Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2021, №2, Том 13 / 2021, No 2, Vol 13 https://esj.today/issue-2-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/28ECVN22Lpdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Коварда В.В., Лаптев Р. А., Болычева Е. А., Бобырева Е.В. Направления совершенствования деятельности таможенных органов России по обеспечению национальной безопасности страны в условиях масштабной цифровизации // Вестник Евразийской науки, 2021 №2, https://esj.today/PDF/28ECVN221.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kovarda V.V., Laptev R.A., Bolycheva E.A., Bovbyreva E.V. (2021). Areas of improving the activities of the customs authorities of Russia to ensure the national security of the country in the context of large-scale digitalization. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(13). Available at: https://esj.today/PDF/28ECVN221.pdf (in Russian)
УДК 338; 339
ГРНТИ 06.51.25; 06.51.65; 06.52.13; 06.52.17
Коварда Владимир Васильевич
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия
Доцент
Кандидат физико-математических наук, доцент E-mail: [email protected]
Лаптев Роман Алексеевич
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия Доцент кафедры «Таможенного дела и мировой экономики»
Доцент
Кандидат исторических наук E-mail: [email protected]
Болычева Елена Александровна
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия
Доцент
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Бобырева Елена Валерьевна
АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права» Курский институт кооперации (филиал), Курск, Россия
Доцент
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Направления совершенствования деятельности таможенных органов России по обеспечению национальной безопасности страны в условиях масштабной цифровизации
Аннотация. В статье проанализирована стратегия национальной безопасности на предмет индикаторов и определено высокое значение роли ФТС России в обеспечении соблюдения национальных интересов, рассмотрены результаты деятельности таможенной службы России, сформулированы предложения по совершенствованию. В заключении работы сделаны соответствующие выводы.
В первой части статьи авторы рассматривают теоретические основы обеспечения таможенными органами национальной безопасности России, в частности, осуществляют сопоставление соответствующих функций, закрепленных в законодательстве РФ и праве ЕАЭС, и национальных приоритетов. В результате чего делается вывод о значительной роли деятельности ФТС России в обеспечении национальной безопасности, особенно в условиях в цифровой трансформации мировой системы.
Во второй части работы проанализированы основные результаты деятельности таможенных органов России по формированию доходной части федерального бюджета РФ. Выявлено преобладание вывозной пошлины над ввозной в таможенных платежах, сделано указание на работу с должниками по уплате обязательных платежей. Отмечены последние усовершенствования, связанные с расширением возможностей в системе ЕЛС.
В третьей части статьи авторы анализируют основные результаты деятельности таможенных органов России по обеспечению устойчивого экономического роста. По итогам анализа отмечаются положительные тенденции в таможенном администрировании, определена направленность на развитие партнерских отношений с бизнесом. При этом, осуществляется сопоставление результатов работы ФТС России в 2020 г. с национальными приоритетами.
В заключительной части работы сформулированы основные мероприятия по совершенствованию деятельности таможенной службы России в рамках обеспечения соблюдения национальных интересов России. Отмечена важность нейтрализации негативных последствий цифровизации.
Ключевые слова: таможенные органы; национальная безопасность; цифровизация; таможенное администрирование; национальные приоритеты; прослеживаемость; система управления рисками
Таможенные органы России в соответствии с законодательством Российской Федерации1 и Евразийского экономического союза (ЕАЭС)2 наделены целым рядом функций и полномочий для выполнения задач по обеспечению как экономической, так и национальной безопасности. В документе «Публичная декларация целей и задач на 2020 год» (утв. ФТС России) в качестве миссии выделено обеспечение национальной безопасности РФ3. В присяге сотрудника таможенного органа указывается требование по защите экономического суверенитета и экономической безопасности государства4. Однако, полномочия таможенных органов РФ шире и позволяют принимать участие не только в защите экономической составляющей национальной безопасности, но и обеспечивать государственную и
1 Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/.
2 "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.
3 "Публичная декларация целей и задач на 2020 год" (утв. ФТС России) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347956/.
4 Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21.07.1997 N 114-ФЗ [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15264/.
Страница 2 из 19
Введение
28ECVN221
общественную безопасность, а также содействовать повышению качества жизни российских граждан.
Современные тенденции, связанные с расширением применения цифровых технологий, привели к росту эффективности деятельности контрольно-надзорных и регулирующих органов. Данный процесс активно развивается в таможенных органах России, конечная цель функционирования которых - обеспечение, в пределах своих полномочий, реализации мероприятий по защите национальных интересов и содействие экономическому развитию.
Теоретические основы обеспечения таможенными органами национальной безопасности России
В соответствии со Стратегией национальной безопасности России составлена схема, в которой отражены национальные интересы и стратегические национальные приоритеты (приведены в Стратегии) (рисунок 1)5.
Национальные интересы на долгосрочную перспективу
укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности РФ
укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества
повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны
сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей
повышение конкурентоспособности национальной экономики
закрепление за РФ статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира
Стратегические национальные приоритеты
повышение качества жизни российских граждан, здравоохранение, экология живых систем и рациональное природопользование
культура
экономический рост, наука, технологии и образование
стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство
Рисунок 1. Соотношение национальных интересов и стратегических национальных приоритетов в соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2015 №683 (составлено авторами)
5 Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/.
При соотнесении национальных приоритетов с функциями таможенных органов, указанных как в национальном законодательстве, так и праве ЕАЭС, следует отметить, что все они прямо или косвенно направлены на обеспечение национальной безопасности, прежде всего, экономической ее составляющей. Так, в обобщенном виде можно сопоставить возложенные функции с отдельными положениями нацбезопасности в табличной форме (таблица 1 и 2). При этом следует помнить, что в таблицах лишь указано прямое соответствие, в то время как косвенное не отмечено в связи с ограниченностью объема работы. Так, например, взимание таможенных платежей оказывает влияние на все национальные приоритеты, т. к. из федерального бюджета РФ (доходную часть формируют и таможенные платежи, причем их доля достаточно высока) финансируется подавляющее большинство расходов в рамках выполнения государством своих функций. Таможенный контроль, реализуемый таможенными органами, направлен на обеспечение соблюдения законодательства России и права ЕАЭС, в т. ч. правильности исчисления таможенных платежей, исполнение требований в рамках запретов и ограничений, предотвращение проникновения в страну вредоносной продукции и т. д. Таким образом, таможенный контроль реализуется как в рамках достижения экономических, так и социальных и экологических целей, а также обеспечения общественной и государственной безопасности.
Таблица 1
Соотношение функций и задач таможенных органов по ТК ЕАЭС с приоритетами национальной безопасности
Национальные приоритеты (Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683) Задачи и функции таможенных органов (по ТК ЕАЭС)
1 государственная и общественная безопасность Вся деятельность таможенных органов, а также: противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; предупреждение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений; осуществление экспортного, радиационного и иных видов государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС
2 повышение качества жизни российских граждан осуществление экспортного, радиационного и иных видов государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС
3 экономический рост совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля; взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию; обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза; защита прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории Союза
4 наука, технологии и образование защита прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории Союза
Составлено авторами
Из таблицы 1 видно, что одни и те же функции, возложенные на таможенные органы и отмеченные в ТК ЕАЭС, соответствуют различным национальным целям и стратегическим национальным приоритетам. Аналогичную ситуацию можно проследить и при сопоставлении функций ФТС России, указанных в ФЗ №289 от 03.08.2018 г., и стратегических национальных приоритетов (таблица 2).
Таблица 2
Соотношение функций и задач таможенных органов по федеральному закону от 03.08.2018 №289-ФЗ с приоритетами национальной безопасности
Национальные приоритеты (Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683) Задачи и функции таможенных органов (по федеральному закону от 03.08.2018 №289-ФЗ)
1 государственная и общественная безопасность в пределах своей компетенции осуществляют контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Союза; проверяют маркировку товаров при проведении таможенного контроля; участвуют в обеспечении прослеживаемости товаров; выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют производство по делам об АП; осуществляют в соответствии с законодательством РФ оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, противодействия коррупции; обеспечивают совмещение информационных ресурсов таможенных и налоговых органов для противодействия уклонению от уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; оказывают содействие в борьбе с коррупцией, международным терроризмом и экстремизмом, осуществляют противодействие незаконному обороту товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Союза и (или) через Государственную границу РФ
2 повышение качества жизни российских граждан проверяют маркировку товаров при проведении таможенного контроля; участвуют в обеспечении прослеживаемости товаров
3 экономический рост осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Союза; совершенствуют таможенное декларирование и таможенный контроль, создают условия, способствующие упрощению проведения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Союза, применяют современные информационные технологии, внедряют прогрессивные методы таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах -торговых партнерах РФ; обеспечивают совмещение информационных ресурсов таможенных и налоговых органов для противодействия уклонению от уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин
4 наука, технологии и образование Посредством участия в формировании доходной части федерального бюджета РФ, косвенным образом участвует в реализации госцелей по развитию науки и образования
5 культура Осуществляют контроль за перемещением культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС
6 закрепление за РФ статуса одной из лидирующих мировых держав обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела
Составлено авторами
Страница 5 из 19
28ECVN221
Отмеченное в таблицах 1 и 2 соответствие выражает только явные аспекты, однако косвенным образом вся деятельность таможенных органов России направлена на обеспечение национальных интересов государства и соблюдения условий нацбезопасности. На этом же акцентируют внимание Елфимова О.С. и Высоцкая В.Г, указывая, что таможенные органы путем реализации возложенных на них функций прямо или косвенно содействуют поддержанию и дальнейшему развитию национальной экономической системы [1]. В итоге, Воронов А.М. и Шайдуко Н.В. в работе [2] делают заключение, что функции таможенных служб по обеспечению безопасности государства достаточно широки и многогранны. В свою очередь, Агамагомедова С.А. указывает на историческую обусловленность таможенного регулирования в аспекте обеспечения национальной безопасности [3]. В ее работе отмечается, что еще в начале 20 века Шапошников Н.Н. писал: «Стеснения свободы торговли могут иметь место, когда этого требуют интересы безопасности страны». Матвиенко Г.В. говорит в работе [4], что во все времена таможенное законодательство было нацелено не только на поддержание экономической стабильности государства, но и на защиту суверенитета в целом. В связи с отмеченным выше, таможенной деятельности отводится особое внимание в рамках вопросов обеспечения экономической и национальной безопасности. В частности, необходимость совершенствования функционирования таможенной системы в целях максимального содействия развитию внешней торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля и обеспечения национальной экономической безопасности отмечается Л.И. Ворониной [5]. Отдельные аспекты обеспечения таможенными органами России национальной безопасности, преимущественно, экономического направления, отмечены в работах Е.А. Болычевой и Р.А. Лаптева [6-9].
Таким образом, значение таможенных органов в системе обеспечения нацбезопасности и соблюдения национальных интересов постоянно расширяется в связи с усложнением и углублением глобализации, а перспективы развития связаны с расширением механизма взаимодействия и дальнейшей цифровизацией процессов.
Основные результаты деятельности таможенных органов России по формированию доходной части федерального бюджета РФ
Одним из основных направлений, по которому оценивается деятельность ФТС России, в рамках содействия экономическому росту (стратегический национальный приоритет), это условия таможенного администрирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности. На рисунке 2 приведена динамика внешней торговли, по которой можно отметить снижение ее объема в последние два года (2019-2020 гг.). Так, с 2018 по 2020 гг. внешнеторговый оборот снизился на 17 % и составил 571 млрд долл. США (экспорт за этот же период снизился на 24,9 %, импорт - 2,1 %).
Указанный факт особенно важен, т. к. объем экспортной (вывозной) таможенной пошлины преобладает над ввозной в структуре таможенных платежей, т. к. в экспорте превалируют товары сырьевого характера, на вывоз которых установлены обязательные платежи в федеральный бюджет РФ. Данный факт наглядно виден из рисунка 3, на котором отражено преобладание вывозной таможенной пошлины, объем которой в 2020 г. снизился почти вдвое и составил 1148,1 млрд руб. (ввозная таможенная пошлина - 615,5 млрд руб.) (таким образом, обнаруживается почти двухкратное преобладание). В итоге, доля вывозной таможенной пошлины в общем объеме таможенных платежей в 2020 г. составила 24,2 %, ввозной - 12,9 %.
800 700 600 500 400 300 200 100 0
688
585
526
468
667
571
Товарооборот
450
344
358
286 286
I
Экспорт
423
338
228 238 244 233
183 182
Я
Импорт
12015 1=12016 1=12017 02018 S2019 132020
3000 2500 2000 1500 1000 500 0
Рисунок 2. Динамика внешней торговли, млрд долл. США (составлено авторами по данным статистики ФТС России)
2613,4 HS
НДС
2701,6
2291,3
618,2 615,5
1148,1
88,8 98
25 28,9
92,4 159,7
ввозные вывозные акцизы при
таможенные таможенные ввозе товаров пошлины пошлины
t2019 ®2020
таможенные иные платежи пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами
Рисунок 3. Структура обязательных платежей, администрируемых таможенными органами (млрд руб.) (составлено авторами по данным статистики ФТС России)
Несмотря на значительное отставание объема ввозной таможенной пошлины в сравнении с вывозной, доля импортной составляющей перечислений, администрируемых ФТС России, в доходную часть федерального бюджета России, в 2020 г. превышала долю экспортной
(72,5 % и 24,2 % соответственно (в 2019 г. - 58,4 % и 40,0 %)) (рисунок 4). Представленная динамика не может окончательно формировать суждений, т. к. в 2020 г. преобладали особые условия хозяйственной деятельности, вызванные пандемией СОУГО-19).
3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
3345,4
3444
Импортная составляющая
2291,3
1148,1
Экспортная составляющая
tj2019 ®2020
92,4
159,7
Иные платежи
Рисунок 4. Динамика и структура перечислений администрируемых ФТС России доходов федерального бюджета в 2019-2020 годах (составлено авторами по данным статистики ФТС России)
При этом следует отметить, что по объему обязательных платежей, администрируемых таможенными органами, нельзя формировать суждение об эффективности деятельности, но указанная информация крайне важна для осознания значения работы для формирования федерального бюджета России и обеспечения национальной безопасности страны. К тому же, осуществляется постоянное совершенствование механизма взимания таможенных платежей в целях повышения удобства для участников ВЭД, что должно отразиться на уровне собираемости. Так, в 2020 г. во всех таможенных органах применялась технология централизованного учета таможенных и иных платежей, уплачиваемых участниками ВЭД с применением единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов (ЕЛС), открытых на уровне ФТС России. С декабря 2020 г. получили возможность использования преимуществ ЕЛС все плательщики таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, включая иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ. Для таких категорий лиц максимально автоматизирован процесс учета таможенных платежей при условии предоставления ими в таможенный орган идентифицирующих их сведений.
За анализируемый период было взыскано задолженности по уплате таможенных платежей и пеней на сумму 23,9 млрд руб., при этом произведена доработка информационных сервисов Личного кабинета в целях повышения оперативности и эффективности взыскания. В частности, осуществлена автоматизация процессов, связанных с фиксацией ряда фактов:
• неуплата или неполная уплата таможенных платежей;
• информирование участников ВЭД о фактах неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей;
• принятие мер по взысканию задолженности.
Повышение уровня эффективности администрирования платежей, взимаемых таможенными органами России, оказывает существенное влияние на укрепление национальной
28ECVN221
безопасности России, прямо или косвенно отражаясь на соблюдении всех национальных интересов через расходы федерального бюджета РФ.
Основные результаты деятельности таможенных органов России по обеспечению устойчивого экономического роста
В целях содействия экономическому росту (т. е. экономической составляющей национальной безопасности) исключительное значение имеет таможенное администрирование в аспекте обеспечения наиболее благоприятных условий для участников ВЭД при полном соблюдении национальных интересов. На сайте ФТС России (https://customs.gov.ru/) в разделе программы развития указаны наиболее актуальные, которые приведены на рисунке 5. Причем в настоящее время выделены сразу две стратегии: Стратегия развития ФТС России до 2020 года и Стратегия развития ФТС России до 2030 года. Это связано с тем, что в рамках Стратегии развития ФТС России до 2020 года некоторые мероприятия выполнены не в полном объеме по объективным причинам (в частности, Организация информационного обмена сведениями о пересечении государственной границы Российской Федерации физическими лицами (пункт 14 Плана)).
Рисунок 5. Программы развития ФТС России (составлено авторами по https://customs.gov.ru/)
Все, представленные на рисунке 5, программы связаны с развитием цифровизации в таможенных органах России, углублением взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), и направлены на развитие условий для осуществления ВЭД, содействия добросовестному бизнесу.
Следует отметить, что в рамках реализации этого направления уже был реализован ряд документов нормативно-правового характера, в т. ч. дорожная карта «Совершенствование
таможенного администрирования» 6 , мероприятия по поддержке экспорта 7 и т. п. В комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 г. был установлен ряд показателей в рамках специального раздела «10 шагов навстречу бизнесу» 8 , которые представлены на рисунке 6.
Доля выявляемых оперативными подразделениями таможенных органов преступлений в общем количестве возбужденных таможенными органами уголовных дел, отнесенных к компетенции таможенных органов
Доля таможенных и иных платежей, уплачиваемых с применением лицевых счетов юридических лиц, открытых в едином информационном ресурсе ФТС России
Доля автоматических профилей рисков от общего количества действующих профилей рисков (не менее)
Доля товарных партий с результативными мерами по минимизации рисков, примененными при таможенном декларировании товаров, от общего количества товарных партий, в отношении которых применялись меры по минимизации рисков (не менее)
Доля автоматически выпущенных электронных деклараций на импортируемые товары, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска
Доля автоматически выпущенных электронных деклараций на экспортируемые товары, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска
Доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций на импортируемые товары
Доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций на экспортируемые товары
Доля центров электронного декларирования, размещенных на площадях, находящихся в госсобственности, от общего количества ЦЭДов
Доля электронных деклараций на товары, зарегистрированных в центрах электронного декларирования
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 □ Фактическое значение показателя ЕЭ Плановое значение показателя
Рисунок 6. Ключевые показатели «10 шагов навстречу бизнесу» Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года (составлено авторами по данным https://customs.gov.ru/)
6 Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 N 1125-р (ред. от 28.11.2017) <Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования"> [Электронный ресурс]: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_132210/.
7 Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 N 1128-р (ред. от 26.11.2015) <О плане мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта"> [Электронный ресурс]: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_132284/.
8 Приказ ФТС России от 27.06.2017 N 1065 (ред. от 29.08.2018) "О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года "О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года".
В 2020 году ФТС России реализован комплекс мер, направленных на упрощение условий ведения бизнеса и улучшение предпринимательского климата в РФ. Большинство мероприятий носило организационно-штатный или технологический (в рамках расширения применения цифровых технологий) мероприятий. Наглядным примером оргштатных мероприятий последних лет является формирование электронных таможен и таможен фактического контроля (на российских участках таможенной границы ЕАЭС). В рамках цифровизации одним из самых актуальных вопросов является развитие системы управления рисками (СУР). Так, повышение эффективности применения СУР может характеризовать доля результативных таможенных досмотров, которая имеет тенденцию к увеличению (33,8 % в 2020 г. по сравнению с 28,2 % в 2019 г.). Эффективность применения всех мер по минимизации рисков за анализируемый период увеличилась до 50,1 (для сравнения, в 2019 г. значение составило 48,1 %), при этом автоматизация процесса выявления рисков достигла уровня 90 % (в 2019 г. - 85 %).
Следует отметить, что несмотря на сложные вследствие пандемии условия работы, в 2020 г. была продолжена работа по совершенствованию и развитию субъектно-ориентированной модели СУР. Сущность данной модели заключается в дифференцированном применении мер таможенного контроля в зависимости от категории уровня риска лица, совершающего таможенные операции. Это направления особенно актуально в аспекте обеспечения национальной безопасности, т. к. содействует обеспечению полноты взимания таможенных платежей (соблюдение национального приоритета «повышение конкурентоспособности национальной экономики» напрямую и «повышение качества жизни, укрепление здоровья населения...» косвенным образом), так и препятствует поступлению опасной или вредоносной продукции (соблюдение национального приоритета «повышение качества жизни, укрепление здоровья населения.»).
Следует отметить, что в 2020 г. в практику работы таможенных органов был внедрен новый порядок, определяющий правила проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичность и форму его проведения, условия отнесения указанных лиц к категории низкого, среднего или высокого уровня риска, а также дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков9. Категорирование осуществляется в форме автоматизированного анализа информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов, в отношении лиц, совершающих таможенные операции и являющихся декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта.
Тем самым был завершен процесс выведения в общественное поле основных норм по проведению категорирования участников ВЭД (ранее вышеуказанный процесс являлся полностью закрытым для третьих лиц сегмента). Таким образом, получил расширение (и дополнительный импульс) диалог таможенной службы с бизнес-сообществом по затронутым выше вопросам. При этом, структура организаций, отнесенных к низкому уровню риска, существенных изменений не претерпела (несмотря на изменения в категорировании участников ВЭД).
В итоге, как свидетельствуют данные, представленные на рисунке 7, организации, отнесенные к категории низкого уровня риска, обеспечили 83 % всех таможенных платежей в
9 Приказ Минфина России от 21 февраля 2020 г. №29н «Об утверждении порядка проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичности и формы его проведения, перечня критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции, условий отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего или высокого уровня риска, условий дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, а также порядка проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска».
2020 г. и оформили 75 % всех деклараций на товары (ДТ) (для сравнения, в 2019 г. - 81 % и 67 % соответственно). Отмеченный вектор движения может косвенно подтверждать тезис и сближении таможни и бизнеса, расширении уровня диалога, перехода к взаимовыгодному сотрудничеству.
100% - 90% - 25% 17 %
80% - 70% - .V.V.V.V.V.V.VA'.V.V.O.V.V I I I I
60% v<v<v<* <*<v<
50% - !'<5,<5,<5,<5,<5,<5, < * < * < * <
40% 30% 75% 83 9/fj !'<5,<5,
20% vlvMv
10% ViViVi1 V,1,1,
0%
Оформлено ДТ Перечислено таможенных платежей ш Организации среднего и высокого уровня риска
' организации низкого уровня риска
Рисунок 7. Соотношение количества оформленных ДТ и сумм перечисленных в федеральный бюджет таможенных платежей организациями низкого, среднего и высокого уровня риска в 2020 г. (составлено авторами по данным статистики ФТС России)
На рисунке 8 представлены отдельные результаты субъектно-ориентированного подхода в рамках СУР - доля ДТ на товары с отдельными мерами по минимизации рисков.
Из рисунка 8 видно, что в отношении участников ВЭД, отнесенных к категории низкого уровня риска, та или иная форма таможенного контроля применялась относительно реже. Тем самым, развитие СУР является фактором улучшения предпринимательского климата при сохранении эффективности контрольных функций.
30 -
26,4
Участники ВЭД высокого уровня Участники ВЭД среднего уровня Участники ВЭД низкого уровня риска (8042) риска(99141) риска(l1140)
- Таможенный досмотр Запрос документов и Таможенная экспертиза
Рисунок 8. Результаты субъектно-ориентированного подхода в рамках СУР. Доля ДТ на товары с отдельными мерами по минимизации рисков. В скобках указано количество организаций, отнесенных к той или иной категории риска (составлено авторами по данным статистики ФТС России)
Приведенные выше отдельные результаты функционирования СУР свидетельствуют о развитии субъектно-ориентированного подхода к участникам ВЭД с целью расширения условий благоприятствования при осуществлении ВЭД. В конечном итоге, данная работа направлена на обеспечение устойчивого экономического развития в рамках формирования условий соблюдения национальных интересов России и достижения соответствующих целей.
Еще одним важным направлением содействия экономическому устойчивому развитию страны, которое обеспечивает таможенная служба России, является защита интересов правообладателей и противодействие поступлению контрафактной продукции на российский рынок (особенно важно в рамках формирования «экономики знаний»). Основным инструментом в данном случае является ТРОИС (таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности), администрируемый ФТС России (на 31.12.2020 г. в ТРОИС 5401 объект интеллектуальной собственности). За 2020 г. таможенными органами России выявлено 13,3 млн единиц контрафактной продукции (в 2019 году - 11,9 млн единиц), в том числе на этапе таможенного декларирования - 70 %, на этапе постконтроля (таможенного контроля после выпуска товаров) - 20 % от общего количества выявленных контрафактных товаров. В итоге, был предотвращен ущерб, который мог быть причинен правообладателям в связи с введением товаров в гражданский оборот на сумму 4,7 млрд рублей (в 2019 году -8 млрд рублей).
Также, таможенная служба России в качестве органа валютного контроля в пределах своих компетенций осуществляет контроль за соблюдением валютного законодательства.
Таким образом, ФТС России занимает ключевое место в системе обеспечения экономических интересов России (составная часть национальных интересов), эффективность которой в последнее время повышается за счет расширения взаимодействия (как с органами власти, так и предпринимательским сообществом) и цифровизации части процессов.
Помимо приведенной выше информации, интерес представляет правоохранительная функция таможенных органов России, которая, вкупе с фискальной и регулирующей функциями, формирует представление о роли ФТС России в обеспечении национальной безопасности страны. Так, на основании оперативных данных таможенными органами России в 2020 г. возбуждено 1998 уголовных дел (в 2019 году - 1928 уголовных дел) (таблица 3).
Из таблицы 3 видна, помимо значительного числа противоправных деяний, которым противодействует таможенная служба России, широта полномочий ФТС России. В дополнении к фактам, представленным в таблице 3, можно отметить, что в 2020 г. на основании материалов оперативных подразделений таможенных органов по результатам проведенных мероприятий доначислено более 18 млрд рублей, взыскано 8,9 млрд рублей (в 2019 году доначислено около 9,5 млрд рублей, взыскано около 3,5 млрд рублей).
Все приведенные результаты прямо или косвенно оказывают влияние на состояние национальной безопасности России, прежде всего, обеспечение национальных интересов на долгосрочную перспективу «повышение конкурентоспособности национальной экономики».
Основные итоги работы ФТС России в 2020 г. (наглядная, но незначительная часть) и ключевые национальные приоритеты (на которые оказывается непосредственное воздействие) в системе представлены на рисунке 9. При этом необходимо отметить, что каждый конкретный результат (обусловленный направлением деятельности таможенных органов), преимущественно, оказывает влияние на ряд национальных приоритетов. Например,
Основные результаты деятельности ФТС России в 2020 г. по обеспечению национальной безопасности России
Вестник Евразийской науки 2021, №2, Том 13 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2021, No 2, Vol 13 https://esj.today
выполнение фискальной функции направлено как на пополнение доходной части федерального бюджета России (т. е. выполнение государством своих обязательств), но и регулирование внешнеэкономических отношений с целью обеспечения устойчивого развития.
Таблица 3
Динамика уголовных дел с указанием статей, возбужденных таможенными органами России
Статья Пояснение 2020 г. 2019 г.
226.1 УК РФ по фактам контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов 826 677
173.1 и 173.2 УК РФ по фактам незаконного образования (создания, реорганизации) юридического лица, а также незаконного использования документов для его образования 277 239
174.1 УК РФ по фактам легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления 10 3
Составлено авторами по данным статистики ФТС России
Рисунок 9. Отдельные результаты деятельности ФТС России по обеспечению национальной безопасности в 2020 г. (составлено авторами)
s
S о о О Рч
О
Н ©
Аналогично, борьба с контрабандой направлена как на противодействие уклонению от уплаты таможенных платежей, так и защиту жизни и здоровья граждан от вредоносной продукции, а также содействие охране окружающей среды (например, из стран Юго-Восточной Азии поступают, порой, химикаты сельскохозяйственного назначения, не соответствующие стандартам РФ и ЕАЭС, и наносящим значительный урон флоре и фауне).
Таким образом, основные итоги работы таможенных органов позволяют заключить о существенном значении результатов деятельности ФТС России в обеспечении экономической и национальной безопасности. Однако, тенденции развития мировой экономики не позволяет фиксировать уровень развития, а предъявляют требования к перманентному совершенствованию с учетом широкого круга направлений деятельности. Так, система таможенного администрирования в России, несмотря на явные положительные изменения, значительно отстает от подобных систем Сингапура, США, Швеции и т. п. Это не должно приводить к мнению невозможности развития и тотальном отставании, т. к. очень большое количество факторов оказывает влияние на эффективность подобных систем (площадь территории, уровень технической оснащенности, период эволюции и т. д.).
Уже в настоящее время эксперты и участники ВЭД отмечают повышение качества таможенного администрирования, выразившееся, в том числе, в значительном улучшении условий осуществления внешней торговли. При этом, данные статистики показывают результаты работы по противодействию противоправной деятельности, что дает возможность некоторым исследователям заключать о значительно возросшей роли таможенных органов России в обеспечении нацбезопасности и положительных тенденциях в данном направлении [9]. Так, М.В. Бойкова указывает, что и в других странах прямо или косвенно указывается на отношение таможенных органов к вопросам национальной безопасности (в частности, в Японии, Финляндии, Канаде) [10].
Мероприятия по совершенствованию деятельности таможенной службы России в рамках обеспечения соблюдения национальных интересов России
Таможенные органы России, исходя из приведенной выше информации, являются одним из ключевых элементов системы обеспечения нацбезопасности. Однако, динамика международных отношений, трансформация мировой экономики, предъявляют повышенные требования к органам власти России, осуществляющим свою деятельность с иностранными агентами. В этом случае, ФТС России стоит на переднем рубеже, по взаимодействию с которым может формироваться мнение о стране. Поэтому перманентное совершенствование и соответствие мировым тенденциям являются обязательным компонентом эффективности деятельности. Основные усовершенствования связаны с расширением применения цифровых технологий и соответствующей трансформации. Так, например, развитие СУР с целью дальнейшего повышения ее результативности по обеспечению национальных интересов России (улучшения условий для добросовестных участников ВЭД, эффективность выявления противозаконных действий и т. п.) связано с перспективной цифровизацией вплоть до применения элементов искусственного интеллекта. Однако, подобного рода трансформации потребуют соответствующего развития человеческого потенциала таможенных органов России, что приведет как к динамике образовательных программ подготовки студентов, так и модернизации всей системы образовательного процесса с возможностью перманентного индивидуального развития каждого сотрудника. В итоге, основные направления дальнейшего развития таможенной службы России в аспекте дальнейшей цифровой трансформации и обеспечения национальной безопасности представлены на рисунке 10.
Важным направлением повышения эффективности деятельности таможенных органов России в императиве обеспечения национальной и международной безопасности является развитие сотрудничества с аналогичными администрациями других стран. Прежде всего, это касается проведения совместных мероприятий (учения и обмен опытом, оперативная и аналитическая работа) и информационного взаимодействия (расширение объема данных с учетом национальных интересов и оперативность (цифровизация создаст необходимые условия)). В этом векторе развития, но выделено отдельным пунктом на рисунке 10, находится расширение системы цифровой прослеживаемости движения товаров в цепочках создания стоимости (в т. ч. глобальных).
Основные направления развития ФТС России в обеспечении национальной безопасности и реализации цифровой трансформации
Развитие цифровых технологий в таможенном администрировании, позволяющих автоматически осуществлять таможенные операции (без участия должностных лиц), в т. ч. с применением искусственного интеллекта
Расширение применения интегрированных цифровых механизмов межведомственного информационного взаимодействия (посредством технического и правового развития)
V.
Модернизация системы подготовки сотрудников таможенных органов России с акцентом на универсальность решаемых задач, а также придание процессу перманентности
Развитие системы управления рисками (СУР) с применением элементов искусственного интеллекта
Расширение международного таможенного сотрудничества, в т. ч. повышение оперативности взаимодействия
Расширение системы цифровой прослеживаемости, в т. ч. во взаимодействии с таможенными администрациями других стран
Рисунок 10. Основные направления развития ФТС России в обеспечении национальной безопасности и реализации цифровой трансформации (составлено авторами)
Приведенные на рисунке 10 направления являются агрегированными и могут подвергаться делению на более детальные цели и мероприятия, которые следует трансформировать в план мероприятий. Отчасти это уже сделано в Стратегии развития ФТС России до 2030 г., однако, на наш взгляд, в вышеуказанном документе необходимо повысить внимание к нейтрализации негативных последствий цифровизации. Так, в целях обеспечения экономической и национальной безопасности необходимо решить задачу многошаговой оптимизации информационной безопасности на всем интервале жизненного цикла системы ЦЭД [11]. При этом, Алехина О.В. обращает внимание на необходимость повышения уровня защищенности информации при совершении таможенных операций в условиях роста цифровой информации [12]. Об этом говорится А.Н. Бороздиным и В.В. Ковардой в работе [13], где
указывается актуальность защиты персональных данных при трансграничной передаче информации.
Выводы
Деятельность ФТС России направлена на обеспечение условий национальной и экономической безопасности, которые трансформируются под влиянием внутренних и внешних факторов. Соответственно должна модернизироваться работа таможенных органов России в императиве возникающих угроз и поставленных целей. Так, современные тенденции международных экономических отношений диктуют необходимость развития процесса цифровизации при обязательном учете негативных сторон процесса.
«Выполнено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема №1.13.20Ф «Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровизации: контуры пространственных преобразований».
ЛИТЕРАТУРА
1. Елфимова О.С., Высоцкая В.Г. Вопросы безопасности в деятельности таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс]: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/249151/1/188-194.pdf.
2. Воронов А.М., Шайдуко Н.В. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №1. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tamozhennye-organy-kak-subekty-obespecheniya-bezopasnosti-gosudarstva (дата обращения: 26.03.2021).
3. Агамагомедова С.А. Эффективность таможенного контроля как фактор обеспечения безопасности // Вопросы безопасности. - 2016. - №5. - С. 34-42. [Электронный ресурс]: URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=203 68.
4. Матвиенко Г.В. Таможенная служба на защите интересов национальной безопасности: проблемы реализации контрольно-надзорных полномочий // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2011. №2 (16). [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tamozhennaya-sluzhba-na-zaschite-interesov-natsionalnoy-bezopasnosti-problemy-realizatsii-kontrolno-nadzornyh-polnomochiy (дата обращения: 26.03.2021).
5. Воронина Л.И. Совершенствование таможенной системы Российской Федерации как фактор обеспечения национальных экономических интересов в условиях глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. №3. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-tamozhennoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii-kak-faktor-obespecheniya-natsionalnyh-ekonomicheskih-interesov-v (дата обращения: 26.03.2021).
6.
7.
8.
9.
10. 11.
12. 13.
Канев А.В., Литвиненко А.А., Болычева Е.А. Таможенная политика РФ в области защиты её экономического суверенитета и безопасности // В сборнике научных статей 9-й Международной научно-практической конференции: Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. 2019. С.225-228.
Болычева Е.А., Сасин И.Г. Таможенные органы в обеспечении экономической безопасности России: нормативно-правовой аспект // В сборнике научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции: Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты. 2020. С. 43-45.
Михалева К.А., Болычева Е.А. Экономическая безопасность и угрозы национальным интересам России в сфере народного хозяйства // В сборнике научных статей 9-й Международной научно-практической конференции: Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 38-40.
Коварда В.В., Лаптев Р.А., Тимофеева О.Г. Перспективы повышения уровня экономической безопасности в контексте цифровизации экономических процессов посредством развития системы прослеживаемости в ЕАЭС // Вестник евразийской науки. 2020. Т. 12. №5. С. 5.
Бойкова М.В. Зарубежный опыт таможенного администрирования / М.В. Бойкова; под общ. ред. В.В. Макрусева. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 130 с.
Максимов Ю.А., Ворона А.А. Электронная форма таможенных услуг как инновационный элемент обеспечения экономической безопасности государства // Вестник Евразийской науки, 2019 №2, https://esj.today/PDF/33ECVN219.pdf (доступ свободный).
Алёхина О.В., Игнатьева Г.В., Смирнова И.А., Тарасова Н.Л. Цифровые технологии в таможенном деле // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. №3 (72). [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-tamozhennom-dele (дата обращения: 26.03.2021).
Бороздин А.Н., Коварда В.В. Анализ системы обеспечения защиты информации в процессе цифровизации ее оборота в рамках ЕАЭС в аспекте повышения экономической безопасности // Вестник Евразийской науки, 2020 №4, https://esj .today/PDF/41ECVN420.pdf (доступ свободный).
Kovarda Vladimir Vasilievich
Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Laptev Roman Alekseevich
Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Bolycheva Elena Alexandrovna
Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Bovbyreva Elena Valerievna
Belgorod university of cooperation, economics and law Kursk institute of cooperation (branch), Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Areas of improving the activities of the customs authorities of Russia to ensure the national security of the country in the context of large-scale digitalization
Abstract. The article analyzes the national security strategy for indicators and determines the high importance of the role of the FCS of Russia in ensuring the observance of national interests, examines the results of the activities of the Russian customs service, formulates proposals for improvement. In the conclusion of the work, the corresponding conclusions are drawn.
In the first part of the article, the authors consider the theoretical foundations of ensuring the national security of Russia by the customs authorities, in particular, they compare the corresponding functions enshrined in the legislation of the Russian Federation and the law of the EAEU, and national priorities. As a result, it is concluded that the activities of the FCS of Russia play a significant role in ensuring national security, especially in the context of the digital transformation of the global system.
In the second part of the work, the main results of the activities of the customs authorities of Russia on the formation of the revenue side of the federal budget of the Russian Federation are analyzed. The prevalence of the export duty over the import duty in customs payments was revealed, an indication was made to work with debtors to pay mandatory payments. The latest improvements related to the expansion of capabilities in the ELS system are noted.
In the third part of the article, the authors analyze the main results of the activities of the Russian customs authorities to ensure sustainable economic growth. Based on the results of the analysis, positive trends in customs administration are noted, and the focus on the development of partnerships with business is determined. At the same time, the results of the work of the FCS of Russia in 2020 are compared with national priorities.
In the final part of the work, the main measures are formulated to improve the activities of the customs service of Russia in the framework of ensuring compliance with the national interests of Russia. The importance of neutralizing the negative consequences of digitalization was noted.
Keywords: customs authorities; national security; digitalization; customs administration; national priorities; traceability; risk management system