич

В статье рассматривается вопрос о современной системе организации технического сервиса машин в агропромышленном комплексе. Организация предпродажного и гарантийного обслуживания техники является важнейшим этапом в эксплуатации машин, особенно в настоящее время при ослабленной материально-технической базе хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the organization of technical service in agroindustrial complex

The article deals with the issue of modern system of organization of technical service of machines in the agricultural sector. The organization of pre-sale and warranty maintenance of equipment is the most important stage in the exploitation of machines, especially nowadays with a weakened material and technical base of farms.

Текст научной работы на тему «Анализ организации технического сервиса в агропромышленном комплексе»

УДК 631.1

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Вялых Дмитрий Геннадьевич, аспирант, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева,

Москва, РФ

В статье рассматривается вопрос о современной системе организации технического сервиса машин в агропромышленном комплексе. Организация предпродажного и гарантийного обслуживания техники является важнейшим этапом в эксплуатации машин, особенно в настоящее время при ослабленной материально-технической базе хозяйств.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс; технический сервис; техническое обслуживание; стратегия; модернизация.

THE ANALYSIS OF THE ORGANIZATION OF TECHNICAL SERVICE IN AGROINDUSTRIAL COMPLEX

Vyalykh Dmitrii Gennad'evich, the postgraduate, Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russia

The article deals with the issue of modern system of organization of technical service of machines in the agricultural sector. The organization ofpre-sale and warranty maintenance of equipment is the most important stage in the exploitation of machines, especially nowadays with a weakened material and technical base of farms.

Keyword: agroindustrial complex; technical service; maintenance; strategy; modernization.

Для цитирования: Вялых Д. Г. Анализ организации технического сервиса в агропромышленном комплексе // Наука без границ. 2018. № 3 (20). С. 15-20.

Инновационное развитие отраслей сельского хозяйства предусматривает техническое и технологическое обновление производства, что включает в себя не только совершенствование технической оснащенности сельскохозяйственного производства, но и эффективное использование и обслуживание технической базы села.

В настоящее время происходит качественное изменение поставляемой в хозяйства техники, в которой существенно выросла производительность и применяются информационные технологии, сложные электронные и гидравлические системы. Это требует от инженерно-технической системы агропромышленного комплекса надежную реализацию всех эксплуатаци-

онных качеств машин [1, 2].

Поддержание техники в работоспособном состоянии до 1990 года осуществлялось на основе планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта. Использование системы технического обслуживания и ремонта машин на протяжении многих десятилетий явилось значительным резервом повышения надежности машинно-тракторного парка.

Под системой технического обслуживания и ремонта понимается совокупность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества машин сельскохозяйственного назначения. В настоящее время вследствие реформирова-

ния экономических взаимоотношений в практике широко используются термины «технический сервис» и «сервисное обслуживание» [3].

Service переводится с английского языка как «обслуживание» или «услуга». Обслуживание означает выполнение работы по удовлетворению чьих-либо нужд или оказание услугу. В этой связи термин «сервисное обслуживание» является тавтологией, представляющей собой повторение близких по смыслу слов, что не отражает физический смысл процесса технического обслуживания.

В международной практике машинои-спользования термин «технический сервис» трактуется как комплекс услуг, оказываемых потребителю по приобретению техники, эффективному её использованию и поддержанию в работоспособном состоянии в течение всего срока эксплуатации машины, а также ее утилизации по истечении срока службы.

Для обеспечения работоспособности сельскохозяйственных машин в эксплуатационных условиях используются три основные стратегии технического обслуживания и ремонта:

• по потребности после возникновения отказа;

• регламентированная (в зависимости от наработки или календарного времени) по сроку и содержанию ремонтно-обслуживающих воздействий;

• по техническому состоянию с периодическим или непрерывным контролем (диагностированием).

Первая стратегия предусматривает выполнение ремонтно-обслуживающих работ, которые проводят после возникновения внезапного или постепенного отказа. Вторая стратегия носит планово-предупредительный характер и реализуется в течение срока службы машины вне зависимости от технического состояния ее

составных элементов. Третья стратегия носит планово-предупредительный характер, но ее вид и объемы зависят от результата оценки технического состояния составных частей машины.

В качестве основного критерия при выборе стратегии пользуются коэффициентом технической готовности и минимумом затрат на поддержание техники в исправном состоянии. Наиболее эффективна стратегия выполнения воздействий по фактическому состоянию машин с использованием средств диагностирования [4].

Стратегия регламентирует срок обслуживания, а содержание определяется по результатам оценки технического состояния машины. В отношении плановых текущих ремонтов неизменными являются их объёмы, а момент проведения сдвигается в зависимости от технического состояния элементов машины.

Система технического обслуживания и ремонта предусматривает виды и состав ремонтно-обслуживающих воздействий (РОВ), регламентирует периодичность и трудоемкость их выполнения. Для обеспечения работоспособности техники используется весь комплекс РОВ: входной контроль, предпродажное обслуживание, техническое обслуживание с применением методов и средств диагностирования, текущий и капитальный ремонты, хранение.

Важное значение в системе технического сервиса имеет ее оптимальная организация, включающая следующие аспекты: обеспечение рациональных форм организации работ; управление производственными процессами; формирование и использование ремонтно-обслуживающей базы; формирование и использование эксплуатационных материалов; обеспечение надлежащих условий труда; обеспечение нормативно-технической документацией; информационное сопровождение; обеспечение требуемого уровня квалификации

персонала [5].

При этом основной целевой функцией технического сервиса являются обеспечение при оптимальных затратах, максимальное сокращение потерь, возникающих при эксплуатации машин из-за технических неисправностей, и максимальная реализация потенциальных возможностей машин по надежности.

Таким образом, можно констатировать, что организация технического сервиса в современных условиях требует обоснованного научного подхода, обеспечивающего эффективное использование машинно-тракторного парка.

В условиях ограниченного количества поставляемой техники для сельского хозяйства, ее дороговизны и недостатка денежных средств у сельхозтоваропроизводителей важнейшее значение приобретают комплектность и качества машин.

По ряду объективных причин сельскохозяйственная техника поступает в полуразобранном, а то и в разобранном виде. По субъективным причинам - бывает недоукомплектованной и неисправной. Сельским товаропроизводителям требуется подготовка «новой» техники к работе [6].

Исследование проблемы комплектности и надежности поставляемой техники показывает, что к числу объективных причин того, что машины поступают в полуразобранном виде, в первую очередь относятся условия их транспортирования. Например, полностью собранный зерноуборочный комбайн поставить по железной дороге невозможно из-за больших габаритов.

В то же время простейшие по конструкции сельхозмашины экономически целесообразно поставлять в компактном, полуразобранном виде. Кроме того, при транспортировании возникает необходимость упаковки, подготовки к перевозке некоторых деталей и узлов машин (зерка-

ла, фары, элементы электроники и т. д.), снижать давление в шинах, выполнять другие условия.

Следует учитывать и тот фактор, что в процессе транспортирования случаются хищения и повреждения составных частей машин. Таким образом, входной контроль, досборка техники, регулировка технологических параметров перед ее использованием по назначению - это объективная необходимость.

Другой особенностью, вызывающей потребность в предпродажном обслуживании, является обеспечение безотказности машин. Из общего количества неисправностей до 15 % обнаруживаются и устраняются в процессе предпродажного обслуживания, что позволяет на 5...10 % повысить эффективность использования техники.

В этом заключается цель предпродажного обслуживания техники, чтобы кроме досборки машины устранить обнаруженные неисправности, провести техническое обслуживание, проверить возможность технической регулировки и, убедившись в работоспособности машины, ее реализовать [7].

Таким образом, вопросы технического сервиса машин в процессе использования по назначению являются очень важными, особенно в гарантийный период эксплуатации, так как в этот период проявляются дефекты, возникшие по вине завода-изготовителя. В этом случае устранение неисправностей берут на себя дилеры, через которые эти машины были реализованы.

Работы служб предпродажного и гарантийного обслуживания техники дилерской системы показывают, что при выполнении всех технических регламентов можно получить значительный эффект, который формируется на основе следующих составляющих [8]:

• упреждение отказов в процессе предпродажной подготовки и умень-

шение за счет этого простоев машин в период полевых работ;

• сокращение простоев машин за счет проверки возможности технологической регулировки сельскохозяйственных машин;

• возврат денежных средств заводами-изготовителями за восстановление работоспособности машин, отказавших по их вине;

• увеличение производительности машин за счет сокращения продолжительности простоев по техническим причинам;

• упреждение отказов машин за счет повышения квалификации мастеров-наладчиков и механизаторов.

Упреждение отказов при предпродажном обслуживании в процессе досборки и регулировки машин дает двойной эффект: это, во-первых, предотвращение затрат хозяйств на устранение последствий отказов, которые могли бы возникнуть в процессе использования машин и, во-вторых, уменьшение издержек хозяйств за счет сокращения простоев машин и, соответственно, повышение их производительности.

Сокращение простоев машин, повышение их производительности, а, соответственно, и уменьшение издержек хозяйств происходят также благодаря обучению и повышению квалификации специалистов и механизаторов хозяйств, предварительной технологической регулировке машин, а также за счет оперативного устранения последствий отказов [9].

Упреждение неисправностей комбайнов при предпродажном и гарантийном обслуживании, своевременное плановое техническое обслуживание силами и средства-

ми дилеров позволяют получить эффект, равный дополнительному вводу в работу машин около 12 % от числа поступавших [10].

При этом необходимо отметить, что дилерские предприятия обеспечивают поддержание работоспособности техники и в послегарантийный период эксплуатации путем ее ремонта и модернизации на основе реализации инновационных технологий технического сервиса.

Под модернизацией машин, находящихся в эксплуатации, понимается улучшение их технических характеристик и повышение эксплуатационной надежности посредством проведения небольших изменений в конструкции и применения ряда технических достижений, используемых в конкурентоспособных машинах.

Необходимость модернизации вызвана быстрыми темпами развития технического прогресса и возникающим в связи с этим моральным износом машин. Являясь одной из форм технического прогресса, модернизация позволяет в ряде случаев ценой сравнительно небольших затрат приводить действующие машины к техническому уровню новых машин.

Таким образом, организация предпродажного и гарантийного обслуживания техники является важнейшим этапом в эксплуатации машин, особенно в настоящее время при ослабленной материально-технической базе хозяйств.

В такой ситуации роль и ответственность дилеров значительно возрастает, и их задача сводится теперь не только к своевременной и комплектной поставке машин, но и к надлежащей организации предпродажного, гарантийного и послегарантийного технического сервиса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дидманидзе О. Н., Корнеев В. М. Технический сервис в АПК. М. : УМЦ «Триада», 2015. 110 с.

2. Технический сервис - опыт и перспективы развития / Ю. А. Конкин, И. Г. Голубев, М. Ю. Конкин, В. Н. Кузьмин. М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2011. 340 с.

3. Дорохов А. С., Корнеев В. М., Катаев Ю. В. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК // Сельский механизатор. 2016. № 8. С. 2-5.

4. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. К вопросу технической оснащенности агропромышленного комплекса Российской Федерации сельскохозяйственной техникой // Труды VI Международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной году экологии в России «Перспективы развития науки и образования в современных экологических условиях». Соленое Займище : ФГБНУ «ПНИИАЗ», 2017. С. 666-676.

5. Корнеев В. М., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Обеспечение работоспособности техники в гарантийный период эксплуатации // Сельский механизатор. 2017. № 4. С. 39-40.

6. Семейкин В. А., Корнеев В. М., Дорохов А. С. Предпродажное обслуживание техники в сельском хозяйстве // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ 2005. № 1. С. 95.

7. Малыха Е. Ф. Актуальные проблемы технического сервиса зарубежной техники // Известия Международной академии аграрного образования. 2015. Т. 1. № 25. С. 120-122.

8. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Дилерская форма организации технического сервиса машин // Наука без границ. 2017. № 8. С. 29-34.

9. Катаев Ю. В. Безразборная очистка двигателя от нагара // Сельский механизатор. 2011. № 9. С. 34-35.

10. Конкин Ю. А., Малыха Е. Ф. Корректирование экономической оценки износа машины в связи с изменением топливной экономичности и оплаты труда // Международный научный журнал. 2011. № 3. С. 5-10.

REFERENCES

1. Didmanidze O. N., Korneev V. M. Tekhnicheskii servis v APK [Technical service in agriculture]. Moscow, Triada, 2015, 110 p.

2. Konkin Yu. A., Golubev I. G., Konkin M. Yu., Kuz'min V. N. Tekhnicheskii servis - opyt I perspektivy razvitiia [Technical service experience and prospects of development]. Moscow, Rosinformagrotekh, 2011, 340 p.

3. Dorokhov A. S., Korneev V. M., Katayev Yu. V. Tekhnicheskii servis v sisteme inzhenernotekhnicheskogo obespecheniia APK [Technical service in the system engineering and technical support of agroindustrial complex]. Sel'skii mekhanizator, 2016, no. 8, pp. 2-5.

4. Kataev Yu. V., Malyha E. F. K voprosu tehnicheskoj osnashhennosti agropromyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii sel'skohozjajstvennoj tehnikoj [To the question of technical equipment of agro-industrial complex of the Russian Federation of agricultural machinery]. Perspektivy razvitija nauki i obrazovanija v sovremennyh jekologicheskih uslovijah, Solenoe Zajmishhe, Prikaspijskij nauchno-issledovatel'skij institut aridnogo zemledelija, 2017, pp. 666676.

5. Korneev V. M., Kataev Yu. V., Vjalyh D. G. Obespechenie rabotosposobnosti tehniki v garantiinyi period ekspluatatsii [Ensuring availability of equipment in warranty period]. Sel'skii mehanizator, 2017, no. 4, pp. 39-40.

6. Semeikin V. A., Korneev V. M., Dorohov A. S. Predprodazhnoe obsluzhivanie tekhniki v sel'skom hozyaistve [Pre-sale maintenance of machinery in agriculture]. VestnikFGOU VPOMGAU, 2005, no. 1, pp. 95.

7. Malykha E. F. Aktual'nye problemy tekhnicheskogo servisa zarubezhnoi tekhniki [Actual problems of technical service of foreign technology]. Izvestiia Mezhdunarodnoi akademii agrarnogo obrazovaniia, 2015, vol. 1, no. 25, pp. 120-122.

8. Malyha E. F., Kataev Yu. V., Vyalyh D. G. Dilerskaya forma organizatsii tekhnicheskogo servisa mashin [The dealer form of the organization of technical service of mashines]. Nauka bez granic, 2017, no. 8, pp. 29-34.

9. Kataev Yu. V. Bezrazbornaya ochistka dvigatelya ot nagara [Clean-in-place of engine from carbon deposits]. Sel'skii mekhanizator, 2011, no. 9, pp. 34-35.

10. Konkin Yu. A., Malyha E. F. Korrektirovanie ehkonomicheskoi otsenki iznosa mashiny v svyazi s izmeneniem toplivnoi ehkonomichnosti i oplaty [The adjustment of the economic assessment of machine wear in due to change in fuel economy and wage]. Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal, 2011, vol. 3, pp. 5-10.

Материал поступил в редакцию 10.03.2018

© Вялых Д. Г., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.