МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
РОЛЬ ФИСКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Фахретденова Эвелина Владимировна
Студент
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
THE ROLE OF FISCAL ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES IN ENSURING
ECONOMIC SECURITY
Fakhretdenova Evelina Vladimirovna
Student
Ural State University of Economics
Аннотация. Статья посвящена исследованию деятельности таможенных органов РФ в контексте обеспечения экономической безопасности государства и защиты его экономических интересов. Автором сделан особый акцент на фискальной функции таможенных органов, выражающейся в участии в формировании доходной части федерального бюджета РФ и являющейся фундаментальной с точки зрения определения экономических возможностей государства. В статье приводится детальный анализ неотъемлемого при решении фискальной задачи механизма администрирования таможенных доходов, правовые основы которого заложены как на национальном, так и наднациональном уровне.
Abstract. The article is devoted to researching the activities of the Russian Federation customs authorities in the context of ensuring the economic security of the state and protecting its economic interests. The author places special emphasis on the fiscal function of the customs authorities, which is expressed in the formation of the federal budget revenues. Apart from that, fiscal function is a fundamental one from the point of view of determining the state economic potential. The article provides a detailed analysis of the mechanism of customs revenue administration, which is integral to solving the fiscal problem, and the legal foundations of which are laid both at the national and supranational levels.
Ключевые слова: администрирование таможенных доходов, внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), таможенное администрирование, таможенные доходы, таможенные органы, таможенные платежи, федеральный бюджет, фискальная функция, экономическая безопасность.
Keywords: administration of customs revenue, customs administration, customs authorities, customs payments, customs revenue, economic security, federal budget, fiscal function, foreign economic activity (FEA).
Таможенные органы Российской Федерации являются органами исполнительной власти, деятельность которых направлена на обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). Участие таможенных органов в обеспечении экономической безопасности в сфере ВЭД в настоящее время обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими политическими и экономическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства.
Обеспечение экономической безопасности в сфере ВЭД выступает основным стратегическим ориентиром таможенных органов РФ; повышение же её уровня - стратегической целью.
Таможенные органы, реализуя задачи в области обеспечения экономической безопасности государства, основываются на решении проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, её отраслей и отдельных хозяйственных организаций; осуществлении внешней политики; поддержании обороноспособности и охране государственной границы и др. [6]. Это выражается в функциях, возложенных на таможенные органы, среди которых имеют место следующие:
-контрольная - главным образом связана с осуществлением таможенного контроля и выпуска товаров при совершении участниками ВЭД таможенных операций и таможенного декларирования, а также транспортного, валютного, экспортного, радиационного, экологического и других видов контроля, возложенных на таможенные органы;
-регулятивная - призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т.д.;
-правоохранительная - направлена на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства, общественного порядка, жизни и здоровья людей), охрану животных и растений, окружающей природной среды; на защиту интересов российских потребителей посредством с нарушениями таможенных правил преступлениями в сфере таможенного дела;
-стимулирующая - способствует созданию условий для привлечения иностранных инвестиций, увеличения товарооборота;
-протекционистская - направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка, защиту национальной экономики от негативного воздействия иностранной конкуренции;
-фискальная - нацелена на пополнение доходной части федерального бюджета за счет взимания таможенных платежей (таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов), а также платежей (пени, штрафов и др.), взимание которых возложено на таможенные органы [6].
Анализируя функции таможенных органов в сфере обеспечения экономической безопасности государства, нельзя не отметить, что они состоят в таком воздействии на всех участников ВЭД, которое побуждает последних соблюдать требования, установленные таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании. Реализуя одну из своих функций, таможенные органы могут участвовать одновременно в обеспечении нескольких видов безопасности: экономической, финансовой, экологической; продовольственной; культурной и др.
Применение целого комплекса правовых, экономических, организационных и иных мероприятий обусловлено следующими целями:
-обеспечить защиту экономических интересов государства; -оптимизировать процессы развития и обеспечения эффективности ВЭД;
-стимулировать развитие отечественной экономики и оградить эту экономику от проникновения извне разрушающих ее деструктивных элементов [6].
Экономические интересы государства обеспечиваются в значительной степени эффективностью его фискальной политики. В этом процессе участвуют и таможенные органы РФ, играя важную роль в пополнении доходной части федерального бюджета за счет администрирования таможенных платежей и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы. Таким образом, реализация фискальной функции является одной из важнейших задач таможенных органов и составляющих экономической безопасности в сфере ВЭД.
В настоящей статье рассмотрим подробнее реализацию таможенными органами фискальной функции посредством эффективного администрирования таможенных доходов. Данное направление деятельности представляется достаточно актуальным для всей единой централизованной системы таможенных органов во главе с ФТС России. Такая деятельность служит, во первых, стабильным источником пополнения доходов федерального бюджета, во-вторых, инструментом активизации внешнеторговой деятельности и развития национальной экономики, в-третьих, показателем облегчения мировой торговли и индикатором интеграции национальной экономики в глобальную экономическую систему [10].
Анализ структуры доходов, поступивших в федеральный бюджет от ведомств в 2014-2018 гг., подтверждает значительную роль деятельности ФТС России: доля доходов, федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составляла 30 - 49% (рисунок 1), несмотря на то, что в 2020 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами и учтенная по доходным статьям от ВЭД, продемонстрировала снижение на 17,1% (4751,8 млрд руб. в 2020 г. против 5729,1 млрд руб. в 2019 г.).
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Рисунок 116 - Структура доходов бюджета РФ по ведомствам в 2014 - 2018 гг.
Другие администраторы I Казначейство России Минфин России I Росимущество ФТС ФНС
2014
2015
2016
2017
2018
Сумма администрируемых таможенными органами доходов от экспортных операций составила 1148,1 млрд руб., доходов от импортных операций - 3444,0 млрд руб., иных платежей - 159,7 млрд руб. (рисунок 2) [12]. Это позволяет сделать аргументированный вывод о том, что фискальная составляющая превалирует над стимулирующей и регулирующей функциями таможенного администрирования.
Рисунок 2 - Динамик и структура перечислений администрируемых ФТС России доходов федерального бюджета в 2019-2020 гг. [12]
Тем не менее, формирование доходов бюджета в существенной мере за счет таможенных доходов нельзя рассматривать исключительно как положительный фактор развития экономики. В самом деле, если таможенные доходы пополняют бюджет за счет экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, либо импорта товаров крайне необходимых, но невозможных производить в своей стране в силу технических, либо природных условий, то их справедливо расценить в позитивном ключе. Однако если таможенные доходы формируются главным образом за счет вывоза товаров с низкой добавленной стоимостью, например, сырьевых ресурсов, либо чрезмерного импорта товаров в ущерб отечественному производителю, то такая модель финансового обеспечения представляет угрозу экономической безопасности страны [8].
Прежде чем перейти к следующим аспектам анализа, целесообразно обозначить, что в себя включают таможенные доходы. Согласно статье 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС; акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС; таможенные сборы [2]. К таможенным платежам также относятся подлежащие уплате таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, взимаемые по единым ставкам или в виде совокупного таможенного платежа.
Однако, говоря о таможенных платежах, неверно отождествлять их с «платежами, предусмотренными таможенным законодательством». Последнее понятие является более широким и включает в себя как сами таможенные платежи, так и другие обязательные платежи, к которым относятся специальные, антидемпинговые, компенсационные и иные пошлины, применяемые в целях защиты внутреннего рынка. Данные платежи являются доходами от внешнеторговой деятельности, взимаются по правилам, предусмотренным ТК ЕАЭС для ввозных таможенных пошлин. Тем не менее, они не признаются разновидностью таможенных платежей, обладают отличной правовой природой и выполняют иные функции в механизме государственного регулирования ВЭД.
Сформулируем характеристики таможенных платежей как составляющей таможенных доходов, которые необходимо учитывать в механизме их администрирования:
-таможенные платежи являются фискальными доходами бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели (публичное предназначение);
-таможенные платежи имеют трансграничный характер - взимаются лишь в случае перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС (в большинстве случаев служат условием такого перемещения);
-правом взимания таможенных платежей наделены таможенные органы (за исключением случаев перемещения товаров в международных почтовых отправлениях, когда администратором платежей является организация почтовой связи);
- уплата таможенных платежей обеспечивается принудительной силой государства (неуплата, нарушение сроков уплаты, уклонение от уплаты таможенных платежей влечет за собой административную или уголовную ответственность);
-таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС [9].
Администрирование таможенных доходов - это сложный и многоэтапный процесс взаимоотношений ФТС России, как главного распорядителя и администратора бюджетных средств, как с органами, непосредственно участвующими в бюджетном процессе, так и с участниками ВЭД. Т.Н. Трошкина предлагает следующую формулировку понятия: «администрирование таможенных доходов - это процесс обеспечения деятельности гибкого механизма на основе совокупности норм и правил, способных оперативно реагировать как на внешние, так и на внутренние изменения для стабильного поступления доходов в бюджетную систему государства» [9].
Администрирование таможенных доходов имеет целью обеспечение прогнозных поступлений в бюджетную систему государства в условиях оптимального сочетания методов таможенного регулирования и контроля, а также наиболее эффективное функционирование механизма для дальнейшего развития национальной экономики. Следовательно, можно сделать следующий вывод: администрирование таможенных платежей соотносится с таможенным администрированием как часть с целым. Его отличительная характеристика — это системная организация отношений между их плательщиком и таможенным органом по вопросам взимания, контроля над правильностью исчисления, своевременностью, полнотой уплаты таможенных платежей, а также по предоставлению льгот и преференций [9].
К основным методам администрирования таможенных доходов стоит отнести экономические и контрольно-надзорные (таблица 1).
Таблица 117
Методы администрирования таможенных доходов и инструменты его реализации_
Методы таможенного администрирования Инструментарий
Экономические Таможенно-тарифное регулирование ВЭД: - установление различных ставок таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары; - предоставление льгот по уплате таможенных платежей и тарифных преференций
Контрольно-надзорные методы Формы таможенного контроля: - получение объяснений; - проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; - таможенный осмотр; - таможенный досмотр; - личный таможенный досмотр; - таможенный осмотр помещений и территорий; - таможенная проверка Иные виды и формы контрольно-учетной деятельности: - контроль соблюдения условий принятия таможенной декларации; - контроль правильности определения классификационного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС; - контроль правильности определения страны происхождения товаров; - валютный контроль; - контроль таможенной стоимости и т.д.
В ходе анализа характерных особенностей механизма администрирования таможенных доходов были выделены элементы системы реализации фискальной функции таможенных органов России (рисунок 3). Данная система характеризуется взаимодействием субъектов разных уровней в ходе реализации фискальных задач. Каждый уровень субъектов располагает определенными инструментами (техническими средствами, информационными ресурсами) реализации возложенных на них функций.
Рисунок 3 - Элементы процесса администрирования таможенных доходов в РФ [10]
Первый уровень субъектов процесса администрирования таможенных доходов представлен законодательными и исполнительными органами государственного управления. Инструментами реализации функций субъектов данного уровня является нормативно-правовая база в сфере таможенного дела, а также регулирования бюджетного процесса. На начальной стадии бюджетного процесса ФТС России, как главный администратор, формирует перечень подведомственных администраторов и представляет в Министерство финансов России и (или) Федеральное казначейство России прогноз поступления доходов и сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта федерального бюджета [10].
Далее, федеральными органами исполнительной власти (Министерством финансов, Министерством экономического развития и др.) разрабатывается проект федерального бюджета, который утверждается Государственной Думой в трёх чтениях. После принятия и подписания федеральный бюджет исполняется по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита, начиная с 1 января. Непосредственно исполняют бюджет Министерство финансов России, распорядители и администраторы бюджетных средств (в том числе ФТС России), а кассовое обслуживание исполнения производится Федеральным казначейством. Работа по исполнению бюджета завершается 31 декабря текущего года. На стадии «исполнение бюджета» ФТС России представляет в Министерство финансов и (или) Федеральное казначейство аналитические материалы по исполнению федерального бюджета в части доходов и сведения, необходимые для ведения кассового плана. В завершение процесса, ФТС России на основе собственной и представленной подчиненными таможенными органами бюджетной отчетности представляет отчетные документы в Министерство финансов, Федеральное казначейство и Счетную палату [10]. Анализ выполнения задания по администрируемым доходам с 2012 по 2019 гг. показал, что плановое задание исполнялось на протяжении всего исследуемого периода (рисунок 4). Такая динамика говорит о грамотном обосновании плановых показателей и успешном исполнении планового задания.
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Рисунок 4 - Выполнение задания по администрируемым доходам ФТС в 2012 - 2019 гг. [11]
Второй уровень субъектов процесса администрирования таможенных доходов включает непосредственно единую федеральную централизованную систему таможенных органов (ФТС России, региональные таможенные управления (далее - РТУ) и таможни и таможенные посты непосредственного подчинения (далее - ТИП), таможни, таможенные посты), осуществляющие взыскание таможенных и иных платежей (таблица 2) [3].
Таблица 218
Структурные подразделения таможенных органов, ответственные
Структурные подразделения таможенных органов На уровне ФТС Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования
На уровне РТУ, ТИП Служба федеральных таможенных доходов
На уровне таможен Отдел таможенных платежей
На уровне таможенных постов Отдел таможенных платежей
Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования осуществляет организацию контроля поступления денежных средств участников ВЭД в федеральный бюджет и их возвратами, уточнением вида и принадлежности платежей, а также ведет оперативный учет:
-администрируемых поступлений от участников ВЭД, в том числе от плательщиков федерального уровня, отраженных на лицевом счете администратора доходов бюджета и сумм возвратов участникам ВЭД, в том числе плательщикам федерального уровня;
-начисленных и зачтенных таможенных и иных платежей [3].
Служба федеральных таможенных доходов РТУ осуществляет координацию и контроль деятельности отделов таможенных платежей подчиненных таможенных органов, а также ведет оперативный учет:
-денежных средств участников ВЭД, в том числе плательщиков регионального уровня, отраженных на лицевом счете администратора доходов бюджета для РТУ, возвращенных участникам ВЭД, в том числе плательщикам регионального уровня;
-начисленных и зачтенных таможенных и иных платежей, в том числе по задолженностям, администрируемым на уровне РТУ [3].
Отдел таможенных платежей таможни или таможенного поста ведет оперативный учет администрируемых поступлений в разрезе участников ВЭД.
Таможенное администрирование на данном уровне предполагает использование в качестве инструментов информационно-программных средств планирования и контроля уплаты таможенных платежей, а также автоматизированных систем прослеживаемости движения товаров. В целях обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных платежей таможенные органы обеспечивают контроль таможенной стоимости как до выпуска товаров, так и после, проводят работу по выявлению нарушений при уплате таможенных платежей.
На третьем уровне субъектов процесса администрирования таможенных доходов располагаются непосредственно участники ВЭД, взаимодействующие с таможенными органами по вопросам взимания, контроля над правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты таможенных платежей.
Современным инструментом администрирования таможенных доходов на данном уровне является информационный портал «Личный кабинет участника ВЭД» на сайте ФТС России. Данный ресурс - это многофункциональная система электронного документооборота таможенного органа и участника ВЭД, которая обеспечивает упрощение и повышение степени автоматизации процессов. Среди доступных функций и сервисов: электронное декларирование, предварительное информирование, запрос статуса задекларированного товара, валютный контроль, предоставление разрешительных документов, лицевой
счет [15]. Информационный сервис «Лицевой счет» позволяет плательщику таможенных платежей получать информацию о состоянии его лицевого счета в режиме времени, близком к реальному, при этом сохраняется возможность получения юридически значимой информации о движении денежных средств по письменному заявлению плательщика [6].
Не менее современный инструмент администрирования таможенных доходов - система единых лицевых счетов - был внедрен в практику в 2018 г. Такое нововведение значительно сокращает временные и финансовые расходы участников ВЭД, устраняет административные барьеры при совершении таможенных операций, соответственно, делает возможным более оперативно и эффективно управлять денежными средствами. Преимущество заключается в том, что такая система позволяет использовать при таможенном декларировании товаров денежные средства, которые аккумулируются на лицевых счетах, открытых на уровне ФТС России, вне зависимости от того, в какой таможенный орган подается декларация [10].
Ввиду того, что правоотношения по администрированию таможенных доходов задействуют две стороны, одну из которых государство обязывает уплатить таможенный платеж, а другую наделяет императивным правом требования его уплаты, участник ВЭД на том же основании, что и таможенный орган, является субъектом такого администрирования. Объектом администрирования таможенных доходов выступают денежные средства плательщиков, поступающие в бюджеты в качестве таможенных платежей [9].
Следует признать справедливым выделения наднационального уровня администрирования таможенных доходов. Членство России в объединении евразийской экономической интеграции обусловливает необходимость подчинения всех элементов национальной таможенной системы таможенному законодательству, принятому на уровне ЕАЭС. Так, на наднациональном уровне установлен механизм зачисления и распределения отдельных видов таможенных платежей среди бюджетов пяти государств-членов, вносящий корректировки в процессы администрирования таможенных доходов.
Согласно статье 61 ТК ЕАЭС, таможенные платежи подлежат уплате в том государстве-члене, таможенным органом которого производится выпуск товаров (за рядом некоторых исключений), в национальной валюте этого государства-члена. При этом денежные средства вносятся плательщиком на единый счет уполномоченного органа, открытый в национальном (центральном) банке, либо в уполномоченном органе, имеющем корреспондентский счет в национальном (центральном) банке [2]. Статус уполномоченного органа присваивается государственным органам стран-членов, осуществляющим кассовое обслуживание бюджета страны: в России это Федеральное казначейство РФ, в Беларуси - Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь, в Казахстане - Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, в Армении -Центральное казначейство Республики Армения, в Киргизии - Центральное казначейство Кыргызской Республики [5].
Уплата таможенных платежей при выпуске товаров российскими таможенными органами осуществляется на счет, открытый Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации». ФТС России выполняет задачу администрирования платежей, поступающих на этот счет [14].
В зависимости от того, куда в дальнейшем поступают денежные средства, эквивалентные суммам исчисленных и уплаченных таможенных платежей, их можно классифицировать на три группы [5]. Для целей данной классификации примем допущение о тождественности понятий «таможенные платежи» и «платежи, предусмотренные таможенным законодательством».
I группа - таможенные платежи, распределяемые между бюджетами стран-членов ЕАЭС. К таковым относятся: ввозные таможенные пошлины, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, установленные ЕЭК, а также пени, начисленные на данные виды пошлин [5].
Распределение таможенных платежей I группы происходит на основе специально созданного механизма, регламентированного Протоколом «О порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов» (приложение N 5 к Договору о ЕАЭС). Вторая часть данного протокола содержит нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин. Нормативы, действующие с 1 января 2020 г., представлены в таблице 3.
Таблица 319
Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами стран-членов _ ЕАЭС, действующие с 1 января 2020 г._
Страна-член ЕАЭС Доля ввозных таможенных пошлин, подлежащая зачислению в бюджет, %
Республика Армения 1,220
Кыргызская Республика 1,900
Республика Беларусь 4,860
Республика Казахстан 6,955
22 Научный журнал "GLOBUS": Экономика и юриспруденция Том 7 #2(42), 2021
Российская Федерация 85,065
II группа - платежи, напрямую попадающие в бюджет соответствующего государства-члена ЕАЭС, таможенными органами которого был осуществлен выпуск товаров. Это вывозные таможенные пошлины, НДС, взимаемый при ввозе, акцизы, взимаемые при ввозе, таможенные сборы, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, применяемые РФ в одностороннем порядке, таможенные платежи в отношении товаров для личного пользования, пени, штрафы, средства от реализации конфискатов [5].
Платежи I и II групп можно дифференцировать по признаку цели применения: если ввозные, а также специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлина направлены, в первую очередь, на реализацию мер протекционистской политики, то платежи, относящиеся к II группе способствуют сбалансированию налоговых режимов в отношении иностранных и российских товаров, а также значительному пополнению доходной части бюджета. По результатам 2018 г., в структуре доходов федерального бюджета России, администрируемых таможенными органами, на долю таможенных платежей II группы пришлось более 90,1% [14].
III группа - платежи, которые числятся на едином счете уполномоченного органа, оставаясь, как правило, имуществом лица, внесшего платежи, до наступления установленных в таможенном законодательстве событий (действий). В случае наступления таких событий (действий), данные таможенные платежи распределяются между бюджетами стран-членов ЕАЭС, перечисляются напрямую в бюджет страны-члена, таможенный орган которого осуществил взимание, или возвращаются плательщику. В состав III группы входят: предварительные специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, авансовые платежи, обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов [5].
Таким образом, таможенные платежи, входящие в III группу, являются потенциально относящимися к первым двум группам, однако их идентификация в качестве таковых происходит только при наступлении определенных таможенным законодательством событий. В качестве таких событий (действий) может выступать распоряжение лица, внесшего платежи, решение об обращении на них взыскания таможенным органом и т.д.
Механизм взимания и распределения платежей I, II и III групп, администрируемых таможенными органами России, проиллюстрирован на рисунке 5. Для большей ясности содержания процессов администрирования введём следующие примечания:
1 - перечисление плательщиками денежных сумм, эквивалентных исчисленным таможенным платежам, на единый счет Федерального казначейства в Центральном Банке РФ (40101);
2 - идентификация платежей III группы в качестве платежей I или II группы;
3 - распределение таможенных платежей I группы и идентифицированных в качестве таковых таможенных платежей III группы в соответствии с установленными нормативами между странами-членами ЕАЭС;
4 - перечисление причитающейся в соответствии с нормативами части платежей I группы и идентифицированных в качестве таковых таможенных платежей III группы на корреспондентский счет уполномоченного органа страны-члена ЕАЭС в Центральном Банке России;
5 - зачисление платежей на счет бюджета страны-члена ЕАЭС в Центральном (Национальном) Банке этой страны-члена (доля РФ зачисляется на балансовый счет 40105 «Средства федерального бюджета»).
Плательщики
Плательщики
Плательщики
Платежи I группы
ЕДИНЫЙ СЧЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНЛЧЕИСТВЛ В ЦБ РФ (40101)
2
Платежи III группы
Платежи II группы
5
Распределяемая сумма для РФ (85.065%)
Счет бюджета РФ в ЦБ РФ (40105)
Распределяемая сумма для Республики Казахстан (6.955%) 4 Корреспондентский счет Национального банка Республики Казахстан в ЦБ РФ 5 Счет бюджета Республики Казахстан в Национальном банке Республики Казахстан
Распределяемая сумма для Республики Беларусь (4,860%)
Распределяемая сумма для Кыргызской Республики (1,900%)
Распределяемая сумма для Республики Армения (1,220%)
Корреспондентский счет Национального банка Республики Беларусь в ЦБ РФ
Корреспондентский счет Национального байка Кыргьпскои Республики в ЦБ РФ
Корреспондентский счет Центрального банка Республики Армения в ЦБ РФ
Счет бюджета Республики Беларусь в Национальном банке Республики Беларусь
Рисунок 520 - Механизм взимания и распределения платежей I, II и III групп, администрируемых таможенными органами России
Счет бюджета Кыргызской Республики в Национальном банке Кыргызской Республики
Счет бюджета Республики Армения в Центральном банке Республики Армения
Резюмируя результаты проведенного анализа механизма администрирования таможенных доходов как составляющей таможенного администрирования, важно подчеркнуть его актуальность. Поскольку система таможенных органов РФ во главе с ФТС по-прежнему играет важную роль в пополнении доходной части федерального бюджета, фискальная функция таможенного администрирования является доминирующей. Правильное администрирование таможенных платежей, позволяющее максимально компенсировать «выпадающий» доход и обеспечить стабильность денежных поступлений, реализуется с учетом национального законодательства РФ, которое играет детализирующую (дополняющую) роль по отношению к единому правовому регулированию таможенной деятельности ЕАЭС.
Таким образом, механизм таможенного администрирования таможенных доходов выступает в качестве не только принципиально важного метода регулирования ВЭД, но и инструмента расширения финансового обеспечения государства, а также импульса к его сбалансированному и экономически безопасному развитию. Выполняя поставленную задачу обеспечения своевременного взыскания таможенных и иных платежей и перечисления их в федеральный бюджет в виде таможенных доходов, таможенные органы вносят существенный вклад в поддержание высокого уровня экономической безопасности государства, оказывают положительный эффект на национальную экономику в целом и её потенциал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) [Электронный ресурс] : [ред. от 15.03.2018]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/, свободный.
2.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/, свободный.
З.Об утверждении Инструкции о порядке ведения бюджетного учета таможенных и иных платежей в таможенных органах Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ ФТС России от 03.08.2009 N1394 : [ред. от 16.04.2013]. - Режим доступа: http://www.consultantru/cons/cgi/online.cgi?fшm=459455-0&rnd=460F571AD275A6BFB8E0AE457F7FA1EA&req=doc&base=EXP&n=546476&REFDOC=459455&RE
FBASE=EXP#ana2dxu7uos, свободный.
4. Об утверждении перечня типовых структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ ФТС России от 26.09.2012 N 1926 (с изм. на 10.06.2015). -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902372248, свободный.
5.Борисов, С.М. Таможенный союз: совместное взимание ввозных таможенных пошлин [Текст] / С.М. Борисов // Деньги и кредит. - 2013. - № 8. - С. 33-36.
6.Вагин В.Д. Таможенные органы и их роль в обеспечении экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности [Текст] : учебное пособие / В.Д. Вагин. — СПб.: ИЦ Интермедия, 2019. - 120 с. - ISBN 978-5-4383-0139-4.
7.Иващенко, М.В. Формы и методы таможенного администрирования [Текст] / М.В. Иващенко // Право и практика. - 2011. - № 1. - С. 76-82.
8.Немирова, Г.И. Особенности администрирования таможенных доходов в Евразийском экономическом союзе [Текст] / Г.И. Немирова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2017. - № 4. - С. 475-486.
9.Трошкина, Т.Н. Администрирование таможенных платежей в государствах-членах ЕАЭС: вопросы правового регулирования [Текст] / Т.Н. Трошкина // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2017. -№ 2. - С. 237-252.
10.Шарощенко, И.В. Администрирование таможенных доходов: элементы процесса, современные инструменты стимулирования ВЭД [Текст] / И.В. Шарощенко // Российский внешнеэкономический вестник. - 2019. - № 7. - С. 90-99.
11.Таможенная служба Российской Федерации в 2019 году [Электронный ресурс] : сб. - Режим доступа: http://customs.ru/storage/document/document_info/2020-03/11/Таможенная%20служба/о20Российской/о20Федерации0/о20в%202019%20году^, свободный.
12.Таможенная служба Российской Федерации в 2020 году [Электронный ресурс] : сб. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbomik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii, свободный.
13.Исполнение федерального бюджета администраторами доходов федерального бюджета в 2018 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://datamarts.roskazna.ru/razdely/dohody/dohody-po-administratoram/?paramPeriod=2018, свободный.
14.Федеральная таможенная служба России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://customs.ru/folder/1, свободный.
15.ФТС Личный кабинет участника ВЭД [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb2017/, свободный.
REFERENCES
1.The Treaty on the Eurasian Economic Union (signed in Astana on 29.05.2014) [Electronic resource] : [ed. from 15.03.2018]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/, free. (In Russian).
2.The Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix N 1 to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/, free. (In Russian).
3.On approval of the Instructions on the procedure for maintaining budget accounting of customs and other payments in the customs authorities of the Russian Federation [Electronic resource]: order of the Federal Customs Service of Russia of 03.08.2009 N1394: [ed. from 16.04.2013]. - Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=459455-
0&rnd=460F571AD275A6BFB8E0AE457F7FA1EA&req=doc&base=EXP&n=546476&REFD0C=459455&RE FBASE=EXP#ana2dxu7uos, free. (In Russian).
4.On approval of the list of standard structural divisions of the customs authorities of the Russian Federation [Electronic resource]: order of the Federal Customs Service of Russia of 26.09.2012 N 1926 (as amended on 10.06.2015). - Access mode: http://docs.cntd.ru/document/902372248, free. (In Russian).
5.Borisov, S. M. Customs Union: combines the levying of customs duties [Text] / S. M. Borisov // Den'gi i kredit. - 2013. - No. 8. - P. 33-36. (In Russian).
6.Vagin, V. D., Customs bodies and their role in ensuring economic security in the sphere of foreign economic activity [Text] : textbook / V. D. Vagin. -- SPb.: IC Intermediya, 2019. - 120 p. - ISBN 978-5-4383-0139-4. (In Russian).
7.Ivashchenko, M. V. Forms and methods of customs administration [Text] / M. V. Ivashchenko // Pravo i praktika. - 2011. - No. 1. - pp. 76-82. (In Russian).
8.Nemirova, G. I. Features of administration of customs revenues in the Eurasian Economic Union [Text] / G. I. Nemirova // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekonomika. - 2017. - No. 4. - pp. 475-486. (In Russian).
9.Troshkina, T. N. Administration of customs payments in the EAEU member States: issues of legal regulation [Text] / T. N. Troshkina / / Pravo. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki. - 2017. - No. 2. - pp. 237-252. (In Russian).
10.Sharoshchenko, I. V. Administration of customs revenue: elements of the process, modern tools for
stimulating foreign economic activity [Text] / I. V. Sharoshchenko / / Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik.
- 2019. - No. 7. - p. 90-99. (In Russian).
11.Customs Service of the Russian Federation in 2019 [Electronic resource]: sat. - Access mode: http://customs.ru/storage/document/document_info/2020-
03/ШТаможенная%о20служба%о20Российской/о20Федерации%о20в%о202019°/о20году^, free. (In Russian).
12.Customs Service of the Russian Federation in 2020 [Electronic resource]: sat. - Access mode: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii, free. (In Russian).
13.Execution of the federal budget by administrators of federal budget revenues in 2018 [Electronic resource].
- Access mode: http://datamarts.roskazna.ru/razdely/dohody/dohody-po-administratoram/?paramPeriod=2018, free. (In Russian).
14.Federal Customs Service of Russia [Electronic resource]. - Access mode: http://customs.ru/folder/1, free. (In Russian).
15.FCS Personal account of a foreign trade participant [Electronic resource]. - Access mode: https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb2017/, free. (In Russian).