ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 631.1
ДИЛЕРСКАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА МАШИН
Малыха Екатерина Федоровна, кандидат экономических наук, доцент, Катаев Юрий Владимирович, кандидат технических наук, доцент, Вялых Дмитрий Геннадьевич, аспирант, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева,
Москва, РФ.
В статье рассмотрено развитие современного фирменного технического сервиса машин в агропромышленном комплексе Российской Федерации. Зарубежный и отечественный опыт маши-ноиспользования показывает, что наиболее эффективной формой организации технического сервиса в настоящее время является дилерская.
Ключевые слова: технический сервис; дилерская система; послепродажный сервис; работоспособность; запасные части.
DEALER FORM OF THE ORGANIZATION OF TECHNICAL SERVICE OF CARS
Malykha Ekaterina Fedorovna, PhD (Cand. Econ. Sci.), associate professor, Katayev Yuriy Vladimirovich, PhD (Cand. Tech. Sci.), associate professor, Vyalykh Dmitrii Gennad'evich, postgraduate, Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russia.
The article deals with the development of modern branded technical service of machines in the agro-industrial complex of the Russian Federation. Foreign and domestic experience of machine use shows that the most effective form of organization of technical service at the moment is the dealership. Keywords: technical service; dealer system; after-sales service; capacity; spare parts.
Для цитирования: Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Дилерская форма организации технического сервиса машин // Наука без границ. 2017. № 8 (13). С. 29-34.
Эффективность сельскохозяйственного производства в значительной степени зависит от уровня организации в отрас-
ли технического сервиса. В современных условиях конкурентной борьбы между производителями машин на рынке сбыта
основными факторами развития и совершенствования сервиса являются: качество изготовления машин, их эксплуатационная надежность и экономичность, спектр и объём оказываемых услуг. В услуги, которые обеспечивают реализацию сельскохозяйственных машин, входят: реклама, финансовая поддержка потребителя, эффективная подготовка персонала, доставка машин, предпродажная подготовка, послепродажный сервис, включающий техническое обслуживание и ремонт техники в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации, поставка запасных частей [1, 2].
Особое внимание при реализации сельскохозяйственных машин уделяется рекламе. В рекламных целях проводятся такие мероприятия, как международные, национальные и региональные выставки, демонстрации машин в работе, безвозмездная передача машин в учебные заведения сельскохозяйственного профиля, предоставление техники для различных профессиональных соревнований фермеров (например, по пахоте), адресная рассылка рекламы, размещение её в специальных изданиях, на радио и телевидении.
Учитывая, что современная сельскохозяйственная техника достаточно дорогая, покупателям при её приобретении предоставляется, как правило, кредит или лизинг. Также необходимо отметить, что с 01 января 2013 года у нас в стране действует Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники», согласно которому, отечественному производителю сельскохозяйственной техники предоставляются субсидии в размере до 25 % цены сельскохозяйственной техники, а производитель в свою очередь предоставляет покупателям техники скидку.
Зарубежный и отечественный опыт ма-
шиноиспользования показывает, что наиболее эффективной формой организации технического сервиса в настоящее время является дилерская. При этой форме организации технического сервиса изготовитель предоставляет право реализации и обслуживания машин на основе договора дилеру, отвечающему предъявляемым требованиям [3, 4].
Основными функциями дилерского центра являются:
• изучение рынка сбыта, организация рекламы продукции и определение платёжеспособного спроса;
• формирование заказа на продукцию, оформление договоров с поставщиками и приемка продукции по количеству, качеству и комплектности;
• проведение предпродажного обслуживания продукции (расконсервация техники) и поставка её потребителю;
• рассмотрение и удовлетворение рекламационных претензий потребителей по качеству машин в гарантийный период их эксплуатации;
• обеспечение работоспособности машин путем проведения качественного технического обслуживания и ремонта на договорной основе;
• обеспечение потребителей запасными частями в течение всего периода эксплуатации машин;
• организация курсов обучения эксплуатационно-ремонтного персонала потребителей правилами эксплуатации и технического сервиса машин;
• обеспечение потребителей нормативно-технической документацией по устройству, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту машин;
• информирование потребителя об изменениях, внесённых в конструкцию машины;
• сбор и передача изготовителю информации о качестве и надёжности реализованных машин.
Разновидностью дилерской формы организации технического сервиса является организация фирменного технического сервиса. Фирменный технический сервис предусматривает непосредственное участие изготовителей техники в её обслуживании и ремонте на собственных производственных площадях или на базе ремонтных предприятий с привлечением посреднических структур, специализирующихся на работах по техническому сервису [5].
Необходимость развития фирменного технического сервиса обусловлена широким внедрением в современных сельскохозяйственных машинах сложных и особо сложных систем гидравлического и электрического оборудования, что требует более современных форм и методов технического обслуживания и ремонта при участии предприятий-изготовителей.
Система фирменного технического сервиса должна занять свое место в сложившейся в нашей стране системе поддержания машин в работоспособном состоянии, когда вся ответственность ложится на предприятия, эксплуатирующие технику, тем более что большинство ремонтно-экс-плуатационных баз находится в крайне запущенном состоянии. Обеспеченность по диагностическому оборудованию -5...7 %, испытательным стендам - 30 %, мобильным средствам ТО и ТР - 30.40 % и т. д. [6, 7].
В основе системы фирменного технического сервиса заложены следующие принципы:
1. Ответственность за организацию технического обслуживания в течение всего срока эксплуатации несет фирма-изготовитель (это вызвано стремлением сохранить и развить рынки сбыта).
2. Техническое обслуживание (и, в об-
щем, технический сервис) является важнейшим инструментом борьбы фирм за сферы влияния. Борьба на рынке сбыта все чаще выходит за рамки маневрирования ценой. Передовые фирмы предпочитают бороться на основе совершенствования конструкции машин и предоставления более широкого комплекса услуг в процессе их эксплуатации.
3. Система технического сервиса включает весь комплекс услуг, в том числе модернизацию машин. Масштабы работ и видов услуг не регламентированы и определяются потребителем совместно с фирмой-изготовителем.
4. Фирма-изготовитель организует технический сервис своей продукции независимо от территориальной разобщенности объектов эксплуатации. Реализация этого принципа требует хорошо организованной и разветвленной сети предприятий системы фирменного обслуживания.
5. Формы и организация системы технического обслуживания и текущего ремонта разнообразны (непосредственный контакт изготовитель - потребитель или через посредника).
Решение перечисленных задач системы фирменного технического сервиса требует серьезных капиталовложений, развитой дилерской сети (по региональному принципу), предварительной разработки нормативной и эксплуатационной документации и других организационных и научных проработок. Учитывая все вышесказанное можно утверждать, что технический сервис превратился в важнейшую отрасль сферы услуг, неразрывно связанной со сферой производства.
Фирменный технический сервис является значительной, а в ряде случаев важнейшей статьей доходов. По опубликованным подсчетам экономистов, каждый рубль, вложенный в производство запасных частей и организацию технического обслуживания произведенного и про-
данного оборудования, может обеспечить вдвое большую прибыль, чем само оборудование. Цены на узлы, детали и агрегаты, реализуемые в качестве запасных частей, как правило, в 1,5...2 раза выше, чем на те же узлы и детали, используемые для сборки новой машины. В том случае, когда машина снята с производства, цены на запасные части возрастают в 5.6 раз. Сохраняя инструмент, оснастку, техническую документацию, необходимые при производстве запасных частей для снятого с производства оборудования, машиностроительные предприятия гарантируют поставку любой детали к оборудованию в течение 10.12 лет со времени его выпуска [8].
На выбор варианта сервисного обеспечения сельскохозяйственной техники, конечно, оказывает существенное влияние состояние и функционирование рынков техники, запасных частей, сборочных единиц, услуг технического сервиса.
Таким образом, можно сделать предположение, что увеличение объёмов производства сельскохозяйственной техники и объёмов её сбыта, будет самым тесным образом связано с эффективной маркетинговой и логистической деятельностью, производством более качественных машин и организацией сопутствующего сервиса. Все эти направления производитель сможет реализовать только при наличии разветвлённой и управляемой товаропро-
водящей сети, сочетающей различные формы её построения - сеть дилерских центров, производственно-технических или снабженческо-сбытовых кооперативов и т. п., действуя через которые, производители смогут реализовать свою машиностроительную продукцию и оказывать технический сервис в ассортименте, удовлетворяющем как крупных, так и мелких сельхозпроизводителей. Переход в рыночных условиях отечественных изготовителей сельскохозяйственной техники к системе фирменного технического сервиса, при которой сервис выполняется по инициативе и при участии изготовителя, обусловлен приоритетом товаропроизводителя и взаимовыгодным интересом. Такое положение ставит предприятия сельскохозяйственного машиностроения перед необходимостью формирования дилерских центров.
Дальнейшее развитие национальной системы технического сервиса связано с обеспечением высокого качества услуг, оказываемых сервисными предприятиями. В настоящее время качество услуг становится одним из главных факторов, определяющих коммерческий успех предприятия, его конкурентоспособность. Качество работ, выполняемых сервисными предприятиями, зависит от многих факторов: оснащённости предприятия прогрессивным технологическим оборудованием и нормативно-технической документацией,
Таблица 1
Варианты сервисного обеспечения сельскохозяйственной техники
№ Обеспечение запасными частями Гарантийное обслуживание Техническое обслуживание Текущий ремонт Замена агрегатов Капитальный ремонт
1 Региональный дилер завода - изготовителя Региональный дилер завода -изготовителя Эксплуатационное предприятие Эксплуатационное предприятие Региональный дилер завода -изготовителя Ремонтные заводы
2 Региональный дилер завода - изготовителя Региональный дилер завода -изготовителя Базовое эксплуатационное предприятие (субдилер) Базовое экс-плуатацион-ное предприятие (субдилер) Базовое эксплуатационное предприятие Ремонтные заводы по контракту с заводом - изготовителем
уровня квалификации и профессионального мастерства персонала предприятия, качества используемых запасных частей, уровня организации рабочего процесса и ряда других [9].
Из вышеизложенного следует, что эффективность системы технического сер-
виса должна определяться качеством взаимодействия трёх подсистем: «продажа - сервис - запасные части». Решение данной проблемы возможно на основе использования логистических принципов в области организации и управления предприятиями дилерско-сервисной сети.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Технический сервис - опыт и перспективы развития / Ю. А. Конкин, И. Г. Голубев, М. Ю. Конкин, В. Н. Кузьмин. М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2011. 340 с.
2. Дорохов А. С., Корнеев В. М., Катаев Ю. В. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК // Сельский механизатор. 2016. № 8. С. 2-5.
3. Система автоматизированного контроля управлением техническим состоянием машин и оборудования / И. Н. Кравченко, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, Т. А. Чеха // Сельский механизатор. 2016. № 9. С. 22-23.
4. Малыха Е. Ф. Актуальные проблемы технического сервиса зарубежной техники // Известия Международной академии аграрного образования. 2015. Т. 1. № 25. С. 120-122.
5. Корнеев В. М., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Технология предпродажного обслуживания машин // Сельский механизатор. 2016. № 5. С. 32-34.
6. Дорохов А. С., Катаев Ю. В., Скороходов Д. М. Теоретическое обоснование классификации входного контроля качества машиностроительной продукции // Международный технико-экономический журнал. 2015. № 2. С. 49-54.
7. Митракова В. Д., Голубев И. Г. Повышение эффективности деятельности сервисных предприятий // Техника и оборудования для села. 2005. № 3. С. 34-35.
8. Конкин Ю. А. Малыха Е. Ф. Методические подходы к оценке износа и остаточной стоимости машин // Международный технико-экономический журнал. 2011. № 2. С. 5-12.
9. Катаев Ю. В. Безразборная очистка двигателя от нагара // Сельский механизатор. 2011. № 9. С. 34-35.
REFERENCES
1. Konkin Yu. A., Golubev I. G., Konkin M. Yu., Kuz'min V. N. Tekhnicheskii servis - opyt i perspektivy razvitiia [Technical service experience and prospects of development]. Moscow, Rosinformagrotekh, 2011, 340 p.
2. Dorokhov A. S., Korneev V. M., Katayev Yu. V. Tekhnicheskii servis v sisteme inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniia APK [Technical service in the system engineering and technical support of agroindustrial complex]. Sel'skii mekhanizator, 2016, no. 8, pp. 2-5.
3. Kravchenko I. N., Korneev V. M., Katayev Yu. V., Chekha T. A. Sistema avtomatizirovannogo kontrolia upravleniem tekhnicheskim sostoianiem mashin i oborudovaniia [Automated management control system technical condition of vehicles and equipment]. Sel'skii mekhanizator, 2016, no. 9, pp. 22-23.
4. Malykha E. F. Aktual'nye problemy tekhnicheskogo servisa zarubezhnoi tekhniki [Actual problems of technical service of foreign technology]. Izvestiia Mezhdunarodnoi akademii agrarnogo obrazovaniia, 2015, vol. 1, no. 25, pp. 120-122.
5. Korneev V. M., Katayev Yu. V., Vyalykh D. G. Tekhnologiia predprodazhnogo obsluzhivaniia mashin [Technology pre-sales service agricultural machinery]. Sel'skii mekhanizator, 2016, no. 5, pp. 32-34.
6. Dorokhov A. S., Katayev Yu. V., Skorokhodov D. M. Teoreticheskoe obosnovanie klassifikatsii
vkhodnogo kontrolia kachestva mashinostroitel'noi produktsii [The theoretical justification of the classification of entrance quality control of machine-building production]. Mezhdunarodnyi tekhniko-ekonomicheskii zhurnal, 2015, no. 2, pp. 49-54.
7. Mitrakova V. D., Golubev I. G. Povyshenie effektivnosti deiatel'nosti servisnykh predpriiatii [Increase of efficiency of activity of service enterprises]. Tekhnika i oborudovaniia dlia sela, 2005, no. 3, pp. 34-35.
8. Konkin Yu. A. Malykha E. F. Metodicheskie podkhody k otsenke iznosa i ostatochnoi stoimosti mashin [Methodological approaches to vehicle wear and residual value assessment]. Mezhdunarodnyi tekhniko-ekonomicheskii zhurnal, 2011, no. 2, pp. 5-12.
9. Katayev Yu. V. Bezrazbornaia ochistka dvigatelia ot nagara [Way of clearing of engines from depositadjournment]. Sel'skii mekhanizator, 2011, no. 9, pp. 34-35.
Материал поступил в редакцию 15.08.2017 © Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г., 2017