СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СНАБЖЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ И СПЕЦТЕХНИКОЙ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
В.А. Белянкин, студент Ю.М. Михайлов, студент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-4-1-44-47
Аннотация. Совершенствование обеспечения транспортом и специальной техникой таможенных органов позволяет им качественно выполнять возложенные на них функции по обеспечению экономической безопасности государства. Цель исследования состоит в анализе процессов снабжения транспортными средствами и специальной техникой таможенных органов, в выявлении тенденций развития снабжения для обеспечения экономической безопасности государства. Исследована эффективность государственных закупок транспортных средств и спецтехники в направлении тылового обеспечения таможни. Своевременное снабжение таможенных органов техническими средствами и специальной техникой способствует все большему обнаружению контрафактной деятельности, число правонарушений в данной сфере сокращается.
Ключевые слова: таможенные органы, государственные закупки, транспортные средства, спецтехника, экономическая безопасность.
Транспорт в Российской Федерации является одной из важнейших отраслей, составной частью производственной и социальной инфраструктуры государства в обеспечении его экономической безопасности.
Коммуникации транспорта связывают страну практически во всех областях, являются одним из ключевых аспектов внешней торговли и связи с мировым обществом. Выгодное географическое положение Российской Федерации позволяет получать немалые доходы от экспорта транспортных услуг, а также транзита по нашей территории. Даже в нынешний момент, когда геополитическая ситуация поставила нашу экономику в неприятную ситуацию, закрытие неба для недружественных стран показало важность транспортной экосистемы нашей страны. Так как, отныне, воздушные суда этих стран будут вынуждены облетать значительную российскую территорию, неся значительные издержки в виде расходов на топливо, а также, самого главного, - времени [1-2].
Получение безопасных и высококачественных транспортных услуг создаёт эффективность работы и развития отраслей
производства, бизнеса, а также социальной сферы. Все указанные моменты позволяют отнести транспортную отрасль к числу приоритетных в экономике.
На данный момент внешнеэкономическая деятельность набирает все большие обороты, стабильно развиваясь в последние годы. Вместе с этим и увеличиваются различные противозаконные деяния в сфере ВЭД. Нахождением и устранением таких деяний на территории нашего государства занимается Федеральная таможенная служба РФ, в чем очень сильную помощь оказывает как раз-таки транспорт и различная спецтехника. Поэтому вопрос об обеспечении таможенных органов вышеперечисленными средствами очень актуален на данный момент и требует пристального внимания.
Цель исследования состоит в анализе процессов снабжения транспортными средствами и специальной техникой таможенных органов, в выявлении тенденций развития снабжения для обеспечения экономической безопасности государства.
Материалы и методы исследования.
Роль транспорта в Федеральной таможенной службе очень велика, так как именно
благодаря транспорту обеспечиваются таможенные перевозки, а также различные выездные проверки и оперативно-розыскные мероприятия. Поэтому, результате использования транспорта происходит ускорение и в некотором роде упрощение деятельности таможенных органов. Транспорт в ФТС России очень разнообразен, начиная с легковых автомобилей, заканчивая вертолетами. Но, чаще всего, в районах таможенных постов и таможен находятся различные легковые автомобили и микроавтобусы, служащие для передвижения мобильных групп [3-4].
Также не стоит забывать о наличии спецтехники в таможенных органах, которая позволяет проводить некоторые таможенные процедуры за короткий промежуток времени, тем самым обеспечивается более надежная проверка каких-либо контрафактных действий и значительно сокращается время проверок без причинения вреда для здоровья людей (в случаях с рентгеном). Это оказывает положительное влияние не только на таможенные органы, но и на субъекты внешнеэкономической деятельности, которые проходят ту или иную проверку. К числу спецтехники ФТС России относятся:
- спектрометрические комплексы, которые позволяют предотвратить незаконное или несанкционированное перемещение делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ) через таможенную границу в транспортных средствах, товарах, багажах, а также обеспечить эффективное проведение досмотра этих материалов (в случае если ДРМ является товаром), с целью проверки данных, которые заявлены в декларации;
- мобильные инспекционно-досмотровые комплексы (МИДК), которые используются для бесконтактного досмотра контейнеров, грузов и автомобилей на предмет запрещенных к транспортировке веществ;
- досмотровая рентгенотелевизионная техника, с помощью которой происходит обнаружение взрывчатых веществ, оружия, наркотиков и остальных запрещенных предметов;
- переносной комплекс фото и видео фиксации, необходимый для распознавания номеров государственных регистрационных знаков автомобильных транспортных средств;
- и другие.
Что касается непосредственного обеспечения таможенных органов как спецтехникой, так и транспортными средствами, то все запросы, которые выставляет Федеральная таможенная служба, выполняются вовремя и в полном объеме. Также, стоит отметить, что выделяется достаточно большое количество денежных средств, так как современные развитые технологии обходятся всем недешево.
Результаты исследования и их обсуждение. В 2020 году на обеспечение всем транспортом (легковые, грузовые автомобили и т.п.) таможенных органов было потрачено 362,16 млн. рублей [5]. В 2021 году были заключены контракты на:
- покупку легковых автомобилей в размере - чуть более 190 млн. рублей;
- поставку транспортного средства специального назначения на базе грузового автомобиля (мобильный офис) - 33,3 млн. руб.;
- поставку специальных оперативно-служебных транспортных средств - 109,9 млн. руб.;
- поставку грузопассажирских автомобилей - 63,8 млн. рублей [6].
Соответственно, в 2021 году на обеспечение всеми видами транспортных средств таможенных органов было потрачено почти 400 млн. рублей, что на 10% больше, чем в предыдущем году.
Стоит также отметить, что опубликованы данные с планируемыми закупками ФТС России легковых и грузовых автомобилей на 2023 и 2024 гг. В 2023 году планируется приобрести легковых автомобилей на сумму 22,5 млн. рублей, а грузовых на 6 млн. рублей. В 2024 году - 21 млн. рублей и 2,75 млн. рублей соответственно [6]. В глаза сразу бросается колоссальная разница в затратах, но, важно отметить, что это всего лишь план, и как будет на самом деле - никому неизвестно, ведь транспорт имеет свойство изнашиваться или попросту ломаться, что приведет к не-
вынужденной закупке новой техники. Помимо этого, ФТС России стремится к экономии всех своих затрат, это тоже могло оказать влияние на плановую величину закупок транспортных средств.
Перейдем к рассмотрению закупок спецтехники для таможенных органов в 2020-2021 гг., а также в плановых 20222024 гг. На поставку переносных комплексов фото и видео фиксации и распознавания номеров государственных регистрационных знаков автомобильных транспортных средств было потрачено 19,6 млн. рублей в 2021 году [7].
В 2021 году были приобретены спектрометрические комплексы в размере 10,9 млн. рублей, что на 1,1 млн. рублей (11%) больше, чем в 2020 году. Необходимо подчеркнуть, что в 2022-2024 гг. планируется потратить на данную спецтехнику по 9,8 млн. рублей в каждом году. Опять же, это всего лишь план, и нельзя точно утверждать, что будет использован именно этот объем денежных средств.
Если говорить о поставке досмотровой рентгенотелевизионной технике, то, по сравнению с 2020 годом, было потрачено меньше практически в 2 раза. В 2020 году сумма закупок данной спецтехники составила в районе 100 млн. рублей, а в 2021 году - 59 млн. рублей. Стоит отметить, что в 2022 и 2023 гг. планируется закупить те-
кущую спецтехнику на 100 млн. рублей в каждом году.
В 2021 году были заключены контракты на поставку мобильных инспекционно-досмотровых комплексов (МИДК) для контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств на сумму 380 млн. рублей; также были приобретены МИДК обратного рассеивания (МИДК-ОР) на сумму 153 млн. рублей. В свою очередь, в 2023 и 2024 гг. планируется закупить МИДК на сумму 400 млн. рублей ежегодно [6].
Выводы. Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что обеспечение таможенных органов транспортными средствами и спецтехникой в Российской Федерации находится на высоком уровне. Об этом свидетельствует положительная динамика закупок необходимой техникой в определенный момент времени. Вследствие чего, с использованием технических средств и специальной техники происходит все большее обнаружение контрафактной деятельности, и с каждым годом число правонарушений становится все меньше. Совершенствование снабжения транспортом и специальной техникой таможенных органов позволяет им качественно и своевременно выполнять возложенные на них функции по обеспечению экономической безопасности государства.
Библиографический список
1. Бондаренко А.М. Совершенствование технологической составляющей экономической безопасности государства / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, О.А. Кузминова, Т.А. Саадулаева // Московский экономический журнал. - 2021. - №10. - DOI: 10.24411/2413-046Х-2021-10596
2. Бондаренко А.М. Экономическая безопасность государства на основе цифровой трансформации предприятий аграрного сектора / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, О.А. Кузминова, О.Н. Афанасьева // Московский экономический журнал. - 2021. - №10. -DOI: 10.24411/2413-046Х-2021-10597.
3. Бондаренко А.М. Методика совершенствования технико-технологической составляющей экономической безопасности / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, А.Н. Головко, В.П. Скворцов // International agricultural journal. - 2021. - №5. - С. 372-391. -DOI:10.24412/2588-0209-2021-10380.
4. Качанова Л.С. Межведомственное взаимодействие Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы при унификации системы управления рисками / Л.С. Качанова, О.А. Кузминова, Т.А. Саадулаева // Экономика и предпринимательство. -2021. - №9 (134). - С. 1170-1175.
5. Единая информационная система в сфере закупок. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zakupki.gov.ru (дата обращения: 24.03.22).
6. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://customs.gov.ru (дата обращения: 22.03.22).
7. Официальный сайт ФТС России «Госзакупки». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/goszakupki. Дата обращения: 30.03.2022 г.
IMPROVING THE SUPPLY OF CUSTOMS MANAGEMENT OF VEHICLES AND SPECIAL EQUIPMENT WHILE ENSURING ECONOMIC SECURITY STATES
V.A. Belyankin, Student Yu.M. Mikhailov, Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. Improving the provision of transport and special equipment to customs authorities allows them to qualitatively perform the functions assigned to them to ensure the economic security of the state. The purpose of the study is to analyze the processes of supply of vehicles and special equipment of customs authorities, to identify trends in the development of supply to ensure the economic security of the state. The efficiency of public procurement of vehicles and special equipment in the direction of customs logistics is investigated. Timely supply of customs authorities with technical means and special equipment contributes to the increasing detection of counterfeit activities, the number of offenses in this area is decreasing.
Keywords: customs authorities, public procurement, vehicles, special equipment, economic security.