Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА УПЛАТОЙ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА УПЛАТОЙ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2390
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные платежи / таможенное администрирование / контроль за уплатой таможенных платежей / доходы федерального бюджета / таможенные органы / customs payments / customs administration / control over the payment of customs payments / federal budget revenues / customs authorities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.Р. Ахмедзянов, К.Н. Мушкарина

Таможенные платежи служат одним из важных источников пополнения федерального бюджета Российской Федерации. Поэтому повышение собираемости таможенных платежей напрямую зависит от объемов внешнеторговой деятельности и работы таможенных органов. В условиях санкций, пандемии, нестабильной политической и экономической ситуации их роль в пополнении бюджета государства, для успешного существования и выполнения им своих функций только возрастает. В статье проведен анализ контроля за уплатой таможенных платежей в бюджет государства, выявлены проблемы и предложены направления его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF CONTROL OVER THE PAYMENT OF CUSTOMS DUTIES TO THE STATE BUDGET

Customs payments are one of the most important sources of replenishment of the federal budget of the Russian Federation. Therefore, the increase in the collection of customs payments directly depends on the volume of foreign trade activities and the work of customs authorities. In the conditions of sanctions, pandemics, unstable political and economic situation, their role in replenishing the state budget, for the successful existence and performance of its functions only increases. The article analyzes the control over the payment of customs duties to the state budget, identifies problems and suggests ways to improve it.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА УПЛАТОЙ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА»

6. Ахмедзянов Р.Р., Серова О.А., Воробьёва М. А. Система таможенных услуг в Российской Федерации: сущность и её развитие // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019.- № 39. - С. 10-13. References

1. Federal Law No. 289-FZ of 03.08.2018 "'On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation". [Electronic resource] // Access mode: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_304093.

2. Glushak N. V., Glushak O. V. The place and role of the raw material complex in the formation of the export potential of Russia. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № 3.

3. Federal Customs Service: official website [Electronic resource]. - Access mode: http://www.customs.ru (accessed 12.03.2021).

4. Nikolaev A.D., Miguel A. A. Modern forms of ensuring the payment of customs payments in the EAEU//Trends in the development of science and education. 2020. No. 62-9. pp. 54-57.

5. Susoeva A.V., Chuksin V. A., Petrushina O. M. The practice of applying security for the payment of customs payments on the territory of the Russian Federation//Economics and Business: Theory and practice. 2019. No. 4-1. pp. 191-194.

6. Akhmedzyanov R. R., Serova O. A., Vorob'eva M. A. The system of customs services in the Russian Federation: the essence and its development.- 2019. - No. 39. - p. 10-13.

DOI 10.24412/2309-4788-2021-11123

Р.Р. Ахмедзянов - к.э.н, доцент кафедры таможенного дела, доцент, Калужский государ-ственныйуниверситет им. К.Э.Циолковского, ЧОУВО Институтуправления бизнеса и технологий, rakhmed@yan dex.ru;

R.R. Akhmedzyanov - associate Professor of the Department of customs, candidate of economic Sciences, Tsiolkovskiy Kaluga State University; Institute of management business and technology;

К.Н. Мушкарина - студент, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, m ush karin a12@m ail.ru,

K. N. Mushkarina - student, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА УПЛАТОЙ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА IMPROVEMENT OF CONTROL OVER THE PAYMENT OF CUSTOMS DUTIES TO THE STATE BUDGET

Аннотация. Таможенные платежи служат одним из важных источников пополнения федерального бюджета Российской Федерации. Поэтому повышение собираемости таможенных платежей напрямую зависит от объемов внешнеторговой деятельности и работы таможенных органов. В условиях санкций, пандемии, нестабильной политической и экономической ситуации их роль в пополнении бюджета государства, для успешного существования и выполнения им своих функций только возрастает. В статье проведен анализ контроля за уплатой таможенных платежей в бюджет государства, выявлены проблемы и предложены направления его совершенствования.

Abstract. Customs payments are one of the most important sources of replenishment of the federal budget of the Russian Federation. Therefore, the increase in the collection of customs payments directly depends on the volume of foreign trade activities and the work of customs authorities. In the conditions of sanctions, pandemics, unstable political and economic situation, their role in replenishing the state budget, for the successful existence and performance of its functions only increases. The article analyzes the control over the payment of customs duties to the state budget, identifies problems and suggests ways to improve it.

Ключевые слова: таможенные платежи, таможенное администрирование, контроль за уплатой таможенных платежей, доходы федерального бюджета, таможенные органы.

Keywords: customs payments, customs administration, control over the payment ofcustoms payments, federal budget revenues, customs authorities.

Перед таможенными органами сегодня стоит крайне сложная задача: с одной стороны, увеличивать таможенные платежи для пополнения бюджета, с другой - уменьшать нагрузку на участников ВЭД для обеспечения роста внешнеторговой активности. Решение этой задачи очень важно, потому что определение и учет факторов, влияющих на начисление таможенных платежей играет важную роль в построении торговых взаимоотношений между странами, а также является основой экономической стабильности и безопасности РФ.

Таким образом повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов в насто я-щее время является для таможенных органов России стратегической целью номер один.

Поскольку именно Федеральной таможенной службой осуществляется администрирование значительной части доходов бюджета Российской Федерации необходимо пересмотреть существующую систему уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет страны.

Контроль за уплатой таможенных платежей в таможенных органах производится посредством подсистемы «Лицевые счета», которая позволяет в автоматическом режиме проводить учет таможенных платежей и контроль за их поступлением.

Таможенные органы в целях эффективного контроля за уплатой таможенных платежей осуществляют межведомственное взаимодействие с другими органами, в том числе и по вопросам взыскания, например, Федеральной службой судебных приставов.

Одно из важных направлений работы таможенных органов - разработка системы мер по минимизации рисков неуплаты таможенных платежей. С целью усиления контроля за перемещением товаров нерезидентами Российской Федерацией ФТС России был организован ряд мероприятий по внедрению электронного документооборота. В результате проведенных мероприятий значительно сократились случаи недоставки товаров в таможенные органы.

Таким образом, по большой части в мировой практике таможенные органы при таможенном контроле за начислением и поступлением таможенных платежей сталкиваются с различными проблемами, среди них первое место занимает неправильное декларирование стоимости товаров и факт того, что участники внешнеэкономической деятельности уклоняются от уплаты таможенных платежей.

В условиях тяжелого экономического положения страны и введения санкций поступления таможенных органов за 2020 года оказались на 17,1 % ниже показателя 2019 года (5 трлн 728,96 млрд рублей), которые, в свою очередь, были на 5,5 % ниже 2018 года (6,063 трлн. рублей). Более низкие показатели перечислений последний раз были в 2017 году (4 трлн 575,69 млрд рублей).

В последнее годы в России наблюдается кризисная ситуация, которая непосредственно отражается на состоянии федерального бюджета РФ.

Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в федеральный бюджет представлена на рисунке 1.

25000 20000 15000 10000 5000

о

■ Доходы федерального бюджета ■ Доходы федерального бюджета, администрируемые ФТС РФ

Рисунок 1 - Динамика доходов федерального бюджета РФ и доходов, администрируемых ФТС за 2018-2020 гг., млрд. руб.

Как видно из динамики рисунка 1, по итогам 2020 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 751,8 млрд рублей, что на 977,3 млрд рублей или на 17,1 % меньше по сравнению с 2019 годом.

Из них:

— НДС - 2 701,6 млрд рублей (в 2019 году - 2 613,4 млрд рублей);

— ввозные таможенные пошлины — 615,5 млрд рублей (в 2019 году — 618,2 млрд рублей);

— вывозные таможенные пошлины — 1 148,1 млрд рублей (в 2019 году — 2 291,3 млрд рублей);

— акцизы при ввозе товаров — 98,0 млрд рублей (в 2019 году — 88,8 млрд рублей);

— таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами, — 28,9 млрд рублей (в 2019 году — 25,0 млрд рублей);

— иные платежи — 159,7 млрд рублей (в 2019 году — 92,4 млрд рублей).

В 2020 году ФТС России реализован комплекс мер, направленных на упрощение условий ведения бизнеса и улучшение предпринимательского климата в Российской Федерации.

Во всех таможенных органах применялась технология централизованного учета таможенных и иных платежей, уплачиваемыхучастниками ВЭД с применением единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов (далее — ЕЛС), открытых на уровне ФТС России. По состоянию на 31 декабря 2020 года в ресурсе ЕЛС открыто 881,6 тыс. счетов.

В 2020 году таможенными органами взыскано задолженности по уплате таможенных платежей и пеней на сумму 23,9 млрд. рублей, что на 7,6 % больше по сравнению с 2019 годом (22,2 млрд рублей).

По состоянию на 1 января 2021 года общая сумма задолженности по уплате таможенных платежей и пеней составляет 27,4 млрд рублей, в том числе по таможенным платежам — 23,4 млрд рублей, по пеням—4,0 млрд рублей.

В целях повышения оперативности и эф фективности взыскания задолженности проведена доработка информационных сервисов Личного кабинета в части автоматизации процессов, связанных с фиксацией фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, информированием о таких фактах участников ВЭД и принятием мер по взысканию задолженности.

В 2020 году 95 % уведомлений о не уплаченныхв установленный срок таможенныхплатежахнаправлено плательщикам через Личный кабинет.

Внедрен электронный документооборот между таможенными органами и территориальными подразделениями ФССП России при взыскании задолженности за счет имущества должника. В 2020 году в ФССП России направлено в электронном виде порядка 3 тыс. постановлений таможенных органов о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет имущества должника.

В целях улучшения качества администрирования задолженности по таможенным платежам и пеням в условиях структурных изменений в системе таможенных органов разработано и утверждено типовое положение о подразделении взыскания задолженности службы таможенного контроля после выпуска товаров таможни.

За 2020 год таможенными органами принято обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов на общую сумму более 762,8 млрд рублей, что на 15 % превышает значение аналогичного показателя 2019 года.

Основную часть этой суммы (около 578 млрд. рублей или 75,8 %) составляет принятое таможенными органами поручительство, при этом основной объем поручительства предоставлен при транзите товаров (99,9 % от общей суммы принятого поручительства).

Проведенный анализ показал, что таможенные органы постоянно совершенствуют арсенал применяемых инструментов и методических подходов к администрированию таможенных платежей. При этом, реализуемый процесс реформирования системы таможенного контроля и уплаты имеет свои изъяны, в том числе наблюдается проблема повышения эффективности фискальных инструментов таможенного администрирования. Данное проблемное направление основывается на комплексе проблем, которые носят системный характер. К таким проблемам относятся:

1. увеличение случаев занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование;

2. наличие запутанной системы получения информации о внешнеторговых ценах, долгий срок обновления таких цен;

3. недостаточный уровень взаимодействия таможенных и налоговых органов;

4. отсутствие системного подхода к анализу информации об участникахвнешнеэкономической деятельности.

Если говорить о перспективахразвития системы администрирования уплаты таможенных платежей, то одним из самых важнейших условий оптимизации является приведение к единообразию применения таможенного законодательства. Информационные таможенные технологии, построенные с учётом строгого соблюдения правил, закрепленных таможенным законодательством, должны обеспечивать единообразие в применении правил и требований к оценке каждой внешнеэкономической сделки. Особенно это актуально в рамках функционирования ЕАЭС, который подразумевает единую унифицированную нормативно -правовую базу таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу для всех его стран-членов.

Кроме всех перечисленных мер, не менее важным является применение единообразной методики ведения таможенной статистики по торговле товарами во всем мире, а также ведение единой товарной номенклатуры внешней экономической деятельности, что, в свою очередь, позволит сократить разницу данных в зеркальной статистике между странами [2].

Еще одним вариантом в области совершенствования механизма взимания таможенных платежей при импорте товаров, будет являться дальнейшая работа по автоматизации пр оцедур контроля таможенной стоимости в процессе таможенного оформления. При имеющемся на сегодняшний день огромном объеме товарооборота, а также при учете человеческого фактора, нельзя пренебрегать тем фактом, что только при повсеместном введении системы автоматизации и использовании современных информационных технологий можно обеспечить наиболее эффективную работу таможенных органов в процессе контроля таможенной стоимости импортируемых товаров. Следующим этапом в создании постоянно действующей чётко отработанной системы контроля является оптимизация структуры управления подразделениями, которые участвуют в процессе определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Смысл указанной системы заключается в систематизации, а также количественном и качественном рассмотрении всех основных параметров, от которых в последствии и будет зависеть решение по ставленных задач.

В качестве еще одного мероприятия по совершенствованию механизма уплаты таможенных платежей при ввозе товаров можно выделить совершенствование технологии администрирования обеспечения таможенных пошлин, налогов в электронном виде, что, безусловно, будет содействовать сокращению сроков предоставления и принятия обеспечения, снижению объема бумажного документооборота, а также предотвращению случаев нарушения законодательства.

Стимулирующие воздействие таможенного механизма на экономику, в том числе в обеспечении фискальных задач и пополнении доходов федерального бюджета, может быть реализовано за счет оптимизации комплекса методов и инструментов таможенного механизма:

1. совершенствования практики планирования и прогнозирования таможенных платежей, в частности, переход в прогнозировании доходов от экспорта сырья с метода «от достигнутого» к многофакторному анализу и планированию, учитывающему не только количественные составляющие (цены на сырье, курс иностранной валюты, натуральный объем экспорта, ставки таможенных платежей, льготы и преференции), но и качественные характеристики (политические риски, изменение нормативно -правовой базы и т.д.);

2. повышения результативности финансового контроля (контроля за полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей, контроля таможенной стоимости с целью снижения потерь от недостоверного декларирования, проверки правомерности применения налогоплательщиком нулевой ставки НДС при экспорте товаров), в том числе за счет усиления взаимодействия таможенных и налоговых органов;

3. активизации применения элементов риск-менеджмента с учетом факторов риска внутренней и внешней среды: рисков системы таможенных органов (профессиональная компетентность сотрудников, надежность технической системы таможенной инфраструктуры) и рисков, вязанных с поведением участников внешнеэкономической деятельности (соблюдение таможенного законодательства и финансовая устойчивость участников ВЭД).

Для достижения положительныхрезультатов в указанных направлениях необходимо выполнение следующих комплексных мер:

1. совершенствование системы управления рисками;

2. развитие системы сопоставительного анализа данных статистики внешней торговли России и стран -контрагентов в плане расширения круга стран, вовлеченных в систему анализа рисков, в целях минимизации угроз личности, а также жизненно важным интересам общества и государства;

3. разработка и внедрение автоматизированной модели вероятностной оценки и прогнозирования рисков;

4. внедрение информационных технологий;

5. осуществление работ по минимизации таможенных и иных формальностей на границе;

6. осуществление мероприятий по смещению акцента при проведении различных видов государственного контроля с этапа таможенного оформления на этап формирования товарных партий в стране - экспортера за пределами территории РФ;

7. совершенствование системы учета и контроля за деятельностью участников ВЭД, интегрированной с информационными ресурсами правоохранительных и контролирующих органов иностранных государств;

8. совершенствование компьютеризированной системы контроля за безопасностью товаров при их транзите через территорию РФ.

Значимым механизмом, обеспечивающим осуществление контроля за поступлением таможенных платежей в бюджет, в том числе, полноту и своевременность их уплаты, является использование системы управления рисками, позволяющей сосредоточить ограниченные ресурсы таможенных органов в областях наибольшей вероятности уклонения от уплаты таможенных платежей или иных правонарушений в таможенной сфере. На сегодняшний день система управления рисками применяется преимущественно для категорирования участников внешнеэкономической деятельности и товаров по трем категориям риска (низкий, средний, высокий). Возможным путем совершенствования применения системы управления рисками является её применение в обнаружении объектов контроля высокого уровня риска с использованием информации о них, полученной путем предварительного информирования.

Кроме всех перечисленных выше мер, направленных на решение выявленных проблем, в целях совершенствования контроля за перечислением таможенных платежей и налогов, взимаемых таможенными органами, необходима дальнейшее внедрение информационных технологий в области электронного документооборота при взыскании таможенных платежей и пеней между такими категориями, как таможенные органы, плательщики и банки.

В целом таможенные органы интенсивно и эффективно осуществляют работу по совершенствованию применяемых порядка уплаты и механизмов контроля за поступлением таможенных платежей в федеральный бюджет, однако, в динамично изменяющемся экономическом пространстве, осуществление этих работ не обладает конечной точкой, а значит всегда существуют перспективы и направления развития ис пользуемых инструментов реализации задач государства в целом и таможенных органов в частности. Рассмотренные механизмы являются небольшой частью общего числа таких инструментов, однако предложенные решения позволят таможенным органам реализовывать возложенные на них функции эффективнее, повышая при этом уровень доверия к ним у участников внешнеэкономической деятельности и стимулируя экономическое развитие государства.

Источники

1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093.

2. Федеральная таможенная служба: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения: 12.03.2021).

3. Амирян А.Г. Механизм уплаты таможенных платежей в ЕАЭС // Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. - 2020.- №3 - С. 6-10.

4. Петрушина О.М., Борзенкова А.В. Анализ деятельности органов ФТС по обеспечению уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет//Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Гуманитарные науки. 2018. - Калуга: КГУ имени К.Э. Циолковского, 2018.

5. Ахмедзянов Р.Р., Серова О.А., Воробьёва М. А. Система таможенных услуг в Российской Федерации: сущность и её развитие // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019.- № 39. - С. 10-13. References

1. Federal Law No. 289-FZ of 03.08.2018 "'On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation". [Electronic resource] // Access mode: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_304093.

2. Federal Customs Service: official website [Electronic resource]. - Access mode: http://www.customs.ru (accessed: 12.03.2021).

3. Amiryan A. G. Mechanism of payment of customs payments in the EAEU / / Modern customs regulation in the conditions of functioning of the single economic space. - 2020. - No. 3-p. 6-10.

4. Petrushina O. M., Borzenkova A.V. Analysis of the activities of the Federal Customs Service bodies to ensure the payment of customs payments and control over their receipt to the budget//Scientific works of Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky. Series: Humanities. 2018. - Kaluga:

5. Akhmedzyanov R. R., Serova O. A., Vorob'eva M. A. The system of customs services in the Russian Federation: the essence and its development / / International Journal of Humanities and Natural Sciences.- 2019. - No. 39. - p. 10-13.

DOI 10.24412/2309-4788-2021-11124

Р.Р. Ахмедзянов - к.э.н, доцент кафедры таможенного дела, доцент, Калужский государ-ственныйуниверситет им. К.Э.Циолковского, ЧОУВО Институтуправления бизнеса и технологий, rakhmed@yan dex.ru,

R.R. Akhmedzyanov - associate Professor of the Department of customs, candidate of economic Sciences, Tsiolkovskiy Kaluga State University; Institute of management business and technology;

А.А. Саакян - студент, Калужский государственный университет им. К .Э.Циолковского, saakyanaa@studklg.ru,

A.A. Sahakian - student, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕАЭС IMPROVING CUSTOMS ADMINISTRATION IN THE CONTEXT OF THE EAEU FUNCTIONING

Аннотация. Создание данного экономического интеграционного объединения призвано обеспечить экономические интересы объединения в целом, а также всех его участников. ЕАЭС является международной организацией ре гиональной э ко номич ес кой интегр ации, о бладающей м ежду народно й прав осу бъ ектно стью. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отрасляхэкономики. В условияхразвивающихся процессов международной интеграции интересы нашей страны неразрывно связаны ЕАЭС. Совершенствование и повышение эффективности таможенного администрирования является главной задачей при осуществлении интеграционных процессов, в особенности на начальныхэтапах становления региональных объединений. В статье проведен анализ функционирования системы таможенного администрирования в РФ, выявлены основные проблемы и сформулированы направления ее развития.

Annotation. The creation of this economic integration association is designed to ensure the economic interests of the association as a whole, as well as all its participants. The EAEU is an international organization ofregional e co-nomic integration with international legal personality. The EAEU ensures the freedom ofmovement of goods, as well as services, capital and labor, and the implementation of a coordinated, coordinated or unified policy in the sectors of the economy. In the context of developing processes of international integration, the interests of our country are inextricably linked by the EAEU. Improving and improving the efficiency of customs administration is the main task in the implementation of integration processes, especially at the initial stages of the formation of regional associations. The article analyzes the functioning of the customs administration system in the Russian Federation, identifies the main problems and outlines the directions of its development.

Ключевые слова: таможенные платежи, таможенное администрирование, товарооборот, доходы федерального бюджета, таможенные органы.

Keywords : customs payments, customs administration, commodity turnover, federal budget revenues, customs authorities.

Впервые в официальных документах термин «таможенное администрирование» появился в распоряжении Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации» и номинировал «повышение качества проведения таможенных процедур в отношении юридических и физических лиц как участников внешнеторговой деятельности; сотрудничество и партнерство».

Под таможенным администрированием понимается вся совокупность направлений таможенной деятельности. К ним относятся: совершенствование таможенного контроля с применением системы управления рисками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.