Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2021, №2, Том 13 / 2021, No 2, Vol 13 https://esj.today/issue-2-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/48ECVN221.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Лаптев Р.А., Коварда В.В., Болычева Е.А. Исследование роли таможенных органов стран ЕАЭС в обеспечении экономической безопасности национальных государств и интеграционного объединения в целом // Вестник Евразийской науки, 2021 №2, https://esj.today/PDF/48ECVN221.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Laptev R.A., Kovarda V.V., Bolycheva E.A. (2021). Study of the role of the customs authorities of the EAEU countries in ensuring the economic security of national states and the integration association as a whole. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(13). Available at: https://esj.today/PDF/48ECVN221.pdf (in Russian)
УДК 338; 339
ГРНТИ 06.51.25; 06.51.51; 06.51.65; 06.51.77; 06.52.13
Лаптев Роман Алексеевич
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия Доцент кафедры «Таможенного дела и мировой экономики» Кандидат исторических наук, доцент E-mail: [email protected]
Коварда Владимир Васильевич
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия
Доцент
Кандидат физико-математических наук, доцент E-mail: [email protected]
Болычева Елена Александровна
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия
Доцент
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Исследование роли таможенных органов стран ЕАЭС в обеспечении экономической безопасности национальных государств и интеграционного объединения в целом
Аннотация. В статье проанализирована стратегия экономической безопасности России на предмет соответствия функциям таможенных органов и определено высокое значение роли ФТС России в обеспечении соблюдения национальных экономических интересов, рассмотрены результаты деятельности таможенной службы России, сформулированы предложения по совершенствованию. Отдельно исследовано значение деятельности таможенных администраций стран ЕАЭС в обеспечении национальной экономической безопасности, а также рассмотрена трансформация их работы в направлении соблюдения экономических интересов ЕАЭС. В заключении работы сделаны выводы о возрастающей роли таможенных служб стран ЕАЭС в обеспечении экономической безопасности Союза.
В первой части статьи проанализировано влияние ФТС России на состояние экономической безопасности страны, произведено сопоставление отдельных функций таможенных органов с угрозами и вызовами экономическим интересам России. Отмечена доля
таможенных платежей в доходной части федерального бюджета России, при этом указана связь с экономической безопасностью.
Во второй части работы проанализирована роль таможенных органов стран ЕАЭС в формировании национальных бюджетов, приведена динамика доли таможенных пошлин в доходах консолидированных бюджетов, определена доля НДС на товары, ввозимые на территорию страны, в общем объеме НДС страны для всех государств ЕАЭС. Сделаны выводы о значительном удельном весе доходов, администрируемых таможенными органами стран Союза, в суммарных доходах государств.
В третьей части статьи проведено исследование результатов деятельности таможенных органов стран ЕАЭС по развитию национальных экономических систем и развитию интеграционных процессов. Определены приоритетные направления взаимодействия таможенных органов стран ЕАЭС в императиве развития интеграции, выделены основные направления развития взаимодействия таможенных органов России с аналогичными службами стран ЕАЭС.
В заключительной части работы сформулированы основные мероприятия по совершенствованию деятельности таможенных служб в рамках обеспечения соблюдения национальных экономических интересов стран ЕАЭС и Союза в целом.
Ключевые слова: таможенные органы; экономическая безопасность; интеграция; Евразийский экономический союз; цифровизация; таможенное администрирование; национальные экономические приоритеты; бюджет
В настоящее время Россия функционирует в мировой экономике и как отдельный субъект, и как член Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз), а сама деятельность трансформируется не только под влиянием внешних факторов (в первую очередь, динамикой мировых рынков и различных субъектов международного права), но и развитием интеграционных процессов внутри ЕАЭС. Так, уже сейчас национальные правительства государств-участниц Договора о ЕАЭС устанавливают только размер вывозных таможенных пошлин, а ввозные таможенные пошлины определены для всех стран Союза и представлены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). В перспективе прорабатывается дальнейшая интеграция в направлении формирования единых рынков товаров и услуг, что влечет развитие систем регулирования и т. д. Таким образом, происходит поэтапная трансформация функций национальных государств и органов управления ЕАЭС. В этой ситуации, с учетом возрастающей роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности [1-4], важность представляет не только деятельность по соблюдению национальных экономических интересов, но и обеспечение экономической устойчивости ЕАЭС в целом.
Значение ФТС России в обеспечении экономической безопасности страны
В системе таможенных органов ЕАЭС наиболее существенную роль играет Федеральная таможенная служба России (ФТС России), что косвенным образом подтверждается динамикой оказания административной и технической помощи аналогичным администрациям государств Союза, инициативными проектами, а также нормативами распределения ввозных таможенных пошлин. Так, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе распределение
Введение
ввозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии с пропорциями1, приведенными на рисунке 1. Вывозные таможенные пошлины устанавливаются национальными правительствами в зависимости от национальных целей. В Российской Федерации, например, вывозные таможенные пошлины установлены только в отношении сырьевых товаров.
1,22 4,86
■ Республика Армения
й Республика Беларусь
■ Республика Казахстан
Кыргызская республика
1 Российская Федерация
6,955
85,065
Рисунок 1. Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждого государства-члена, % (составлено авторами)
В целом, таможенная служба России принимает участие в обеспечении экономической безопасности страны посредством выполнения возложенных на нее функций - фискальной, регулирующей и правоохранительной. Чтобы конкретизировать вышеприведенное утверждение проведем сопоставление вызовов и угроз, указанных в Стратегии экономической безопасности России2, и соответствующих функций таможенных органов. Следует отметить, что представленные вызовы и угрозы экономической безопасности России в значительной мере актуальны и для других стран ЕАЭС.
В связи с тем, что задачи и функции таможенных органов представлены в таможенном кодексе ЕАЭС (ТК ЕАЭС)3, поэтому с целью определения направлений деятельности, связанных с обеспечением экономической безопасности России, проведем сопоставление их с вызовами и угрозами, приведенными в Стратегии экономической безопасности (таблица 1).
1 "Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (Приложение №5. Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/56ab281a64f661b03af7ab32bd3731336b9b0b9b/#dst10187 2.
2 Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/.
3 "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_215315/.
Страница 3 из 22
Таблица 1
Сопоставление функций таможенных органов (по ТК ЕАЭС) и отдельных положений Стратегии экономической безопасности России
№ п/п Вызовы и угрозы (Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года») Направление деятельности таможенных органов
1 участие в формировании федерального бюджета Российской Федерации взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию
2 усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза
3 высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере; сохранение значительной доли теневой экономики противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
4 недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности защита прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории Союза
Составлено авторами
Функции таможенных органов, представленные в ТК ЕАЭС, возложены на все таможенные администрации стран Союза, а, учитывая актуальность угроз, данные таблицы 1 можно отнести к таможенных службам всех государств ЕАЭС.
Прежде всего, обеспечение соблюдения экономических интересов осуществляется посредством взимания обязательных платежей, администрируемых таможенными органами, что является ключевым фактором обеспечения экономической безопасности. Так, доля таможенных платежей в федеральном бюджете РФ в последнее десятилетие колебалась в пределах 20-50 %.
При этом, исключительно важное значение имеют и другие функции, возложенные на таможенные органы. Например, одним из направлений повышения уровня инвестиционной привлекательности экономики России является степень развития юридической защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также соблюдение интересов отечественной экономической системы посредством механизмов таможенного регулирования.
С целью дальнейшего определения роли таможенных органов России в обеспечении экономической безопасности необходимо провести сопоставление функций в соответствии Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 №289-ФЗ4 с угрозами, приведенными в Указе Президента РФ от 13.05.2017 №208.
4 Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/.
Таблица 2
Сопоставление функций таможенных органов (по 289-ФЗ) и отдельных положений Стратегии экономической безопасности
№ п/п Вызовы и угрозы (Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года») Направление деятельности таможенных органов
1 высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере; сохранение значительной доли теневой экономики контроль за валютными операциями
2 высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере; сохранение значительной доли теневой экономики проверяют маркировку товаров при проведении таможенного контроля
3 недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности создают условия, способствующие упрощению проведения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Союза, применяют современные информационные технологии, внедряют прогрессивные методы таможенного администрирования
4 высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере; сохранение значительной доли теневой экономики участвуют в обеспечении прослеживаемости товаров
5 недостаточно эффективное государственное управление обеспечивают совмещение информационных ресурсов таможенных и налоговых органов для противодействия уклонению от уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин
6 усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков При введении Правительством РФ запрета на оборот в России отдельных категорий товаров таможенные органы обеспечивают в пределах компетенции соблюдение указанного запрета
Отмеченные в таблицах функции таможенных органов России и сопоставление их с угрозами, которые указаны в стратегии экономической безопасности страны, носят очевидный характер. Однако, значение деятельности ФТС России в сфере обеспечения экономической безопасности страны гораздо шире. Так, только в рамках таможенного контроля осуществляется ряд существенных направлений: проверка правильности расчета обязательных (таможенных) платежей, соблюдение законодательства о запретах и ограничениях, обеспечение прав правообладателей, пресечение преступной деятельности и т. д. Особое значение имеет расширение взаимодействия таможенных органов России с иными государственными ведомствами с целью более эффективного исполнения возложенных функций, в частности, в рамках реализации механизма цифровой прослеживаемости движения товаров в цепочках поставок. Данный факт подтверждают Горина М.В. и Трунина Е.В., указывая, что результаты исследования компетенции таможенной службы РФ свидетельствуют об усилении участия в обеспечении безопасности, что связано возникающими политическими и экономическими угрозами и вызовами как внутри государства, так и на международном уровне, а также развитием интеграционных процессов [5].
В обобщенном виде в соответствии со Стратегией национальной безопасности 5 и Стратегией экономической безопасности Российской Федерации таможенным органам России
5 Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/.
Вестник Евразийской науки 2021, №2, Том 13 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2021, No 2, Vol 13 https://esj.today
предстоит совершенствовать деятельность с целью (работа в этом направлении уже осуществляется) (рисунок 2):
• Повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации. Отдельное внимание требуется уделить таможенному администрированию в рамках таможенных процедур свободная таможенная зона (реализуемая резидентами СЭЗ, ТОСЭР, Арктической зоны (в России)) и свободный склад (реализуемая владельцами таможенных складов).
• Улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды. В данном случае исключительную важность представляет система таможенного администрирования, особенно в аспекте совершенствования условий осуществления ВЭД.
• Повышение результативности администрирования таможенных и иных платежей. Особое значение имеет деятельность, направленная на доначисление и довзыскание таможенных платежей.
• Развитие системы таможенного контроля. Связано, прежде всего, с цифровизацией процессов, в т. ч. развитием системы управления рисками (СУР).
Основные направления участия таможенных органов в обеспечении экономической безопасности
Участие в формировании бюджета <________ \ /
Участие в повышении инвестиционной привлекательности i- <- ------- У
Участие в регулировании экономической системы посредством регулирования ВЭД
Противодействие правонарушения и преступлениям в сфере ВЭД
Рисунок 2. Основные направления участия таможенных органов в обеспечении экономической безопасности (как национальных государств, так и ЕАЭС в целом) (составлено авторами в соответствии с нормативными документами Правительства России и ФТС РФ)
Следует отметить, что представленные направления реализуются таможенными администрациями стран ЕАЭС, причем указанные положения могут быть прямо не отражены в нормативной документации.
Кроме отмеченных выше, и другие функции, выполняемые таможенными органами, направлены на соблюдение экономических интересов России и других государств ЕАЭС. Так, ведение таможенной статистики также имеет свое значение в обеспечении экономической безопасности, т. к. информационная база служит своеобразным фундаментом для принятия соответствующих управленческих решений в экономической сфере. Пресечение и недопущение преступлений также может иметь экономический характер и оказывать влияние на состояние экономической безопасности как национальных государств Союза, так и интеграционного объединения в целом.
Как показывает анализ компетенции таможенных служб, их участие в обеспечении экономической (и национальной) безопасности с каждым годом проявляется сильнее, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими политическими и экономическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства. Например, реализация Указа Президента РФ от 06.08.2014 г. №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и продленных Указом Президента РФ от 24.06.2015 г. №320, а затем и Указом Президента РФ от 29.06.2016 г. №305 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и т. д. В результате, таможенные органы России обеспечивают соблюдение так называемого «продуктового эмбарго», нивелируя тем самым ряд угроз из стратегии экономической безопасности и содействуя развитию отечественного производства, в т. ч. осуществляя помощь в реализации программ импортозамещения.
Таможенные органы других стран ЕАЭС оказывают содействие ФТС России в рамках взаимной административной помощи, о чем свидетельствуют данные статистических отчетов в разделе «Международное сотрудничество» 6 . Совместными усилиями национальные таможенные администрации действуют в направлении углубления интеграционных процессов и обеспечения экономической безопасности как своего государства, так и ЕАЭС в целом. В то же время, акцент на ФТС России еще связан с тем, что на государственной границе России с другими государствами ЕАЭС отсутствует таможенный контроль, поэтому таможенные органы России практически одни обеспечивают экономическую безопасность России в сфере ВЭД в условиях санкционного противостояния (т. к. остальные страны ЕАЭС не вводили эмбарго и не поддержали его). В то же время, за прошедший период в ФТС России был накоплен значительный опыт, который изучается другими администрациями.
Несмотря на все вышесказанное, основная функция таможенной службы России является фискальная, т. к. ФТС России принимает активное участие в формировании федерального бюджета России, из которого осуществляется финансирование как национальной экономики, так и других целей (которые напрямую не связаны с экономикой, но косвенно оказывают на нее влияние), в т. ч. направленных на реализацию процессов в рамках интеграции. Так, Арланова О.И. и Львова М.В. в качестве важнейшей задачи, возложенной на таможенные органы России, называет формирование доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания предусмотренных законодательством таможенных платежей [6]. Булычева К.А., Майсак О.А. указывают, что эффективность системы уплаты таможенных платежей определяет уровень экономического развития страны [7]. В свою очередь, Иванова О.Б. и др. замечают, что для России значимость таможенного регулирования связана с существенной (высокой) долей доходов от внешнеэкономической деятельности в структуре доходов федерального бюджета РФ [8]. Аналогичный вывод, но уже в аспекте экономической безопасности, делает Бобырева Е.В. в работе [9], а в работе Лаптева Р.А. и Соломатина Э.Г. представлена эволюция таможенного регулирования с указанием роли таможенного тарифа [10]. Таким образом, посредством формирования доходной части федерального бюджета России таможенные органы России прямо или косвенно обеспечивают экономическую безопасность государства.
На рисунке 3 представлены основные параметры федерального бюджета России на
2021 г.
6 Ежегодный сборник "Таможенная служба Российской Федерации" https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii.
6
Рисунок 3. Основные параметры Федерального бюджета Российской Федерации на 2021 г. (источник: Бюджет для граждан7)
Как следует из рисунка 3 (представлен в документе «Бюджет для граждан» на сайте Минфина России) доходная часть планируется в размере 18765,1 млрд руб., в структуре которой вывозные таможенные пошлины составляют 1246,1 млрд руб. (6,64 % к итогу), ввозные таможенные пошлины - 701,1 млрд руб. (3,74 % к итогу). Таким образом, только по планируемому объему таможенных пошлин, доля средств, администрируемых таможенными органами России, составляет более 10 % доходной части. Помимо указанного, в федеральный бюджет РФ также перечисляются НДС, акцизы и таможенные сборы, администрируемые таможенными органами России. Так, в 2020 г. (согласно источнику https://tass.ru/ekonomika/109195318) уровень доходов федерального бюджета России составил 90,9 % (18,723 трлн рублей). Таможенными органами России перечислено в доход федерального бюджета России по итогам 2020 г. 4751,8 млрд руб. Таким образом, доля платежей, администрируемых таможенными органами, в доходной части федерального бюджета России составила в 2020 г. 25,38 %, т. е. более четверти доходов государства. Структура таможенных платежей представлена на рисунке 4.
7 Бюджет для граждан (к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) gov.ru/common/upload/library/2020/12/main/2021 -2023.pdf.
8 Доходы бюджета России в 2020 году были исполнены на 90,9 % // https://tass.ru/ekonomika/10919531.
2701,6
3000 2500 2000 1500 1000 500 0
2613,4
2291,3
1148,1
^ 28,9
159,7
2020
2019
НДС ввозные вывозные акцизы при таможенные иные платежи
таможенные таможенные ввозе товаров пошлины, пошлины пошлины налоги,
уплачиваемые физическими лицами
□ 2019 ■ 2020
Рисунок 4. Структура обязательных платежей, администрируемых таможенными органами России (млрдруб.) (составлено авторами по данным статистики ФТС России)
Как видно из рисунка 4, наибольшие значения имеют следующие платежи - НДС и вывозные таможенные пошлины. Следует отметить, что по мнению некоторых авторов, таких как Рыльская М.А., Кожанков А.Ю., Боброва О.Г., в зарубежных научных источниках, в отличие от научных работ ЕАЭС, практически отсутствует дискурс о таможенных платежах в разрезе наполнения государственного бюджета [11]. Отчасти это может быть связано с тем, что взимание таможенных платежей является важной, но не основной функцией таможенных органов, как, например, защита внутреннего рынка от контрабандной, контрафактной и, в целом, некачественной или вредоносной продукции.
79 840 003,10
80 000 000,00 70 000 000,00 60 000 000,00 50 000 000,00 40 000 000,00 30 000 000,00 20 000 000,00 10 000 000,00 0,00
71 784 257,30
73 882 925,40
2021
2022
2023
Рисунок 5. Плановые значения платежей исходя из ведомственной структуры расходов федерального бюджета РФ, тыс. рублей (составлено авторами по данным из Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 08.12.2020 №385-ФЗ), тыс. рублей
В России же, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 08.12.2020 №385-Ф3, можно определить роль ФТС России по плановым значениям показателей платежей исходя из ведомственной структуры расходов соответствующего бюджета (рисунок 5)9.
Можно отметить, что государство, в лице соответствующих органов исполнительной власти (прежде всего, Минфина РФ), несмотря на трансформации внешнеэкономической деятельности планирует сохранение объема таможенных платежей в структуре расходов федерального бюджета России на определенном уровне. Часть средств (например, в 2021 г. -64621076 тыс. руб.) должно быть направлено на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора в рамках «Общегосударственных вопросов», которые, в свою очередь, распределяются финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Иные бюджетные ассигнования) (2702,8 тыс. руб. в 2021 г.), реализацию национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд) (780000 тыс. руб. в 2021 г.) и т. д. Таким образом, средства могут быть направлены в течении бюджетного периода через бюджетную систему на реализацию конкретного мероприятия.
Таблица 3
Ведомственная структура расходов федерального бюджета России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов для таможенной службы России в качестве одного из главных администраторов доходов федерального бюджета РФ (составлено авторами по Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 08.12.2020 №385-ФЗ)
2021 2022 2023
Всего 79 840 003,10 71 784 257,30 73 882 925,40
Общегосударственные вопросы 65 045 721,20 65 510 478,70 67 349 992,20
Национальная экономика 225 000,00 225 000,00 225 000,00
Образование 2 096 146,70 2 152 411,10 2 237 722,90
Здравоохранение 3 507 737,30 3 442 565,50 3 612 042,30
В таблице 3 представлена ведомственная структура расходов федерального бюджета России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов для таможенной службы России в качестве одного из главных администраторов доходов федерального бюджета РФ (код главного администратора доходов федерального бюджета России - Федеральной таможенной службы РФ - 153).
Таким образом, часть администрируемых таможенными органами России средств будет направлена на реализацию государственных целей в векторе национальной экономики, а в рамках общегосударственных вопросов значительная часть финансовых ресурсов направляется на реализацию общегосударственных мероприятий в рамках регулирования российской экономики (например, обеспечение деятельности таможенной и налоговой служб РФ).
В целом, по данным ТАСС (сайт https://tass.ru/ekonomika/10787467) плановое задание по перечислению в федеральный бюджет России в 2021 г. составляет почти 5 трлн руб. (сообщил министр финансов России на коллегии ФТС России).
9 Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (Приложение №12 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов") http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370144/d53c72812053ffe3d86eb58af812f071 fe391d5c/.
В итоге, посредством участия в формировании федерального бюджета России, ФТС РФ принимает активное участие в обеспечении экономической безопасности страны, т. к. финансовые ресурсы государства, в числе прочего, направляются на нейтрализацию и преодоление вызовов и угроз, представленных в соответствующей стратегии10.
Роль таможенных органов стран ЕАЭС в формировании национальных бюджетов
Аналогичное (т. е. одно из ключевых) значение для формирования национальных бюджетов имеют соответствующие таможенные администрации стран ЕАЭС (рисунок 6).
Так, например, таможенные пошлины наибольшую долю в национальном бюджете государств ЕАЭС составляют в республиках Белоруссия и Киргизия (13,2 % и 14,3 % соответственно в 1 кв. 2020 г.), в России - 11,3 %, в Казахстане - 8,2 %, в Армении - 4,6 % (по состоянию на 1 кв. 2020 г.). Следует также отметить, что в сравнении в предыдущими периодами 2018 и 2019 г. совокупная доля таможенных пошлин в доходной части национальных бюджетов государств ЕАЭС снижается. Например, в Казахстане в 1 кв. 2019 г. наблюдается рост с 9,3 % до 10,9 %, а уже в 1 кв. 2020 г. - 8,2 %. Аналогичная тенденция прослеживается и для Киргизии, где в 1 кв. 2019 г. рост составил 7,8 %, а доля таможенных пошлин в бюджете - 15,2 %, а уже в 1 кв. 2020 г. - снижение на 6 % до 14,3 %.
25
22,7
20,4
1 кв. 2018 1 кв. 2019 1 кв. 2020
> Армения - Беларусь ^ Казахстан л Кыргызстан ^ Россия
Рисунок 6. Доля таможенных пошлин в доходах консолидированного бюджета, % (составлено авторами)
В России, Беларуси и Армении на протяжении всего анализируемого периода наблюдалось снижение доли таможенных пошлин в доходах национальных бюджетов, при этом в абсолютных и относительных величинах значение остается (скорее всего, будет оставаться и в долгосрочном периоде) еще достаточно высоким, чтобы оказывать
10 Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/.
непосредственное влияние на состояние экономической безопасности. Тем более, что при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС взимаются косвенные налоги (акциз и НДС), которые также имеют существенный удельный вес в доходной части национальных бюджетов стран ЕАЭС.
Налог на добавленную стоимость в ЕЭК условно разделяют на два раздела: «На товары (работы, услуги), производимые на территории страны» и «На товары, ввозимые на территорию страны». На рисунке 7 приведена доля НДС на товары, ввозимые на территорию страны, в общем объеме НДС страны.
140,00
120,00
100,00
80,00
60,00
40,00
20,00
0,00
117,48
62,27
53,85 М
l^5"' I
105,17
Беларусь
Казахстан Кыргызстан
36,52 34,64 35,50
Россия
Л 1 кв. 2018 Ж1 кв. 2019 ^ 1 кв. 2020
Рисунок 7. Доля НДС на товары, ввозимые на территорию страны, в общем объеме НДС страны, % (составлено авторами)
Из рисунка видно, что, например, таможенные органы России администрируют около трети всего НДС, уплачиваемого в федеральный бюджет России, в Казахстане - более 40 % (при условии, что ставка НДС в Казахстане 12 % против 20 % в России).
Значения данных по республике Беларусь превышают 100 %, что связано с тем, что, например, в 1 кв. 2018 г. НДС на товары (работы, услуги), производимые на территории страны, составил -223,8 млн долл. США, т. е. имеет отрицательное значение. В результате, получается ситуация, представленная в таблице.
Таблица 4
НДС в республике Беларусь (1 кв. 2018 г.)
Название показателя Значение
На товары (работы, услуги), производимые на территории страны, млн долл. США -223,8
На товары, ввозимые на территорию страны, млн долл. США 1504,5
Всего, млн долл. США 1280,6
Доля НДС на товары, ввозимые на территорию страны, в общем объеме НДС страны, % 117,48
Такое положение, когда НДС имеет отрицательное значение, может быть связано с процедурой возмещения налога. Следует отметить, что в Белоруссии в 2020 г. уже наблюдается положительное значение «внутреннего» НДС.
В целом, информация, представленная на рисунках 6 и 7, свидетельствует о значительном значении ВЭД при формировании национальных бюджетов, что, в конечном итоге, прямым и косвенным образом характеризует роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности.
Исследование результатов деятельности таможенных органов стран ЕАЭС по развитию национальных экономических систем и развитию интеграционных процессов
Таможенные органы государств ЕАЭС принимают участие в развитии национальных экономических систем, а также углублении интеграционных процессов. В этом направлении они осуществляют деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии, при этом Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является как координатором, так и своеобразной площадкой для дискуссий. Так, ФТС России реализует мероприятия по развитию национальной экономической системы и интеграции в рамках ЕАЭС как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и бизнес-сообществом.
В целом, таможенные органы России постоянно модернизируют свою деятельность в направлении создания более благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности участниками ВЭД. В этом случае исключительную важность представляет соблюдение баланса «национальные интересы - условия благоприятствования». В настоящее время достижение вышеотмеченного баланса при повышении эффективности работы по улучшению таможенного администрирования осуществляется посредством цифровизации деятельности и активизации взаимодействия и сотрудничества (межведомственного, международного и с представителями бизнес-сообщества).
В таможенных администрациях стран ЕАЭС осуществляется аналогичная работа по содействию национальной экономике, однако ее масштаб остается значительно меньшим в связи с целым комплексом причин: объем и структура экономики, ее потенциал, исторические особенности и т. д. К тому же, основной акцент в других странах ЕАЭС делают на реализацию фискальной функции (т. е. пополнение доходов государства) и развитие инструментов для отдельных инвесторов (в зависимости от размера инвестиций).
Так, на официальном сайте таможенных органов республики Беларусь (https://www.customs.gov.by/ru/strategiia razvitija-ru/) в соответствующей стратегии развития отмечено, что основные документы модернизации деятельности обсуждаются как с органами власти, так и с бизнесом (т. е. учитывается, если возможно, мнение предпринимательского сообщества). При этом отмечается, что основными задачами является повышение уровня экономической безопасности страны и обеспечение полноты поступлений в республиканский бюджет доходов от деятельности таможенных органов (т. е. выполнение фискальной функции). К тому же, важной задачей ГТК республики Беларусь является создание благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в национальную экономику, в т. ч. посредством повышения качества таможенного администрирования. В данном направлении формируется и развивается эффективная и прозрачная система таможенного администрирования, в т. ч. в векторе обеспечения оперативных, удобных и безопасных коммуникаций между таможенным органом, бизнесом и гражданами.
В Казахстане таможенные органы были образованы в соответствии с Указом Президента республики Казахстан от 12.01.1991 г. «Об образовании таможенного комитета республики Казахстан», а в 2014 г. образован Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. Тем самым, подчеркнута фискальная функция таможенных органов
Казахстана. Однако, в целях формирования структуры отмечено обеспечение развития национальной экономики.
Аналогичная ситуации в отношении таможенных администраций прослеживается и в других странах ЕАЭС (Киргизии и Армении), где, в первую очередь, фискальная функция является ключевой.
В России в последнее время, наряду с фискальной и правоохранительной, на особом контроле первых должностных лиц государства находится регулирующая функция.
В условиях ЕАЭС обеспечение экономической безопасности интеграционного объединения и отдельных государств становится и ключевой задачей таможенных органов, но не в отдельности, а во взаимодействии. В соответствии с Решением №73 от 30.06.2017 г. «О таможенных органах государств - членов Евразийского экономического союза, осуществляющих взаимодействие в рамках Евразийского экономического союза» осуществляется взаимодействие между соответствующими структурами, в т. ч. направление и исполнение запросов.
Помимо этого, имеется целый комплекс документов, регламентирующих сотрудничество таможенных администраций. В частности, в соответствии со ст. 254 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 №289-ФЗ, таможенные органы России осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела. Так, ФТС России принимала участие (в настоящее время работа продолжается) в реализации интеграционных процессов в рамках
Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. №12 утверждены Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года (Стратегические направления), которые содержат блок мер, направленных на совершенствование таможенного регулирования и дальнейшее развитие статистики взаимной торговли в рамках ЕАЭС. Указанные меры согласовываются с целями и задачами Стратегии -203011.
Стратегические направления предусматривают расширение применения цифровых технологий в таможенном регулировании и внедрение технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц таможенных органов; совершенствование Таможенного кодекса ЕАЭС с учетом практики его применения и внесение соответствующих изменений в акты органов ЕАЭС; развитие единой системы транзита товаров в ЕАЭС; обеспечение единого стандарта совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля; унификацию электронного документооборота между таможенными органами и участниками ВЭД12.
Основу обеспечения свободы движения товаров в ЕАЭС составляет единое таможенное регулирование. В 2020 году при ЕЭК создана рабочая группа по совершенствованию таможенного регулирования (рабочая группа).
Основным направлением деятельности рабочей группы является совершенствование Таможенного кодекса ЕАЭС с учетом практики его применения. В 2020 году на заседаниях
11 Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р <Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года> http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 353557/.
12 https ://museum. customs. gov.ru/folder/275550.
ЕАЭС.
Координационно-экспертного совета ФТС России по вопросам евразийской интеграции согласовано 66 инициативных поправок ФТС России.
Важной составляющей реализации интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и на пространстве СНГ является участие ФТС России в организации работы в рамках Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза (ОКТС) и Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ (СРТС СНГ).
В 2020 году состоялись 2 заседания ОКТС, на которых были обсуждены актуальные вопросы таможенного администрирования и приняты решения, направленные на упрощение таможенных процедур, совершенствование информационного взаимодействия, повышение эффективности применения СУР, обеспечение единообразной классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС.
Продолжена работа по созданию единой системы транзита товаров по таможенной территории ЕАЭС с использованием современных технических средств и посредством сопряжения национальных информационных систем.
В рамках реализации мер по оказанию технической и методологической помощи таможенным службам государств, недавно присоединившихся к ЕАЭС, продолжена реализация Соглашения об оказании технического содействия Киргизской Республике по приведению пунктов пропуска и лабораторной базы к единым требованиям ЕАЭС.
Положительную практику взаимодействия таможенных служб ЕАЭС ФТС России распространяет и на таможенные органы других государств постсоветского пространства. Отработанные в рамках ЕАЭС технологии обсуждаются на уровне СРТС СНГ. В 2020 году состоялось одно заседание СРТС СНГ, проведенное в заочном формате посредством обмена письмами.
В целом, наиболее актуальные направления взаимодействия таможенных администраций государств ЕАЭС в векторе развития интеграции представлены на рисунке 8.
В дополнении к приведенным на рисунке мероприятиям по расширению интеграции в рамках ЕАЭС, реализуются и двухсторонние. Так, осуществляется взаимодействие российских таможенных органов и органов государственных доходов Республики Казахстан по пресечению ввоза в Российскую Федерацию товаров, ранее ввезенных в Республику Казахстан с применением пониженных ставок ввозных таможенных пошлин, в рамках применения Порядка передачи транспортного средства, в котором перевозились товары, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к ВТО, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин.
Таможенные службы России и Белоруссии осуществляют активную проработку проектов в приоритетных направлениях таможенного сотрудничества в рамках Союзного государства:
• развитие единой системы таможенного транзита;
• совместный контроль, управление рисками;
• создание системы прослеживаемости товаров, информационное взаимодействие.
Развитию сотрудничества таможенных служб России и Белоруссии также способствуют программы, разрабатываемые на площадке Таможенного комитета Союзного государства, направленные на совершенствование таможенного администрирования:
создание интегрированном интеллектуальном системы контроля и анализа рентгеновских изображений (сканограмм) инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК);
создание интеллектуальной системы оформления и контроля товаров, пересылаемых в рамках электронной торговли.
Рисунок 8. Приоритетные направления взаимодействия таможенных органов стран ЕАЭС в императиве развития интеграции (составлено авторами)
Таким образом, таможенные органы принимают активное участие в развитии национальных экономических систем и расширении интеграционных процессов в масштабах ЕАЭС, что, в конечном итоге, способствует повышению уровня экономической безопасности ЕАЭС.
Проблемы и перспективы взаимодействия таможенных органов стран ЕАЭС
Прежде всего, взаимодействие (если брать шире, развитие практики сотрудничества) между таможенными администрациями стран Союза должно осуществляться в соответствии с законодательством и техническими возможностями на практической основе (т. е. не иметь только декларативный характер), что накладывает определенные требования и на иные органы всех ветвей власти национальных государств и ЕАЭС. В этом аспекте, таможенный контроль, осуществляемый соответствующими органами государства ЕАЭС, является необходимым
условием обеспечения экономической и национальной безопасности всех без исключения стран Союза в различных векторах ее проявления, т. е. функциях (в рамках выполнения фискальной, правоохранительной, контрольно-надзорной и регулирующей функций). Однако, система таможенного контроля не должна препятствовать развитию внешнеэкономических отношений, а, напротив, оказывать содействие в формировании благоприятной бизнес-среды, стимулировать приток инвестиций. Таможенный контроль носит характер выборочности на основании системы управления рисками, которая, к сожалению, довольно значительно отличается в разных странах, входящих в ЕАЭС. В данном случае имеется ввиду, что законодательно (в ТК ЕАЭС) все указано, однако как техническое оснащение пунктов пропуска, так и квалификация сотрудников таможенным органов имеет существенные отличия.
К целому комплексу актуальных проблем относится вопросы по совершенствованию таможенной деятельности (в т. ч. осуществлению таможенного контроля), особенно в пунктах пропуска, которые обусловлены, прежде всего, темпами развития информационных технологий и института предварительного информирования (рисунок 9).
Рисунок 9. Основные проблемы в области таможенного контроля в государствах ЕАЭС и интеграционном объединении (составлено авторами)
Предварительная информация становится своеобразным (причем, основным) инструментом в направлении снижения к минимальному значению числа ситуаций, когда таможенными органами стран ЕАЭС используются дополнительные инструменты контроля (это вызвано тем, что предварительная информация содержит все необходимые сведения). Следует сказать, что в настоящее время обязательному предварительному информированию подлежат только те товары, которые ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным и железнодорожным видами транспорта (для России - если же продукция перемещается водным видом транспорта - обязательное предварительное информирование введено только в случае свободного порта Владивосток (СПВ), который создан с целью привлечения инвестиций).
В направлении решения проблемы совершенствования механизмов государственного контроля в пунктах пропуска (ПП) через участки внешние государственной границы стран ЕАЭС (т. е. через таможенную границу ЕАЭС), в первую очередь, требуется выполнить мероприятия, приведенные на рисунке 10.
Мероприятия, необходимые для совершенствования механизмов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу стран ЕАЭС
Реализовать механизмы, определенные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 1 декабря 2015 г. №158 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом»
Проведение работы с Евразийской экономической комиссией, направленной на введение обязательного предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом
Завершение работ по обеспечению получения налоговыми органами информации о факте вывоза товара в электронном виде
Рисунок 10. Мероприятия, необходимые для совершенствования механизмов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу стран ЕАЭС (составлено авторами)
Во-первых, возникает объективная необходимость развития института предварительного информирования (тем более, что положительная практика уже имеется, равно как и накопленный опыт). Расширение указанного выше направления связано с введением (реализацией) механизмов обязательного предварительного информирования при перемещении товаров воздушным транспортом (т. е. ввоз на таможенную территорию ЕАЭС). Одновременно с этим, целесообразным представляется расширение практики применения механизмов предварительного информирования на водный транспорт, определенные наработки которого сформированы в рамках свободного порта Владивосток.
В перспективе посредством развития процессов цифровизации в ЕАЭС, в т. ч. в таможенных администрациях стран Союза, необходимо развивать процессы автоматизации вплоть до создания элементов искусственного интеллекты и внедрения их в таможенное администрирование. Так, ФТС России в Стратегии-2030 в качестве ориентира к 2030 г. обозначило формирование интеллектуальных пунктов пропуска.
Таким образом, совершенствование системы таможенного контроля, в первую очередь, связано с развитием информационно-телекоммуникационных технологий, ростом оснащения необходимой материальной базой, а также расширением взаимодействия между федеральными органами власти (прежде всего, исполнительной) (приоритетное направление - углубление сотрудничества между таможенными и налоговыми органами). Также, подчеркивается важность стандартизации механизмов и моделей проверочных мероприятий с учетом положительного международного опыта [13].
В рамках развития международной деятельности, в том числе взаимодействия таможенных органов России с аналогичными службами стран ЕАЭС должно осуществляться, прежде всего, по направлениям, которые представлены на рисунке 11.
Ускорение процесса развития механизма прослеживаемости, во многом, определяется совместимостью программных средств и техническим оснащением соответствующих служб (в нашем случае - таможенных). В связи с этим, деятельность таможенных органов России по
оказанию помощи (как технической, так и методической) одной из целью имеет дальнейшее развитие системы прослеживаемости ЕАЭС. В итоге, будет налажен (точнее, расширен) информационный обмен между соответствующими органами.
Основные направления развития взаимодействия таможенных органов с аналогичными службами стран ЕАЭС
Содействие таможенным органам стран ЕАЭС в развитии технической и технологической базы
Развитие системы взаимоотношений с таможенными органами стран ЕАЭС в рамках информационного обмена (в т. ч. унификация либо совместимость программных продуктов, каналов связи и т. д.)
Развитие системы совместного (с таможенными органами стран ЕАЭС) анализа проблем и перспектив развития системы прослеживаемости
Развитие системы сотрудничества (в т. ч. технического и информационного) с потенциальными членами ЕАЭС
Рисунок 11. Основные направления развития взаимодействия таможенных
органов России с аналогичными службами стран ЕАЭС (составлено авторами)
Таким образом, система прослеживаемости товаров в ЕАЭС постепенно формируется, однако имеются и некоторые проблемные моменты, связанные как с унификацией технического и технологического обеспечения соответствующих органов власти, так и стандартизацией механизма обмена информацией и блоков (баз) данных. В данном случае определенный интерес представляет апробация лучших мировых практик, в т. ч., разработанных ВТамО.
Еще одним важным аспектом, необходимым для повышения эффективности соответствующей системы ЕАЭС является перспективное совершенствование правового обеспечения, а также формирование системы защиты информации коммерческих структур (особенно в случаях, если объект представляет коммерческую тайну).
В заключении можно отметить, что в самом обобщенном виде, совершенствование функционирования системы обеспечения экономической безопасности ЕАЭС связано с развитием применения информационных технологий как на этапе электронного декларирования, так и фактического контроля, а также в рамках контроля после выпуска товаров [12]. В данном случае необходимо повышение эффективности функционирования системы управления рисками (СУР) и ее дальнейшая автоматизация. Параллельно с вышеотмеченным, на перманентной основе должны подвергаться совершенствованию технические средства, с помощью которых осуществляется таможенный контроль [13].
Выводы
Таможенные органы стран участниц Договора о ЕАЭС в рамках развития интеграционных процессов в Союзе своей деятельностью обеспечивают экономическую безопасность не только национального государства, но и всего объединения. Причем, дальнейшее расширение интеграции приведет к смещению акцентов в работе многих органов исполнительной власти (в т. ч. таможенных администраций) в направлении обеспечения экономической безопасности ЕАЭС, не снижая их роли и в обеспечении соблюдения национальных интересов. Своеобразным локомотивом указанной тенденции является развитие цифровизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России в условиях глобализации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. №1-1. С. 77-85.
2. Михалева К.А., Болычева Е.А. Экономическая безопасность и угрозы национальным интересам России в сфере народного хозяйства // В сборнике научных статей 9-й Международной научно-практической конференции: Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. сборник. 2019. С. 38-40.
3. Губарев Н.А., Грудинкин В.В., Болычева Е.А. Институциональные проблемы обеспечения продуктовой безопасности России // В сборнике научных статей 9-й Международной научно-практической конференции: Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. 2019. С. 132-135.
4. Павлова А.И., Бобырева Е.В. Роль и место оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации в обеспечении экономической безопасности // В сборнике: Интеграционные модели приграничного и межрегионального сотрудничества. сборник статей. 2015. С. 170-174.
5. Горина М.В., Трунина Е.В. Роль таможенных органов РФ в обеспечении экономической безопасности страны на современном этапе // Огарёв-Online. 2018. №2 (107). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tamozhennyh-organov-rf-v-obespechenii-ekonomicheskoy-bezopasnosti-strany-na-sovremennom-etape (дата обращения: 06.06.2021).
6. Арланова О.И., Львова М.В. Роль таможенных платежей в доходах федерального бюджета // Oeconomia et Jus. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tamozhennyh-platezhey-v-dohodah-federalnogo-byudzheta (дата обращения: 06.06.2021).
7. Булычева К.А., Майсак О.А. Роль поступления таможенных платежей в федеральный бюджет РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-postupleniya-tamozhennyh-platezhey-v-federalnyy-byudzhet-rf (дата обращения: 06.06.2021).
8.
9.
10. 11.
12. 13.
Иванова О.Б., Хапилин А.Ф., Хапилин С.А. Перспективы совершенствования российской системы таможенного регулирования на современном этапе развития евразийской экономической интеграции // Финансовые исследования. 2018. №4 (61). URL: https://cyberieninka.m/artide/n/perspektivy-sovershenstvovaniya-rossiyskoy-sistemy-tamozhennogo-regulirovaniya-na-sovremennom-etape-razvitiya-evraziyskoy (дата обращения: 06.06.2021).
Бобырева Е.В., Спасских Н.А. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД как инструмент обеспечения экономической безопасности стран ЕАЭС // В сборнике: Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2016. С. 25-29.
Лаптев Р.А., Соломатин Э.Г. Эволюция таможенного регулирования экономических процессов в России // Курск, 2018.
Рыльская М.А., Кожанков А.Ю., Боброва О.Г. Таможенные платежи: тренды развития таможенного администрирования в России в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Финансы: теория и практика. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tamozhennye-platezhi-trendy-razvitiya-tamozhennogo-administrirovaniya-v-rossii-v-usloviyah-funktsionirovaniya-evraziyskogo (дата обращения: 06.06.2021).
Коварда В.В., Лаптев Р.А., Тимофеева О.Г. Перспективы повышения уровня экономической безопасности в контексте цифровизации экономических процессов посредством развития системы прослеживаемости в ЕАЭС // Вестник Евразийской науки, 2020 №5, https://esj.today/PDF/11ECVN520.pdf (доступ свободный).
Коварда В.В., Лаптев Р.А. Совершенствование системы таможенного контроля посредством ее перспективной цифровизации в рамках развития системы обеспечения экономической безопасности России // Вестник Евразийской науки, 2020 №4, https://esj.today/PDF/20ECVN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Laptev Roman Alekseevich
Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Kovarda Vladimir Vasilievich
Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Bolycheva Elena Alexandrovna
Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Study of the role of the customs authorities of the EAEU countries in ensuring the economic security of national states and the integration association as a whole
Abstract. The article analyzes the strategy of economic security of Russia for compliance with the functions of customs authorities and determines the high importance of the role of the FCS of Russia in ensuring the observance of national economic interests, considers the results of the activities of the customs service of Russia, formulates proposals for improvement. The importance of the activities of the customs administrations of the EAEU countries in ensuring national economic security is separately studied, and the transformation of their work in the direction of observing the economic interests of the EAEU is considered. In conclusion, the paper draws conclusions about the growing role of the customs services of the EAEU countries in ensuring the economic security of the Union.
The first part of the article analyzes the impact of the FCS of Russia on the state of the country's economic security, compares individual functions of customs authorities with threats and challenges to Russia's economic interests. The share of customs payments in the revenues of the federal budget of Russia is noted, while the connection with economic security is indicated.
In the second part of the work, the role of the customs authorities of the EAEU countries in the formation of national budgets is analyzed, the dynamics of the share of customs duties in the revenues of the consolidated budgets is shown, the share of VAT on goods imported into the country in the total volume of the country's VAT for all EAEU states is determined. Conclusions are made about the significant share of incomes administered by the customs authorities of the Union countries in the total income of states.
The third part of the article examines the results of the activities of the customs authorities of the EAEU countries on the development of national economic systems and the development of integration processes. The priority directions of interaction of the customs authorities of the EAEU countries in the imperative of the development of integration are determined, the main directions of the development of interaction of the customs authorities of Russia with similar services of the EAEU countries are outlined.
In the final part of the work, the main measures are formulated to improve the activities of customs services in the framework of ensuring compliance with the national economic interests of the EAEU countries and the Union as a whole.
Keywords: customs authorities; economic security; integration; Eurasian Economic Union; digitalization; customs administration; national economic priorities; budget