ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 631.173
ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС И ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
Катаев Юрий Владимирович, кандидат технических наук, доцент; ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, Москва, Российская Федерация Малыха Екатерина Федоровна, кандидат экономических наук, доцент; ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация Градов Евгений Анатольевич, ведущий специалист; ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы современного технического сервиса и его организационной системы в системе инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса. На эффективность сельскохозяйственного производства главным образом оказывает влияние уровень организации в отрасли технического сервиса.
Ключевые слова: технический сервис; сельскохозяйственная техника; эффективность; ремонтно-обслуживающая база; дилерский центр.
TECHNICAL SERVICE AND ITS ORGANIZATIONAL SYSTEM IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
Kataev Yurij Vladimirovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor;
FSAC VIM, Moscow, Russia Malyha Ekaterina Fedorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Timiryazev Russian State Agrarian University, Moscow, Russia Gradov Evgenij Anatol'evich, Leading Specialist; FSAC VIM, Moscow, Russia
Abstract: The article deals with the issues of modern technical service and its organizational system in the system of engineering and technical support of the agro-industrial complex. The efficiency of agricultural production is mainly influenced by the level of organization in the technical service industry.
Keywords: technical service; agricultural machinery; efficiency; repair and maintenance base; dealership.
Для цитирования: Катаев, Ю. В. Технический сервис и его организационная система в агропромышленном комплексе / Ю. В. Катаев, Е. Ф. Малыха, Е. А. Градов. - Текст : электронный // Наука без границ. -2020. - № 12 (52). - С. 10-15. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/№-12-52-2020/12-52-2020/ For citation: Kataev Yu.V., Malyha E.F., Gradov E.A. Technical service and its organizational system in the agro-industrial complex // Scince without borders, 2020, no. 12 (52), pp. 10-15.
В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации большое внимание уделяется модернизации агропромышленного комплекса, которая, в свою очередь, должна снизить зависимость нашей страны от мировой аграрной продукции. Современное развитие агропромышленного комплекса включает в себя техническое и технологическое обновление производства, характеризующиеся не только совершенствованием технической оснащенности сельскохозяйственного производства, но и эффективным использованием и обслуживанием технической базы села [1, 2].
За последние годы нагрузка на один трактор и зерноуборочный комбайн значительно увеличилась, несмотря на то, что наиболее эффективные крупные хозяйства ежегодно покупают зарубежную сельскохозяйственную технику.
На сегодняшний день в результате проведенных реформ в практике широко используются термины и «технический сервис», и «сервисное обслуживание».
Организационная система технического сервиса должна развиваться в двух направлениях:
- первое - формирование системообразующих производств, корпоративных и холдинговых структур, самостоятельно определяющих свою техническую политику, главным образом, при проведении технического сервиса;
- второе - должны развиваться реги-
ональные фирмы, региональный машиностроительный комплекс и иные производители техники и комплектующих изделий.
Исходя из этого, формируется комплексная структура технического сервиса, представляющая собой сложный комплекс - сочетание фирменного сервиса, регионального, бизнес-сервиса и отличающаяся по своим принципам организации.
На эффективность сельскохозяйственного производства главным образом оказывает влияние уровень организации в отрасли технического сервиса. В международной практике машиноиспользования термин «технический сервис» рассматривается в виде комплекса услуг, которые оказываются сельскому товаропроизводителю в приобретении средств механизации, а также эффективном использовании и поддержании их в работоспособном состоянии в течение всего периода эксплуатации (рис.) [3, 4, 5].
Несомненно, важную роль при продаже тракторов и сельскохозяйственных машин играет реклама. В рекламных целях проводится очень много значимых мероприятий, такие как выставки, начиная от региональных и заканчивая международными, статические и динамические показы техники в работе, безвозмездная передача тракторов и машин в аграрные учебные заведения, предоставление техники для различных профессиональных соревнований фермеров (например, по пахоте), адресная рассылка рекла-
С нет рыл технического сервиса
1
1 ] 1
Рисунок - Система технического сервиса агропромышленного комплекса
мы, размещение ее в специальных изданиях, на радио и телевидении.
Так как современная сельскохозяйственная техника по стоимости очень дорогая, товаропроизводителям при ее приобретении представляется, как правило, кредит или лизинг.
Сравнивая зарубежный и отечественный опыт машино-использова-ния, можно сделать вывод, что дилерская форма организации технического сервиса является наиболее эффективной на этапе обеспечения товаропроизводителей техникой. Следует от-
метить, что при этом изготовитель предоставляет право реализации и обслуживания машин на основе договора дилеру, отвечающему предъявляемым требованиям. Дилерский центр обслуживает потребителей в радиусе 50...70 км [6].
Основными функциями дилерского центра являются:
- изучение рынка сбыта, организация рекламы продукции и определение платежеспособного спроса;
- формирование заказа на продукцию, оформление договоров с постав-
щиками и приемка продукции по количеству, качеству и комплектности;
- проведение предпродажного обслуживания продукции и поставка ее потребителю;
- рассмотрение и удовлетворение рекламационных претензий потребителей в гарантийный период эксплуатации машин;
- обеспечение работоспособности машин путем проведения качественного технического обслуживания и ремонта на договорной основе;
- обеспечение потребителей запасными частями в течение всего периода эксплуатации машин;
- организация курсов обучения эксплуатационно-ремонтного персонала потребителей правилам эксплуатации и технического сервиса машин;
- обеспечение потребителей нормативно-технической документацией по устройству, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту машин;
- информирование потребителя об изменениях, внесенных в конструкцию машины;
- сбор и передача изготовителю информации о качестве и надежности реализованных машин [7, 8].
Разновидностью дилерской формы организации технического сервиса является организация фирменного технического сервиса (ФТС).
Дальнейшее развитие технического сервиса связано с совершенствованием техники, организацией ее использования и отработки взаимоотношений с потребителями услуг на принципах взаимовыгодности, разделения труда и на основе рыночных отношений.
Объектами ремонтно-обслуживаю-щей базы первого и второго уровней являются центральная ремонтная ма-
стерская (ЦРМ), автомобильный гараж, машинный двор, передвижные средства ТО и ремонта, пункты технического обслуживания (ПТО). Третий уровень - ремонтные мастерские общего назначения, ремонтно-техноло-гические предприятия (РТП), станции технического обслуживания тракторов (СТОТ), автомобилей (СТОА), животноводства (СТОЖ), автотранспортные предприятия (АТП), машинно-технологические станции (МТС) [9].
Четвертый уровень представляют ремонтные заводы и специализированные предприятия по ремонту дизельной топливной аппаратуры, агрегатов гидросистем, автотракторного электрооборудования, турбокомпрессоров и т.д.
Региональный технический центр сервиса создается в составе преимущественно областной (реже районной) базы материально-технического снабжения, районного ремонтно-техниче-ского предприятия или иного предприятия АПК.
Завод-изготовитель поставляет (продает) центрам необходимые материалы. Технический центр сервиса, например по тракторам, поставляет потребителям региона не только тракторы, но и весь шлейф машин, агре-гатируемых с ним, запасные части, которые он покупает по собственной инициативе, организует восстановление изношенных деталей, а при необходимости - изготовление недостающих новых деталей и приспособлений к машинам [10].
В центре ФТС должны работать службы прогнозирования, учета, финансовые, а также производственные подразделения - цехи (участки) дос-борки и предпродажного обслуживания, регламентного технического об-
служивания и ремонта в гарантийный и послегарантийный периоды, склады - площадки хранения машин, запасных частей, материалов, пункт проката машин, класс обучения и консультаций.
При создании центра ФТС техники целесообразно учитывать:
- наличие производственных помещений для ремонта техники;
- наличие подъездных дорог для разгрузки и погрузки отремонтированных изделий;
- укомплектованность технического центра специалистами;
- наличие необходимого комплекса
оборудования для осуществления ремонта узлов и агрегатов;
- расположение максимально в центре региона (зоны деятельности);
- наличие средств связи с потребителями (владельцами) техники и изготовителями запасных частей;
- взаимоотношения с местными органами власти.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что система ФТС имеет перспективы развития в России, но при этом для уменьшения капитальных вложений следует вписать ее в уже существующую ремонтно-техни-ческую базу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 г. № 20. «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/73338425 /#review (дата обращения 17.12.2020).
2. Дорохов, А. С. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК / А. С. Дорохов, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев - Текст : непосредственный // Сельский механизатор. - 2016. - №8. - С. 2-5.
3. Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве. - М: ГОСНИТИ, 1985. - 143 с. - Текст : непосредственный.
4. Дорохов, А. С. Роль качества в инженерно-техническом обеспечении АПК /
A. С. Дорохов - Текст : непосредственный // Труды ГОСНИТИ. - 2016. - Т.125. -С. 62-69.
5. Малыха, Е. Ф. Экономический механизм рынка подержанной техники в системе технического сервиса: дис...канд. эконом. наук: 08.00.05: утв. 05.03.2013. М., 2013. -155 с.
6. Семейкин, В. А. Входной контроль качества сельскохозяйственной техники и оценка его эффективности: методические рекомендации / В. А. Семейкин, А. С. Дорохов, В. М. Корнеев // М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2010. - 139 с. - Текст : непосредственный.
7. Лимарев, В. Я. Положение по организации входного контроля качества машиностроительной продукции, поступающей агропромышленному комплексу /
B. Я. Лимарев, В. А. Семейкин, В. М. Корнеев, С. А. Терский, А. С. Дорохов. - М. -2006. - 30 с. - Текст : непосредственный.
8. Дорохов, А. С. Резервы повышения производительности и надежности МТП в АПК / А. С. Дорохов, Н. А. Петрищев, И. М. Макаркин и др. - Текст : непосредственный // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. - 2018. - № 11. - С. 34-39.
9. Малыха, Е. Ф. Оценка технической оснащенности аграрного производства / Е. Ф. Малыха, Ю. В. Катаев - Текст : непосредственный // Экономика сельского хозяйства. - 2019. - № 6. - С. 62-68.
10. Семейкин, В. А. Предпродажное обслуживание техники в сельском хозяйстве / В. А. Семейкин, В. М. Корнеев, А. С. Дорохов - Текст : непосредственный // Вестник
ФГОУ ВПО МГАУ. - 2005. - № 1 (11). - С. 95-97. REFERENCES
1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.01.2020 g. № 20. «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» [Decree of the President of the Russian Federation No. 20 of 21.01.2020 «On Approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation»]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/ doc/73338425 /#review (accessed 17 December 2020)
2. Dorohov A.S., Korneev V.M., Kataev Yu.V. Tekhnicheskij servis v sisteme inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya APK [Technical service in the system of engineering and technical support of the agro-industrial complex]. Sel'skij mekhanizator, 2016, no. 8, pp. 2-5.
3. Kompleksnaya sistema tekhnicheskogo obsluzhivaniya i remonta mashin v sel'skom hozyajstve [Comprehensive system of maintenance and repair of machinery in agriculture]. Moscow, GOSNITI, 1985, 143 p.
4. Dorohov A.S. Rol' kachestva v inzhenerno-tekhnicheskom obespechenii APK [The role of quality in the engineering and technical support of the agro-industrial complex]. Trudy GOSNITI, 2016, vol. 125, pp. 62-69.
5. Malyha E.F. Ekonomicheskij mekhanizm rynka poderzhannoj tekhniki v sisteme tekhnicheskogo servisa [Economic mechanism of the used equipment market in the technical service system]. Ph. D. thesis. Moscow, 2013, 155 p.
6. Semejkin V.A., Dorohov A.S., Korneev V.M. Vhodnoj kontrol' kachestva sel'skohozyajstvennoj tekhniki i ocenka ego effektivnosti: metodicheskie rekomendacii [Input quality control of agricultural machinery and evaluation of its effectiveness: methodological recommendations]. Moscow, FGOU VPO MGAU, 2010, 139 p.
7. Limarev V.Ya., Semejkin V.A., Korneev V.M., Terskij S.A., Dorohov A.S. Polozhenie po organizacii vhodnogo kontrolya kachestva mashinostroitel'noj produkcii, postupayushchej agropromyshlennomu kompleksu [Regulation on the organization of input quality control of machine-building products supplied to the agro-industrial complex ]. Moscow, 2006, 30 p.
8. Dorohov A.S., Petrishchev N.A., Makarkin I.M. and others Rezervy povysheniya proizvoditel'nosti i nadezhnosti MTP v APK [Reserves for improving the performance and reliability of MTP in the agro-industrial complex]. Sel'skohozyajstvennaya tekhnika: obsluzhivanie i remont, 2018, no. 11, pp. 34-39.
9. Malyha E.F., Kataev Yu.V. Ocenka tekhnicheskoj osnashchennosti agrarnogo proizvodstva [Assessment of technical equipment of agricultural production]. Ekonomika sel'skogo hozyajstva, 2019, no. 6, pp. 62-68.
10. Semejkin V.A., Korneev V.M., Dorohov A.S. Predprodazhnoe obsluzhivanie tekhniki v sel'skom hozyajstve [Pre-sale service of machinery in agriculture]. Vestnik FGOU VPO MGAU, 2005, no. 1 (11), pp. 95-97.
Материал поступил в редакцию 17.12.2020 © Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф., Градов Е.А., 2020